Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Урок русского языка «Правописание НЕ с глаголами». Конспект урока "правописание частицы не с глаголами" Как пишем глаголы, которые без НЕ не употребляются

Тема: Повторение изученного в начальных классах

Урок: НЕ с глаголами. Написание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Написание НЕ с глаголами

НЕ пишется с глаголами раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ глаголы не употребляются: не забыть, не смотреть, не хотеть , но: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ

Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до- . Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника . Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца .

Сравните: не доедать суп - недоедать в годы войны . В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо - имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой.

Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить - переварить, недовыполнить - перевыполнить .

Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна .

Ь в глаголах на -тся (-ться)

Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? (т.е. перед нами неопределенная форма глагола), то Ь пишется. Например, он умеет (что делать?) кататься на лыжах. Он хотел (что сделать?) улыбнуться . Если же глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает?, то Ь перед -ся не пишется. Он (что делает?) катается на лыжах . Он (что сделает?) улыбнется .

Домашнее задание

1. Запишите слова, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)навидит, (не)было, (не)хотят, (не)годовать, (не)забудет, (не)доумевал, (не)скроешь, (не)хватает, (не)здоровится.

2. Вставьте пропущенные буквы. В скобках поставьте вопрос к глаголу.

Картошка () вари…ся, картошке () вари…ся осталось недолго, перестань () кача…ся, он любит () учи…ся, он () учи…ся хорошо, пусть () старае…ся.

3. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

Мне (не)здорови…ся, ему (не)спи…ся, она (не)ошибае…ся, (не)навижу ошиба…ся, они (не)боя…ся темноты, надо (не)боя…ся темноты.

1. Портал для всей семьи. Дополнительные задания ()

2. Интернет-портал tsya.ru. Мягкий знак в глаголах на -тся (-ться) ().

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

МКОУ СОШ№5 г.п.Нарткала

«Правописание

частицы НЕ с глаголами».

Подготовила: Таова И.А.

учитель начальных классов

МКОУ СОШ№5

2016

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».

Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами;

познакомить с глаголами-исключениями;

способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

формировать орфографическую зоркость

прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация урока, плакат «План исследований» ,

у учащихся - «Журнал исследований», снежинки,

«Шкала успеха».

Ход урока.

    Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Дети хором произносят слова:

Нам предстоит большая работа,

Всё, что мы делаем – нужно,

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!

Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе.

Минутка чистописания.

1)Разминка для рук.

Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.(разминка)

    Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

( Дети массируют кисти рук)

    Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

( Дети сжимают и разжимают кулачки )

На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На доске: л..тит, сп…шит, б..жит.

Дети: Сегодня будем писать гласную букву е, так как она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.

Разминка для рук.

Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее Ее Ее

Ее Еее Ееее

Ееа Ееб Еев

Посмотрите на следующую строчку.

Ошибается тот, кто ничего делает.

Откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.

- Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом). Докажите, что это глагол. (рассказывают правило)

Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? (НЕ нужно написать раздельно)

III . Сообщение темы и цели урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не с глаголами)

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать не с глаголами) СЛАЙД 2

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

Итак, обращаемся к ещё раз к пословице, которую записали. Какой вывод можем сделать?

- Итак, наш первый вывод: Не с глаголами пишется раздельно. (читают хором)

СЛАЙД 3

Верно ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану.

(На доску вывешивается «План исследований»)

    Работа над новой темой.

1)Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

Это вы выясните самостоятельно. Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является буква, которые вы будете вписывать в клеточки. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

-Наш второй вывод: НЕ – это частица. (читаем хором) СЛАЙД 4

2) Физминутка «Девочки-мальчики».

Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ - встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не завтракал , помогать, не дежурит , найдёшь, уважать, не работает , не ужинал , знаю, рисует, не морозит ,

3)Письмо по памяти.

Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были использованы в физминутке. Проверка.

Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)

Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

4) Исследование №2.

Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Что вы знаете о самостоятельных частях речи? (они отвечают на вопросы, являются членами предложения) Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение)

А служебные? (к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи.)

Какой будет третий вывод?

Вывод №3: частица НЕ - служебная часть речи . СЛАЙД 5

5) Исследование №3

-

-Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и

(не)годуют, когда им (не)здоровится.

