Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Трансформация гендерных ролей в молодёжной среде. Трансформация гендерных ролей в современной семье Семья как зона комфорта

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алиева Карина Рагибовна

Трансформация гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи

Аннотация

гендерный молодежь педагогический ценностный

В статье рассмотрены следствия изменения гендерного порядка в современном мире. Автором выявлено отсутствие целенаправленной педагогической деятельности в формировании ценностных ориентиров и жизненных установок молодежи и предложено решение проблемы - введение гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса.

Социокультурные преобразования в жизни общества и человека в последние столетия привели к обновлению взглядов на мир, нравственные идеалы, ценностные ориентиры. Изменился взгляд на проблему социальной природы женщин и мужчин, их взаимодействия друг с другом. Современные мужчины и женщины, демонстрируют новые модели поведения и отношений, осваивают новые для себя виды деятельности, что сопровождается «их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения.

Рассмотрение вопроса «трансформации гендерного порядка в современном мире и его влияние на социализацию молодежи» требует уточнения понятий «пол» и «гендер». «Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной». Однако в ХХ веке выяснилось, что пол - сложная многоуровневая организация, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. С точки зрения современного биологического знания категория пола оценивается на различных уровнях, отсюда расчленение категории пола на ряд дробных понятий: генетический, гонадный, соматический, паспортный и др. Доктор психологических наук, профессор Воронцов Д.В. ставит под сомнение обоснованность жесткого разделения людей на два пола утверждая, что только на уровне гонадного пола, а точнее, на уровне генитальной подсистемы мы можем говорить о четком делении на две противоположные формы половой организации. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. «Поскольку биологические и социальные характеристики человека тесно связаны, мы никогда не можем со стопроцентной убежденностью утверждать, что различия, обнаруживаемые в мужском и женском поведении, имеют однозначно биологическое происхождение. .»

Роберт Столлер . в 1968 году предложил понятийно разделить человеческую сексуальность по двум аспектам: биологическому, за которым он предложил закрепить термин «пол», и социокультурному, за которым он предложил закрепить термин «гендер» (от англ.gender, от лат.gens-род). Т.е «гендер» это то, что стало с полом в процессе социализации.

«В настоящее время идеалы маскулинности (мужественности) /феминности (женственности) значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций. .» «Вовлеченные в общественное производство и политику женщины вынуждены развивать необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергичность, силу воли), а мужчины, которые уже не могут опираться главным образом на власть и силу, - вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого.»

По мнению И.С. Кона , гендерная революция необратима, чтобы вернуть патриархальный порядок, даже если бы это было возможно политически, необходимо: а) радикально изменить разделение труда, убрав женщин из общественного производства, науки и образования; б) заставить семью жить на одну мужскую зарплату; в) полностью изменить женское самосознание, побудив женщин отказаться от своих социальных притязаний и принять традиционный статус слабого пола. Первого не выдержит экономика (женщины составляют больше половины рабочей силы), второго не вынесет семейный бюджет, а о третьем даже говорить смешно.

Изменения, происходящие в обществе, требуют адекватной реакции и от системы образования. Одной из функций образования, является трансляция и распространение культуры в обществе, она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, моральных ценностей, норм и правил поведения и т.д. Содержание и методы воспитания советского периода характеризуются заданными обществом требованиями, которые осуществлялись «сверху» и по строго определенным нормативам и представляли собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности (политическое информирование, нравственно-эстетическое просвещение, общественное поручение, поощрение, наказание) » Современная система образования продолжает производить патриархальные установки. Сегодня, целостное воспитание, в том числе полоролевое, характерное для традиционной школы и традиционного общества, распалось, а новое общество еще не обрело свой культурно - воспитательный идеал. Образование перестает давать ответ на вопрос как жить? Социализация современной молодежи формируются стихийно, что является следствием отсутствия целенаправленной педагогической деятельности.

Решение данной проблемы мы видим во введении гендерного компонента в число составляющих педагогического процесса, что позволит обеспечить целенаправленную педагогическую деятельность, заключающуюся в формировании у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознанию себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственного воспитания.

Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы:

1.отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний;

2.нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;

3. признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей.

4.обеспечению каждому ребенку свободы выбора, приобщение его индивидуальных интересов и предпочтений;

5.создание условий для сохранения неповторимой индивидуальности каждого.

Таким образом, логично утверждать, это модель развития и воспитания с учетом гендерного фактора предусматривает расширение возможностей выбора как для девочек/ женщин, так и для мальчиков /мужчин, а также отход от такого понимания женственности и мужественности, которое не позволяет им проявлять в полной мере все свои человеческие качества. Иными словами, гендерный подход созвучен ценностями и идеями гуманизма, толерантности к разнообразию и мировой практике ненасильственной педагогики, а также вполне адекватен тем социальным переменам, которые произошли в жизни современных женщин и мужчин.

Состояние проблемы гендерной социализации молодежи в массовой практике, позволяет констатировать факт, что несмотря на декларируемые приоритеты индивидуального подхода к развитию личности, исходя из её возможностей и потребностей, в системе образования по-прежнему реализуется традиционный полоролевой подход, не вполне отвечающий изменившимся социальным условиям функционирования современного общества, в котором женщины и мужчины вышли далеко за рамки стереотипных ролей и функций, демонстрируют как традиционно «женские», так и «мужские» качества, являющиеся на самом деле общечеловеческим.

Литература

1.Цыганкова Г.П. Психология гендерного воспитания в высшем колледже:учеб.-метод.пособие для студентов и кураторов учебных групп-Мн.:МГВРК, 2009.-76с.

2.Воронцов Д.В. Введение в гендерную психологию.

3 . A Glossary of Feminist Theory. Ed. by Sonya Andermahr, Terry Lovell and Carol Wolkowitz London: Arnold; New York: Oxford University Press, 2000. P. 102.

4. Скутнева С.В. Гендерное измерение жизненного самоопределения молодежи.Монография.Тольятти,2007,Изл.-воТГУС(Тольятти).-131с. 22.Кон.

5. И.С.Кризис бесполой педагогики. Гендерные исследования в образовании: и проблемы и перспективы: сб. научн. Ст. по итогам Междунар. научн.-практ. конф. Волгоград,15-18апр.2009г.-Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.-342 с. ISBN 978-5-9935-0086-7

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Понятие "молодежь" и методологические подходы к социально-философскому анализу образа и ценностных установок современной молодежи. Феномен ценностей в истории философии, формирование ценностных ориентаций молодежи в современном казахстанском обществе.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2013

    Понятие семьи в социологическом смысле. Исторические изменения семьи как социального института в обществе. Типы брачных отношений. Причины семейных конфликтов, их гендерная природа. Особенности гендерного контракта. Модели гендерного разделения труда.

    доклад , добавлен 27.11.2013

    Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса. Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества.

    реферат , добавлен 17.09.2007

    Определение понятий "семья", "брак", "родительская семья". Рассмотрение роли родительской семьи в формировании брачных установок современной молодежи, характеристика ее восприятия молодежью. Выявление мнения экспертов относительно данного вопроса.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    СМИ как социальный институт: понятие, виды. Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации. Степень влияния телевидения на молодежь и его роль в формировании ценностных ориентиров.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Изучение молодежи, как социальной группы. Возрастные критерии и индивидуальные границы молодежи. Психологические особенности молодости. Молодежная политика государства. Молодежные субкультуры. Основные жизненные цели и ценности молодежи в разных странах.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Теоретический анализ ценностных ориентиров. Ценностные ориентиры русского народа. Роль средств массовой информации в современном обществе. Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ. Оптимизация ценностных ориентиров.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2005

    Задачи и цели гендерного образования. Некоторые стереотипы, с которыми сталкиваются студенты, вступая во взрослую жизнь. Гендерные аспекты здравоохранения в России. Гендерное равенство и неравенство в здравоохранении. Понятие гендерного различия.

*Публикация подготовлена в рамках выполнения студенческого научного проекта ИНДИГО, мероприятие 1.2 «Реализация междисциплинарного медиа-проекта «ШКОЛА МАСТЕРОВ» на основе социологических исследований потребностей студентов в уникальном образовательном контенте»

Время – меняет человека Время – меняет чувство Время – меняет ситуацию Время – меняет мечты и мысли… Но… Единственное, что оно не может изменить, это прошедшие моменты, воспоминание и прошлое…

Человек владеет прекрасным даром – разумом с его пытливым полётом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем.Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Многие не раз задумывались о том, возможно ли изменение сознания?! Может ли когда-нибудь сознание развиваться в совершенно другом направлении?! И чего же можно ждать от него?! Попытаюсь разобраться в этом столь тяжелом и непредсказуемом деле.
Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Сознание это, прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно – осознание природы.

