Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Даровать населению незыблемые. Попытка свободы. По признаку партийной принадлежности

Заимствованную Высочайшего Манифеста от 17 (30) октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанный Государем Императором Николаем Вторым:

Даровать населению
незыблемые основы гражданской свободы
на началах действительной неприкосновенности личности,
свободы совести, слова, собраний и союзов.


При всём уважении и симпатии к своему соратнику и признании красоты его идеи и этой чеканной исторической формулировки - хочу заметить, что пока такая формула не сработает.

Ибо в РФ властный режим создал развитую систему марионетек - эрзац "политической движухи". Вроде бы и партии зарегистрированные есть, и общественые организации, и праймериз, и выборы, и парламент, и ЦИК, и суды... Всё это копошится и шевелится. Совсем в театре кукол у Карабаса-Барабаса.

"Хочешь, мой маленький друг, поучаствовать в этом увлекательном представлении?" - спрашивает Власть у граждан, "желающих странного".

Так что основная проблема тут для русских - а я напомню, что гражданское большинство в России совпадает с русским национальным большинством, а иной подход и сейчас нам всем дан в ощущения - основная проблема:

Где же взять не русофобствующую элиту хоть в первом, хоть во втором варианте?

Восемь тысяч двести верст пустоты -
А все равно нам с тобой негде ночевать.
Был бы я весел, если бы не ты -
Если бы не ты, моя родина-мать.

МАНИФЕСТ

об усовершенствовании государственного порядка

17 октября 1917 года

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце Наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

«Конституция» 1906 г.

На подлинных Собственною Его Императорского Величества рукою написано: «БЫТЬ ПО СЕМУ».
В Царском Селе. 23 апреля 1906 года.

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. Государство Российское едино и нераздельно . [ТАК ЖЕ, КАК и ТРОИЦА]

2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях определяется особыми законами.

Глава первая.

О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает .

5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.

6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского : но Супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с Супругами Государей, кроме титула.

7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.

8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.

9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.

11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, Указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь Император есть Верховный Руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.

13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота . Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.

15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями Государственной службы.

19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также право состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.

20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.

21. Государю Императору, как Главе Императорского Дома, принадлежат, согласно учреждению о Императорской Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются так же устройство состоящих в ведении Министра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как и порядок управления оными.

22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение Именем Императорского Величества.

23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождения их от суда и наказания, а также сложение в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

24. Постановления свода законов о порядке наследия Престола, о совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке, о вступлении на Престол и о присяге подданства, о священном короновании и миропомазании, о титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе и о вере сохраняют силу Законов Основных.

25. Учреждение о Императорской Фамилии, сохраняя силу Законов Основных, может быть изменяемо и дополняемо только Лично Государем Императором в предсказываемом Им порядке, если изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов общих и не вызывают нового из казны расхода.

26. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом.

Глава вторая.

О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ.

27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

28. Защита Престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности согласно постановлениям закона.

29. Российские подданные обязаны платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона.

30. Никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном.

31. Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных.

32. Никто не может быть судим и наказан иначе, как за преступные деяния, предусмотренные действовавшими во время совершения сих деяний уголовными законами, если притом вновь изданные законы не исключают совершенных виновными деяний из числа преступных.

33. Жилище каждого неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и в порядке, законом определенных.

34. Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы Государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами.

35. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение.

36. Российские подданные имеют право устраивать собрания в целях, не противных законам, мирно и без оружия. Законом определяются условия, при которых могут происходить собрания, порядок их закрытия, а равно ограничение мест для собраний.

37. Каждый может, в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами .

38. Российские подданные имеют право образовывать общества и союзы в целях, не противных законам. Условия образования обществ и союзов, порядок их действий, условия и порядок сообщения им прав юридического лица, равно как порядок закрытия обществ и союзов, определяются законом.

39. Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободой определяются законом.

40. Правами российских подданных иностранцы, в России пребывающие, пользуются с соблюдением ограничений, установленных законом.

41. Изъятия из действия изложенных в сей главе постановлений в отношении местностей, объявленных на военном положении или в положении исключительном, определены особыми законами.

Подписал: Председатель Государственного Совета, граф Сольский

Зал в Таврическом дворце.

I -я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА – 1906 г.

Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

К числу наиболее известных депутатов I Гос. думы относятся:

С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, В.Д. Кузьмин-Караваев, Т.В. Локоть,

Г.Е. Львов, А.А. Муханов, В.Д. Набоков, П.И. Новгородцев, В.П. Обнинский,

В. А. Харламов, Д.И. Шаховской, М.Я. Герценштейн, Ф.И. Родичев,

П.Д. Долгоруков, Ф.Ф. Кокошкин, И.П. Лаптев, И.В. Галецкий, ДемяновичАнтон Каэт.

ПО ПРОФЕССИИ :

121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих,

14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками,

46 помещиков и управляющих имениями,

73 земских, городских и дворянских служащих,

6 священников,

14 чиновников,

39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров,

16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей,

11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

С. А. Муромцев, председатель I Государственной думы

По признаку партийной принадлежности

176 конституционные демократы (кадеты)

102 представителя «Трудового союза» (трудовики)

100 беспартийных

33 члена польского коло,

26 мирнообновленцев,

23 социалиста-революционера (эсеры)

18 социал-демократов (меньшевиков),

14 беспартийных автономистов,

12 прогрессистов,

6 членов партии демократических реформ,

2 члена Партии свободомыслящих,

Избрано 279 депутатов, русских по национальности .

БЫЛИ ОБРАЗОВАНЫ ФРАКЦИИ :

кадетов - 176 человек и октябристов - 16,

трудовиков (члены «Трудового союза») - 96,

социал-демократов (меньшевики) - 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию);

автономисты - 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники),

прогрессисты - 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами ).

Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией.

Председателем был избран кадет С.А. Муромцев , профессор Московского университета. Товарищами председателя стали кадеты : князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул. Секретарем - кадет князь Д.И. Шаховской.

II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — 1907 г.:

Всего было избрано 518 депутатов . Депутаты распределились следующим образом:

ПО РОДУ ЗАНЯТИЙ:

169 крестьян, 32 рабочих,

57 — землевладельцев-дворян,

35 — служащих (25 земских городских и дворянских, 10 частных),

33 — юриста (адвокатура), 17 коммерсантов,

38 — профессоров и приват-доцентов и других преподавателей,

24 чиновника (в т.ч. 8 из судебного ведомства),

20 священников,

19 журналистов,

6 промышленников и директоров заводов.

3 офицера,

1 поэт,

ПО ПАРТИЙНЫМ ФРАКЦИЯМ они распределялись так:

104 депутата — трудовая крестьянская фракция, которая состояла из собственно трудовиков - членов Трудовой группы (71 человек), членов Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующих (19),

98 — кадеты

65 — социал-демократическая фракция

50 — беспартийные,

46 -польское коло,

44 — фракция октябристов (близкие к кадетам)и группа умеренных,

37 — социалисты-революционеры (эсэры),

30 — мусульманская фракция,

17 — казачья группа,

16 — народно-социалистическая фракция,

10 — правых монархистов,

1 (один) принадлежал к партии демократических

Председатель Думы (избр. от Моск губ.) правый кадет Фёдор Ал-др. Головин.Товарищи председателя — Н.Н. Познанский (беспартийный левый) и М.Е. Березин (трудовик ).

Секретарь — кадет М.В. Челноков.

Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 (Третьеиюньский переворот) означал завершение первой российской Революции 1905-1907.

Высочайший Манифест от 17 октября 1905 года является законодательным актом верховной власти Российской империи. По одной из версий он был разработан Сергеем Юльевичем Витте по поручению императора Николая II. По другим сведениям, текст Манифеста был подготовлен А.Д. Оболенским и Н.И. Вуичем, а Витте осуществлял общее руководство. Сохранились сведения, что в день подписания манифеста перед царем на столе лежало два проекта: первым вводилась военная диктатура (в диктаторы намечался его дядя Николай Николаевич), а вторым - конституционная монархия. Сам царь склонялся к первому варианту, но решительный отказ великого князя вынудил его подписать Манифест. Принятый под давлением всеобщей октябрьской политической стачки и, прежде всего, забастовки железнодорожников, Манифест даровал обществу демократические свободы и обещал созыв законодательной Государственной думы. Главное значение Манифеста состояло в том, что он распределил ранее единоличное право императора между монархом и законодательной Государственной Думой. В результате принятия Манифеста императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, ставшие фактически первой российской Конституцией.

