Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Румбы горизонта. Компасные румбы Основные румбы их градусное значение

Компас - устройство, предназначенное для определения сторон света и ориентирования на местности. У всех магнитных компасов имеется стрелка, а у большинства моделей - и диск с нанесенным на него шкалой, цифрами и буквами. О том, что они означают, как ими пользоваться и как с помощью компаса узнать расположение сторон света - севера, юга, востока и запада, мы расскажем далее.

Направление на юг или север на компасе указывает стрелка, а шкала затем «подгоняется» под неё.

Стрелка компаса

Стрелка - это основной элемент любого магнитного компаса, хотя бывают модели, у которых стрелка образует одно целое с диском, на который нанесена шкала.

Стрелка всегда поворачивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, а значит показывает приблизительное направление на земные полюса. В то время, как один конец стрелки показывает на север, другой ее конец будет показывать на юг.

В литературе можно встретить информацию о том, что красный конец стрелки указывает на север, однако это не всегда так. Каким цветом покрасить северную часть стрелки, решает производитель, и это зачастую не совпадает с тем, что написано в различных источниках. Кроме того, иногда стрелка окрашивается в цвета, среди которых не находится места красному, например, в синий, белый, черный или даже зеленый.

Один из простых способов разобраться, какая часть стрелки является северной, то есть указывает на север, это в ясную погоду в обеденное время выйти с компасом на улицу. Порядок дальнейших действий следующий:

  1. Посмотреть, с какой стороны находится Солнце. В это время светило находится вблизи направления на юг.
  2. Взять компас в руку и расположить его в горизонтальном положении стрелкой кверху.
  3. Если компас оснащен арретиром (стопорным рычажком), тогда «отключить» его: стрелка должна иметь возможность свободно вращаться на шпиле. После этого стрелка расположится в направлении север–юг.
  4. Определить северную и южную части стрелки: тот конец стрелки, который будет направлен в сторону Солнца, будет южным, а противоположный - северным.

Следует заметить, что это правило указано для стран бывшего СНГ, в тропиках и в южном полушарии оно может не сработать из-за того, что Солнце в полдень может находиться в этой местности не в южной, а в северной стороне. Это важно учитывать, чтобы не допустить ошибки.

Существует и другой способ, но он более сложный, хотя и позволяет определить северное направление, как в северном, так и в южном полушариях на любых широтах. Для этого в утреннее время - около 6 часов утра - нужно стать так, чтобы Солнце оказалось справа. В этом случае север окажется перед лицом человека, проводящего эксперимент. Соответственно и часть стрелки компаса, указывающая «вперед», будет северной.

Теперь, когда удалось определиться со сторонами стрелки, можно с помощью компаса определить расположение сторон света. Для этого:

  1. Компас берется в руку и располагается горизонтально.
  2. Арретир, если таковой предполагается в конструкции, отключается, чтобы дать стрелке возможность повернуться и указать направление на север и юг.
  3. По показаниям стрелки определяется северное направление.
  4. Человек становится лицом на север.
  5. Определяются все остальные стороны света: позади будет юг, справа - восток, слева - запад.

Во время работы с компасом следует избегать близости железных, стальных и других объектов, обладающих значительным по силе магнитным полем (например, ножей, мобильных телефонов, автотранспорта, железнодорожных путей), а также проводов, по которым течет электрический ток (например, линий электропередач). Все эти объекты могут исказить показания компаса.

Шкала и буквы

Диск компаса, находящийся под стрелкой, зачастую бывает расчерчен. Чаще всего на диск наносятся румбы и шкала.

«Звезда» внутри шкалы и является совокупностью румбов.

Румбы обозначают стороны света, из которых основными являются четыре - север, восток, юг и запад - хотя зачастую попадаются и промежуточные, соответствующие северо-востоку, юго-востоку, юго-западу и северо-западу. Всего же существует тридцать два румба, которые можно встретить на некоторых «морских» компасах.

В зависимости от модели компаса, румбы могут обозначаться буквами алфавитов разных языков. Мне встречались две разновидности: в одной румбы были написаны на русском, в другой - на латинице.

Компас с обозначениями на шкале на русском языке.

Рассмотрим четыре основных румба в разных вариациях:

  • N (North) или С (Север);
  • E (East) или В (Восток);
  • S (South) или Ю (Юг);
  • W (West) или З (Запад).