Какое задание нужно выполнить? (нужно не написать слитно или раздельно)

Есть ли в русском языке такие слова? (любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

Ненавидят - презирают, не любят

негодуют - возмущаются

нездоровится – болеют

Значение слова н егодует посмотрим в толковом словаре. (дежурный зачитывает по словарю значение слова)

Запишем первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Вывод №4: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. СЛАЙД 6

- Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями. СЛАЙД 7

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

Давайте ещё раз прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах? В них не пишется слитно.

6) Разминка для глаз «Лови снежинку!»

Какое время года на дворе?

Какие характерные признаки этого времени года?

Любите ли вы наблюдать как падают и кружатся снежинки?

Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим явлением и заодно проведём разминку для глаз.

СЛАЙДЫ 8-13

7) Работа с текстом.

А теперь давайте полюбуемся красивыми зимними картинами и составим несколько предложений.

СЛАЙДЫ 14-17

Какие предложения вы составили?

(Пришла красавица-зима. Снег покрыл землю белым пушистым ковром. Деревья закутались в снежные покрывала. На ветках сидят красногрудые снегири. Лёгкий морозец щиплет за щёки. Ярко светит солнце.

Трудно приходится зимой птицам. Звери попрятались по своим норам.

Зима приготовила детям много забав. Они катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика. Хорошо зимой!)

Измените предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не) .

Какие предложения получатся?

(Было предложение:Пришла красавица-зима. Стало: Не пришла красавица-зима. и т.д.)

Запишите одно предложение с частицей не.

Какой же смысл придаёт глаголу частица не ? (отрицание)

8) Самостоятельные исследования в парах.

- А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу. Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно.

(дети работают самостоятельно)

1 пара.

Записать глаголы-синонимы парами.

Заботиться (не)навидеть

Торопиться (не)беспокоиться

Любить (не)годовать

Радоваться (не)спешить

2 пара.

Дописать пословицы:

Волков бояться …

Близок локоть …

Кашу маслом …

3 пара.

Восстановить правила поведения :

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

4 пара.

Выписать слова, которые записаны неверно:

Нерешишь, не пишешь, не годую, неговорит, не клади, не здоровится, невижу, ненадеемся.

5 пара.

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись, (не)скучай,

(не)дерись, (не)спеши!

НЕ с глаголом _____________ пиши!

А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка. СЛАЙДЫ 18-22

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

9) Исследование 4.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

Откройте материалы исследования №4. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось? (правило)

Частица не пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не . Если без не

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ НЕГОДОВАТЬ НЕЗДОРОВИТСЯ

- Проверим. СЛАЙД 23

10) Тест «НЕ с глаголами».

А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. СЛАЙДЫ 24-26

1) Частица НЕ – это ……………. часть речи.

служебная или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

Отрицания или утверждения

3) Какое слово записано неверно?

Ненарисовать нездоровится не забуду

    Домашнее задание.

- Постарайтесь найти и записать как можно больше народных примет о зиме, в которых употребляются глаголы с частицей не .

На следующем уроке мы проведем «Аукцион зимних примет» между командами мальчиков и девочек.

    Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

Над какой темой мы сегодня работали?

Давайте вспомним, какие исследования мы сегодня провели?

На все ли вопросы ответили.

Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и оцените свою работу на шкале успеха.

5

4

3

2

Цель:

  1. Ознакомить с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами.
  2. Совершенствовать навыки и умения каллиграфически правильного и грамотного письма.
  3. Развивать речь, память, мышление.
  4. Воспитать интерес к предмету.

Оборудование:

  • учебник по русскому языку под редакцией Т.Г. Рамзаевой, 3 класс;
  • индивидуальные карточки со стихотворением Вронского.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Все готовы к уроку? Садитесь. Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу. Настроились работать. Сейчас у нас с вами урок русского языка и начнем мы его с разминки.

Внимательно посмотрите на эти слова: детский, тростник, местность, лестница, вестник.

А) Прочитайте про себя.
Б) Прочитайте хором.
В) Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Даю подсказку: она является непроизносимой согласной в этих словах.

Дети: Это буква «т».

Учитель: Что объединяет эти слова?

Дети: Непроизносимая буква «т»

Учитель: Какое слово здесь лишнее?

