Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Сообщение образ автора в поэме мертвые души

Поскольку жанр поэмы предполагает равноправие лирического и эпического начал, без авторского слова обойтись в этом произведении невозможно. Лирическое начало в поэме «Мёртвые души» реализуется именно в авторских отступлениях.

Не являясь героем поэмы, автор «Мёртвых душ» выступает в ней как лирический герой. Представление о лирическом герое читатель получает, анализируя литературные взгляды и размышления Гоголя об избранности писателя, о двух типах писателей, о двух типах портретов, о языке художественного произведения, о выборе главного героя.

Автор делится с читателем своими творческими замыслами: “И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма”. Автор беседует с читателем о своём положительном идеале, говорит о своём отношении к Чичикову.

Автор постоянно общается с читателем, причём в отношении к читателю частенько сквозит ирония, скрытая под стремлением угодить. Вот как Гоголь обращается к дамам-читательницам: “Дамам он [Чичиков] не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство…” Автор поэмы пытается предугадать отношение читателя к главному герою, представить возможную реакцию читателя.

Автор выступает в своём лиро-эпическом произведении и как рассказчик. Некоторые его высказывания связывают отдельные эпизоды поэмы, играют важную композиционную роль: “…Мне пора возвратиться к нашим героям, которые стояли уже несколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперёд”. Другие высказывания автора связывают отдельные эпизоды или лирические отступления с основным повествованием.

Соотношение лирического и эпического начал в поэме является средством выражения авторской позиции.
Авторская позиция выражается и через восприятие Чичикова. Иногда сложно отделить мысли Чичикова от лирических отступлений: “Эх, русский народец! Не любит умирать своею смертью!..”

Кроме того, для исчерпывающего понимания образа автора в поэме «Мёртвые души» можно сказать и о том, что в эпической части Н.В. Гоголь выступает как новатор-реалист, а в лирической - как поэт-романтик.

    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...

    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...

    Манилов- персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...

    Вообще жизнь люблю, но нашу жизнь, уездную, русскую, обывательскую, терпеть не могу и презираю её всеми силами моей души. А. П.Чехов, «Дядя Ваня» Когда читаешь произведение «Мертвые души», очень удивляет необыкновенно доброе отношение Николая...

    Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души» Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают...

Поэма «Мертвые души» - центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему. Он писал: «В книге этой многое описано неверно, не так как есть, и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего… Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть, что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня». Далее автор давал конкретные рекомендации о том, как надо правильно ему помогать: после прочтения нескольких страниц произведения следует припомнить и записать свои жизненные воспоминания и как только лист бумаги заполнится записями, отослать его автору. Это предисловие свидетельствовало в том, насколько важным было для автора знать о читательском восприятии поэмы.

С функцией образа автора связано и жанровое определение «поэма», придуманное самим Н.В. Гоголем для своего произведения. Поэма, как известно, жанр лирический. А для этого рода литературы важен не столько сам сюжет, сколько авторские переживания, настроения. По мере развития основной сюжетной линии в произведении имеются многочисленные лирические отступления, в которых автор напрямую общается с читателем, рассказывая ему о том, что волнует и тревожит его в данный момент. Таким образом, читатель подключался к самому творческому процессу, превращался одновременно в критика произведения, а факт появления поэмы из чисто литературного явления становится явлением общественным.

Мировоззрение Гоголя было тесно связано со взглядами философов-просветителей, основная идея которых состояла в том, что человек по своей природе - существо гармоничное. В его пороках же виноваты несправедливые общественные законы, вынуждающие личность приспосабливаться к жизни и осознанно нарушать присущие ей нормы морали.

Лирические отступления автора наполнены патриотическим пафосом. Изображая порочных, опустившихся людей, Гоголь одновременно лелеет мечту о прекрасном человеке. Видя разруху и неустроенность на родной земле, писатель продолжает верить в ее светлое будущее: «Русь! Русь!.. Здесь ли, не в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?..».

