Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мартин милостивый. Мартин Милостивый — святой Мартин Турский

МАРТИН ТУРСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мартин Милостивый (316 - 397), епископ Турский, святитель.

Родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку . Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов -язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до “Каролингского Возрождения” - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Венедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной “рассудительности”, умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.

Использованные материалы

Григорий Турский, "История Франков"

Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского. // Жития святых, изложенные по руководству Четьих-миней свт. Димитрия Ростовского. Октябрь. День двенадцатый. - Оптина Пустынь, 1993.

http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_ (Димитрий_Ростовский)/Октябрь/12

Федотов Г.П. Святой Мартин Турский - подвижник аскезы. // Православная мысль. 1928, №1.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130

http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2

http://www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm

http://www.abbaye-liguge.com/

На первый взгляд, почему бы не отдать весь плащ целиком? По тогдашним правилам половина экипировки воина осуществлялась за счёт его личных средств, а половина - за счёт казны. Вот свою-то половину он и отдал!

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАРТИН ТУРСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАРТИН ТУРСКИЙ
    (335 или 316-397) христианский монах-отшельник, экзорцист и проповедник, епископ г. Тура; святой покровитель Франции. Ученик Илария Пиктавийского. Возле его келий …
  • МАРТИН ТУРСКИЙ
    св., род. в 336 г. в Нижней Венгрии, воспитывался в Павии; по воле отца, военного трибуна, должен был поступить в …
  • МАРТИН ТУРСКИЙ
    ? св., род. в 336 г. в Нижней Венгрии, воспитывался в Павии; по воле отца, военного трибуна, должен был поступить …
  • МАРТИН ТУРСКИЙ
    (335 или 316-397) , христианский монах-отшельник, экзорцист и проповедник, епископ г. Тура; святой покровитель Франции. Ученик Илария Пиктавийского. Возле его …
  • МАРТИН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    1) Из династии Арагонских королей. Король Арагона в 1395-1410 гг. Король Сицилии в 1409-1410 гг. Сын Педро IV. Ж.: 1) …
  • МАРТИН в биографиях Монархов:
    Король Сицилии из династии Арагонских королей, правивший в 1390— 1409 гг. Сын арагонского короля Mapтина и Марии де Луны. Ж.: …
  • МАРТИН в биографиях Монархов:
    Из династии Арагонских королей. Король Арагона в 1395—1410 гг. Король Сицилии в 1409—1410 гг. Сын Педро IV. Ж.: 1) с …
  • ТУРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Turski) Каспар Михаил (ок. 1847-1926) деятель русского и польского революционного движения. С 1869 в эмиграции, организатор "Славянского кружка", член редакции …
  • МАРТИН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Martin) Арчер Джон Портер (р. 1910) английский биохимик и физикохимик. Разработал методы распределительной хроматографии: на бумаге (1941, совместно с Р. …
  • ТУРСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Митрофан Кузьмич (1840—1899) — лесовод. Среднее образование получил в СПб. духовной семинарии; затем окончил СПб. унив. по естественному факультету и …
  • МАРТИН ИМЯ ПЯТИ ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    М. I (649—655), родом из Тоди в Тоскане, сначала был легатом в Константинополе. Сделавшись папой, М. на первом же соборе …
  • МАРТИН ЕПИСКОП Г. БРАГИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (ум. ок. 583 г.) — с 560 г. епископ г. Браги в нынешней Португалии, где устроил несколько монастырей и занимался …
  • ТУРСКИЙ
    Т́УРСКИЙ Митр. Куз. (1840-99), лесовод. С 1876 проф. Петровской земледельч. и лесной академии. Разработал метод определения светолюбивости древесных пород. Тр. …
  • ТУРСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Т́УРСКИЙ (Turski) Каспар Михаил (ок. 1847- 1926), деятель рус. и польск. рев. движения. С 1869 в эмиграции, организатор "Слав. кружка", …
  • МАРТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАРТ́ИН ТУРСКИЙ (335 или 316-397), христ. святой, покровитель Франции. Ученик Илария Пиктавийского, монах-отшельник, экзорцист и проповедник, епископ г. Тур. Возле …
  • МАРТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АРТИН (Martin), г. в Словакии. 58 т.ж. (1991). Маш-ние, деревообр., текст., пищ., полиграф. пром-сть. Словац. нац. …
  • МАРТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АРТИН Рудольф (1864-1925), нем. антрополог. Создатель совр. методики антропологич. …
  • МАРТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́АРТИН (Martin) Арчер Джон Портер (1910- 2002), англ. биохимик и физикохимик. Разработал методы распределит. хроматографии: на бумаге (1941, совм. с …
  • МАРТИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАРТ́ИН (Мартинус), христ. церк. деятель, мученик, папа Римский в 649-653. На первом Латеранском соборе (649) осудил монофелитство и запрещающий споры …
  • ТУРСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Митрофан Кузьмич (1840?1899) ? лесовод. Среднее образование получил в СПб. духовной семинарии; затем окончил СПб. унив. по естественному факультету и …
  • МАРТИН в словаре Синонимов русского языка.
  • МАРТИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Мартин, (Мартинович, …
  • ТУРСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Turski) Каспар Михаил (ок. 1847-1926), деятель русского и польского революционного движения. С 1869 в эмиграции, организатор «Славянского кружка», член редакции …
  • МАРТИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Martin) , город в Словакии. 58 тыс. жителей (1991). Машиностроение, деревообрабатывающая, текстильная, пищевая, полиграфическая промышленность. Словацкий национальный музей. - (Martinus) …
  • «МАРТИН» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Glenn L. Martin Co.), американская авиационная фирма. С сер. 50-х гг. разрабатывает ракетно-космические системы, в т. ч. баллистические ракеты средней …
  • ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ ОШАРОВОЙ МОЛНИИ;"ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    В VI в. епископ Григорий Турский писал о появлении огненного шара во время церемонии освящения …
  • МАРТИН НИМЁЛЛЕР в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-17 Time: 01:17:26 Навигация Тема = Мартин Нимёллер Википедия = Нимёллер, Мартин Викисклад = Category:Martin Niemoller Мартин Фридрих Густав …
  • СЕНОХ ТУРСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сенох Турский (Sénoch) (+ 576), отшельник, преподобный. Память 24 октября. Житель Пуату (Poitou) …
  • МАРТИН ТУРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мартин Туровский (+ 1150), преподобный. Память 27 июня и в Соборе Белорусских святых Служил …
  • МАРТИН БРАГСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мартин Брагский (+ 580), епископ, святитель. Память 20 марта Святой Мартин родился в …
  • МАРТИН I РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мартин Исповедник (+ 655), папа Римский, святитель. Память 14 апреля . Мартин …
  • ЛИТОРИЙ ТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Литорий (Litorius или Лидуар, Lidoire) (+ 371), епископ Турский, святитель. Память 13 сентября …
  • ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорий Турский (ок. 540 - 594), епископ, святитель. Память 17 ноября. В …
  • ВРИСИЙ ТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Врисий Турский (444 / 447), епископ, святитель. Память 13 ноября. …
  • ВОЛУЗИАН ТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волузиан Турский (+ 507) , епископ, святитель . Память 18 января (зап.) …
  • ВАНАНТИЙ ТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ванантий Турский (Venant) (V в.), игумен, преподобный. Память 13 октября (Галл.). Происходил из …
  • БРАКХИОН ТУРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бракхион Турский (+ 576), аббат, преподобный. Память 9 февраля. Юношей святой Бракхион …
  • ТУРСКИЙ МИТРОФАН КУЗЬМИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Турский (Митрофан Кузьмич, 1840 - 1899) - лесовод. Среднее образование получил в спб. духовной семинарии; затем окончил СПб. университет по …
  • МАРТИН ИДЕН в Литературной энциклопедии:
    (англ. Martin Eden) - герой романа Джека Лондона «Мартин Идеи» (1909), простой матрос и рабочий, который становится известным писателем. Его …
  • ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ
    Турский (Gregoire de Tours; Gregorius Turonensis), первоначально - Георгий Флоренций (Georgius Florentius) (около 540, Клермон-Ферран, - около 594, Тур), историк …
  • ВОЛЬНИ МАРТИН ЭВАЛЬД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Wollny) Мартин Эвальд (20.3.1846, Берлин, - 8.1.1901, Мюнхен), немецкий агроном, почвовед, физик, один из основателей научной агрономии. Окончил с.-х. академию …
  • АНДЕРСЕН-НЕКСЁ МАРТИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Andersen Nexo, настоящая фамилия Андерсен; псевдоним Нексё) Мартин (26.6.1869, Копенгаген, - 1.6.1954, Дрезден), датский писатель. Сын рабочего-каменотёса. В рабочих политических …


