Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Театральная деятельность в 1 младшей группе. Картотека театрализованных игр в первой младшей группе. Театр мягкой игрушки

Cлайд 1

Презентация на тему: «Театрализованная деятельность в младшей группе». Гаврилова Лариса Вадимовна Воспитатель ГДОУ детский сад №93 Калининского района Санкт – Петербург 2011

Cлайд 2

Содержание. 1.Введение……………………………………………………………………… 3 2. Обоснование выбора темы ……………………………………………….. 4 3. Задачи театрализованной деятельности в младшей группе ……… 5 4. Мнемотехника……………………………………………………………… 6 5. Мнемодорожки. Примеры мнемодорожек ………………………. 7 6. Тактильные дощечки. Образцы тактильных дощечек…………….. 9 7. Изготовление тактильных дощечек………………………………….. 11 8. Этапы работы с тактильными дощечками. Примеры……………… 12 9. Обыгрываем потешки…………………………………………………… 13 10. Наши первые шаги…………………………………………………….. 14 11. Настольные театры, дидактические игры…………………………. 16 12. Сказка «Репка»……………………………………………………………. 17 13. Список литературы………………………………………………………...18

Cлайд 3

Введение Большинство детей с ДЦП и нарушением опорно – двигательного аппарата в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было формирование у детей уверенности в себе и желание сотрудничать со взрослым в новой для ребенка деятельности, много внимания уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Более того, дети, находящиеся на одинаковом уровне развития моторики (например, самостоятельно передвигающиеся), испытывают разные трудности при ходьбе, манипуляциях с предметами. При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которые необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.

Cлайд 4

Обоснование выбора темы. Знакомство детей с разными видами театров начала в младшей группе и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Cлайд 5

Задачи театрализованной деятельности в младшей группе 1. Развивать внимание у ребенка, слушать речь взрослого и понимать содержание и действовать в соответствии с ним; 2. Воспитывать выдержку, развивать память; 3. Развитие интонационной выразительной речи (эмоциональность); 4. Развитие умственной и речевой активности; 5. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Для обучения детей использовались следующие технологии: модельное обучение; коммуникативная деятельность;

Cлайд 6

Мнемотехника Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания. Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой-главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.

Cлайд 7

Мнемодорожки В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Так после освоения мнемодорожек в младшей группе можно перейти на небольшие мнемотаблицы на 4 клетки (2х2).

Cлайд 8

Примеры мнемодорожки Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы. Часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под дождем. Стало светить яркое теплое солнце, стали таять сосульки (они заплакали), растаяла избушка лисы.

Cлайд 9

Тактильные дощечки Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цели: Развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения. Образцы тактильных дощечек

Cлайд 10

Изготовление тактильных дощечек Материал: Набор из 10 – 15 дощечек с разной шероховатостью поверхностей (5 *10 см.) На одной стороне каждой дощечки написать ее порядковый номер от 1 до 15; Все дощечки должны быть разные на ощупь. - на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха; - на дощечку №2 наклеить наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); - на дощечку №3 наклеить кусочек мягкой ткани (байка, фланель); - на дощечку №4 накапать расплавленный воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; - на дощечку №5 наклеить кусок веревки или толстый шнурок (зигзагообразно); - на дощечку №6 наклеить спички или маленькие тонкие палочки; - на дощечку №7 наклеить скорлупки от орехов; - на дощечку №8 наклеить фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой; - на дощечку №9 наклеить бархат или бархатистую ткань; - на дощечку №10 наклеить рубчатую ткань (вельвет); - на дощечку №11 наклеить крупу (греча или перловка); - на дощечку №12 наклеить чешуйки от шишек; - на остальные дощечки можно наклеить мелкую крупу, разломанные кусочки палочек, засушенный листочек и т.п.).

Cлайд 11

Этапы работы с тактильными дощечками 1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза. 2. Вложить в его руку дощечку с установкой ее потрогать. 3. Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка и др.). 4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза. Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста. Например: задание «Угадай друзей на ощупь» (тактильные дощечки) Цель: развитие у детей тактильной памяти. Ход. Воспитатель предлагает детям потрогать дощечки, узнать, кто живет «в домике» (см. методику работы с тактильными дощечками)

Cлайд 12

Обыгрываем потешки «Кисонька- мурысонька, с кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна не ешь одна». Собака: «Не плачь, зайчик! Я твоему гору помогу». «Раз, два, три, четыре, пять барабаню я опять». «Трень, брень, гусельки, золотые струнушки!»

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса. В этой картотеке собраны театрализованные игры для младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

театрализованных игр

в младшей группе

Пояснительная записка

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса.

Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребёнка с процесса игры на её результат. Путь развития игры – это совместная игра взрослого с ребёнком, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии с игрушками и со сверстниками. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрируется со всеми образовательными областями, т. к. является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности , методом воспитания и развития младших дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.

« Выросла репка большая-пребольшая»

Русская народная сказка

Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение Инсценированные сказки на фланелеграфе

Игра-ситуация «На нашем дворе» Вызвать у детей положительные эмоции;

Обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Используется театр кукол БИ-БА-БО и фланелеграф

А. Барто «Игрушки»

Задачи:

Познакомить со стихотворениями.

Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста

Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.

Поощрять готовность детей участвовать.

