Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Город-миф, доисторическая хирургия и новый вид человека: самые удивительные археологические находки Сибири. Удивительное открытие сделали сибирские археологи во вьетнаме Ученым впервые попал в руки ген-микс неандерталки и денисовца

С 20 мая по 31 июля в Новосибирском государственном краеведческом музее работает новая выставка.

Выставка «Сибирские древности. Новые открытия» объединяет археологические находки, обнаруженные во время полевых экспедиционных работ на территории Новосибирской области за последние 10 лет.

Представленные предметы относятся к сборам археологического отряда музея, а также экспедиций Института археологии и этнографии СО РАН и НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области.

Среди экспонатов - более 400 изделий из камня, рога, кости, глины, бронзы, железа и стекла разных эпох: от заселения человеком юга Западной Сибири в конце ледникового периода и до периода освоения Новосибирского Приобья русскими в начале XVIII века.

Огромный интерес представляют разновременные материалы памятника Березовый остров-1, полученные в результате работ археологического отряда музея: каменные орудия труда и украшения из рога из погребений эпохи бронзы, а также материал, полученный во время раскопок святилища эпохи раннего железа.

Крайне редкими находками являются бронзовые детали конской упряжи и амуниции всадника эпохи раннего железа, собранные сотрудниками НПЦ по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области на разрушенных полевыми сельскохозяйственными работами курганных могильниках Кулунды.

Также интересны находки археологических памятников Кудряшевского бора: каменные орудия эпохи неолита, бронзовые детали пояса, женские украшения из серебряных монет эпохи развитого железа, предметы культового места монгольского времени.

Уникальным является клад серебряных копеек времен правления Петра I, найденный на территории Умревинского острога экспедицией Центрально-алтайского отряда Института археологии и этнографии СО РАН.

На открытии выставки присутствовали известные археологи, журналисты, посетители музея.

Сумин Владимир Анатольевич, кандидат исторических наук, главный археолог – начальник отдела археологии Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области:

– Интересно, когда находки, обнаруженные археологами, видят не только специалисты. Идея краеведческого музея делать выставки на основании последних археологических открытий достаточно интересна. Практически все находки за последние 3-5 лет не всегда известны по публикациям. Они показывают богатство археологического наследия нашей Новосибирской области и лишний раз подчеркивают, что это наследие порой находится в удручающем состоянии и его нужно охранять.

Андрей Павлович Бородовский, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, доцент института археологии и этнографии СО РАН.

– Мне очень понравилась стилистика открытых ящиков, которые показывают, что это находки, еще не совсем дошедшие до экспозиции, а как бы в процессе хранения. Я думаю, было бы здорово, если бы этот формат выставки сохранялся у нас как некая традиция.

Сергей Георгиевич Росляков, главный научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея провел экскурсию по выставке.

– В нашей выставке приняли участие Новосибирский государственный краеведческий музей, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области и Институт археологии и этнографии СО РАН.

В центральной части экспозиции представлены материалы, переданные в фонды краеведческого музея Научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области. Перед нами разнообразие материалов, собранных ими в разных районах Новосибирской области. Две витрины посвящены памятникам Барабинской лесостепи и Кулундинской степи.

В левом витрине – материалы, связанные с украшениями и деталями узды коня эпохи раннего железа.Это, пожалуй, наиболее ранние материалы, найденные на территории Новосибирской области, датирующиеся VII-VI веками до нашей эры.

В соседней витрине материалы эпохи Средневековья, примерно 7-9 век нашей эры.

А это материалы, полученные во время раскопок и закладки разведывательных шурфов. Это маленькая толика того, что было найдено в результате раскопок только одного погребения на памятнике Крохалевка-13 на окраине Кудряшовского бора. Это коллективное захоронение женщин и детей в сопровождении огромного количества медных и бронзовых изделий.

Особо хотел обратить внимание на монеты сосаницкого времени с Персии, которые были использованы местными девушками для украшений головных уборов.

Здесь представлены каменные изделия и посуда из памятников, исследованных на территории Кудряшовского бора и сопредельных территорий Колыванского и Коченевского районов.

– Эти витрины посвящены результатам исследований археологического отряда Новосибирского краеведческого музея. В музее многие годы изучают уникальный памятник Березовый остров-1 . Здесь найдены погребения эпохи ранней бронзы. Если раньше на территории новосибирского Приобья находили отдельные погребения этой эпохи (IV-III тыс. до н.э), то здесь целый могильник. С другой стороны, этот памятник интересен тем, что впервые на территории Новосибирской области обнаружено святилище эпохи раннего железа. Такие святилища известны в Тюменской области, в Томском Приобье. Но, преимущественно, эти святилища были разрушены в XVIII-XX веках либо в результате грабительских раскопок, либо самой природой. Здесь нам удалось исследовать этот памятник непосредственно и получить информацию наиболее полно.

– Достаточно обширный материал предоставили нам археологи Института археологии и этнографии СО РАН. В двух витринах размещены экспонаты, полученные отрядом под руководством Жанны Марченко и Артема Гришина во время раскопок памятника Крохалевка-5 на окраине Кудряшовского бора. Здесь представлены материалы эпохи неолита и ранней бронзы из погребений. А также из эпохи раннего железа и эпохи средневековья в монгольское время. К сожалению, мы не все могли вам представить в витринах, многое можно увидеть на экранах. Например, были найдены крайне редкие вещи, такие как головной убор из бересты, детали берестяных погребальных конструкций.

– И самые поздние материалы – это материалы раскопок Умревинского острога, преимущественно из раскопок Андрея Павловича Бородовского. Клад чешуек-монет времен чеканки Петра I, кресты нательные из погребений XIX века, ружейные кремни. Все что мы показываем – малая доля того, что было получено во время раскопок. На Умревинском остроге за многие годы найдено гораздо больше вещей, но мы постарались показать самые интересные.

Материалы выставки «Сибирские древности. Новые открытия» в Новосибирском государственном краеведческом музее

Археологические разведки в Краснозерском районе Новосибирской области

В ходе проведения ежегодных работ по мониторингу и картографированию памятников археологии сотрудниками НПЦ по сохранению историко-культурного наследия выявлены десятки ранее неизвестных памятников и собраны значительные коллекции археологических предметов.

Особенно интересны уникальные предметы, полученные в результате сборов на памятниках, расположенных на территории Краснозерского района Новосибирской области (руководитель работ Ануфриев Д.Е., Князев А.О.).

На раннескифских памятниках (VII-VI вв. до н.э.), разрушенных распашкой обнаружены многочисленные детали конских уздечных наборов. Многие из этих предметов, видимо, представляют собой остатки сопроводительных конских захоронений.

Не менее интересны находки эпохи раннего Средневековья (VII-VIII вв.), так же собранные на распаханном могильнике. Это части снаряжения коня и поясных наборов. Особенно интересна сердцевидная бляха с объемным изображением головы льва (налобное украшение коня?), находящее параллели в искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии.

Многослойный археологический памятник Крохалёвка-5

Погребения эпохи неолита и бронзы

Памятник находится в Коченёвском районе Новосибирской области, в 1,67 км к северо-востоку от д. Крохалевка, на краю Надпойменной трассы, возвышающейся над системой старичных озер и реки Чик.

Наиболее ранним погребением являлась неолитическая могила (Vтыс. до н.э.) – захоронение двух взрослых людей в сопровождении каменных орудий: набора наконечников стрел, ножа и тесла.