План:

    Введение
  • 1 Жизнеописание
  • 2 Покровительство
  • 3 В поп-культуре
  • Примечания
    Источники

Введение

Статуя в Хёхстском замке, изображающая св. Мартина отдающим свой плащ нищему

Святитель Мартин Турский или Мартин Милостивый (лат. Martinus , 317 или 337 римская провинция Паннония - 11 ноября 397, Турень, Франция) - епископ Тура, один из самых почитаемых во Франции святых.

Память святого отмечают 11 ноября (католики и некоторые православные церкви) и 12 октября (православные) .


1. Жизнеописание

Святитель Мартин родился в начале IV в. в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

«Святой Мартин делится плащом с нищим» , картина Эль Греко

Мигель Хименес. «Святой Мартин делит плащ с нищим». Сарагоса, 1498

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии», мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день.


2. Покровительство

Святой Мартин Турский считается одним из пяти католических покровителей Франции:

  • Святой Ремигий Реймский
  • Святой Мартин Турский
  • Святой Дионисий Парижский
  • Святая Жанна д’Арк
  • Святая Тереза из Лизье

3. В поп-культуре

  • Образ Святого Мартина имеет большое значние в фильме Пола Верхувена «Плоть и кровь», действие которого происходит в средневековье.

Примечания

  1. Православный календарь - days.pravoslavie.ru/Days/oktqbr"12.htm

Источники

  • Григорий Турский, «История Франков»
  • Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского. // Жития святых, изложенные по руководству Четьих-миней свт. *Димитрия Ростовского. Октябрь. День двенадцатый. - Оптина Пустынь, 1993.
  • Федотов Г. П. Святой Мартин Турский - подвижник аскезы. // Православная мысль. 1928, № 1.
  • http://www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130 - www.nsad.ru/index.php?issue=11§ion=4&article=130
  • http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2 - la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/martin2
  • http://www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm - www.orthodoxengland.btinternet.co.uk/saintsm.htm
  • http://www.abbaye-liguge.com/ - www.abbaye-liguge.com/
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 18:04:04
Похожие рефераты:

День Мартина (Der Martinstag - «Дэр Мартинстаг») является праздником в честь Мартина Турского и отмечается 11 ноября. В Центральной Европе он характеризуется многочисленными обычаями, например, в качестве основного блюда выступает запеченный гусь, повсюду проходят шествия и слышны песнопения в честь Святого. День Мартина празднуется во многих немецких областях в сопровождении громких парадов. Особенно этот праздник любим детьми, которые его именуют «праздником фонарей» - Laternenfest («Латерненфэст»).

Во многих регионах Германии, Австрии, Швейцарии и Южного Тироля шествия на День Св. Мартина - обычное явление. Очень много участвует детей, которые идут с фонарями по улицам сел и городов. Часто они сопровождают человека, сидящего на белом коне, одетого как римский солдат, всадника в красной накидке, который представляет Святого Мартина. В традиционном параде поются песни в честь Мартина -Martinslieder («мартинслидер»).

Фонари обычно изготавливают учащиеся начальных классов и воспитанники детских садов. В заключение разжигается большой огонь - Martinsfeuer («Мартинсфоер»), детям раздаются Weckmann («Векманн») - выпечка из дрожжевого теста с изюмом. В Южной части Германии - это небольшие печенья или крендели из дрожжевого теста. В некоторых районах Рура и Сауерленда дети получают кренделя Мартина (Martinsbrezel - «Мартинсбрецель») - кренделя из сладкого дрожжевого теста, посыпанные кристаллами сахара.

Общее блюдо на Мартинстаг - это гусь (Martinsgänse - «Мартинсгенсе»), как и на Рождество. В качестве аккомпанемента к гусю чаще всего подается традиционная красная капуста, запеченные яблоки, хлеб и картофельные вареники.

