Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Творческие работы на уроках русского языка. Виды творческих работ по русскому языку Изучение словообразования на специальных уроках

Виды творческих работ на уроках русского языка

Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества.

Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности , тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, моделировании явлений языка и тому подобное.

В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… её поля, горы, долины… – вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».

Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается к величайшим сокровищам – русской литературе и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения. Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читающего. Важнейшую же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия и т. д.

Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей, нужно правильно сформулировать тему сочинения. Продумать её так, чтобы ученик, работая над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно учащиеся пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика на прочитанное или увиденное учеником поощряют личностные оценки литературных фактов, жизненных ситуаций. Сочинение должно быть не только трафаретной проверкой знаний учащихся. Ведь в таких работах не остаётся места для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества.

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем, классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Сочинение, как и связная речь в целом, – это не только и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит, и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения в школе.

Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста, что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений. Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции. Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка , на формировании его мировоззрения.

Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.

Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например, "Пусть всегда будет солнце!”

Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т. е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.

На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые разные темы для написания сочинений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама» и другие. Такие творческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. Возможно, что авторы учебника, предусматривая подобный вид творческой работы, не предполагали, какие судьбы, мысли раскроются перед учителями, читающими торопливые детские строки. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, но и играют важную роль в воспитании детей.

Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно использовать пейзажный жанр живописи. Как показывает опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с чётко выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям отвечают следующие пейзажи: «Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т. п. Сочинение-описание по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников. Как раз на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике, так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему, идею картины. Всё это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.

Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменному изложению прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.

Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые этапы:

этап косвенной подготовки;

этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);

этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование на уроках по различным учебным предметам).

Творческие сочинения:

формируют личность ребенка в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие);

могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);

реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним и старшим в организации обучения развитию речи.

«Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни», – писала. Написать хорошее сочинение нелегко. Почти все дети нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учётом индивидуальности школьника.

На уроках литературы используются различные виды творческих работ. Например, в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, - сказку. Дети любят сочинять сказки по типу сказок Киплинга, Андерсена. При оформлении таких работ формируется художественный вкус, развиваются творческие способности. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках, как для коллективной , так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех. А на уроке литературы в старших классах, развивая творческое воображение, например, при знакомстве с легендой «Суламифь», ребята в качестве домашнего задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду до любой библейской истории или мифу о языческих богах; сочинить «Песнь о любви Суламифь и Соломона»; нарисовать, какими представляются им Соломон и Суламифь; написать письмо в Прошлое о том, возможна ли такая любовь, какая была у царя и простой девушки из виноградника , сегодня.

Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать – этому должны мы научить ребят в школе. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению, духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского языка и литературы. Кто, как не учитель литературы, может и должен привить детям вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что нас окружает.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Литература:

1. Александрова личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

2. Ашевская творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

3. Винокурова процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.

4. Красновский к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.

5. Лейтес одаренность и индивидуальные различии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 199с.

6. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. – пед. ин – т. – Свердловск, 1990. – 160 с.

Виды творческих работ на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://liceum- hlevnoe. *****/load/vidy_tvorcheskikh_rabot_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_

literatury/, свободный. – Загл. с экрана.

ГОУ СОШ № 1929

ЮАО г. Москвы

Творческая работа

по русскому языку

на тему: «Фразеологизмы «черный день» и «золотой век»».

СКАЗКА

Выполнила ученица 8 «А» класса

Медведева Анна

14 лет

Учитель Яшкина Н. Г.

МОСКВА 2009

Медведева Анна занимается в 8 «А» классе школы №1929 ЮАО г. Москвы. Увлекается литературой, чтением, особенно любит уроки русского языка и истории, занимается спортом. Коллекционирует книги, посвященные историческому прошлому г. Москвы, разрабатывает маршруты экскурсий для себя и своей семьи. Неоднократно принимала участия в конкурсах чтецов, олимпиадах по русскому языку, занимала призовые места. Это вторая серьезная творческая работа ученицы. Анна написала сказку, в которой интересно и увлекательно представлена тема «Фразеологизмы «черный день» и «золотой век»». Защита данной работы, в которой были использованы игровые моменты, прошла на уроке русского языка. Сказка вызвала большой интерес у учащихся 8 «А» класса.

Черное и золотое

или невероятное приключение Лиры.

(Творческая работа по фразеологии современного русского языка на тему «Фразеологизмы «черный день» и «золотой век»».)