Автору было важно воплотить в поэме и воспоминания о своей жизни. Так, например, в шестую главу он включает мысли о своей юности, о том, как весело ему было подъезжать к незнакомому месту, сколько любопытного для себя открывал детский пытливый взгляд. С годами же взгляд этот стал охлажденным, а свежесть восприятия жизни утратилась.

В одиннадцатой главе автор полемизирует с теми, кто не хочет говорить о бедности и разрухе, о презренном и глупом в жизни. Гоголь считает, что отказ слышать о родной стране горькую правду порождает ложный патриотизм, ибо замалчивание проблемы никогда не приведет к ее разрешению.

Автор поэмы «Мертвые души» - творец, избранный для того, чтобы задуматься о самом существенном в жизни - о дальнейшей судьбе России. Гоголь ощущал, что только он сможет осуществить эту грандиозную миссию, и приложил все усилия, чтобы воплотить задуманное в жизнь.

В.Г. Белинский писал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Что такое почти каждая из его повестей? Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнию. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша… Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины!..».

Она была опубликована в 1842 году. В этой статье будет рассмотрен образ автора в поэме "Мертвые души". Гоголь играет в ней особую роль. Николай Васильевич выступает не пассивным повествователем в "Мертвых душах", а мудрым собеседником. Он ведет неспешный разговор со своим читателем.

Предисловие ко 2-му изданию "Мертвых душ"

Автор в предисловии ко 2-му изданию произведения просит читателя помочь ему. Поможет понять образ автора в поэме этого предисловия. В нем он говорит, что не может знать всего, что происходит на русской земле, поэтому в этой книге многое описано неверно. Николай Васильевич признается, что от его поспешности, незрелости и оплошности произошло много промахов и ошибок, поэтому на всякой странице произведения есть что поправить. И Гоголь просит сделать это читателя - поправить его.

Далее Николай Васильевич дает нам конкретные рекомендации, что нужно делать для того, чтобы правильно помогать ему. В частности, следует после прочтения нескольких страниц этой поэмы припомнить и записать на бумаге собственные жизненные воспоминания. После того как лист бумаги будет заполнен этими записями, нужно его отослать автору. Предисловие это показывает, насколько важным для Гоголя было знать о том, как воспринимает его поэму читатель.

Почему это произведение - поэма?

Само жанровое определение "поэма" связано со значением, которое имеет образ автора в поэме "Мертвые души". Такое название для своего творения придумал сам Н.В. Гоголь. Как известно, поэма - это лирический жанр. А для такого рода произведений важен не столько сюжет как таковой, сколько авторские настроения, переживания.

Роль в поэме лирических отступлений

По мере того как развивается главная сюжетная линия, в поэме появляется все больше лирических отступлений, через которые раскрывается образ автора в поэме "Мертвые души". В них Николай Васильевич напрямую общается со своим читателем. Он ему рассказывает о том, что его тревожит и волнует в данный момент. Читатель подключается к процессу творчества, выступая одновременно в роли критика произведения. Общественным явлением (а не чисто литературным) становится факт появления этой поэмы.

Влияние философов-просветителей

Анализируя образ автора в поэме "Мертвые души" по лирическим отступлениям, заметим, что гоголевское мировоззрение тесным образом связано со взглядами различных философов-просветителей. Главная идея этих мыслителей заключалась в том, что по своей природе человек - гармоничное существо. И именно несправедливые общественные законы виноваты в его пороках. Они вынуждают личность человека приспосабливаться к жизни и нарушать осознанно присущие ей.

Патриотическим пафосом наполнены лирические отступления Гоголя. Дополняя образ автора в поэме "Мертвые души", отметим, что, изображая опустившихся, порочных людей, Николай Васильевич в то же время лелеет свою мечту о прекрасном человеке. Он видит неустроенность и разруху на родной земле, но не перестает верить в светлое будущее России. Где, как не здесь, в этой огромной стране суждено родиться беспредельной мысли?