Крупнейшие парады Дня Мартина насчитывают более 4000 участников. Обычно во время шествия участвует актер, исполняющий Мартина, поются песни. После этого проходят дети с фонарями. Они могут стучаться в двери, петь песни, а в замен просить выпечку, фрукты и другие гостинцы. Этот обычай называется по-разному, например, в Рейнской области «Kötten» («Кёттен»), «Schnörzen» («Шнёрцен»), «Dotzen» («Дотцен») или «Gribschen» («Грибшен»). Аналогичным праздником является Martinisingen («Мартинисинген») в Восточной Фрисландии и других протестанских областях, который проходит 10 ноября.

Мартин Турский - кто это?

Святой Мартин родился в 316 г. в сегодняшней Венгрии (Ungarn - «Унгарн»). Как сын римского офицера, он был обязан по закону нести военную службу. Его имя происходит от латинского бога войны Марса. В основе праздника лежит событие, произошедшее в 334 г. в Амьене.

В этот год была холодная зима. 18-летний Мартин, не являвшийся христианином, встретил нищего у ворот и поделился с ним своей мантией (Mantel - «Мантель»). После этого ночью во сне явился ему Христос в качестве нищего, чтобы сказать, что Мартин дал ему свое пальто. Мартин принял крещение, стал студентом епископа Хлариуса Портирса (Hilarius von Portiers), основал монастырь и 10 лет спустя против его воли был выбран епископом Тура. Легенда гласит, что он спрятался в сарае среди гусей, для того, чтобы избежать назначения, но был предан гусями с их болтовней.

Как епископ (Bischof - «Бишоф») Мартин вел аскетическую жизнь. Он ввел христианство, чтобы бороться против кельтских культов. Мартин мог исцелять людей, и ему были предоставлены чрезвычайные полномочия. Король франков Хлодвиг назначил Мартина Национальным покровителем франков (Nationalpatron der Franken - «Национальпатрон дер Франкен»).

8 ноября 397 г. епископ Мартин умер, и 11 ноября был похоронен в Туре. Святому Мартину посвящено много церквей во Франции (около 3000), в Германии это Собор в Майнце (der Mainzer Dom - «Дер Майнцер Дом») и Церковь Великого Святого Мартина в Кельне (Groß St. Martin in Köln - «Гроз Св. Мартин ин Кёльн»). Также 11 ноября особый день, потому что после него начинается Рождественский пост. Карнавал проходит весело и с большим количеством еды, знаменуя собой переход к голоданию.

Праздник Святого Мартина закрывает крестьянин год. Также он завершает срок предоставления аренды. Гусь в этот день являлся формой арендных платежей. Также гусь выступает подарком при проводах на пенсию. Первое вино из винограда пьют в Мартин День.

Благодаря благотворительному делу, Святой Мартин стал символом христианского смирения. В средние века он разработал целый ряд правил, которые не были сохранены до сегодняшнего дня. Мартин является покровителем нескольких профессий: работников винного завода, ткачей и портных. Кроме того, благочестивый Мартин, в соответствии с традицией заботится о нищих, солдатах и домашних животных.

Мартин Турский был первым человеком в Латинской церкви (lateinischen Kirche - «латайнише Кирхе»), который был объявлен святым не в связи со смертью мученика, а благодаря своей работе в течение жизни. Сейчас этот праздник зачастую называют Днем Мартина Лютера в честь реформатора, родившегося 10 ноября и окрещенного 11 ноября. Но независимо от этого, праздник всегда является долгожданным: люди счастливы, гуляют по улицам и поют песни.

Во имя этого святого – Мартина Турского, день памяти которого приходится на 11 ноября, освящены десятки тысяч церквей по всему миру, в его честь названы сотни городов и деревень в Старом и Новом Свете, он считается одним из пяти святых покровителей Франции, покровителем польских городов Быдгощи и Опятова, венгерского Сомбатхея, Утрехта в Нидерландах и Буэнос-Айреса в Аргентине. Он – основатель двух первых монашеских обителей Франции, прославленных центров духовной жизни своей эпохи.