К бескурганному могильнику эпохи доандроновской бронзы (III тыс. до н.э.) отнесен ряд из могил, в которых умершие были помещены на спину, вытянуто, головой на северо-восток. Зафиксировано парное и ярусное размещение умерших (4 яруса), ингумация нетронутых огнем останков и частично обожженных на стороне тел. Инвентарь представлен металлическими серьгами, прямоугольной каменной плиткой, костяное изделие, двумя целыми сосудами, один из которых с пробитым дном стоял устьем вниз.

Многослойный археологический памятник Крохалёвка-5. Погребения эпохи раннего и развитого железа

К раннему железному веку (V-I вв. до н.э.) отнесены два погребения детей. Умершие уложены в неглубокие ямы вытянуто на спину, головой на юго-запад. Между продольной стенкой могилы и погребенным было помещено по одному целому керамическому сосуду.

Средневековый комплекс (XIII-XIV вв. н.э.) состоял из семи могил связанного с ними культового сооружения. Погребения расположены под насыпями и за их пределами. Погребенные уложены на спину, вытянуто, головой на запад или восток, помещены в берестяные или деревянные гробы.

В могиле женщины обнаружены остатки берестяной основы «бокки» – редкого в регионе головного убора монгольского времени, украшения. С мужчиной лежал берестяной колчан на деревянной основе и набор стрел, остатки железных предметов.

К средневековому комплексу относятся и остатки сгоревшего культового сооружения в виде каркасно-столбовой постройки. На дне сооружения, преимущественно вверх дном располагались пять керамических сосудов, а также вотивные и полноразмерные железные и бронзовые предметы (нож, стамесочка, наконечники стрел), каменные бусины.

Преображенка-6

Памятник Преображенка-6 расположен на краю надпойменной террасы правого берега реки Омь, в окрестностях села Старая Преображенка Чановского района Новосибирской области. Его исследования производились в 2005-2010 гг. Барабинским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции ИАЭТ СО РАН под руководством академика В.И. Молодина и к.и.н. М.А.Чемякиной.

В результате археологических раскопок 2005-2010 гг. были выявлены погребальные, культовые и поселенческие комплексы широкого хронологического диапазона: от эпохи неолита (VI-Vтыс.до н.э.) до эпохи позднего средневековья (вторая половина II тыс. нашей эры). Полученные материалы не только позволили дополнить и уточнить существующие ранее представления об истории развития нашего региона в древности, но и послужили прекрасным источником для проведения разного рода междисциплинарных исследований (палеогенетика, антропология, палеодиета и др.).

Памятник Березовый остров-1

Святилище эпохи раннего железа

Огромный интерес представляют остатки святилища эпохи раннего железа, впервые обнаруженные на территории Новосибирской области. Центром святилища является алтарь, сооруженный из небольших обломков камней. На алтаре и вокруг него планиграфически были выявлены следы кострищ, скопления золы и пепла, скопления костей животных, птиц и рыб. Алтарь окружали ямы с остатками костров. На алтаре, в ямах и среди костей животных располагались наконечники стрел из кости, бронзы и железа, бронзовые и железные ножи, бронзовые украшения и аксессуары одежды, предметы культового литья, «личина» из серебряной фольги, фрагменты сосудов и целые сосуды. Время функционирования святилищ в пределах IV-I вв. до н.э.

Памятник Берёзовый остров-1

Погребения эпохи ранней бронзы

В 2011-2015 гг. археологическим отрядом ГАУК НСО «НГКМ» под руководством С.Г. Рослякова проводились раскопки на юго-восточной оконечности урочища.

Десять погребений грунтового могильника представляют захоронения игрековской культуры эпохи ранней бронзы (конец III-начало II тыс. до н.э.). Погребения расположены параллельными рядами. Захоронения совершены по обряду трупоположения и трупосожжения. Умершие лежат вытянуто на спине, руки вдоль тела, головой на северо-восток. Инвентарь погребений представлен плоскодонными керамическими сосудами, украшенными цепочками овальных вдавлений, и изображением креста на дне, каменными орудиями (ножи, топоры, наконечники стрел, скребки, отщепы, точильные камни), изделиями из рога (орудия для обработки камня, наконечник стрелы), бусами из рога и предметами культа – лошадиными бабками.

Городище Чича-1

Разновременное городище и связанный с ним некрополь (середина II-сер. I тыс. до н.э.). Расположено в Здвинском районе Новосибирской области, близ райцентра и одноименной системой озер. Открыт в 1979 году В.И. Молодиным.

Первое протогородское поселение Западной Сибири – существовало 100-200 лет в рамках переходного от бронзового к железному веку времени (позднеирменская культура (X-VIII вв. до н.э.). Основная часть регулярной застройки образована пришедшими из района Северного Казахстана носителями берликской культуры, практиковавшими развитое скотоводство. Городище являлось центром бронзолитейного дела и сельскохозяйственного производства.

Использованы материалы Новосибирского государственного краеведческого музея

Материал добавлен: 06.09.2018 в 9:53

Студенты и преподаватели гуманитарного института Сибирского федерального университета во время археологических практик и разведок обнаружили стоянки древних людей и предметы их быта, сообщили в пресс-службе вуза.

Так, в рамках археологической практики первокурсники гуманитарного института вели работы в Казачинском районе, вблизи деревни Пискуновка. В результате изысканий они обнаружили уникальный ансамбль археологических памятников разных культурных слоёв — на протяжении километра вдоль Енисея были открыты стоянки древних людей разного времени: неолита, бронзового и железного веков, Средневековья. Сплошной, но разнородный культурный слой позволил исследователям сделать предварительные выводы, что данный район поселения вдоль Енисея был привлекателен для обитания древних сибиряков, жизнь там не прерывалась и текла без особых потрясений на протяжении нескольких тысячелетий.

«Мы знали, что в этом месте есть отдельные стоянки, а в этом году нам удалось связать их в единый комплекс, ансамбль разнокультурных объектов. Благодаря этим разведочным и раскопочным работам мы получили массовый разнообразный материал. Есть очень интересные вещи из камня: шлифованная пешня с „ушками“ эпохи неолита, фрагменты сосудов неолита, бронзового и раннего железного веков, ножевидная пластина из халцедона раннего неолита. Теперь это всё нужно обработать, сохранить и интерпретировать. Работы хватит всем — и студентам, и сотрудникам, и всем жаждущим заниматься наукой», — рассказал руководитель экспедиций, заведующий лабораторией археологии, этнографии и истории Сибири СФУ Павел Мандрыка.

Кроме этого, сотрудники лаборатории археологии, этнографии и истории Сибири ГИ СФУ выезжали на краткосрочные разведки в различные лесостепные, таёжные, тундровые и лесотундровые районы на севере Красноярского края. В ходе этой работы открыт ряд новых поселений на Енисейском кряже, в Красноярской и Канской лесостепи, могильников в Мотыгинском районе, а также новые объекты археологии и этнографии на севере Красноярского края.

«К сожалению, сейчас мы не называем памятники и стоянки конкретнее в целях сохранения объектов культурного наследия. Проехав по многим местам края, мы увидели, что почти все объекты археологии разграблены чёрными копателями — это бедствие сегодняшнего дня, и с этим преступлением нужно бороться», — подчеркнул Павел Мандрыка.

После камеральной обработки археологические ценности передадут в Музей СФУ.

Добавим, впервые в рамках археологической практики состоялся Международный российско-китайский полевой семинар «Археологические источники в изучении культурогенеза Северной и Восточной Азии». Коллеги из Китая изучали эффективные методы ведения полевых работ сибирских учёных, а через год делегация археологов СФУ отправится знакомится с особенностями раскопок в Китае.

