Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Причины рождаемости. Низкая рождаемость и другие причины сокращения населения россии. Действительные причины низкой рождаемости

Проблемы дестабилизация экономик стран ЕС в значительной степени влияют на снижение рождаемости. Сегодня демографическая ситуация в Европе характеризуется низким уровнем рождаемости, увеличением продолжительности жизни и общим сокращением численности коренного населения по сравнению с другими регионами мира. Прогнозы на будущее неутешительны.


Шод Муладжанов: Проблема - не мигранты, а их дети

В 21-м веке практически все страны — члены ЕС переживают самую низкую рождаемость, когда-либо зарегистрированную в истории. В Италии и Испании рождаемость упала до 1,2 ребенка на женщину, в Германии этот показатель составляет 1,3 ребенка, в Греции — 1,4, Швейцарии — 1,5, Франции и Дании — 1,7, Ирландии — 2. Возрастная группа от 0 — 15 лет уже сокращается, следовательно, впоследствии Европа столкнется со снижением численности населения трудоспособного возраста и перспективой снижения потенциала рабочей силы.

Согласно демографическим исследованиям, проведенным немецким институтом Макса Планка, именно рост безработицы снижает рождаемость. Так, в среднем, если уровень безработицы увеличивается на один процент, то рождаемости падает почти на два десятых процента.

В противовес Европе, в большинстве мусульманских стран Северной Африки и на Ближнем Востоке коэффициент рождаемости в два — три раза выше. Примером могут послужить Афганистан и Сомали, в которых рождаемость свыше 6 детей на одну женщину. Другие ближневосточные страны: Ирак — 4,86, Пакистан — 3,65, Саудовская Аравия — 3,03. Даже иммигранты из прозападных мусульманских стран, таких как Турция и Тунис, имеют в среднем почти в два раза больше детей, чем в популяции большинства европейских стран.

Какие факторы влияют на рождаемость

Недавний опыт Европы показал, что экономика активизирует демографические тенденции за счет миграций, браков и рождений. Например, все в той же Испании волна иммиграции из Латинской Америки в начале 2000 годов привела к всплеску рождаемости практически на пятьдесят процентов. Ситуация с браками была аналогичной.

Экономический спад затронул браки и рождаемость коренных граждан. Пары предпочитают подождать с рождением ребенка до того момента, пока не начнут получать гарантированный доход на содержание семьи. Французский Национальный институт демографии в своих исследованиях вышел на идеальную зеркальную взаимозависимость безработицы и рождаемости. Это вызывает вопрос, является ли падение репродуктивности постоянным или временным, поскольку существуют отличные причины снижения рождаемости: люди ограничиваются одним ребенком или откладывают его рождение.

Оба этих фактора подавляют рождаемость, но во втором случае она может восстановиться. Сегодня время первых родов падает на более поздний срок, поэтому решение демографических проблем должно включать в себя не только материальное стимулирование со стороны государства, но и наличие институциональных механизмов, которые позволяют матерям получать свой собственных доход и обеспечивать себе пенсию. Организация Объединенных Наций, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию и даже ЦРУ опубликовали ряд исследований, посвященных экономическим и социальным последствиям падения рождаемости в Европе.

Анализ ЦРУ содержит предупреждения о социальной небезопасности для Европы. Демографы признают, что они не могут определить единый контролирующий фактор, который вызвал по всему миру снижение репродуктивности. Как уже отмечалось, экономическая неопределенность и жесткие рамки рынка труда считаются значимыми факторами, но при этом рождаемость в бедной бывшей восточной Германии выше, чем в западной части страны. Исследования немецких ученых, опубликованные в этом году, показали, что 15 процентов женщин и 26 процентов мужчин в возрасте до сорока лет не хотят иметь детей, по сравнению с 10 процентами женщин и 12 процентами мужчин десять лет назад. Отсюда видно, что естественное и несколько неясное нежелание иметь ребенка не имеет ничего общего с государственными субсидиями и структурой рынка труда.

Европа и последствия демографического спада

Среди стран, которые уже, по данным Евростата, сталкиваются с серьезными демографическими проблемами, находится благополучная Германия, население которой, по прогнозам, сократится с 82 миллионов до 70 миллионов человек к 2060 году. Процент людей в возрасте старше 65 лет вырастет с 20 процентов до 33 процентов. К другим странам, которых постигнет сокращение численности населения, относятся Польша (с 38 миллионов до 31 миллиона человек, рост процента людей в возрасте старше 65 лет от 14 процентов до 36 процентов населения), Румыния (с 21 миллиона до 16 миллионов), Венгрия (с 10 миллионов до 8 миллионов) и Чешская Республика (с 10 миллионов до 9 миллионов). Страны, численность населения которых, по прогнозам, будет оставаться стабильной, включают в себя Италию, Испанию и Францию. В Великобритании также ожидается меньше демографических проблем, чем во многих других странах региона. На сегодняшний день в Европейском Союзе проживает порядка 500 миллионов человек. По данным Евростата, в долгосрочной перспективе в следующие 30 лет ожидается снижение численности коренного населения на 30 тысяч и миграция 40 тысяч.

Сокращение численности постигнет также все страны СНГ, в том числе и Россию. На Ближнем Востоке и в Северной Африке население будет продолжать расти, в общей сложности к 2050 году оно достигнет 540 миллионов человек.

Прогнозируемые демографические изменения повлияют на будущую возрастную структуру. В Европе численность трудоспособного населения к 2050 году сократится на треть, а численность экономически активного населения — в два раза. При отсутствии международных миграций, снижение было бы еще больше. С другой стороны, в результате увеличения продолжительности жизни, число людей, относящихся к возрастной группе старше 65 лет, вырастет в два раза. Для Западной и Центральной Европы демографический процесс можно охарактеризовать как переход от общества с доминирующим молодым поколением в общество, в котором пожилые люди имеют твердое большинство.

Сегодня на каждые 100 трудоспособных европейцев приходится 25 пенсионеров. Через 30 лет это соотношение будет уже один к двум. Италия, Болгария и Испания — те страны, которые располагают самыми старыми иждивенцами. Развитие событий могут показаться еще более драматичными, если рассмотреть соотношение фактической рабочей силы и пожилого населения. К 2050 году при неизменном курсе экономической активности 100 человек будут обеспечивать содержание 75 пенсионеров. Ввиду катастрофического падения рождаемости демографическое старение Европы неизбежно. И касается это, прежде всего, коренных европейцев. Политика "либерализации" половых отношений в виде разрешения однополых браков со временем только усугубит процесс вымирания Европы. Если тенденция сохранится, той Европы, которую мы когда-то знали и пока еще знаем, не будет, уже через каких-то 50-100 лет.

Уровень рождаемости какого-либо конкретного периода, чаще всего года, отражают показатели рождаемости, которые выражаются через отношение числа рождений, имевших место в течение данного периода времени, к численности населения, в котором произошли эти рождения.

Коэффициент , или индекс , детности - это отношение численности детей в возрасте 0-4 лет к численности женщин репродуктивного (15- 49 лет) возраста. Коэффициент детности может использоваться в тех случаях, когда данные о числе рождений или отсутствуют, или ненадежны. Он рассчитывается по следующей формуле:

где С/г 0 _ 4 - численность детей в возрасте 0-4 лет; И^ 15 _ 49 - численность женщин репродуктивного возраста.

Данный показатель можно использовать для первичной оценки величины рождаемости. Это касается стран с плохо налаженным учетом естественного движения населения, но с достаточно точными переписными данными. Данный показатель годится также для первоначального сравнения уровней рождаемости по разным странам. Коэффициент детности высок там, где высока рождаемость, и низок в странах с низкой рождаемостью. Коэффициент детности имеет недостатки, в частности он чрезвычайно чувствителен к колебаниям младенческой и детской смертности и к недоучету детского населения. Его использование в странах с высокой младенческой и детской смертностью и ненадежной статистикой может приводить к неверным оценкам и выводам.