Святой Мартин Турский родился около 316 г. в Саварии в Паннонии (теперь город Сомбатхей в Венгрии) в семье римского военачальника, начавшего карьеру солдатом и дослужившегося, благодаря своим талантам, до трибуна. Детские годы святого прошли в Тицине (на территории современной Италии), куда был по службе переведён его отец. Гонения на христиан прекратились незадолго до рождения Мартина – в 313 году вышел Миланский эдикт, давший христианам право свободно исповедовать свою веру, и христианство ещё не было широко распространено среди римских военных и высших слоев общества. Культ Митры насчитывал в их среде гораздо больше последователей. Не были христианами и родители Мартина. Неизвестно, откуда мальчик узнал о христианском учении, и каким образом в его душе зародилась вера, но его друг, ученик и первый биограф Сульпиций Север, назвавший его детство «святым», повествует о том, что в десять лет, против воли родителей, он «бежал в Церковь», став катехуменом, а в двенадцать «возжаждал … отшельничества и исполнил бы свое желание, если бы не стал препятствием его ранний возраст».

Пятнадцати лет, согласно эдикту о детях ветеранов, Мартин вынужден был принять военную присягу и несколько лет служил в императорской коннице. От Крещения, епископства, проповеди и великих чудес его отделяли годы, но первое своё чудо – чудо добродетельной и аскетической жизни, чудо твёрдого следования своим убеждениям он совершил уже тогда. Совсем юным, оказавшись в армейской среде, он жил по законам своей веры, – ему полагалось иметь в услужении рабов – он взял только одного, «…которому, однако, настолько служил как хозяину, что зачастую снимал обувь с его ног и сам же ее чинил. Пищу они оба ели одинаковую, но Мартин часто ему прислуживал». Среди окружавших его товарищей обычными были шумные пирушки и распутный образ жизни, интриги и стремление выдвинуться и прославиться любой ценой – а он « …почти три года пребывал (…) в армии [до своего Крещения], незапятнанный теми пороками, которыми обычно грешат люди подобного звания. И велика была доброта его к сослуживцам своим, удивительна – любовь, терпение же и смирение – выше человеческих возможностей. Нет необходимости восхвалять его умеренность, ибо стала она столь привычной, что уже в то время считали его не воином, а монахом. Деяниями этими столь расположил он к себе сотоварищей, что с чувством великого изумления почитали они его. И еще не возрожденный во Христе, Мартин своими добрыми делами уже поступал как жаждущий Крещения, т.е. стал помогать трудившимся, оказывать помощь несчастным, кормить голодных, одевать бедных, ничего из своего жалования себе не оставляя, кроме как на однодневное пропитание; уже тогда усердный последователь Евангелия о дне завтрашнем не думал».

Достигнув восемнадцати лет, Мартин принял Крещение и хотел оставить армию, но трибун, бывший его другом, упросил его остаться ещё на два года, обещая по окончании этого срока последовать за ним и также стать христианином и отшельником.

Между тем, началась война между Римом и германским племенем алеманов. Накануне решающей битвы, когда по существующему обычаю воинов одного за другим вызывали из строя, чтобы отдать им плату за предстоящую битву, Мартин отказался взять деньги, говоря: «Я воин Христов: мне сражаться не должно». В ответ на это его обвинили в трусости и в том, что он просто прикрывается верой, чтобы не рисковать. Тогда, по свидетельству Сульпиция Севера «… преодолевая появившуюся робость» Мартин сказал: ‘Если ты приписываешь мне трусость, а не веру, то завтра я встану перед строем безоружный и во имя Господа Иисуса, защищенный крестным знамением, а не щитом и шлемом, ворвусь в ряды врагов’. Он был тотчас заключён под стражу, с намерением во время битвы выставить его без оружия перед врагами, чтобы испытать, правду ли он говорит. На следующий день варвары прислали парламентёров с просьбой о заключении мира. Бог не допустил кровопролития и спас Своего святого ибо «… хотя милосердный Господь мог сохранить своего воина среди вражеских копий и мечей, но, дабы не отягощать взор святого смертями других, уничтожил Он повод к этому сражению. Ибо Христос и не должен давать воину своему никакой иной победы, кроме как бескровного подчинения врагов».