Выставка "Новейшие открытия сибирских археологов и этнографов" подводит итоги работ Института археологии и этнографии СО РАН по гранту Российского научного фонда в 2015 - 2018 гг.

Основой научно-исследовательских работ ИАЭТ СО РАН являются крупномасштабные экспедиционные исследования на территории Северной и Центральной Азии от Южного Прикаспия до Дальнего Востока. Ежегодно более 40 экспедиционных отрядов ведут исследования стоянок первобытного человека, поселений и могильников эпохи палеометалла и Средневековья, объектов материальной и духовной культуры коренных народов Сибири.

При финансовой поддержке РНФ исследования проводились по программе "Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Азии". Эта программа предполагает привлечение к гуманитарным исследованиям широкого круга специалистов естественно-научных дисциплин, внедрение новейших методов фиксации и интерпретации культурных и естественнонаучных материалов, эффективное применение точных методов датирования. Экспедиционные исследования ведутся как на опорных археологических памятниках, получивших мировую известность в изучении антропогенеза, культурогенеза и этногенеза древних обществ, так и на новых, недавно выявленных объектах.

Благодаря полевым изысканиям постоянно пополняется корпус археологических и этнографических источников, а музейные фонды и экспозиции института регулярно обновляются новыми уникальными экспонатами. На выставке представлены наиболее яркие археологические и этнографические находки последних лет с территории Западной и Южной Сибири, Восточного Казахстана, западного побережья Каспийского моря, охватывающие широкий хронологический диапазон: от раннего палеолита (древнейшие каменные орудия возрастом 800 тыс.лет) до этнографической современности.

В этнографической части экспозиции широко представлены священные божества обских угров (ханты и манси) в антропоморфном и зооморфном облике. Эпоха палеолита представлена многочисленными предметами быта, орудиями труда, оружием, украшениями древнего человека. Наибольшую ценность представляют древнейшие предметы прикладного искусства: ременные пряжки, навершия кинжалов и плетей, гребни из кости, рога, бивня мамонта, капа, сланца, глины, бронзы. Есть даже погремушка с глиняными шариками внутри.

Продолжаются раскопки в Денисовой, Чагырской, Страшной пещерах Алтая. В Денисовой пещере найдены древнейшие на территории Евразии персональные украшения возрастом 45-50 тыс.лет. Уникальные подвески, бусины, кольца и браслеты из костей и зубов животных, бивня мамонта, поделочного камня и даже скорлупы яиц страуса.

Исследования сибирских учёных позволили сделать выводы о существовании на территории двух популяций неандертальцев, создана модель миграций крупных млекопитающих, обеспечивающих основные биоресурсы палеонтологического человека на территории Южной Сибири и Центральной Азии.

Выставка продлится по 25 ноября, работает без выходных, с 10 до 20 часов. Стоимость посещения 100 р., группы студентов и школьников по 50 р., дети до 7 лет и члены Дома учёных - бесплатно.

Рассказать друзьям:

Среди главных находок – кекс с изюмом возрастом 100 лет, древнейший человек современного вида, много черепов и золота, несколько рисунков, две надписи, один меч и крейсер.

Научно-популярный журнал Archaeology (издание Археологического института Америки) опубликовал свой ежегодный список главных находок уходящего года. «Наука и жизнь» по традиции дополняет этот рейтинг важнейшими российскими открытиями.

I. Черепа «Пузатого холма».
Гёбекли-Тепе («Пузатый холм») – это не только один из самых известных археологических памятников, но и один из самых загадочных. 10–12 тысяч лет назад жители Анатолии (современная Турция) строили там кольцевые структуры из крупных камней. В этих сооружениях они собирались для каких-то религиозных или общественных нужд.

Фрагмент черепа с Гёбекли-Тепе. Фото: Julia Gresky / Archaeology .

В прошедшем году исследователи установили, что в древности в таких конструкциях подвешивали человеческие черепа. Фрагменты, найденные при раскопках, относятся к черепам трёх людей. Они были отделены после смерти, особым образом разрезаны, на них наносили гравировки, их раскрашивали. Налицо (простите за невольный каламбур) какой-то неизвестный нам обряд. Но чьи именно черепа заслуживали такого внимания – особо почитаемых людей или, наоборот, врагов, пока неясно.

II. Потерявшийся крейсер.
На дне Тихого океана обнаружили затонувший американский тяжёлый крейсер «Индианаполис» времён Второй мировой войны. Он печально известен из-за нескольких обстоятельств. Крейсер стал последним крупным кораблём ВМС США, потопленным во время той войны. Его крушение вошло в историю американского флота как самая массовая гибель личного состава (883 человека) в результате одного затопления. Кроме того, именно «Индианаполис» доставил на остров Тиниан, где находилась база ВВС, критически важные части первой атомной бомбы (её потом сбросили на Хиросиму).

Тяжёлый крейсер «Индианаполис». Фото: U.S. Navy / Archaeology .

Корабль погиб вскоре после выполнения этой неоднозначной миссии. Его потопила японская подводная лодка. Последние десятилетия точное местоположение остатков крейсера было неизвестно, а все попытки его найти оказывались тщетными. Сравнив местоположение другого корабля, экипаж которого последним видел «Индианаполис», с маршрутом последнего, историки вычислили вероятный район крушения. Обследования с помощью автономного подводного аппарата подтвердили их предположения.

III. Антарктический кекс.
Кекс с изюмом 106 лет пролежал в ржавой банке на краю света (в Антарктиде). Его нашли в хижине на мысе Адэр. Домик построили в 1899 году и забросили, видимо, в 1911 году. Кекс оставил кто-то из участников экспедиции Роберта Скотта. Современные исследователи говорят, что внешне пирог выглядит хорошо и даже неплохо пахнет. Только если понюхать кекс совсем близко, становится понятно, что есть его не стоит. Вероятно, он так хорошо сохранился из-за холода и сухого воздуха.

Кекс из Антарктиды. Фото: Antarctic Heritage Trust / Archaeology .

IV. Ацтекский «золотой» волк
В Мехико при раскопках у подножия ацтекского Темпло Майор («большой храм») обнаружили большое количество золотых предметов и скелет молодого волка, принесённого в жертву. В числе находок – украшения для ушей и носа, а также нагрудник. Последний обычно является частью снаряжения воина, а в открытом комплексе украшал волка. Голова зверя смотрит на запад, что символизирует его следование за солнцем, в мир иной. Жертвоприношение было совершено во время правления Ауисотля (1486–1502), в период войн и расширения империи ацтеков. Найденный в 2017 году комплекс – богатейший за 40 лет раскопок храма.

Волк и золото из Мехико. Фото: Mirsa Islas / Templo Mayor Project / Archaeology .

V. Рассвет египетского письма
Крупная надпись, высеченная на скале к северу от древнеегипетского города Эль-Каб, проливает свет на становление письменности этой цивилизации. Четыре иероглифа появились около 3250 г. до н.э., в период так называемой Нулевой династии, когда долина Нила была разделена на несколько царств, а письменность только-только зарождалась.

Додинастическая надпись из Египта. Фото : Alberto Urcia, Elkab Desert Survey Project / Archaeology .

Исследователи разглядели четыре символа: голову быка на шесте, двух аистов и ибиса. В более поздних надписях такая последовательность связывалась с солнечным циклом. Она также могла выражать власть фараона над упорядоченным космосом. Известные до 2017 года надписи периода Нулевой династии носили исключительно деловой характер и были небольшими по размеру (не больше 2,5 см). Высота новооткрытых знаков – около полуметра.

