Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Тайны истории. Джон Юз - основатель Донецка. Биография Джон юз краткая биография

Как известно, официальной датой основания Донецка считается 1869 год. Наиболее распространенная версия связывает это с началом строительства Джоном Юзом металлургического завода. Но правда ли, что нога британца Юза, обутая в английский сапог, ступила тогда с немецкой брички на совершенно пустынные и голые степи донецких земель?

Тема засыпанных городов активно развивается многочисленными альтернативными исследователями. Представляем читателям портала Крамола ещё одно интересное исследование на эту тему, которое провёл внимательный житель Донбасса.

Итак, Джон Хьюз (Jonh Hughes) в 1869 году выкупает за крупное вознаграждение — 24 тысячи фунтов стерлингов — концессию на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов у князя Кочубея Сергея Викторовича. В этом же году он закладывает свой завод, а уже в 1872 году выдаёт первую партию чугуна.




Свою концессию Сергей Кочубей продал — но не Джону Юзу лично, а Новороссийскому обществу, которое было образовано принятием Устава 29 мая 1869 г. При его образовании в число основных подписчиков-акционеров входили семь человек: Даниил Гуч, Томас Брасси, Александр Оугилви, член британского парламента Томас Брасси- младший, Чарльз Ф. Гуч, В. С. Уэйзман, Джозеф Уитворт.

Согласно уставу правление насчитывало шесть человек, из которых четверо избирались акционерами привилегированного разряда «А» и двое — акционерами обычного разряда «В». Два последних являлись директорами-распорядителями завода. Ими стали Джон Юз и Джон Вирет Гуч. Директорам-распорядителям назначалось жалованье 1000 фунтов стерлингов в год и 1000 акций разряда «В», гарантировавшие 10% дохода. На них возлагались ответственные обязанности наблюдения за заводом и управление делами Общества. Держателям акций разряда «А» гарантировался доход в 15% годовых.

Почетным директором Общества стал князь Сергей Кочубей, который получил 980 акций на общую сумму 240 000 рублей.


Новороссийское общество - не сборище дилетантов, мечтающих разбогатеть на просторах России. Это были матёрые сэры-пэры и князья, а сделку курировал непосредственно сам великий князь Константин Романов, являвшийся братом императора Александра, который тоже следил за Обществом.

Почему же эти люди, связанные с промышленной и властной элитой того времени, стремились именно сюда, в богом забытое село Александровка? Альтернативное исследование этого вопроса можно увидеть в двух нижепредставленных частях.

Настоящее имя - Джон Джеймс Хьюз (англ. John James Hughes, род. в 1814 г. - ум. в 1889 г.)

Английский инженер-металлург и предприниматель. Учредитель «Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства». Владелец и директор-распорядитель металлургического завода, шахт и рудников, основатель Юзовки (ныне г. Донецк).

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым залежам полезных ископаемых. Верховья речки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Оказавшись не в состоянии развернуть в этих местах казенное металлургическое производство, царское правительство стало привлекать и поощрять частный капитал. В 1866 г. князю Кочубею была выдана концессия на постройку рельсового завода, но сиятельный сановник не смог собрать акционеров, готовых вложить средства в новое предприятие.

С большим удовольствием князь уступил свои права (поговаривали, что не бесплатно) подвернувшемуся под руку англичанину Джону Юзу. В апреле 1869 г. иностранец заключил с царским правительством чрезвычайно выгодный для обеих сторон договор на образование «Новороссийского общества каменноугольного, железоделательного и рельсового производства» и «Общества железнодорожной ветви от “Харьковско-Азовской линии”». Уже через месяц Юз зарегистрировал в Лондоне соответствующее акционерное общество и стал его директором-распорядителем.

Джон Д. Хьюз родился в 1814 г. в Мертир-Тидвиле, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса, в семье инженера-валлийца, возглавлявшего местный чугунолитейный завод. Юноша получил домашнее образование и некоторое время работал под началом отца на заводе Сайфарта. Ознакомившись на практике с металлургическим делом, он перешел на завод Эбби Вейл, а затем решил открыть собственное механическое производство в Ньюпорте. Здесь впервые проявился его талант изобретателя и организатора - молодому человеку довольно быстро удалось наладить доходное дело. На этом предприятии Хьюз первым в Англии оборудовал подъемную машину прямого действия.