Оставив, наконец, службу в армии, Мартин отправился к Иларию, епископу Пуатье, который очень полюбил юношу и хотел рукоположить его в диаконы, но Мартин считал, что недостоин принять сан. Тогда епископ возложил на него обязанности экзорциста, совсем непочётные и требующие больших усилий. В это время Церковь подвергалась жестоким нападкам со стороны ариан. Арианская ересь быстро распространялась и имела многих последователей, в том числе и среди власть имущих и первых лиц государства. Иларий был одним из тех, кто энергично боролся с арианством, неизменно отстаивая учение о Святой Троице. За это он был изгнан из Пуатье. Во время изгнания любимого учителя Мартин предпринял путешествие через Альпы. Было ли оно результатом победы ариан, или же, как утверждает Сульпиций Север, он отправился в путешествие потому, что во сне ему было открыто, что в то время как он печётся об обращении заблудших в Галлии, его собственные родители остаются язычниками? В этом полном опасностей путешествии на него напали разбойники, хотевшие ограбить и убить его, но он поразил их спокойствием и добротой, а когда один из разбойников узнал, что причиной этого была вера путника, то пожелал узнать об этой вере больше и впоследствии обратился.

Мать Мартина приняла христианство, вняв горячей проповеди сына, но отец остался твёрд в своих заблуждениях. Италия также была охвачена арианской ересью, и казалось, что заблуждающиеся побеждают. Здесь также изгоняли епископов и преследовали тех, кто осмеливался спорить. Нашедший было приют в Милане Мартин был избит и изгнан. Некоторые ранние свидетельства говорят, что он укрылся на уединённом острове в Лигурийском море, где вёл жизнь отшельника. Земля там была практически бесплодна и кишела змеями, которые, однако, не причиняли отшельнику вреда, а питался он и несколько присоединившихся к нему подвижников кореньями и травами, не пренебрегая и теми, которые считались ядовитыми. Свидетельства говорят, что когда пища была горькой на вкус или вызывала недомогания, Мартин молился, и братья оставались живы и здоровы.

В 361 году, когда стало возможным возвращение в Пуатье епископа Илария, вернулся туда и Мартин. Он поселился в уединённой келье в восьми милях от города в Лигюже, где вскоре к нему присоединились другие молодые христиане, как и он стремившиеся к отшельнической жизни и молитве. Монастырь, ставший плодом этих устремлений, считается первой обителью, основанной во Франции. Следует отметить, что Мартин прививал на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всём следуя преподобному Антонию.
Но кроме молитвы и созерцания задачей Мартина было благовестие язычникам. В течение десяти последующих лет святой путешествовал по Западной Галлии, проповедуя Христа и обращая многих и многих своих слушателей. Во время этих путешествий Мартина имело место множество чудес – исцеления больных, воскрешения из мёртвых (в том числе, воскрешение катехумена, умершего до Крещения), чудесные обращения.

В 371 году жители Тура избрали его своим епископом. Рассказывают, что святой не хотел принимать этого поста и не желал покидать монастыря, и только обманом, позвав его помолиться над якобы заболевшей женой некоего Рустиция, горожане сумели выманить его из обители и, практически пленив Мартина, привели его в город. Были и недовольные избранием нового епископа – некоторым казалось, что ему недостаёт величия, приличествующего сану, что выглядит он простовато и что его одежда слишком изношена – как это часто бывало и бывает до сих пор, его упрекали именно в том, что он был настоящим учеником Христа.

Святой Мартин оставался епископом Тура до смерти, последовавшей в 397 г., когда ему уже перевалило за восемьдесят. Он совершил более двадцати миссионерских путешествий, обращая язычников и увещевая обращённых смело следовать за Христом, не страшился обличать несправедливость властей, защищал бедняков от произвола и добивался снижения налогов, под бременем которых страдали сельские жители. И на протяжении всей его жизни его сопровождали чудеса, словно бы ставшие эхом его безграничного упования на Господа. Так, при возникновении спора о том надо ли срубать сосну, считавшуюся у язычников священным деревом, он, ни минуты не сомневаясь, согласился лечь на том месте, куда, по расчётам языческих жрецов, должно было упасть дерево и, осенив крестом падающий на него ствол, развернул его в противоположную сторону, тем самым продемонстрировав сомневающимся силу Божию. В каком-то смысле он всю жизнь оставался прямодушным и бесстрашным солдатом, который сказал когда-то: «Если ты думаешь, что я трус, я пойду в бой безоружным, впереди всего войска».