авным–давно на свете было королевство Солнечного Света, в котором все люди были счастливы. Правили этими землями король и королева. У них была дочь, и звали ее Лира.К ороль каждый месяц устраивал приемы для гостей из разных стран. В честь каждого торжества Лире дарили огромное количество подарков, и поэтому у девочки было все, о чем можно было только мечтать, но у нее не было друзей. Принцессе запрещалось выходить за ворота, потому что эта страна находилась на окраине леса, и жители очень боялись его. Одни говорили, что в лесу обитают злые духи, а другие утверждали, что в этом лесу находится страна Ночной темноты.Я сным летним днем, прыгая весело в саду и заигравшись с воображаемым другом, Лира выбежала за территорию королевства и случайно забрела в чащу леса, где услышала таинственный шорох. Внутренний голос подсказывал ей, что произошло что-то страшное, она потерялась.П ринцесса заволновалась. Стала звать на помощь слуг, но голос не откликался эхом, звучал глухо, необычно. Вдруг в темноте Лира увидела два светящихся глаза. Девочка испугалась, но что–то подталкивало ее к этим огонькам, и она дрожащим голосом заговорила: – Привет! Ты кто? – Меня зовут Уилл, - ответил голос из темноты, - я черная обезьяна. Скажи, Лира, что тебя привело в такую даль? – Откуда ты знаешь мое имя? – Мы здесь знаем очень многое. – Скажи, Уилл, а как ты оказался здесь? – Когда–то давно, когда я был еще маленьким, на нашу страну разгневалась злая ведьма и превратила весь наш народ в черных обезьян. Если верить преданию, то должен появиться человек и спасти нас, решив головоломку, но если он ошибется, то сам превратиться в обезьяну. Много было таких смельчаков, но еще никому это не удалось – Может, я смогу вам помочь? – спросила добрая девочка. – Перед тем как улететь, ведьма заколдовала этот дуб, - он указал на громадное дерево, - спрятав задание на одном из листочков. И только добрый, отзывчивый и честный человек сможет нам помочь. – А на какую тему это задание? – Я слышал, что задание посвящено фразеологизмам «черный день» и «золотой век». Для начала объясню тебе кое– что. – Как известно, черный – цвет сажи, угля, а золотой – цвет золота, блестяще–желтый. В символическом плане черному всегда противопоставлялось белое (например, черная кость – белая кость). Черный и золотой чаще всего встречаются, когда речь идет о времени. Один и тот же отрезок времени может быть представлен то, как положительно окрашенный (золотой век), то, как отрицательно (черный день). Сравним общее значение каждого из примеров: черный день, год, время – трудное время в жизни кого–либо, время нужды, безденежья, несчастий; золотой век, время, пора, день – счастливые времена существования. Как видим, словарные определения содержат взаимоисключающие элементы: несчастный – счастливый. Лира, ты поняла меня теперь? – Кажется, да. – Сначала ты должна на этом огромном дереве найти тот заветный листочек, на котором написано спасительное задание.О на подошла к дубу. Дерево было и впрямь волшебное: ветвистые и закрученные ветки напоминали большие чудовищные лапы какого-то зверя, листья жалобно позвякивали на ветру. Лира внимательно наблюдала за ним. И только один листочек был грустен и прятался за корявые ветки. -Я нашла его!- радостно воскликнула Лира.Н о как достать его? Ветки оберегали его. Лире казалось, что дерево не хотело отдавать ей его. Дерево вдруг ожило, стало сбрасывать принцессу с себя, но Лира изо всех сил пыталась не упасть с него. После долгих мучений цель оказалась близка. Лира протянула руку и взяла листок, но тут ветка, на которой сидела девочка резко качнулась, и заветный листочек выпал из ее рук и паря в воздухе начал опускаться в ручей, протекающий под дубом. Лира еле успела его поймать. Принцесса слезла с дерева и с интересом стала рассматривать задание, вчитываясь в таинственный текст. – Твоя задача подобрать правильное значение к волшебным словосочетаниям и соединить их. Еще никому не удавалось это сделать, но мы верим в тебя,- сказал Уилл.

Черное золото

10 «не проводимо официально доход»

Черные земли

«большие денежные суммы»

Черная биржа

«очень богатый человек»

Черный рынок

«мастер своего дела»

Черный нал

«образ действий, при котором избегают риска, крайностей»

Золотой дождь

«спекулянтская торговля»

Золотое дно

«сказочное богатство»

Золотой мешок

«земли, не покрываемые зимой снегом»

Золотые горы

«пятидесятилетие супружеской жизни»

Золотая свадьба

Золотые руки

«неисчерпаемый источник доходов»

Золотая середина

«неофициальная биржа»

П осле того как Лира выполнила задание, Уилл вдруг исчез. Лес как будто растворился в воздухе, и вокруг стало светло и солнечно. Перед ее глазами вырос небольшой город, а навстречу ей шел мальчик и улыбался. – Спасибо тебе! – сказал он. – Это ты, Уилл? – Да, это я. Лира, ты спасла нас, большое тебе спасибо! Оставайся жить в нашем городе. – Я бы осталась с вами, но мои родители, наверное, ищут меня, и мне так хочется домой! Если хочешь, то мы можем дружить с тобой, Уилл, и ты приходи ко мне в гости! – Конечно, я хочу с тобой дружить! Пока, Лира! – До свидания, Уилл!О ни распрощались, и девочка пошла домой.К огда Лира вернулась домой, она рассказала родителям о своем невероятном путешествии, а на следующий вечер король устроил праздник на все королевство, на который пригласил жителей соседнего расколдованного города. С тех пор в народном, разговорном языке стали употребляться фразеологизмы «черный» и «золотой», а жители королевства очень хорошо знали значение этих слов.от такая удивительная история приключилась в королевстве Солнечного света и научила, я надеюсь, всех нас вдумываться в лексическое значение слова и помнить, что у каждого слова своя история.

Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения!
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Ты нам шторы не вози,
Мы повесим жалюзИ.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык

К.Г.Паустовский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.И. Куприн
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины –ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С. Тургенев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Яковская основная школа

Говори правильно!

21 февраля Международный день родного языка
Выполнила: ученица 7 класса
Грошева Екатерина МБОУ Яковская ОШ
Руководитель:
учитель русского языка и литературы Грошева Тамара Александровна

Умение говорить красиво – это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться цели, легко адаптироваться в обществе, даже завести друзей!!!
ЗАПОМНИ!
слИвовый пОднял
позвонИшь сдалА
прАвы свЁкла
баловАть балУю
сОгнутый щавЕль
закУпорить ляГте
чЕрпать красИвее
вероисповЕдание облегчИт
каталОг тУфля
тОртов тУфель
брелОков углублЁнный
положИть договОров
квартАл класть
Иксы началсЯ
нОгтя обеспЕчение
оптОвый облегчИть
отключИт Отрочество
плАтья исключИт

Говорить правильно – это культурно!
Говорить правильно – это красиво!
Говорить правильно – уважать себя!