В 1844 г. он женился на Элизабет Левис. Здесь же, в Ньюпорте, родились и все его 8 детей, трое из которых умерли в раннем возрасте. В конце 1850-х гг. его пригласили занять должность главного инженера Мильвольского железопрокатного завода в Лондоне, в 1860 г. Джон стал его директором. Именно в это время на мировом рынке появилось его изобретение - «юзовские» лафеты для дальнобойных тяжелых артиллерийских орудий. Кроме того, металлург-самоучка уделял большое внимание разработке рецептов бронированной стали для защиты судов и береговых батарей. Эти работы английского инженера совпали по времени с поисками завода-изготовителя брони, которые проводило русское Адмиралтейство.

В результате тестового обстрела броневированных листов, изготовленных на различных французских и английских предприятиях, лучшей была признана продукция Мильвольского завода, на котором и решено было разместить крупный правительственный заказ. Так впервые судьба английского предпринимателя пересеклась с интересами Российской империи. Во время выполнения этого выгодного заказа Хьюз побывал в Кронштадте, где продукцией его завода укрепляли форт «Константин», и познакомился с русскими военными инженерами - генералом Э. И. Тотлебеном и полковником О. Терном. Последний и предложил Юзу (как стали называть англичанина в России) принять выгодную концессию - постройку на юге страны «завода для выделки железных рельсов».

Опытный предприниматель нашел это предложение весьма выгодным и перспективным и с присущей ему энергией и знанием дела принялся за более детальное изучение вопроса. С этой целью он поехал в Украину, внимательно обследовал местность, где планировалась постройка завода, осмотрел залежи каменного угля и железной руды и согласился участвовать в концессии. По договору, который был Высочайше утвержден 18 апреля 1869 г., британский подданный Джон Юз принимал на себя обязательство образовать акционерное общество со складочным капиталом в 3 млн рублей «для разработки каменного угля и основания рельсового производства» в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии.

Устроив в России все дела, связанные с заключением договора, Хьюз вернулся в Лондон и приложил максимум усилий для сбора необходимого капитала. Всего через месяц необходимые средства были найдены, устав Новороссийского акционерного общества был утвержден, а Джон был избран инвесторами на должность директора-распорядите-ля будущего завода. На этом подготовительные мероприятия закончились и можно было приступать к работе.

Следующие два года Юз провел на строительной площадке, не зная отдыха ни днем, ни ночью. Место для закладки металлургического завода было выбрано на правом берегу реки Кальмиус, южнее села Александровка, где был свой каменный уголь. Возле соседнего села Стыла находились залежи железных руд, а рядом с селом Еленовка необходимый камень - известняк. Источником водоснабжения служила река, рабочей силой обеспечивали близлежащие села. Летом 1870 г. из Южного Уэльса в Украину было отправлено оборудование и инструменты. Следом за ними по тому же маршруту отправились около сотни специалистов - металлургов и шахтеров. Восемь груженых кораблей прибыли в порт Таганрога, оттуда по степи на быках добрались до места.

Результатом титанических усилий коллектива, возглавляемого Юзом, стал пуск домны в апреле 1871 г. Однако первый блин вышел комом - через три дня работа печи была остановлена, поскольку выяснилось, что она не держит нужную температуру. Требовалась серьезная переделка конструкции, которая повлекла за собой дополнительные капиталовложения и временные затраты. На этом переломном этапе, грозившем крахом всему предприятию, Джон, не сомневаясь в успехе, начал работу с самого начала.

Вторично домна была пущена 24 января 1872 г., и с этого времени завод не останавливался ни на минуту несколько десятилетий. Все это время Юз вместе со своими английскими инженерами настойчиво работал над усовершенствованием технологического процесса выплавки чугуна. Он добился оптимального режима работы печи, значительно улучшил состав шихты, научил рабочих регулировать дутье. Но его главный успех заключался в том, что впервые в российском металлургическом производстве было использовано минеральное топливо - кокс.