Абсолютное число рождений характеризует, сколько всего детей родилось в том или ином населении за определенный период, обычно за год. Величина этого показателя дает первое представление о «валовых объемах» рождаемости и позволяет производить их сравнения по различным периодам времени и различным территориям. Информацию об абсолютных числах рождений получают в ходе учета естественного движения населения, обрабатывая статистические регистрационные формы свидетельств о рождении.

Абсолютное число рождений - малоипформативпый показатель. Он зависит от абсолютной численности населения. По величине абсолютного числа родившихся, не сопоставив его с общей численностью населения, судить о рождаемости нельзя. Бессмысленно говорить и о динамике рождаемости, основываясь лишь на данных об изменении абсолютного числа родившихся. Необходимо брать в расчет не только общую численность населения, но и изменения демографических структур.

Следовательно, необходимо использование относительных показателей рождаемости, которые бы не зависели от численности населения.

Один из важных относительных показателей рождаемости - общий {грубый) коэффициент рождаемости (табл. 4.1, рис. 4.1), который рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период, обычно за год, умноженное на 1000%о, т.е. общий коэффициент рождаемости измеряется в промилле:

где В - абсолютное число рождений за год; Р - средняя численность населения за период; Т - длина периода.

Таблица 4.1

Динамика абсолютных чисел и общих коэффициентов рождаемости

Всего родившихся, тыс. человек

Величина общего коэффициента рождаемости сильно зависит от интенсивности рождаемости, т.е. от среднего числа детей, рожденных женщинами, и от демографических и других структур, в первую очередь - возрастно-половой и брачной. Величину общего коэффициента рождаемости можно использовать для динамических и межтерриториальных сравнений уровня рождаемости, ориентируясь на следующую приближенную шкалу величин общего коэффициента рождаемости, предложенную Б. Ц. Урлани- сом (табл. 4.2).


Рис. 4.1.

Таблица 4.2

Шкала оценки уровня рождаемости 1

Специальный коэффициент рождаемости рассчитывается применительно к той части населения, которая «производит» рождения, т.е. по отношению только к численности женщин репродуктивного возраста (15-49 лет или, в некоторых странах, 15-44 года) и равен отношению общего числа рождений за год к среднегодовой численности женщин репродуктивного возраста, умноженному на 1000%:

где В - абсолютное число рождений за год; F 15 _ 49 ~ среднегодовая численность женщин репродуктивного возраста.

Общий и специальный коэффициенты рождаемости связаны между собой следующим соотношением: общий коэффициент равен специальному, умноженному на долю женщин репродуктивного возраста во всем населении:

Важным показателем рождаемости служат повозрастные коэффициенты рождаемости, которые измеряют чистую интенсивность рождаемости в конкретной возрастной группе. Повозрастные коэффициенты можно рассчитывать для одногодичных возрастных интервалов или для пятилетних (десятилетних) возрастных интервалов. Повозрастные коэффициенты рождаемости рассчитываются как отношение числа рождений у женщин определенного возраста лет) к их среднегодовой численности:

где п В х - число рождений у женщин возраста х + п лет; n F x - среднегодовая численность женщин возраста х + п лет.

Расчет повозрастных коэффициентов рождаемости требует данных не просто об общем числе рождений за год, но и об их распределении по возрасту матери.

При расчете повозрастных коэффициентов рождаемости и ее специального коэффициента принято все рождения у матерей моложе 15 лет относить к возрасту 15 лет. Рождения у матерей, чей возраст превышает 49 лет, относят соответственно к возрасту 49 лет. Это не снижает точности определения повозрастных коэффициентов для данных возрастов из-за незначительного числа рождений в самых младших (до 14 лет) и в самых старших (50 лет и старше) возрастах.

Повозрастные коэффициенты рождаемости позволяют анализировать уровень и динамику чистой интенсивности рождаемости в условном поколении, свободную от влияния возрастной структуры как населения в целом, так и женщин репродуктивного возраста. В этом заключается их преимущество перед общим и специальным коэффициентами рождаемости. Некоторым неудобством повозрастных коэффициентов оказывается то, что их число слишком велико: если рассчитывать эти коэффициенты для одногодичных интервалов, то их 35, а если для пятилетних - то 7.

Чтобы анализировать уровень и динамику рождаемости с помощью одного показателя, свободного от влияния возрастной структуры, используют для расчета кумулятивные коэффициенты рождаемости. Один из них - суммарный коэффициент рождаемости (табл. 4.3) - рассчитывается просто как сумма повозрастных коэффициентов для возрастов от 15 до 49 лет:

Возрастные коэффициенты рождаемости 1

Родившиеся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет

Суммарный

коэффициент

рождаемости

  • 1958-
  • 1961-
  • 1970-
  • 1980-

Деление на 1000 производят, чтобы привести значение коэффициента к одной женщине.

На практике, поскольку данные о повозрастной рождаемости публикуются по 5-летним возрастным интервалам, пользуются следующей формулой:

где 5 ПВКР Л. - повозрастные коэффициенты рождаемости для 5-летних возрастных интервалов.

Представленные показатели рождаемости используют как для оценки, так и для прогнозов изменения рождаемости отдельных регионов и страны в целом. Эти показатели очень удобны и просты.

  • Россия в цифрах. 2015. Краткий статистический сборник.
  • Российский статистический ежегодник. 2014. Статистический сборник.

Низкая рождаемость и старение населения: причины, последствия, варианты политики

Сегодня почти все европейские страны переживают длительный спад в рождаемости и, следовательно, старение населения. Показатели рождаемости в большинстве из них находятся ниже уровня воспроизводства населения (2,1 ребенка на семейную пару), что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве европейских стран остается низкой.

Такие демографические тенденции могут привести к разрушительным последствиям для европейской экономики: сокращение доли трудоспособного населения приводит к сокращению человеческого капитала и, следовательно, может привести к снижению производительности; пенсионная система и система социального страхования могут стать слишком обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение.

Подобное развитие событий может оказаться весьма серьезным препятствием на пути к достижению целей "социальной программы" Европейского Союза, заключающейся в обеспечении полной занятости, экономического роста и социального единства. Старение населения, которое обусловлено низкой рождаемостью и увеличением средней продолжительности жизни, скорее всего, заставит правительства стран-членов ЕС перестроить системы социального страхования. Различия в социальной, экономической и политической структуре этих стран отражаются на различиях в демографической структуре. И расширение ЕС только усугубит и без того немалые региональные различия. Обеспокоенность этими тенденциями вызвала горячие споры о том, какая политика может способствовать их преодолению или, по крайней мере, смягчению негативных последствий. Во время этих споров обсуждались три основных подхода:

  1. поощрение брака/сожительства и деторождения при помощи государственных мер, направленных на изменение структуры доходов у пар, решающих создать устойчивые союзы и заводить детей;
  2. поощрение иммиграции трудоспособного населения из других стран;
  3. реформа социальной политики: например, увеличение установленного законом пенсионного возраста или поощрение женской занятости, которое придает пенсионной системе устойчивость в долгосрочной перспективе.

Для достижения целей социальной программы ЕС необходимо понимание степени влияния национальной политики на демографические тенденции. Однако взаимосвязь между политикой и демографией до сих пор остается не до конца изученной и зачастую выяснение действительных причин демографических изменений оказывается очень сложной, а иногда и невыполнимой задачей.

Цель исследования, на котором основывается данная статья, проведенного аналитиками корпорации РЭНД, заключалась в оценке структуры населения и основных демографических тенденций в странах-членах и кандидатах на вступление в ЕС , выявлении взаимосвязи между европейской государственной политикой и нынешним демографическим положением и установлении политики, способной предотвратить или смягчить неблагоприятные последствия низкой рождаемости и старения населения.

СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Традиционно при рассмотрении структуры населения и динамики его развития учитываются показатели прироста населения и половозрастная структура. Коэффициент прироста населения зависит от естественного прироста населения (разница между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности) и коэффициента чистой миграции (разница между показателями иммиграции и показателями эмиграции). Общий коэффициент прироста населения показывает ежегодные изменения численности населения на 1000 человек, что позволяет сравнивать страны с различной численностью населения.

Естественный прирост населения. Вследствие резкого снижения количества рождений по сравнению с количеством смертей во всех европейских странах, начавшегося в 1970-х годах, снизился и общий коэффициент естественного прироста населения. В среднем в странах-членах этот коэффициент упал с 5,7 в 1970 году до 1,7 в 2001 году, а в странах-кандидатах - с 6,7 в 1970 году до 1,6 в 2001 году, то есть количество смертей превышает сегодня количество рождений. Среди стран-членов наиболее высокие показатели были у Ирландии, где коэффициент естественного прироста населения в 2001 году составил 7,3 на 1000 человек. Также высоким этот коэффициент был во Франции, Люксембурге и Нидерландах - 4 на 1000 человек.

Дальнейшее рассмотрение стран по регионам обнаруживает сходство между различными странами в показателях естественного прироста населения. В прибалтийских странах (Эстония, Латвия, Литва) с середины 1990-х годов происходит естественная убыль населения. Точно так же страны Центральной и Восточной Европы либо уже столкнулись с угрозой естественной убыли населения (в случае Польши и Словакии), либо в течение продолжительного времени переживают спад в показателях естественного прироста. Например, в Венгрии коэффициент естественного прироста населения постепенно снижался с начала 1980-x годов, достигнув в 2002 году 3,4. Резкий спад в показателях естественного прироста населения испытали средиземноморские страны - Греция, Италия, Португалия и Испания; средний общий показатель для этих стран, составлявший в 1970 году 9,2, в 2001 году упал до 0,5 (нижний предел был достигнут в 1998 году - 0,1 на 1000 человек).

Чистая миграция. Тенденции в чистых показателях миграции не столь очевидны, поскольку приток населения в одну европейскую страну может сопровождаться оттоком из другой и миграция во многом зависит от войн и политической нестабильности. В целом, во всех странах-членах на всем протяжении 1990-х годов наблюдался ежегодный прирост населения за счет иммиграции, значительно превышавшей эмиграцию. В 2001 году Ирландия, Люксембург, Португалия и Испания поставили рекорд по чистой иммиграции - 5 на 1000 человек. С другой стороны, население стран-кандидатов в 1900-х годах сократилось вследствие внешней миграции; особенно это заметно в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Прибалтике. Например, в начале 1990-х годов отток населения из Болгарии, Эстонии, Латвии и Румынии составлял 17 на 1000 человек.

Общий прирост населения. Суммируя коэффициенты естественного прироста населения и чистой миграции можно получить коэффициент общего прироста населения. В целом, в 1990-х годах в странах-членах общий прирост населения был положительным, а там, где происходило сокращение естественного прироста, этот процесс восполнялся иммиграцией. В 2001 году наиболее высокими показатели общего прироста были в Ирландии и Люксембурге - 11 на 1000 человек. С другой стороны, в 1990-х годах большинство стран-кандидатов испытывало спад в показателях общего прироста населения, который, в случае многих стран Центральной и Восточной Европы и Прибалтики, усугублялся оттоком населения.

Половозрастная структура. Существует взаимосвязь между структурой населения и количеством рождений и смертей. Половозрастной состав населения определяется не только уровнем рождаемости, смертности и миграции в прошлом, но и во многом сам определяет уровень рождаемости, смертности и миграции в будущем.

В настоящее время в половозрастной структуре населения европейских стран можно выделить две основные особенности. Во-первых, в странах-членах количество мужчин в возрасте от 25 до 39 лет превышает количество женщин того же возраста, что, по всей видимости, является отражением структуры иммиграции, поскольку, как правило, иммигрантами бывают трудоспособные мужчины репродуктивного возраста. Во-вторых, по данным на 1999 год, в странах-членах у женщин детородного возраста от 25 до 44 лет рождаемость была выше, чем у женщин из стран-кандидатов.

Возрастное распределение населения в значительной степени определяется рождаемостью, но на него также влияют миграция и смертность. Чем больше в возрастной структуре населения трудоспособной молодежи, тем проще задача обеспечения пожилых людей. Тенденции к росту числа пожилого населения проявились в 1970-х годах, в начале 1980-x они сменились спадом, а в середине 1980-x годов возобновились с новой силой. Поэтому доля пожилых людей (старше 65 лет) в возрастной структуре населения европейских стран неуклонно возрастает. Исключение составляют Ирландия (где на всем протяжении 1990-х наблюдается сокращение доли пожилых), Швеция (которая имела наибольшее число пожилого населения в период с 1977 по 2000 год), Австрия, Дания и Великобритания (где с середины 1980-x показатели существенно не менялись).

Основные демографические тенденции. Как правило, основные демографические тенденции связаны с рождаемостью и международной миграцией. Структура и динамика населения зависит от решений, принимаемых индивидами и домохозяйствами. На уровень рождаемости влияют социальные решения о заключении брака, разводе, сожительстве и экономические факторы - финансовая нестабильность, а также уровень образования у женщин и их занятость.
Данные показывают, что во всех европейских странах, за исключением Ирландии и Швеции, коэффициент рождаемости упал и теперь находится ниже уровня воспроизводства, составляя 1,5 ребенка на женщину. Такая тенденция неизбежно ведет к естественному сокращению населения, особенно среди молодых групп. Снижение рождаемости было обусловлено целым рядом факторов (решение заключить брак, решение завести ребенка, решение женщины получить высшее образование, решение женщины начать работать, желаемые уровень жизни и структура семьи).

Одной из важных составляющих, рассматриваемых при изучении моделей рождаемости, является брак. Однако в последнее время во многих странах брак все чаще заменяется сожительством, а процент разводов постоянно растет. С начала 1980-x годов в большинстве стран-членов средний возраст первого брака у женщин постепенно повышался. Если в 1980 году он составлял 23 года, то в 1995 году - уже 26 лет. Особенно заметным был рост в скандинавских странах: в 2001 году в Швеции - 30 лет, в Дании - 29 лет, в Финляндии - 28 лет. В то же время следует учитывать, что альтернативой браку все чаще становится сожительство. В странах-кандидатах средний возраст вступления в брак также повысился, но в целом он несколько ниже, чем в странах-членах: если в 1980-x годах он составлял 23 года, то в 2001 году - 25 лет. Стремление получить высшее образование также заставляет женщин отложить решение о заключении брака. В 2000 году в странах-членах доля женщин среди выпускников ВУЗов составила более 6%. В странах-кандидатах наблюдаются схожие тенденции. Кроме того, после получения высшего образования женщины склонны отдавать предпочтение работе, а не созданию семьи.

Возраст рождения первого ребенка у женщины во многом определяется возрастом вступления в брак или начала сожительства, стремлением получить высшее образование, работу и соответствующий доход, а также желаемым уровнем жизни и структурой семьи. С конца 1970-х годов средний возраст рождения первого ребенка в европейских странах постепенно повышался: если в начале 1980-x годов в странах-членах он составлял 25 лет, то в 2000 году - 27 лет; в странах-кандидатах этот возраст повысился с 23 лет в начале 1990-х годов до 25 лет в 2000 году.

На структуру и динамику населения также оказывает влияние миграция, которая определяется микроуровневыми решениями индивидов и домохозяйств. Иммиграция в страну увеличивает ее население, а эмиграция - сокращает. Чистая миграция положительна, когда приток иммигрантов превышает отток эмигрантов, и отрицательна, когда дело обстоит наоборот. При этом важно понимать, что проблема миграции сложна, многопланова и всегда связана с четким определением статуса мигрантов и принятием миграционных мер.