Так уж издавна устроен мир, что все в нем распределено: каждому свое. Женщины – это хранительницы очага, они всегда должны быть робкими, трепетными, ранимыми и отчасти покорными, мужчины же наоборот – сильные, мужественные, волевые. И такие стереотипы существовали на протяжение многих веков. Но если сейчас взглянуть на реальность, то можно заметить совсем иное.

Совсем недавно я наблюдала такую ситуацию: довольно-таки пожилую женщину провожали, как я поняла, в дальнюю дорогу, ее дети: молодой парень лет 22-23 и девушка, которой на вид около 20 лет. Женщина стояла вся в слезах, прижимая к груди небольшую сумочку, ее глаза были опухшими от слез, было видно, как тяжело ее уезжать, как тяжело надолго оставлять своих детей, семью, но, не зная куда и зачем она уезжала, можно было по увиденной картине все понять. Так вот, в чем смысл всего этого повествования, стоя там, на перроне, парень и девушка, совершенно по-разному реагировали на отъезд мамы. Девушка стояла молча, на ее лице лишь слегка была видна небольшая улыбка, она даже и не думала плакать или что-то в этом роде, чтобы я не сказала о парне. Мне было его даже немного жаль, потому что его глаза были такими же опухшие: он плакал, и повторял несколько раз одну и ту же фразу: « Мам, может, ты и не надолго там останешься, может все обойдется, и нам не придется, не видеть тебя так долго». Девушка же лишь только покачивала головой и говорила без какой либо тревоги в голосе: « Все будет хорошо. Мы справимся мам». Спустя пару минут они проводили ее в вагон, и спустя те же пару минут поезд тронулся….

Анализируя эту ситуацию, каждый сам найдет свое объяснение происходящему. Кто-то скажет: « Да просто такой вот «маменькин сыночек», не умеющий ничего делать, и вот теперь не знающий, как прожить без мамы», а кто-то наоборот будет уверен в том, что девушка просто рада отъезду мамы, появиться большая возможность действий. Как по мне так все не так просто.

Некоторые люди научились забывать что-то ненужное и переключаться на другое. Поэтому объясняется то, почему одному человеку так просто уйти с одной работы, от одного коллектива к другому, и быть и там таким же активным и общительным, или забыть человека который не отвечает взаимностью на чувства, или становится неинтересным. Другие же наоборот: расставание с любимым человеком для них равносильно смерти, а переход в новый коллектив так это совсем как каторга. Кто-то умеет приспосабливаться к так называемой «новой жизни», а кто-то боится и совсем не может.

Вышеуказанная ситуация, по моему мнению, это не то, что многие бы сказали: «Слабак, а не мужчина». А вот и нет слабак, это не такой человек! Просто стереотип того, что мужчины никогда не плачут, делает свое дело, а ведь время и действительность все меняет! Эта ситуация просто один из фрагментов изменения жизни человека, в данном случае молодого человека, ведь он может сменить работу и быть и там «своим», а вот в плане чего-то родного, близкого, чего всегда будет не хватать, тут уже очень тяжело.

Человеческий разум так уж устроен, что позволяет нам забыть что-то, дабы не угнетать себя этим в дальнейшем и не мешать жить, а иногда сам заставляет нас помнить обо всем, что дорого нашей душе. Но человеческий ли разум делает все, человеческое ли сознание?! Думаю, нет. Сам человек может контролировать и управлять собой, он сам может создавать для себя комфортные условия. Для этого у него все есть: воля, память, эмоции, стремление, желание чего-либо, цель.

И вот еще вопрос, почему сейчас женщины и мужчины поменялись ролями?! Может причина всем этим изменениям – время?! Может это оно решает поменять ход вещей?!

Если отвечать на все эти вопросы, то ответ приходит один и тот же – да, вся причина во времени. Именно время дает сбой нашему сознанию, именно оно меняет нас. История государства Российского достаточно велика, и много было войн, битв, сражений. И тогда, в эти нелегкие времена, было все равно, кто ты: женщина, мужчина, мать или отец, сражались все…. А что сейчас?! Многим мужчинам присущ женский образ жизни, женские черты, а женщинам наоборот – мужские качества. И все уже привыкли к этому, как будто, так и надо. Никто не реагирует на то, что мужчина ведет себя как женщина, а женщина же наоборот рада проявить себя в тяжелом и поныне мужском труде. Очень трудно привыкнуть к изменчивости нашего мира, изменению людей, и до сих пор многие пугаются всех этих изменений, пытаются всеми силами вернуть то, до боли родное и привычное.

Таким образом, итог всего этого рассуждения состоит в следующем.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Сознание – функция сложнейшей материальной, физиологической системы – человеческого мозга.
Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Мы можем сколько угодно пытаться изучать все феномены человеческой жизни, но не все будет подвластно нам. Я считаю, что все в нашем мире происходит наоборот. И вышеуказанные примеры этому доказательство. У каждого человека есть возможность что-то изменить в себе, помочь измениться другим, но почему-то все даже не хотят думать, о том, что правильно. Для многих правильно то, что делают они, что помогает найти им душевный покой и наслаждение. Искать ответы на все вопросы нужно искать, прежде всего, в себе. Меняемся мы, меняется мир. И как бы сильно не изучали люди уникальность каждого человека, его сознание, все это будет очень неустойчиво, независимо и непредсказуемо. Откуда мы можем знать, что произойдет в будущем, что будет с нами, что в следующий момент измениться?! Не зря существует хорошо известная всем цитата: «Время покажет». По моему мнению, именно время дает надежду на что-либо, именно оно меняет людей. Все что происходит сейчас, все проделано временем.

Но существует одно «но». Мы все разные, мы все верим во что-то свое, ждем чего-то давно забытого, мы помним старые традиции, обычаи, привычки, и, поверьте, если помнить все это очень сильно, то никакое время не сможет отнять у нас эти воспоминания.

История трансформации семьи связана с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации обществ. Модернизационные процессы изменили не только семейную и общественную жизнь, но и оказали значительное влияние на внутрисемейные отношения, гендерные роли и поведение, на структуру и размер семьи. Трансформации в семьях происходят под влиянием процессов женской эмансипации и пересмотренных представлениях о гендерных ролях жены и мужа в семье.

Семья – одна из самых давних форм общности людей, которая возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка, еще во времена первобытного общества. Понятие «семья» весьма многогранно, и многие теоретики и практики определяет его по-разному. По мнению А.И.Антонова, «семья - это основанная на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» . Гендерная проблематика в семье занимает одно из ведущих мест в предметном поле исследований гуманитарных и философских наук.

Современная социальная наука различает понятия «пол» (sex) и «гендер». Термин «гендер» был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов ХХ века. Термин представляет собой научную категорию, отражающую особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологических детерминант социализации . Слово «пол» следует использовать для описания морфологических и физиологических особенностей. Представляет собой комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины. Традиционно оно использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины .

Сегодня семья сталкивается с целым рядом проблем, для решения которых необходима мобилизация внутренних ресурсов и психологическая адаптация. Это и необходимость повышать уровень материального благосостояния семьи, решать жилищные проблемы, обеспечивать конкурентоспособность работающих супругов на рынке труда, создавать детям условия для качественного образования и др. Одной из тенденций в развитии современной семьи является разделении супружества и родительства. Данная тенденция проявляется в увеличении количества супружеских пар, осознанно не желающих иметь детей и такие супружеские пары обосновывают свой выбор различными причинами: ориентацией на карьеру, нелюбовью к детям и даже спасением планеты от перенаселения. Успешность решения этих и других проблем во многом зависит от того, на выполнение каких гендерных ролей ориентируются супруги.

Гендерная роль – дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей в зависимости от их половой принадлежности. Они нормативны, выражают определенные социальные ожидания и проявляются в поведении. Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу . Конструирование гендерных ролей определяется социумом, следовательно, каждое культурно-историческое сообщество по-своему определяет те специфические функции и роли, которые призваны выполнять мужчина и женщина.

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины – быть матерью, женой и вести домашнее хозяйство. Она должна во всём повиноваться своему мужу, быть честной и делить с ним надежды, заботы, радости и печали. Однако сегодня общество вышло на новый уровень отношений, и женщина из «забитой, бесправной бабы», не имеющей ни права голоса, ни права желания, превратилась в равноправного члена общества, стоящего на одном уровне с мужчиной. Сегодня существует три типа женщин: для первых наиболее важной ценностью является семья; для других – карьера, третий тип женщин пытаются совместить и то, и другое.