Одновременно со строительством домны возводился железоделательный и рельсопрокатный завод с подсобными цехами: механическими и кузнечными мастерскими, водокачкой и водонапорной сетью. Рельсовый завод был пущен в 1873 г., с этого же момента была начата карьерная разработка камня, извести, глины и производство огнеупорного кирпича. В следующем году предприятие Юза приступило к выпуску сортового железа, в 1876 г. была пущена вторая домна, а спустя три года начался выпуск марганцевого чугуна. В том же 1879 г. сварили первую мартеновскую сталь и уже в следующем году были произведены стальные рельсы, качество которых не уступало английским аналогам.

«Новороссийское общество» имело 15 собственных паровозов и 35 вагонов, а также владело самостоятельно построенными железнодорожными путями широкой колеи, которые были связаны с новой Екатерининской веткой. Завод, все его мастерские и главные железнодорожные переезды освещались электричеством. По соседству с Юзовским возникло несколько мелких литейных и механических заводов, получавших уголь, чугун, железо и сталь от головного предприятия.

В конце XIX столетия Джон Юз активно приобретал в собственность дворянские имения, расположенные в Екатеринославской губернии. Это были земли, богатые залежами первоклассной железной руды, которая стала основным сырьем для предприятия. Семье английского предпринимателя принадлежали и земли в Верхнеднепровском уезде под общим названием «Кривой Рог». На эти закупки тратились громадные средства. Так, например, только на покупку двух имений (Е. А. Лариной и Л. И. Смоляниновой) было потрачено 255 тыс. рублей серебром.

В конце XIX в. доменные цеха «Новороссийского общества» насчитывали 6 печей объемом от 3288 до 13440 куб. футов, производительность которых достигала 70 тыс. пудов в сутки. Местная железная руда, употреблявшаяся в первое время исключительно для выплавки чугуна, не потеряла своего значения и впоследствии. Она шла в дело вместе с более богатой криворожской рудой, что только улучшило качество конечного продукта. Пудлинговое железо производилось в двадцати обыкновенных печах, сталь отливалась в двух мартеновских, а в начале следующего столетия ее начали плавить и бессемеровским способом. Общая производительность железопрокатного отдела в это время достигала 10 млн пудов в год, а листопрокатного и кровельного - до 2,7 тысяч. На заводе действовало 494 коксовальные печи с возможной выработкой до 25 млн пудов кокса в год. Рельсопрокатный цех прокатывал в сутки до 75 тыс. пудов рельсов. «Новороссийское общество» имело свои представительства в различных городах Российской империи - Петербурге, Москве, Харькове, Варшаве, Клеве, Ростове-на-Дону, Вильно, Баку, Мариуполе и др.

Хронология становления и расширения предприятия говорит о том, что Россия в лице Юза приобрела не только талантливого инженера, но и энергичного предпринимателя, в сжатые сроки успешно организовавшего производственный процесс многопрофильного железоделательного комбината. В историю отечественной металлургии английский бизнесмен вошел как первый специалист, организовавший обширную выплавку чугуна из местных руд на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь.

Россия стала для Джона Хьюза второй родиной. Его жена Элизабет, дочь Сара-Анна, сыновья - Джон, Артур, Айвор, Альберт и многочисленная прислуга навсегда покинули родные места Южного Уэльса и переселились в рабочий украинский поселок, возникший буквально на пустом месте. Работники предприятия знали своего хозяина как энергичного, целеустремленного и предприимчивого человека с трезвым расчетом и умением предугадывать перспективу. Мало кто догадывался, что в глубине души Юз был фантазером. Он мечтал, что наступит время, когда русский каменный уголь будет конкурентоспособным на Средиземноморских рынках, а русский чугун станет пользоваться таким же успехом, как и английский.

В 1889 г. «Новороссийское общество» выплавило 17,7 млн пудов чугуна, число заводских рабочих достигло 7 тыс., а горняков - около 6 тыс. человек. Из 17 металлургических предприятий, действовавших на юге России в период промышленного подъема 1890-х гг., Юзовский завод был крупнейшим. Английский бизнесмен строил далеко идущие, но вполне реальные планы, собираясь довести ежегодную добычу каменного угля до 45 млн пудов, а выплавку чугуна - до 15 миллионов. С целью заключения новых договоров с правительством летом 1889 г. он отправился в Петербург. Там, в гостинице «Англетер» Джон Хьюз внезапно заболел и 17 июня скончался.