В 2000 году в ряде стран-членов - Германии, Греции, Италии и Швеции - рост населения происходил только благодаря иммиграции. В 1999 году в Австрии, Бельгии, Германии и Швеции доля иммигрантов превысила 5% от общей численности населения. Естественный прирост населения превышал иммиграцию лишь в Финляндии, Франции и Нидерландах. Среди стран-кандидатов рост населения наблюдался на Кипре, Мальте, в Словакии и Словении. Сочетание эмиграции и естественной убыли привело к сокращению численности населения в Латвии, Литве и Румынии. Анализ миграции по половому признаку показывает, что в большинстве своем иммигрантами, как правило, являются мужчины трудоспособного возраста. Исключение здесь составляют лишь Ирландия, Швеция и Великобритания.

Итак, несмотря на значительные культурные, социальные, политические и экономические различия между европейскими странами, демографические тенденции довольно схожи. В то же время существуют определенные различия в степени изменений: наблюдается либо тенденция к сокращению естественного прироста населения, либо к его естественной убыли. Сокращение естественного прироста населения обусловлено целым рядом демографических факторов. В целом, несмотря на различия в степени и продолжительности перемен, в основе такого развития лежат схожие микроуровневые тенденции:

  • повышение возраста первого брака;
  • повышение возраста рождения первого ребенка;
  • повышение показателей разводимости;
  • падение показателей рождаемости ниже уровня воспроизводства населения;
  • повышение числа пожилых людей.

Поскольку изменения в естественном приросте населения происходят медленно, будущую структуру населения и потенциальные проблемы относительно легко поддаются прогнозированию. Но именно поэтому очень трудно повлиять на такое развитие при помощи политических решений.

Картина международной миграции значительно сложнее. Вообще в большинстве стран чистая иммиграция невелика, но в отдельных странах время от времени наблюдается значительный приток или отток населения. Одним из факторов, способных вызвать неожиданные перемены в миграционных тенденциях, может стать произошедшее в мае 2004 года расширение Евросоюза. Развитие миграционных тенденций и их последствия для структуры населения предсказать значительно сложнее, но очевидно, что они во многом зависят от политических решений.

ПОЛИТИКА И ДЕМОГРАФИЯ В ПЯТИ СТРАНАХ

Для того чтобы лучше понять политику, проводимую с целью оказания влияния на рождаемость и структуру населения, и оценить действенность политических мер в этой области, корпорацией РЭНД было предпринято исследование пяти европейских стран: Франции, Германии, Польши, Испании и Швеции. Поскольку основное внимание в этом исследовании уделялось рождаемости и, в меньшей степени, миграции, страны были подобраны таким образом, чтобы удовлетворять трем основным критериям, связанным с показателями рождаемости, миграции и статусом страны-члена или кандидата. Европейские страны с крайне низкой рождаемостью отделялись от остальных европейских стран. Под крайне низкой рождаемостью понимались общие показатели рождаемости, не превышавшие за последние 20 лет уровня воспроизводства (т.е. 2,1) и в течение нескольких последних лет находившиеся на уровне ниже 1,5. С точки зрения показателей миграции проводилось различие между высокой и низкой миграцией. Под высокой миграцией понималась суммарная миграция за последние 10 лет, превысившая 20% (т.е. среднегодовой показатель превышал 2 на 1000 человек). Различение стран-членов и кандидатов имеет большое значение из-за различий в истории, политике и подходах этих стран к проблемам, связанным со структурой населения.

Франция была выбрана как страна-член с низкой миграцией. Отличительными особенностями ее демографического развития являются, во-первых, относительно высокий уровень рождаемости (в 2001 году по общему (суммарному - Демоскоп ) коэффициенту рождаемости 1,9 ребенка на женщину из всех стран-членов и кандидатов она уступала только Ирландии) и, во-вторых, давние и прочные традиции семейной политики (проблемы семейной политики обсуждались уже 19 веке и привели к принятию в 1939 году Семейного кодекса). Демографическое положение Франции характеризуется так называемым "парадоксом рождаемости": сочетанием довольно неплохих показателей рождаемости по сравнению с остальными европейскими странами и высокого уровня экономической активности матерей. Этот парадокс объясняется особенностями французской семейной политики, отличной от семейной политики множества других европейских стран. Речь, прежде всего, идет о политике "третьего ребенка" и политике "баланса работы и семьи".

В своей семейной политике французское правительство поощряет большие семьи, исходя из того, что обновление населения и рост его численности напрямую зависят от пар, которые решают заводить больше детей. Государственные выплаты за третьего ребенка и последующих детей значительно превышают выплаты за второго ребенка. При этом выплаты за первого ребенка отсутствуют вовсе. Экономическим оправданием такой политики служит возрастание расходов, связанных с ростом семьи: третий ребенок требует значительно больших затрат, поэтому после его рождения женщине зачастую приходится отказываться от работы и все свое внимание уделять детям и дому. В то же самое время французское правительство никогда не считало, что место женщины - дом. Еще в 1913 году во Франции были введены отпуска по беременности. Публичные детские сады и ясли были доступнее, чем в других странах, а семьям предоставлялись большие пособия и отпуска по уходу за ребенком. Сегодня наличие качественной бесплатной системы ухода за детьми позволяет более 80% француженок в возрасте от 25 до 39 лет (наиболее вероятный возраст деторождения) трудиться полный рабочий день. Таким образом, довольно высокие показатели рождаемости во Франции после 1975 года можно, по крайней мере, отчасти отнести на счет французской семейной политики.

Германия являет собой пример страны-члена с крайне низкой рождаемостью и высоким уровнем миграции. На протяжении 50 лет Германия была разделена на ФРГ и ГДР, и в обеих странах проводилась различная семейная политика. Поэтому важно найти ответ на вопрос о том, объясняются ли различные показатели рождаемости в ФРГ и ГДР различиями в семейной политике этих двух стран. Несмотря на произошедшее в 1989 году воссоединение Германии, в восточной и западной ее частях по-прежнему наблюдаются различия в уровне рождаемости. На протяжении всей истории разделенной Германии рождаемость в ГДР превышала рождаемость в ФРГ в среднем на 0,5 ребенка на женщину. Такое различие было обусловлено проведением в ГДР целенаправленной политики повышения рождаемости.

Основной целью демографической политики ГДР было поощрение создания многодетных семей и поддержание высокого уровня женской занятости. Среди мер, принимавшихся в ГДР для повышения рождаемости, можно выделить предоставление длительных оплачиваемых отпусков по беременности и уходу за ребенком, значительных выплат при рождении ребенка и ежемесячных пособий на детей, сокращение рабочего дня для молодых матерей и предоставление молодоженам беспроцентных ссуд на приобретение жилья. Кроме того, в ГДР существовала развитая система государственных яслей и детских садов. С 1984 года начала проводиться аналогичная французской политика "третьего ребенка". В отличие от ГДР, семейная политика в ФРГ и воссоединенной Германии была и остается "символической" и сосредоточенной главным образом на обеспечении равенства полов. Таким образом, исключительно экономические стимулы семейной политики в ГДР напрямую влияли на повышение рождаемости, но долгосрочные последствия подобной политики были не столь зримыми.