В условиях Первой российской революции именно с этим актом традиционно связывается переход от самодержавной формы правления в России к конституционной монархии, а также либерализация политического режима и всего уклада жизни в стране. Российским подданным Манифестом 17 октября предоставлялись гражданские свободы, а будущая Государственная дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных, обещанных ранее 6 августа. В основу данного Манифеста лег новый проект Государственной думы, который был направлен к «скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты». Помимо принятия мер по «устранению прямых проявлений беспорядка», на правительство было возложено выполнение трех задач: даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов; привлечь к участию в Думе те классы населения, которые совсем лишены избирательных прав (речь шла о рабочих); установить, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы. В то же время император сохранял право распускать Думу и блокировать ее решения своим правом вето.

Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России» вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле». Но период с 18 по 29 октября 1905 года был отмечен очередной вспышкой насилия: за эти дни было убито около 4 тысяч человек, и около 10 тысяч ранено. Подобное насилие стало возможным в силу растерянности центральных и, особенно, местных властей, после опубликования Манифеста. Дело в том, что готовился Манифест в полной тайне, а после его издания никаких разъяснений не было сделано. Есть свидетельства, что даже министр внутренних дел узнал о нем одновременно со всеми остальными. Что уж тут говорить о губернаторах и полицмейстерах в провинции, если даже столичные чиновники не знали, как действовать в условиях «конституции».

Манифест был опубликован одновременно с запиской С.Ю. Витте на имя императора, в которой подчеркивалось, что принципы нового для России порядка должны «воплощаться лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку и гражданский навык». На практике, несмотря на отмену телесных наказаний, казаки и крестьяне в общине продолжали пороть провинившихся. По-прежнему «нижним чинам (солдатам) и собакам» в парки для «чистой» публики вход был строго запрещен. Купцы продолжали сажать должников из купеческих гильдий в долговую коммерческую тюрьму.

Указ «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года и положения 7-й главы Свода Основных государственных законов (от 23 апреля 1906 года), которыми православным было разрешено свободно переходит в другие веры, а всем, не принадлежащим к господствующей церкви подданным Российского государства и иностранцам пользоваться «повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной», привели лишь к проникновению в Россию идей прозелитизма и миссионеров, созданию разного рода сект и усилению раскола в высшем православном духовенстве.

Помимо Государственной Думы, Манифест 17 октября 1905 года изменил и функции остальных высших государственных учреждений империи. Указом от 19 октября 1905 года Совет министров превратился в постоянно действующий орган, ответственный перед царем. То есть он не стал кабинетом в европейском смысле, так как был ответственен не перед Думой. Министров также назначал император. Государственный Совет указом от 20 февраля 1906 года был превращен в верхнюю палату парламента как противовес Думе. Теперь половина членов Госсовета назначалась царем (в том числе председатель и вице-председатель), а другая половина избиралась от земств, дворянских собраний и университетов.

Однако надежды на «умиротворение» России не оправдались, так как Манифест был в левых кругах расценен как уступка самодержавия, а в правых - как царская милость. Это, в свою очередь, определило весьма противоречивый и половинчатый характер преобразований, связанных с осуществлением провозглашенных Манифестом гражданских свобод. Прямым следствием выхода Октябрьского манифеста стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

Указ 4 марта 1906 года «О временных правилах об обществах и союзах» регламентировал деятельность политических партий, деятельность которых была легализована Манифестом 17 октября. Это был первый в истории России правовой акт, официально допускающий и устанавливающий определенные правила деятельности различных политических образований, в том числе и оппозиционных. Общества и союзы могли образовываться без «испрошения на то разрешения правительственной власти» на основании соблюдения установленных указом правил. Прежде всего, запрещались общества, преследующие цели, противные общественной нравственности или воспрещенные уголовным законом, угрожающие общественному спокойствию и безопасности, а также управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если общества преследуют политические цели.

