Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Луначарский анатолий васильевич - биография. Скотомогильник или захоронения в Кремлёвской стене ч.4 Нарком просвещения анатолий луначарский

Анатолий Васильевич Луначарский (11 ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь1929-го —первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции1905-1907годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете.

В 1899 Анатолий Луначарский возвращается в Россию, занимается пропагандистско-литературной деятельностью, подвергается ссылке в Вологду. Там знакомится с А. Богдановым, Н. А. Бердяевым, А. Ремизовым, Б. Савинковым и др. Особенно сближается с Богдановым, на сестре которого был женат первым браком.

В 1911 Анатолий Луначарский переезжает в Париж, где создает вместе с М. Н. Покровским, Ф. И. Калининым и др. группу «Вперед». Активно участвует в полемических баталиях с меньшевиками, Г. В. Плехановым по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. В Петроград вернулся в мае 1917. В составе «межрайонцев» вошел в РСДРП (б) на VI съезде в июне 1917.

В октябре 1917 Анатолий Луначарский назначается наркомом просвещения, входит в состав Совнаркома. Но уже 2 (15) ноября 1917, узнав о бомбардировках Кремля при установлении в Москве советской власти, подает в отставку. Мотивирует ее невозможностью смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Прошение об отставке опубликовано в меньшевистской «Новой жизни». Однако Совнарком не принял его отставку, Ленин уговорил Луначарского остаться. Тогда же А. Богданов написал Луначарскому: «Мне грустно, что в это дело ввязался ты, потому что для тебя разочарование будет много хуже».

Луначарского всегда недолюбливала партийная верхушка и никогда ему полностью не доверяла. Сам Луначарский это хорошо осознавал. Он, единственный из прочих «долгожитель» Совнаркома (с октября 1917 по 1929), никогда не входил в состав ЦК партии. Отсюда и крайняя сложность в трактовке его позиции. О Луначарском бытует мнение и как о романтике и утописте, напоминавшем и в суровые времена о незыблемости идеалов красоты, любви и добра как основах человеческой жизни. Его называют и капризным, и водевильным, и анекдотичным. Поминают, что восемь раз подавал в отставку, узнав об обстреле Кремля, упал в обморок, и то, что не шел ни на какие компромиссы. Вторым браком был женат на актрисе Малого театра, известной красавице Н. А. Розенель.

В 1929 году Луначарский снят с поста наркома просвещения. Это год «великого перелома», начатого И. Сталиным и отразившегося и на сфере культуры. Наркомпрос возглавил военный А. Бубнов, покончивший с эклектикой «либерала» Луначарского.

12 сентября 1929 Луначарский назначается председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР.

В 1933 Анатолий Луначарский назначается послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер.

Книги (12)

Введение в историю религии. В 6 популярных лекциях

Вниманию читателей предлагается книга известного советского политического деятеля, публициста, критика, искусствоведа, академика АН СССР А.В.Луначарского(1875-1933),посвященная истории религии.

В основу книги были положены лекции, прочитанные автором в октябре 1918 года в Петербурге. В работе дается представление о научном объяснении религиозных верований и их происхождения, излагается история религиозных верований начиная с самых первых ступеней развития; описываются два типа религиозных воззрений — метафизический и исторический.

Автор рассматривает основные языческие религии — индусскую, иранскую и эллинскую, знакомит читателя с наиболее важными моментами развития еврейской религии, а затем подробно излагает историю христианства вплоть до современных его форм.

Европа в пляске смерти

Книга «Европа в пляске смерти» занимает должное место в литературном наследии А.В. Луначарского.

Посвященная чрезвычайно интересному и сложному периоду — первой империалистической войне, она представляет собой впервые публикуемый сборник статей и очерков, репортажей с мест сражений, а также записей бесед с видными политическими деятелями Европы. Все это было послано автором в газеты «Киевская мысль» и «День», чьим французским корреспондентом он состоял.

О воспитании и образовании

В книге представлены избранные сочинения А.В. Луначарского, посвященные основным проблемам строительства советской школы, вопросам воспитания и образования.

Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся историей советской культуры и просвещения.

Об атеизме и религии

Лекции, статьи, письма и другие материалы.

Здесь помещены материалы из переписки с В.И. Лениным, лекции и статьи по вопросам истории религии, истории атеизма, морали и религии, искусства и религии.

Интересен диспут А.В. Луначарского с представителями церкви.

Почему нельзя верить в бога?

Избранные атеистические произведения.

Для того чтобы напечатать все, что написано Луначарским по вопросам религии и а теизма, потребовалось бы несколько больших томов.

В настоящей книге помещены лишь некоторые его работы из тех, которые были написаны главным образом после Октябрьской социалистической революции, в период Советской власти.

В настоящем сборнике помещено 38 различных произведений. Все они разбиты на четыре раздела и в каждом разделе расположены в основном хронологически. В сборник, как правило, включены уже опубликованные в печати материалы. Однако наряду с этим приводятся и некоторые рукописи, хранящиеся в Партархиве Института марксизма-ленинизма и до сих пор не издававшиеся доклад «Очередные задачи школы в районах нацменьшинств», «Заключительное слово на II съезде Союза воинствующих безбожников», статья «Пасха», статьи, связанные с выставками предметов религиозного искусства за рубежом, ответы на записки слушателей и некоторые другие.

Силуэты: политические портреты

В очерках А. Луначарского, К. Радека, Л. Троцкого, чей публицистический талант бесспорен, читатель найдет объемные портреты таких ярких и своеобразных исторических личностей, как Л. Каменев, Л. Рейснер, Л. Мартов, Б. Савинков, П. Струве, П. Милюков и другие.

Оригинальность видения прошлого страны проявляются и в неповторимости восприятия авторами творчества писателей-демократов, гигантской фигуры В.И. Ленина.

Луначарский Анатолий Васильевич (псевдонимы - Воинов, Анютин, Антон Левый и др.) (11 ноября 1875, Полтава - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - русский и советский политический и государственный деятель, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик, академик АН СССР (1930).

Родился в семье киевского чиновника. Уже в гимназии, в 14 лет, познакомился с идеями марксизма и будучи гимназистом, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ (200 человек), изучавшей сочинения демократов 1860-х и народников, устраивавшей маевки. В 1892 вошел в социал-демократическую группу (1892), работал агитатором в рабочем квартале Киева. Как политически неблагонадежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Р.Авенариуса. Там же познакомился с П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Г.В.Плехановым, который приобщил его к изучению классической философии, а также работ К.Маркса и Ф.Энгельса.

В 1897 вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре был арестован и сослан в Калугу. Там он вместе с другими социал-демократами, особенно - с А.А.Богдановым, оказавшим на него сильное влияние, развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму (1901-1903). После II съезда РСДРП стал большевиком. С 1904 - в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед!» и «Пролетарий». В том же 1904 издал свой первый труд - Основы позитивной эстетики. Считался крупным журналистом РСДРП; на III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с В.И.Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма после участия в Штуттгартском конгрессе II Интернационала 1907.

Опубликовав в 1908 большой труд Религия и социализм, стал основным теоретиком «богостроительства» - богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и «вытекает из религиозных мечтаний прошлого».

В декабре 1909 стал одним из организаторов группы «Вперед!» (Богданов, Г.А.Алексинский, М.Н.Покровский, В.Р.Менжинский и др.), действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе Мещанство и индивидуализм (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. В 1910-1911 принимал участие в работе фракционных партийных встреч и «школ» в Италии.