Чтобы с помощью румбов сориентироваться по сторонам света, нужно, удерживая компас в горизонтальном положении, повернуться с ним так, чтобы северный конец стрелки указал на «N» либо соответствующую букву русского алфавита «С». Как только это произошло, обозначения румбов на диске компаса будут соответствовать направлениям сторон света.

Кстати, определять стороны света с помощью магнитного компаса можно не только на открытом пространстве, но и в закрытом, например, в густом лесу, в квартире, в пещерах, катакомбах и под водой. Во всех этих случаях компас будет работать одинаково хорошо. Главное помнить о дистанции с источниками магнитных полей.

Шкала, нанесенная на диск компаса, обычно представлена либо в градусах, либо в тысячных и нужна для определения азимутов на объект либо выбора направления движения. С ее помощью решаются более сложные задачи, чем определение сторон света, о чем мы рассказывали в

Это — основы работы с магнитным компасом. Освоить ее может в течение нескольких минут любой, даже самый неподготовленный человек. Однако, несмотря на простоту, эти знания являются основополагающими для такой непростой дисциплины, как ориентирования, и дают новичку на первых же этапах почувствовать уверенность в собственных силах, что так необходимо для начала обучения и осваивания более сложных техник в дальнейшем.

м. морск. полночь, как страна, север; точка на компасе (матке), указывающая на север, и отвечающая ей точка горизонта (овиди, закроя); ветер оттуда, северяк. Компас у моряков делится на четыре четверти, крестом, который указывает на норд (север), зюйд (юг), ост (восток) и вест (запад), а каждая четверть на восемь румбов (точек, направлений); от севера к востоку румбы эти называются, с голландского: норд-теньост, норд-норд-ост, норд-ост-тен-норд, норд-ост, норд-ост-тень-ост, ост-норд-ост, ост-тень-норд, ост: их означают начальными буквами: Nto, Nno, NotN, No и пр. северо-западной четверти ставится всюду вест, вместо ост; а в обеих южных четвертях, зюйд, вместо норд. См. компас и ветер. Нордовый ветер, северный. От норда к весту, откачал да и к месту! шуточное матроское

Альтернативные описания

Северный ветер, север

Северный ветер

. "Север" по-голландски

. "Северное" название холодильника

. "Северный" холодильник

. "Север" для Санта-Клауса

. "оппозиционер" зюйда

. "север" по-голландки

Антипод зюйда

Ветер в сторону юга

Ветер с севера

Ветер, дующий на юг

Восток - это ост, а север

Запад - это вест, а север

Зюйд, вест, ост, ...

Марка российского холодильника

Марка холодильник

Марка холодильника

На 180 градусов от зюйда

Направление...-ост

Направление на север

Напротив зюйда

Немецкий север

Одно из направлений стрелки компаса

Оппонент юга

По другую сторону зюйда

Противоположность зюйда

Русская пианистка, создавшая одну из крупнейших русских пианистических школ

Север в названии характера

Север для боцмана

Север для моряка

Север по-морскому

Север у моряков

Север, как сказал бы моряк

Северная сторона

Северное направление

Северный ветер

Северный курс судна

Северный полюс

Сторона напротив зюйда

Турист идет на север, а моряк

Холодильник с северным названием

Холодильник-северянин

Юг - это зюйд, а север

. «север» по-голландски

. «север» по-голландки

. «оппозиционер» зюйда

. «север» для Санта-Клауса

Турист идет на север, а моряк?

Юг - это зюйд, а север?

Восток - это ост, а север?

Запад - это вест, а север?

. «северное» название холодильника

Запад - это вест, а север?

Юг - это зюйд, а север?

Турист идёт на север, а моряк?

Восток - это ост, а север?

Содержание статьи

КОМПАС, прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется для определения направления, в котором движется морское, воздушное судно, наземное транспортное средство; направления, в котором идет пешеход; направления на некоторый объект или ориентир. Компасы подразделяются на два основных класса: магнитные компасы типа стрелочных, которыми пользуются топографы и туристы, и немагнитные, такие, как гирокомпас и радиокомпас.

Картушка компаса.

Для определения направлений в компасе имеется картушка (рис. 1) – круговая шкала с 360 делениями (соответствующими одному угловому градусу каждое), размеченными так, что отсчет ведется от нуля по часовой стрелке. Направлению на север (норд, N, или С) обычно соответствует 0° , на восток (ост, O, E, или В) – 90° , на юг (зюйд, S, или Ю) – 180° , на запад (вест, W, или З) – 270° . Это главные компасные румбы (страны света). Между ними расположены «четвертные» румбы: норд-ост, или С-В (45° ), зюйд-ост, или Ю-В (135° ), зюйд-вест, или Ю-З (225° ) и норд-вест, или С-З (315° ). Между главными и четвертными расположены 16 «основных» румбов, таких, как норд-норд-ост и норд-норд-вест (некогда было еще 16 румбов, таких, как «норд-тень-вест», называвшихся просто румбами).