VI. «Пещерная» генетика
Останки ранних Homo, таких, как неандертальцы и денисовцы, открыты только на ограниченном количестве памятников в Европе и Азии. Долгое время этот факт приносил археологам сплошное разочарование: стоянок без человеческих костей намного больше, чем с ними.

Денисова пещера. Фото: Сергей Зеленский / Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН / Archaeology .

В уходящем году группа исследователей подарила своим коллегам новую надежду: им удалось проследить генетические маркеры присутствия древних Homo в обычных на вид пещерных отложениях. Команда генетиков изучила образцы грунта из семи памятников с территории Франции, Бельгии, Испании, Хорватии и России. Им удалось обнаружить ДНК неандертальцев на трёх стоянках возрастом до 60 тысяч лет, а в Денисовой пещере – ДНК не только неандертальцев, но и денисовцев.

Возраст образцов из этого памятника – около 100 тысяч лет. В большинстве случаев генетические следы происходят из слоёв, где раньше не находили человеческих останков. Интересно, что новая методика работает даже с образцами грунта, которые были добыты на раскопках десятилетия назад. Таким образом, чтобы получить новые пробы, совсем не обязательно проводить новые раскопки.

VII. Золото эпохи «бессребреников»
В Ликфрите (Северный Стаффордшир, Англия) обнаружили четыре торквеса – шейных гривны. Украшения датируются временем от 400 до 250 гг. до н.э., что делает их самыми древними золотыми предметами раннего железного века, когда-либо найденными в Великобритании. Находка интересна не самим фактом своей древности, а тем, что совсем не типична для своего времени.

Золотые гривны из Ликфрита. Фото: Joe Giddens / PA Archive / PA Images / Archaeology .

Для людей бронзового века золотые украшения не были чем-то необычным, а вот с освоением железа они (украшения, а не люди) почему-то исчезают. Почему это случилось, точно неизвестно. Возможно, дело в том, что прервались торговые связи с местами, откуда поступало золото. Если раньше жители Британии импортировали олово и медь, необходимые для выплавки бронзы, то с переходом к чёрной металлургии необходимость импорта отпала (железо на островах есть своё).

Когда торговля сырьём для бронзы угасла, могла прекратиться и другая торговля с континентом. Кроме того, мог сыграть роль и социальный фактор: люди стали больше внимания уделять сохранению своих сообществ, а не собственному статусу (почему, не очень понятно).

Торквесы, которые, скорее всего, попали в Ликфрит с континента, показывают возвращение моды на личные украшения. Вероятно, гривны оказались в Британии как подарки или товары. Но нельзя исключить, что их привезла с собой хозяйка (носила торквесы из Ликфрита, скорее всего, женщина).

Нужно отметить, что предметы обнаружили любители с металлодетекторами. Из-за этого так много предположений: контекст находки (в каком сооружении они лежали) остался неизвестным, а дата установлена по стилю изделий. Наука, как и всегда в таких случаях, лишилась значительного количества информации.

VIII. Древнейший римский акведук
Строители метро открыли часть древнеримского акведука. Скорее всего, это участок Aqua Appia, старейшего акведука, среди известных нам. Его построили в 312 г. до н.э. Остатки сооружения нашли недалеко от Колизея, на глубине 17–18 метров, которая обычно для археологов недостижима (в первую очередь, из-за опасности обрушения бортов раскопа).

Участок древнейшего акведука в Риме. Фото: Bruno Fruttini / Archaeology .

Акведук сложен из блоков серого туфа, он сохранился на высоту около 2 метров. Длина открытого участка – около 30 метров. Сооружение, скорее всего, продолжается за пределами стройки, но исследовать его полностью пока нет никакой возможности. Тот факт, что при строительстве акведука не использовали известняк, по мнению специалистов, означает, что конструкция «прожила» недолго.

Ранее считалось, что Эйвбери строили от внешних колец к внутренним. Теперь получается, что это не так. В самом центре памятника, как считают авторы открытия, был какой-то дом. Когда жилище по неизвестной причине забросили, место, где оно было, отметили гигантским камнем, а форму и ориентацию дома отметили квадратной конструкцией. И уже вокруг неё возникли кольца, будто круги на воде. С того момента, как дом забросили, могло пройти до 300 лет. И только после этого люди решили превратить его в памятник. Вероятно, это было место отправления каких-то родовых культов.
Стоит ли говорить, что подтвердить или опровергнуть эту красивую теорию могут только раскопки.

X. Под маской неандертальца скрывался сапиенс (?)
Впервые останки древних людей откопали в Джебель-Ирхуд ещё в 1962 году. Найденную тогда челюсть посчитали неандертальской, а потом несколько раз передатировали. Разброс датировок был довольно большим: от 30 до 190 тысяч лет. Теперь слои, в которых нашли и челюсть, и несколько новых костей, значительно удревнили – до 240–378 тысяч лет. Более того, исследователи считают, что это никакие не неандертальцы, а самые настоящие сапиенсы, то есть наши с вами предки.

Челюсть из Джебель-Ирхуда. Фото: Jean-Jacques Hublin / MPI EVA Leipzig / Archaeology .

Авторы открытия решили назвать их , хотя, по мнению их российского коллеги, люди из Джебель-Ирхуд стоят ровно посередине между «современными нами» и нашими предками и родственниками. Так что это скорее «протосапиенсы», чем самые древние представители нашего вида.

У жителей Джебель-Ирхуд были плоские и короткие лица, как у современных людей, но зубы крупнее, а череп длиннее. То есть лицевой отдел черепа ирхудцев был значительно прогрессивнее, чем мозговой. «Мы видим, что внешность во все времена была важнее ума», – остроумно отмечает С.В. Дробышевский (к.б.н., доцент кафедры антропологии МГУ).

Теперь, когда (и если) мы одолели список главных мировых находок по версии американского издания, самое время обратиться к списку важнейших открытий российских археологов:

1. «Пещерный» верблюд
В Каповой пещере расчистили изображение верблюда . Оно было частью рисунка, известного ещё с конца 80-х годов как «Лошади и знаки», но расчищено только теперь. Верблюда нарисовали краской из охры и угля. Наиболее вероятная дата рисунка – от 13 до 26 тысяч лет. Специалисты из Института археологии РАН считают, что суровый климат того времени мог способствовать распространению верблюдов на Южном Урале.

Расчистка рисунка в Каповой пещере. Фото: пресс-служба Института археологии РАН.

Владислав Житенёв, руководитель экспедиции МГУ, которая много лет работает в Каповой пещере, считает иначе. По его мнению, в верхнем палеолите

​Всем нам хорошо известна фраза: "Сибирь - земля неисторическая!". Эти бездоказательные лозунги родил три века назад немец Герард Фридрих Миллер. Этого, с позволения сказать, учёного, а на деле агента Ватикана - ненавидели за тенденциозность М.В. Ломоносов и С.П. Крашенинников.

Однако его почитают "отцом истории Сибири" многие наши учёные. Изыски Г.Ф. Миллера переводили, читали и пользовались его лексикой за границей. "Неисторические земли" заселяли, оказывается, "неисторические народы". Но на беду этих "учёных", существует археология, которая доказывает обратное. Всех найденных археологических находок в Сибири конечно не объять в данном посте, да и скифская тематика выкладывалась отдельно, но давайте познакомимся хотя бы с некоторыми из них. Здесь также можно увидеть артефакты, у которых для ученых нет ответа или о них просто не принято говорить. Также можно узнать о некоторых находках останков древнейших животных, некогда заселявших обширные просторы Сибири.