Женщины, которые выбирают своим приоритетом семью, выходят замуж за состоятельных мужчин, которые могут обеспечить и ее, и будущих детей. В таком случае женщина «играет свои традиционные роли», отказываясь от самореализации и возможности добиться чего-то самостоятельно. Женщины, которые всю жизнь решают посвятить карьере, созданию материального достатка и комфорта лично для себя, в последующем жалеют о сделанном выборе. Третий тип оказывается в наиболее выгодной ситуации. Женщина самореализуется, становится материально независимой и при этом создает и сохраняет семью, воспитывает детей. Постепенно представительницы «слабого пола» берут на себя часть «мужских» функций. В традиционные обязанности мужчины входило материальное обеспечение семьи. Отец давал семье имя и тем самым брал на себя всю ответственность за семью. Сегодня роль сильного мужчины, который может решить любую проблему и за которым как за «каменной стеной», о котором мечтают большинство женщин, «примеряют» на себя всё меньше представителей мужского пола. Некоторые мужчины, наоборот, ждут помощи от супруги, другие же считают, что женщина должна зарабатывать наравне с ними и не согласны содержать семью всю жизнь. Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с мужчиной, перенимая такие черты характера, которые ранее считались исключительно мужскими: агрессивность, амбициозность, напористость, склонность к риску и стремление к власти.

В монографии «Социологические очерки гендерных отношений» доктора социологических наук Ю.М. Бубнова анализируются итоги опроса жителей Могилевщины. На вопрос о том, какой пол должен доминировать в семейной жизни, получены самые противоречивые, антагонистически направленные друг против друга ответы мужчин и женщин. На возможность распределения функции главы дома безотносительно к половой принадлежности, исходя из личных достоинств человека, указали 11,6% женщин и 15,2% мужчин. В нынешних условиях, это, пожалуй, единственно правильный ответ. Семейную гинекократию, при которой верховная власть в семье должна принадлежать женщине, предпочли 12,9% мужчин и 14,9% женщин. Здесь их мнения почти совпали. А вот семейный патриархат женщины и мужчины поддерживают с разной степенью энтузиазма: среди женщин лишь одна из десяти (10,2%), а среди мужчин – почти каждый четвертый (22,8%). Если сопоставить доли сторонников семейного матриархата и патриархата среди мужчин и женщин, то сразу бросается в глаза тот факт, что мужчины часто отстаивают свое право на главенство, а женщины, хоть и ненамного, но все же чаще предъявляют свои права на руководящую роль. За равенство полов в семейной жизни высказались большинство опрошенных (59,4% женщин и 46,2% мужчин) .

Автор пишет о том, что постепенно сфера хозяйственно-бытовых работ превращается в семье в одну из самых конфликтных. Изначально исследователь выделил те виды домашних забот, которые признаются большинством мужчин и женщин как однозначно «мужские»: а) мелкий ремонт квартиры б) крупный ремонта квартиры в) спортивные занятия с детьми. По этим трем позициям и мужчины, и женщины, с различной степенью энтузиазма, но всё же признают явно больший вклад так называемого «сильного» пола. Каждая третья (35,3%) женщина согласна с теми 59,6% мужчинами, которые заявляют о своей доминирующей роли в этих делах. Впрочем, другая треть женщин (34%) считает свою роль равной мужской, а каждая четвёртая из участниц опроса (24,1%) уверена в собственном приоритете в производстве мелкого ремонта квартиры.

Как мужчины, так и женщины, в основном, согласны с тем, что большую часть забот в связи с крупным ремонтом квартиры берёт на себя мужчина. Но и эти важные труды делят поровну с мужьями 40,6% женщин. А 12,9% женщин взвалили эти заботы на себя полностью. Впрочем, с ними в этом согласны только 0,4% мужей. Автор подчеркивает, что эти женщины состоят в браке, следовательно, к молотку и отвёртке, их подталкивает не отсутствие мужа, а девальвация социальной нормы, в соответствии с которой исстари этими делами должен был заниматься мужчина. Соционормативная аномия сферы домашнего труда поразила в первую очередь мужчин, которые на фоне эмансипации женщин от мужской власти, посчитали их свободными и от своих забот, в том числе и от домашних работ. Что же касается спортивного воспитания детей, то нельзя сказать, что и здесь приоритет мужчин является бесспорным. Воспитание спортом признаётся чисто мужским занятием всего 28,3% мужчин и лишь 15,2% женщин. Каждая десятая (11,6%) замужняя женщина считает свою роль в спортивном воспитании детей главной, и с ними в этом согласны 3,6% мужчин.

Перечень хозяйственно-бытовых забот, в которых по трудозатратам лидируют женщины, намного обширнее. На плечах так называемого «слабого» пола, по оценкам большинства как женщин, так и мужчин, остаются: уборка квартиры, мытье полов и посуды, стирка белья и приготовление пищи, прогулки с детьми и проверка их школьных заданий, покупка продуктов и предметов обихода, а также забота о кошках и прочих комнатных животных.

Как показывают результаты опроса, уборка квартир очень редко лежит исключительно на мужчинах. Эти уникальные факты засвидетельствовали лишь 4% мужчин и 1,3% женщин. Зато то, что уборка квартир входит в круг обязанностей женщины, подтвердили почти две трети (60,1%) мужчин и три четверти (75,6%) женщин. Стоит отметить, что треть мужчин (34,1%) и каждая пятая (21,1%) женщина делят эту обязанность поровну. Если исходить из того, что участниками опроса были состоящие в браке граждане, то можно сделать вывод о том, что мужья, похоже, переоценивают свою роль в домашних работах. А, возможно, жёны недооценивают степень участия своих мужчин в наведении порядка в доме .

The processes of transformation in а modern society covers all the spheres of its life activities. In its turn, it has led to radical changes of the historically formed patriarchal type of family; destruction of the traditional system of allocation of gender roles in family. In general, today the are talking about the emancipation of women and an egalitarian type of family.

Бакка Юлия Игоревна

Учитывая предыдущий опыт анализа этой проблематики как демографами, так и социологами, отмечу ряд уже зафиксированных характеристик процессов трансформации семьи в России. Прежде всего, как уже отмечалось, семья не теряет своей значимости и практически все россияне говорят о том, что семья для них важна, причем для большинства населения она важнее, чем работа . Наибольшая ценность семьи в ряду других ценностей устойчиво фиксируется в рамках различных исследований как в России , так и за рубежом . Широко распространена среди них и самоидентификация с семьей как особым сообществом (56%), причем россияне примерно в той же мере ощущают чувство общности с семьей, что и жители, например, таких известных своим консерватизмом в этой области стран, как Германия (59%) или Польша (57%) .

Однако в России, как и в развитых странах, увеличивается число незарегистрированных браков, откладываются во времени вступление в брак и рождение детей, растет доля женщин - кормильцев семьи наряду со своими супругами (или вместо них) и т.д. В этих условиях не может не меняться как желаемое, так и реальное распределение гендерных ролей в семьях. Как же именно протекают сегодня в России эти процессы? Как они сказываются на изменении места семьи в жизни россиян и функций, которые она выполняет? Как они вписываются в социальную и социокультурную модернизацию российского общества в целом?

Создание семьи только по любви в целом никогда не было нормой для русской культуры. Однако любовь сама по себе всегда имела для россиян самостоятельную ценность, а для многих была и предметом мечтаний. Сегодня же, согласно данным Института социологии РАН , мечты о любви даже у молодежи вытеснены надеждами на достаток, здоровье и справедливое общественное устройство. О любви мечтают только 6% россиян (или 7% вообще мечтающих о чем-нибудь, и даже у девушек 16-25 лет эти показатели составляют лишь 15%). Более того, встреча с настоящей любовью - лишь 12-й из жизненных приоритетов россиян. В то же время хорошая семья занимает четвертое место в этих приоритетах и является мечтой для 17% россиян или 19% вообще мечтающих о чем-нибудь (притом, что каждый опрошенный мог выбрать три таких приоритета). Для лучшего понимания разворачивающихся в этой области процессов стоит упомянуть и то, что 10 лет назад , например, только 5% женщин в возрасте от 17 до 50 лет говорили, что встретить настоящую любовь не входит в их жизненные планы. Брак по любви тогда считали более крепким, чем брак по расчету, две трети из них. Более того, всего семь лет назад, в 2006 г., от 57 до 70% россиян допенсионного возраста говорили о том, что любовь для них важна [Варламова, Носкова, Седова, 2006].

Если же говорить не только о любви, а о более широком понятии - счастье в личной жизни, то в качестве желания, которое хотели бы загадать россияне, поймав "золотую рыбку", счастье в личной жизни называют только 18% из них (или 24% из тех, кто стали бы загадывать желание). Чаще всего об этом говорят женщины (23%, в то время как для мужчин этот показатель равен 13%), не состоящие в браке (37% холостых и незамужних, 28% имеющих постоянного партнера, но не состоящих с ним в браке), жители областных центров и мегаполисов (21%, в то время как для остальных населенных пунктов - 16 - 18%) и те, кто прошли первичную социализацию в мегаполисах (23%, в то время как для крупных городов этот показатель равен 20%, а для остальных населенных пунктов - 14-18%). При этом среди тех, кто загадали бы "золотой рыбке" такое желание, только 16% мечтают о хороших детях, 25% - о хорошей семье и 20% - о том, чтобы встретить настоящую любовь. Это заставляет предположить, что счастье в личной жизни, даже входя в число жизненных приоритетов, связано сегодня для многих россиян не столько со встречей с любовью или наличием семьи и детей, сколько с субъективно переживаемым психологическим состоянием полноты жизни, и включает широкий комплекс составляющих, которые могут быть связаны, в том числе, с комфортностью отношений между мужчиной и женщиной, но не сводятся к ним.

