Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Штрейхер Юлиус: биография. Биография Присоединение к нацистам

Юлиус Штрейхер появился на свет 12 февраля 1885 года в семье учителя сельской школы во франконской деревушке Флейнгаузен, близ старинного германского города Аугсбурга. С началом Великой войны (Первой Мировой) в 1914 году он ушел добровольцем на фронт, был награжден за храбрость и отвагу Железными Крестами II и I степеней, всеми тремя степенями медали "За отвагу" и рядом других боевых наград Германской империи.

Вернувшись с войны и переосмыслив ее причины и подоплеки, Штрейхер, основал в 1919 году в Нюрнберге "Немецкую социальную партию", влившуюся под его руководством в 1921 году в состав Национал-социалистической германской рабочей партии (НСДАП). Присоединившись к Адольфу Гитлеру, он принял участие в мюнхенском восстании 8-9 ноября 1923 года, направленном против социал-демократического берлинского правительства "ноябрьских преступников".

После подавления путча, Юлиус Штрейхер был осужден вместе с Гитлером и другими участниками, и приговорен к заключению в тюрьме Ландсберг. После выхода на свободу Штрейхеру было запрещено заниматься преподаванием в учебных заведениях (в Германии еще и по сей день действует этот закон лишающий провинившегося возможности заработать себе на жизнь, - "запрет на работу по профессии").

В период запрета НСДАП Юлиус Штрейхер руководил пришедшей на смену этой партии, в качестве правопреемницы, организацией "Великогерманское Народное сообщество". В качестве делегата от этой организации Штрейхер был в 1924 году избран в баварский ландтаг, депутатом которого он неизменно избирался до 1932 года, что говорит о его большой популярности среди избирателей.

В 1928 году ветеран войны и мюнхенского восстания стал гаулейтером (национал-социалистическим "секретарем обкома") Франконии (исторической области Германии), получив именно на этом партийном посту свое знаменитое прозвище "вождя франков" ("франкенфюрера").

Это прозвище расценивалось самим Штрейхером как весьма лестное для него и как бы ставило бывшего скромного учителя-фронтовика в один ряд с легендарными франкскими королями.

Юлиус Штрейхер, начиная с 1923 года приступил также к изданию малоформатного, но уже многотиражного еженедельника "Дер Штюрмер" ("Штурмовик"), который политические противника Штрейхера - либералы и коммунисты, стали клеймить уже не просто "погромным и антисемитским", но вдобавок и "порнографическим" листком.
Вообще же в основе публикаций в "Штюрмере", по глубочайшему убеждению противников Штрейхера, лежал "беззастенчивый и патологический антисемитизм", причем общий собирательный портрет "иудея", представавшего со страниц еженедельника перед аудиторией, "щедро приправлялся такими кровавыми наветами, как обвинение иудеев в ритуальных убийствах христианских младенцев", а также утверждениями о подчинении всемирного масонства "невидимому высшему руководству", состоящему также из иудеев, и другими обвинениями.

Вот за эту-то свою печатно- агитационную деятельность, направленную против мировой иудейской власти, Штрейхер и был после окончания "Европейской Гражданской войны" 1939-1945 годов заключен западными "союзниками" сначала в тюрьму, а затем и в лагерь Мондорф.

Однако, даже заклятый враг Штрейхера - Бенно Мартин, высший руководитель СС и полиции Нюрнберга - вынужден был признать в ходе проведенного следственными органами союзников дознания, что Штрейхер выступал против "Имперской хрустальной ночи" 9 ноября 1938 года. Свое отрицательное отношение к "Хрустальной ночи" Юлиус Штрейхер обосновывал своим глубоким убеждением в том, что в долгосрочной перспективе допущенные в Германии по отношению к иудеям беззакония и произвол пойдут на пользу тем же иудеям.

Тем не менее, Юлиус Штрейхер очень скоро превратился во "врага №1" всего организованного "международного иудейского сообщества" (по его же собственному выражению). Между тем, заветной мечтой "франкенфюрера", по его же собственным словам, было вовсе не поголовное истребление еврейского населения Германии. Штрейхер хотел лишь дожить до того дня, когда все иудеи будут, в конце концов, изгнаны за пределы дорогого ему Фатерланда. Он утверждал, что даже многие из аккредитованных в Германии зарубежных дипломатов мысленно аплодируют его активной антисемитской деятельности.
В середине тридцатых годов, уже при Третьем рейхе, впавший в немилость у "властей предержащих" (чем он был обязан, в первую очередь, Герману Герингу) Штрейхер удалился на свою ферму Плайкерсгоф, расположенную в его родной Франконии. На клочке земли, купленной на собственные деньги, Штрейхер построил там ферму с коровником, где и прожил всю войну, не поддерживая никаких контактов с какими бы то ни было властными структурами национал-социалистического режима.

И вот настал тот день, когда бывший гаулейтер Франконии и издатель еженедельника "Дер Штюрмер" Юлиус Штрейхер, начал свой крестный путь на Голгофу. Он был арестован офицером американских оккупационных войск, майором Генри Блиттом, прибывшим за ним "по наводке" 22 мая 1945 года в крестьянский дом в Вайдбруке. Майор Блитт препроводил "франкенфюрера" в тюрьму Зальцбурга, где бравые вояки дяди Сэма сразу же заковали арестованного в наручники, которые ни разу не снимали с него в течение последующих пяти дней.

23 мая Штрейхера, все еще закованного в наручники и одетого только в нижнюю рубашку и кальсоны, перевезли в тюрьму баварского города Фрейзинг, где он был заключен в карцер. В карцере не имелось не только окон, но и кровати и даже стула, так что спать заключенному приходилось на холодном каменном полу. Несколько дней спустя, после перевода в тюрьму города Висбадена, заключенный Штрейхер записал в своем тюремном дневнике, что во фрейзингской тюрьме "ами" (американцы) два-три раза в день ставили его "к стенке" с поднятыми над головой руками, скованными наручниками, после чего чернокожий рядовой, а чаще - белый офицер военной полиции США хлестал заключенного кожаной плетью по половым органам. Как только Штрейхер пытался опустить руки, чтобы прикрыть гениталии от ударов плети, ему немедленно наносился удар прямо в пах ногой, обутой в тяжелый армейский ботинок. В результате не только гениталии, но и вся промежность заключенного Штрейхера постоянно пребывали в страшно распухшем состоянии.
После очередного избиения белый офицер военной полиции удалялся, и наступал черед рядового состава доблестной армии США. Рядовые (почему-то именно негры) в течение дня неоднократно заставляли заключенного Штрейхера открывать рот, чтобы плюнуть ему туда. Если заключенный отказывался открыть рот, американцы насильно разжимали ему челюсти деревянной палкой, и все-таки плевали Штрейхеру в рот. Кроме того, тюремщики заставляли заключенного гаулейтера пить из "параши". Если он отказывался пить из "параши", его избивали кожаной плетью.
Питаться узника заставляли исключительно протухшими объедками и картофельной шелухой. Когда же Штрейхер однажды дерзнул отказаться употребить в пищу какие-то совершенно сгнившие помои, принесенные ему "на обед", чернокожие тюремщики повалили заключенного на пол и заставили лизать свои армейские ботинки.

