Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Роль имени прилагательных в нашей жизни. Роль прилагательных в речи. притяжательные имена прилагательные

Что было бы, если бы в языке не было прилагательных? Попробуйте описать свои впечатления от интересной поездки, рассказать, что нового вы увидели и узнали, не используя при этом ни одного прилагательного! Скорее всего, у вас ничего не получится, а если и сумеете это сделать, то рассказ будет очень скучным, неинтересным, а речь – бедная, невыразительная. Поэтому можно сделать вывод, что прилагательные в речи выполняют эстетическую функцию.

Действительно, как писатель может обойтись без прилагательных, описывая пейзаж, портрет, внутреннее состояние героя. Вспомните строки А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В каждой строчке здесь есть прилагательное. А характеристика Татьяны состоит почти из одних прилагательных:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Многие тропы также основаны на прилагательных: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

А если нужно просто сообщить информацию, можно ли в этом случае обойтись без прилагательных? Ведь необходимую информацию можно передавать с помощь существительных, которые называют то, о чем пойдет речь, и глаголов, которые сообщают о действиях названных предметов. Но и здесь не всегда возможно обойтись без прилагательных, ведь, для того чтобы определить, о каких именно предметах или объектах идет речь, необходимо именно прилагательное. Например, вы говорите кому-то: «Мне срочно нужна книга». В ответ вы обязательно услышите вопрос: «Какая?» То есть, чтобы получить нужную книгу, вы должны определить, какая именно книга вам нужна. А прилагательные, как известно, и служат для этого. Значит, прилагательные выполняют не только эстетическую функцию, но и информативную.

Однако есть своя, особая, специфика в использовании различных грамматических форм прилагательных.

Использование полной и краткой форм прилагательного в роли сказуемого. Если признак, который обозначается прилагательным, является постоянным свойством предмета, то используется полная форма прилагательного (ночь темная, мать добрая, девочка красивая).

Если признак обозначает непостоянное свойство или состояние, которым предмет характеризуется в данный момент, то используется краткая форма: Он был утомлен.

Однако в ряде случаев, особенно в научных определениях, описаниях, формулировках для обозначения постоянного признака используется и краткая форма прилагательного: Прямая линия бесконечна.

Краткая форма прилагательного звучит в контексте более категорично, чем полная, и краткие прилагательные носят более книжный характер, чем полные.

Варианты форм кратких прилагательных связаны с выбором форм на -ен или -енен в кратких прилагательных, образованных от полных форм с неударяемым -енный.

До последнего времени в выборе этих форм наблюдались колебания (искусствен искусственен, торжествен – торжественен и т.п.). В настоящее время более употребительна «усеченная» форма на -ен, которая закрепилась во всех книжных функциональных стилях: безукоризнен, беспочвен, бессмыслен.

У некоторых прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный (светел, кисел), у большинства же кратких форм его нет (добр, кругл, смугл).

Возможные ошибки в употреблении кратких и полных форм прилагательных связаны с употреблением их в одном предложении.

Однородные прилагательные в одном предложении должны употребляться либо в краткой, либо в полной форме. Нельзя сказать: Юноша был высокий, красив и хорошо воспитан.

Правильные варианты: Юноша был высок, красив и хорошо воспитан; либо: Юноша был высоким, красивым и хорошо воспитанным.

Следует обратить внимание на ударение в кратких формах прилагательных при изменении их по родам: зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены.

Варианты форм степеней сравнения имен прилагательных. Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в книжных стилях: научном и официально-деловом (Решение этой задачи более оригинальное).

Простая форма сравнительной степени более свойственна разговорной речи (Он умнее и способнее меня).

Простая форма превосходной степени прилагательного, напротив, носит книжный характер (величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности), а сложная свойственна всем стилям речи (самые известные горожане, самые любимые фильмы).

При образовании подобных наречий возникают книжный и просторечный варианты. Форма наречия более, менее, ранее, далее свойственна книжной речи, форма больше, меньше, раньше, дальше – разговорной.

Формы больше и меньше в современном русском языке, как правило, обозначают количество, объем (формы более, менее в этом значении почти не употребляются).

-ее (смелее, скорее, позднее) употребляется в книжной речи (в официальной и научной литературе).

Форма сравнительной степени на -ей (смелей, скорей) более свойственна разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит более энергично и кратко, поэтому для показа решительных действий, особенно в команде, употребляют эту форму: например, действовать смелей, бежать быстрей.

К наиболее распространенным ошибкам в употреблении форм степеней сравнения прилагательных относятся

ü соединение в одной конструкции простой и сложной превосходных степеней прилагательного: самый увлекательнейший фильм, самый прекраснейший город. Следует написать: самый интересный (или интереснейший) фильм, самый прекрасный (или прекраснейший) город;

ü смешивание сложной формы превосходной степени с местоимением «самый» (абсолютная превосходная степень) и с наречиями «наиболее» и «наименее» (относительная превосходная степень): наиболее оригинальное решение (следует: самое оригинальное решение).

Варианты форм притяжательных прилагательных. Притяжательные прилагательные на -ов (-ев), -ин (-ын) употребляются только в разговорном и художественном стилях, например: Ми-шиного компьютера, маминого пирога и т.п. Формы на -ина (Мишина компьютера, мамина пирога) устарели и в настоящее время не употребляются.