Польша позволяет изучить взаимосвязи между политикой и демографией на примере страны-кандидата с низким уровнем миграции. Как и многие социалистические страны Восточной Европы, Польша в течение 50 лет проводила политику, направленную на повышение рождаемости. Однако после падения "железного занавеса" в семейной политике произошли серьезные перемены, и наступил спад рождаемости. Поэтому необходимо установить связь между переменами в семейной политике и изменением показателей рождаемости в Польше за последние 50 лет и выяснить, что привело к резкому сокращению рождаемости в 1990-х годах.
Демографическая история Польши представляет собой наглядный пример того, как коммунистическое правительство использовало семейную политику в качестве инструмента повышения рождаемости. В начале 1970-х годов были увеличены пособия на детей и отпуска по беременности и уходу за детьми, а также принято решение о приоритетном предоставлении жилья многодетным семьям. Благодаря этим мерам, к началу 1980-x годов рождаемость заметно выросла. Однако при переходе к свободной рыночной экономике произошло стремительное сокращение рождаемости, хотя правительство прилагало все усилия, чтобы сохранить ее на прежнем уровне. В это время политические, социальные и экономические перемены были столь значительным, что выявить причинную связь с демографическими изменениями крайне затруднительно. Можно выделить три потенциальные причины снижения рождаемости: экономические трудности, связанные с переходом к свободной рыночной экономике, проникновение западноевропейской культуры и изменения в семейной политике (снижение пособий по беременности и родам, пособий на детей, приватизация яслей, детских садов и школ и т.д.).

Испания - страна-член с крайне низкой рождаемостью и высокой миграцией. Многие проблемы Испании в большей или меньшей степени свойственны также Греции, Италии и Португалии. При диктатуре Франко в Испании был наложен запрет на продажу противозачаточных средств и поощрялись большие семьи с традиционным укладом, когда женщина выступала в роли супруги и матери. После его смерти в 1975 году в Испании установилось демократическое правление, и правительство полностью отказалось от прежней семейной политики, избрав политику невмешательства в дела семьи.

В течение многих лет испанцы выступают против любых государственных действий, направленных на повышение рождаемости. Они убеждены, что показатели рождаемости и так слишком высоки, и у населения Испании вызывает неприятие любая политика, ассоциирующаяся с режимом Франко. Кроме того, в Испании отсутствует правительственная программа повышения рождаемости. В долгосрочной перспективе такая пассивная семейная политика может привести к серьезным трудностям. Учитывая нынешнее демографическое положение Испании, многие ее граждане среднего возраста, выйдя на пенсию, вполне могут столкнуться с отсутствием помощи со стороны большой семьи. По всей вероятности, снижение показателей рождаемости в Испании после 1975 года было обусловлено фактическим отсутствием семейной политики.

Швеция - это страна-член с "волнообразной" рождаемостью и высоким уровнем миграции. В 1980-x годах Швеция переживала подъем рождаемости, но в 1990-х годах наступил заметный спад. В этой связи интерес вызывает взаимосвязь между подобными тенденциями в рождаемости и политическими мероприятиями шведского правительства.

Одним из наиболее важных факторов, повлиявших на повышение рождаемости в Швеции в 1980-x годах, было то, что шведские женщины могли без труда совмещать работу с воспитанием детей. В 1990-х годах женская занятость в Швеции была одной из самых высоких в мире и составляла 83% от общего числа женщин трудоспособного возраста. На протяжении 1980-x годов шведская социальная политика, направленная на обеспечение равенства полов в получении дохода, оказывала положительное влияние на рождаемость. Росту рождаемости также способствовала государственная политика создания системы ухода за детьми. Наступивший в начале 1990-х годов спад рождаемости не был чем-то новым в истории Швеции. Схожие спады происходили также в 1930-х и начале 1970-х годов, когда страна находилась в состоянии экономического кризиса.

В Швеции заработок женщины составляет значительную долю дохода домохозяйства, в котором мужчина и женщина являются равноправными партнерами. Поэтому поведение семей оказывается весьма чувствительным к изменению макроэкономической ситуации, так что у женщин с относительно низким уровнем дохода и женщин, получающих образование, рождаемость ниже, чем у остальных женщин. Таким образом, рост рождаемости в 1980-x годах был обусловлен сочетанием благоприятной экономической обстановки, низкой безработицы, терпимого отношения к работающим матерям и отцам и улучшения условий приема на работу. Заметный спад рождаемости, начавшийся в 1990-х годах, показал, что отсутствие одного или нескольких таких факторов может оказать негативное влияние на показатели рождаемости. Пример Швеции свидетельствует о том, что экономические циклы и перемены в социальной политике могут приводить к "волнообразным" тенденциям в рождаемости.

ОБЩИЕ ИТОГИ

Итак, задачей исследования, проведенного экспертами корпорации РЭНД, был поиск взаимосвязей между правительственной политикой и демографическими тенденциями и установление того, какая политика способна предотвратить или смягчить неблагоприятные последствия низкой рождаемости и старения населения. В результате исследования были сделаны следующие выводы.

Старение населения и его последствия нельзя предотвратить при помощи иммиграции. В исследовательской литературе широко обсуждается вопрос о том, способна ли иммиграция восполнить нехватка населения трудоспособного возраста. Несмотря на многообразие точек зрения, все исследователи сходятся в том, что такая политика не может быть осуществимой или приемлемой в долгосрочной перспективе.

Чтобы восполнить нехватку трудовых ресурсов, потребовалось бы рекордное количество иммигрантов. К тому же, в нынешней социально-политической обстановке, когда европейские страны пытаются ограничить иммиграцию, такое количество иммигрантов было бы просто неприемлемым. Но даже в том случае, если бы столь значительному числу трудовых иммигрантов было позволено заниматься трудовой деятельностью в странах ЕС, проблема старения населения едва ли была бы решена. Скорее, замедление старения населения от этого в краткосрочной перспективе оказалось бы простым откладыванием проблемы в долгосрочной перспективе. Те же иммигранты сами стали бы стареть, создавая тем самым диспропорции в возрастной структуре населения. К 2050 году приток мигрантов составил бы 59-99% от общего населения. Такой высокий уровень миграции не наблюдался в прошлом ни в одной из рассмотренных стран или регионов. Более того, крайне маловероятно, что такой приток может произойти в обозримом будущем. Таким образом, речь идет о том, можно ли использовать иммиграцию для действенного замедления старения населения, а не его предотвращения.

Но проблема восполнения нехватки трудоспособного населения при помощи иммиграции далека от решения. Важные вопросы остаются без ответа. Например, с начала 1980-x годов существовали серьезные различия между американской и европейской иммиграционной политикой. Политика США была более открытой к иммиграции квалифицированной рабочей силы по сравнению с относительно закрытой политикой европейских стран. За тот же период производительность в США значительно выросла по сравнению с производительностью в странах ЕС. Поэтому важно установить существование зависимости между большей открытостью американской политики и более высоким экономическим ростом.

Государственная политика может замедлить снижение показателей рождаемости. Государственная политика может влиять на рождаемость. Но этот вывод нуждается в целом ряде важных оговорок, а именно:

  • не существует какой-то одной политики, которую можно было бы порекомендовать для улучшения рождаемости;
  • на действенность такой политики большое влияние оказывает политический, социальный и экономический контекст;
  • чтобы последствия такой политики стали зримыми, требуется много времени.

Влияние правительственной политики всегда оказывается ограниченным, поскольку она может лишь замедлить снижение показателей рождаемости, но не остановить его или привести эти показатели хотя бы к уровню воспроизводства населения.

Этот вывод подтверждается конкретными исследованиями. На сегодняшний день во Франции имеются вторые по величине показатели рождаемости в Европе и одна из наиболее проработанных семейных политик. Кому-то относительно высокие показатели рождаемости во Франции могут показаться удивительными, поскольку она была первой страной в Европе, пережившей спад рождаемости, который вызвал глубокую озабоченность населения и правительства. Но благодаря принятию семейного законодательства государству удалось заметно повысить рождаемость.