Означает ли это, что и сама семья начинает восприниматься в России как элемент жизни, призванный просто обеспечить психологический и/или бытовой комфорт? Думается, такое утверждение было бы слишком сильным. По крайней мере, к этому выводу приводит анализ соотношения имеющих или рассчитывающих иметь счастливую семью и тех, кто мечтают о наличии в их жизни счастливой семьи, а также высоко оценивают отношения в своей семье. Так, для 48% населения счастливая, но их мнению, семья уже стала реальностью, а 42% создание счастливой семьи кажется вполне достижимым. Пессимизм относительно возможностей достижения успеха в этой области испытывают только 9% россиян, а не имеют желания создать счастливую семью лишь 1%. Однако среди тех, кто считают, что уже имеют счастливую семью и состоят в браке (в том числе не зарегистрированном), лишь 71% оценивают отношения в семье как хорошие, а остальные рассматривают их как удовлетворительные.

Итак, для многих россиян счастливая семья не обязательно предполагает идеальные отношения в ней, и само по себе ее наличие не тождественно счастью в личной жизни. Скорее, это просто текущая задача, лишь один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни наряду с карьерой и стремлением к самореализации . Только 23% намеревающихся иметь счастливую семью россиян говорят о ней как о своей мечте, то есть воспринимают ее как важную самостоятельную ценность и мечтают о ее сохранении. Любопытно при этом, что свою сексуальную жизнь оценивают хорошо лишь 59% тех, кто считают, что уже имеют счастливую семью, а 3% даже говорят о том, что дела в этой области их жизни обстоят плохо. В то же время, более половины (58%) россиян, считающих, что уже имеют счастливую семью (и 83% членов этой группы старше 45 лет, когда процесс воспитания детей в значительной степени реализован), также говорят о том, что они воспитали хороших детей. Это позволяет понять, что счастливая семья для большинства россиян связана не столько с безоблачными отношениями в семье и удовлетворенностью сексуальной жизнью, сколько с традиционными семейными ценностями, предполагающими совместное ведение хозяйства и выживание в непростом окружающем мире и воспитание детей. Видимо, поэтому счастливая семья и счастье в личной жизни хотя и связаны между собой, но далеко не тождественны.

В условиях крайне высокой значимости семьи для россиян и ничтожного их внимания к вопросам качества отношений в браке, в том числе сексуальных, и собственно любви, оценка перспектив развития института брака и семейных отношений в нашей стране требует выявления того, как россиянами понимаются сегодня мужская и женская гендерные роли - и на этапе развития любовных отношений, и на этапе создания и существования семьи, ибо в современных обществах самостоятельность соответствующих ролей проявляется особенно ярко. Традиционное для русской культуры восприятие гендерных отношений связано прежде всего с созданием семьи и рождением детей, а соответственно, с близостью представлений о гендерных ролях мужчины и мужа, с одной стороны, и женщины и жены - с другой. Однако по мере усложнения общественных отношений в ходе социальной модернизации исполняемые любым человеком в социуме роли множатся и обособляются. И несмотря на то, что сфера отношений мужчины и женщины очень инертна, процессы трансформации наблюдаются и здесь, причем вектор их направлен в современной России в сторону дальнейшего разведения этих ролей, особенно в крупных городах.

По мнению россиян, (см. табл. 1), идеальный мужчина должен быть физически сильным и здоровым (59%), не иметь вредных привычек (38%), уметь обеспечивать материальный достаток (33%) и обладать интеллектом (33%). Физическая сила и здоровье выступают наиболее значимыми характеристиками идеального мужчины по мнению как мужчин, так и женщин (67 и 53%, соответственно). Правда, стоит отметить, что для части женщин отсутствие физической силы может компенсироваться привлекательной внешностью, на что они относительно чаще обращают внимание (21% при 13% среди мужчин). Женщины больше мужчин ценят отсутствие вредных привычек (42 и 33% соответственно), третьим по уровню значимости качеством идеального мужчины называют (35%). Для представителей же сильного пола идеальный мужчина, не имея вредных привычек (33%), должен не столько уметь обеспечивать достаток, сколько быть умным (35%). Таким образом, женщины чаще мужчин, определяя характеристики идеального мужчины, ведущие места отводят качествам, которые так или иначе связаны с семейной жизнью, в то время как мужчины в большей степени склонны разводить эти роли.

Таблица 1. Качества, наиболее важные для идеальных мужчины и женщины по мнению россиян (в % допускалось до трех вариантов ответа)*

Качества

Идеальный мужчина

Идеальный муж

Идеальная женщина

Идеальная жена

Физическая сила, здоровье

Ум, интеллект

Умение обеспечить материальный достаток

Уверенность в себе

Привлекательная внешность

Сексуальность

Чувство юмора

Верность в любви

Твердость

Хозяйственность, практичность

Любовь к детям

* Список качеств отсортирован по убыванию в столбце характеристик идеального мужчины. Здесь и далее жирным выделены показатели не ниже трети (33%).

Основные характеристики идеальное мужчины заметно различаются в разных социальных группах. Так, оценка значимости для идеального мужчины физической силы и здоровья относительно выше в сельской местности (65%). По мере взросления она несколько теряет свою значимость (61% для россиян до 25 лет и 55% в возрасте 46-55 лет) - в отличие от такой характеристики, как отсутствие вредных привычек (34% для россиян в возрасте до 25 лет, 44% - 46-55 лет). Выше значимость последнего качества и в материально неблагополучных группах населения (41% для россиян, имеющих среднедушевые доходы ниже медианных, 37% - для имеющих доходы, равные 1-2 медианам, и 30% - для имеющих доходы выше 2 медиан). Интеллект у мужчины относительно менее значим для россиян с образованием не выше среднего (26%) и со среднедушевыми доходами ниже медианных (30%) и более значим - для имеющих хотя бы одного родителя с высшим образованием (41%).

При этом дифференциация предпочтений россиян относительно характеристик идеального мужчины в разных социальных группах достигается скорее за счет дополнительных "штрихов к портрету", чем изменения этого "портрета" в принципе. Так, для молодежи в большей степени, чем для остальных возрастных групп, в идеальном мужчине значима привлекательная внешность (24% для молодежи до 25 лет при 14-17% для остальных) и сексуальность (20% для россиян до 35 лет, 10-15% для остальных групп). Для жителей мегаполисов также более важна внешняя привлекательность (24%, в то время как для жителей остальных населенных пунктов этот показатель равен 14 - 15%), но менее значимы - отсутствие вредных привычек (30 и 34-43%, соответственно) и умение обеспечить материальный достаток (24 и 28-37%, соответственно). Россияне, чьи родители имеют образование не выше среднего, дают относительно более высокую оценку значимости практичности, хозяйственности (17%, в то время как для остальных групп - 7-12%).

Локализация предпочтений таких связанных с ролями "хозяина", "мужа" и "отца" мужских характеристик, как физическая сила, отсутствие вредных привычек, умение обеспечить достаток, верность, хозяйственность, любовь к детям и доброта наблюдается прежде всего в сельской местности как очаге сохранения традиционных представлений, в том числе и о гендерных ролях. 21% сельских жителей все три ключевые характеристики мужчин, которые они называли, ассоциируют только с традиционными характеристиками мужчины в русской культуре, в то время как, например, в мегаполисах этот показатель вдвое меньше (11%). При этом обратная ситуация - низкая ориентация на эти черты идеального мужчины - свойственна прежде всего жителям мегаполисов, где практически половина (49%) выбирают не более одного качества из этого списка, в то время как для жителей сельской местности этот показатель составляет 34%, а также молодежи до 35 лет (44%, в то время как для остальных - 37-39%). Относительно чаще при этом жители мегаполисов обозначают такие характеристики идеального мужчины, отражающие его новый формирующийся стереотип и задающий границы его иной гендерной роли, как привлекательная внешность (24% в мегаполисах при 14% в сельской местности), сексуальность (16 и 25%, соответственно), развитый ум (27 и 35%, соответственно). Сравнение образов идеального мужчины в сельской местности и в мегаполисах позволяет лучше понять вектор изменений гендерной роли мужчины в культуре современной России, который свидетельствует о размывании традиционных представлений о мужчине-хозяине.