МАГНИТНЫЙ КОМПАС

Принцип действия.

В приборе, указывающем направление, должно быть некое опорное направление, от которого отсчитывались бы все другие. В магнитном компасе таким направлением служит линия, соединяющая Северный и Южный полюса Земли. В этом направлении сам собой устанавливается магнитный стержень, если его подвесить так, чтобы он мог свободно поворачиваться в горизонтальной плоскости. Дело в том, что в магнитном поле Земли на магнитный стержень действует вращающая пара сил, устанавливающая его в направлении магнитного поля. В магнитном компасе роль такого стержня играет намагниченная стрелка, которая при измерении сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли.

Стрелочный компас.

Это самый распространенный вид магнитного компаса. Он часто применяется в карманном варианте. В стрелочном компасе (рис. 2) имеется тонкая магнитная стрелка, установленная свободно в своей средней точке на вертикальной оси, что позволяет ей поворачиваться в горизонтальной плоскости. Северный конец стрелки помечен, и соосно с ней закреплена картушка. При измерении компас необходимо держать в руке или установить на штативе так, чтобы плоскость вращения стрелки была строго горизонтальна. Тогда северный конец стрелки будет указывать на северный магнитный полюс Земли. Компас, приспособленный для топографов, представляет собой пеленгаторный прибор, т.е. прибор для измерения азимута. Он обычно снабжен зрительной трубой, которую поворачивают до совмещения с нужным объектом, чтобы затем считать по картушке азимут объекта.

Жидкостный компас.

Жидкостный компас, или компас с плавающей картушкой, – это самый точный и стабильный из всех магнитных компасов. Он часто применяется на морских судах и потому называется судовым. Конструкции такого компаса разнообразны; в типичном варианте он представляет собой наполненный жидкостью «котелок» (рис. 3), в котором на вертикальной оси закреплена алюминиевая картушка. По разные стороны от оси к картушке снизу прикреплены пара или две пары магнитов. В центре картушки имеется полый полусферический выступ – поплавок, ослабляющий нажим на опору оси (когда котелок наполнен компасной жидкостью). Ось картушки, пропущенная через центр поплавка, опирается на каменный подпятник, изготовляемый обычно из синтетического сапфира. Подпятник закреплен на неподвижном диске с «курсовой чертой». В нижней части котелка имеются два отверстия, через которые жидкость может переливаться в расширительную камеру, компенсируя изменения давления и температуры.

Картушка плавает на поверхности компасной жидкости. Жидкость, кроме того, успокаивает колебания картушки, вызываемые качкой. Вода не годится для судового компаса, так как она замерзает. Используется смесь 45% этилового спирта с 55% дистиллированной воды, смесь глицерина с дистиллированной водой либо высокочистый нефтяной дистиллят.

Котелок компаса отлит из бронзы и снабжен стеклянным колпаком с уплотнением, исключающим возможность протечки. В верхней части котелка закреплено азимутное, или пеленгаторное, кольцо. Оно позволяет определять направление на различные объекты относительно курса судна. Котелок компаса закреплен в своем подвесе на внутреннем кольце универсального (карданного) шарнира, в котором он может свободно поворачиваться, сохраняя горизонтальное положение, в условиях качки.

Котелок компаса закрепляется так, что его специальная стрелка или метка, называемая курсовой, либо черная линия, называемая курсовой чертой, указывает на нос судна. При изменении курса судна картушка компаса удерживается на месте магнитами, неизменно сохраняющими свое направление север – юг. По смещению курсовой метки или черты относительно картушки можно контролировать изменения курса.

ПОПРАВКА КОМПАСА

Поправкой компаса называется отклонение его показаний от истинного норда (севера). Ее причины – девиация магнитной стрелки и магнитное склонение.

Девиация.

Компас показывает на т.н. компасный, а не на магнитный норд (северный магнитный полюс), и соответствующая угловая разность направлений называется девиацией. Она обусловлена наличием местных магнитных полей, налагающихся на магнитное поле Земли. Местное магнитное поле могут создавать корпус судна, груз, крупные массы железных руд, расположенные неподалеку от компаса, и другие объекты. Правильное направление получают, учитывая в показаниях компаса поправку на девиацию.