Используюся игрушки настольного театра

Сказка «Колобок »

Задачи:

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами.

Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,

Развивать внимание и наглядно - действенное мышление;

Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Театрализованная игра по сказке (используется театр на ложках, Би-Ба-Бо;)

Потешка «Огуречик, огуречик… »

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт!

Задачи:

Учить детей проговаривать потешку. Освоение ласкового оращения (огуречик, хвостик, мышка).

Развивать внимания, обогащение словарного запаса.

Воспитывать осторожного поведения.

Вариант 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают

Театрализованная игра по потешке (используются маски наголовники)

Народная игра: «Зайка серенький сидит»

Задачи:

Совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать;

Учить выполнять движения по показу воспитателя и произносить слова песенки

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание общаться со сверстниками, играть дружно;

Игра – ситуация «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

Задачи:

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность;

Учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Игра – ситуация «Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое».

Задачи

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

Развивать двигательную активность детей. Пересказ сказки с движениями.

Закреплять умения имитировать движения

Театрализованная игра по сказке используются все виды театра

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Задачи : Поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает: «Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами

Тв орческие задания на развитие пантомимики.

Задания.

1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.):

  • смотрится в зеркало;
  • пробует любимое блюдо
  • пробует нелюбимое блюдо
  1. Диалоги – пантомимы:
  • разговор двух "иностранцев", не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например:в магазине,на вокзале в аптеке и т. д.;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

3. Загадки – пантомимы:

  • в магазине (игрушек, овощном, гастрономе,мебельном и пр.): отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
  • отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте, поезде и пр.);
  • отгадать, какая на улице погода;
  • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.).

4.Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

Сказка «Козлятки и волк»

Задачи:

Познакомить детей с произведением, учить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации. Во время режимных моментов

Игра «Зайчата на прогулке»

Задачи:

Учить детей выполнять игровые действия, включаться в игру со сверстниками.

Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия. Игровая ситуация с использованием различных атрибутов (настольный театр. Театр на кружках и др)

Задания (в руках у детей куклы "би-ба-бо" или обыкновенные игрушки ).

1. Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

3.Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

А) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.

б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

в) один из гостей опоздал: попросить прощение за опоздание.

г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.

3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:

а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);

б) зайти к заведующей (методисту, логопеду и др.) и передать ей сообщение;

в) объяснить"маме", почему испачкана одежда после посещения детского сада;

г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.

Примечание: в содержании этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.


Содержание: 1.Введение……………………………………………………………………… 3 2. Обоснование выбора темы ……………………………………………… Задачи театрализованной деятельности в 1 младшей группе ……… 5 4. Мнемотехника……………………………………………………………… 6 5. Мнемодорожки. Примеры мнемодорожек ……………………… Тактильные дощечки. Образцы тактильных дощечек…………… Изготовление тактильных дощечек………………………………… Этапы работы с тактильными дощечками. Примеры……………… Обыгрываем потешки…………………………………………………… Наши первые шаги…………………………………………………… Настольные театры, дидактические игры………………………… Сказка «Колобок»……………………………………………………………. 17 Содержание: 1.Введение……………………………………………………………………… 3 2. Обоснование выбора темы ……………………………………………… Задачи театрализованной деятельности в 1 младшей группе ……… 5 4. Мнемотехника……………………………………………………………… 6 5. Мнемодорожки. Примеры мнемодорожек ……………………… Тактильные дощечки. Образцы тактильных дощечек…………… Изготовление тактильных дощечек………………………………… Этапы работы с тактильными дощечками. Примеры……………… Обыгрываем потешки…………………………………………………… Наши первые шаги…………………………………………………… Настольные театры, дидактические игры………………………… Сказка «Колобок»……………………………………………………………. 17


Введение: Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики. Введение: Большинство детей в младшем возрасте, поступающих в детский сад, не готовы к восприятию сказок. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому на первом этапе работы важным было сформировать у детей уверенность в себе и желание сотрудничать со взрослыми в новой для ребенка деятельности. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному общению. Оно дифференцировалось в зависимости от психологических особенностей ребенка и его возможностей усвоения материала, т.к. даже дети одного возраста имеют различный уровень развития моторики.


Обоснование выбора темы Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в 1 младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость. Обоснование выбора темы Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в 1 младшей группе. Я заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.). Поэтому решила показывать маленькие спектакли, приглашая желающих детей в них играть. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе застенчивость.


Задачи театрализованной деятельности в 1 младшей группе: 1. Развивать память, внимание. 2. Развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание, действовать в соответствии с нею. 3. Воспитывать выдержку. 4. Развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность). 5. Развивать умственную и речевую активность. 6. Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.


Мнемотехника Для улучшения памяти у детей в своей практике я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с ее использованием - развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основа обучения - развитие творческого познания. Дети знакомятся с окружающим не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства - играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой- главным видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами.


Мнемодорожки Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей лучше в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, через которых идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев. Размер мнемотаблиц может быть различным – в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Так после освоения мнемодорожек в младшей группе можно перейти на небольшие мнемотаблицы на 4 клетки (2 х 2).


Примеры используемых мнемодорожек Сказка «Колобок» Аленушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы. Часто идет дождь, в лесу после дождя появляются грибы, а мы от дождя прячемся под дождем. Стало светить яркое теплое солнце, стали таять сосульки (они заплакали), растаяла избушка лисы.