В отличие от Франции, Испания в настоящее время занимает второе место среди стран ЕС с самой низкой рождаемостью, уступая только Италии, и не имеет четкой демографической политики. Однако поколением ранее (в 1971 году) Испания занимала второе место среди европейских стран с самой высокой рождаемостью. Резкое снижение рождаемости связано с отказом от семейной политики, проводившейся режимом Франко (запрет контрацепции, поощрение больших семей), и переходом к демократическому режиму с пассивной демографической политикой.

В Польше и ГДР после падения "железного занавеса" в 1989 году произошло снижение рождаемости. В ГДР неоднократно принимались различные пакеты семейной политики, направленные на повышение рождаемости. В то же время программа 1986 года оказалась не столь действенной, как программа 1972 года. Экономические стимулы восточногерманской политики 1976 года оказали прямое влияние на рост рождаемости: коэффициент рождаемости вырос с 1,54 в 1975 году до 1,94 в 1980 году. Однако в долгосрочной перспективе воздействие этой политики было не столь зримым.

В Польше успехи семейной политики 1970-x годов сменились кратковременным спадом рождаемости в середине 1980-x годов. В конце 1980-x годов спад рождаемости возобновился, а в 1990-х годах, с началом экономических преобразований, сопровождавшихся изменением социальной и экономической политики, он приобрел катастрофические масштабы.

В свою очередь, снижение рождаемости и последующие перемены могут быть связаны не столько с изменением политики, сколько с социально-экономической ситуацией. Например, в Испании низкие показатели рождаемости объяснялись среди прочего высоким уровнем безработицы среди лиц до 30 лет, высокими расходами на жилье и склонностью молодежи жить вместе с родителями дольше, чем в других европейских странах. Таким образом, косвенная политика, стимулирующая экономический рост, способна сократить безработицу и увеличить наличные доходы. В определенной мере росту рождаемости может способствовать также принятие программы по строительству более доступного жилья для молодых семей.

В большинстве стран демографическая политика, влияющая на рождаемость, как правило, направлена на другие цели. Например, в Швеции задача семейной политики и политики полной занятости заключается, прежде всего, в том, чтобы позволить парам совмещать воспитание детей с работой. Поэтому было бы ошибкой считать основной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках этой политики такая задача, безусловно, имеет второстепенное значение.

Кроме того, любая политика, направленная на повышение показателей рождаемости, должна быть доступной. Согласно исследованию канадской демографической политики, повышение рождаемости до уровня воспроизводства (с 1,69 ребенка на женщину в 1988 году) потребовало бы семикратного увеличения семейных пособий - с 289 до 1982 канадских долларов в год, а этот уровень не так уж сильно отличается от семейных пособий в некоторых европейских странах. В этом случае одним из возможных выходов может стать обращение к французскому опыту "политики третьего ребенка". Французское правительство уделяет ей такое внимание, так как считает, что повлиять на общее число детей (решение иметь больше детей) проще, чем на решение вообще иметь детей (решение завести первого ребенка). Поскольку в настоящее время в Европе большинство пар стремится завести хотя бы одного ребенка и зачастую откладывает рождение второго и последующих детей из-за экономической неопределенности, использование французского опыта может оказаться весьма действенным при разработке общеевропейской политики увеличения рождаемости. При этом следует понимать причинную связь между политическими решениями и изменениями в поведении, связанном с рождаемостью, однако данные, необходимые для этого, зачастую оказываются неполными, особенно когда дело доходит до выбора политики.

Ни одна политика сама по себе не срабатывает. Ни одно политическое вмешательство само по себе не в состоянии полностью преодолеть низкую рождаемость во всех ситуациях. Безусловно, при помощи отдельных политических инструментов правительствам иногда удавалось замедлить снижение рождаемости. Например, за последние десятилетия Франция добилась определенных успехов, сосредоточив внимание на "политике третьего ребенка". Но едва ли оправданно связывать эти успехи с одним-единственным политическим механизмом. Скорее, речь следует вести о создании социальной, экономической и политической обстановки, способствующей рождению большего числа детей. И такая обстановка может быть создана только при сочетании целого ряда различных политических мер, направленных на достижение этой цели.

Швеция преодолела снижение рождаемости, прибегнув к использованию нескольких политических инструментов. Политика предоставления отпуска по уходу за ребенком в 1980-x годах позволила многим женщинам одновременно растить детей и сохранять за собой свое рабочее место. Но ни социальное обеспечение детей, ни длительные отпуска по уходу за ребенком сами по себе не привели к повышению рождаемости в конце 1980-x годов. По-видимому, именно сочетание этих политик с политикой, направленной на обеспечение равенства полов в оплате труда, сыграло важную роль при создании семей и повышении качества жизни.

В бывшей ГДР на повышение рождаемости повлиял пакет семейной политики 1976 года, который предполагал предоставление длительных декретных отпусков, оплачиваемых отпусков при совмещении работы и учебы, беспроцентных ссуд новобрачным, высоких ежемесячных пособий на ребенка и качественного медицинского обслуживания. И вновь - при создании семей решающую роль сыграла не какая-то отдельная мера, а весь комплекс мер. Однако пакет схожих политических мер, принятый в 1986 году, к желаемому эффекту не привел.

Наконец, не существует универсального рецепта политики повышения рождаемости: то, что сработало в одной стране, вполне может не сработать в другой. Исследования показывают, что в одних странах корреляция между размером социальных трансфертов семьям и уровнем рождаемости существует, а в других такой корреляции нет, хотя следует подчеркнуть, что само по себе это не подразумевает наличия причинной связи. Поэтому семейная политика - это необходимая, но недостаточная составляющая демографической политики, направленной на повышение рождаемости.

Несмотря на то, что в рассмотренных странах проводилось множество разного рода демографических мероприятий, нет никаких свидетельств того, что они были сколько-нибудь скоординированными или направленными исключительно на повышение рождаемости. Однако если ЕС хочет предотвратить, а не смягчить последствия старения населения и сокращения человеческого капитала уже в следующем поколении, он вынужден будет обратиться к демографической политике.

Политические, экономические и социальные контексты. Как правило, одинаковые политические меры приводят к различным демографическим результатам вследствие сложных и изменчивых политических, экономических и социальных контекстов, в которых они осуществляются. Лучшими примерами здесь служат ГДР, Польша и Испания. Снижение рождаемости в бывшей ГДР после воссоединения Германии нельзя отнести на счет определенной политики; скорее оно связано с изменением социальной среды. Женщины, столкнувшиеся со сложной личной экономической ситуацией, не станут сразу же заводить детей. Точно так же переход к свободной рыночной экономике в Польше вызвал изменение экономической обстановки, лишил семьи стимулов заводить детей и привил западные ценности широким слоям общества. В Испании резкий спад рождаемости был связан с демократическим правлением, наступившем вслед за падением режима Франко.

Франция предусмотрительно озаботилась тем, что снижение рождаемости ставит под угрозу ее экономику. Поэтому французская демографическая политика в большей степени вмешивается в жизнь семей, чем политика других европейских страны.

В Швеции значительное влияние на рождаемость оказал экономический контекст. Уровень женского дохода напрямую связан с деторождением. Политика, поощряющая женский труд, может способствовать экономическому росту, но она в конечном итоге приведет к снижению рождаемости, если не будет сопровождаться соответствующей семейной политикой, позволяющей женщинам сочетать рождение и воспитание детей с работой.

Результаты демографической политики проявляются не сразу. Внедрение политики происходит медленно. В этом процессе можно выделить пять основных этапов:

  1. достижение политического согласия;
  2. преобразование согласия в политику;
  3. проведение политики;
  4. изменение поведения на микроуровне вследствие этой политики;
  5. достижение (прямой или косвенной) цели политики.