Наконец, 26 мая ему приказали готовиться к поездке в Висбаден. В висбаденской тюрьме Штрейхеру впервые с момент ареста начали оказывать медицинскую помощь.

Многие из товарищей "франкенфюрера" по несчастью отметили в "лагерных" дневниках свое неподдельное восхищение поведением Штрейхера, упорно не желавшего сгибаться под бременем столь драматических для заключенных обстоятельств. Когда их перевозили на грузовиках из "лагеря" Мондорф через всю южную Германию в Нюрнбергскую тюрьму, последний правитель Третьего рейха, гросс-адмирал Карл Дениц, сказал Штрейхеру: "За Вашу судьбу я спокоен. Меня волнует другое - как смогут пройти через все это все остальные!?".
Особенно удручало по-прежнему одержимого "еврейской темой" бывшего гаулейтера Франконии непропорционально большой, по его мнению, процент иудеев среди тех, кто допрашивал заключенных.
"Среди англичан нет ни одного иудея. У американцев же сплошь одни иудеи...и только один у русских".
"Два раза в день по коридору проходит женщина в мундире лейтенанта (иудейка) и с довольной ухмылкой заглядывает в дверной глазок моей камеры, как бы говоря: "Здесь он, здесь...Уж теперь-то он никуда от нас не денется!".
Для союзников имело значение, прежде всего, то, что Штрейхер являлся в их глазах "профессиональным антисемитом", но они старались в своих гневных филиппиках уделять не меньшее значение его репутации "любителя порнографии".
Однако с выработкой конкретной формулировки обвинения против подсудимого Штрейхера у обвинителей возникали большие затруднения. Ведь он, хотя и публиковал в своих изданиях порой и вздорные обвинения иудеев во всех смертных грехах, сам никого своими руками не убил (по крайней мере, после окончания Первой мировой войны в 1918 году), не подписал ни одного смертного приговора, не участвовал ни в пресловутой конференции в Ваннзее по "окончательному решению иудейского вопроса", ни в депортации иудеев на Восток...
Несмотря на физические издевательства и тяжелые психологические условия заключения, бывший гаулейтер Франконии по-прежнему живо реагировал на все происходящее, занося в свой дневник соответствуюшие записи.

И вот Нюрнбергский процесс начался. В свой первый день в суде Юлиус Штрейхер видел и воспринимал все происходящее совершенно отличным от своих товарищей по заключению образом. Для него это было последней возможностью "скрестить мечи с иудеями".
Подобно рейхсмаршалу Герману Герингу, Штрейхер не питал ни малейших иллюзий по поводу исхода процесса лично для себя, считая смертный приговор себе заранее предрешенным. Об этом свидетельствует, в частности, следующая дневниковая запись Штрейхера, сделанная в день открытия процесса: "Для тех, кто еще не совсем ослеп, не может быть ни малейшего сомнения в том, что в зале суда гораздо больше иудеев и полу-иудеев, чем неиудеев. Три четверти всех журналистов, почти все переводчики, стенографисты - как мужчины, так и женщины - а также все остальные помощники - бесспорно, иудейского происхождения. Как презрительно и самодовольно ухмыляются они, глядя на нас, ведь мы - обвиняемые и сидим на скамье подсудимых... На их лицах так и читается глумливая фраза: Ну, теперь-то вся их шайка, и даже Штрейхер, у нас в руках!".

По воспоминаниям уцелевших после процесса обвиняемых, приговоренных к различным срокам тюремного заключения, царившее в те дни повсеместное настроение можно было охарактеризовать одним единственным словом - прямо-таки ветхозаветная жажда мести. Атмосферу тех дней наглядно характеризовало письмо, полученное судьей Джексоном от богатого нью-йоркского предпринимателя-иудея Эрнеста Шенфельда и содержавшее, в частности, следующие строки: "Если это представится возможным, то моим страстным желанием было бы, в случае и после вынесения смертного приговора Юлиусу Штрейхеру, не только присутствовать при его казни, но и принять личное непосредственное участие в приведении приговора в исполнение".

Юлиус Штрейхер с самого начала неустанно повторял, что это судилище олицетворяет собой "триумф мирового иудейства".
Все судьи были едины в стремлении повесить Юлиуса Штрейхера во что бы то ни стало - причем все равно, за что. Лишь бы повесить.
Совершенно спокойно выслушав вынесенный ему приговор, Юлиус Штрейхер твердо и наотрез отказался ходатайствовать перед судом о помиловании.
"Франкенфюрер" подчеркнул, что первоначально обдумывал возможность самоубийства, однако затем отказался от этой мысли, решив, что гораздо важнее заявить на суде о том, почему он так настойчиво боролся против иудеев. Он до самого конца так и не изменил своего мнения о них в лучшую сторону, и менее всего - здесь, во время этого оккупационного и отвратительного судилища, который от начала до конца является наглядным подтверждением всего того, что он всегда думал и говорил об иудеях.

При прощании с сыном, Штрейхер заверил его, что даже у подножия виселицы останется верен Адольфу Гитлеру и идеям национального социализма, а напоследок убежденно произнес: "Геринг, Кейтель и Йодль - все они умрут также достойно, как и подобает мужчинам!"

Десятерых осужденных доставили из камеры смертников в помещение для казни по одному, неся их с четырех сторон за руки и за ноги лицом вниз. При этом американские палачи, по воспоминаниям очевидцев, проявили гораздо большую нервозность, чем те, кого они собирались казнить. Избежавший виселицы фельдмаршал Мильх (наполовину еврей) записал в своем дневнике "по свежим следам", через несколько часов после казни: "Каждый из них принял свою смерть очень храбро. Один "ами" сказал о них: "У них в жилах лед вместо крови".

Штрейхер, у которого было сильно повреждено колено, очень беспокоился, сможет ли он подняться по ступенькам лестницы к виселице такой же твердой поступью и без посторонней помощи, как обещал это при прощании с женой и сыном. В ту последнюю встречу он даже сказал им, что специально тренируется для этого случая ходить без трости. В последний раз "франкенфюрер" совершил эти свои ежедневные упражнения накануне казни.

Казнь состоялась (как пишет известный британский историк Дэвид Ирвинг, "по причудливой иронии судьбы" 16 октября 1946 года, в день "веселого праздника Пурим" - одного из главных священных дней по иудейскому календарю,

С большим трудом, скрывая боль в колене, Юлиус Штрейхер поднялся по ступеням виселицы в сопровождении священника. В сех осужденных повесили на длинных веревках, так что их шейные позвонки сломались под тяжестью тел, и смерть наступила достаточно быстро. А вот Юлиусу Штрейхеру было предназначено умереть от удушья, и потому его повесили на очень короткой веревке, что сделало смерть осужденного особенно мучительной.

Юлиус Штрейхер родился 12 февраля 1885 года в баварском городе Флейнхаузен. Работал школьным учителем в Нюрнберге, во время Первой мировой войны дослужился до лейтенанта, а по ее окончанию стал активным участником правого движения. В 1919 году он вступил в ряды антисемитской Немецкой федерации по защите и обороне Германии. Вскоре Штрейхер основал в Нюрнберге отделение Социалистической партии Германии (СПГ), весь идеологический фундамент которой держался на ненависти к евреям и коммунистам — именно они, по мнению нацистов, были виноваты в поражении Германии.