В начале века было создано около 100 партий, которые можно разделить на: консервативно-монархические, консервативно-либеральные (октябристы), либеральные (кадеты), неонароднические, социал-демократические и националистические. Конституционно-демократическая партия (самоназвание – «Партия народной свободы») организационно оформилась на своем первом съезде в Москве 12-18 октября 1905 года. В партии весной-летом 1906 года насчитывалось около 50 тысяч человек (из них в Москве и Петербурге - по 8 тысяч). Партия «Союз 17 октября» образовалась после опубликования царского манифеста 17 октября 1905 года. Общая численность партии в 1905-1907 годах составляла около 50-60 тысяч членов. При этом численность московской организации достигала около 9-10 тысяч, а петербургской - около 14 тысяч человек. К числу законопослушных партий центра, позднее слившихся с октябристами, относятся Торгово-промышленный союз (возник в Петербурге в октябре-ноябре 1905 года и распался в конце 1906 года), Умеренно-прогрессивная партия (образована в октябре-ноябре 1905 года в Москве); петербургская Прогрессивная экономическая партия (возникла в октябре-ноябре 1905 года) и Партия правого порядка (возникла в Петербурге в середине октября 1905 года). Что касается черносотенных организаций, то они возникли еще до издания Манифеста. Так, Русское собрание было образовано осенью 1900 года, Союз русских людей (в октябре 1905 года преобразован в Союз русского народа) и Русская монархическая партия – в марте 1905 года. Общая численность этих организаций к лету 1906 года составляла более 250 тысяч членов. Не ждали царского Манифеста и левые партии, чье формирование началось еще в конце XIX века. Формирование профсоюзов также шло явочным порядком, не дожидаясь появления Манифеста.

В полугодичной деятельности кабинета С.Ю. Витте большое место отводилось преобразованиям, связанным с осуществлением провозглашенных Манифестом гражданских свобод, - законам об обществах и союзах, о собраниях и печати. Но с другой стороны, уже в середине февраля 1906 года Витте перешел на позицию сторонника неограниченной царской власти и принялся доказывать, что Манифест 17 октября не только не означал конституции, но и может быть «ежечасно» отменен.

Наглядным примером ограниченного характера реформ в сфере прав граждан может служить цензурное законодательство, которое в результате всех поправок и нововведений к 1904 году свелось по существу к Уставу 1828 года. Другое дело, что на волне революции издатели фактически прекратили обращаться к цензуре за разрешениями. В этих условиях правительство удовлетворилось наскоро подготовленными очередными Временными правилами о повременных изданиях от 24 ноября 1905 года. Ими отменялась предварительная цензура и система административных взысканий. Последняя, однако, продолжала применяться на основании Закона 1881 года об исключительном положении, которое было распространено на значительную часть территории России. Отменялось право МВД воспрещать обсуждение в печати какого-либо вопроса государственной важности, но на отдельные номера газет и журналов мог быть наложен арест по распоряжению должностного лица с одновременным возбуждением судебного преследования.

23 апреля 1906 года, за четыре дня до начала работы Думы Николай II именным указом утвердил «Основные законы» (Конституцию) Российской империи, подготовленные специальной комиссией во главе с С.Ю. Витте. Сам граф определял устанавливаемый режим как «правовое самодержавие». Конституция широко декларировала основные свободы и права: судебная защита частной собственности подданных (принудительная конфискация последней допускалась только по суду и при предварительном равноценном возмещении); право на адвокатскую защиту в случае ареста и передачи дела в суд присяжных; право свободно выбирать местожительство и беспрепятственно ездить за границу. Правда, массового выезда «неблагородных сословий» (80% населения) за границу не последовало, исключая небольшие группы революционеров. Из Основных законов было устранено определение власти царя как неограниченной (он осуществлял законодательную власть вместе с Думой и Госсоветом), но сохранялся титул «самодержавный». Прерогативами царя объявлялись: пересмотр основных законов, высшее государственное управление, руководство внешней политикой, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, объявление исключительного и военного положения, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Но императорская семья была неподсудна по гражданскому и уголовному законодательству.

БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ,
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ,
ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ,
ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ
И ПРОЧЕЕ, И ПРОЧЕЕ, И ПРОЧЕЕ.

Объявляем все Нашим верным подданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная - его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

«НИКОЛАЙ».

Витенберг Б. Политический опыт российского парламентаризма (1906-1917): Исторический очерк // Новый журнал. 1996. № 1. С. 166-192

Лейберов И.П., Марголис Ю.Д., Юрковский Н.К. Традиции демократии и либерализма в России // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 3-14

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 30-46

Орлова Н.В. Политические партии России: страницы истории. М., 1994

Политическая история России в партиях и лицах. М., 1993

На каких началах Манифест даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы»?