Тактильные дощечки Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Цель: развитие восприятия окружающего мира, воображения, фантазии, речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновения.


Изготовление тактильных дощечек: Материал: набор из дощечек с разной шероховатостью поверхностей (5 х 10 см). На одной стороне дощечки написать ее порядковый номер от 1 до 15. Все дощечки должны быть разными на ощупь. - на дощечку 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха; - на дощечку 2 наклеить наждачную бумагу (она должна быть жесткой и шершавой); - на дощечку 3 наклеить кусочек мягкой ткани (байка, фланель); - на дощечку 4 накапать расплавленный воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли; - на дощечку 5 наклеить кусок веревки или толстый шнур (зигзагообразно); - на дощечку 6 наклеить спички или маленькие тонкие палочки; - на дощечку 7 наклеить скорлупки от орехов; - на дощечку 8 наклеить фольгу или целлофан, ее поверхность должна быть гладкой; - на дощечку 9 наклеить бархат или бархатистую ткань; - на дощечку 10 наклеить рубчатую ткань (вельвет); - на дощечку 11 наклеить крупу (гречневую или перловую); - на дощечку 12 наклеить чешуйки от шишек; - на остальные дощечки можно наклеить мелкую крупу, разломанные кусочки палочек, засушенный листочек и т.п.


Этапы работы с тактильными дощечками: 1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза. 2. Вложить в его руку дощечку с установкой ее потрогать. 3. Спросить у ребенка, что ему напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котика, колючего ежа, зубастого волка или другое). 4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза. Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек в зависимости от возраста. Например, задание «Угадай друзей на ощупь» (тактильные дощечки) Цель: развитие у детей тактильной памяти. Ход: воспитатель предлагает детям потрогать дощечки, узнать, кто живет «в домике» (смотреть методику работы с тактильными дощечками).








Детей этой возрастной группы привлекает все необычное, невиданное и неслыханное ими ранее: большие, яркие игрушки, новые костюмы и их де­тали, музыкальные инструменты, непривычные для детского слуха звуки различного происхождения (шум дождя, ветра). Используя стремление ре­бенка изведать неизведанное, воспитатель не только дает ему ориентир в ок­ружающих предметах и звуках, помогает понять их назначение, но и вводит в мир художественных образов, используя игру. Игра, по АН. Леонтьеву, удовлетворяет основные потребности детей в общении, познании, самовы­ражении и практической деятельности. Игра-драматизация с этой точки зрения не исключение. Дети знакомятся с куклой Машей, которая умеет тан­цевать и петь, с медвежонком Мишей, который играет на гармошке, с ежи­ком Топом, который знает стихи. В ответ на выступление игрушек-артистов воспитатель предлагает детям спеть, станцевать, рассказать знакомые стихи. В таком концертном диалоговом общении (кукла Маша спела - Коля спел; медвежонок сыграл - Оля сыграла) проявляются первые ростки активности детей, формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение.

Наделение неодушевленных предметов чертами живого существа способст­вует развитию воображения, проявлению эмпатии, заботы. Небольшие сценки-диалоги, показанные взрослым при помощи настольного или кукольного теат­ра, развивают образные представления детей. В поле зрения ребенка 2 лет долж­но находиться не более одного-двух предметов, поэтому куклы, участвующие в спектакле, должны взаимодействовать непродолжительное время, предпочти­тельнее же общение с одним персонажем. Короткие, выразительные инсцени­ровки формируют эмоции маленьких воспитанников, а диалоговая форма об­щения персонажа и ребенка способствует их речевому развитию. Включение пения, танца героя обогащает образный строй инсценировки-забавы, но при этом необходимо вплетать их в канву сюжета последовательно.



Воспитателю, осуществляющему руководство детской игрой-драматиза­цией, надо помнить следующее.

Необходимо осуществлять взаимодействие с детьми, интонацией выра­жая определенные настроения и чувства, как свои, так и персонажа.

Следует побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатле­ний при восприятии драматизации или при исполнении роли ("Видишь ки­ску? Киске больно?", "Лена у нас зайка. Зайке холодно?", "Вот котята. Котята, вам смешно?").

В совместной игре нужно брать на себя инициативу, но одновременно поощрять самостоятельные действия детей, активизировать их ролевое по­ведение ("Я волк-волчок, шерстяной бочок, а ты кто?").

Вторая младшая группа

Дети этой группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями - объединяют игрушки в режиссерской игре, включаются в сюжетно-роле-вую игру. Сам процесс игры доставляет им удовольствие и радость. Расши­ряя сюжеты, воспитатель акцентирует внимание детей на деталях исполня­емой роли, помогая им ориентироваться в игровом пространстве. При этом важно помогать ребенку создавать в воображении характер разыгрываемо­го персонажа, побуждать его к импровизации, собственному видению как конкретного, так и обобщенного образа ("А теперь дети превратились в медвежат. Вот как они танцуют", "Лена у нас мышка, и Оля у нас мышка. Мышки, вы умеете петь? Спой ты, мышка, а потом и ты").

Хорошим материалом для разыгрывания в этом возрасте служат произ­ведения малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, неболь­шие стишки. Воспитатель побуждает детей к обыгрыванию сюжетов, пред­лагая имитировать образ, показанный взрослым, или вызывая у малышей определенные асссоциации для создания роли на основе ранее полученных впечатлений.