Археологическое присутствие славяно-арийских народов в Сибири до Ермака, т. е., по сути, сибирская локализация Артании, подтверждается давно и устойчиво. Дошедшие до нас исторические свидетельства говорят о том, что часть Гиперборейцев после исхода из северных земель поднялись вверх по Оби, создав в ее верховьях огромное для того времени государство - Артанию со столицей Грустиной на месте современного Томска. Многочисленные археологические находки в городской черте и окрестностях Томска недвусмысленно указывают на то, что на этой территории с начала нашей эры и до 12-13 веков существовало мощное славянское поселение, которое образовало родственный союз с тюркскими народами. У И.Гондиуса на этот счёт есть весьма определённое высказывание. Надпись на его карте 1606 г. рядом с Грустиной гласит: "В этом холодном городе живут совместно татары и русские". Это говорит нам о том, что Артания, так же, как и Великая Тартария была многонациональным государством.

Среди множества артефактов, найденных на территории Сибири, встречаются такие, которые подтверждают свою принадлежность к тюркам и славянам. Тюркская тематика артефактов представлена шире, т.к. в определённое время от Ведической культуры отпочковалась новая религия Зороастризм (Благая вера почитания Мудрого). На рубеже III-II тысячелетий до нашей эры великий посланник богов, пришел на земли Южного Урала и Сибири - место, в котором единый арийский этнос разделился на несколько различных ветвей: индийскую, иранскую и европейскую. Древнее учение ариев, которое Заратуштра вернул к его истокам, было сведено в 21 священную книгу Авесты и записано золотыми чернилами на двенадцати тысячах воловьих шкурах в Иране в VII-VI веках до нашей эры, во время правления династии Ахеменидов. В IV веке до нашей эры Александр Македонский завоевал Иран и по официальной версии, сжег царский экземпляр Авесты, а копия этого экземпляра была греками разграблена. Для уничтожения истоков культурной составляющей ариев, состоялся его военный поход на Сибирские земли и Индостан, где он потерпел поражение. Но как говорят, рукописи не горят, скорее всего большую часть накопленных знаний славяно-ариев, Македонский свёз в будущую Александрийскую библиотеку. Авеста содержала не только религиозные и космогонические тексты, но и знания по медицине, астрологии, естественным наукам. Попытка восстановить Авесту в записанном виде была предпринята в III-IV веках нашей эры при династии Сасанидов, но некоторые части были утрачены. Но именно основную часть артефактов в виде серебряных блюд Сасанидов находят не в Иране, а на территориях Урала и Сибири.

Что касается славяно-арийских артефактов, то еще в XIX в. В. М. Флоринский обнаруженные в Сибири русские кольчуги относил к XIII в. Он же отмечал, что вымываемые водой из разрушенных захоронений в районе самарской Оби перстни с непонятными знаками на печатках имеют узор, встречаемый на древнерусских тулах. А. П. Дульзон, сравнивая изображения на бронзовых щитковых перстнях из Приобских курганов с таковыми из камско-волжской Болгарии и некрополей Херсонеса Таврического, а также с древними русскими монетами, обнаруживает между ними большое сходство. Изучавший Нижнее Приобье В. Н. Чернецов обнаружил здесь "фрагменты русского горшка с плоским дном, изготовленного на гончарном круге", железные ключи, голубые фаянсовые бусины, бляхи с головами льва или барана, большое количество "бронзовых и серебряных поделок-луниц, височные кольца и браслеты с бочонками, иначе говоря, комплект украшений, хорошо известных по русским и болгарским древностям".

У многих персидских, арабских учёных и путешественников, имеются упоминания о чёрных соболях, которыми торговала Артания. Они были только в Сибири. Кроме того, Артания торговала оловом, которого ни в Киевской, ни в Новгородской Руси не было. Ещё Артания продавала булатные клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. В Европе того времени булата ещё не знали. Из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь. Последняя вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей тагарской культуре скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби.

Благодаря безымянному испанскому монаху, назвавшему город Грустину Грасионой в середине XIV в., мы имеем дополнительную возможность считать этот город столицей, поскольку Грасиону построил, скорее всего, тур Франграсион, а Туранцы были предками Славян, и в состав Туранской земли входило их царство Руиндиж.

На смену Афанасьевской археологической культуре, в середине II тыс. до н. э. на территории Южной Сибири андроновской культуры приходит Андроновская культура.

Андроновцы на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке - Южный Урал, Западную Сибирь.

Считается общепризнанным, что меандровый орнамент, состоящий из спиралей, образованных непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линией, вначале появился в Древней Греции, а потом был позаимствован другими народами. А в 1987 г. южнее Магнитогорска Челябинской области был открыт город-крепость и одновременно храм-обсерватория Аркаим, памятник высочайшей культуры, имеющий возраст 4800 лет. При раскопках обнаружен и меандровый орнамент. Такой же был обнаружен в Приморье. Получается, что он вначале появился у индоариев (праславян), а затем у древних греков.

Народы древней Сибири жили в общем культурном и информационном пространстве. Священный солярный символ встречается не только в Сибири, но и далеко за ее пределами. Культурный обмен между народами в предметах быта мы можем увидеть на представленных артефактах.

Ниже на обеих бляхах стилевое единство очевидно, можно предполагать если не одного мастера, то одну мастерскую. Но может это сюжет из каких-нибудь значимых событий, где разные племена придерживались одной стилистики, независимо от места проживания. Это не разрозненные племена, это народы, живущие в одном культурном общении. Различия невелики: главное заключается в том, что на бляхе из Анжигорта, помимо фигуры медведя есть еще и фигура пушного зверька (лисицы?); среди прочего можно отметить разное оформление одежды, направление фоновых насечек, детали убранства коня, положение его передних ног; на бляхе из Эрмитажа крылья у птицы расправлены; на бляхе из Анжигорта показан край сапога у всадника.

На одинаковом сюжете, сокольничий в окружении лесных зверей, а по обе стороны всадника месяц и ярило. Обратите внимание на стилизованного медведя в нижней части бляхи и ниже такое же исполнение в виде отдельных фигурок, найденных в разных местах.

На двух щитках, найденных так же в разных местах, заметен один стиль исполнения, что доказывает родство культур Сибирских народов.

В разных частях Сибири находят множество артефактов, среди них блюда с изображениями всадников, различных орнаментов, грифонов, животных.

Легко узнаваемый скифский стиль "терзания жертвы", или в общем определении "звериный стиль", в далёкие времена с территории Сибири, вместе с переселенцами распространился во многие страны, среди них сегодняшний Иран. Связь с Ираном не случайна, у Руси с Персами были военные конфликты и мирное совместное сосуществование. Был период большого культурного влияния Ирана на Русь, но, казалось бы, Древняя Русь и Иран, что между ними общего? - где мы, и где они?

Вот одно из ярких свидетельств обменных связей западносибирских таежников с цивилизациями Востока.

Вероятно, на блюде изображен шах Ирана Ездигерд I (399-421 гг.). Копьём с наконечником особой формы в виде упора-отростка на древке он поражает быка. К поясу шаха специальными ремнями прикреплены меч с прямым перекрестием и колчан, поверхность которого разбита на несколько орнаментальных зон. На обратной стороне блюда вырезана пятиконечная звезда и процарапана арабская надпись (в переводе - "чаша из серебра"), выполненная курсивом IX-X вв. Учёные указывают на то, что блюдо из Ирана могло оказаться в Сибири не ранее IX в. Находка на р. Сыне, притоке Малой Оби. IV-V вв. Но появляется большой вопрос к учёным, почему сасанидские блюда в основном находят не в Иране? Может истоки этой культуры всё-таки находятся на территории Урала и Сибири?