В 1921 году Штрейхер встретил человека, который ненавидел евреев так же безумно, как и он — Адольфа Гитлера. Он приехал в Мюнхен и был восхищен речью руководителя Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). «Этот человек говорил как посланник небес…», — вспоминал свои впечатления Штрейхер. В октябре 1922 года он вступил в НСДАП и уговорил поступить так же многих своих товарищей, тем самым почти вдвое увеличив количество членов партии Гитлера.

Штрейхер и Гитлер в Нюрнберге, 1923 год

В 1923 году Штрейхер начал издавать еженедельную газету Der Stürmer («Штурмовик»), в которой размещались антисемитские статьи, обвинения евреев в ритуальных убийствах, расистские карикатуры, а также письма читателей с жалобами на евреев (большую часть которых придумывал сам Штрейхер). Газета никогда не была официальным рупором нацистской партии, однако с приходом Гитлера к власти имела тираж почти в полмиллиона экземпляров и вывешивалась на специальных стендах по всей Германии.

Во время Пивного путча в ноябре 1923 года Штрейхер шествовал вместе с Гитлером в первых рядах. Когда на Одеонсплац путь нацистам преградили наряды полиции, раздались выстрелы. Существует мнение, что первым стрелял именно Штрейхер. Ответ не заставил себя ждать: 16 демонстрантов были убиты. Гитлер при первых залпах упал ничком. Впоследствии он вспоминал: «В тот день, когда он (Штрейхер) лежал рядом со мной на мостовой… я поклялся, что не брошу его, пока он не бросит меня».


Немцы за чтением «Штурмовика»

Свое обещание Гитлер действительно выполнил. Он последовательно помогал Штрейхеру подниматься по карьерной лестнице: в 1929 году он стал гауляйтером объединенной Франконии и был избран в баварский парламент от нацистской партии, в 1933 году получил депутатское место в Рейхстаге, а в следующем году приобрел звание группенфюрера СС.

Чем больше Штрейхер получал власти, тем вызывающе скандальным и разнузданным становилось его поведение. На прогулку по Нюрнбергу он мог захватить с собой тяжелый хлыст и избить любого, кто ему не нравился. Или внезапно прийти в Нюрнбергскую тюрьму и начать пытать заключенных. Он получал настоящее удовольствие от насилия, особенно если жертва была беззащитной. Слава о зверствах гауляйтера гремела на всю Франконию. Не было секретом, что Штрейхер обожает порнографию, постоянно меняет любовниц и вымогает деньги у их мужей. Он сделал огромное состояние на том, что спекулировал на отобранном у евреев имуществе. А в 1938 году пропагандист нашел новый способ зарабатывать на ненависти — издания для детей. Он начал выпускать книжку с цветными картинками под названием «Поганки». В ней рассказывалось, что евреи подобны ядовитым грибам. Она призывала «арийских» мальчиков и девочек держаться от них подальше и, по возможности, выкорчевать с корнем.


Штрейхер (в центре) вместе с Герингом и Геббельсом

Многие представители высших нацистских чинов считали, что фигура Штрейхера бросает тень на политику партии. Его темнота и распущенность пугали даже тех, кто сам проповедовал варварство. Так, Герман Геринг запрещал своим сотрудникам читать «Штурмовик», а Иозеф Геббельс в 1938 году и вовсе попытался прекратить выпуск газеты.

Однако Гитлер оставался на стороне Штрейхера. Моральные качества гауляйтера его не интересовали. Главное — он несет нацистскую идеологию в массы. Человек из низов, по мнению фюрера, должен был получать информацию о «еврейской угрозе» в простой и понятной форме. И «Штурмовик» с этой задачей эффективно справлялся. Кроме того, газета выражала подлинные мысли Гитлера, которые ему иногда приходилось скрывать ввиду политической игры. Например, в мае 1939 года, то есть всего за несколько месяцев до подписания пакта Молотова — Риббентропа, в «Штурмовике» вышла заглавная статья, гласившая: «В большевистской России должна быть проведена карательная экспедиция против евреев. Советских евреев постигнет судьба всех преступников и убийц — немедленная расправа и смерть. Тогда весь мир увидит, что конец евреев — это конец большевизма».


Юлиус Штрейхер, 1935 год

На политической карьере Штрейхера был поставлен крест после того, как он поссорился с Германом Герингом. В своей газете он назвал дочь Рейхсминистра авиации Германии «плодом искусственного оплодотворения». Геринг долго точил зуб на Штрейхера, пока в 1940 году не убедил фюрера провести проверку деятельности редактора Der Stürmer, в ходе которой вскрылись махинации гауляйтера с недвижимостью евреев, захваченной в ходе «Хрустальной ночи». Штрейхер был снят со всех должностей и лишен права проживать в Нюрнберге. За ним осталась только его газета. До 1945 года он продолжал быть редактором и издателем «Штурмовика», ни один свежий номер которой не пропускал Адольф Гитлер.

Через несколько недель после окончания Второй мировой войны Штрейхер был опознан американскими военными в австрийском Вайдринге и немедленно арестован. На Нюрнбергском процессе ему предъявили обвинения в «публичном подстрекательстве к убийствам и истреблению евреев». В обвинительном заключении было сказано, что пропаганда являлась инструментом «психологической подготовки к политическим акциям и военной агрессии» нацистов. Главный обвинитель от СССР на Нюрнбергском процессе Роман Руденко заявил: «Штрейхера можно считать подлинным «духовным отцом» тех, кто разрывал надвое детей в Треблинке. Без «Штюрмера» и ее хозяина германский фашизм не смог бы так быстро воспитать те массовые кадры убийц, которые непосредственно осуществляли преступные планы Гитлера и его клики: уничтожение более шести миллионов евреев Европы». Штрейхер отрицал все обвинения в свой адрес. «Речи и статьи, которые я писал, — говорил он, — означали информирование публики… Я не намеревался агитировать или разжигать, но просвещать».


Штрейхер во время Нюрнбергского процесса

В Нюрнберге Штрейхера, назвавшего процесс «триумфом мирового еврейства», подвергли психиатрической экспертизе. Ничего, кроме патологического антисемитизма, выявлено не было — врачи признали его вменяемым.16 октября 1946 года он был казнен.

Судебные процессы над нацистскими преступниками подтвердили особую роль, которую пропаганда, обращаясь к самым низменным человеческим инстинктам, играла в возбуждении ненависти к «врагам арийской расы» и подстрекательствам к их тотальному уничтожению. Судебные преследования пропагандистов за «преступления против человечности» стали прецедентом, на который международные органы и суды опираются до сих пор.

Тем временем злосчастный доктор Маркс, назначенный - против своей воли! - защитником Штрейхера, оказался объектом злобных нападок со стороны газетчиков. Его адвокатская контора регулярно подвергалась обыскам, а сам он постоянно пребывал под "дамокловым мечом" внезапного ареста без предъявления обвинения и тюремного заключения на неопределенный срок. Из соображений собственной безопасности доктору Марксу приходилось даже - насколько это можно было делать адвокату, не нарушая правил приличия! - всячески отмежевываться от своего подзащитного, доставлявшего ему одни беспокойства. Опасения адвоката вовсе не были лишены оснований - один из защитников другого подсудимого, бывшего имперского министра и протектора Богемии и Моравии Константина барона фон Нейрата, был именно подобным образом подвергнут аресту среди бела дня и тюремному заключению в течение шести недель без предъявления какого-либо обвинения. К тому же адвокатам защиты не было дозволено подвергать сомнению юрисдикцию трибунала или непредвзятость судей.