Возле Тура он основал аббатство Мармутье – второй по времени возникновения монастырь Франции, вплоть до разрушения его врагами веры в трагические годы террора остававшийся духовным центром Франции. Сюда, привлечённые примером святой жизни епископа Мартина, стекались во множестве ищущие спасения люди. Их, независимый в суждениях и строгий с сильными мира сего, архипастырь встречал с ангельской приветливостью и любовью, нередко сам служил им и, подобно Учителю, омывал им ноги.
Особое внимание в монастыре, кроме молитвы, уделялось изучению Священного Писания. Впоследствии из Мармутье вышло немало епископов и священнослужителей-миссионеров, распространявших Благую Весть среди язычников-кельтов.

После смерти епископа Турского в деревне Канди два города – Тур и Пуатье – спорили о чести быть местом его последнего упокоения. Григорий Турский повествует о том, что ночью утомлённых спором жителей Пуатье сморил сон, а туренцы, тем временем, по реке увезли тело святого Мартина к себе. В пути их сопровождало пение ангелов и, несмотря на глубокую осень, расцветали цветы и пели птицы. Мощи святого и ныне почивают в базилике Св. Мартина в Туре.

Культ почитания святого Мартина установился сразу после его смерти. О его огромной популярности свидетельствует тот факт, что в его похоронах приняло участие более двух тысяч клириков, в то время как в его собственном подчинении их было не более 80-ти. У могилы происходило множество чудес, на которые так щедр был сам покойный во время своей земной жизни. Половина плаща, оставшаяся у Мартина, когда другой половиной он окутал нищего, стала драгоценной реликвией рода Меровингов, а затем и других королевских династий, пришедших им на смену, и сегодня синий цвет этого плаща сохранился в национальном флаге Франции как надежда на то, что святой по-прежнему молится на небесах за ту страну, которой почти 1700 лет тому назад он принёс веру во Христа. Почитают св. Мартина (святителя Мартина Милостивого) и в Восточной (Православной) Церкви – здесь день его памяти приходится на 12 (25) октября.

Святитель Мартин Милостивый, епископ Турский, (316-397) родился в начале IV века в Паннонии. С ранней юности, почти с детства он мечтал о монашестве, имея перед собой героический пример для подражания в лице преподобного Антония Великого. Однако Мартин рос в нехристианской семье, и отец настоял на его военной карьере. Именно тогда святой и попал в Галлию, где нес свою службу в качестве офицера. Еще будучи военачальником, однажды зимой он разорвал свой плащ и отдал его половину совершенно раздетому человеку. Благочестивая традиция отождествляет этого нищего со Христом.

Когда представилась возможность оставить армию, Мартин удалился в пустынь Лигуже (Ligugé), что вблизи Пуатье, где вскоре вокруг него возник небольшой монастырь, ставший, по слову автора жития, рассадником монашеского делания в Галлии. Важно отметить, что Мартин распространял на Западе традиции восточного, египетского монашества, во всем следуя преподобному Антонию Великому.

Вскоре обманом (для того чтобы помолиться об одной больной) святой был вызван в город Тур и провозглашен епископом. Сам он до этого избегал рукоположения даже в диаконы, предпочтя более скромную должность заклинателя - чтеца особых молитв над бесноватыми. Мартину были присущи редкостная доброта и заботливость. В сочетании с мужественным и величавым обликом бывшего военного это особенно располагало к нему людей. Мартин постоянно заботился о больных, нищих, голодных, получив за это прозвание Милостивого. Вместе с тем святой не оставил мечты о монашестве.

Заняв святительскую кафедру в Туре, Мартин почти одновременно основал обитель в Мармутье (Marmoutier), где были установлены обычные для восточного монашества правила: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое внимание в своем монастыре, где он сам часто уединялся для молитвы, святитель Мартин уделял молитвенному подвигу и изучению Священного Писания. Из Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит то, что на его похороны в 397 году собралось около 2 тысяч монахов (в то время как в самом Мармутье число братии не превышало 80 человек).

Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы.

Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви.

Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) - государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника - оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Перед этим влиянием на ряд столетий - во всяком случае, до “Каролингского Возрождения” - бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Венедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной “рассудительности”, умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

Монастырь в Лигуже существует по сей день. В 2005 году в нем было 28 насельников в возрасте от 25 до 87 лет. Монастырь остается местом паломничества, принимая в год до 12000 посетителей. Братия сохраняет традиции григорианского пения.

© 2024 Helperlife - Строительный портал