Таких блюд на территории Урала и Сибири найдено не один десяток и это наводит на некоторые размышления.

Крупнейшее собрание этих находок сосредоточено в Эрмитаже, остальные - в Метрополитен-музее, в Лувре...

Если вернуться к Зороастризму и Авесте, то сегодня все больше исследователей языка (например, Драгункин и др.) приходят к выводу, что ранее был единый праязык. Его называют по-разному: праславянский, индоевропейский, но вполне возможно, что им был авестийский язык.

Авестийский язык объединяет все современные индоевропейские языки, являясь для них истоком. В качестве примера можно привести русские слова, произошедшие от авестийского языка. Такое русское слово как "береза" происходит от авестийского "березаити", означающее "высокий", слово "земля" - матушка - от имени авестийского божества "Зем", как раз и означающего землю. Вот лишь малый список русских слов, произошедших от авестийского. Печь, мир, путь, Бог, дом, жена, жива, живой, говядина, день, дата, звук, выбор, числительные - два, три, четыре, десять, первый, третий, сто, глаголы - видеть, брать, знать, звать, иметь и многие-многие другие. В нашем алфавите буква "А" - первая, соедините с "весть", так вот в Авесте у частицы "а" есть еще другой смысл - "первый". Не случайно именно с этого звука начинается любой алфавит. "Аз" или ранее "ар" - имело смысл "первый". В этом случае всё становится понятным - "Авеста" - "первая весть". Даже поверхностное знакомство с авестийской традицией, действительно уходящей корнями во многотысячелетнюю давность, с ее сутью дает ясный ответ, где зарождалось это учение и куда распространилось.

Некоторые ученые утверждают, что Артания располагалась в междуречье Оки и Волги, но последние исследования убедительно доказывают обратное. Название этого центра исследователи связывают с именем легендарного туранского царя Франграсиона. Согласно иранской мифологии, Франграсион, именовавшийся Грозным, возглавлял туранские войска в войне с иранцами и был современником Заратустры, который жил за два с половиной столетия до эпохи Александра Македонского. Исходя из этого, отдельные историки датируют возникновение Грустины (г.Томск), ставшей после падения Туранского царства столицей вновь образованного государства Артания, 576 годом до н.э.

На территории Сибири встречаются блюда, с изображенными на них сюжетами. Может быть они несут нам какую-то информативность о тех далёких событиях, передавая их через поколения. Но наши учёные, например доктор исторических наук Аркадий Бауло, высказал своё мнение о блюде, выловленном на Оби при ловле рыбы неводом, близ селения Верхне-Нильдино на Северной Сосьве.

"Мне представляется, что на лицевой стороне блюда художник изобразил сцену, связанную с легендарными правителями Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном". Вот так, не больше и не меньше, всё связал с историей Израиля.

Вот кстати ниже на изображении найденное серебряное блюдо.

Другие учёные трактуют эту находку так: "Серебряное блюдо с позолотой - характерный образец восточного экспорта, обнаруженный в Нижнем Приобье близ поселка Верхне-Нильдино. На его поверхности рельефно отлита башня, окружённая десятью тяжеловооруженными всадниками на закрытых панцирями лошадях. По мнению специалистов, изображение на поверхности блюда представляет собой серию сюжетов, которые можно трактовать как иллюстрацию к некоторым эпизодам из книги Иисуса Навина". Ну что же, наши учёные стараются приписать это к истории иудейского народа, а вот учёные из Средней Азии непреклонны, "этот сюжет встречается не раз в сказаниях "Шахнаме", другие - "это сюжеты Согдианы" …

Почитайте отрывок Фирдоуси "Шахнаме", где Иран хочет сразиться с языческим Тураном и как говорится, Вам судить.

Шестой подвиг

Мы одолеем с помощью Йездана

Могущество язычников Турана!

И станет каждый всадник наш богат,

Когда оплот Арджаспа будет взят…
Неслыханное завтра предстоит.
И палицею не с кем будет биться,
И в бегство ты не сможешь обратиться.
Снег высотой в туранское копье
Завалит войско славное твое!
Вас всех такой глубокий снег покроет,
Что в нем никто дороги не пророет.
Вернись теперь с опасного пути!
Мне за слова правдивые не мсти…
Седьмой подвиг
Вот залетел я в чуждую страну,
Но здесь одно отчаянье пожну».
Печально ширь степную озирал он,
И вдалеке двух конных увидал он.
Стрелой летела желтая лиса,
За ней гнались четыре гончих пса.
Царь за ловцами теми устремился,
С копьем в руке пред ними появился.
Спросил их, сбросив на землю с коней:
"Чья это крепость? Сколько войска в ней?"
Ловцы ответили, дрожа от страха:
"То - крепость мощная Арджаспа-шаха.
Взгляни на башни - шапка упадет!..
Есть двое в этой крепости ворот.
Одни из них обращены к Ирану,
Другие - прямо к Чину и Турану.
Там войско - богатырь к богатырю,
Сто тысяч сильных - преданных царю.
Снабженная водой, запасом хлеба,
Твердыня неприступна, словно небо.
Шах десять лет в осаде просидит,
И войско голода не ощутит.
А кликнет клич - из Чина и Мачина
Придут войска по зову властелина,
Прискачут - из любой спасут беды.
И у Арджаспа нет ни в чем нужды!"

У Низами в его поэме "Искандер-наме", титул "шах", он относит к русам, то же самое, что и князь.
...Шаха русов позвал вождь всех праведных сил
И на месте почётном его усадил
Вдел он в ухо Кинтала серьгу - "Миновала,
Он сказал, - наша распря, ценю я Кинтала".
Пленных всех он избавить велел от оков
И, призвав, одарил - был всегда он таков…

Туранцев традиционно считают скифами, а скифов, судя по звучанию их имён, сохранившихся в древнегреческой огласовке, относят и к иранцам. Более правильным представляется предположение о том, что туранцы являются предками славян, а древние тюрки являются потомками гуннов второй пол. I тыс. до н.э. - нач. I тыс.н.э.

А вот ниже на изображении Нильдинское блюдо с малой Оби, о нём Сибирский историк Николай Сергеевич Новгородов выразился так: "на блюде сцена взятии Александром Македонским города Массага". Но доктор исторических наук Аркадий Бауло выразился по-другому: "Мне представляется, что на лицевой стороне блюда художник изобразил сцену, связанную с легендарными правителями Израильско-Иудейского царства Давидом и Соломоном. На троне восседает Давид, по правую руку от Давида изображен Соломон, который предстает в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом. На блюде он показан еще молодым человеком, но уже коронованным наследником: "Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона". Кажется, очевидным, что по замыслу автора или заказчика блюда Давид здесь исполняет псалом о Соломоне, предрекающий ему обширное владычество:

Он будет обладать от моря до моря

и от реки (Евфрат) до концов земли.
Падут пред ним жители пустынь,
и враги его будут лизать прах...
И поклонятся ему все цари;
все народы будут служить ему".

Полностью статья "Серебряное блюдо с Малой Оби" опубликована в журнале "Археология, этнография и антропология Евразии", 2000, N 4.

Как видим мнения разные, но преобладают ветхозаветные, которые исходят из государственных научных институтов. Ниже, на изображениях найденных артефактов в Сибири имеются сюжеты, но интересно, куда их отнесут учёные, к Сибирской истории или к Израильской?

А это, самое известное блюдо, найденное в Сибири, учёные историки называют его сюжет: "сцена полета Александра Македонского на грифонах".

Но может быть это не Македонский, а Даждьбог, где основной принцип канонического стиля в его изображениях был ещё в дохристианской Руси.