В 1912 отошел от «впередовцев», вошел в 1913 в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. События 1917 застали его в Женеве, где, выступая на митинге 9 января, он утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». После Февральской революции 1917, оставив жену и сына в Швейцарии, вернулся в Россию, был делегатом первого всероссийского съезда Советов, начавшего работу 3 июня 1917, но 13 июня арестован Временным правительством, заключен в тюрьму «Кресты». Заочно избран в почетные председатели VI съезда РСДРП (август 1917). 8 августа освобожден из тюрьмы, введен в редакции газеты «Пролетарий», журнала «Просвещение». В октябрьские дни 1917 работал в составе Петербургского комитета РСДРП(б).

С октября 1917 и до 1929 - народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны 1918-1920 выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта».

Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. Тем не менее, был причастен к сносу части памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции и их предшественникам, путем переделки их из уже существующих. Был сторонником организации «философского парохода» 1922 (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнениям старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию.

Под его руководством советская система образования была переориентирована с получения знаний на политическую обработку новых поколений в духе коммунистической идеологии. Увязывавший оценку художественного уровня с социальными критериями произведений, активный деятель Пролеткульта, Луначарский стал одним из основателей теории социалистического реализма. Не всегда последовательный в своих взглядах и оценках, часто менявший их в условиях изменчивой конъюнктуры, он все же вошел в русскую культуру как оригинальный мыслитель, талантливый защитник реализма в культуре и искусстве, плодовитый агитатор и пропагандист, человек энциклопедических знаний.

С 1927 привлекался к дипломатической работе: был зам. руководителя советской делегации на конференции по разоружению. Возглавлял советскую делегацию в Лиге наций

В 1929 оставил пост наркома при назначении на должность председателя Ученого комитета при СНК СССР.

С 1933 - назначен полпредом в Испанию, но по дороге заболел и вскоре умер (в Ментоне, на юге Франции).

Прах погребен в Кремлевской стене.

российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед

Анатолий Луначарский

Краткая биография

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (23 ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

С октября 1917 года по сентябрь 1929 года - первый нарком просвещения РСФСР, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года. Академик АН СССР (01.02.1930).

Анатолий Луначарский родился в 1875 году в Полтаве, от внебрачных отношений действительного статского советника Александра Ивановича Антонова (1829-1885) и Александры Яковлевны Ростовцевой (1842-1914), дочери Я. П. Ростовцева. Отчество, фамилия и дворянское звание получены Луначарским от усыновившего его отчима Василия Фёдоровича Луначарского, фамилия которого, в свою очередь, - результат перестановки слогов в фамилии «Чарнолуский» (происходит от дворянского рода Чарнолусские). Так как отчим Луначарского был внебрачным сыном дворянина и крепостной крестьянки, при рождении он не получил дворянства и дослужился до дворянства на государственной службе. Сложные семейные отношения матери и отчима, неудачные попытки развода драматически отразились на маленьком Анатолии: из-за жизни на две семьи и ссор матери и отчима ему даже пришлось остаться на второй год в гимназии.

С марксизмом познакомился ещё во время обучения в Первой мужской гимназии в Киеве; одним из гимназических товарищей Луначарского был Н. А. Бердяев , с которым впоследствии Луначарский полемизировал. В 1892 году как представитель гимназии был включён в состав нелегального общеученического марксистского центра, представителем от Киевского реального училища в котором был В. А. Всеволожский. Вёл пропаганду среди рабочих. В 1895 году, по окончании гимназии, отправился в Швейцарию, где поступил в Цюрихский университет.

В университете слушал курс философии и естествознания под руководством Рихарда Авенариуса; изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса , а также работы французских философов-материалистов; большое влияние на Луначарского оказали и идеалистические воззрения Авенариуса, вступавшие в противоречие с марксистскими идеями. Итогом изучения эмпириокритицизма стало двухтомное исследование «Религия и социализм», одной из основных идей которого является связь философии материализма с «религиозными мечтаниями» прошлого. К швейцарскому периоду жизни Луначарского относится и сближение с плехановской социалистической группой «Освобождение труда».

В 1896-1898 годах молодой Луначарский путешествовал по Франции и Италии, а в 1898 году приехал в Москву, где стал заниматься революционной работой. Через год он был арестован и выслан в Полтаву. В 1900 году арестован в Киеве, месяц находился в Лукьяновской тюрьме, отправлен в ссылку - сначала в Калугу, а затем в Вологду и Тотьму. В 1903 году, после раскола партии, Луначарский стал большевиком (в РСДРП он состоял ещё с 1895). В 1904 году, по окончании ссылки, Луначарский переехал в Киев, а затем в Женеву, где стал членом редакций большевистских газет «Пролетарий», «Вперёд». Вскоре Луначарский являлся уже одним из лидеров большевиков. Сблизился с А. А. Богдановым и В. И. Лениным; под руководством последнего участвовал в борьбе с меньшевиками - Мартовым, Даном и др. Участвовал в работе III (1905, выступил с докладом о вооружённом восстании) и IV съездов РСДРП (1906). В октябре 1905 года отправился для агитации в Россию. Начал работать в газете «Новая жизнь»; был вскоре арестован и предан суду за революционную агитацию, но бежал за границу. В 1906-1908 гг. вёл художественный отдел журнала «Образование».

К концу 1900-х гг. усилились философские разногласия между Луначарским и Лениным; вскоре они переросли в политическую борьбу. В 1909 году Луначарский принял активное участие в организации крайне левой группы «Вперёд» (по названию журнала «Вперёд», издававшегося этой группой), в которую входили «ультиматисты» и «отзовисты», считавшие, что социал-демократам не место в столыпинской Думе, и требовавших отзыва социал-демократической фракции. Поскольку фракция большевиков исключила эту группу из своих рядов, в дальнейшем, вплоть до 1917 года, пребывал вне фракций. «Луначарский вернётся в партию, - говорил Ленин Горькому, - он менее индивидуалист, чем те двое (Богданов и Базаров). На редкость богато одарённая натура». Сам Луначарский отмечал о своих отношениях с Лениным (относится к 1910 году): «Мы лично не порвали отношений и не обостряли их».

Вместе с другими «вперёдовцами» участвовал в создании партийных школ для русских рабочих на Капри и в Болонье; для чтения лекций в этой школе приглашались представители всех фракций РСДРП. В этот период он находился под влиянием философов-эмпириокритицистов; был подвергнут Лениным жёсткой критике (в работе «Материализм и эмпириокритицизм», 1908). Развивал идеи богостроительства.

Ещё в 1907 году он участвовал в Штутгартском конгрессе Интернационала, затем - в Копенгагенском. Работал обозревателем западноевропейской литературы во многих российских газетах и журналах, высказывался против шовинизма в искусстве.

С самого начала Первой мировой войны Луначарский занял интернационалистическую позицию, которая окрепла под влиянием Ленина; был одним из основателей пацифистской газеты «Наше слово», о которой И. Дойчер писал: «„Наше слово“ собрало замечательный круг авторов, почти каждый из которых вписал своё имя в анналы революции».

В конце 1915 года переехал со своей семьёй из Парижа в Швейцарию.

В 1917 году

Как я хотел бы, чтобы во Франции был какой-нибудь Луначарский, с таким же пониманием, такой же искренностью и ясностью в отношении политики, искусства и всего, что живо!

Ромен Роллан, 1917 г.