Julius Streicher (Юлиус Штрейхер), в пяти частях

Штрейхер прокомментировал это следующей дневниковой записью: "Право обвиняемого дать отвод судье по причине недостаточной беспристрастности последнего соответствует общепринятой судебной практике. И в самом деле - что это будет за суд, если, например, судья окажется родственником представителя противной стороны? В этом показательном суде над побежденными победители являются одновременно и обвинителями, и судьями, поэтому они просто не могут быть беспристрастными, что и очевидно, и неизбежно. Прекрасно отдавая себе в этом отчет, они заранее установили соответствующее правило, изначально лишающее обвиняемых возможности оспаривать справедливость отправляемого "правосудия". Вот в чем состоит смысл всего этого фарса!" - продолжал яснее ясно излагать свои мысли на бумаге бывший гаулейтер - "Данный процесс не сулит ничего хорошего обвиняемым, поскольку правосудие в этом случае слепо и пристрастно; перед судом была поставлена задача придать несправедливости видимость законности, скрыть произвол, творимый им под личиной отправления правосудия".
Так, например, Штрейхер ходатайствовал перед судом о вызове в качестве свидетеля бывшего шефа нюрнбергской полиции, обергруппенфюрера СА Оберница. Он просил у суда дозволить Оберницу дать свидетельские показания касательно конфликта, происшедшего между ними в ноябре 1938 года, когда Штрейхер пытался отмежеваться от разрушения Нюрнбергской синагоги в ходе событий, последовавших за "Имперской Хрустальной ночью" (впоследствии ему удалось оправдать это требованиями архитектурного плана перестройки города). Но суд отклонил просьбу о вызове этого свидетеля.
Характерно, что прибывший в Нюрнберг 26 ноября 1945 года из Москвы кровавый прокурор сталинских "показательных процессов" Андрей "Ягуарьевич" Вышинский (тот самый Вышинский, который, в свою бытность судейским чиновником Временного правительства, подписал в июле 1917 года приказ об аресте В.И. Ульянова-Ленина и Г.Е. Апфельбаума-Радомысльского-Зиновьева, вследствие чего им и пришлось скрываться в Разливе!) на торжественном ужине в "Гранд-Отеле", данном в его честь западными союзниками, подняв бокал, во всеуслышание заявил: "За обвиняемых! Чтобы их путь из суда вел прямиком в могилу!".
В довершение ко всему, трибунал стремился подавить в зародыше любые попытки заключенных поднять вопрос об условиях их содержания в тюрьме. Когда Штрейхер однажды попытался выступить против практиковавшихся во время допросов таких "мер воздействия", как избиения допрашиваемых, что нередко приводило к физическим увечьям (у самого Штрейхера было, например, серьезно повреждено колено) и направил по этому поводу официальный протест на имя судьи Джексона, судья распорядился уничтожить эту бумагу и даже не вносить ее в реестр проходящих документов.
По воспоминаниям уцелевших после процесса обвиняемых, приговоренных к различным срокам тюремного заключения, царившее в те дни повсеместное настроение можно было охарактеризовать одним единственным словом - прямо-таки ветхозаветная жажда мести. Око за око, зуб за зуб, смерть за смерть! Атмосферу тех дней наглядно характеризовало письмо, полученное судьей Джексоном от богатого нью-йоркского предпринимателя Эрнеста Шенфельда и содержавшее, в частности, следующие строки: "Если это представится возможным, то моим страстным желанием было бы, в случае и после вынесения смертного приговора Юлиусу Штрейхеру, не только присутствовать при его казни, но и принять личное непосредственное участие в приведении приговора в исполнение". Автор письма выражал готовность взять на себя все транспортные расходы и даже - сверх того! - предлагал судье Джексону крупную денежную сумму в знак "персональной благодарности" от себя лично.
Одержимый своей юдофобией Штрейхер с самого начала неустанно повторял, что этот процесс олицетворяет собой "триумф мирового иудейства". Он был твердо убежден в том, что "умрет, как мученик" - именно потому, что "всегда вел непримиримую борьбу с иудеями". Но фактом по-прежнему оставалось то, что ему не было никакой нужды оправдываться в причастности к актам массового уничтожения евреев, ибо, начиная с 1939 года, он попросту уже не занимал никаких официальных должностей в Третьем рейхе. Поэтому психоаналитик доктор Гильберт, обследовавший "умственно-психологическое состояние" каждого из обвиняемых, предрекал, что защита Штрейхера будет основываться на "причудливых" ссылках на некие "духовные прозрения", "мировой сионизм", "учение Талмуда", и что на эти доводы "вряд ли стоит отвечать серьезными контраргументами".
В то же время доктор Гильберт всерьез предлагал выдвинуть против Штрейхера, к примеру, обвинение в "предательстве германской молодежи" - не в последнюю очередь, потому, что один из обвиняемых, бывший глава молодежной организации НСДАП - "Гитлеровской молодежи" ("Гитлерюгенд") и гаулейтер Вены Бальдур фон Ширах заявил на суде, что во всплеске антисемитизма в Германии, в разжигании которого обвинялся в первую очередь издаваемый Штрейхером еженедельник "Дер Штюрмер", в действительности была гораздо больше повинна книга американского "автомобильного короля" Генри Форда Старшего "Вечный жид" (известная также под названием "Иуда сквозь эпохи", а в русском переводе как "Международное еврейство"), издававшаяся многомиллионными тиражами по всему миру (кроме единственных в описываемое время "политкорректных" стран - СССР и Монгольской Народной Республики). Между тем, Генри Форд Старший на момент Нюрнбергского процесса был еще жив, вполне здоров, а скандальное судебное разбирательство по поводу его юдофобской книги было еще впереди. Судья Паркер подчеркивал, что "Штрейхер вообще не имеет никакого отношения ни к заговору" (с целью захвата Европы и мира, как гласил один из главных пунктов обвинения - В.А.), "ни вообще к какому бы то ни было планированию".
Тем не менее, все судьи были едины в стремлении повесить Юлиуса Штрейхера во что бы то ни стало - причем все равно, за что. Лишь бы повесить. Но, поскольку для этого необходимо было все же вынести по пунктам конкретный приговор с указанием вины, за которую бывший гаулейтер Франконии будет отправлен на виселицу, между представителями обвинения постоянно возникали серьезные разногласия. Предлагалось, например, признавать подсудимых виновными и определять тяжесть их вины и суровость приговора в соответствии с положением и должностями, занимаемыми теми в прошлом. Так, советский обвинитель Волчков заявил, что "Штрейхер был близко связан с Гитлером лично" - это представлялось ему достаточно веской причиной для отправки экс-гаулейтера на виселицу. На это судья Биддл возразил, что ему кажется нелепым считать какого-то "мелкого ненавистника евреев заговорщиком" на основании лишь того, что он был личным другом Гитлера, или гаулейтером, или нацистом. Тем не менее, в конце концов, Штрейхер был признан виновным по пунктам 1 и 4 и приговорен к повешению вместе с Герингом, фон Риббентропом, Кейтелем, Кальтенбруннером, Борманом (приговоренным к смерти заочно), Розенбергом, Йодлем, Франком, Фриком, Заукелем и Зейсс-Инквартом.
Совершенно спокойно выслушав вынесенный ему приговор, Юлиус Штрейхер твердо и наотрез отказался ходатайствовать перед судом о помиловании. Видимо, в наказание за очередное проявление "строптивости", выразившееся на этот раз в категорическом отказе от подачи апелляции, тюремщики отнеслись к нему наименее снисходительно, по сравнению со всеми другими приговоренными. Его старший сын, бывший офицер "Люфтваффе" (Военно-Воздушных Сил Третьего Рейха), и жена Штрейхера Адель были допущены на последнее свидание с приговоренным перед казнью всего лишь на сорок пять минут. В одной из своих последних бесед Штрейхер, между прочим, упомянул о своем заклятом враге - шефе Нюрнбергской полиции Бенно Мартине, который пытался уйти от ответственности, утверждая, что в действительности являлся глубоко законспирированным участником антигитлеровского Сопротивления. "Да если бы я лишь раскрыл рот по поводу Мартина", - многозначительно намекнул Штрейхер, - ему тоже пришлось бы совершить "прыжок в высоту".