Сыновьям знаменитого предпринимателя досталось хорошее наследство: 90 тыс. фунтов стерлингов личных сбережений, великолепно работающий завод и растущий промышленный поселок, который носил имя их отца. Юзовка росла на глазах: если в конце XIX столетия в ней проживало вместе с рабочими 25 тыс. человек, то уже в 1911 г. она насчитывала 50 тыс. жителей. В городе существовало несколько банков (в том числе отделение Госбанка), имелась почтово-телеграфная станция с международным сообщением, гостиницы, а также большое количество всевозможных буфетных, пивных баров и трактиров, в которых торговали водкой. Уличенных в пьянстве местных работников безжалостно рассчитывали, а иностранных специалистов высылали на родину. Родной город Юза, Мертир-Тидвил, откуда набирался главным образом инженерный персонал завода, прославился большой текучкой кадров на почве любви к алкоголю.

«Новороссийское общество» располагало собственным Александровским имением, которое удовлетворяло нужды рабочих и служащих, а также сбывало свои продукты на рынок, где можно было приобрести товары по ценам не выше, чем в Харькове. На ферме «Пески» Общество разводило племенной скот, а кроме того, имело конный и пивоваренный заводы, паровую мукомольную мельницу. Заводоуправление выстроило на безопасном для завода расстоянии бойню, отбросы от которой ежедневно сжигались в деструкторе. В магазинах Юзовки продавались продовольственные товары, за доброкачественностью которых следил врач. В летний период рабочие бесплатно получали чай, а также холодную газированную воду. При заводе была построена бесплатная больница на 100 коек, которая располагалась в четырех зданиях. Кроме того, имелись благоустроенные платные (вход - 5 коп.) общественные бани с мужским и женским отделениями.

Другим не менее важным достижением «Новороссийского общества» стала организация начального образования для рабочих, для чего были построены четыре школы. Плата за обучение равнялась 5 рублям в год, причем дети вдов и сирот от нее освобождались. Кроме того, имелась одна английская и несколько частных школ. Благоустройство территории завода и города также находилось в центре внимания заводоуправления. В Юзовке был разбит общественный парк с искусственным прудом, в котором рабочие и жители города могли удить рыбу, купаться в специально выстроенных плавучих купальнях и кататься на лодках. Летом в парке постоянно играл любительский оркестр, в городе существовал книжный склад и библиотека.

Средства на расширение производства и социальную сферу Юзы изыскивали не только путем получения правительственных ссуд и казенных гарантированных заказов, но и при помощи выпуска облигационных займов под залог недвижимости, которые, как правило, размещались на денежном рынке в Англии. «Новороссийское общество» процветало, продукция пользовалась неизменным спросом внутри страны и на международных рынках, а на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. справедливо была удостоена «Гран-при». Все годы в начале XX столетия кредитные операции Общества осуществлялись при посредничестве Лондонского Парр-банка, а в России - Государственного, Петербургского коммерческого и Московского купеческого банков.

Однако разразившаяся Первая мировая война нанесла серьезный ущерб делу. Завод, потеряв квалифицированных рабочих, начал испытывать трудности со сбытом продукции и терпеть убытки от расстроенного железнодорожного сообщения.

После Октябрьского переворота в истории Юзовского завода началась новая эра. Декретом СНК от 24 января 1918 г. он был национализирован, а «Новороссийское общество», принадлежащее англичанам, закрыто. Новым хозяевам стоило немалых усилий наладить производственный процесс, который был разрушен в результате ими же подготовленной революции. Летом 1924 г. Юзовка была переименована в город Сталин, а станция «Юзово» Екатерининской железной дороги - в станцию «Сталино», затем без официальных постановлений название города постепенно стало таким же, как и станции. Правда, просуществовало оно не долго и с приходом хрущевской «оттепели» стало носить современное имя - Донецк.

Однако нынешние жители города не забыли о талантливом английском инженере, положившем начало развитию этого металлургического и горняцкого края. В сентябре 2001 г. в Донецке был открыт памятник основателю города - практику-новатору, преуспевающему бизнесмену Джону Юзу. А 27 октября здесь родился его прямой потомок - прапраправнук Даниил. Счастливые родители надеются, что когда их сын подрастет, то станет столь же удачливым и предприимчивым, как и его знаменитый предок, и обязательно немало сделает для процветания своего родного города.