Ниже на блюде стилистика узоров схожа с блюдом, со сценой полета Александра Македонского на грифонах, но посмотрите на датировку.

А вот на найденном кувшине тоже можно увидеть похожую стилистику узоров, но он выглядит как-то по-восточному. Если вспомнить, в мусульманстве вообще запрещены изображения людей, животных и птиц, так к кому его отнести?

Если вспомнить, что на территории Сибири до 1775 года существовало государство "Великая Тартария", а на гербе его была изображена сова, может быть найденные артефакты нам напоминают об этой эпохе.

Древние Булгары Великой Тартарии унаследовали это название своей страны и стали называться татарами, а ту часть Булгар, которую увёл на Балканы хан Аспарух, сохранили своё древнее название и стали называться Болгарами. Уйдя от Ведической веры, одни стали мусульманами, другие христианами. Но наши российские татары, сохранившие название своей бывшей Державы Великой Тартарии в своём имени, считаются теперь главными жителями Сибири.

Раннее христианство тоже оставило в Сибири свой след.

Как рассказывает археолог Вячеслав Молодин - тогдашний руководитель студенческой экспедиции, а теперь

первый заместитель председателя СО РАН, член Президиумов РАН и СО РАН, соруководитель Международного исследовательского проекта со специалистами Германского археологического института - целью археологов было исследование поселения эпохи бронзы, которое здесь находилось более 3 тысяч лет назад. И под корнями старой березы одного из студентов ждала настоящая удача - он раскопал край какого-то массивного железного предмета, первоначально приняв его за обломок старой косы. Но, когда молодой человек расчистил щеткой обнаруженную полоску ржавого железа до длины 30 см, все ахнули: на металле четко обозначился "дол" - ложбинка, проходящая по обеим сторонам боевых клинков. И вскоре на свет был извлечен почти метровой длины увесистый меч с характерной для средневековых богатырских мечей железной рукоятью, отчетливо выраженной перекладиной гарды и трехчастным навершием.

Необычный артефакт отправили на реставрацию в Эрмитаж. Вячеслав Молодин потом вспоминал: "Это был уже совсем другой меч. После удаления ржавчины клинок тускло поблескивал характерным стальным цветом, а рукоять была покрыта великолепным орнаментом, выполненным серебряной инкрустацией. Узор напоминал скандинавскую вязь, а по обеим сторонам клинка красовались латинские буквы и какие-то знаки".

Прочтение сокращенной латинской надписи оказалось делом непростым, но специалисты сделали и это. Надписи, нанесенные на клинок, гласят: "N/omine/M/atris/S/alva/t/oris/Et/erni/D/omini/S/alvatoris/Eterni" и "C/hris/t/us/Jh/etsus/ C/hris/t/us" ("Во имя матери нашего Спасителя вечного, Господа Спасителя вечного. Христос Иисус Христос"). На другой - "N/omine/O/mnipotitis/M/ater/E/terni/N/omin/e" ("Во имя Всемогущего. Богоматерь. Во имя Вечного").

Религиозный посвятительный смысл надписей на найденном мече свидетельствовал о том, что изначально он был сделан для очень набожного воина. Возможно даже, для участника поздних крестовых походов в Финляндию и Русь (1232-1240 годы). Но главный вопрос: "Какими неведомыми путями это грозное и дорогостоящее оружие попало в Сибирь, за 5 тыс. километров на восток от места своего изготовления?" - так и оставался открытым. Сейчас новая теория гласит, что это мог быть подарок Ивана Грозного Ермаку Тимофеевичу, который он передал через Ивана Кольцо.

Такие же мечи встречаются и на Руси.

К XVI веку, город Сибирь (он же Искер и Кашлык по более поздним источникам) сделалась крупным промышленным и торговым центром, здесь находились кузнечное, оружейное, бронзолитейное, ювелирное, кожевенное, косторезное производства. Сюда и поступала пушнина из большей части югорских княжеств и уходила с купеческими караванами в Среднюю Азию. А чего стоит название "Мангазея златокипящая", слава этого Сибирского города не давала покоя Западным купцам.

В 1609 г. в Амстердаме голландский торговый агент Исаак Масса издал географический чертеж Мангазеи, на котором были показаны церкви, воеводский двор и хозяйственные постройки, в 1616 г. - Тобольский воевода Куракин сообщил в Москву, что немцы нанимали русских провести их от Архангельска в Мангазею.

1619 г. - запрещение Мангазейского морского хода (поморским крестьянам запрещалось ходить из Карского моря в Обскую губу и под страхом смерти показывать дорогу иностранным кораблям).

А до этого королева Елизавета в 1583 году направила ко двору Ивана IV посла Дэвида Боуна с просьбой разрешить английским купцам заходить в Печору и Обь. Посол привез в Лондон категорический отказ московского царя. Первое упоминание новгородцами о торговом плавание на Обь отмечено 1139 годом, но если Новгород Великий торговал с Сибирью, то после его ослабления, Московия хотела подчинить экономически. Ее главной задачей в Сибирских землях было приведение местного населения под власть московского государя, взимание дани в его пользу и расширение границ владений Московского царства.

Как видим в древней Сибири и грамоты водились. Но чем дальше идём, тем интереснее становится. Давайте заглянем в глубь веков и посмотрим, что же происходило на "неисторических землях" Сибири.

В древнем Египте собака почиталась настолько, что за ее убийство полагалась смертная казнь. Племена скифо-сарматского времени Южной Сибири обожествляли собаку, о чем свидетельствуют многочисленные археологические данные об особом обрядовом их погребении в насыпях курганов, имевшем хтоническое значение. Собаке в этих случаях, очевидно, отводилась роль охранников входа в обитель мертвых хозяев. В более позднее тюркское время отношение к собаке не меняется, более того - в сибирских мифах многие племена вели от нее свое происхождение, правители присваивали себе титул Собака.

В Якутии обнаружили первую в мире мумию собаки с сохранившимися тканями, внутренними органами и даже с пищей в желудке. Генетические и морфологические исследования завершились недавно в Дании, три года понадобилось на то, чтобы ученые окончательно идентифицировали находку. По морфологическим признакам установлено, что мумия принадлежит трехмесячной собаке, самке, жившей 13 тысяч лет назад.

В лаборатории Копенгагена провели ДНК-анализ, и дали окончательный ответ. Наши и зарубежные исследователи назвали находку уникальной по нескольким показателям. Во-первых, это первая собачья мумия в мире (до нее находили только кости и черепа собак), во-вторых, первая древняя собака, найденная на севере Сибири. Сохраненные во льдах ткани, органы и даже пища в желудке собаки позволят ученым заглянуть в прошлое, понять, в каких условиях жили эти древние животные.

Но это то, что касается мумии.

Наконец-то учеными установлен возраст черепа, который нашел известный палеонтолог Николай Оводов более тридцати лет назад на Алтае в пещере Разбойничья Усть-Канского района.

На тот момент ученые решили, что находке около восемнадцати тысяч лет. Однако, в 2008 году сибирские специалисты науки передали древний череп собаки американским коллегам, работающим в лаборатории ускорительной масс-спектрометрии Университета Аризоны. Те, работая с кусочком кости черепа, пришли к выводу, что останкам древнего алтайского пса около тридцати четырех тысяч лет.

Как сообщат центр общественных связей СО РАН, по данным морфологического анализа собака, чьи останки были найдены на Алтае, была именно домашней. Потому что она имела явные отличия от обитавших в то время волков. Таким образам получается, что останки, найденные в пещере Усть-Канского района, принадлежат одной из самых древних собак в мире.