Дети: Слово – «детский».

Учитель: Почему? Докажи.

Дети: Потому что «детский» – это имя прилагательное, а остальные – это имена существительные.

Учитель: Хорошо. У кого другое мнение?

Дети: Лишним является слово «лестница» – это словарное слово.

Учитель: Ребята, а вы как считаете?

Дети: Они оба правы. Эти два слова здесь лишние.

Учитель: Слова «детский, лестница» – я зачеркиваю, а вот к остальным подберите проверочные слова.

Учитель: Молодцы. Открыли тетради, записали число, классная работа.

А) Прописываем заглавную и строчную букву «Тт».
Б) С краю оставляем 2 пальчика: пишем под диктовку пословицы:

  • На чужой каравай рот не разевай.

А) Объяснить смысл этой пословицы.
Б) Назовите знакомые орфограммы.

  • И воробей не живет без людей. (Аналогичная работа.)
  • Посеял зло – не жди пощады. (Аналогичная работа.)

2. Изучение новой темы.

Учитель: А теперь внимательно просмотрите все записанные предложения. Обратите внимание на это маленькое слово: «не», в русском языке мы ее называем: «частицей». (Выделяю красным цветом.)

А) Перед какой частью речи она стоит?
Б) Как вы ее написали?

Учитель: Исходя, из этого, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Дети: Тема нашего урока «Не с глаголами».

Учитель: Правильно. Взяли учебник, открыли страницу 222, нашли правило, читаем вслух.

Учитель: Ребята, перед вами на партах лежат карточки со стихотворение Вронского. Внимательно прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Завести велели мне
Новые привычки:
... не дергать за косички!
Никогда с братишкой
... драться за обедом!
На уроках больше
... говорить с соседом!

Учитель: ..., прочитай стихотворение.

Учитель: Что вы вставили?

Дети: Частицу «не».

Учитель: Как вы ее написали?

Дети: Написали раздельно.

Учитель: Как изменился смысл глагола, когда вы добавили частицу «не»?

Дети: Он стал отрицательным.

Физкультурная минутка.

А теперь немного отдохнем. Я называю слова, а вы хлопаете в ладоши, если услышите «не с глаголами»: не сидит, не прыгай, ненастье, не читаю, ненависть, не кричал, несчастье, не спит, невзгоды, неуклюжий.

3. Закрепление пройденного материала.

А) ... прочитай задание.
Б) ... прочитай слова для справок на странице 223.

Учитель: Нужно правильно вставить пропущенные слова. Взяли карандашики, поработайте самостоятельно над этими предложениями.

Учитель: ... прочитай 1 пословицу. Объясните смысл этой пословицы.

А) С краю оставляем 2 пальчика, записываем. (Аналогичная работа над всеми предложениями.)
Б) Подчеркните глаголы. Какая частица стоит перед ними? Как вы ее написали? Выделите ее красным цветом
В) Какой смысл приобрели глаголы, когда перед ними поставили частицу «не»?

Учитель (выборочный диктант): Сейчас я вам прочитаю загадки, вы ее должны отгадать и запомнить глаголы с «не».

1. Маленький сторож дом сторожит, не шумит, не лает, а в дом не пускает. Что это? (Замок.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не шумит, не лает, не пускает.

2. Мы день не спим, мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим. (Часы.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не спим.

3. Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. (Мяч.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не плачет.

4. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед.)

А) Назовите глаголы с «не».
Б) Записываем: с краю 2 пальчика: не горит, не тонет.

Учитель: «Не» с глаголами как пишется? Выделите ее красным цветом. Какой смысл приобрели глаголы с «не».

Дети: Отрицательный смысл.

Учитель: Хорошо. А теперь вспомним: к слову « трудолюбивый», какой антоним можно подобрать?

Дети: Антоним – ленивый.

Учитель: Правильно. Я сейчас буду читать вам предложения, а вы их переделайте так, чтобы речь шла о ленивом человеке.

Трудолюбивый человек любит работать.

Дети: Ленивый человек не любит работать.

Учитель: Труд приносит ему радость.

Дети: Труд не приносит ему радости.

Учитель: Таких людей уважают.

Дети: Таких людей не уважают.

4. Итог урока.

Учитель: Молодцы. А теперь урок наш подходит к концу, давайте подведем итоги.