"Франкенфюрер" подчеркнул, что первоначально обдумывал возможность самоубийства, однако затем отказался от этой мысли, решив, что гораздо важнее заявить на суде о том, почему он так настойчиво боролся против иудеев. Он до самого конца так и не изменил своего мнения о них в лучшую сторону, и менее всего - здесь, во время Нюрнбергского процесса, который от начала до конца считал окончательным подтверждением всего того, что он всегда думал и говорил об иудеях.
При прощании с сыном, Штрейхер заверил его, что даже у подножия виселицы не преминет еще раз публично присягнуть на верность Адольфу Гитлеру, а напоследок убежденно произнес: "Геринг, Кейтель и Йодль - все они умрут также достойно, как и подобает мужчинам!".
Как известно, имперскому маршалу Герману Герингу удалось избежать позорной смерти в петле, приняв яд, тайно переданный ему в камеру неизвестно кем. Встревоженные самоубийством главного обвиняемого, генералы-члены Четырехсторонней комиссии по приведению казни в исполнение - приказали тюремщикам завернуть всем осужденным, остававшимся пока что в живых, руки за спину и сковать их в таком положении стальными наручниками. Наручники было приказано расстегнуть и снять их с осужденных лишь после прибытия на место казни, после чего немедленно заменить их прочными шелковыми шнурками, которые предполагалось развязать лишь за считанные секунды перед тем, как опора уйдет из-под ног стоящего под виселицей осужденного и веревочная петля затянется у него на шее.
Десятерых осужденных доставили из камеры смертников в помещение для казни по одному, неся их с четырех сторон за руки и за ноги лицом вниз. При этом американские палачи, по воспоминаниям очевидцев, проявили гораздо большую нервозность, чем те, кого они собирались казнить. Избежавший виселицы фельдмаршал Мильх (наполовину еврей) записал в своем дневнике "по свежим следам", через несколько часов после казни: "Каждый из них принял свою смерть очень храбро. Один "ами" сказал о них: "У них в жилах лед вместо крови".
Последними словами осужденного Йоахима фон Риббентропа были: "Да хранит Господь Германию, и да будет Он милостив к моей душе. Мое последнее желание - объединенная Германия, взаимопонимание между Востоком и Западом и мир во всем мире".
Фельдмаршал Кейтель сказал перед смертью: "Более двух миллионов германских солдат умерли за свое Отечество. Теперь и я отправляюсь вслед за ними и за моими сыновьями, отдавшими все за Германию!".
Заукель произнес: "Я умираю невиновным. Да хранит Господь Германию и да возвратит Он ей былое величие!".
Йодль был краток: "Приветствую тебя, моя Германия!".
Осужденные Фрик и Розенберг взошли на виселицу безропотно и встретили смерть в полном молчании.
Ганс Франк нашел в себе мужество для тонкой издевки, ограничившись выражением благодарности за ту доброту, с которой с ним обращались тюремные надзиратели.
Зейсс-Инкварт, как бывший юрист, был более многословен: "Надеюсь, эта казнь явится финальным актом в трагедии под названием "Вторая мировая война", и люди извлекут из этого примера должный урок для того, чтобы восстановить истинное взаимопонимание между всеми народами. Я верю в Германию!".
Фрик громко и отчетливо выкрикнул: "Да здравствует вечная Германия!".
(Странным образом, те же самые слова произнес перед казнью руководитель заговора высшего военного руководства германского вермахта против Гитлера, полковник Клаус Шенк граф фон Штауффенберг, казненный после подавления генеральского путча в Берлине вечером 20 июля 1944 года).
Штрейхер, у которого было сильно повреждено колено, очень беспокоился, сможет ли он подняться по ступенькам лестницы к виселице такой же твердой поступью и без посторонней помощи, как обещал это при прощании с женой и сыном. В ту последнюю встречу он даже сказал им, что специально тренируется для этого случая ходить без трости. В последний раз "франкенфюрер" совершил эти свои ежедневные упражнения накануне казни. Казнь состоялась (как пишет известный британский историк Дэвид Ирвинг, "по причудливой иронии судьбы") 16 октября (в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара) 1946 года, в день "веселого праздника Пурим" - одного из главных священных дней по иудейскому календарю, напоминающий о расправе иудеев со своим главным недоброжелателем Аманом, а заодно - с его десятью сыновьями и с 75 000 "зложелателями", "мыслящими недоброе об иудеях", "во дни" правления древнеперсидского царя Артаксеркса. Как известно из Книги Есфири, Аман и его десять сыновей были именно повешены (по ветхозаветному слову: "Проклят всяк висящий на древе"). С большим трудом, скрывая боль в колене, Юлиус Штрейхер поднялся по ступеням виселицы в сопровождении священника.
"Хайль Гитлер!" выкрикнул Штрейхер, стоя под виселицей. - "Нынче у нас тут веселый иудейский праздник! Но все же это мой Пурим, а не ваш! Настанет день, когда большевики перевешают многих из вас, очень многих! А я ухожу - к Богу!".
Палачи поспешили надеть Штрейхеру на голову черный мешок, но прежде чем люк успел уйти у него из-под ног, гауляйтер успел выкрикнуть: "Адель, моя любимая жена!".
Всех осужденных повесили на длинных веревках, так что их шейные позвонки сломались под тяжестью тел, и смерть наступила достаточно быстро. А вот Юлиусу Штрейхеру было предназначено умереть от удушья, и потому его повесили на очень короткой веревке, что сделало смерть осужденного особенно мучительной.
Об этом заключительном эпизоде жизни и карьеры "франкенфюрера" автору, тогда еще молодому студенту-выпускнику, рассказывала Татьяна Григорьевна Ступникова, участвовавшая в Нюрнбергском процессе в качестве переводчицы, ставшая, волей судьбы, свидетельницей последних минут земного существования осужденных, и описавшая свои впечатления от процесса в книге воспоминаний "Ничего кроме правды", вышедшей впервые только в начале нынешнего, XXI, века.
После казни трупы осужденных были сфотографированы сначала в одежде, а затем - раздетыми донага. Затем тела уложили в гробы и вывезли из Нюрнберга в бывший германский концентрационный лагерь Дахау, превращенный, после капитуляции Третьего рейха, в лагерь американский. Там трупы были кремированы, а пепел казненных высыпан в реку Изар.
Между прочим, один из предприимчивых американских офицеров поспешил сделать на этом "событии века" свой маленький бизнес. Он договорился с местной типографией об изготовлении серии сувенирных почтовых конвертов с напечатанной на них эмблемой Международного военного трибунала, наклеенной негашеной почтовой маркой с видом Нюрнберга и списком имен всех повешенных, причем имя Геринга было напечатано на этих конвертах (то ли по ошибке, то ли сознательно - с целью придания конвертам дополнительной ценности, как филателистическому раритету) не с пометкой "казнен", а с пометкой "совершил самоубийство" (что, конечно, соответствовало длействительности).
Вот к какому печальному (хотя и закономерному) вполне добропорядочного, на первый взгляд, немецкого бюргера привел усвоенный им с юности, под влиянием неправильного воспитания в духе нетерпимости и ненависти к инородцам и инаковерцам, антисемитизм, который (несколько перефразируя высказывание великого гуманиста Томаса Манна об антикоммунизме), можно с полным правом назвать "главной глупостью ХХ столетия".