пара ботинок, валенок, сапог, чулок

НО! пара носков, апельсинов, помидоров

среди армян, грузин, осетин, румын
НО! среди монголов, узбеков, якутов
Несколько примеров часто встречающихся ошибок:
1. Сколько можно сомневаться «приДТи» или «приЙТи»? Запомните раз и навсегда правильно – «прийти».
2. Заказали «экспрессо»? Чтобы быстрее приготовили, говорите «ЭСПРЕССО»!
3. Как правильно: «едь», «ехай» или «езжай»? Никак! Повелительная форма от глаголов «поехать» и «ехать» будет только «ПОезжай» или «ЗАезжай», «ПРИезжай». Употребление слова «езжай» нежелательно.
4. Как правильно: «ПОБЕДЮ» или «ПОБЕЖДУ»? Никак! У глагола «победить» нет формы 1-го лица ед.числа в будущем времени. «Одержу победу» или «сумею победить».
5. Не существует слов «вообщем» и «вобщем»! Есть слова «ВООБЩЕ» и «В ОБЩЕМ»!
6. В документах стоит «ПОДПИСЬ», а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене – «РОСПИСЬ».

7. «ВыИграть»! Не выЙграть!Проверочное слово – ИГРА.
8. Не существует слова «ихний», только «ИХ» и никак иначе.
9. Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ! Никаких «иду на день рожденИЕ» или
«с днём рожденИЕМ».

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая работа на уроке русского языка

Кекух Ольга Леонидовна

«Интерес к учению,- писал Сухомлинский,- проявляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки творчества: во-первых, они могут отличаться высокой эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся, мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам, в –третьих, организуем ситуацию успеха.

Остановлюсь на сочинении-миниатюре. К сочинению-миниатюре в школе отношение особое, поскольку подготовка к такой работе связана с нахождение материала, который побудил бы желание ребят откликнуться.

Написанию творческих работ предшествует подготовительная работа: не только словарная и лексическая.

Понять окружающий мир, увидеть необычное в обычном поможет мир искусства.

Темы беру разные: «Музыка дождя», « Шепот осенних листьев», « В этот погожий сентябрьский денек» и т.п.

Например, сочинение-миниатюра «Пробуждение весны».

На уроке обращаемся к лирическим произведениям мастеров художественного слова, учащиеся рассматривают репродукции картин, иллюстрации, звучит классическая музыка («Времена года» Чайковского) - обращение к миру искусства считаю необходимым условием активизации творческого потенциала учащихся.

Развитие творческих способностей считаю одной из важных составляющих любого урока русского языка, не только развития речи.

Так например, опора на текст в качестве исходного или образцового дает возможность развивать у уч-ся чувство стиля, жанровой обусловленности высказывания, умение отбирать языковые средства.

Основой для построения высказывания может стать практически любое художественное произведение, которое изучается на уроках литературы или входит в круг самостоятельного чтения, независимо от объема и жанра.

Поскольку русский язык и литературанеразрывно связаны в курсе средней школы большая часть практического материала берется мной из произведений классиков.

Это может быть

практическая часть к монологическому ответу на уроке

Работа над высказыванием известного драматурга

Отрывок из прекрасного художественного произведения при работе над орфограммами + лингвистический анализ текста.

А такая форма работы, как создание дидактического материала к урокам, создает особое позитивное творческое отношение к учебному процессу. Создается модель учения с увлечением.

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. Иначе, как говорится, с водой можно выплеснуть и ребенка.

Через творческие работы (лучшие из них демонстрируются на постоянно действующем стенде « Проба пера»)можно выйти на детскую одаренность.

Творческие способности учащихся развивает и учебно-исследовательская работа на уроке,как одна из эффективных форм повышения качества образования.

Наши ученики – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит на уроке русского языка нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Еще Дистервег говорил, что «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

Компьютер становится не только помощником, но и незаменимым инструментом практически любой составляющей урока.

Я к этому шла в три этапа.

1 этап - создание ЦОРов выпускниками (сейчас это студенты), которые я использую на уроках как дидактический материал;

2 этап – мое обучение на курсах и создание собственных ЦОРов;

3 этап – привлечение ребят среднего звена (это мои семиклассники) к исследовательской деятельности. Которая, повторюсь, развивает творческие способности.

ИКТ – технологии, позволяющие уч-ся самостоятельно искать,о обрабатывать, анализировать и усваивать информацию из различных источников + наполняют уроки новым содержанием, являются фактором, влияющим на повышение качества образования.

Перед учащимися ставлю цель: научиться находить, отбирать и конкретизировать материал (конкретно по теме).

За курс 7-го класса такая работа проделана по всем темам.

С каждым уроком увеличивается количество желающих этим заниматься. Сложились даже постоянные творческие группы.

Все это есть у меня на электронных носителях – прекрасный дидактический материал к любому уроку.

На начальном этапе это выглядело просто в форме презентаций.

Сейчас это уже вполне законченные исследовательские, творческие работы.

Например, творческие группы самостоятельно изучают тему «Частица» - последнее, что мы изучаем в 7 классе:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ (теоретические знания)

Задание « ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

ТЕСТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА

ФОРМА КОНТРОЛЯ: СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (уже в 7 классе работа над частью «С» ЕГЭ).

Это творчество, побуждающее к знанию. Ожидаемый результат – повышение качества образования.

Я думаю так, опираясь на собственный опыт, компетентность, фантазию учитель и ученики в совместной деятельности раскроют секреты языка, приобщатся к искусству слова, испытают свои силы в исследовательскойдеятельности и речевом творчестве.