Елена Константиновна Васильева, Юрий Сергеевич Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Да, я не ошиблась, имя англичанина, валлийского промышленника Джона Джеймса Юза навсегда вошло в историю Донбасса. А в Донецке даже стоит ему памятник. Да и сам город с 1869 по 1923 назывался "#Юзовка " в честь Джона Юза. И знаете, почему?

Джон Джеймс Юз (англ. John James Hughes) родился в 1814 году в одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса. Умер 17 июня 1889 года в гостинице «Англетер» города Санкт-Петербург. Похоронен в Лондоне, на кладбище Западный Норвуд.

В начале XIX века Британию называли «мастерской мира». Стремительно развивались горная и металлургическая промышленность, и небольшой городок Мертир Тидвил превратился в город с 20-тысячным населением. Джон поступает учеником литейщика на железоплавильный завод Cyfarthfa Fawr Ironworks, где его отец был главным инженером.

Через некоторое время #Юз переходит на Ebbw Iron Work, где совершенствует свое мастерство литейщика. Завод Ebbw Iron Work первым в мире начал в промышленных масштабах производить отливку не только чугуна, но и стали, и Джон был в первой пятерке мастеров, освоивших эти технологии. Когда же прокатное отделение Ebbw Iron Work получило заказ на производство рельсов для строящейся железнодорожной ветви Ливерпуль — Манчестер, Джон Юз из литейной переходит туда и участвует в выполнении железнодорожного заказа.

В 1842 году Джон Юз (а ему нет и еще 30 лет) на собственные сбережения покупает предприятие Uskside Engineering Co в Ньюпорте, производившее металлические изделия и комплектующие паровых двигателей. И в Ньюпорте он женится на Элизабет Левис, дочери владельца местной гостиницы.

Руководство заводом в Ньюпорте Юз начал с изменений в производстве — перепрофилировал предприятие на выпуск литых изделий для портов, изготовление корабельных цепей, якорей, пушек и брони для флота. В это время как раз происходит перевооружение военно-морских сил Британии, так что недостатка в заказах не было.

Достаточно быстро Юз стал известен в профессиональных кругах металлургов и судостроителей, к его мнению стали прислушиваться. В 1860 году происходит слияние его бизнеса с предприятием Millwall Engineering and Shipbuilding Company on Thames side. Находясь в должности Генерального директора этого предприятия, он знакомится с представителями русского правительства: героем обороны Севастополя генерал-инженером Эдуардом Ивановичем Тотлебеном и инженером-полковником Оттомаром Борисовичем Герном, изобретателем русской подводной лодки с паровым двигателем. Россиянам британец понравился своими деловыми качествами и, после обсуждения ряда технологических вопросов, Юза приглашают посетить Россию.

В это время русское правительство решило укрепить броней форт Константин в Кронштадте и искало подходящий для этих целей материал и заводы-изготовители в Западной Европе. К решению этой задачи Адмиралтейство подошло очень серьезно и провело ряд испытаний бронированной стали французского и английского производства. По мнению специалистов, продукция завода Миллвол, оказалась наиболее прочной и качественной, поэтому они обратились с заказом к Джону Юзу.

В конце 1865 года генерал-адьютант князь В.И. Васильчиков, Каншин и Рукавишников через министра финансов стали зондировать мнение императора на предмет строительства на юге страны металлургического завода. Результатом этого шага явилось подписание 19 февраля 1866 года Александром ІІ программы развития отечественного производства рельсов. 10 ноября 1867 года князь Сергей Викторович Кочубей получил Высочайшее соизволение на строительство предприятия по изготовлению железных рельсов из местных материалов. К разрешению было приложено сопроводительное письмо, где говорилось, что если ему удастся образовать подобного рода общество, то правительство под сооружение завода и шахт безвозмездно предоставит в достаточном количестве пустопорожние казенные земли в Екатеринославской губернии.