Какое исключительно право получала Государственная Дума в области принятия законов?

Почему император решился на издание Манифеста?

Какие правовые акты были приняты на основании Манифеста?

«Даровать населению незыблемые основы гражданских свобод...»
Сто лет назад началась эра отечественного парламентаризма

Появление «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года представляло собой классический образец либерального реформирования в его российском варианте. Всегда тайно, келейно, боясь, как бы чего не вышло, всегда через «не хочу», всегда запаздывая с дарами. Рискнув облагодетельствовать народ, власть тут же начинает менять правила игры и почти сразу – ограничивать возможность пользоваться тем, чем только что одарила.
Уже через полгода после принятия «Манифеста» «Основные законы», изданные в апреле 1906 г., фактически превратили Думу в законосовещательный орган, а каждый новый избирательный закон делал палату все более формальной и необязательной. Чему в немалой степени способствовали и сами избранники. Отсутствие у большинства из них собственной гражданской позиции и верноподданническая психология делали Думу все более похожей на «реалити-шоу», которое, в таком качестве, не устраивало ни его зрителей, ни тем более власть.
В этом смысле показателен первый же правительственный законопроект, внесенный в Думу: «Об отпуске 40 029 руб. 49 коп. на постройку пальмовой оранжереи и сооружение клинической прачечной при Юрьевском университете».
Сколько с тех пор в стенах российского парламента бушевало горячих споров по подобного рода «острым» вопросам...

С.Ю.Витте, председатель Совета министров с октября 1905 по апрель 1906 года:
«…Режим, под которым жила Россия, оказался гнилым. Явился вопрос, что же делать?.. Вопрос этот был резко поставлен. С первых чисел октября 1905 года в силу самых событий пришли к необходимости его решить и с 6-го в десять дней докатились до великого и знаменательного акта – манифеста 17 октября».

Граф И.И.Вороноцов-Дашков, наместник Кавказа:
«Сегодня получил указ о свободе слова, союзов и прочее, подписанный 17 октября. Считать ли его действительным. Отвечайте шифром».

Граф П.И.Кутайсов, Иркутский губернатор:
«По городу распространяется слух о получении какого-то манифеста. Считаю своим долгом известить, что лично я ничего подобного не получал по самой простой причине, что телеграфное сообщение между С.-Петербургом и Иркутском не восстановлено».

П.Г.Курлов, Минский губернатор:
«…В мой кабинет вошел вице-губернатор и, крайне взволнованный, показал мне Манифест 17 октября, отпечатанный в частной типографии, спрашивая меня, не надлежит ли его распубликовать в законном порядке? Я ответил, что никакого манифеста я не получал, а в дальнейшем разговоре высказал свое опасение, как бы появление манифеста частным образом не вызвало среди населения опасного недоумения. Наконец, я получил высочайший манифест от министра внутренних дел.
...Столь несвоевременная рассылка манифеста повлекла за собой неизмеримые, вредные для всей России последствия. Произошло нечто невообразимое: в каждой губернии манифест истолковывали и применяли по-своему…»

С.Ю.Витте – из «Воспоминаний»:
«…До меня доходили слухи, что я вырвал у его величества манифест 17 октября, что я вынудил его дать этот акт. Люди, которые не понимают, что распространение, причем заведомое, слухов, что неограниченный самодержец подписывает самой величайшей важности акты, потому что у него их вырывают, наносят самый ужасный удар его неограниченной самодержавности.
…Многие как прежде, так и теперь не понимают, что сила царя, как и всякого монарха, в своего рода таинстве – секрете, недоступном познанию людей, наследии – наследственности».

Николай II – из «Дневника»:
7 октября
«В 8 1/2 утра отправился с Дрентельном за Настолово на охоту. День стоял холодный; пошел снег, который остался лежать. Тем не менее облава вышла веселая и удачная. Всего было убито 326 штук, из них пера 81 (имеются в виду пернатые. – Ред.) Мною: 1 фазанка, 1 глухарка, 12 тетеревей, 2 вальдшнепов, 3 сер. куропатки, 4 русака и 12 беляков – всего – 35 штук. Вернулся домой в 5 1/4. Принял кн. Хилкова. Обедали у Алека и т. Евгении. Играл с маркером яхт-клуба на биллиарде. Раз обыграл его из 4 партий».