Таким образом, прямая или косвенная государственная политика, направленная на преодоление спада рождаемости, требует многолетних усилий и, как правило, оказывается малопривлекательной для политиков. Несмотря на то, что отдельные политические меры (например, запрет, ограничение или свобода абортов) в краткосрочной перспективе могут приводить к впечатляющим последствиям, обычно они имеют лишь кратковременный эффект. Избирательные циклы и циклы демографической политики не совпадают, и потому у политиков нет непосредственных стимулов для проведения такой политики. Обычно они склонны отдавать предпочтение политике, которая не требует значительных временных затрат.

Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру. В то же время таких последствий можно избежать: пример Швеции свидетельствует о том, что сочетание политики полной занятости с продуманной семейной политикой может оказывать благотворное воздействие на рождаемость. В 1970-1980-х годах, благодаря политике шведского правительства, неблагоприятные последствия от участия женщин в трудовой деятельности были сведены к минимуму, рождаемость в стране увеличилась и повысилась занятость женщин. Но шведский пример также свидетельствует о том, что такое равновесие неустойчиво, поскольку оно всецело зависит от благоприятной экономической обстановки.

Таким образом, миграция и политика, направленная на повышение рождаемости, едва ли способны остановить старение европейского населения, хотя они могут его замедлить.

1 - Исследование проводилось в 2003 году, когда Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония, ставшие 1 мая 2004 года полноправными членами Евросоюза, носили статус стран кандидатов на вступление в ЕС, поэтому далее в тексте сохраняется разделение на страны-члены и страны-кандидаты по состоянию на 2003 год.

Давайте сейчас рассмотрим мифы о причинах снижения рождаемости и укажем на действительную причину этого явления.

Миф первый : снижение рождаемости - это естественное явление, и это следует принять как норму. Здесь важен нюанс: да, явление естественное для социогенеза (об этом позже), но из этого никак не следует, что оно должно признаваться нормой. Вот «на пальцах»: болезни - это ведь естественное явление, не так ли? Но это же не значит, что их надо считать нормой - нормой должен быть полностью здоровый человек, даже если он существует только в теории. Конечно, современный постмодернизм стремится философски размыть понятие нормы, доходя до «болезнь - это просто иной способ существования» (Ж. Лакан), а либеральная идеология требует считать нормой вообще всё, что не приносит прямого физического вреда другому индивиду, но не будем отвлекаться.

Суть мифа: все европейцы такие - не хотят рожать, а мы что, щи лаптем хлебаем? Нечего беспокоиться, будем вымирать за компанию!

Из того, что снижение рождаемости в современном обществе относительно крестьянского естественно, никак не следует, что снижение таковой ниже уровня воспроизводства должно считаться нормой. Уменьшение - нормально, но не настолько же! Ещё раз рекомендую книгу Тило Саррацина «Германия: самоликвидация».

Миф второй - сведение вопроса к экономике: «будет на что детей растить - будут заводить». Миф легко опровергается тем, что в весьма благополучной в материальном плане вплоть до недавнего времени Европе рожать не хотят. Социальные выплаты - тоже не решение проблемы, они не увеличивают количество желаемых детей в семье. Положительный эффект есть: женщины начинают рожать статистически несколько раньше, но для этого пособия должны быть достаточно большими. Причина проста: в любом случае содержание ребёнка обходится дороже размера социальных пособий, и при этом после родов женщина автоматически отстаёт в карьерном росте и в большинстве случаев несколько теряет квалификацию, что сказывается на дальнейшем заработке. Ну и, честно говоря, уход за младенцем, который требуется в круглосуточном режиме - это куда более тяжёлый труд, чем обычная работа «с 9 до 18», особенно если не на производстве, а просто в офисе (только не надо впадать в постмодернизм вида «оба супруга должны брать декретный отпуск» - проблемы с финансами семьи это не решит, а мужчина эволюционно «не заточен» под уход за младенцами, его роль наступает позже). Другими словами, чтобы социальные пособия гарантированно повышали рождаемость, они должны как минимум равняться средней зарплате по стране, чего не выдержит ни один государственный бюджет.

Кроме того, выплатами денежных пособий рождаемость реально стимулируется - но именно у маргинальной части населения, для которой деньги-прямо-сейчас важнее будущего детей. Процитирую ведущего научного сотрудника Института социологии РАН Владимира Мукомеля: «И зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, склонных к многодетности».

Отмечу, что на фоне этого мифа иногда наблюдаются призывы к эдакой редукции социогенеза - мол, раз с повышением уровня жизни количество детей уменьшается, то давайте назад, в пампасы! Только сельское натуральное хозяйство, только хардкор! Обычно сопровождается неумеренной религиозностью. За явной маразматичностью концепции разбирать её не будем: в конце концов, если её пропагандисты настолько против прогресса за посконность, то чегой-то они пишут такие призывы на компьютере в интернете?

Миф третий : объявление миграции панацеей от всех бед. Процитирую Игоря Белобородова, директора Центра демографических исследований: «Замещающая миграция несет в себе целый ряд социальных рисков, которые ощущаются уже сегодня... Перечислим только некоторые из них: нарушение этно-демографического баланса; межнациональные конфликты; рост наркомании; этническая преступность; ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации; угроза потери стратегических территорий и т.д.».

Честно говоря, не вижу надобности разбирать этот вопрос подробно, вполне достаточно нарушения этно-демографического баланса. И если кто заявляет, что-де в этом ничего страшного - все люди равны и т.д., то ему следует честно, «в лоб», задать вопрос, не споря с формальным равенством прав и т.д. разных народов: ЗАЧЕМ вы пропагандируете позицию, которая неизбежно нарушает этно-демографический баланс стран именно в сторону уменьшения относительного количества представителей белой расы? На примере той же Европы - всё очень наглядно.

Миф четвёртый : повышение качества жизни гораздо важнее, чем количественный рост населения. Та же привязка к деньгам, что и в мифе №2, но «с обратной стороны»: мол, качество детей зависит только от количества вложенных денег, экономить надо! Ещё раз процитирую И. Белобородова: «часто допускается, что параметры качества способны иметь положительную окраску только при снижении количественных показателей. ... Основным мотивом рассуждений о приоритете качества над количеством, как правило, выступает стремление целесообразного расходования государственных и семейных средств».

И опять: с тем, что качество жизни - важный параметр, никто не спорит, но это не значит, что по этой причине допустимо снижать рождаемость ниже уровня самовоспроизводства нации - очевидно, не так ли? Пользуясь случаем, отмечу, что, поскольку важна рождаемость всего населения, то требуются соответствующие социальные гарантии для всего населения, гарантированный достойный уровень жизни, а не абстрактные экономические показатели типа ВВП и проч.

Пятый миф : кризис семьи. Уточняю: то, что кризис семейных отношений имеет место, - факт. И он негативно влияет на рождаемость (подробнее разберём в следующей статье). Однако миф заключается именно в том, что декларируется преимущественная важность этого фактора. Влияние есть, но не критическое: современная жизнь позволяет воспитывать детей в одиночку (что, понятно, плохо - но возможно) и тем более при поддержке семьи.

Обычно этот миф проталкивается радетелями кондово-патриархальных ценностей.

Пожалуй, к этому же мифу (и к той же категории его приверженцев) косвенно можно отнести вариант «планирование семьи»: мол, сексуальное образование недопустимо, оно развращает детей, учит их предохраняться вместо того, чтобы пожениться девственниками и рожать-рожать-рожать. Здесь следует отличать необходимость адекватного сексуального информирования в школе (причём наряду с этикой межполовых и семейных отношений и т.д.), от того, что под этим понимают либералы: пропаганду нормальности гомосексуализма и проч., не говоря уж о подходе к сексу только как физиологии - думаю, все в курсе, и отвлекаться не будем. Разница аналогична отличию советской комиссии по делам несовершеннолетних от современной ювенальной юстиции.