Судовой магнетизм.

Местные магнитные поля, создаваемые корпусом судна и охватываемые понятием судового магнетизма, делятся на переменные и постоянные. Переменный судовой магнетизм наводится в стальном корпусе судна магнитным полем Земли. Напряженность переменного судового магнетизма изменяется в зависимости от курса судна и от географической широты. Постоянный судовой магнетизм наводится в процессе постройки судна, когда под влиянием вибрации, вызываемой, например, операциями клепки, стальная обшивка становится постоянным магнитом. Напряженность и полярность (направление) постоянного судового магнетизма зависят от местоположения (широты) и ориентации корпуса судна в период его сборки. Постоянный магнетизм частично теряется после спуска судна на воду и после того, как оно побывает в бурном море. Кроме того, он несколько изменяется в процессе «старения» корпуса, но его изменения существенно уменьшаются после эксплуатации судна в течение года.

Судовой магнетизм можно разложить на три взаимно перпендикулярные компоненты: продольную (относительно судна), поперечную горизонтальную и поперечную вертикальную. Отклонения магнитной стрелки, обусловленные судовым магнетизмом, корректируют, помещая возле компаса постоянные магниты, параллельные этим компонентам.

Нактоуз.

Судовой компас обычно устанавливается в универсальном шарнире на специальной подставке, называемой нактоузом (рис. 4). Нактоуз жестко и надежно прикрепляется к палубе судна, обычно на средней линии последнего. На нактоузе устанавливаются также магниты, компенсирующие влияние судового магнетизма, и закрепляется защитный колпак для компаса с внутренним осветителем картушки. Ранее нактоуз выполнялся в виде резной фигуры из дерева, но на современных судах это просто цилиндрический стенд.

Магнитное склонение.

Магнитное склонение – это угловая разница между магнитным и истинным нордом, обусловленная тем, что магнитный северный полюс Земли смещен на 2100 км относительно истинного, географического.

Карта склонений.

Магнитное склонение изменяется по времени и от точки к точке на земной поверхности. В результате измерений магнитного поля Земли получены карты склонения, которые дают величину магнитного склонения и скорость его изменения в разных районах. Контуры нулевого магнитного склонения на таких картах, исходящие из северного магнитного полюса, называются агоническими линиями или агонами, а контуры равного магнитного склонения – изогоническими или изогонами.

Учет поправки компаса.

В настоящее время находит применение целый ряд разных способов учета поправки компаса. Все они одинаково хороши, а потому достаточно привести для примера лишь один, принятый в ВМС США. Девиации и магнитные склонения к востоку считаются положительными, а к западу – отрицательными. Вычисления производят по следующим формулам:

Магн. напр. = Комп. напр. + Девиация,

Комп. напр. = Магн. напр. + Склонение.

Быстрее и надежней всего установить направление на север и вычислить свой маршрут можно с помощью компаса. На север укажет магнитный, помеченный красной, синей, либо флюоресцентной краской, конец стрелки. Градусная шкала поможет перевести на язык цифр и зафиксировать выбранное направление.

Шкала обычного компаса разбита на 360 делений-градусов. Каждый градус соответствует 1 /360 части горизонта. Соответственно на каждую сторону света приходится 90 градусов. Отсчет начинается с 0 градусов, обозначающего на компасе север. В некоторых импортных компасах его шкала разбивается на более экзотические морские румбы, каждый из которых состоит из одиннадцати градусов. Поэтому в «морской» шкале компаса не 360 градусов, а всего лишь 32 румба, или уж совсем непонятно откуда взявшиеся 60 румбов.

Главные румбы: Север (С) обозначается Норд (N), Юг (Ю) – Зюйд (S), Восток (В) – Ост (О), Запад (3) – Вест (W). Соответственно направления, получаемые делением пополам каждой четверти горизонта, называются четвертными. Норд-ост (NO) – северо-восток, Норд-вест (NW) – северо-запад, Зюйд-ост (SO) – юго-восток, Зюйд-вест (SW) – юго-запад. Средние направления между главными и четвертичными румбами обозначаются тремя буквами. Например, средний румб между NO и О называется Ост-норд-ост (ONO) и т. д. Но в любом случае Север (Nord) всегда ноль. Для упрощения работы с импортными компасами можно общее количество румбов разделить на четыре (по сторонам света) и соотнести с привычной нам градусной шкалой

Далее все просто. Цифра «ноль» на градусной шкале поворотом компаса вокруг своей оси подгоняется под северную стрелку. Карта-схема так же разворачивается верхней стороной на север. На шкале положенного сверху на карту компаса замечается градус (либо румб), соответствующий выбранному направлению . Например, на ближайший населенный пункт. Теперь достаточно установить визирное приспособление (целик и мушку) на избранный курс и двигаться в указанную сторону, но так, чтобы северный конец стрелки постоянно находился в створе рисок у нулевой отметки на шкале. Если стрелка уходит из створа – значит, идущий сбился с курса.