В этом возрасте для совместной игры и общения можно привлекать детей из старших групп: это позволит им почувствовать необходимость помощи младшим, оценить свои умения в драматизации и то впечатление, которое ин­сценировка произвела на детей младшего возраста. Выступления старших де­тей, в свою очередь, станут стимулом к развитию театрализованной деятель­ности младших детей, у которых появится желание выступать, играть роль.

Для накопления театральных впечатлений детей этой группы, как и дру­гих возрастных групп, большую роль играет театр взрослых: сказки-инсце­нировки, доступные пониманию малышей и в то же время недоступные для исполнения старшими. Эти спектакли становятся стимулом для развития ар­тистических качеств. Становясь зрителями театральных постановок, дети приобщаются к театру как к особому волшебному миру, учатся воспринимать его выразительные средства, круг художественных образов. Посещение теат­ра позволяет проводить с воспитанниками подготовительную и последую­щую работу, которая заключается в умелом введении их в предстоящий про­смотр и последующем общении по поводу впечатлений от спектакля.

Впечатления от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную

игру. Они любят наряжаться в знакомых героев, используя имеющиеся кос­тюмы и их детали. Это надо использовать при подготовке к празднику, ин­сценировке - детей необходимо привлекать к элементарному использова­нию атрибутики (детали костюмов, предметы для создания игровой обста­новки и т.д.), нацеливая на конкретное ее применение ("Вот морковка для твоего героя", "Давай приклеим пуговку к шапочке Козлика").

Воспитателю следует придерживаться следующих рекомендаций.

Давать толчок развитию игровых замыслов детей путем прямого пока­за, косвенных приемов руководства, помня об активизирующем характере этого руководства.

Достигать в собственном ролевом воплощении (в кукольном и драма­тическом театре) выразительности в создании художественных образов.

Поощрять первые попытки детей использовать выразительность в изо­бражении персонажа: подражание позе, жесту, движению, интонации, ми­мике.

Предоставлять место для развертывания творческой самодеятельной игры.

Средняя группа

У детей этого возраста развивается полноценное ощущение роли и воз­можностей, связанных с "проживанием" в ней (эмоции, чувства, ощущения). Ребенок, входя в мир взрослых при помощи игры, создает в ней свой собст­венный мир, постоянно экспериментируя, творя, воображая. В игре проис­ходит одновременное развитие интеллектуального и эмоционального на­чал. Внимание детей нацелено на возможно больший охват проигрываемых ролей. Это качество проявляется прежде всего в режиссерской игре, которая становится более развернутой, чем ранее, и является своеобразной творче­ской лабораторией по оттачиванию ролевых действий. Дети играют в разные профессии, проигрывают различные реальные и вымышленные, сказочные ситуации. Для разыгрывания они все чаще используют сюжеты, в которых герои совершают отважные поступки, находят смелые решения. Важное место в содержании игр занимает героика.

Воспитатель направляет стремление детей реализовать свои потребнос­ти в такой игре, предлагая соответствующие литературные сюжеты (расска­зы, сказки, стихи, музыкальные игры). Чтобы они нашли отклик в самостоя­тельной игре подопечных, педагог должен познакомить их с разными про­фессиями, организовывать экскурсии, например, на почту. Не менее важным является умение взрослого заинтересовать воспитанников самим сюжетом при помощи выразительного чтения произведения и разыгрыва­ния его в лицах, а также обыгрывания фрагментов сюжета самими детьми в процессе ознакомления с художественным произведением.

В играх-драматизациях с каждым разом полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Дети все большее внимание заостряют на качестве исполняемой роли. Используя это, воспитатель предлагает де­тям роли на выбор. Возможным становится творческий подход к исполне­нию их желаний: они "меняются" уже сыгранными ролями, их привлекают к


созданию элементов декораций, бутафории, они сочиняют продолжение истории или меняют сюжет.

Важнейшее значение в этом возрасте имеет театр взрослых. Дети узнают воспитателей-артистов, выражают свое мнение о спектакле в целом, с не­терпением ждут появления новых постановок и таким образом понемногу усваивают азы театрального искусства.

Воспитатель в работе с детьми среднего дошкольного возраста должен руководствоваться некоторыми правилами.

Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.

Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произ­ведение.

Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.

При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художествен­ных задач, избегать слишком частых репетиций.

Старшая группа

У детей данного возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематики игры, в инициировании замыс­лов ее построения, развитии сюжета. Воспитатель лишь активизирует твор­ческие проявления подопечных в сочинении сюжетов для собственных игр, постановок. Дети объединяются в игре, образуя творческий коллектив, кото­рому необходимо умелое, целенаправленное руководство взрослого. Он побуждает воспитанников к придумыванию сюжетных ситуаций, повторов, зачинов, концовок, привлекает к обсуждению ситуативного поведения ге­роя, составлению его портретной характеристики, его "биографии", обста­новки действования. При таком подходе развиваются творческие способ­ности детей (инициативность, умение по-новому взглянуть на привычное, знакомое, изобретательность в придумывании поворотов сюжета), важные психические качества, которые воспитатель должен задействовать в работе над созданием художественного образа, образного строя сказки, спектакля. Следует использовать желание дошкольников кооперироваться, сообща ре­шать те или иные вопросы, ладить между собой в игре.