Известие о Февральской революции 1917 года ошеломило Луначарского. 9 мая, оставив семью в Швейцарии, он прибыл в Петроград и вошёл в организацию «межрайонцев». От них был избран делегатом Первого Всероссийского съезда Советов РСД (3-24 июня 1917 года). Выступал с обоснованием идеи роспуска Государственной Думы и Государственного совета, передачи власти «трудовым классам народа». 11 июня отстаивал интернационалистские позиции при обсуждении военного вопроса. В июле вошёл в редакцию созданной Максимом Горьким газеты «Новая жизнь», с которой сотрудничал с момента своего возвращения. Но вскоре после Июльских дней был обвинён Временным правительством в государственной измене и арестован. С 23 июля по 8 августа находился в тюрьме «Кресты»; в это время заочно был избран одним из почётных председателей VI съезда РСДРП(б), на котором межрайонцы объединились с большевиками.

8 августа на Петроградской конференции фабзавкомов выступил с речью против арестов большевиков. 20 августа стал руководителем фракции большевиков в Петроградской городской думе. Во время Корниловского выступления настаивал на передаче власти Советам. С августа 1917 года Луначарский работал в газете «Пролетарий» (выходившей вместо закрытой правительством «Правды») и в журнале «Просвещение»; вёл активную культурно-просветительскую деятельность среди пролетариата; стоял за созыв конференции пролетарских просветительских обществ.

В начале осени 1917 года был избран председателем культурно-просветительской секции и заместителем петроградского городского головы; стал членом Временного Совета Российской Республики. 25 октября на экстренном заседании Петроградского Совета РСД поддержал линию большевиков; выступил с горячей речью, направленной против покинувших заседание правых меньшевиков и эсеров.

После Октябрьской революции вошёл в сформированное II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов правительство в качестве наркома просвещения. В ответ на бомбардировку большевиками исторических памятников Москвы во время вооружённого восстания во второй столице России, покинул пост наркома просвещения 2 ноября 1917 года, сопроводив свою отставку официальным заявлением в Совет народных комиссаров:

Я только что услышал от очевидцев то, что произошло в Москве. Собор Василия Блаженного, Успенский Собор разрушаются. Кремль, где собраны сейчас все важнейшие сокровища Петрограда и Москвы, бомбардируется. Жертв тысячи. Борьба ожесточается до звериной злобы. Что ещё будет. Куда идти дальше. Вынести этого я не могу. Моя мера переполнена. Остановить этот ужас я бессилен. Работать под гнетом этих мыслей, сводящих с ума, нельзя. Я сознаю всю тяжесть этого решения. Но я не могу больше.

На следующий день народные комиссары признали отставку «неуместной», и Луначарский отозвал её. Был сторонником «однородного социалистического правительства», но, в отличие от В. Ногина, А. Рыкова и других, из Совнаркома на этой почве не выходил. Оставался наркомом просвещения вплоть до 1929 года.

После Октябрьской революции

А. В. Луначарский и скульптор Карл Зале на открытии памятника Гарибальди в Петрограде, 1919 год

По свидетельству Л. Д. Троцкого, Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков:

С В. И. Лениным на открытии памятника «Освобождённому труду», Москва, Пречистенская набережная, 1 мая 1920 года. Фото А. Савельева

Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров.

В 1918-1922 годах Луначарский в качестве представителя Реввоенсовета работал в прифронтовых областях. В 1919-1921 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии РКП(б). Был одним из государственных обвинителей на процессе эсеров в 1922 году. В первые послереволюционные месяцы Луначарский активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия.

Луначарский был сторонником перевода русского языка на латиницу. В 1929 году Народный Комиссариат просвещения РСФСР образовал комиссию по разработке вопроса о латинизации русского алфавита. Из протокола заседания этой комиссии от 14 января 1930 года:

Переход в ближайшее время русских на единый интернациональный алфавит на латинской основе - неизбежен.

Латинизацию решили начать с языков национальных меньшинств.

Не участвуя во внутрипартийной борьбе, Луначарский в конце концов присоединился к победителям; но, по словам Троцкого, «до конца оставался в их рядах инородной фигурой». Осенью 1929 года был смещён с поста наркома просвещения и назначен председателем Учёного комитета при ЦИК СССР. Академик АН СССР (1930).

В начале 1930-х годов Луначарский - директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу , Бертольт Брехт , Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.

В сентябре 1933 года назначен полпредом СССР в Испанию, куда не смог прибыть по состоянию здоровья. Был заместителем главы советской делегации во время конференции по разоружению при Лиге Наций. Луначарский умер в декабре 1933 года по пути в Испанию от стенокардии на французском курорте Ментона. Тело кремировано, урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Семья

  • Первая жена (1902-1922) - Анна Александровна Малиновская (1883-1959) - писательница, сестра философа и политика А. А. Богданова-Малиновского.
    • Сын - Анатолий Анатольевич (1911-1943) - писатель, добровольцем ушел на фронт, погиб при высадке десанта в Новороссийск.
  • Вторая жена (1922-1933) - Наталья Александровна Розенель (1902-1962) - актриса, переводчица, автор книги мемуаров «Память Сердца».
    • Приёмная дочь - Ирина Луначарская (1918-1991) - военный инженер-химик, журналист.
  • Надежда Сергеевна Надеждина (1908-1979), балерина. Дочь от этого внебрачного союза - Галина Луначарская (1924-?).

Братья

  • Михаил Васильевич Луначарский (1862-1929) - кадет, коллекционер книг по искусству.
  • Платон Васильевич Луначарский (1867-1904) - врач, доктор медицины, участник революционного движения 1904-1905 годов
  • Яков Васильевич Луначарский (1869-1929) - адвокат.
  • Николай Васильевич Луначарский (1879-1919) - до октября 1917 был уполномоченным от Союза городов по Киевскому району, в дальнейшем занимался общественной деятельностью. Умер от тифа в Туапсе.

Творчество

Луначарский внёс огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры - в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино. По мнению Луначарского, культурное наследие прошлого принадлежит пролетариату и только ему.

Луначарский выступал как теоретик искусства. Первым его произведением по теории искусства явилась статья «Основы позитивной эстетики». В ней Луначарский даёт понятие идеала жизни - свободного, гармоничного, открытого для творчества и приятного для человека существования. Идеал личности - эстетический; он также связан с красотой и гармонией. В этой статье Луначарский даёт определение эстетики как науки. Несомненно сильное влияние на эстетические взгляды Луначарского произвели работы немецкого философа Фейербаха и - в особенности - Н. Г. Чернышевского . Луначарский пытается построить свою теорию на базе идеалистического гуманизма, антидиалектичности. Явления общественной жизни у Луначарского являются биологическими факторами (этот философский взгляд сформировался на основе эмпириокритицизма Авенариуса). Впрочем, спустя годы Луначарский отрёкся от многих своих взглядов, изложенных в первой статье. Большому пересмотру подверглись взгляды Луначарского в отношении роли материализма в теории познания.

В качестве историка литературы Луначарский пересматривал литературное наследие с целью культурного просвещения пролетариата, оценивал работы крупнейших русских писателей, их значение в борьбе рабочего класса (сборник статей «Литературные силуэты», 1923). Луначарский написал статьи о многих писателях Западной Европы; творчество последних рассматривалось им с точки зрения борьбы классов и художественных течений. Статьи вошли в книгу «История западноевропейской литературы в её важнейших моментах» (1924). Почти все статьи Луначарского эмоциональны; далеко не всегда в исследовании предмета Луначарский избирал научный подход.

Шарж на Анатолия Луначарского, Альберт Энгстрём, 1923 г.