  1. Ребята, с какой частицей мы познакомились?
  2. С какой частью речи мы ее писали?
  3. Как пишется частица « не»?
  4. Какой смысл придает она глаголам?

5. Домашнее задание.

Стр. 222, повторить правило, упр.593, (объясняю), списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы с «не».

Оценок не выставляю, так как все работали хорошо. Молодцы. Спасибо за урок. Отдыхайте.

Учитель: Зеркаль Н. В.

Предмет: Русский язык

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами

Цели:

  1. Углублять знания учащихся о глаголе как части речи (положительный и отрицательный смысл глагола), обучать учащихся применению правила на правописание частицы не с глаголами, вырабатывать практические навыки грамотного письма.
  2. Развивать устную и письменную речь, творческое мышление, внимание, умение рассуждать и делать выводы, логически излагать свои мысли.
  3. Воспитывать культуру учебного труда, бережное отношение к книге, правильное поведение в школе, познавательный интерес к русскому языку, создание творческого благоприятного микроклимата в коллективе.

Формирование ключевых компетентностей:

  1. Умение учиться: учить детей анализировать услышанное и увиденное, решать практические творческие задания и творчески применять их в новых ситуациях.
  2. Комуникативная: участие в общей беседе, в совместной деятельности, высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам.
  3. Социальная: понимание и умение учитывать мнение других людей (возможность существования других точек зрения), оценивать результаты собственной деятельности, совершенствовать навыки продуктивного сотрудничества в коллективе, воспитание доброжелательности.
  4. Здоровьесберегающая: умение сохранять духовное здоровье

(свое и других).

  1. Общекультурная: воспитывать аккуратность в работе.

Цель применения ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности, оптимизация труда учителя.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация к уроку, демонстрацион. таблицы, карточки для групповой работы, работы в парах, сигнальные карточки.

Техн. обслуживание: телевизор, компьютер

Форма организации учебной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Ребята, повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство. Вдохните свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнем наш урок.

(СЛАЙД 1) .Сегодня девиз нашего урока:

« Будьте внимательны

и у вас все получится »

Для того, чтобы у нас все получилось, какими мы должны быть на уроке?

(Внимательными)

УПР-Е « Ожидание»

Что вы ожидаете от урока?

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, какую часть речи мы изучаем? (Глагол)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Ребята из группы «Знатоки русского языка» подготовили для вас вопросы:

1. Глагол является самостоятельной или служебной частью речи?

2. Что обозначает глагол?

3. Какие три формы времени имеет глагол?

4. На какие вопросы отвечают глаголы глаголы прош., наст., буд. времени.

(Диалог)

Одна детская писательница Татьяна Геннадиевна Рик в своей книге

« Здравствуй, дядюшка Глагол!» изобразила глагол вот так:

(СЛАЙД 2)

Он делает так много дел сразу, что кажется у него несколько рук и ног.

Приведите примеры глагола, поставьте глагол в неопределенной форме, запишите его. Поставьте глагол в форме ПР. вр, Н.вр., Буд.вр.

(Взаимопроверка)

III . Работа над темой урока.

  1. Каллиграфическая минутка

Не спеши языком, торопись делом.

Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Какие орфограммы нам известны? Подчеркните и объясните их.

Какие орфограммы нам не известны?

Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (научиться правильно писать НЕ с глаголами)

  1. Сообщение темы и задач урока.

(СЛАЙД 3)

Тема урока « Правописание частицы НЕ с глаголами»

  1. Наблюдение над лексическим значением частицы НЕ. (СЛАЙД 4)
  • Работа над пословицами

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

Согласны ли вы с этими высказываниями?

Какие ошибки были допущены в пословицах?

Что нужно поставить перед глаголами?

(СЛАЙД 5)

Здоровье за деньги (НЕ) купишь.

Кашу маслом (НЕ) испортишь.

Ложь человека (НЕ) красит.

Как изменился смысл глаголов, перед которыми появилась частица НЕ?

(отрицание, отрицательный смысл)

Вывод: Итак, мы выяснили, что частица НЕ придает глаголам отрицательный смысл.

Теперь узнаем, как частица НЕ пишется с глаголами.

А вы как думаете?(предположительные ответы детей)- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ.