Творческий проект для школьников 4-6 классов

Сборник «Сказки из бабушкиного сундучка»

Описание работы: Вашему вниманию представлены творческие работы школьников, собранные в Сборник «Сказки из бабушкиного сундучка». Материал будет интересен библиотекарям, учителям начальных классов, классным руководителям, учителям русского языка и литературы.
Руководитель проекта: Беликова Екатерина Петровна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
Участники проекта: учащиеся 4-6 классов.
Цель проекта: привлечение внимания школьников к чтению художественных произведений
Задачи проекта:
- развивать интерес учащихся к чтению художественных произведений;
- формировать умения создавать свой авторский текст по мотивам прочитанного произведения, развивая при этом грамотную монологическую речь школьников;
- воспитывать положительные качества посредством работы над созданием положительных героев.
Результаты работы над проектом:
В результате работы над проектом школьники учатся планировать и осуществлять работу в соответствии с целями и задачами; учатся выражать свои мысли, впечатления, мнения и излагать их в виде творческих работ.
Сроки: 1.09.14 – 30.09.14
Этапы выполнения проекта:
1)Подготовительный (1.09.14 – 10.09.14)
На этом этапе работы над проектом определяется состав участников команды, определяются сроки работы, выбирается редколлегия: редакторы, журналисты; учащиеся читают произведения, делятся впечатлениями, определяются с темой.
Творческий (11.09.14 – 20.09.14)
Готовятся творческие работы «Калоши счастья», «Волшебное кольцо», «Сказка как Пастух Царем стал», «Приключения Ульяны», «Три брата»; подбирается художественное оформление, редактируются сочинения.
И, наконец, выпускается брошюра.
2)Заключительный (21.09.14 – 30.09.14)
Проведение литературной гостиной. Презентация.

Калоши счастья

Долгалев Виталий
С самого вечера по небу плавали черные тучи, и, в конце концов, начался ливень. А у меня с обеда страшно болела голова, с ужасной головной болью лег спать.
Как не странно, всю ночь мне не спалось, хорошо, что мигрень прошла. После двух часов бессонницы решил выйти и подышать воздухом. Надев шорты, майку и камуфляжную куртку, вышел на веранду. Начал искать обувь. Было темно. Разглядел кое-как какие-то сланцы, но они не подходили, после дождя на улице слякоть и грязь. Стал искать что-то другое. Под руку попались старые калоши. Обул их.
Туч, как и не было. Все небо было усыпано звездами, они завораживали, на них можно было смотреть бесконечно.
Я невольно подумал: «В давние времена люди гадали: что есть эти огоньки?... Что Земля круглая и ЭТО звезды, узнали только в средние века. Вот бы оказаться там…»
На мгновение в глазах у меня потемнело. Я потер глаза руками, не отрывая взгляда от звезд. Простоял так несколько минут, пока меня не отвлек неожиданный приближающийся стук копыт. Когда опустил голову и посмотрел под ноги, стало понятно, что нахожусь в настоящий момент не в своем дворе, а в совершенно не знакомом месте. Я спрятался в зарослях кустов, присел на одно колено и выглянул. Стук копыт был уже рядом. Мимо меня проскакали трое всадников.
Они были одеты в кольчуги, двое с копьями, один из них в шлеме, третий с длинным мечом в левой руке. К седлам были прикреплены круглые булавы, на скаку они побрякивали. Это все, что мне удалось рассмотреть при свете звезд.


Всадники остановились в двадцати метрах от тех кустов, где я прятался. Между ними завязался бурный разговор, громкий, постепенно переходящий в крик. Их речь было трудно понять, но отдельные слова были схожи с русскими. Мне стало ясно, что они не могут найти нужный путь. Тот, который к мечом, показывал в сторону леса, другой, в шлеме, показывал в степь. Спор продолжался, но третий не принимал в нем участия, пристально глядел в сторону леса. Конфликт назревал все сильнее с каждым словом. Внезапно копейщик воткнул копье в землю и слез с лошади, мечник сделал то же самое. Мечник попытался убрать меч в ножны, но полоснул ремень своего ножа, со второй попытки он убрал меч. Каждый взял свою булаву. Разошлись в разные стороны на два шага, было ясно, что дело закончится боем или…
Тут третий дернул коня и окликнул спутников. Бой закончился, так и не начавшись. Оба «дуэлянта» вскочили на коней, у мечника нож упал на землю – это не было им замечено. И все трое поскакали в сторону леса. Оттуда через минуту послышались отчаянные вопли. Меня на таком расстоянии нельзя было заметить, я, пригнувшись, подошел и подобрал нож, привязал к поясу.
В это время всадники уже возвращались, и к лошади одного из них кто-то был привязан. В моей голове крутилась только одна мысль: «КАК МНЕ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ!?»
Постояв несколько минут в раздумьях, я решил: «Нет никакого способа вернуться домой, поэтому необходимо действовать по ситуации, и действовать быстро!»
Всадников выследить было легко по следам. Через полчаса пути завиднелся огонек. Я подобрался поближе. Три коня были привязаны к ветке дерева. Костер находился возле разваленной стены старого, очень ветхого дома. Из-за стены, куда не попадал свет от костра, слышался громкий храп двух всадников. Третий дремал у костра, он мог давно свалиться, но ему не давал крик пленника. Это был парень примерно моего возраста. «Сторож» что-то сказал пленнику, тот постепенно перестал кричать и опустил голову.
Я поспешно стал продумывать план действий. Под руку мне попалась здоровенная ветка, увесистая, но орудовать ей можно. Взяв ветку, я тихо подкрался к «сторожу». Размахнулся, и-и-и со всей силы ударил его, тот повалился. Связанный парень поднял голову, я поднес указательный палец к губам. Достал нож и перерезал веревку. Пленник потер передавленные руки и начал говорить на старорусском:
– Благодарю тебя, меня Святославом звать.
– Славка, значит, – подумал я и добавил - А меня Виталием.
Тут Святослав попросил меня ему помочь, недолго думая, я согласился.
Мы отвязали двух лошадей, и Славка сказал, чтобы я следовал за ним.
Скакали рысью минут семь-восемь. Завиднелся огонь. Мой попутчик остановился в двухстах метрах от пары домов. Там кричали женщины. Бегали двое вооруженных мужчин. Я взял булаву, и мы направились к дому.