Разыгрывание ролей носит импровизационный характер: по ходу драма­тизации возможны ситуативные добавления, дополнения, уточнения ("Ле­на, как поступит твоя героиня, бабушка, когда узнает о пропаже?", "Может ли твой герой принять решение сам, не дожидаясь помощи?").

Необходимо включать детей не только в обсуждение ролевого поведения героя, но и в описание обстановки действия (чтобы легче было создать де­корации), уточнение психологического состояния героя ("Как ты считаешь, в каком лесу находилась девочка, когда ее оставила там злая мачеха?").

Работе над ролью поможет коллективное обсуждение внешнего вида ге­роев, который должен отражать эпоху, конкретную ситуацию, характер пер-

сонажа. Так, внешний вид сестер Золушки и девочки-падчерицы из русской народной сказки следует привести в соответствие с принадлежностью этих героинь к разным сословиям, странам, эпохам. Соответствовать образу должны и музыкальные характеристики героев, их танцевальные движения.

В активное обсуждение следует включить всех детей, поощряя самых стеснительных, учитывая их догадки, предлагаемые ими варианты. Целена­правленное педагогическое руководство игрой-драматизацией способству­ет тому, что для дошкольников не составляет труда объединяться в детские творческие коллективы "художников", "оформителей", "декораторов", "кос­тюмеров", "гримеров", "актеров", "режиссеров" (правда, по сравнению со следующей возрастной группой эти объединения неустойчивы). Дети склонны к межгрупповой "миграции" и в своих начинаниях не часто дости­гают намеченного результата. Роль воспитателя состоит в том, чтобы под­держивать детские творческие объединения, не дать угаснуть желанию сде­лать что-либо самостоятельно, направлять помыслы детей как на сам про­цесс игры, так и на его результат, учить пользоваться средствами художест­венной выразительности. Воспитателю следует приветствовать желание своих подопечных показать инсценировку малышам. Он должен не только похвалить детей за хорошее исполнение роли, но и отметить живую реак­цию малышей на спектакль, что способствует укреплению желания играть, творить, выступать.

В коллективе, по мнению А.П. Усовой, наряду с разыгрываемыми по ходу драматизации отношениями складываются реальные отношения между де­тьми, которые сплачивают коллектив. Общее дело, т.е. подготовка и прове­дение драматизации, позволяет укрепить чувство товарищества, привязан­ности друг к другу, одновременно развивая и индивидуальные особенности каждого ребенка.

Воспитателю следует руководствоваться следующими рекомендациями.

В работе над драматизацией необходимо использовать стремление ре­бенка быть включенным в общее дело.

Каждому воспитаннику давать посильную нагрузку при распределении ролей в спектакле.

Отмечать малейший положительный результат, индивидуальный рост ребенка, выказывая свое отношение к этому в течение всей работы над про­изведением.

Воспитатель должен являться образцом творческого поведения.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»


Методическая разработка
«Организация этапов театральной деятельности на основе фольклорного материала в первой младшей группе, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта»



Тегульдет 2013

Содержание

Введение………………………………………………………. 3-6 стр.
1. Этапы театральной деятельности
на основе фольклорного материала………………………… 7-10 стр.
2.Практическое применение этапов театральной деятельности,
на примере сценария театрализованного представления
«Курочка Ряба»………………………………………………11-14стр.
3. Материал по музыкально-театральной деятельности, на основе фольклорных и авторских произведений, для организации праздников и развлечений зимней тематики в младшей группе.
- «Пальчиковая гимнастика» …………………………………….15 стр.
- Дидактические игры о зиме……………………………………..16стр.
- Стихи о зиме……………………………………………………17-18стр.
- Зимние загадки…………………………………………………19-21стр.
- Поговорки о зиме………………………………………………….22стр.
- Пословицы о зиме…………………………………………………23стр.
4. Литература…………………………………………………………24стр.
5. Нотное приложение……………………………………………..25-28стр.