Идеальная женщина при этом должна быть, по мнению россиян (см. табл. 1), в первую очередь, привлекательной внешне (67%) и сексуальной (40%). И в этом вопросе мужчины и женщины почти единодушны (69 и 48% для мужчин и 66 и 34% для женщин). Третье по уровню значимости для идеальной женщины качество, по мнению мужчин, - верность в любви (31%), а по мнению женщин - любовь к детям (27%). Сексуальность больше ценится жителями мегаполисов (48%), неженатыми россиянами (45%) и молодежью (46%), но важна также и для представителей всех остальных социальных групп. Существенное превышение доли тех, кто считают именно привлекательность и сексуальность ключевыми качествами идеальной женщины, свидетельствует о более гомогенных представлениях об идеальной женщине в современной России, нежели об идеальном мужчине. При этом данная роль рассматривается абстрагировано от роли жены, что несвойственно традиционным представлениям о женских гендерных ролях.

В части предпочтений относительно характеристик идеальной женщины в различных социальных группах можно отметить следующее: для россиян с образованием не ниже высшего женщина относительно чаще должна быть умна (21% против 16-17% для остальных образовательных групп). При этом жители мегаполисов реже ценят в женщинах верность в любви (18%), любовь к детям (17%), отсутствие вредных привычек (13%), хозяйственность (12%), но больше - чувство юмора (20%) и легкий характер (39%). Такие традиционные для женщины в русской культуре характеристики, как верность, любовь к детям, хозяйственность и доброта сегодня практически не рассматриваются россиянами как значимые для идеальной женщины: две трети не выбирают, рисуя портрет последней, ни одной из них, при этом в мегаполисах данный показатель достигает 71% (62% для жителей сельской местности).

Как видим, портреты идеального мужчины (сильный, без вредных привычек, умеющий зарабатывать и неглупый) и женщины (привлекательная и сексуальная), которые описывают россияне, внутренне достаточно целостны и позволяют легко представить себе соответствующий типаж. При этом образ идеального мужчины соответствует традиционным представлениям в русской культуре о гендерных ролях в значительно большей степени, чем образ идеальной женщины. Это позволяет предположить (хотя бы в порядке гипотезы), что дискуссия об эмансипации и гендерном равенстве на российской почве привела не столько к восприятию образа женщины как равного мужчине партнера, сколько к сокращению зон ответственности женщины (но не "жены") при их сохранении для мужчин. При этом локально, в первую очередь в молодежной среде и в мегаполисах как ядрах формирования и развития городской культуры, в образах идеальных мужчины и женщины не просто ослабевают их традиционные черты, но и добавляются специфические особенности в связи с разведением ролей мужа и мужчины и, особенно, жены и женщины. И если особенности молодежных типажей идеальных мужчины и женщины связаны с проходящими с возрастом особенностями, то локализующийся в мегаполисах запрос, который абстрагирован от перспектив совместной семейной жизни, но ориентирован на комфортное времяпрепровождение, является индикатором формирования в этой среде новых представлений об отношениях полов, частично основанных на отделении личных отношений с противоположным полом от семейных, а частично, как постараюсь показать ниже, - на изменении смысла самих семейных отношений.

В целом, можно говорить даже о наличии двух моделей определения россиянами характеристик идеальных мужчины и женщины: не ориентированную на дальнейшее построение семейной жизни и ориентированную на это. В первой модели для мужчины значимы такие качества, как физическая сила (69%), развитый ум (37%) и отсутствие вредных привычек (33%), а для женщины - привлекательная внешность (87%) и сексуальность (65%). Во втором случае основные качества идеального мужчины - не только физическая сила (47%) и отсутствие вредных привычек (44%), но и умение обеспечить материальный достаток (46%), а для женщин - любовь к детям (47%), хозяйственность (40%) и верность в любви (34%), то есть то, что характеризует успешное выполнение роли жены (см. табл. 2).

Таблица 2. Образы идеальных мужчины и женщины в рамках разных моделей взаимоотношений полов (в % отранжировано по качествам не ориентированного на семейную жизнь мужчины)*


Не ориентированные на семейную жизнь (I)

Ориентиреванные семейную на жизнь (II)

мужчина

женщина

мужчина

женщина

Физическая сила, здоровье

Развитый ум, интеллект

Отсутствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.п.)

Уверенность в себе

Сексуальность

Привлекательная внешность

Умение обеспечить материальный достаток

Чувство юмора

Твердость

Верность в любви

Хозяйственность, практичность

Любовь к детям

Легкий характер, покладистость

* Данные модели выделены на основе двухшагового кластерного анализа - процедуры, позволяющей классифицировать объекты, используя метод максимального правдоподобия. Число кластеров определяется в ходе процедуры.

Первая модель распространена несколько шире, нежели вторая - 55 и 45%, соответственно, особенно среди мужчин (60%, в то время как для женщин этот показатель равен 52%) Это, так же как и совокупность характеристик, присущая с их точки зрения идеальной женщине, свидетельствует о более слабой ориентации мужчин на создание семьи в целом. При этом ориентация на отношения с противоположным полом, которые не нацелены на семейную жизнь, в большей степени характеризует молодежь (в возрасте до 25 лет доля приверженцев этой модели составляет 62%, а с возрастом она убывает и достигает 45% в группе 46-55 лет) и жителей мегаполисов (67% при 50% в сельской местности). В меньшей степени она присуща тем, чьи родители имели образование не выше среднего (50%, в то время как для остальных групп 56 - 60%). В целом же связывание с семейной жизнью гендерных ролей мужчины и женщины практически половиной населения свидетельствует, с одной стороны, о том, что ориентация на создание семьи в отношениях с противоположным полом еще очень значима в системе гендерных отношений в целом - как это и принято в культурах традиционалистского типа, где еще не завершены процессы модернизации. С другой стороны, то, что эта доля ниже половины, говорит о процессах размывания данной нормы, протекающих, в первую очередь, в городской и молодежной среде.

На таком фоне важно понять, что происходит с внутрисемейным "ролевым раскладом". Судя по качествам идеального мужа и идеальной жены, институт семьи в целом в понимании россиян сегодня имеет достаточно четко очерченные гендерные роли: дублирование выполнения функции, которые отводятся мужу, в большинстве случаев не ожидается от жены и наоборот (см. рис. 1).

Рисунок 1. Наиболее важные для идеальных мужа и жены качества (в %; допускалось до трех вариантов ответа)

Так, муж должен выполнять роль добытчика, умеющего обеспечить материальный достаток, сильного и здорового "защитника" семьи. Жена "радует глаз" и за счет доброты и легкого характера налаживает отношения в семье (доли отмечающих соответствующие черты для идеального мужа и идеальной жены отличаются в 3-11 раз), а также, хотя и при поддержке мужа, играет ключевую роль в воспитании детей и ведении хозяйства (соответствующие показатели разнятся приблизительно в два раза). В целом же для идеального мужа в значительно большей степени, чем для идеального мужчины, важны умение обеспечить материальный достаток (56 и 33%, соответственно), верность в любви (38 и 14%, соответственно) и любовь к детям (31 и 7%, соответственно), а вот физическая сила и здоровье имеют относительно меньшее значение (37 и 59%, соответственно). При этом в мегаполисах для мужа более значимы характеристики, позволяющие ощущать психологический комфорт в отношениях с ним: верность (51% в мегаполисах и 33-37% в районных центрах и сельской местности), легкий характер (11 и 4%, соответственно). В то же время, в других населенных пунктах важнее отсутствие вредных привычек (26 и 40%, соответственно) и наличие хозяйственности (ее как значимое качество идеального мужа отмечают лишь 15% жителей мегаполисов при 19-25% россиян из других населенных пунктов).

Для идеальной жены ключевые характеристики - любовь к детям (55%), хозяйственность (47%) и верность в любви (44%). При этом жители мегаполисов больше россиян из других населенных пунктов ценят в качестве черт идеальной жены характеристики, позволяющие получать в семейных отношениях дополнительный психологический комфорт: доброту (29%, в то время как для остальных населенных пунктов этот показатель равен 16%), ум (18 и 7-11%, соответственно), верность (56 и 38-46%, соответственно), но меньше хозяйственность (41 и 46-51%, соответственно), отсутствие вредных привычек (13 и 18-20%: соответственно), любовь к детям (43 и 52-59%, соответственно) и привлекательность (20 и 29-33%, соответственно). При чем с возрастом увеличивается важность таких качеств, как хозяйственность (с 44% в группе молодежи до 25 лет до 52% в группе 45-55 лет) и доброта (с 14 до 22%, соответственно).