Один из воинов стоял перед домом, другой скрылся в темноте. Мы подкрались. Размахнувшись, я ударил противника – он упал замертво. На его крик прибежал второй, Святослав выхватил меч и пронзил врага.
Я присел на траву, закрыл глаза и глубоко вздохнул. Мы только что спасли дом Святослава от поджога. Он поблагодарил меня и подарил золотой перстень.
Мои ноги сильно болели – калоши не лучшая обувь для подобных прогулок. Я снял с одной ноги, с другой… Вспышка. Стою посреди своего дома, в шортах, майке и камуфляже.
Я списал это все на сильную головную боль. Разделся и лег спать. На правой руке у меня был перстень…

Калоши счастья

Маршалова Дарья
Солнечные зайчики с самого утра бегали по стенам и потолку в моей комнате. Настроение отличное. Я быстро встала с постели в предвкушении предстоящего праздника: у моего друга сегодня день рождения. На сборы у меня целый час. Белое в крупный ярко-синий горох расклешенное платье, с широкой синей лентой на поясе, мое самое любимое, для особых случаев, сидело на мне великолепно, будто по моим меркам было сшито. Волосы, собранные в хвост, украшала синяя лента, она обвивала волосы по всей длине. И белоснежные босоножки, обшитые пайетками, завершали мой образ. Подарок был приготовлен еще вчера - большой и вкусный черничный торт.


Было очень весело! Конкурсы, подвижные игры в саду не оставляли никого из гостей равнодушными. Мой подарок очень понравился имениннику. Когда подали чай со сладостями, все мило беседовали на различные темы: одни делились впечатлениями о спектакле, просмотренном накануне, другие говорили о былых временах, третьи – о сувенирах и подарках, привезенных из других стран. Я закрыла глаза и замечталась о море – давно не отдыхала с семьей – пляж, морской бриз, теплый песчаный берег – все это было у меня перед глазами. Я не заметила, как разошлись все гости, и я осталась одна. Пришло время прощаться. Погода испортилась, моросил дождь. Вдруг обнаруживается, что моих белоснежных босоножек нет, не осталось ни одной пары обуви, кроме… каких-то стареньких дырявых калош. Чьи они? Хозяева недоумевали.
Мне ничего не оставалось, как обуть эти калоши. По дороге домой я поскользнулась и упала.
Когда очнулась, вокруг суетились люди, шумели дети, припекало по-летнему солнце, на берег набегали небольшие волны.
«Я заснула на пляже под палящим солнцем?! Или… потеряла сознание на улице под дождем!? Или… сошла с ума? Как это вообще происходит? » «Мороженое! Мороженое! Кто желает мороженое?» - послышалось недалеко от меня.


Детвора побежала за уходящей женщиной с большой сумкой. Белокурый курносый мальчишка, пробегая мимо, зацепил мою ногу, чуть было не упал, но удержал равновесие. А калоша с моей ноги слетела.
Тут же очутилась я на тротуаре. Дождь закончился. Я побрела домой босиком, мечтательно прижимая к себе волшебную обувь.

Калоши счастья

Элизабет Данс (Елизавета Дрогалева)


Однажды осенью я поехала в деревню к бабушке. Оделась модно, туфли на каблучке. В первый же день отправилась с подругами гулять – погода была чудесная. Когда я вернулась, бабуля напоила меня парным молоком, - мы с ней сидели за небольшим круглым столом и беседовали. Я рассказывала ей о жизни в городе, она – о жизни в деревне. Между нами завязался спор: где же лучше жить, в деревне или в городе. Бабушка утверждала, что лучше там, где живет она. В сельской местности природа, свежий воздух, леса, луга, поля… Люди добрее, легче с ними общаться, за помощью можно обратиться к каждому, – и помогут, и поддержат, и подскажут. В деревне свое хозяйство, свои фрукты, овощи.
А я настаивала, что городская жизнь лучше. Конечно, природа, свежий воздух, луга – это все здорово, но в городе всё намного доступнее. Пошёл в магазин и купил то, что тебе нужно, и не надо прикладывать никаких усилий. Так мы и спорили до позднего вечера, пока не пошел сильный дождь. Мы легли спать.
Утром, проснувшись, сразу же подошла к окну – кругом были лужи, грязь, слякоть. А мне нужно было ехать домой. Расстроившись, я села за стол и сидела молча, пока со мной не заговорила бабушка:
– Внученька, ты чего такая печальная?
– Бабуль, мне же надо ехать домой, а на улице такая грязь! Как я на каблуках доберусь до автобуса?
– Не расстраивайся! Выход всегда есть! Надень калоши!
– Ба, ну ты чего!? Как это будет смотреться! Меня же засмеют!
Но другого выхода не было, мне пришлось надеть калоши. Когда я отправилась на автобусную остановку, бабушка крикнула мне вслед:

– Эти калоши принесут тебе счастье, внученька!
Конечно, пока я шла по деревне, никто и не обратил внимание, во что я обута: громоздкая резиновая обувь не очень подходила под мою узкую белую юбку-карандаш и шифоновую нежно-персиковую блузку – я смотрелась карикатурно. А вот когда я вернулась в свой город, каждый прохожий улыбался, некоторые перешептывались. Мне было не по себе. Села на лавочку, чтобы переобуться, но туфлей не обнаружила.
– Какой ужас! Я забыла их у бабушки! – подумала про себя.
И денег на такси не было. Побрела по городским улицам в калошах. Возле Дома Культуры меня окликнул человек.
– Сейчас услышу очередную шутку, - подумала я.
Взглянула на того, кто ко мне обратился и услышала:
– Девушка, именно такое лицо мы ищем! Не желаете ли сняться в рекламе нового блеска для губ!?
Сказать, что я была рада – ничего не сказать. Мое сердце от радости провалилось в те самые калоши, пропал дар речи. Я пыталась что-то сказать, но не получалось. В конце концов, я кивнула.
Что происходило на съемочной площадке – это отдельная история!
Мысленно я благодарила бабушку за ее калоши, хоть в чудеса я и не верила. Этот день был самым счастливым!

Волшебное кольцо

Долгалев Виталий


Жил в одной деревушке парень по имени Ванька. Мать его была больной женщиной. Ванька старался зарабатывать: пахал в поле, пас скот, рыбачил.
Однажды, когда Ванька шел с рыбалки (поймал он три маленькие рыбешки), увидел маленького обессиленного от голода котенка на обочине дороги. Стало ему его жалко. Дал он животинке одну рыбешку, тот съел. Дал вторую – съел и ее, набрался сил котенок, встал и пошел с Ванькой.
Пришли они домой. Парню есть хотелось сильно, но не съел он третью рыбешку, пожарил и отдал матери.
Котенок взобрался на печь к матери и уснул. Лег и Ванька спать голодный.
Вставал он каждый день пораньше – ходил на рыбалку. Когда мать просыпалась, была свежая рыба. С каждым разом улова было все больше, и наесться досыта всем хватало.
Однажды продал Ванька рыбу и купил пять кусков мяса. Идет по базару и видит – собаки щенка бьют. Кинул им кусок мяса – убежали. Присел, дал щенку два кусочка мяса. Пошел щенок вместе с Ванькой.
Пришли домой, котенок увидел щенка, залез на печку и фыркает, а щенок лает. Назвали щенка Лайкой, а котенка Фыркой. Пожарил Иван мясо и отдал матери и Фырке. А сам снова спать голодный лег.
Утром парень пошел на рыбалку, наловил рыбы, приготовил. Пошел на охоту, убил двух уток и оленя. Утиное мясо пожарил, всех накормил и сам поел. Пошел на базар часть мяса продал и получил три копейки, а часть обменял на яйца. Видит, мужик змею душит, подошел к нему и говорит:
– Зачем змею душишь?
– На что она мне? Все равно проку никакого.
Говорит ему Ванька:
– А ты продай мне ее за три копейки.
Купил змею и идет домой. Говорит тут ему змея человеческим голосом:
– Спасибо тебе, Ваня, за то, что спас меня. Я тебя за это отблагодарю. Только дай мне яиц, уж больно я голодна.
Дал ей яиц. Пришли к дому, опустил змею Ванька, она еще раз поблагодарила. Сняла с себя чешуйку, которая тут же превратилась в кольцо. Объяснила она парню, что кольцо не простое, а волшебное и как им пользоваться, а сама исчезла.
Стоит Иван и думает: «А не попробовать ли силу волшебства». Покрутил кольцо вокруг пальца. Появились тринадцать молодцев и спрашивают:
– Чего желаете хозяин?
– Хочу, чтобы амбар был полон муки и немного яиц, масла и мяса с рыбой. Исчезли молодцы. Отправился спать и наш герой. Утром проснулся, встал, глядит на кухню: лежат на столе яйца, мясо, рыба и масло. Смотрит в амбар – муки гора. Будит мать, чтоб показать ей все это добро, а ей нездоровиться. Повернул кольцо – появились молодцы. Попросил он лучших лекарей найти. Отыскались таковые – вылечили женщину.
А к тому времени молодцы дворец новый построили: вокруг все в шелке, бархате. Зажил Иван с матерью по-королевски.
Однажды на прогулке он увидел плачущую девушку, подошел к ней и спрашивает:
– Почему ты плачешь, красавица?
– Я Марья, принцесса, родители выгнали меня за шалость – теперь я бедна.
Привел Ванька ее к себе домой и предложил пожениться. Девушка согласилась.
И стали они жить-поживать и добра наживать!

Волшебное кольцо

Дроботова Юлия
Однажды на уроке литературы мы читали произведение «Золотое кольцо».
Учительница спросила, что бы сделали мы, если бы кольцо было у нас.
Я мечтаю побывать в древних странах.
В этот день нам в школе давали пирожки с повидлом. Когда я ела пирожок, то мне на зуб попалось что-то твердое, я посмотрела – это было кольцо. Я не верила в чудеса, а чудо произошло. Сначала растерялась, потом обрадовалась. Этот пирожок мог достаться кому-то другому.


Переодела с пальца на палец блестящее украшение, и передо мной появились одиннадцать молодцев, спросили, чего я желаю. Я попросила, чтобы мой тесный старенький дом превратился во дворец, а в школу меня возили на шикарной машине. После того как это желание было исполнено, появилось следующее: чтобы мама и папа вернулись домой с работы и побыли со мной. И это тоже было исполнено. Я рассказала про то, что со мной произошло, семье, но мне не поверили. Пришлось снова вызвать молодцев и дать им задание – чтобы мои близкие и родные не болели.
Теперь хотелось бы исполнить свою мечту. Я вызвала одиннадцать молодцев и поведала им свое желание – машину со всеми удобствами, чтобы можно было отправиться в путь по древним странам.
Во время путешествия я увидела много интересного. Моё заветное желание исполнилось.