Здесь конец и Богу нашему слава!

Юлиус Штрейхер родился 12 февраля 1885 года. Он был девятым ребенком в семье Фридриха Штрейхера, учителя римско-католической начальной школы. Перед войной поступил добровольцем в Германскую армию, проработав перед этим некоторое время учителем в начальной школе. Однако после года службы он был уволен из армии за недисциплинированность с запрещением в дальнейшем служить в вооруженных силах.

В ходе Первой мировой войны Штрейхер показал себя храбрым солдатом и заслужил Железный крест I и II степени, а также получил звание лейтенанта.

После войны

После войны Штрейхер продолжил преподавать в школе, однако вскоре начал участвовать в политической жизни страны на стороне крайне правых сил.

В 1919 году Штрейхер создал свою собственную антисемитскую организацию, Социалистическую партию Германии (СПГ) (нем. Deutschsozialistische Partei). В 1921 году, когда Гитлер уехал из Мюнхена в Берлин налаживать контакты с лидерами нацистских организаций севера Германии, ряд членов НСДАП, включая её основателя Антона Дрекслера, обвинили Гитлера в диктаторстве и пытались установить контакты с СПГ. Гитлер срочно вернулся в Баварию и потребовал прекратить заигрывания с группой Штрейхера. Это вызвало серьёзный кризис в партии, однако Гитлер смог утвердить себя в качестве лидера. Вскоре Штрейхер смог найти с лидером национал-социалистов общий язык (Гитлер решил, что ему все равно, какие люди его окружают, лишь бы они помогали его делу) и 8 октября 1922 года влился вместе с членами СПГ в ряды НСДАП.

Когда он услышал о Пивном путче, то, не желая оставаться в стороне, присоединился к Гитлеру и шёл рядом с ним в первых рядах. Некоторые свидетели утверждают, что когда толпе марширующих преградили дорогу полицейские, именно Штрейхер первым произвел выстрел. Сам он впоследствии говорил, что именно благодаря участию в путче фюрер всегда его поддерживал в дальнейшем. «Возможно, найдутся один или два человека, которым не нравится форма носа Штрейхера. Но в тот день, когда он лежал рядом со мной на мостовой Фельдхеррнхалле, я поклялся, что не брошу его, пока он не бросит меня», - говорил про него впоследствии Гитлер.

С 16 апреля 1923 года он начал выпускать собственную газету «Дер Штюрмер», которая вскоре получила репутацию самого радикального антисемитского издания Германии. Он печатал рассказы о ритуальных убийствах евреями арийских детей, а также обвинял евреев в таких вещах, как взрыв дирижабля Гинденбург в 1937 году. В газете было очень много карикатур, порой откровенно порнографических, а также жалоб на евреев, мешающих жить арийцам: пациент психиатрической больницы жаловался, что его туда незаслуженно упекли евреи, покупатель писал, что ему не принесли рубашку из магазина, принадлежащего еврею и так далее в каждом номере. В своих статьях Штрейхер использовал самые откровенные образы. Он придавал антисемитизму научный оттенок, доказывая, что арийка, чья кровь испорчена евреем уже никогда не сможет родить полноценных арийских детей. Юлиус был талантливым оратором и активно выступал по всей Германии с антисемитскими речами.

Когда в 1925 году Штрейхер был назначен гауляйтером Нюрнберга, он все ещё преподавал в школе, и его ученики обязаны были приветствовать его возгласом «Хайль Гитлер!». В 1928 году его уволили из школы за пропаганду антисемитских идей, но это не помешало его дальнейшей карьере: в 1929 году он стал гауляйтером объединенной Франконии и был избран в баварский парламент от нацистов, а в 1933 году и в Рейхстаг. В 1934 году он получил звание группенфюрера СС.

Лучшие дня

В Третьем Рейхе

На посту гауляйтера Штрейхер имел дурную репутацию, по утверждению У. Ширера, любил разгуливать по Нюрнбергу с хлыстом, мог делать в пределах своего гау, практически все, что хотел. Однажды он лично избил заключенных Нюрнбергской тюрьмы, сказав после этого сотрудникам своего аппарата: «Мне это было просто необходимо, теперь мне значительно полегчало». Штрейхер имел огромное количество любовниц и постоянно шантажировал их мужей, любил с гордостью рассказывать о своих любовных похождениях и был известен своим увлечением порнографией.

Отношение к Штрейхеру в партии было неоднозначным: Геринг, Гесс, Лей и Шахт открыто заявляли, что он своими непристойными статьями и моральным обликом (Штрейхер активно занимался скупкой конфискованного еврейского имущества) наносит движению гораздо больше вреда, чем пользы. О его корыстолюбии в партии ходили легенды. В 1938 году Рудольф Гесс даже на время запретил выпуск «Дер Штюрмер» после того, как Штрейхер потребовал гильотинировать еврея, женившегося на арийке а Геббельс неоднократно запрещал его публичные выступления. С другой стороны, Гитлер практически всегда его поддерживал и говорил: «Я не считаю, что задача политического руководителя состоит в том, чтобы попытаться улучшить человеческий материал, лежащий готовый в его руках».

В 1937 году Штрейхер вступил в серьёзную конфронтацию с Герингом, назвав в одном из номеров «Дер Штюрмер» его единственную дочь «плодом искусственного оплодотворения». Этот выпад в адрес Геринга был связан с тем, что он хотел видеть Мильха, которого Штрейхер считал евреем, своим заместителем и скорректировал ему биографию. В ответ Геринг добился от Гитлера финансовой проверки деятельности Штрейхера, результатом которой стало удаление его со всех партийных постов в 1940 году. После этого он прямо политикой не занимался, сосредоточившись на редактировании «Дер Штюрмер». Газета продолжала издаваться до 1945 года. 23 мая 1945 года он был арестован американцами.