В целом представления россиян об идеальном муже и идеальной жене соответствуют традиционному видению этих ролей. При этом, судя по наиболее важным в их глазах для ролей мужа и жены характеристикам, семья является тем микрокосмом, который супруги должны оберегать (верностью), обеспечивать (участвуя в его хозяйственной деятельности) и развивать (за счет рождения и воспитания детей). Это не исключает существования разных семейных моделей на практике в связи с различными жизненными обстоятельствами, но подтверждает устойчивость глубинных нормативных представлений россиян об идеальной семье. Зарождающиеся же в мегаполисах и среди молодежи представления о семье как о комфортной для повседневной жизни среде, демонстрируют вектор формирования новых образцов гендерных отношений в современной российской семье. При этом для мужчин роли мужа и мужчины предполагают схожесть наиболее значимых для выполнения этих ролей характеристик. Соответственно, модернизация гендерных отношений практически не изменила представлений о том, каким в целом должен быть мужчина. Для женщины же освоение роли жены связано с принципиально иными характеристиками, нежели освоение роли идеальной женщины. Это привело к тому, что женщины оказались в более сложном положении: с одной стороны, необходимые для успешного выполнения этих ролей характеристики все сильнее расходятся между собой, а с другой - и сам образ идеальной женщины становится все более разнообразным.

Однако сохранение господства традиционных нормативных представлений об идеальных муже и жене не означает, что здесь не происходит никаких изменений. Просто они происходят подспудно и на первый взгляд не бросаются в глаза. Однако статистический анализ распределения ответов позволяет уже сегодня выделить несколько моделей представлений россиян об идеальных семейных отношениях . Для трети россиян (32%) идеальная семья может быть описана как "зона психологического комфорта". Она объединяет привлекательную, умную, уверенную в себе женщину без вредных привычек и умного, умеющего обеспечить материальный достаток мужчину также без вредных привычек (см. табл. 3).

Таблица 3. Модели представлений об идеальных семейных отношениях (в %*)

Семья как зона комфорта

Семья-домохозяйство

Любовное гнездышко

Семья ради детей

жена

жена

жена

жена

Привлекательная внешность

Физическая сила, здоровье

Сексуальность

Верность в любви

Любовь к детям

Отсутствие вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.п.)

Развитый ум, интеллект

Чувство юмора

Уверенность в себе

Легкий характер, покладистость

Твердость

Хозяйственность, практичность

Умение обеспечить материальный достаток

Доля сторонников


При этом в различных социальных группах комфорт, который формируется в рамках этой модели семьи, может носить разный характер, что достигается за счет дифференциации дополнительных характеристик супругов в такой семье. Так, для жителей сельской местности эта модель относительно чаще связана с отсутствием вредных привычек (57% у мужей и 51% у жен, соответственно, в то время как для жителей мегаполисов эти показатели равны 42% 6), а для жителей мегаполисов - с наличием у супругов чувства юмора, которое может сгладить "острые углы" (16%, в то время как для жителей сельской местности - только 8%). Для молодежи она относительно чаще предполагает физическую привлекательность мужа (15% для россиян до 25 лет и 3-8% для остальных возрастных когорт), а также отсутствие вредных привычек (53 и 43-47%, соответственно) и ум у жены (23% для респондентов в возрасте до 35 лет и 10 - 16% для остальных). Для разделяющих ее россиян 46-55 лет относительно важнее оказываются чувство юмора у мужа (15%, в то время как для остальных - 8-9%) и любовь к детям у жены (51 и 43-45%, соответственно).

Семья как форма ведения совместного хозяйства, как хозяйственная единица (модель "семья-домохозяйство"), которую идеальной считает также треть населения (31%), строится на союзе хозяйственного и умеющего обеспечить материальный достаток мужчины и покладистой, хозяйственной и доброй женщины. Именно эта модель супружеских отношений в наибольшей степени характеризует традиционные для русской культуры взгляды на гендерные роли в семье. При этом успешность семьи в рамках данной модели определяется по большей части уровнем материального благополучия, которое, как уже неоднократно демонстрировалось и в российских , и в зарубежных исследованиях , непосредственно влияет на отношения в семье. Так, среди россиян с высоким социальным статусом и хорошим по самооценке материальным положением почти все (90-93%) говорят о хороших отношениях с близкими. Для тех, кто оценивают свое благосостояние как удовлетворительное, этот показатель чуть более половины (53-57%). У негативно же оценивающих свое материальное положение и социальный статус он уже менее половины: лишь 49 и 30%, соответственно, оценивают свои отношения с супругами как хорошие.

Семья, выполняющая прежде всего функции "любовного гнездышка" (что характерно для 19% россиян), объединяет привлекательного, здорового, сексуального мужчину и верную женщину с аналогичными характеристиками. Выделение этого типа семьи в отдельную модель не случайно. В целом сегодня в России, если говорить о господствующих нормативных моделях, по мнению большинства населения, сексуальная сторона жизни вообще не очень важна для счастливого супружества. Более того, как отмечалось выше, плохая сексуальная жизнь для большинства россиян совсем не означает отсутствия счастья в семейной жизни: 46% (!) женатых россиян, оценивающих свою сексуальную жизнь как плохую, говорят, что уже имеют счастливую семью; 23% таковых думают, что смогут этого добиться. Видимо, подобное отношение к этой сфере семейной жизни как вторичной, не имеющей решающего значения для счастливой семейной жизни, и стало одной из причин того, что в сексуальной сфере у большинства россиян далеко не все складывается гладко. Свою сексуальную жизнь оценивают как хорошую только 44% из них, а 12% дают ей оценку "плохо", при этом женщины негативно оценивают состояние этого аспекта своей жизни в два раза чаще мужчин (16 и 8%, соответственно). Наименее благоприятна ситуация в этом отношении, как это ни парадоксально, в крупных городах: только 44% состоящих в браке (в том числе и гражданском) жителей мегаполисов дают своей сексуальной жизни оценку "хорошо", в то время как для женатых представителей остальных населенных пунктов этот показатель не ниже 51%. Даже состоящая в браке молодежь не старше 35 лет, будучи в целом более удовлетворенной этой сферой своей жизни, в трети случаев оценивает свою сексуальную жизнь лишь как удовлетворительную или плохую.

Итак, как видим, при создании семьи россияне далеко не всегда ставят задачу обеспечения себе комфортной системы личных отношений вообще и сексуальных отношений в особенности. Во всяком случае, большинство из них не ставят эту задачу во главу угла. Однако есть и неготовые согласиться с такой постановкой вопроса. Именно это отличает их от остальных и предопределяет существование такой модели семьи, как "любовное гнездышко" в качестве самостоятельного типа предпочтений в рамках супружеских отношений. Семью "ради рождения и воспитания детей", которая выбирается как оптимальная ее модель 18% россиян, создают верные в любви и любящие своих детей супруги. Вообще воспитания хороших детей нет в планах только у 2% россиян, и дети рассматриваются в качестве значимой жизненной ценности и составляющей счастливой семьи. Однако наличие детей в семье, хотя и остается для россиян важной социальной нормой , не носит при этом основополагающего для создания семьи характера. Именно поэтому большая часть россиян, выбирая супруга, не учитывает его потенциал как родителя, а обратная позиция свидетельствует об особом отношении к семье и ее репродуктивной функции.

Стоит отметить, что среди молодежи до 25 лет в меньшей степени по сравнению с населением в целом востребована модель "семьи-домохозяйства" (25 и 32%, соответственно), а у старшей возрастной группы (45-55 лет) картина обратная, и именно ее в данной группе выбирают относительно чаще (37%). При этом у жителей мегаполисов практически не существует выраженных предпочтений в этой области: сторонники всех моделей семейных отношений составляют в этом типе городов около четверти выборки (27, 28, 22 и 24%, соответственно), в то время как для жителей других населенных пунктов перепады в распространенности ориентаций на разные модели семьи достигают полутора раз. Любопытно при этом, хотя и не удивительно, что мужчины чаще женщин предпочитают модель "любовного гнездышка" (24 и 15% соответственно), но реже - "семьи-домохозяйства" (28 и 33%, соответственно). Эти два типа семьи возлагают на них, соответственно, минимальные и максимальные обязательства.

Наиболее успешны в семейной жизни (из числа состоящих в официальном или незарегистрированном браках), по их оценкам, сторонники модели "семья-домохозяйство": среди них 71% оценивает отношения в семье как хорошие. Видимо, традиционная модель семьи, основанная на совместном ведении хозяйства, в наибольшей степени оправдывает себя и сегодня. Наименее успешны в семейной сфере сторонники модели "семья как зона комфорта": только половина (52%) их оценивают отношения в семье как хорошие. Видимо, запрос на семью как на партнерский союз, обеспечивающий супругам взаимный комфорт, возникает либо в связи с не очень благополучной текущей ситуацией в семье, либо же ожидания супругов, ориентированных на эту модель семьи, настолько разнообразны, что партнерам очень не просто их распознавать и удовлетворять. Это, естественно, создает дополнительные риски ухудшения отношений в семьях такого типа и неудовлетворенности своей семейной жизнью в целом.