В 1869 году через посредничество Герна Джон Юз получил предложение принять на себя исполнение договора, заключенное правительством с князем Сергеем Кочубеем на строительство на юге России завода для выделки железных рельсов. Для разработки угля Юз основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». С.В. Кочубей поторговался для вида и продал концессию на постройку рельсового завода «Новороссийскому Обществу» за 24 000 фунтов стерлингов. Почетным директором Общества стал князь С.В.Кочубей. Но никакого влияние на принятие решений он не имел.

18 апреля 1869 года император Александром II утвердил договор между Российским правительством и Новороссийским обществом каменноугольного, железного, стального и рельсового производства о строительстве в донецкой степи металлургического завода, что фактически дало толчок к основанию Юзовки. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза.

Юзу было уже 55 лет, когда он приехал на эти земли со своими четырьмя старшими сыновьями Джоном Джеймсом, Артуром Дэвидом, Айваром Эдвардом и Альбертом Льюелин.

Сначала Юз обосновался на земле помещика Смолянинова (ныне Куйбышевский район Донецка). Он арендовал небольшую усадьбу и поселился в простой саманной хате, крытой соломой. Рядом с домом Юз построил кузницу, в которой изготовлялись инструменты и мелкое оборудование для будущего завода. Эта кузница явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода. Рядом со стройкой возник поселок, который слился с шахтерским селением Александровского рудника и был назван Юзовкой по имени управляющего делами англичанина Юза.

В 1873 году он арендовал (позже купил) землю юго-западнее своего еще не построенного завода у помещицы Екатерины Лариной и построил для себя более просторный, более надежный дом, чем саманная хата.

Так выглядел второй дом, который Юз построил для своей семьи (сейчас это центральный Ленинский район Донецка) . Первый,был построен в 1874 году.

А так он выглядел в 2006 году. Юзы жили в доме до 1903 года, затем уехали из Юзовки навсегда. После их отъезда до 1907 года в доме жил управляющий заводом Андерсон, но после травмы, полученной на заводе, уехал в Англию. Новый управляющий Адам Александрович Свицын прожил в доме до 1918 года, пока завод не был национализирован большевиками. Долгое время дом был известен под названием «Дом Свицына». В годы гражданской войны дом Юзов частично был разграблен. В 1920—1930-е годы в доме жили директора металлургического завода. В годы Великой Отечественной войны рядом с одноэтажной постройкой разорвалась авиабомба, которая снесла крышу и западную стену этой постройки. Эта же бомба повредила крышу двухэтажного особняка. В послевоенное время крышу и стену одноэтажного особняка отремонтировали, а двухэтажный дом долго не восстанавливали. Одно время дом распродавали на кирпичи. В начале 1980-х годов частично отремонтировали его крышу.

Строительство завода и шахт началось в 1869 году. Летом 1870 года из Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало в основном из Южного Уэльса около сотни специалистов — металлургов, шахтеров. В результате — Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев (24 апреля 1871 года она была сдана в эксплуатацию).

Первая доменная печь в Юзовке, 1872 год.

Доставка оборудования в Юзовку.

Следует отметить, что Джон стал первым человеком в России, который использовал кокс в железном производстве. И это решение привело его к успеху. Уже в январе 1872 года начала действовать доменная печь, а в 1873 году открылась выделка железных рельсов. В это же время Министерство путей сообщения решило заменить железные рельсы стальными и поручило это дело Юзу, который блестяще справился с заданием: в 1879 году из местных материалов он приготовил стальные рельсы высочайшего качества.

Шахта в Юзовке, 1888 год.

Завод, построенный Джоном, работал по полному металлургическому циклу. Именно здесь впервые в России запускается 8 коксовых печей и осваивается горячее дутье. Успех Юза достиг широчайшего масштаба. Первый чугун начал выплавляться в 1872 году. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи, позже СССР, а с 1991 года - Украины.

Джон Юз надеялся, что совсем скоро российское производство угля и чугуна составит хорошую конкуренцию английскому. Однако этим планам не суждено было сбыться - Юз скоропостижно скончался в 1889 году. Причина его смерти до сих пор не установлена, но по некоторым данным, Джон Юз умер от кровоизлияния в мозг в одной из петербургских гостиниц. Найти место захоронения Юза - еще более сложная задача, по этому поводу специалисты до сих пор ведут жаркие споры. Сначала были предположения, что Джон похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, затем поступили сведения, что английский инженер покоится на территории современного Донецка. По последней, наиболее вероятной версии, могила Джона Хьюза находится в Лондоне на кладбище Западный Норвуд.