Введение
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к музыкальному и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности разработаны и направлены на то, чтобы образование было построено по принципам преемственности, доступности, возможности обучающемуся самостоятельно «добывать» информацию. Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - это формирование духовно-нравственной личности. Данная задача реализуется в интеграции учебных дисциплин и дает вовозможность практического применения полученной информации. В 1 младшей группе МКОУ детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» с. Тегульдет одним из основных направлений является театральная деятельность. Данный вид творчества является одной из форм образовательного процесса. Театрализация доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка. Формированию личностной культуры, развитию социальных навыков.
Все дети любят сказки, театральные представления. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании представления и волшебства. Особенно актуально внедрение в образовательный процесс театрализации в дошкольных учреждениях. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.
Сказка – это маленькая модель мироздания. Постановка, или просмотр которой, позволяет детям с самого раннего дошкольного возраста, познакомится с окружающем миром, вникая в захватывающий сказочный сюжет.
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ, не бояться трудностей. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути. Сказку дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.
В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника! Она, равно, как и игра, применяется во всех видах деятельности.
Чему же учат детей сказки разных видов? Дети часто ассоциируют себя с маленькими зверюшками. Для них мир животных – это такой же мир, как и у людей. Животные разговаривают на понятном человеческом языке и ведут себя как люди. Среди зверей, как и среди людей, существуют положительные и отрицательные герои. Благодаря знакомству со сказкой ребенок лучше всего приобретает жизненный опыт. Сказки про быт помогают лучше понять ценности семейной жизни. Данный вид сказок учит, как разрешить конфликты, возникающие в семье. Волшебные сказки с детства учат житейской мудрости. Включить малышей в театральную деятельность несложно. Дети очень любят наряжаться, изображать каких-то героев. На первоначальном этапе в ясельную группу нередко поступают дети, которые не говорят. С такими ребятами мы проводим театральные игры и упражнения. Например, при помощи перчаточных кукол. Одевается кукла-перчатка «Корова», воспитатель просить ребенка ответить на вопрос: «Как мычит коровка?», аналогично с другими куклами! Постепенно роль воспитателя выполняет ребенок. В данной методической разработке особое внимание уделяется театрализованной деятельности с использованием фольклорного наследия. Интегрирование этих двух важных видов, позволяет уже в ясельной группе, реализовывать образовательные задачи в следующих образовательных разделах:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, же¬стами, мимикой; слушают музыку, характеризующую разных героев (медведь – заяц; дед – бабка –внучка; солнце – дождь и т.д);
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету сказки, учатся рисовать, лепить по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и раз¬влечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
«Ознакомление с окружающим миром», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Цель данной методической разработки:
создание и предложение некоторых форм, методов и приемов деятельности, направленных на вхождение детей младшего дошкольного возраста в театрализованную деятельность на основе фольклорного материала.

Задачи:

1. Приобщить детей к народному искусству (музыкально-театральными формами);
2. Способствовать погружению детей в мир художественных образов народного искусства (музыкально-театральными формами);
3. Развивать умений детей создавать выразительные образы на основе повтора, вариации, импровизации; выражать собственные эмоции (музыкально-театральными формами).

Этапы театральной деятельности на основе фольклорного материала.
Театрализация – образовательное пространство, которое может включать в себя различные формы деятельности: групповая, подгруппами, индивидуальная.
Цель театрализованной деятельности – развитие творческих способности детей средствами театрального искусства. Данная цель достигается путем реализации следующих задач:
- развивать память, внимание;
- развивать умение слушать речь взрослого, понимая ее содержание,
- действовать в соответствии с нею;
- воспитывать выдержку;
- развивать интонационную выразительность речи (эмоциональность);
- развивать умственную и речевую активность;
- развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Для реализации поставленных задач оформлены несколько
этапов работы над произведением.
1этап – выбор произведения (театральной игры, поставки, сказки);
2 этап – знакомство с театральной игрой, сказкой;
3 этап – беседа о героях, персонажах;
4 этап – создание сценического пространства;

6 этап – премьера;
7 этап – рефлексия;
8 этап – повторный показ.
В зависимости от поставленных воспитательно-педагогических задач, формы театральной деятельности, степени вовлеченности детей в постановку, этапы возможно сократить (допустим, ограничиться одним показом и рефлексией).
Характеристика этапов работы над театральной постановкой.
1этап – выбор произведения (театральной игры, поставки, сказки).
Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, воспитатель выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива. Так как на подготовку сказки требуются большие временные и творческие затраты, лучше, если сказка будет соответствовать теме ближайшего праздника, развлечения. Это позволит сэкономить силы детей и взрослых, даст возможность каждому ребенку побыть артистом. В младшем дошкольном возрасте, в 1 этапе, как правило, участвуют только взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель и т.д.) В завершении данного этапа выбирается литературный материал для постановки. Например, сказка «Курочка Ряба»
2 этап – знакомство с театральной игрой, сказкой.
Работа над данным этапом, как правило, у нас начинается с того, что детям читается литературный материал русской народной сказки, например, «Курочка Ряба». Выбор данного материала не случаен. Сказка рассчитана на небольшое количество ролей, которых можно отвести детям «Дед и баба», курочку, вполне возможно изготовить бутафорскую. Учитывая возрастные особенности ясельной группы, продумываются интерактивные методики для зрителей, т.е. для ребят ясельной группы, которые не задействованы в театральной подготовке.
3 этап – беседа о героях, персонажах.
Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Структура данного этапа состоит в следующем: детям предлагается рассказать \показать, как он представляет себе данный персонаж, например, Дед. Поскольку, детям в этом возрасте, еще довольно сложно составить портретно-эмоциональную характеристику, то воспитатель подсказывает наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. Для более четкого достижения поставленной, на данном этапе, задачи, целесообразно использовать этюды на мимику и движения.

Этюды на мимику
работа с карточками эмоций с кратким их описанием: «Заботливая, добрая Бабушка», «Дед сердится», «Бабка злится», «Дед плачет»и т.д
прием «Выбери карточку», «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.