Подводя итоги, подчеркну - процессы рационализации и прагматизации общественной жизни в России, характерные для модернизации в целом, не только не превратили в "атавизм" семью как институт, но и, более того, сохранили традиционные взгляды на гендерные роли супругов в ней. Однако они сопровождаются формированием многообразия представлений относительно идеальной модели семьи в зависимости от той ключевой функции, которую россияне отводят ей в своей жизни. В этих условиях традиционная хозяйственная функция семьи как основная начинает конкурировать с функцией создания психологически комфортной микросреды обитания. В целом можно утверждать, что при пока еще сохраняющейся, по крайней мере для половины населения страны, укорененности традиционных представлений о гендерных ролях в рамках семьи, наблюдается их размывание через формирующееся разнообразие ее форм в зависимости от наиболее актуальных функций. При этом гендерные отношения сами по себе все чаще начинают рассматриваться вне ориентации на семейную жизнь, происходит отделение ролей "мужчины" и "женщины" от ролей "мужа" и "жены", и для женщин разрыв в требованиях относительно выполняемых ими ролей значительно больше, чем для мужчин. Это также способствует размыванию традиционных представлений о гендерных ролях. Очагами размывания свойственных русской культуре представлений о том, какими должны быть идеальные супруги, выступают молодежная среда и мегаполисы, где наблюдается повышенная потребность в таких спутниках жизни, которые обеспечивают не только бытовой, но и социально-психологический комфорт.

Все это свидетельствует о том, что процессы социальной, социокультурной и социально-демографической модернизации не обходят в России стороной и сферу гендерных отношений, в том числе семейных. Проявления этого наблюдаются сегодня не просто в новых формах супружеских и родительских отношений, но и в модификации потребностей в этой сфере тех смыслов, которые вкладываются в различные аспекты взаимоотношений мужчин и женщин.

Лежнина Юлия Павловна - кандидат социологических наук, доцент Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, старший научный сотрудник Института социологии РАН
Демографическая модернизация в России 1900-2000. / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. 608 с.
Захаров С. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. № 3 (23); Van de Kaa D.J. Europe"s Second Demographic Transition. Population Bulletin. Washington. 1987. Vol. 42. № 1.
Российская повседневность в условиях кризиса. М., 2009.
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социс. 2003. № 7; Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006. № 11.
Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // Социс. 2004. № 5.
Данные исследования национальной идентичности проведены в 2003 г. в рамках Международной программы социальных исследований "International Social Survey Programm (ISSP)"
Захаров С. Брачность в России: история и современность // Демоскоп-Weekly. 2006..php); Здравомыслова О.М. Семья: из прошлого - в будущее / Интернет-конференция Гендерные стереотипы в современной России, 01 мая - 06-07 июля (http://www.ccsocman.edu.ru/db/ msg/281530.html); Вовк Е. Смыслы и значения незарегистрированных отношений: разновидности брака или альтернативы ему? (Ч. 2) // Социальная реальность. 15 февраля 2005 (http://bd.fom.ru/report/cat/ journsocrea/numberl_05/gur050205); Захаров С.В. Трансформация брачно-партнерских отношений в России: "золотой век" традиционного брака близится к закату? // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. М., 2007; Захаров С.В., Сакевич В. И. Особенности планирования семьи и рождаемость в России: контрацептивная революция свершившийся факт? // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. М., 2007; Малева Т.М., Синявская О.В. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. М., 2007; Готово ли российское общество к модернизации? М., 2010.
Здесь и далее, если не оговорено иное, приведены данные проведенного Институтом социологии РАН в марте 2012 г. общероссийского репрезентативного исследования "О чем мечтают россияне (размышления социологов)". Численность выборки (репрезентативной для населения в возрасте от 16 до 55 лет по региону проживания, полу, возрасту и типу населенного пункта) составила 1751 человек.
Согласно данным общероссийского тематического исследования "Женщина новой России: кто она? Как живет? К чему стремится?" (подробнее см. [Женщина новой России: кто она? Как живет? К чему стремится? М., 2002]), проведенного Институтом комплексных социальных исследований РАН в марте 2002 г. Численность выборки - 1406 женщин в возрасте от 17 до 50 лет.
Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социс. 2006. № 11.
Здравомыслова О.М. Семья: из прошлого - в будущее / Интернет-конференция Гендерные стереотипы в современной России, 01 мая - 06-07 июля (http://www.ccsocman.edu.ru/db/ msg/281530.html)
Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. N 3.
Данные модели выделены на основе двухшагового кластерного анализа - процедуры, позволяющей классифицировать объекты, используя метод максимального правдоподобия. Число кластеров определяется в ходе процедуры.
Для описания моделей приводятся не наиболее распространенные, а специфические их черты.
Для россиян с предпочтениями относительно семьи в рамках модели "семья как зона комфорта"
Готово ли российское общество к модернизации? М., 2010; Российская повседневность в условиях кризиса. М., 2009.
Liu R.X., Zeng-yin Chen. The Effects of Marital Conflict and Marital Disruption on Depressive Affect // Social Science Quarterly. Jun 2006. Vol. 87. №2; Adele U. How Poverty is Pushing Families into Divorce // Sydney Morning Herald Online. 2004 (http://www.smh.com.au/articles/2004/03/24/1079939718989.html). Aselline R.H., Kessler R.C. Marital Disruption and Depressian in a Community Sample // Journal of Health and Social Behaviour. 1993. Vol. 34. N 3.

О чем мечтают россияне: идеал и реальность. М., 2013.

Кивайко Маргарита

студент 5 курса, кафедра культурологи, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Интерес к исследованию гендерных трансформаций, а также их последствий в современном обществе не ослабевает уже несколько десятилетий. Действительно, актуальность данного вопроса очевидна, поскольку ученые фиксируют ускоряющийся процесс изменений, совмещений и замены характеристик поведения мужчины и женщины. Гендерная роль занимает важное место в жизни каждого индивида, так как она является определяющим элементом в межличностных отношениях и влияет на представление человека о самом себе. Гендерная принадлежность во многом обуславливает поведение, мысли и чувства человека в течение всей жизни. Так же гендерная принадлежность учит человека поступать определённым образом.

Цель работы состоит в описании возможных проблем, возникающих в процессе гендерных трансформаций в современной молодёжной среде. Для достижения данной цели необходимо выявить те новые тенденции в обществе, которые непосредственно связаны с изменением гендерного сознания молодежи, охарактеризовать специфику гендерной идентификации и влияние стереотипов на поведение молодых людей, связанное с выполнением гендерных ролей. Изучение гендерных трансформаций в молодёжной среде играет важную роль, так как гендерная принадлежность каждого индивида является основным показателем специфики его поведения и так же направленности основной деятельности, поскольку общение, познание, усвоение базовых ценностей, норм складываются, прежде всего, из гендерной идентификации.

В современном мире происходят разнообразные трансформации гендерного сознания, в зависимости от биологической особенности, этнической принадлежности или полового воспитания человека. Важным фактором трансформации становится постиндустриализация, которая увеличила диапазон человеческой деятельности и переменила природу работы: если прежде та нуждалась в физических способностях, основанных на мужской силе, то сейчас она стала больше интеллектуальной и творческой. Социальные изменения ведут к тому, что женщины занимают руководящие должности. Общество стремиться к равным правам и возможностям женщин и мужчин во всех сферах жизни людей: социальной, политической, экономической и т.д.

Гендерная трансформация является результатом ряда социальных преобразований в обществе. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на процессы связанные с переоценкой культурных ценностей и в том числе на специфику современной молодежной культуры. Показательно, что изменения в гендерном поведении молодых людей напрямую связаны с тем, что молодежь сегодня является самой активной группой задействованной в медиа–пространстве. Это осуществляется через интернет коммуникации, такие как сети, блоги и т. д. Именно здесь молодежь может чувствовать себя наиболее свободной от сложившихся гендерных стереотипов в обществе. Эта позиция позволяет молодому поколению проявлять личную активность по разным направлениям, у них постепенно «формируется убеждение, что успеха в жизни можно достичь, только успешно преодолевая трудности реальной жизни, а также благодаря активной социальной позиции и стремлению к личностному развитию» .

Культурное пространство, в котором реализуется современная молодежь многослойно, оно имеет несколько измерений и поэтому не всегда роль, которую выполняют молодые люди, понятна и однозначна с точки зрения старшего поколения. Так, например, роль невесты, подруги или друга может восприниматься условно и не затрагивать существенных основ в их отношениях, что часто вызывает неодобрение со стороны родителей. В отличие от советского времени частая смена не только места работы, но и даже профессии не может охарактеризовать юношу или девушку как легкомысленных и ненадежных работников, напротив такая мобильность для многих работодателей имеет массу положительных моментов, поскольку, по их мнению, она способствует быстрой адаптации к темпам рыночного развития.