  1. Инсценизация.

Глагол (1 ученик) : Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Все делать очень живо.

Частица НЕ – красавица,

Но как она ленива!

Частица НЕ ( ученица ) : Я НЕ хожу, я НЕ сижу,

НЕ шью, НЕ жну и НЕ киплю,

Книг Не читаю, Не пою,

Другим работать Не даю!

ИТОГ: (2 ученик) : Глагол же, НЕ любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

Ребята, как пишется частица НЕ с глаголами?

  1. Работа по учебнику стр. 141. Работа над правилом.

Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.

Правописание частицы Не с глаголами – это орфограмма.

Как она обозначается? (Пробел)

(СЛАЙД 6)

Здоровье за деньги НЕ купишь.

Кашу маслом НЕ испортишь.

Ложь человека НЕ красит.

Раскройте скобки и запишите пословицу в тетрадь:

1 ряд - первую пословицу

2 ряд – вторую пословицу

3 ряд – третью пословицу

  1. Работа в парах. Выполнение упражнения 282, стр. 142 учебника

(Раскрыть скобки в предложениях, подчеркнуть орфограмму)

  1. Физкультминутка « Улитка»
  1. Знакомства с правилами-исключениями.
  1. – Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы Не с глаголами. Но это правило особенное, в нем есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с Не слитно.

(СЛАЙД 7)

Ненавидеть

Негодовать

Неволить и др.

Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с НЕ слитно? (без НЕ они не употребляются)

Понятен ли вам смысл этих глаголов?

(СЛАЙД 8)

  1. Словарная работа:

(Объяснение значений слов-исключений по словарю С. Ожегова)

- Запишите каллиграфично слова – исключения в тетрадь,

составьте предложение с одним из слов.

(Лучше любить, чем ненавидеть.

Моему другу нездоровится.)

Проблемный вопрос:

Как же нам узнать, когда НЕ пишется с глаголами раздельно, а когда слитно? Предлагаю вам выстроить алгоритм рассуждения при написании частицы Не с глаголами.

С чего начнем?

1. Читаем слово.

2. Если слово в русском языке употребляется без частицы НЕ, то пишем раздельно.

3. Если слово в русском языке не употребляется без частицы Не, то пишем слитно Это эталон. (Вывешиваем на доску)

ДА (глагол) НЕТ

НЕ

раздельно

слитно

  1. Работа в парах

Составьте в парах алгоритм со словами –глаголами:

IV. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

А сейчас мы с вами повторим правила обращения с книгой.

1 группа.

Задание. Составить и записать 4-5 предложений о том, как школьники должны пользоваться книгой.

2 группа.

Задание. Вставить в предложения глаголы с частицей НЕ.

  1. _________________________ книгу грязными руками.
  2. _________________________ на книгу локти, когда читаете.
  3. _________________________ книгу на стол раскрытой лицом вниз.
  4. _________________________ между страницами книги карандаш.
  5. ______________________ листы книги.

Слова для справки: (не) трогайте, (не) ставьте, (не) кладите, (не) вкладывайте, (не) рвите.

3 группа.

Задание. Спишите текст, вставляя, где нужно, частицу Не.

____ перегибай книгу.

____ клади в нее карандаш или ручку.

____ загибай страницы и ___ вырывай их.

____ задерживай у себя книг из библиотеки.

4 группа.

Задание. Соедините части пословиц о книге.

V. Рефлексия.

Предлагаю вам игру, которая называется « Выбери»

Прочитайте шуточное стихотворение Ю. Вронского « Новые привычки» и выпишите глаголы с частицей не в тетрадь. Как будете писать частицу Не с глаголами? Какую орфограмму подчеркнете? (пробел)

VI. Итог урока

- Вспомните тему нашего урока.

Какую цель перед собой ставили?Научились? Как пишется частица Не с глаголами? А какие есть слова-исключения?

Самооценка

Все получилось --- красная карточка

Получилось, но не все --- зеленая карточка

Надо поработать --- синяя карточка

- Что у вас получилось, над чем надо поработать?

Домашнее задание

  • Упр. 282 с. 142
  • Из любого текста выписать глаголы с частицей Не. Обязательно написать название текста и кто его автор.
© 2024 Helperlife - Строительный портал