В Нюрнберге

На Нюрнбергском процессе (проходившем в главном городе Франконии, гауляйтером которой был Штрейхер) ему было предъявлено обвинение в подстрекательстве к убийствам евреев, что подпадало под Обвинение 4 процесса - преступления против человечности. В ответ Штрейхер назвал процесс «триумфом мирового еврейства». По результатам тестирования его IQ был самым низким из всех подсудимых. Во время освидетельствования Штрейхер был признан вменяемым и способным отвечать за свои действия, хотя и одержимым навязчивой идеей. Он говорил, что обвинители и судьи - евреи и не раскаялся. По словам психиатров, проводивших обследование, его фанатичный антисемитизм - продукт больной психики, однако в целом он производил впечатление адекватного человека.

Его авторитет среди других обвиняемых был низким, многие из них сторонились такой одиозной и фанатичной фигуры, как он. Когда столовую для обвиняемых разделили на отсеки для приема пищи, Штрейхер попал в компанию самых убежденных нацистов, к Гессу, Редеру и Риббентропу. По свидетельству психолога Густава Гильберта, работавшего с заключенными, «последние двое сидели с оскорбленным видом - им явно было не по душе принимать пищу в обществе такой одиозной фигуры, как он».

Его адвокат - доктор Ганс Маркс пытался построить защиту своего клиента на том, что его «Дер Штюрмер» никто не воспринимал всерьез. Однако Штрейхер выступал резко против этого. Он доказывал, что отдавал приказы о разрушении синагог «из чисто архитектурных соображений». По его словам, он читал об уничтожении евреев в зарубежных газетах, но не верил в это. Он утверждал, что призывал искоренять еврейский народ, но не в буквальном смысле. Эти объяснения вызывали негативную реакцию Франка.

Когда его приговорили к смерти, он сказал: «Разумеется, смертная казнь! Чего ещё можно было ожидать! Да и они с самого начала это знали». Во время казни, встав под петлей он громко крикнул: «Purimfest!» (еврейский праздник Пурим - торжество над врагами иудеев). «Я отправляюсь к Богу. Однажды большевики повесят вас!». Затем он несколько раз выкрикнул: «Хайль Гитлер!». Про нюренбергский трибунал Юлиус Штрейхер сказал: «Данный процесс - триумф мирового еврейства». По свидетельству палача Джона Вуда, последнее «Хайль Гитлер!» донеслось уже из мешка. После приведения приговора в исполнение тело Штрейхера вместе с телами других казненных было кремировано, а прах тайно вывезен и развеян.

Юлиус Штрейхер был:

единственным из обвиняемых, кто бывал уже в Нюрнбергском зале правосудия до процесса в качестве обвиняемого. Его обвиняли в растлении малолетней, но он сумел оправдаться.

единственным из подсудимых в Нюрнберге, которого признали виновным исключительно за печатную пропаганду, а не за реальное участие в принятии решений о войне и геноциде.

единственным из казнённых в Нюрнберге, кто упомянул Гитлера в предсмертной речи.

Семья Штрейхера

В 1913 году в Нюрнберге он женился на дочери булочника Кунигунде Рот (нем. Kunigunde Roth). У них родилось двое сыновей: Лотар (1915) и Элмар (1918). Его жена умерла после 30 лет совместной жизни, в 1943. Вскоре, в мае 1945 года он женился на своей бывшей секретарше Адель Таппе. На Нюрнбергском процессе она выступила в его защиту, утверждая, что он был порядочным семьянином и вообще хорошим человеком. По словам Йодля, «она слишком мила для такого законченного подонка, каким является её супруг».

Цитаты

Мы знаем нашего врага, мы открыто называем его по имени последние двадцать лет: это мировое еврейство. И мы знаем, что оно должно погибнуть. (1939)

Католицизм - лишь препятствие на пути к окончательному решению еврейского вопроса.

Я 25 лет жизни посвятил изучению еврейского вопроса, и нет другого специалиста, который бы разбирался в нём лучше меня. (1946)

Гитлер о Штрейхере

Если желаем сказать правду, надо признать, что без Юлиуса Штрейхера в Нюренберге национал-социализм никогда бы не победил.

Гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской газеты «Штурмовик» (нем. Der Stürmer - Дер Штюрмер), идеолог расизма. Казнён по приговору Нюрнбергского трибунала за антисемитскую пропаганду и призывы к геноциду.


Юлиус Штрейхер родился 12 февраля 1885 года. Он был девятым ребенком в семье Фридриха Штрейхера, учителя римско-католической начальной школы. Перед войной поступил добровольцем в Германскую армию, проработав перед этим некоторое время учителем в начальной школе. Однако после года службы он был уволен из армии за недисциплинированность с запрещением в дальнейшем служить в вооруженных силах.

В ходе Первой мировой войны Штрейхер показал себя храбрым солдатом и заслужил Железный крест I и II степени, а также получил звание лейтенанта.

После войны

После войны Штрейхер продолжил преподавать в школе, однако вскоре начал участвовать в политической жизни страны на стороне крайне правых сил.

В 1919 году Штрейхер создал свою собственную антисемитскую организацию, Социалистическую партию Германии (СПГ) (нем. Deutschsozialistische Partei). В 1921 году, когда Гитлер уехал из Мюнхена в Берлин налаживать контакты с лидерами нацистских организаций севера Германии, ряд членов НСДАП, включая её основателя Антона Дрекслера, обвинили Гитлера в диктаторстве и пытались установить контакты с СПГ. Гитлер срочно вернулся в Баварию и потребовал прекратить заигрывания с группой Штрейхера. Это вызвало серьёзный кризис в партии, однако Гитлер смог утвердить себя в качестве лидера. Вскоре Штрейхер смог найти с лидером национал-социалистов общий язык (Гитлер решил, что ему все равно, какие люди его окружают, лишь бы они помогали его делу) и 8 октября 1922 года влился вместе с членами СПГ в ряды НСДАП.

Когда он услышал о Пивном путче, то, не желая оставаться в стороне, присоединился к Гитлеру и шёл рядом с ним в первых рядах. Некоторые свидетели утверждают, что когда толпе марширующих преградили дорогу полицейские, именно Штрейхер первым произвел выстрел. Сам он впоследствии говорил, что именно благодаря участию в путче фюрер всегда его поддерживал в дальнейшем. «Возможно, найдутся один или два человека, которым не нравится форма носа Штрейхера. Но в тот день, когда он лежал рядом со мной на мостовой Фельдхеррнхалле, я поклялся, что не брошу его, пока он не бросит меня», - говорил про него впоследствии Гитлер.