В качестве одной из проблем, возникающей в результате гендерных трансформаций можно рассмотреть воздействие массовой культуры и процессов глобализации, размывающих традиционные взгляды на гендерные роли. Многие идеи, продукты массовой культуры, разрабатываемые в шоу-индустрии, воспринимаются молодежью как неотъемлемая часть их жизни, часто задающая нормы в отношении друг к другу и к окружающему миру.

Важная составляющая социализации молодежи происходит именно в пространстве гендерных отношений. В процессе взросления молодые люди осуществляют поиск подходящей гендерной роли, они более склонны к инновациям и экспериментам, имеют больше возможностей для участия в каких-либо рискованных событиях, менять увлечения, пробовать себя в разных ролях, примерять разные имиджи. В тоже время в обществе все еще сохраняются представления о строгих гендерных правилах так как, большинство детей воспитываются в семьях, и эти семьи задают представления о мужской и женской нормальности, о принятых в данном обществе правильных отношениях между ними [См.: 8].

Не смотря на то, что российское общество проходит сейчас ряд существенных культурных, социальных, политических преобразований, оно все еще в гендерном вопросе довольно устойчиво и пытается сохранить в качестве базовых некоторые элементы традиционных отношений. Поэтому по-прежнему любая социальная роль соотносится с базовой идентификацией по гендерному принципу. Трансформация идентичности, ее развитие отражают формирование и изменение взглядов человека на его положения в социуме в течение всей его жизни. Вместе с тем, рассматривая вопрос о трансформации гендерной идентичности, нельзя не затронуть более общую проблему, указывающую на развитие личности. В современном социуме происходит ускорение всех процессов, поэтому, что бы сохранить психологическое здоровье, человек тоже вынужден постоянно меняться, приспосабливаться для того чтобы поддерживать равновесие между идентичностью и личными задачами развития. Однако именно в гендерном аспекте социализация не готовит человека к возможным изменениям и трансформациям [См.: 4].

Если о формировании, развитии, саморазвитии в процессе обучения и воспитания говорится постоянно, создаются условия для определенных изменений, то, в обыденном сознании все, так или иначе связанное с полом, часто выглядит как неизменное и предопределенное нашей биологической природой. Трансформация гендерной системы зависит сразу от нескольких факторов: уровня культуры и демократизации в обществе; сохранения традиций и ценностей старшего поколения; распространения религиозных взглядов и их степень влияния на общество; экономического благосостояние общества; развития прав и свобод личности; изменения информационной и коммуникационной сферы общества; развития социальной сферы; политики планирования семьи и т. д. [См.: 2].

Усвоение гендерной роли можно рассматривать как один из самых важных этапов социализации молодежи. Понимание и принятие «правильной» идентичности в современной культуре уже не представляется как ранее простым и очевидным делом. Если в традиционном обществе для этого не требовалось, прилагать каких либо особых усилий, то сегодня необходимо серьезно работать над собой, своим образом, ролью, имиджем, постоянно преодолевать препятствия на пути обретения свободы. Современное пространство, где формируется гендер очень сложное и порою даже противоречивое явление, ассоциируемое у молодых людей с нарастанием конфликтных ситуаций и проблем. Но есть и ряд преимуществ этого отрезка жизни, так как молодежь сегодня в меньшей степени зависит от взрослого контроля, она более динамична, открыта и свободна [См.: 8].

Существует прямое соответствие между социальными ролями, которые закрепляются за человеком на раннем этапе жизни и его гендерным самосознанием. По словам А.А. Чекалиной, оно включает в себя осознание своего тела, своей принадлежности к определенному полу. Это в свою очередь связано с осознанием себя, своей личности, знанием гендерных стереотипов и ролей, а так же с представлением о сексуальном поведении своего пола и осознанием своего соответствия гендерным представлениям, стереотипам, ролям .

Основными факторами, определяющими гендерную социализацию личности являются: семья, СМИ, литература, язык. Существенное влияние на процесс формирования полоролевой идентичности оказывают гендерные стереотипы - это культурно и социально обусловленные представления о свойствах и нормах поведения мужчин и женщин. Стереотипы гендерных ролей - общепринятые в данном обществе взгляды на приличествующее мужчине и женщине поведение. В стереотипах мужского и женского ролевого поведения отражены определенные общественные ожидания . Гендерные роли часто ориентированы на стереотипы, которые характеризуются устойчивостью. Тем не менее, сегодня гендерные стереотипы особенно у молодежи заметно меняются, но это происходит не одинаково у разных культурных слоев общества. Например, стереотип женственности и мужественности, который сложился еще в прошлом столетии остается актуальным до сих пор .

Таким образом, гендерные стереотипы представляют собой обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Это понятие не совпадает с понятием гендерная роль, которая включает в себя набор ожидаемых образцов поведения. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины .

Молодые люди часто выражают свою приверженность к гендерным стереотипам в зависимости от социальной среды или психологического климата складывающегося в малой социальной группе. Это указывает на использование механизма уступчивости и идентификации. В то же время люди, соответствующие нормам для своего пола, особенно привержены к поведению в рамках полоролевых стандартов, т. е. чаще ориентированы на механизм одобрения . Гендерная идентичность направлена на воспроизведение соответствующих социально обусловленных ролей, поэтому изначально ее обретение зависит не столько от нашего выбора, сколько от определенных биологических и социальных факторов, но впоследствии именно человек меняет роль и модели поведения.

Дальнейшая трансформация гендерных ролей современной молодежи происходит благодаря институтам социализации, среди которых особенно значимым является СМИ. Что касается семьи, то ее роль постепенно отодвигается на второй план, поскольку старшее поколение так же как и молодежь включены в процесс трансформации, хотя часто даже не осознают этого. Заметно как происходит стирание границ между поколениями, например, когда информация перестает четко делиться в зависимости от возрастных границ. Даже потребности и интересы постепенно сближаются.

Различие в поведении и воспитании молодых людей определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что способствует корректировке негативных гендерных стереотипов. Поскольку стереотипы конструируются самим обществом, они постоянно меняются, при этом трансформируя общественное сознание. Современная молодежь особенно поддается такого рода изменениям, но необходимо учитывать, что она сегодня крайне неоднородна и поэтому выполнение социальных ролей может сильно отличаться в пределах разных социальных групп. «Структурная дифференциация молодежной среды делает культурную социализацию молодежи процессом крайне трудным, методически и идеологически тонким, требующим новых эффективных подходов, технологий взаимодействия властных структур, институтов гражданского общества и молодежи» . Так как гендер является социальным конструктом, он направлен на рост самосознания и формирование определенных качеств личности и поэтому государство через систему образования должно уделять особое внимание этому вопросу.

Подводя итог необходимо указать на то, что гендерная трансформация в молодежной среде происходит ускоренными темпами, но не равномерно, что в первую связано со стратификационными преобразованиями в обществе. Возможно процесс гендерного обновления может продлится еще столетие, пока не вырастит новое поколение, для которого традиции, составляющие основу гендерных ролей окончательно не превратятся в мифы. Но может появиться мощный катализатор, который ускорит процесс усваивания новых ценностей и ролей в обществе, например, наука.

Изменение гендерной системы - это изменение гендерных ролей в обществе. Переход от одних стереотипов поведения к другим, от жестких к более гибким. Это отразится, прежде всего, на социальной структуре общества, семье, морально-этической сфере культуры, демографической структуре общества, экономической и политической сфере. В этой области остается еще много вопросов, которые предстоит решать ученым. Например, можно ли назвать такие гендерные изменения кризисными? Что дает человечеству свобода в плане принятия гендерной роли? Возможно, общество должно пройти еще долгий путь, что бы быть готовым к использованию новых способов воспитания и социализации. На данном этапе в первую очередь, необходимо осознать какие факторы способны привести к стабилизации гендерной системы и что можно сделать, чтобы сгладить переход к новой системе гендерных отношений.

Список литературы:

  1. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 320 с.
  2. Головнева И.В. Гендерная идентичность: тенденции изменений: Монография. Харьков.: Изд-во НУА, 2006. - 321 с.
  3. Гутова С.Г. Особенности формирования культурной среды сельской молодежи. Сборник научных трудов Sworld. Одесса, - 2014. - Т. 17. - № 1. - С.80-86.
  4. Гутова С.Г. Проблема социальной идентификации молодежи: гендерный аспект. Сборник научных статей преподавателей и сотрудников филиала Уральской академии государственной службы, Вып. 3. Лангепас-Екатеринбург. 2009. - С. 35-43.
  5. Денисова А.А. Словарь гендерных терминов. М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
  6. Ильин Е.П. Пол и гендер. .СПб.: Питер, 2010. - 688 с.
  7. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. СПб, 2004. - 315 с.
  8. Омельченко Е. Гендерные отношения в молодежной среде. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.polit.ru/article/2010/07/05/gender/
  9. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие. М.: Ось-89, 2006. - 256 с.
© 2024 Helperlife - Строительный портал