Шестой миф - об «упадке духовности», т.е. ранее люди были «высокодуховны» и рожали, а сейчас стали материалистичны и поэтому не хотят рожать, а о себе заботятся. То ли дело посконная старина, когда детей рожали как на конвейере, половина умирала в детстве, а кто до сорока лет дожил - тот по сути старик уже, так как средняя продолжительность жизни в конце XIX века в России - чуть более 30-ти лет.

В этом случае очевидна стандартная логическая ошибка posthocnonpropterhoc: да, пару веков назад люди были гораздо более религиозны, но высокая рождаемость была также и вследствие отсутствия нормальной контрацепции, очень ранних браков и т.д. Сейчас можно сравнить рождаемость в весьма религиозных странах, и рождаемость в них будет вполне наглядно отличаться: религиозные факторы способны задержать, но не остановить развитие общества.

Естественная причина - это раскрестьянивание, т.е. есть процесс сокращения сельского населения на окультуренной территории. Процитирую А.Н. Севастьянова: «если в начале века занятое население России состояло на 86% из крестьян, на 2,7% из интеллигенции и на 9% из рабочих, то к 1990-м гг. удельный вес рабочих в РСФСР возрос почти в 7 раз, интеллигенции - более чем в 10 раз, а крестьянства, как уже говорилось, упал в 7 с лишним раз. Надо признать, что коммунистам блистательно удалась задача, с которой не справился царизм: энергия раскрестьянивания была взята под государственный контроль и израсходована, по большому счёту, на полезные, важные, грандиозные цели. И это всё за какие-то семьдесят лет - небывалый в истории случай, отличающий нас в лучшую сторону от других народов» (примечание: под интеллигенцией здесь подразумеваются занимающиеся умственным трудом).

Высокая рождаемость наблюдается в тех странах, где большинство населения - деревенское. Переход к индустриальному производству неизбежно приводит к снижению рождаемости. Главных причин две, и воздействуют они не просто одновременно, но системно.

Во-первых, экономическая причина. Традиционное общество подразумевает соответствующий тип хозяйствования: какие-нибудь гидропонные фермы или даже просто высокотехнологичная обработка земель - это уже индустриальный способ ведения сельского хозяйства, и в нём также имеется высокий «входной барьер» как по возрасту, так и по умениям - семилетка комбайнёром работать не сможет. А в традиционном крестьянском быте он уже давно работал на подхвате, подпаском и проч. В таком хозяйстве рождение детей экономически было выгодно: они работали с раннего детства. Труд индустриального типа подразумевает долгое обучение и т.д., и дети в «семейной бухгалтерии» становятся статьёй не доходов, а расходов. Сравните сами ситуации «пятилетка уже может пасти и кормить домашнюю птицу» (как пример) и «полностью обеспечивать ребёнка минимум до 17 лет, а в большинстве случаев - серьёзно помогать минимум до окончания института» (и я молчу о жилищном вопросе); наглядно? Уровень рождаемости причинно коррелирует не с «духовностью», а с нормой отсутствия образования (впрочем, «духовность» и образованность имеют обратную корреляцию). Как только народ становится образованным, поскольку труд требует образования - рождаемость падает уже через поколение (первое сохраняет привычку).

Во-вторых, отсутствие индустриального развития всегда коррелирует с отсутствием адекватной медицины (и соответствующих норм, усвоенных населением), что относится и к контрацепции. Важно понимать, что речь идёт не только о технических возможностях, но и о культуре использования: «Постинор» и тем более аборт - это, знаете ли, не метод контрацепции, как некоторые по факту практикуют. А уж подход «тянуть с абортом до крайнего срока» на репродуктивную функцию действует отнюдь не положительно. И это всё - тоже вопрос культуры, естественности применения, ответственного подхода к деторождению. В традиционных культурах же распространён подход «раз залетела - то рожать» (а когда соотв. уровень сталкивается с моральной нормой «не обязательно», то и получаются мутации поведения вида «аборт как контрацепция»).

Обе причины взаимосвязаны и оказывают системное воздействие. Некоторые исследователи делают акцент на урбанизации, но этот фактор является производным.

Итак: научно обоснованной причиной снижения рождаемости является раскрестьянивание, переход к индустриальному обществу. Это - естественный процесс социогенеза, однако снижение рождаемости ниже уровня воспроизведения - самоубийство нации. Возникает вопрос: естественно ли не просто снижение рождаемости в цивилизованном обществе, но именно в такой степени? Об этом поговорим в следующий раз.

Показатель рождаемости является важнейшим медико-социальным критерием жизнеспособности и воспроизводства населения. Рождаемость обусловлена не только биологическими, но и социально-экономическими процессами, условиями жизни, быта, занятостью женщин в производстве, традициями, религиозными установками и другими факторами. Для характеристики интенсивности процесса рождения используют как общий показатель рождаемости, так и показатели плодовитости (фертильности), повозрастные показатели рождаемости, «брутто» и «нетто» коэффициенты воспроизводства населения.

Для ориентировочной характеристики рождаемости используется общий коэффициент рождаемости, то есть рассчитанный на все население.

Коэффициент общей рождаемости = число родившихся живыми в данном году х 1000 среднегодовая численность населения

Оценка показателя рождаемости по шкале ВОЗ , в соответствии с которой выделяют несколько уровней рождаемости, дает представление об интенсивности процесса воспроизводства населения:

· высокий - более 25 на 1000 населения;

· средний - 15-25 на 1000 населения;

· низкий - до 15 на 1000 населения.

В современный период показатель рождаемости, как в Российской Федерации, так и в Свердловской области находится на низком уровне.

Следует отметить, что для проведения полноценного анализа медико-демографической ситуации, показатель рождаемости необходимо рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи с показателем смертности. Так, высокий уровень рождаемости может расцениваться как положительное явление только в сочетании с относительно низким уровнем смертности. Высокая рождаемость при высокой смертности, свойственная отсталым и развивающимся странам, оценивается как отрицательное явление. Низкая рождаемость на фоне низкой смертности, характерная для большинства экономически развитых государств, не всегда обеспечивает достаточное воспроизводство населения, что также нельзя оценить удовлетворительно.

Наряду с анализом показателя общей рождаемости, важное значение играет расчет и оценка специальных медико-демографических показателей. Коэффициент плодовитости (фертильности), являющийся специальным показателем рождаемости, рассчитывается на женщин фертильного (детородного) возраста.

Коэффициент плодовитости (фертильности) = число родившихся живыми в данном году х 1000 средняя численность женщин в возрасте 15-49 лет

При расчете коэффициентов брачной и внебрачной плодовитости принимается во внимание соответственно факт, состоят ли женщины репродуктивного возраста в браке или нет.

Коэффициент брачной плодовитости (фертильности) = число родившихся живыми в данном году х 1000 средняя численность женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в браке


Коэффициент внебрачной плодовитости (фертильности) = число родившихся живыми в данном году х 1000 средняя численность женщин в возрасте 15-49 лет, не состоящих в браке

Показатель «брутто» - это суммарный коэффициент рождаемости, показывающий, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всей ее жизни детей при сохранении в каждом возрасте существующего уровня рождаемости.

Оценка показателя «брутто» производится в соответствии со следующей шкалой:

  • меньше 2,18 - суженное воспроизводство;
  • больше 2,18 - расширенное воспроизводство;
  • равно 2,18 - простое воспроизводство.

Коэффициент «нетто» воспроизводства женского населения показывает, сколько в среднем девочек, рожденных одной женщиной на протяжении всей ее жизни, дожило бы до возраста матери с момента их рождения при условии сохранении в каждом возрасте уровней рождаемости и смертности данного периода.

Оценка показателя «нетто» производится в соответствии со следующей шкалой:

  • меньше 1 - суженное воспроизводство;
  • больше 1 - расширенное воспроизводство;
  • равно 1 - простое воспроизводство.
© 2024 Helperlife - Строительный портал