Конечно, описанная схема крайне примитивна. В практике путешествий работа с картой и компасом обрастает многими объективными и субъективными сложностями. Чтобы разобраться в них, лучше обратиться к специальной литературе, посвященной ориентированию. В аварийных условиях обращаться с следует особенно осторожно – хранить во внутреннем кармане или под одеждой на крепком шнурке. Носить компас в наружных карманах или на руке опасно, так как в подобном положении его легко потерять или разбить защитное стекло. Если компас сломался, следует отыскать и сохранить магнитную стрелку, с помощью которой всегда можно изготовить импровизированный компас из подручных материалов.

По материалам книги «Школа выживания в природных условиях».
Андрей Ильин.

Компасный румб это 1/32 часть окружности. Один румб равен 11° 15´ .

1 Румб = 360° / 32 = 11° 15´

Румбы применяют в тех случаях, когда не требуется особая точность в обозначении направления. Например, для обозначения направления ветра – «…NO 7 баллов…», течения «…W-е течение…» или приблизительного направления на какой-то географический район – «…к SW-ту от мыса Лизард…» и т.д.

Румбы сохранились со старых времен, когда не только конструкция магнитных компасов была не совершенна, но и точность удержания корабля на курсе измерялась десятком градусов, в виду несовершенства рулевого устройства. По мере совершенствования точности компасов и рулевых устройств, требовалась и более точная система отсчета, поэтому румбы разделили на части. С появлением гирокомпасов, электрических и гидравлических рулевых устройств, появилась возможность вести отсчет и удерживать судно на курсе с точностью до долей градуса. С этого времени румбы утратили практическое применение для целей курсоуказания, однако широко используются для общего обозначения направлений на море.

Румбы делятся на:

  1. Главные — N , S , O , W
  2. Четвертные — NO , NW , SO , SW
  3. Трехбуквенные — NNO , ONO , SSO , SSW
  4. Промежуточные («тэновые») — NtO , NOtN , NOtO , OtN , NtW , NWtN , NWtW , WtN ,

StO, SOtS, SOtO, OtS, StW, SWtS, SWtW, WtS

«Тэновыми» называют промежуточные румбы за слово «тэн» (t ), которое происходит от испорченного голландского предлога «к».

Читаются тэновые румбы следующим образом:

NtO – Норд-тэн-Ост

NOtN Норд-Ост-тэн-Норд

NOtO – Норд-Ост-тэн-Ост

OtN – Ост-тэн-Норд

NtW – Норд-тэн-Вест

NWtN Норд-Вест-тэн-Норд

NWtW – Норд-Вест-тэн-Вест

WtN Вест-тэн-Норд

StO – Зюйд-тэн-Ост

SOtS – Зюйд-Ост-тэн-Зюйд

SOtO – Зюйд-Ост-тэн-Ост

OtS – Ост-тэн-Зюйд

StW – Зюйд-тэн-Вест

SWtS – Зюйд-Вест-тэн-Зюйд

SWtW – Зюйд-Вест-тэн-Вест

WtS – Вест-тэн-Зюйд

Отсчет румбов ведется в четверном счете по наименованию четверти: NO , NW , SO , SW .

Во времена парусного флота румб делился на 4 части и направление указывалось с точностью до ¼ румба, а иногда и с точностью, и до 1/8 румба. Наименования таких дробных румбов принято составлять исходя из основного румба в направлении к O или W , например, дробные румбы между S и StW будут: S 1/4 W , S 1/2 W , S 3/4 W и читаются они так: Зюйд-четверть-к Весту, Зюйд-пол-к Весту, Зюйд-три четверти-к Весту.

Также и применительно к другим дробным румбам. Необходимо только помнить, что дроби ¼, 1/2 и ¾ означают дробную часть румба, а не градуса:

1 румб = 11° 15´

¼ румба = 2° 48´,8

½ румба = 5° 37´,5

¾ румба = 8° 26´,3

© 2024 Helperlife - Строительный портал