Страна потеряла одного из самых энергичных, талантливых и честных деятелей в горнозаводской промышленности. Дела Джона должны были продолжить его сыновья, которые к тому времени уже служили на заводе. Однако они вскоре покинули город, а новым управляющим заводом стал Адам Свицын.

Сегодня в Донецке в честь своего основателя установлен памятник на улице Артема около третьего учебного корпуса Донецкого национального технического университета Ворошиловского района. Кроме того, в городе до сих пор сохранились останки его двухэтажного особняка в Ленинском районе, где семья Юза проживала до 1903 года. Сегодня Дом Юза представляет собой историческую ценность.

Вот такая история о талантливом английском промышленнике Джоне Джеймсе Юзе (Хьюзе), который в 1869 году, имея от роду 55 лет, со всем своим многочисленным семейством (жена и восемь детей), прислугой, пожитками поселился в голой донецкой степи. Закопал там несколько миллионов серебряных рублей и построил за два года поселок с металлургическим заводом. Теперь этот населенный пункт не что иное, как столица Донбасса Донецк.

Джон Джеймс Юз (современная — Хьюз , John James Hughes ) ( , — , ) — промышленник происхождения, основатель .

Биография

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов города . В юношеские годы работал под началом отца, начав работать помощником . В 28 лет приобрёл судостроительную верфь. В 36 лет приобретает в городе литейный завод. В конце 1850-х поступил в качестве инженера на в , а в 1860 году становится его директором. В 1864 году сконструировал для тяжёлых , эта установка поступает на вооружение военно-морских сил ряда европейских стран. Также Юз разработал и запатентовал технологию производства для обшивки судов и фортовых укреплений .

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 году покупает землю у русского в на берегу реки и начинает строительство с рабочим поселком в районе села . Для разработки он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый начал выплавляться в 1872 году. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь впервые в Российской Империи запускается 8 печей, осваивается . Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской Империи, позже СССР, а с 1991 года и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен . Также в Донецке сохранился полуразрушенный двухэтажный . Первый его одноэтажный дом, находившийся на нынешней территории металлургического завода, не сохранился.

В 2010 году общество терриконоведов присвоило имя Джона Хьюза одному из Донецка .

Дом Хьюзов

Дом Хьюзов (ул. Клиническая, рядом с роддомом № 6 H G Я O L ) — (старое название Донецка) для семьи Джона Хьюза. Это второй по счёту дом Джона Хьюза в Юзовке. Вначале у него было временное жилище в поместье помещицы Смоляниновой и представляло собой , крытую соломой.

Первый, одноэтажный дом для себя и сыновей Джон Хьюз начал строить недалеко от своего производства. Сейчас это место находится на территории металлургического завода, возле административного корпуса электросталеплавильного и обжимного цехов, рядом с памятником «В честь выплавки 100-миллионной тонны стали 24 декабря 1967 года».

Фундамент дома заложен осенью 1873 года. Летом 1874 года построен одноэтажный дом из 8 комнат в 1,5 км к юго-западу от . Фасад был выполнен из красного кирпича. Крыша покрыта железом. За домом находились хозяйственные постройки: кухня, флигель для прислуги, погреб, для угля и дров, конюшня, псарня. Также за домом был заложен большой сад. Усадьба Юзов была ограждена забором из дикого . В заборе были деревянные ворота, которые были обрамлены прямоугольной аркой из кирпича. Перед фасадом дома были разбиты клумбы с цветами и проложены дорожки из камня. От металлургического завода в дом были проведены водопровод и электричество.