Великий князь Николай Николаевич в беседе с министром двора бароном В.П. Фредериксом:
Утро 17 октября
«Надо спасти государя! Если он сегодня не подпишет манифест, то я застрелюсь у него в кабинете. Если я сам этого не сделаю, то обещай застрелить меня».

Николай II – матери, 19 октября 1905 года:
«Я не знаю, как начать это письмо. Ты, конечно, помнишь январские дни, которые мы провели вместе в Царском, – они были неприятны, не правда ли? Но они ничего в сравнении с теперешними днями!..
В Москве были разные съезды, которые неизвестно почему были разрешены. Они там подготовляли все для забастовок железных дорог, которые начались вокруг Москвы и затем сразу охватили всю Россию… Подумай, какой стыд!.. Тошно стало читать агентские телеграммы: только и сведения о забастовках в учебных заведениях, аптеках и пр., об убийствах городовых, казаков, солдат, о разных беспорядках, волнениях и возмущениях…
В течение этих ужасных дней я виделся с Витте постоянно; наши разговоры начинались утром и кончались вечером при темноте. Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу… Другой путь – предоставление гражданских прав населению. Витте горячо отстаивал этот курс. Почти все, к кому я ни обращался с этим вопросом, отвечали мне на него, так же как Витте… Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал. Милая моя мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!»

Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя Николая II – из «Воспоминаний»:
«Государь подписал манифест, весь построенный на фразах, имевших двойной смысл.
Интеллигенция получила, наконец, долгожданный парламент.
Сын императора Александра III соглашался разделить свою власть с бандой заговорщиков, политических yбийц и провокаторов департамента полиции.
Это был – конец! Конец династии, конец империи!»

Л.Д.Троцкий – «Наша первая революция»:
«И вот конституция дана. Дана свобода собраний, но собрания оцепляют войсками. Дана свобода слова, но цензура осталась неприкосновенной. Дана свобода науки, но университеты заняты войсками. Дана неприкосновенность личности, но тюрьмы переполнены заключенными. Дан Витте, но оставлен Трепов. Дана конституция, но оставлено самодержавие. Все дано и не дано ничего».

И.В.Гессен, кадет – об открытии Думы 27 апреля 1906 года:
«История сохранит светлое воспоминание об этом светлом часе в истории русского народа… Это будет первый час новой эры в жизни страны».

К.П.Победоносцев, обер-прокурор Синода:
«…Если бы потребовалось истинное представление парламента, то подлежало бы сказать, что парламент есть учреждение, служащее для удовлетворения личного честолюбия и тщеславия и личных интересов представителей».

А.С.Суворин, издатель «Нового времени» – из «Дневника»:
В Думе – никого. Разбойников много, разрушителей несть числа, а правителей нет… Дума желала бы министров ругать по-матерному. Один депутат говорил: «Меня не пугается городовой, а министр – еще меньше. Надо, чтобы они пугались».

С.В.Аникин, трудовик, из речи на заседании Государственной Думы 13 мая 1906 года:
«Я слушал здесь слова господина Председателя Совета министров, и у меня стоял в голове вопрос: кто говорит и кому говорят? Первый раз представитель власти говорит с представителем народа. Представитель власти указывает русскому народу, чего должен желать русский народ для самого себя. Он «разъяснял», «не «допускал», «вводил известные ограничения»…

Николай II – генералу Д.Ф. Трепову:
«Да, России даруется конституция. Немного нас было, которые боролись против нее… И в конце концов случилось неизбежное».

Л.Д.Любимов, журналист – об открытии первой Государственной Думы:
«…С правой стороны огромного зала разместилась точно из золота и серебра шитая стена высших сановников и придворных. И вся эта ослепительная «стена» с изумлением, жадным любопытством и неописуемым ужасом глядела на левую сторону, отведенную для Государственной Думы. Там стояла толпа, которую никогда еще не видели стены Зимнего дворца. «Интеллигенты» в пиджаках, крестьяне в поддевках и смазных сапогах, горцы в черкесках, азиат в халате и даже какой-то дядя… в светлом спортивном костюме из полосатой фланели и желтых башмаках!
…Царь произнес свою речь. На несколько секунд воцарилось неловкое молчание. Наконец с правой, раззолоченной стороны раздались крики «Ура!».
Но на левой почти никто не откликнулся. Это молчание было зловещим».

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"

© 2024 Helperlife - Строительный портал