Воспоминания из жизни автора в произведении

Николаю Васильевичу важно было включить в свое произведение воспоминания о собственной жизни. Например, он в 6 главе размышляет о своей юности, говорит о том, что любил подъезжать к незнакомому месту. Пытливый детский взгляд юного Гоголя открывал для себя много любопытного. Этот взгляд с годами стал охлажденным, утратилась свежесть восприятия жизни.

Цель, которую преследовал Гоголь

Автор в 11 главе полемизирует с читателями, которые не хотят говорить о разрухе и бедности, о глупом и презренном в жизни. Он считает, что нежелание слышать горькую правду о родной стране порождает в людях ложный патриотизм. Ведь к разрешению проблемы никогда не приведет ее замалчивание.

Автор интересующей нас поэмы является творцом, который избран для того, чтобы задуматься о жизни, о самом существенном в ней - дальнейшей судьбе России. Николай Васильевич ощущал, что лишь он может осуществить эту великую миссию. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, он приложил все свои усилия.

Ирония Гоголя

Автор поэмы постоянно общается с читателем. В отношении к нему при этом часто сквозит ирония, которую Гоголь скрывает под стремлением угодить. Например, он обращается к читательницам и говорит, что Чичиков дамам не понравится, так как они требуют, чтобы герой произведения был "решительным совершенством". Николай Васильевич стремится предугадать отношение к Чичикову читателя, представить возможную реакцию на него.

Гоголь как лирический герой и рассказчик

В этом лиро-эпическом произведении автор выступает как лирический герой и как рассказчик одновременно. Гоголь размышляет об избранности писателей, о двух их типах, о выборе героя и о языке произведения, делится творческими замыслами. Все это характерно для лирического героя. Некоторые высказывания Гоголя служат для того, чтобы связать отдельные эпизоды "Мертвых душ". Они играют в поэме важную композиционную роль. Конечно, Гоголь выступает здесь в роли рассказчика.

Соотношение эпического и лирического начал произведения - средство, с помощью которого Николай Васильевич выражает Связанные с эпической частью обобщающие отступления раскрывают отношение Николая Васильевича к своим героям. Иногда сложно отделить в поэме от лирических отступлений мысли Чичикова. В лирической части автор выступает как поэт-романтик, а в эпической - как новатор-реалист.

Итак, мы описали образ автора в поэме "Мертвые души" кратко. Более подробный его анализ можно провести, если взять за основу эту статью. Прочитав произведение и отметив в нем места, в которых звучит голос Гоголя, можно дополнить образ автора в поэме "Мертвые души". С цитатами анализ станет более основательным и подробным.

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный - это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

Повествователь в поэме - это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, - одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя - это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • Образ повествователя

В произведении «Мертвые души» повествование ведется от лица некоего автора. Он выступает как бы в качестве лирического героя. В какой-то степени автор выражает мысли самого Н.В. Гоголя. Речь автора тесно переплетается с образами персонажей, поэтому иногда сложно понять, где же слова самого автора.

На протяжении всей поэмы автор насмехается над всем происходящим, над персонажами и даже над читателями. Он как бы находится в стороне и наблюдает за всем. Автор как тень следует за Чичиковым и не упустит случая отпустить пару шуток в его адрес. Он иронизирует по поводу жизней всех персонажей и умеет тонко намекнуть на их ничтожность.

Автор, как и сам Гоголь - свободный странник. Он выступает в образе идеального человека, имеющего право судить о других людях. С одной стороны он серьезно говорит о недостатках того или иного персонажа, а с другой стороны чувствуется его ирония.

Он смотрит на всех свысока и высказывает свою точку зрения в любой ситуации. Иногда его философские размышления занимают достаточное место в поэме. Он анализирует и как будто ведет разговор с читателем. Такой прием, на мой взгляд, является удачным, так как автор располагает к себе, ему хочется верить.

В поэме автор является отдельным целостным персонажем. У него своя судьба, биография, своя система ценностей и принципов. Он умело подмечает недостатки других и при этом относится ко всему с юмором. С помощью образа автора писатель высказывает свое отношение к происходящему в стране на тот момент.

© 2024 Helperlife - Строительный портал