Сначала Юз жил в доме со старшими сыновьями, затем из Англии в Юзовку приехали его жена, дочь и младший сын. Жене и дочери одноэтажный дом не понравился. Джон Юз стал искать архитектора, который бы спроектировал двухэтажный особняк. Проекты российских архитекторов Юза не устроили и он нанял архитектора из . Работа над проектом была прервана в сначала из-за смерти младшего сына, а затем жены Хьюза и была возобновлена в 1883 году. В это время архитектор приехал в Юзовку, и предложил проект пристройки к фасаду одноэтажного здания, которое к тому моменту уже было построено, двухэтажного особняка с учётом сохранения зелёных насаждений усадьбы. К постройке приступили в 1887 году. Смерть Джона Хьюза в 1889 году прервала строительство, но затем оно было продолжено старшими сыновьями Хьюза. Одновременно со строительством велась реконструкция внутренних помещений в одноэтажной постройке. Летом 1891 года все работы по строительству дома были окончены. Осенью этого же года братья Хьюза начинают жить в новых апартаментах вместе со своими семьями.

Особняк был построен из кирпича местного производства и выполнен в формах стиля . Кирпич был розовато-алого цвета. На первом этаже находилась с ренессансной . На втором этаже был балкон, ограждённый фигурной решёткой. На балконе также были круглые колонны. Окна были большие, прямоугольные. Верхние своды окон были украшены прямоугольными узкими выступами. Железная крыша была окрашена в зелёный цвет. Верхняя часть крыши была увенчана узорчатой чугунной решёткой. От парадного входа во двор вела пологая лестница небольшой высоты и ширины. Двор был замощён . Во дворе располагались цветочные клумбы, фонтаном и беседки. Беседки были увиты и диким виноградом. Дом был построен на возвышении и гармонировал с усадьбой. С балкона второго этажа был виден весь посёлок Юзовка и металлургический завод.

Памятник в Донецке

Памятник Джону Юзу установлен в Донецке в , на , у третьего учебного корпуса и библиотеки. Автор памятника скульптор — . Памятник отлит в центральных ремонтно-механических мастерских и установлен 8 сентября 2001 года. Памятник стоит на низком постаменте, фактически в человеческий рост, что по замыслу скульптора символизирует человеческие качества этого деятеля. Первоначально памятник стоял ближе к , а в августе 2009 года памятник был подвинут ближе ко входу в библиотеку .

Примечания

  1. Faceted Application of Subject Terminology
  2. https://www.findagrave.com/memorial/104822480/john-james-hughes
  3. Dictionary of Welsh Biography — 1997. — 319 p. —
  4. Юз Джон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. — 3-е изд. — М. : , 1969.
  5. Е. Ястребцев. // : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
  6. , с. 177—178.
  7. , с. 181—185.
  8. Найдена могила Джона Юза! (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 24 марта 2012. Архивировано 23 августа 2010 года. >
  9. , с. 191.
  10. Соединяя сердца (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 28 февраля 2011 года.
  11. В Донецке начали давать имена терриконам. Но таблички не ставят — украдут ведь (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2011. Архивировано 11 января 2010 года.
  12. Все терриконы Донбасса будут названы в честь известных людей (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2011. Архивировано 8 июля 2012 года.
  13. В Донецке терриконам дадут имена (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 февраля 2011. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  14. Старый дом мой давно ссутулился… (неопр.) . , Что скрывают в доме Юза? Что скрывают в доме Юза? (неопр.) (недоступная ссылка) Архивировано 30 сентября 2007 года.
  15. Центральные ремонтно-механические мастерские (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 26 февраля 2010. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  16. Юза чуть подвинули (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 26 февраля 2010. Архивировано 17 апреля 2012 года.

Литература

  • , Черноусов П. И. , Коротченко Н. А. , Голубев О. В. Металлургия и время: Энциклопедия . — М. : Издательский Дом МИСиС, 2014. — Т. 6. Металлургия и социум. Взаимное влияние и развитие. — 224 с. — 1000 экз. — .

Ссылки

  • Донецк: История. События. Факты — Джон Джеймс Хьюз (Юз), (John James Hughes) (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 11 ноября 2014. Архивировано 1 сентября 2015 года.
  • Джон Хьюз и его железная империя (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 января 2007. Архивировано 10 января 2007 года.
  • Джон Юз без ретуши (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 1 декабря 2007. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  • Загадка «коллекции Юза» (неопр.) . Дата обращения 13 ноября 2008. Архивировано 2 июля 2010 года.
  • Как Юз умер победителем (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 8 июня 2009.
Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Helperlife - Строительный портал