Волшебное кольцо

Касумов Анар


Жил Семен, была у него собака. Жили они бедно, спали на соломе. Однажды вечером он шёл с работы домой и увидел полуживую кошку, ему стало жалко бедное животное, и он забрал ее к себе. Вот и стали жить Семен, собака и кошка. Невзлюбила собака кошку: то еду у нее отберет, то хвост покусает. Говорит тогда кошка Семену: –Твоя собака обижает меня. Тогда Семен пошел искать хороших хозяев для кошки. Долго он искал хороших людей, чтобы пристроить кошку и нашел. На следующее утро он отвел кошку в новый дом. Хозяин подумал и дал ему кольцо. Перекинул с пальца на палец, и в тот же момент явились перед ним одиннадцать молодцев.
– Здравствуй, новый хозяин, – говорят. – Чего тебе надобно?
– Чтобы завтра утром на столе хлеб и масло были. – Ладно. И пропали. Проснулся Семен, поел и ушел на работу, а кольцо оставил дома.
В дом залез сосед мужчины, который взял кошку. Он узнал про кольцо и решил украсть его. Взял кольцо, вызвал одиннадцать молодцев и приказал им доставить домой.
Семен искал кольцо, но не нашел. Когда кошка гуляла, она увидела кольцо Семена. Она решила забрать его. Но на следующий день их сосед уехал в другой город.
Кошка долго шла через леса, болота, подошла к морю, ей надо на другой берег. Кит сказал:
– Влезай мне на спину.
Кошка залезла на спину киту, таким образом добралась до другого берега. Кошка нашла вора. Ночью, когда он положил кольцо в комод и лег спать, кошка залезла в дом, поймала мышку, сказала ей:
– Если ты залезешь в комод и достанешь кольцо, то я тебя не съем. Когда мышка принесла кольцо, кошка подвязала его на ошейник. Она бежала, через лес зацепилась, за ветку кольцо упало. Кошка остановилась и обнаружила, что она потеряла кольцо. Она долго его искала, но не нашла кольцо. Села отдохнуть рядом с деревом, на котором сидела сорока, в ее клюве было кольцо. Кошка вспугнула птицу, и кольцо упало на землю. Кошка взяла кольцо и побежала в деревню. Она отдала кольцо Семену. Семен полюбил девушку и женился на ней.
И стали они жить долго и счастливо.
И я там был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Сказка как Пастух Царем стал

Князева Алена


В некотором Царстве в некотором Государстве, не близко не далеко жил-был Царь, звали его Михаил Прокофьевич.
Жил он сладко да ума мало было. Однажды захотелось ему потешиться, и приказал он привести самого бедного человека царства. Привели ему самого бедного – пастуха Гаврилу. И говорит он ему:
– Гаврило, даю тебе одну ночь, чтобы ты сказал мне, чего царь не может, скажешь – денег дам, а не скажешь – сидеть тебе в темнице.
Ушел он, думал – всю ночь, на утро пришел к царю.
Спрашивает царь:
– Знаешь, чего Царь не может??
А Гаврило почесал затылок и говорит:
– Знаю. Не может быть, чтобы Царь с бедным местами поменялись.
А царь, не подумав, говорит:
– Как не может? Я царь, я все могу.
– Докажи! – говорит Гаврило.
Царь ему отвечает:
– Меняемся. Отдаю я тебе свой дворец, а ты мне свой домик.
Так пастух Гаврило стал Царем, и жил он себе поживал припеваючи.
А Царь стал пастухом.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Приключения Ульяны

Пучкова Яна


Жила-была девочка Ульяна. Она очень любила читать. И дня не проходило, чтобы она не брала в руки книгу. Каждый вечер, выполнив все мамины поручения, отправлялась в библиотеку.
Однажды взяла Ульяна книгу с самой дальней пыльной полки. Когда она легла спать, услышала: – Апчхи!!! –на письменном столе лежала раскрытая книга. Девочка прислушалась. – Чхи… – повторилось снова. – Кто здесь!? – спросила она. Но ей никто не ответил.
Ульяна подошла к столу и стала листать книгу и рассматривать иллюстрации.
Вдруг ее кто-то схватил за руку и потянул в книгу, девочка оказалась в сказке. Вокруг не было ни души.
– Где это я? Горница, все чисто убрано, на столе ужин. Неужели… – она зажмурила глаза. Отворилась дверь и на пороге появился медведь.
– Ты кто? Где Маша? – спросил Топтыгин. – Понятно! – пробурчала себе под нос девочка. – Значит, я попала на страницы сказки «Маша и медведь». И громче добавила:
– Ульяна я, а Машу ты сам отнес в коробе с пирожками домой. Я в книжке читала про вас.
Мишка почесал затылок: – Провела меня озорная девчонка! А тебя я никуда не отпущу и пирожки твоим бабушке и дедушке не понесу. Помогать мне будешь по дому, а то я не могу – лапы ломит.
К вечеру медведь заревел: – Ой-ой-ой! – Мишенька, что случилось? – В прошлом году весной с дерева упал, до сих пор лапы ноют, ничего делать не могу.
– Я вылечу тебя, я в книжке читала про это.
На следующий день Топтыгин проснулся в хорошем настроении, лапы не болели. – Ты помогла мне. Спасибо. Отпущу я тебя к маме и папе. – А как же я вернусь, дороги-то я не знаю. – У меня есть книга про людей, читаю на досуге,– сказал мишка. – Да, я тоже умею читать, а ты что думала!? Если в лесу живу, так дикарь совсем! Иди скорей ко мне.
Он уселся на полу и открыл книгу, Ульяна подсела к нему. – Она волшебная, заблудившийся чародей подарил. Читай!
И девочка начала читать. Едва закончилось предложение, как она уже сидела в своей комнате за письменным столом и рассматривала иллюстрации.
Эту книгу со сказками Ульяна в библиотеку отнесла не скоро.