Этюды на движение
«У Деда заболела спинка», - пройти «согнувшись» в медленном темпе.
«Курочка успокаивает Деда и Бабку » - «курочка» крылышком (рукой) гладит Деда и Бабку,
прием «Отгадай кто это?»- один ребенок/воспитатель показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.
Затем, на музыкальных занятиях детям предлагается музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять.
Музыкальные игры «Как ходит Курочка», «Как ходит Дед и Баба», «Мышка», разучивание песни - игры «Мышка в гости приходила», прослушивание музыкальных отрывков, характеризующих персонажей.
4 этап – создание сценического пространства.
Создание сценического пространства требует от детей умения ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, зоны Нучившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Возникает необходимость использования предметов (как декораций, так и предметов – заменителей). Взаимодействие с партнерами приводит к составлению следующих мизансцен:
домик Бабки и Деда;
появление Курочки;
путешествие (подходят) всех к домику, успокаивают Деда и Бабку.
Игра с Мышкой (прятки), используется весь зал;
Песня – игра «Мышка в гости приходила», используется центр зала (перед домиком Деда и Бабы);
финал.
Педагогам остается, не навязывая своего видения, совместно "обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке во время репетиции эпизодов (мизансцен). А элементы костюма находят своего исполнителя.
5 этап – «Кем я буду?» (распределение ролей)
Дети на протяжении некоторого времени погружались в мир музыки и сказки, сами создавали его, научились смотреть и слушать. Ребята поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли. Проводится последняя костюмированная репетиция.
6 - 8этапы – премьера, рефлексия, повторный показ.
Самые волнующие и ответственные этапы. Дети одевают костюмы, или элементы костюмов, изготовленные воспитателями и родителями.
Получив оценку зрителей и оценив себя, исполнители желают рассказать сказку "по новому” - с дополнениями, изменениями, а то и вовсе поменяться ролями. Исполнителями могут стать и терпеливые зрители, которые в силу каких-то причин не участвовали в первом показе. Закрепляя, полученные навыки и умения каждый ребенок индивидуально проявляется, раскрываются его творческие способности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театральная деятельность с использованием фольклорного материал, на примере постановки сказки «Курочка Ряба» позволяет:
развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности;
способствует личностному росту детей, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
способствует повышению профессионального уровня педагогов.
Практическое применение этапов театральной деятельности, на примере сценария театрализованного представления «Курочка Ряба»
Сценарий театрализованного представления
на основе русской народной сказки «»Курочка Ряба»
для детей младшего дошкольного возраста
Тип мероприятия: развлечение.
Вид мероприятия: интегрированный.
Межпредметные связи:
Музыкальное воспитание, изобразительная деятельность (лепка), развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой.
Программное содержание: воспитывать привязанность ребёнка к народному творчеству, средствами театральной деятельности; развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности; способствовать личностному росту детей, развивать социальные навыки и общее развитие детей.
Цель: развитие творческих способности детей средствами театрального искусства
Задачи:
развивать воображение детей;
обучать четкому произношению слов из сказки;
формировать правильное произношение звуков, слогов «П», «Пи»;
воспитывать навыки доброты и отзывчивости в отношении сказочных персонажей;
развивать музыкальные способности детей.
Словарная работа: сказка, дед, бабка, фартук, курочка, яичко, мышка
Материал: кукла Мышка, избушка, стол, игрушка Курочка, 2 яичка «золотое и простое», сделанные из киндер-сюрприза.
Предварительная работа:
чтение и беседа о сказке «Курочка Ряба», выполнение этюдов на мимику и движение, разучивание музыкального материала, работа с карточками (характер и настроение героя), разучивание метро-ритмических и танцевальных элементов, движений и упражнений.
Ход развлечения:

В оформленный зал (избушка Деда и Бабы, стол, атрибуты народной избы: коврики, платки, полотенца и т.д.) дети входят в зал под музыку (р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени»), рассаживаются на стульчики.
Воспитатель берет на себя роль ведущего, рассаживает детей полукругом.
Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришла в гости сказка «Курочка Ряба» Выносит Курочку Рябу (игрушку), сидящую на плетеном подносе.

Жила-была Курочка, а звали её Ряба. Ребята, давайте поговорим с курочкой на её языке.
(Дети повторяют несколько раз слог «Ко-ко-ко»).
Воспитатель:
А где жила курочка Ряба?
Дети: у Бабки с Дедом.
В зал под музыку («Народная пляска») входят Бабка и Дед (актеры из ясельной группы, одетые в народные костюмы), останавливаются в центре зала выполняют элементы танцевальных движений. (Дед, слегка наклонившись вперед, якобы больная спина, вставляя ногу вперед, ставит её на пятку, аналогично с другой ногой, повторяется 4раза. Бабка, держась руками за края платочка, повязанного на голове, выполняет «пружинку» - 4 раза).
Воспитатель показывает Деду с Бабкой место за столом, они садятся. Воспитатель: Дед с Бабкой курку очень любили, кормили её (показывает детям движение «Сыпать корм», дети повторяют, говоря при этом: «Цыпа, цыпа, цыпа»), гладили ей (Бабка с Дедом гладят курочку на подносе, затем воспитатель берет поднос и подходит к ребятам, сидящим полукругом, каждый ребенок гладит курочку). И вот снесла однажды курочка яичко, да не простое, а золотое (достает из из курочкиного подноса яичко). Дед бил-бил, не разбил (Дед бъет), Бабка била-била не разбила (дети под музыку «бъют яичко», стучат левым кулачком об правый). Однажды к ним в гости пришла Мышка (воспитатель одевает куклу-перчатку мышки). Ребята, а как мышка разговаривает?
(дети: «Пи-пи-пи»)
Воспитатель: мышка бежала, хвостиком задела, яичко и разбилось (яичко падает со стола и «разбивается») Плачет Дед, плачет Бабка.. Жалко, ребята дедушку и бабушку, давайте пожалеем их (дети подходят и жалеют, гладят их). А Курочка и говорит: «Не плачь, Дед, не плачь, Бабка, я снесу вам яичко ну золотое, а простое» (Воспитатель достает из курочкиного разноса «простое» яйцо)
Мышка: А сейчас, ребята, я хочу с вами поиграть.
Проводится музыкально-дидактичская игра «Где мышка?» (физкультурная пауза)
Дети закрывают глазки, воспитатель прячет мышку, затем дети ищут её, а когда находят, говорят слог «Пи-пи-пи» Игра проводится под музыку раза 2-3.
Мышка: молодцы, ребята! А сейчас, давайте, мы с вами споем песенку «Мышка в гости приходила».
(поют на мелодию русской народной песни «Мы на луг ходили»,
выполняя движения)
1.Мышка прибежала, хвостиком махала.