С 16 апреля 1923 года он начал выпускать собственную газету «Дер Штюрмер», которая вскоре получила репутацию самого радикального антисемитского издания Германии. Он печатал рассказы о ритуальных убийствах евреями арийских детей, а также обвинял евреев в таких вещах, как взрыв дирижабля Гинденбург в 1937 году. В газете было очень много карикатур, порой откровенно порнографических, а также жалоб на евреев, мешающих жить арийцам: пациент психиатрической больницы жаловался, что его туда незаслуженно упекли евреи, покупатель писал, что ему не принесли рубашку из магазина, принадлежащего еврею и так далее в каждом номере. В своих статьях Штрейхер использовал самые откровенные образы. Он придавал антисемитизму научный оттенок, доказывая, что арийка, чья кровь испорчена евреем уже никогда не сможет родить полноценных арийских детей. Юлиус был талантливым оратором и активно выступал по всей Германии с антисемитскими речами.

Когда в 1925 году Штрейхер был назначен гауляйтером Нюрнберга, он все ещё преподавал в школе, и его ученики обязаны были приветствовать его возгласом «Хайль Гитлер!». В 1928 году его уволили из школы за пропаганду антисемитских идей, но это не помешало его дальнейшей карьере: в 1929 году он стал гауляйтером объединенной Франконии и был избран в баварский парламент от нацистов, а в 1933 году и в Рейхстаг. В 1934 году он получил звание группенфюрера СС.

В Третьем Рейхе

На посту гауляйтера Штрейхер имел дурную репутацию, по утверждению У. Ширера, любил разгуливать по Нюрнбергу с хлыстом, мог делать в пределах своего гау, практически все, что хотел. Однажды он лично избил заключенных Нюрнбергской тюрьмы, сказав после этого сотрудникам своего аппарата: «Мне это было просто необходимо, теперь мне значительно полегчало». Штрейхер имел огромное количество любовниц и постоянно шантажировал их мужей, любил с гордостью рассказывать о своих любовных похождениях и был известен своим увлечением порнографией.

Отношение к Штрейхеру в партии было неоднозначным: Геринг, Гесс, Лей и Шахт открыто заявляли, что он своими непристойными статьями и моральным обликом (Штрейхер активно занимался скупкой конфискованного еврейского имущества) наносит движению гораздо больше вреда, чем пользы. О его корыстолюбии в партии ходили легенды. В 1938 году Рудольф Гесс даже на время запретил выпуск «Дер Штюрмер» после того, как Штрейхер потребовал гильотинировать еврея, женившегося на арийке а Геббельс неоднократно запрещал его публичные выступления. С другой стороны, Гитлер практически всегда его поддерживал и говорил: «Я не считаю, что задача политического руководителя состоит в том, чтобы попытаться улучшить человеческий материал, лежащий готовый в его руках».

В 1937 году Штрейхер вступил в серьёзную конфронтацию с Герингом, назвав в одном из номеров «Дер Штюрмер» его единственную дочь «плодом искусственного оплодотворения». Этот выпад в адрес Геринга был связан с тем, что он хотел видеть Мильха, которого Штрейхер считал евреем, своим заместителем и скорректировал ему биографию. В ответ Геринг добился от Гитлера финансовой проверки деятельности Штрейхера, результатом которой стало удаление его со всех партийных постов в 1940 году. После этого он прямо политикой не занимался, сосредоточившись на редактировании «Дер Штюрмер». Газета продолжала издаваться до 1945 года. 23 мая 1945 года он был арестован американцами.

В Нюрнберге

На Нюрнбергском процессе (проходившем в главном городе Франконии, гауляйтером которой был Штрейхер) ему было предъявлено обвинение в подстрекательстве к убийствам евреев, что подпадало под Обвинение 4 процесса - преступления против человечности. В ответ Штрейхер назвал процесс «триумфом мирового еврейства». По результатам тестирования его IQ был самым низким из всех подсудимых. Во время освидетельствования Штрейхер был признан вменяемым и способным отвечать за свои действия, хотя и одержимым навязчивой идеей. Он говорил, что обвинители и судьи - евреи и не раскаялся. По словам психиатров, проводивших обследование, его фанатичный антисемитизм - продукт больной психики, однако в целом он производил впечатление адекватного человека.

Его авторитет среди других обвиняемых был низким, многие из них сторонились такой одиозной и фанатичной фигуры, как он. Когда столовую для обвиняемых разделили на отсеки для приема пищи, Штрейхер попал в компанию самых убежденных нацистов, к Гессу, Редеру и Риббентропу. По свидетельству психолога Густава Гильберта, работавшего с заключенными, «последние двое сидели с оскорбленным видом - им явно было не по душе принимать пищу в обществе такой одиозной фигуры, как он».

Его адвокат - доктор Ганс Маркс пытался построить защиту своего клиента на том, что его «Дер Штюрмер» никто не воспринимал всерьез. Однако Штрейхер выступал резко против этого. Он доказывал, что отдавал приказы о разрушении синагог «из чисто архитектурных соображений». По его словам, он читал об уничтожении евреев в зарубежных газетах, но не верил в это. Он утверждал, что призывал искоренять еврейский народ, но не в буквальном смысле. Эти объяснения вызывали негативную реакцию Франка.

Когда его приговорили к смерти, он сказал: «Разумеется, смертная казнь! Чего ещё можно было ожидать! Да и они с самого начала это знали». Во время казни, встав под петлей он громко крикнул: «Purimfest!» (еврейский праздник Пурим - торжество над врагами иудеев). «Я отправляюсь к Богу. Однажды большевики повесят вас!». Затем он несколько раз выкрикнул: «Хайль Гитлер!». Про нюренбергский трибунал Юлиус Штрейхер сказал: «Данный процесс - триумф мирового еврейства». По свидетельству палача Джона Вуда, последнее «Хайль Гитлер!» донеслось уже из мешка. После приведения приговора в исполнение тело Штрейхера вместе с телами других казненных было кремировано, а прах тайно вывезен и развеян.

Юлиус Штрейхер был:

единственным из обвиняемых, кто бывал уже в Нюрнбергском зале правосудия до процесса в качестве обвиняемого. Его обвиняли в растлении малолетней, но он сумел оправдаться.

единственным из подсудимых в Нюрнберге, которого признали виновным исключительно за печатную пропаганду, а не за реальное участие в принятии решений о войне и геноциде.

единственным из казнённых в Нюрнберге, кто упомянул Гитлера в предсмертной речи.

Семья Штрейхера

В 1913 году в Нюрнберге он женился на дочери булочника Кунигунде Рот (нем. Kunigunde Roth). У них родилось двое сыновей: Лотар (1915) и Элмар (1918). Его жена умерла после 30 лет совместной жизни, в 1943. Вскоре, в мае 1945 года он женился на своей бывшей секретарше Адель Таппе. На Нюрнбергском процессе она выступила в его защиту, утверждая, что он был порядочным семьянином и вообще хорошим человеком. По словам Йодля, «она слишком мила для такого законченного подонка, каким является её супруг».

Цитаты

Мы знаем нашего врага, мы открыто называем его по имени последние двадцать лет: это мировое еврейство. И мы знаем, что оно должно погибнуть. (1939)

Католицизм - лишь препятствие на пути к окончательному решению еврейского вопроса.

Я 25 лет жизни посвятил изучению еврейского вопроса, и нет другого специалиста, который бы разбирался в нём лучше меня. (1946)

Гитлер о Штрейхере

Если желаем сказать правду, надо признать, что без Юлиуса Штрейхера в Нюренберге национал-социализм никогда бы не победил.

© 2024 Helperlife - Строительный портал