Ульяна в гостях у лисы и кота

Пучкова Яна
Прошло несколько дней с того вечера, когда в руки Ульяны попала волшебная книга сказок. Она не торопилась вернуть её в библиотеку. Ей было любопытно, какая история может произойти, если она отправится в другую сказку. Стоило девочке коснуться страниц старой, потрёпанной книги, сразу же оживали все герои.
Любимый котёнок Бася играл с клубком ниток на столе и столкнул сборник сказок. – Ой-ё-ёй! – послышалось в ответ. – Землетрясение! Караул! Спасайся, кто может! Хозяйка книги подняла ее с пола и раскрыла. Не успела Ульяна взглянуть на название сказки, как ее снова схватили за руку и потянули. На этот раз оказалась она в лесу. Шла-шла по тропинке, слушала пение птиц, вдруг слышит, кто-то поёт в кустах малины: – Раз малинка, два малинка. Какое объеденье!!! Три малинка, пять малинка. Я сварю варенье!
Спряталась она за дерево и смотрит. Переваливаясь с одной лапы на другую, задом выполз из зарослей медведь. Он заметил человека за деревом.
– Ты кто такая? Что делаешь в лесу?
– Я Ульяна. Хочу познакомиться с героями вашей сказки. – А я Михайло, живу недалеко здесь. Да ты угощайся, милая, малинка сладкая, сахарная. Медведь протянул горсть ярко-красной сочной ягоды. – Спасибо, мишка.
– Да только всю не ешь! Волшебная она! Исполняет желания! Как только нужна будет помощь, шёпотом скажи ягодке, она из беды любого вызволит.
Разговорились они о том, о сём и побрели по тропинке. Рассказал он ей свои рецепты, как варенье на зиму готовит пятью разными способами. Обещал к лисе проводить. По дороге встретили они Серого – стрелял из рогатки по яблокам. – Здорово, дружище!
– Здорово!
– Нас Лисица-сестрица в гости звала на неделе. Пойдём?
– А я, волк, к ней как раз гостью веду. Ульяна познакомиться с нами со всеми хочет. Пойдем с нами.
– Так она просила с пустыми руками к ним не ходить. Зайдем ко мне, я уже гостинцы приготовил.
– А с кем живёт лиса? – спросила девочка.
– С Котофеем Ивановичем, воеводой здешним. Любит он покушать хорошенько.
Так за разговорами и прошло время в дороге. Подошли они к дому Патрикеевны. Волк и медведь остались на улице ждать хозяев, а в дверь стучать пошла Ульяна.
Лиса с котом хорошо встретили гостей. Были рады гостинцам. Устроили застолье. Стали историями разными делиться. Девочка рассказала им, как недавно была в другой сказке. Лиса Патрикеевна узнала, как пятна со скатерти вывести. Кот – солить рыбу. Медведю она рассказала, как пирог с малиной приготовить. Все были рады знакомству с Ульяной.
К вечеру вернулась девочка домой. Волшебную малинку в холодильник положила. Еще пригодится!
Продолжение следует!

Три брата сказка

Казачков Дмитрий
Жили-были три брата. Жизнь была их небогата. Пошли они как-то в поле на охоту, взяли с собой воду, хлеб да соль. Долго ли, коротко ли бродили по полю, решили отобедать. Только достали воду, хлеб да соль, подходит к ним старец.
– Добрые молодцы, не поделитесь ли со мной едой?
– Поделимся, – хором ответили братья.
Поел старец с братьями, подошёл поближе к молодцам и сказал:
– Спасибо за хлеб и воду, а за доброту, хочу отблагодарить вас.
Достает он из мешка меч богатырский, украшенный драгоценными камнями, лук с золотой тетивой и простой ножичек.
Подходит старший брат и берет меч богатырский, средний – лук, а младшему достается ножичек. Поблагодарили братья старца и пошли своей дорогой. На пути встретились им царские вестники, зазывающие мужиков на игрища необычные. Посовещавшись, братья решили попытать счастье и отправились на царский двор.
– Отправляйтесь на охоту и принесите царю диво – дивное, чудо – чудное. Кто удивит его своей добычей, тому и быть главным охотником при дворе – объявили всем глашатаи.
Отправились братья в лес. Старший шёл–шёл и увидел одноухого зайца.
– Вот так чудо! – воскликнул он и забрал зайца с собой.
Средний же брат поймал лису бесхвостую. Долго бродил младший брат по лесу и набрёл на пещеру. Слышит, медведь ревёт, испугался сначала, но потом поборол свой страх, вошёл в пещеру, видит, что попался медведь в капкан. Достал младший брат свой ножичек, раскрутил капкан и освободил медведя.
– Спасибо, добрый молодец. За свою отвагу проси чего хочешь.
– Ищу я в лесу чудо – чудное, диво – дивное, дабы удивить царя – батюшку, – отвечает младший брат.
– Знаю, знаю, что тебе нужно. Соседка моя – щука с ногами кота. Подойдет?
– Да, спасибо!
Взял младший брат щуку и понес её в царский двор. А там народу видимо – невидимо. Каждый свою находку показывает: кто кота одноглазого, кто лису бесхвостую. Удивляется царь, но молчит. Когда подошёл черёд младшего брата, достал он из мешка щуку на четырех ногах, ставит на землю. Она и побежала к царю. Удивился царь и говорит:
– Быть тебе главным охотником при дворе!Сказка для детей 8 - 11 лет. Каменное волшебство
© 2024 Helperlife - Строительный портал