Луначарский - один из основоположников пролетарской литературы. В своих взглядах на пролетарскую литературу писатель опирался на статью Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905). Принципы пролетарской литературы выдвигаются в статьях «Задачи социал-демократического художественного творчества» (1907), «Письма о пролетарской литературе» (1914). По Луначарскому, пролетарская литература, прежде всего, носит классовый характер, и главное её назначение - выработка классового мировоззрения; писатель изъявлял надежду на появление «крупных дарований» в пролетарской среде. Луначарский участвовал в организации кружков пролетарских писателей за пределами Советской России, принимал активное участие в работе Пролеткульта.

Из художественных произведений больше всего написано Луначарским драм; первая из них - «Королевский брадобрей» - написана в январе 1906 в тюрьме; в 1907 создана драма «Пять фарсов для любителей», в 1912 - «Вавилонская палочка». Пьесы Луначарского очень философичны и основаны бо́льшей частью на эмпириокритических взглядах. Из постоктябрьских драм Луначарского наиболее значительны драмы «Фауст и город» (1918), «Оливер Кромвель» (1920; Кромвель в пьесе представлен как исторически прогрессивная личность; при этом Луначарский отвергает требование диалектического материализма отстаивать точку зрения определённой социальной группы), «Фома Кампанелла» (1922), «Освобождённый Дон-Кихот» (1923), в которых известные исторические и литературные образы получают новую трактовку. Некоторые пьесы Луначарского были переведены на иностранные языки и шли в зарубежных театрах.

Выступал Луначарский также как переводчик (перевод «Фауста» Ленау и др.) и мемуарист (воспоминания о Ленине, о событиях 1917 года в России).

Сочинения

Прижизненные издания размещены в хронологическом порядке. Переиздания в список не включены.

  • Этюды критические и полемические. - Москва: «Правда», 1905.
  • Королевский брадобрей. - СПБ: «Дело», 1906.
  • Отклики жизни. - СПБ: изд. О. Н. Поповой, 1906.
  • Пять фарсов для любителей. - СПБ: «Шиповник», 1907.
  • Идеи в масках. - М.: «Заря», 1912.
  • Культурные задачи рабочего класса. - Петроград: «Социалист», 1917.
  • А. Н. Радищев , первый пророк и мученик революции. - Петроград: издание Петроградского совета, 1918.
  • Диалог об искусстве. - М.: ВЦИК, 1918.
  • Фауст и город. - Петроград: изд. Литературно-издательского отдела Наркомпроса, 1918.
  • Маги. - Ярославль: изд. Тео Наркомпроса, 1919.
  • Василиса премудрая. - Петроград: Гиз, 1920.
  • Иван в раю. - М.: «Дворец искусства», 1920.
  • Оливер Кромвель. Ист. мелодрама в 10 картинах. - М.: Гиз, 1920.
  • Канцлер и слесарь. - М.: Гиз, 1921.
  • Фауст и город. - М.: Гиз, 1921.
  • Искушение. - М.: Вхутемас, 1922.
  • Освобожденный Дон-Кихот. - Гиз, 1922.
  • Фома Кампанелла. - М.: Гиз, 1922.
  • Этюды критические. - Гиз, 1922.
  • Драматические произведения, тт. I-II. - М.: Гиз, 1923.
  • Основы позитивной эстетики. - М.: Гиз, 1923.
  • Искусство и революция. - М.: «Новая Москва», 1924.
  • История западно-европейской литературы в её важнейших моментах, чч. 1-2. - Гиз, 1924.
  • Ленин. - Л.: Госиздат, 1924.
  • Медвежья свадьба. - М.: Гиз, 1924.
  • Поджигатель. - М.: «Красная новь», 1924.
  • Театр и революция. - М.: Гиз, 1924.
  • Толстой и Маркс. - Ленинград: «Academia», 1924.
  • Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925.
  • Литературные силуэты. - Л.: Гиз, 1925.
  • Мораль с марксистской точки зрения. - Севастополь: «Пролетарий», 1925
  • Судьбы русской литературы. - Л.: «Academia», 1925.
  • Этюды критические (Западно-европейская литература). - М.: «ЗИФ», 1925.
  • Яд. - М.: изд. МОДПиК, 1926.
  • На Западе. - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • На Западе (Литература и искусство). - М.-Л.: Гиз, 1927.
  • Н. Г. Чернышевский, Статьи. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • О Толстом, Сборник статей. - М.-Л.: Гиз, 1928.
  • Личность Христа в современной науке и литературе (об «Иисусе» Анри Барбюса)
  • Стенограмма диспута А. В. Луначарского с Александром Введенским. - М.: изд. «Безбожник», 1928.
  • Максим Горький. - М.-Л.: Гиз, 1929.
  • Пушкин и современность. - «Красная нива», 1929, № 46.
  • Спиноза и буржуазия 1933
  • «Религия и просвещение» (rar)
  • О быте: молодежь и теория стакана воды

Книги Луначарского, изъятые из библиотек в 1961 году

  • Луначарский А. Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров. М., Гос. изд., 1922. 82 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Великий переворот (Октябрьская революция). Ч. 1. Изд. изд-ва З. И. Гржебина. Пг., 1919. 99 с. 13 000 экз.
  • Луначарский А. В. Воспоминания. Из революционного прошлого. [Харьков], «Пролетарий», 1925. 79 с. 10 000 экз.
  • Луначарский А. В. Гр. Гиацинт Серрати или революционно-оппортунистическая амфибия. Пг., Изд. Коминтерна, 1922. 75 с.
  • Луначарский А. В. Десять лет культурного строительства в стране рабочих и крестьян. М.-Л., Гос. изд., 1927. 134 + с. 35 000 экз.
  • Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства. Доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М., «Работник просвещения», 1925. 47 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная и пролетарская. Подготовлена к печати В. Д. Зельдовичем. Пг., «Путь к знанию», 1923. 141 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. I. Идеализм и материализм. II Культура буржуазная, переходная и социалистическая. М.-Л" «Красная новь», 1924. 209 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Искусство и революция. Сборник статей. [М.], «Новая Москва», 1924. 230 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции. (Доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г.) М.-Л., «Моск. рабочий», . 72 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Культура в капиталистическую эпоху. (Доклад, сделанный в Центральном клубе Моск. пролеткульта им. Калинина.) М., Всерос. пролеткульт, 1923. 54 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Литературные силуэты. М-Л., Гос. изд., 1925. 198 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Наши задачи на фронтах труда и обороны. Речь на заседании Совета рабочих, крестьянских и красноармейских и казачьих депутатов 18-го августа 1920 г. в Ростове на Дону. Ростов на Дону, Гос. изд., 1920. 16 с.
  • Луначарский А. В. Очередные задачи и перспективы народного образования в республике. Свердловск, 1928. 32 с. 7 000 экз.
  • Луначарский А. В. Очерки марксистской теории искусств. М., АХРР 1926 106 с 4 000 экз.
  • Луначарский А. В. Партия и революция. Сборник статей и речей. ГМ.1, «Новая Москва», 1924. 131 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Просвещение и революция. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1926. 431 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Пять лет революции. М., «Красная новь», 1923. 24 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. Революционные силуэты. Все издания по 1938 г. включительно.
  • Луначарский А. В. Социальные основы искусства. Речь, произнесенная перед собранием коммунистов МК РКП(б). М., «Новая Москва», 1925. 56 с. 6 000 экз.
  • Луначарский А. В. Третий фронт. Сборник статей. М., «Работник просвещения», 1925. 152 с. 5 000 экз.
  • Луначарский А. и Лелевич Г. Анатоль Франс. М., «Огонек», 1925. 32 с. 50 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Покровский М. Н. Семь лет пролетарской диктатуры. [М.], «Моск. рабочий», 1925. 78 с. Моск ком. РКП(б). 5 000 экз.
  • Луначарский А. В. и Скрыпник Н. А. Народное образование в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства. Доклады на VII съезде Союза работников просвещения. М., «Работник просвещения», 1929. 168 с. 5 000 экз.