Это одно из уникальных открытий: при раскопках "Омской стоянки" нашли полный доспех древнего воина. Его изготовили примерно восемнадцать столетий назад. Это, пожалуй, первый случай, когда столь древняя защитная одежда найдена в полном комплекте. Сейчас идет реконструкция, и посмотреть можно лишь на малую часть панциря. Материал для амуниции - кость. Вполне возможно, что это место могло привлечь охотников на мамонтов и бизонов.

Это, пожалуй, наиболее уникальная находка, сделанная археологами на территории "Омской стоянки" - древний доспех человека. Он выполнен из кости животного. Хрупкости на данный момент невероятной, но в давние времена он был способен выдержать удар стрелы или даже копья. А рядом находится другой экспонат. Это уже современного изготовления доспех. Но сделан он по технологии, какой пользовались древние тюркские народы. Кстати, он испытан: в него били копьем, и испытуемые говорили, что даже серьезной боли не почувствовали.

На Ямале российские археологи возобновили изучение "сибирских мумий". Археологи продолжили свои раскопки на знаменитом средневековом могильнике Зеленый Яр. По мнению специалистов, погребения на могильнике производились в IX-XIII Веках н.э. Особую известность некрополь в Зеленом Яру получил благодаря обнаруженным хорошо сохранившимся мумифицированным останкам погребенных, которые получили название "сибирских мумий".

На данный момент раскопано 34 захоронения. В средневековом некрополе было обнаружено 11 тел. В основном это мужчины или дети. Среди погребенных только одно женское захоронение и ребенка, с лицом закрытым медной маской. Пять мумий были завернуты в меха оленя, бобра, росомахи.

Российские ученые из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук обнаружили загадочное захоронение в кургане в Сибири периода бронзового века.

В могиле возрастом около 3500 лет были обнаружены останки мужчин и женщин, похороненных вместе в объятиях друг друга. В целом, археологические раскопки затронули около 600 древних могил в деревне Старый Тартас. В десятках из них скелеты сохранились лежащими лицом друг к другу, взявшись рука за руку, но учёные"любовь и верность" трактовали половым актом.

Профессор Вячеслав Молодин, руководитель раскопок из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, говорит, что на данном этапе ученые могут лишь фантазировать по поводу странной находки. Пока ученые планируют взять ДНК, чтобы попытаться установить связи между всеми захороненными в районе древними людьми.

История этого открытия восходит к 2008 году, когда омский краевед, руководитель косторезной студии"Архаика" Николай Перистов собрал и выставил коллекцию костей и зубов млекопитающих четвертичного периода. В 2010 году палеонтолог Алексей Бондарев, изучая эту коллекцию, обратил внимание на один из экспонатов, напоминающий бедренную кость человека, и вскоре подключил к исследованиям коллег: антропологов из Тюмени Сергея Слепченко и Дмитрия Ражева, новосибирского археолога Ярослава Кузьмина, а также палеонтолога из Екатеринбурга Павла Косинцева.

Удалось установить, что кость действительно принадлежит человеку, и скорее всего именно человеку современного типа - кроманьонцу. Находку сейчас продолжают исследовать учёные Тюмени.

На состоявшейся в Калгари (Канада) ежегодной конференции Общества палеоантропологии по усть-ишимской кости был сделан доклад учёными, представлены данные об антропологии, возрасте и природных условиях обитания человека на Западно-Сибирской равнине в исследуемый период.

Ранее самые северные следы присутствия человека были известны на сибирском Крайнем Севере (Янская стоянка) и на европейском северо-востоке (стоянка Мамонтовая курья). Они намного моложе усть-ишимской находки. Почему о находке так долго молчали? Учёным предстояло ответить на важнейший вопрос: каков возраст кости. Наконец радиоуглеродный анализ показал - 45 тысяч лет. Получена также качественная информация о ДНК

Научно-исследовательская экспедиция обнаружила древнейшую карту Ботовской пещеры, выбитую на камне. На карте показаны все подземные ходы самой длинной пещеры в России. Это первая в мире найденная древняя карта. Напомню, Ботовская пещера расположена в глухой тайге Жигаловского района Иркутской области. Пещеру открыли в 1946 году геологи. Долгое время считалось, что длина пещеры примерно 7 км, но теперь в настоящее время известно, что в ней имеется более 68 км ходов. Пещера образована в субгоризонтальном слое известняков, который расположен в песчанике. Сейчас Иркутские спелеологи вернулись из очередной экспедиции в Ботовскую пещеру. Работа проведена огромная - подняты скелеты медведей и рыси.

Якутские палеонтологи впервые в истории палеонтологии нашли частично сохранившиеся останки детеныша шерстистого носорога, погребенные под вечной мерзлотой примерно 10 тысяч лет назад. К сожалению, часть туши не сохранилась - когда она подтаяла, освободившиеся части тела были подъедены дикими животными.

По словам ученых, в ближайшие месяцы они сфокусируют свое внимание в первую очередь на ДНК древнего представителя мегафауны Якутии - туша чрезвычайно хорошо сохранилась и не подвергалась циклам разморозки-заморозки, что оставляет надежду на сохранность генетического материала. Первые результаты геномного анализа, как надеются исследователи, будут получены в ближайшие время.

Несложный расчет показывает, что в среднем по количеству парных бивней, ежегодно на территории Сибири находят условных двести мамонтов, а сколько их тогда на огромной малозаселенной территории? И это если учесть природный морозильник, как консервант, а без заморозки большая часть уже превратилась в прах. Чтобы в таком огромном количестве прокормиться, и не только мамонтам, нужен другой, более мягкий климат, что и было раньше.

Сегодня патриоты своей Родины, историки, археологи, да и просто обычные люди, собирают по крупицам, то, что называется древним наследием наших предков. Интерес к своим корням, истокам, уже не остановить, многие из них занимаясь исследованиями, тратят свои заработанные сбережения, чтобы вернуть правду прошлого.

Вот мы и завершили краткий обзор, как говорил Герард Фридрих Миллер: "неисторических земель" Сибири. Очень важно не забывать, что мир един и целостен, что мы его частичка, неразрывно с ним связанная. Как каждая клеточка нашего организма взаимодействует с другими клетками и только вместе сообща они образуют наш единый и целостный организм, так и мы взаимосвязаны со всем живым во вселенной. Если клетка перестанет ощущать единство с другими клетками, то она выродится в раковую и будет действовать на разрушение.

Мы должны никогда не забывать, что наш внутренний огонь - часть целого огня мироздания, что мы все едины в огне Творца. Только тогда и наш огонь и общий будут гореть ярко и сильно, давая всем тепло и свет. Конечно же, осознать единство мира может только Любовь и только Огонь Любви способен осветить наш Путь, Путь Истины. В Авесте говорится: "Есть только один Путь - это Путь Правды, Истины, а все остальное беспутье".

Живя в любви, ты самый сильный
И самый добрый человек.
Завет от Бога - стать счастливым
Ты выполнил, увидев свет.
Свет пламени, что не угаснет
Во веки вечные, всегда
Огня Любви, что так прекрасен
Как сказка и как красота.

По множеству знаков и указаний наступает другое время, когда добрые люди будут объединяться, а зло будет разоблачаться и снимать маски. Все мы - потомки древних ариев, у нас общие корни. Чтобы наше Древо росло и развивалось нам необходимо знать корни, следовать традициям, здравомыслию и объединять наши огни. Зороастрийцы считают, что добрые люди должны быть вместе и поэтому каждый ритуал завершают словами "хамазор бин", "да будем мы едины!".

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Helperlife - Строительный портал