Вот так, вот так, хвостиком махала.
2. Мышка прибежала, лапками играла.

Вот так, вот так, лапками играла.
3.Мышка прибежала, глазки закрывала.

Вот так, вот так, глазки закрывала.
Мышка прибежала, головой качала.

Вот так, вот так, головой качала.
Мышка прибежала, с нами танцевала.
Вот так, вот так, с нами танцевала.
Воспитатель: а сейчас, ребята, давайте попрощаемся с Мышкой. Скажем ей: «До свидания». (дети говорят, Мышка «уходит»).
Воспитатель проводит рефлексию. Примерные вопросы:
- у какой сказки мы сегодня были в гостях? (у русской народной сказки «Курочка Ряба»);
- кто жил в этой сказке? (Дед, Баба, курочка Ряба, Мышка);
- а какое яичко сначала снесла Курочка? (золотое);
- какое оно было? (круглое, желтое, крепкое и т.д.);
- какое яичко после золотого снесла Курочка? (простое);
-- какое оно было? (белое, круглое, хрупкое и т.д.);
- а что мы говорили Мышке, когда играли с ней в прятки? (Пи-пи-пи);
- а как мы с Мышкой танцевали? (хвостиком махали, головой качали, лапками играли, танцевали).
Воспитатель: молодцы, ребята, а сейчас мы с вами пойдем в группу.
(дети уходят под музыку русскою народной песни, например «Во саду ли в огороде»)

Материал по музыкально-театральной деятельности, на основе фольклорных и авторских произведений, для организации праздников и развлечений зимней тематики в младшей группе.

1 .«Пальчиковая гимнастика»
«Снежок»
Раз два, три четыре загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили «Лепят снежок»
Круглый, крепкий Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Очень гладкий Гладят одной ладонью другую
И совсем- совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим «Подбрасывают»
Два – поймаем Приседают «ловят».
Три – уроним Встают «роняют».
И сломаем Топают.
«Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок «Лепят снежок»
Кати по снегу свой снежок- «Катят»
Он превратился в толстый ком, Показывают шар руками.
И станет ком снеговиком «Рисуют руками снеговика».
Его улыбка так светла! Показывают улыбку.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают.
Но солнце припечет слегка- Рука у лба, смотрят на солнце.
Увы и нет снеговика. Пожимают плечами, руки стороны.

«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети «Лепят».
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони,
Гладят одной ладонью другую.
И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Подбрасывают.
Два – поймаем, Ловят.
Три – уроним, Роняют.
И... сломаем, Топают.
«Пирог».
Падал снег на порог опускают ладони медленно.
Кто слепил себе пирог «лепят пирог»
А пока лепил и пек
Ручейком пирог утек пальчики бегут.
Пирожки себе пеки «пекут пирог».
НЕ из снега – из муки
2 Дидактические игры о зиме.
1.Дидактическая игра «Доскажи фразу» - ребенку предлагается закончить фразу ответив на вопросы
«какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
Методическое примечание: данную игру можно совместить с этюдами на мимику и пластику. Например, показывая детям медведя (куклу перчатку), задается вопрос: а медведь какой? Дети отвечают: «большой, косолапый, добрый, злой и т.д.». Затем дети показывают медведи мимикой и движениями.
2. Дидактическая игра «Какой лёд?» - дети дают описание льда.
Цель – научить детей подбирать относительное прилагательное, расширить их словарный запас.
Методическое примечание: данную игру можно совместить с этюдами на пластику. Например, после того, как с детьми выясняется, что лёд скользкий, то воспитатель показывает, как нужно осторожно ходить по льду, кататься на коньках и т.д., затем дети повторяют.
3. Дидактическая игра «Прокати слово с горки» - воспитатель предлагает детям протяжно произносить односложные слова, например «дом», «ком».
Цель – упражнять голосовые связки.
4. Дидактическая игра «Слова родственники» - дети подбирают однокоренные слова к слову «снеговик».
Цель - упражнять в подборе однокоренных слов.
5. Дидактическая игра «Что взять на прогулку?».
Цель – употреблять имена существительные в именительном падеже единственного числа; игра способствует развитию памяти.
Методическое примечание: данную игру можно совместить с этюдами на мимику и пластику. Например, дети «одевают» на прогулку свои игрушки, озвучивая действия (одеваем шапку, шарфик и т.д.). Затем дети со своими игрушками «идут» на прогулку (проходят по кругу).

© 2024 Helperlife - Строительный портал