Собрания сочинений

  • Собрание сочинений в 8-ми тт. - М., 1963-1967.

Память

  • Имя Луначарского носят в 2013 году 565 географических объектов (проспекты, улицы, площади, переулки, проезды и т. д.) в России, также имеется некоторое количество топонимов в Белоруссии, были они и на Украине, но подверглись переименованию в 2016 году.
  • Театральная библиотека им. А. В. Луначарского (Санкт-Петербург)
  • Премия имени Анатолия Луначарского для сотрудников учреждений культуры, присуждаемая Министерством культуры
  • Ленинградская Фабрика музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского (1922-1993).
  • Существует Мемориальный кабинет А. В. Луначарского по адресу г. Москва, Денежный пер., 9/6. Открыт в 1965 году, по состоянию на 2017 год - на реконструкции.

Театры, кинотеатры

  • Драматический театр имени Луначарского (г. Владимир)
  • Севастопольский академический русский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Калужский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Армавирский драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Владимирский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Кемеровский театр драмы им. А. В. Луначарского
  • Тамбовский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  • Свердловский театр оперы и балета (в 1924-1991)
  • Ростовский драматический театр (в 1920-1935)
  • Кинотеатр «Луначарский» (г. Черногорск)

Образовательные учреждения

  • Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского
  • Череповецкий государственный педагогический институт имени А. В. Луначарского
  • Астраханский государственный медицинский институт имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (г. Буинск)
  • Ордена «Знак Почёта» гимназия № 5 им. А. В. Луначарского (г. Владикавказ)
  • Белорусская государственная консерватория имени А. В. Луначарского
  • Школа им. А. В. Луначарского (ст. Медвёдовская)

Анато́лий Васи́льевич Лунача́рский (11 (23) ноября 1875, Полтава - 26 декабря 1933, Ментона) - русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. Академик АН СССР (1930), с 1917 по 1929 - нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года.

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) был внебрачным сыном крупного чиновника. Благодаря удачному замужеству матери он оказался пасынком в крупном поместье под Полтавой, усвоил многое из жизни высшего света, что позволяло ему после революции вести агитацию среди «бывших», чтобы привлечь старую интеллигенцию на службу советской власти. Талантливый фантазер Луначарский с детства выделялся среди ровесников. Писал стихи, баловался философией, ораторствовал и восхищался удалью тогдашних террористов. Еще гимназистом Луначарский вступил в марксистский кружок. Проведя несколько лет в Европе (Швейцария, Франция, Италия), он вернулся в Россию для подпольной работы. Вместе с сестрой Ленина Анной воссоздал разгромленный властями Московский комитет РСДРП. Его арестовали и сослали, но в 1904 году он из ссылки бежит за границу, где общается с большевиками.

Наводнив за год европейские издания своими статьями, наговорив массу лекций, он едет в Санкт-Петербург воплощать теорию в практику, воспользовавшись беспорядками 1905 года. Угроза ареста заставила его вернуться за границу. Там Луначарский проводил время в партийных школах на Капри и в Болонье. В работе «Религия и социализм» (1908) он провозгласил, что «социалистическое учение есть подлинная религия человечества» и увлекся изобретением ритуала этой религии (саркастический Плеханов назвал его «блаженным Анатолием»). Одновременно изобретал теорию особой пролетарской культуры, воплощающей идеи партии в искусстве («Задачи социал-демократического художественного творчества»; «Письма о пролетарской литературе»). Луначарский и сам сочинял пьесы, соответствующие этой теории - схематичные и напыщенные, полные «пролетарского пафоса».

После февраля 1917, как и все большевики-эмигранты, Луначарский вернулся в Россию. В Питере, наглядевшись на пьяных дезертиров и хамоватых матросов, решил продвигать «пролетарскую культуру». Он формально вступил в партию большевиков, Ленин его поддержал. И заработала новая «пролетарская» контора: статьи, брошюры, пьесы для самодеятельных театров. После октябрьского переворота Луначарский стал народным комиссаром просвещения. В 1923 г. выпустил томик "Силуэты", посвященный вождям революции. Только про Сталина забыл. Через год весь тираж изъяли, но изворотливый Луначарский избежал опалы.

Из-за молоденькой актрисы моралист Луначарский бросил жену, с которой прожил 20 лет, и сына. Пришлось съехать с кремлевской квартиры в апартаменты в Денежном переулке. Молодые зажили на широкую ногу. Каждый год - отпуск за границей. Летом - в графское имение Остафьево. Старого графа посадил смотрителем музея и выделил комнатку, вынуждая постоянно наблюдать размашистую гульбу новых хозяев страны на раритетном паркете. Даже сталинская цензура запретила демонстрировать парадный портрет наркома, написанный к его 50-тилетию. Слишком вальяжным был вид на фоне дорогого шкафа из красного дерева.

Луначарский был пассивным гомосексуалистом, что в свое время было хорошо известно. Имел прозвище «Лупанарский» (лупанарий - бордель в древнем Риме).

Луначарский из-за слабого сердца не дожил до 1937-го и не стяжал славы мученика. В 1929-м он таки лишился поста наркома. Возглавил Комитет по ученым и учебным заведениям при ЦИК СССР, обустраивал вместе с Крупской систему коммунистического растления.

Гора атеистических статей Луначарского показывает, что он был и вдохновителем воинствующих безбожников. Ему же принадлежит «заслуга» в том, что поколения русских людей лишены были возможности знакомиться с творчеством Достоевского.; Луначарский объявил его идеологически вредным. Преследовал он и независимо мыслящих современников. Особенно не прощал колкостей в адрес своих "пролетарских" произведений. «У нас, пожалуй, нет другого столь ярко выраженного писателя, контрреволюционного, как Булгаков», - провозгласил Луначарский. А Булгаков в ответ вывел писателя-наркома в романе «Мастер и Маргарита» под видом критика Латунского, затравившего Мастера (это его роскошную квартиру, отчаявшись, громит Маргарита). Творчеству «вредных» Достоевского и Булгакова Луначарский противопоставил ленинский идеал писателя как «колесика и винтика пролетарского дела» («Ленин и литературоведение», 1932); он же обосновал метод «социалистического реализма», мертвым схемам которого должно было отныне подчиняться искусство («Социалистический реализм», 1933). В том же году Луначарский был назначен полпредом СССР в Испании, но умер по пути к месту назначения.

Леонид Андреев о Луначарском

Он (большевизм - ред.) съел огромное количество образованных людей, умертвил их физически, уничтожил морально своей системой подкупов, прикармливания. В этом смысле Луначарский со своим лисьим хвостом страшнее и хуже всех других Дьяволов из этой свирепой своры. Он трус и чистюля, ему хочется сохранить приличный вид и как можно больше запутать людей, зная, что каждое новое “имя”, каждый профессор, ученый интеллигент или просто порядочный человек соответственно уменьшает его личную ответственность. Если даже Нерона многие одобряют за любовь к искусству, то как же ему, Луначарскому, не создать некоего “золотого века”, рая художников и режиссеров, рая, который так приятно контрастирует с черной чрезвычайкой и придает Л [уначарскому] вид исключительного джентельменства. Светлый луч в темном царстве - так, вероятно, он сам мыслит про себя, ибо кроме всего он человек пошлый и недалекий.

Похоронен у Кремлёвской стены. В Петербурге есть проспект, а в Павловске улица, названные в честь Луначарского. Есть они и в других городах.

Емелья́н Миха́йлович Яросла́вский (настоящие имя и фамилия - Мине́й Изра́илевич Губельма́н; 19 февраля (3 марта) 1878, Чита - 4 декабря 1943, Москва) - революционер, деятель Коммунистической партии, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР. Председатель «Союза воинствующих безбожников».

Кипучую пропагандистскую и публицистическую работу Ярославский сочетал с активной научной и творческой деятельностью. Его перу принадлежит свыше 1600 статей и монографий, в том числе труды по истории большевистской партии и революционного движения в России. Ярославский - один из создателей известного «Краткого курса истории ВКП(б)» (1938), автор серии работ о Сталине и его официальной канонической биографии.

Ярославский в огромной степени способствовал утверждению культа Сталина. В 1935 г., например, он рассылал такие руководящие указания: «Товарищ Стецкий, посылая Вам копию моего письма тов. Сталину, я хочу Вам сказать то, что неудобно мне писать тов. Сталину. Надо во всех (здесь и далее подчеркнуто Ярославским. - Сост.) учебниках дать больше о Сталине, о его роли в строительстве партии, в руководстве ею, в разработке ее идеологии, ее организации, ее тактики. Вы знаете, что я над этим работаю и буду работать, чтобы дать книгу о тов. Сталине. Это крайне необходимо для всех компартий. Учебники по истории партии надо, по возможности, насытить материалом о тов. Сталине не только в период после смерти В.И. Ленина. В особенности же надо показать роль тов. Сталина после смерти В.И. Ленина, - то, что он поднял учение Ленина на новую ступень» (ЦПА. Ф. 89. Oп. 1. Ед. хр. 84. Л. 15).

Одну из глав книжки «О товарище Сталине» Ярославский так и назвал - «Вождь народов». Главная ее идея: «Рядом с Лениным, начиная с конца 90-х годов, и всегда вместе с Лениным, всегда по одной дороге, никогда не сворачивая с этого пути, идет товарищ Сталин...» (М., 1939. С. 149). В этой книжке-панегирике Ярославский несколько раз подчеркивает «беспощадность Сталина к врагам». «Что верно, то верно, - замечает Волкогонов, - "Вождь" был беспощаден ко всем, кого он считал врагами» (Д. Волкогонов. Сталин. М., 1991. С. 390).

Еще одно любимое поприще Ярославского - антирелигиозная пропаганда. В 1923 г. вышла его книга “О религии”. Хрущев вспоминал, что “Ярославского называли “советским попом.” Ярославский стал одним из главных инициаторов, и организаторов травли в печати Церкви, верующих и священников. С 1922 г. он председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников. Он несет основную ответственность за массовые репрессии против верующих, за повсеместное разрушение храмов и осквернение святынь. Он был редактором журналов «Безбожник», «Безбожный крокодил», «Безбожник у станка», которые состояли из оскорбительных карикатур, стихов и статей. Например, один из рисунков изображал, как Бог вдувает Адаму душу через клистирную трубку. Одновременно «Безбожник» печатал «директивы» партийных лидеров, например: «…выселение богов из храмов и перевод в подвалы, злостных - в концлагеря» (Бухарин). Под руководством Ярославского издавалось множество антирелигиозных брошюр, святотатственных плакатов и открыток. Британский парламент запретил ввозить в свою страну «Безбожника» как аморальное издание.

Антирелигиозный комитет во главе с Ярославским составлял также списки на аресты служителей православной церкви. Многие из них были расстреляны или превращены в ГУЛАГе в «лагерную пыль».

Среди произведений «воинствующего безбожника» Ярославского известны также «Партия большевиков в 1917 г.» (М.; Л., 1927); «Сталинская конституция и вопрос о религии» (М., 1936); «Библия для верующих и неверующих» (М., 1958). Особо следует выделить фундаментальный труд «Против религии и церкви» (в 4 т. М., 1935).

Вместе со своим штабом 1) Ярославский составлял и подписывал списки («индексы») запрещенных книг, в которые вошли произведения Платона, И. Канта, В. Соловьева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и др. Такие списки рассылались по библиотекам, где обреченные книги должны были быть переданы в спецхраны или уничтожены. Все свои действия Ярославский теоретически обосновывал. Так, он писал: «Толстой в настоящее время, если брать его отрицательное отношение к государству, если взять его отрицательное отношение к классовой борьбе, его враждебность к науке, является выразителем идей и настроений социальных прослоек, не имеющих никакого будущего, политическое значение которых для сегодняшнего дня ничтожно» (Ярославский Е. Против религии и церкви. Т. 2. М., 1935. С. 475).

Ярославский проявил себя также как «музыковед». В конце 1920-х годов им был наложен запрет на исполнение духовной музыки Чайковского, Рахманинова, Моцарта, Баха, Генделя и других композиторов. И тоже обоснованно. «В данный момент церковная музыка, хоть бы и в лучших ее произведениях, имеет актуально-реакционное значение»,- писал Ярославский.

Не повезло даже новогодней елке - согласно «обоснованиям» Ярославского, она считалась проявлением религиозных предрассудков (до 1937 г.).

В годы Великой Отечественной войны пламенные статьи и речи Ярославского перед фронтовиками звали бойцов Красной Армии, всех советских людей к стойкости и мужеству, полному разгрому врага.

Алекса́ндр Матве́евич Ште́йнгарт (23 апреля 1887, Одесса - 19 февраля 1934, Москва) - российский коммунистический деятель.

Сын рабочего. С 1901 работал в типографиях. В 1913 вступил в РСДРП, большевик. В 1914 был призван в армию, вёл агитацию на Румынском фронте. В октябре 1917 председатель ревкома и комитета РКП(б) корпуса. Участник Гражданской войны. В 1921-1925 начальник орготдела Политуправления РККА. В 1930-1932 член Коллегии Наркомата земледелия РСФСР. С 1933 заместитель начальника Политотдела МТС Наркомата земледелия СССР, начальник политсектора МТС и заведующий Северо-Кавказским краевым земельным управлением. Один из руководителей политотделов МТС - главных проводников сталинской политики на селе. Причастен к массовым репрессиям против крестьян во время коллективизации. С января 1934 секретарь Саратовского обкома ВКП(б). С 1934 кандидат в члены ЦК ВКП(б). Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Иван Иванович Скворцов-Степанов (настоящая фамилия - Скворцов, литературный псевдоним - И. Степанов) (24 февраля (8 марта) 1870, Богородск, ныне Ногинск Московской области, - 8 октября 1928, Сочи), советский государственный и партийный деятель, историк, экономист.

Один из создателей политической цензуры. Автор публицистических статей. В 1920 году перевёл на русский язык «Капитал» К. Маркса. С 1925 г. ответственный редактор газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», с 1927 г. - зам. ответственного секретаря газеты «Правда», одновременно с 1926 г. директор Института Ленина при ЦК ВКП(б).

Ярый атеист, вместе с Е. Ярославским - один из главных инициаторов агрессивной атеистической пропагандистской кампании. Использовал при антирелигиозной пропаганде оригинальные приёмы: например, выступал от имени рядового верующего, который задавал вопрос: если церковь учит, что любая власть от Бога, то почему тогда церковь выступает против Советской власти? В 1926-1928 гг. ответственный редактор газеты «Ленинградская правда». Активный сторонник И. В. Сталина, в газетах партийной прессы «громил» сначала сторонников Л. Д. Троцкого, а затем Г. Е. Зиновьева и Л. Б. Каменева, чем оказал неоценимые услуги Сталину. С 1925 г. член ЦК ВКП(б).

Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В 1931 году именем И. И. Скворцова-Степанова была названа психиатрическая больница № 3 в Ленинграде.

Андре́й Януа́рьевич Выши́нский (польск. Andriej Wyszyński; 10 декабря 1883, Одесса - 22 ноября 1954, Нью-Йорк) - советский государственный деятель. Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат Верховного Совета СССР 1-4 созывов. Член ЦК ВКП(б) (1939-1954), кандидат в члены Президиума ЦК КПСС (1952-1953), создатель советской прокуратуры.

Входил в близкое окружение Сталина. Родился в Одессе в семье провизора. По национальности поляк, родственник кардинала Стефана Вышинского (Белади Л., Краус Т. Сталин. М., 1990. С. 249). Когда ему исполнилось пять лет, семья переехала в Баку, где отец стал работать в Кавказском товариществе торговли аптекарскими товарами. Вышинский окончил классическую гимназию в Баку и юридический факультет Киевского университета. Участник революционного движения с 1902 г. В 1903 г. примкнул к меньшевикам.1) В Баку был арестован и заключен в Баиловскую тюрьму, где сидел вместе с И. Джугашвили (Сталиным).

В июне 1917 г. уже в Петрограде Вышинский был одним из тех, кто подписал распоряжение о неукоснительном соблюдении приказа Временного правительства об аресте Ленина. С 1920 г. - член РКП(б). В 1925-1928 гг. - ректор Московского университета. С 1931 г. - прокурор РСФСР. В 1939-1944 гг. - заместитель председателя Совнаркома. В 1940-1953 гг. на руководящих постах в МИД СССР, с 1949 г. - министр иностранных дел. Член ЦК ВКП(б) с 1939 г. В 1937-1950 гг. - депутат Верховного Совета СССР. После смерти Сталина - представитель СССР в ООН. Награжден шестью орденами Ленина.

Вышинский был официальным обвинителем на сталинских политических процессах 1930-х годов. Причем он был не просто исполнителем воли режиссера Сталина. Он был соавтором, наподобие Берии или Молотова.

Почти для всех обвиняемых Вышинский требовал смертной казни. Заключенные называли его «Андрей Ягуарьевич».На процессах по делам о государственной измене Вышинский отличался исключительной грубостью. В своих обвинительных речах использовал особенно оскорбительные и унижающие человеческое достоинство выражения: «вонючая падаль», «выродки», «перерожденцы», «взбесившиеся псы капитализма», «презренные авантюристы», «проклятые гады», «человеческие отбросы»

Стенограммы процессов показывают, что прокурор Вышинский доказательства заменял бранью. Оскорбить и унизить - прежде чем физически уничтожить - таков был метод его работы. Вот характерная выдержка из речи Вышинского: “Вся наша страна, от малого до старого, ждёт и требует одного: изменников и шпионов, продавших врагу нашу Родину, расстрелять как поганых псов!…Пройдёт время. Могилы ненавистных изменников зарастут бурьяном и чертополохом, покрытые вечным презрением честных советских людей, всего советского народа. А над нами, над нашей счастливой страной, по-прежнему ясно и радостно будет сверкать своими светлыми лучами наше солнце. Мы, наш народ, будем по-прежнему шагать по очищенной от последней нечисти и мерзости прошлого дороге, во главе с нашим любимым вождём и учителем - великим Сталиным - вперед и вперед к коммунизму!”

А вот другая характерная выдержка из речи прокурора: «Во все советские учреждения и организации проникло много врагов и шпионов, они замаскировались под советских служащих, рабочих, крестьян, ведут жесткую и коварную борьбу против советского народного хозяйства, против советского государства»

Переводчик В. М. Бережков в своей книге писал: “Вышинский был известен своей грубостью с подчинёнными, способностью наводить страх на окружающих. Но перед высшим начальством держался подобострастно, угодливо. Даже в приёмную наркома он входил как воплощение скромности. Видимо, из-за своего меньшевистского прошлого Вышинский особенно боялся Берии и Деканозова, последний даже при людях называл его не иначе как «этот меньшевик»… Тем больший страх испытывал Вышинский в присутствии Сталина и Молотова. Когда те его вызывали, он входил к ним пригнувшись, как-то бочком, с заискивающей ухмылкой, топорщившей его рыжеватые усики.”

Умер от сердечного приступа в Нью-Йорке, узнав о начале реабилитации осужденных при Сталине.

После XX съезда КПСС в 1956 году деятельность Вышинского подверглась официальному осуждению, у его наследников отобрали государственные привилегии, а его труды перестали быть официально используемыми пособиями для юристов.

Советский гос. и обществ. деятель, публицист, критик, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик. Академик АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1895. Первый нар. комиссар просвещения (1917-29). В 1933 назначен послом в Испанию, но по пути в Мадрид скончался. Изучал философию и естествознание в Цюрихском ун-те. Вел революц. пропагандистскую работу с 17 лет, был видным деятелем большевистской партии. Участник Революции 1905-07 и Oкт. революции 1917, подвергался тюремным заключениями ссылкам. В 1906-17 был в эмиграции (Франция, Италия, Швейцария). Входил в состав редакции газ. "Вперед" и "Пролетарий", где работал вместе с В. И. Лениным, к-рый высоко ценил Л. как оратора-полемиста и, по свидетельству М. Горького, считал Л. "на редкость богато одарённой натурой". Ленин критиковал Л. за богостроительские идеи, отразившиеся в некоторых его работах 1904-11, выражал уверенность, что он освободится от увлечения эмпириокритицизмом.

Музыка занимала значит. место в деятельности Л., хотя спец. муз. образования он не получил. Л. хорошо знал музыкальное иск-во, общался с многими выдающимися композиторами и исполнителями, среди которых Ф. И. Шаляпин, Ж. Сигетти, А. Коутс, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Л. В. Собинов, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев. Проводя марксистско-ленинские принципы в исследовании иск-ва, Л. явился основоположником сов. муз. эстетики. Его выступления в большой мере способствовали становлению советского музыковедения. Борясь с упрощением и вульгаризацией, Л. считал необходимым, чтобы музыковедческое исследование включало структурный и эстотич. анализы, всестороннее изучение особенностей муз. произв. Среди теоретич. проблем, в разработку к-рых Л. внёс существ. вклад, - применение марксистской теории познания к области музыки, интерпретация муз. стилей, эстетич. и социологич. критерии оценки муз. иск-ва. Им были даны блестящие характеристики ряда явлений классич. и совр. музыки.

Как гос. и партийный деятель Л. сыграл выдающуюся роль в строительстве сов. муз. культуры. Он отмечал всё новое и талантливое, что могло быть полезным для революции, роста социалистич. иск-ва, высказывался в пользу разнообразия художеств. творчества и свободного соревнования разных стилистич. течений. Активно выступал Л. в защиту классич. наследия, последовательно борясь против модернистского и пролеткультовского отрицания культуры прошлого. Важной была роль Л. в сохранении и развитии Большого т-ра в тяжёлые годы Гражд. войны. Л. участвовал в организации Муз. секции Гос. учёного совета, Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, Российской филармонии, поддержал реформу муз. образования, содействовал организации симф. оркестров и струн. квартетов, Гос. коллекции редких и старинных муз. инструментов, развитию конц. деятельности внутри страны и междунар. муз. связей, учреждению фонда помощи молодым дарованиям. С инициативой Л. связано создание в Ленинграде центра музыковедч. исследований.

В своей первой работе о музыке - рецензии на кн. А. А. Берса "Что такое понимание музыки" (1903) Л. указывает на полезность книг, облегчающих массовой аудитории доступ к муз. культуре. Статья "Юношеские идеалы Рихарда Вагнера" (1906) посвящена социально-эстетич. проблемам: важной роли музыки в духовной жизни борющихся за свободу масс и великому значению революции для расцвета музыки; эту идею Л. развивал в более поздних выступлениях ("Путь Рихарда Вагнера", 1933, и др.). Осн. направление критич. статей Л. о музыке определялось стремлением "ближе подводить дилетанта из демократических кругов к интеллектуальному и эмоциональному осознанию открывающегося ему мира музыки". Большая их часть обращена к широкому кругу читателей. Этими же качествами отличаются речи, произнесённые Л. перед концертами или циклами концертов: "Народные концерты гос. оркестра", "Речь на первом представлении для рабочих в бывшем Мариинском театре", "Речь перед концертом для революционных моряков" (1918), "Рихард Штраус" (1920), "Бетховен", ""Гибель Фауста" Берлиоза", "О Скрябине" (1921), "Речь на концерте под управлением Оскара Фрида", "Три года работы квартета им. Страдивариуса" (1923), речи на конкурсах гармонистов (1926, 1928) и др. Л. писал краткие комментарии к оперным спектаклям ("Князь Игорь", 1920; "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане", 1921). Особое место принадлежит его работам о Бетховене, творчество к-рого Л. считал одной из величайших муз. вершин, указывающих путь прогрессивному муз. творчеству ("Бетховен", "Ещё о Бетховене", 1921; "Бетховен и современность", 1927; "Что живо для нас в Бетховене", "Почему нам дорог Бетховен", 1929). О месте Бетховена в истории, о значении бетховенской традиции для современности говорится и в статьях Л., посв. Шопену, Веберу, Вагнеру, рус. композиторам 19 в. Блестящий пример конкретной историч. характеристики содержит ст. "Путь Рихарда Вагнера" (1933), в к-рой выясняются истоки пессимистич. мировоззрения композитора после поражения Революции 1848-49 в Германии. Л. как критик стремился постигнуть творчество композиторов в тесной связи с историч. эпохой, показать реальный источник их сильных и слабых сторон. Это качество Л. ярко выразилось в ст. "Н. А. Римский-Корсаков" (1933, с подзаголовком: "Музыкально-критическая фантазия к 25-летию со дня смерти"). Ряд статей (гл. обр. по поводу антрепризы С. П. Дягилева - 1913, 1914, 1927) содержит критику модернистского иск-ва.

Нек-рые работы Л. имеют более спец. характер. Среди них - "Танеев и Скрябин" (1925), в к-рой индивидуальные особенности творчества этих композиторов рассматриваются как отражение обществ. процессов пред- революционного периода, и выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма (1930), содержащее методологич. анализ теории ладового ритма Б. Л. Яворского. Последоват. защитник реализма в лит-ре, т-ре, изобразит. иск-ве, Л. не пользовался термином "реализм" применительно к музыке (за исключением муз. т-ра), предпочитая говорить о значимости муз. идей, запечатлевающих эпоху, о силе, ясности, психологич. правдивости их выражения ("Р. Штраус", 1920; "Ответ комсомольцам консерватории", 1926, и др.). При жизни Л. были изданы 2 сб. его статей: "В мире музыки" (1923) и "Вопросы социологии музыки" (1927).

Сочинения: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958, 1971; О театре и драматургии, Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; А. В. Луначарский. Неизданные материалы, М., 1970 (Литературное наследство, т. 82). Литература: Дрейден Сим., Музыка и революция. (Из высказываний А. В. Луначарского), "СМ", 1960, No 3; А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библ. указатель, 1902-1963, сост. К. Д. Муратова, Л., 1964; Цытович Т., А. В. Луначарский и проблемы изучения западноевропейской музыки, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971, с. 5-18; Джорджадзе И., Луначарский - музыкальный критик, "Сабчота хеловнеба", 1973, No 4 (на груз. яз.); Lissa Z., Pogladу Anatola Lunaczarskiego na muzyke, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne, Кr., (1967).

И. А. Сац

Музыкальная энциклопедия в 6 томах

На протяжении всей жизни Л. проявлял интерес к балету. Автор мн. критич. и публицистич. статей на эту тему. Находясь в эмиграции (1904-17), присылал в журнал "Театр и искусство" корреспонденции о зарубежном искусстве (1911-15). Несколько "Парижских писем" Л. посвящено Русским сезонам за границей ("Елена Спартанская". Балетная буря, "Театр и искусство", 1912, No 22; Русские и немецкие новшества в Париже, там же, 1912, No 29, и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 375-78; Русские спектакли в Париже, "Театр и искусство", 1913, No 23, и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 431-37). Писал о балетах М. М. Фокина, новаторских поисках в балете Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, И. Ф. Стравинского, высказывал критич. замечания о В. Ф. Нижинском - постановщике балета "Послеполуденный отдых фавна" и восхищался Нижинским-танцовщиком. В целом миссию С. П. Дягилева - организатора Русских сезонов оценивал как плодотворную. После Окт. революции опубликовал "Путевые очерки" - о спектаклях дягилевской труппы, обосновавшейся за границей и оторвавшейся от творческой жизни России ("Развлекатель" позолоченной толпы, "Вечерняя Москва", 1927, 25 июня; "Новинки Дягилевского сезона", там же, 1927, 28 июня). В "Парижских письмах" в единый эстетич. ряд с Дягилевым Л. ставил Дункан, которую он считал родоначальницей совр. балета, подготовившей драматич. балет Фокина. Л. привлёк Дункан к организации в России школы физич. и эстетич. воспитания детей. Дункан - танцовщице и педагогу, Л. посвятил ряд статей и воспоминаний ("Наша гостья", "Известия", 1921, 24 августа; и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 157-62; Воспоминания об Айседоре Дункан, в сб.: Гул земли, Л., 1928, с. 37-40, и др.).

Первый нарком просвещения Республики, Л. осуществлял руководство гос. театрами, находившимися в ведении Наркомпроса. Боролся за сохранение академич. театров оперы и балета и хореографич. училищ, выступал с критикой театр. концепций вульгарных социологов, утверждавших, что рус. балет есть специфич. порождение помещичьего режима, прихоть царского двора. Поддерживал балетмейстерские поиски К. Я. Голейзовского и Ф. В. Лопухова в академич. театрах.

Соч.: Оперно-балетный театр. Его роль и значение. [Из доклада о роли и значении академических театров], "Р. и т.", 1924, No 1; [О Большом театре], "Рабочий зритель", 1925, No 5; Почему мы сохраняем Большой театр, [Л.], 1925; К столетию Большого театра, в его кн.: О театре. Л., 1926, с. 48-58; Мое мнение, "Р. и т.", 1926, No 47; Как оздоровить Большой театр. О двух поколениях в нашем искусстве, "Вечерняя Москва", 1928, 21 мая; [О ГАБТе], "Современный театр", 1928, No. 21, с. 406-407; Новые пути оперы и балета, "Пролетарский музыкант", 1930, No 5, с. 4-10; No 6, с. 2-8.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

© 2024 Helperlife - Строительный портал