Вопросы и задания

Работа в коррекционных классах всегда сложная. Сегодня коррекционные классы VIII вида является важным звеном в системе общеобразовательной школы, обеспечивая учащихся с ограниченными возможностями здоровья равными правами на получение образования с учетом возможности выбора профессии индивидуально для каждого ребенка. Учитель всегда испытывает трудности в построении урока. Ведь на каждом уроке он должен помнить, что главная его задача – коррекция отклонения развития и повышение уровня социально – психологической адаптации детей к условиям школы. Данный урок построен в игровой форме и вызвал у детей живой интерес. Развивающая работа была построена на основе индивидуального подхода, учитывающего “зону ближайшего развития” ребенка. Успех переживался ребятами как радость; этому способствовала положительная эмоциональная оценка со стороны учителя любого достижения ребенка. Весь урок разбит на этапы:

I этап. Возникновение мотивации.

II этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Здесь использовались чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции – удовлетворенность и неудовлетворенность; активизировался поиск самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

III этап. Мотивация завершения. Каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Была усилена оценочная деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Таким образом, каждый этап урока наполнен психологическим содержанием, ибо каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию психологическая ситуация. В процессе урока учитывались индивидуальные особенности познавательных процессов и осуществлялся дифференцированный подход к детям с различным когнитивным стилем (импульсивным и рефлексивным). Для импульсивных детей было замедление темпа учебного процесса, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации.

Цели урока:

1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль, устанавливать грамматическую связь имен прилагательных с именами существительными.
3. Обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным.
4. Обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы.
5. Способствовать развитию орфографической зоркости.
6. Расширять знания об окружающей действительности.
7. Развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).
8. Закрепить умение “видеть” в тексте изобразительно-выразительные средства языка.

Оборудование: видеопроектор, экран, магнитная доска, учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской, Н.МШанского, М.Т.Баранова.

Ход урока

I. Анализ предложения (обращение к 1 слайду презентации).

Слайд 1.

Герою волшебной сказки нужно всегда помнить о своих врагах: о Змее Горыныче, о Кощее, о мачехе.

а) Прочитайте предложение. Какой в нем есть недостаток?

Ответ: (оно лишь перечисляет “врагов”, не дает им образных характеристик).

Учитель:

А они, такие слова-волшебники есть?

Слайд 2.

II. Отгадайте загадку, о каких словах-волшебниках пойдет речь.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Н. Бетенькова.)

(Речь пойдет об имени прилагательном.)

Слайд 3.

Название темы урока.

Слайд 4.

Определение целей урока.

III. Изучение нового материала.

Слайд 5.

1. Охарактеризовать предмет.

– форме,
– по цвету,
– вкусу.
– величине.

Слайд 6.

– величина,
– форма,
– материал 3.

Вывод: имена прилагательные передают сведения о предмете: какой предмет по величине, по форме, по цвету, по запаху, по вкусу, по материалу, по назначению.

Слайд 7.

2. Подумай, что говорят о зиме снегирь, синичка, собака и медведь?

Какая бывает зима. Спросили однажды животных, какая бывает зима.

– Зима бывает _____________, ___________, __________, ответил снегирь.

– ___________, ________, – пролаяла собака. А медведь подумал и сказал: “Зима _______, тянется всего одну ночь”.

* Вставь прилагательные: длинная, короткая, трудная, голодная, снежная, морозная.

Вывод: имена прилагательные описывают неживой предмет.

Слайд 8.

3. Опиши внешность собаки по рисунку.

Слайд 9.

Используй слова в рамке:

Вывод: имена прилагательные описывают живой предмет.

Слайд 10.

4. Прочитай. Выпиши прилагательные, с помощью которых создается грустная картина.

Пришло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Потом пошли осенние скучные дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

Слайд 11.

Проверь себя.
Над пустым полем
осенние дожди
скучные дожди
деревенские дороги
холодный ветер
мокрую листву
голых сучьях.

Вывод: Какова роль прилагательных в речи?

Имена прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, точно, ярко и образно определить его признаки.

IV. Закрепление нового материала

Учитель:

Прилагательные, сливаясь с существительными, образуют целые понятия или рисуют картины.

Прилагательные назвали словесной живописью, красками существительных.

Слайд 12, 13.

1. Работа в группах.

Охарактеризовать сказочных героев по их качествам.

Враги:
Мачеха (коварная, злая),
Змей (шестиглавый, огненный),
Кощей (бессмертный, лютый, беспощадный).
Ведьма (хитрая, нечистая).

Помощники:
Собачка (умная, дружелюбная),
Конь-огонь (добрый, сильный),
Куколка (верная, заботливая),
Олень(быстроногий, ловкий).

2. Творческая работа. Отгадай загадки:

1) На зеленой тонкой ножке
Вырос шарик у дорожки.

2) В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.

3) Зверька узнаем мы с тобой?
По двум таким предметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом

Вывод: Зачем нам надо обращаться к прилагательным?
(Чтобы мы учились говорить и писать выразительно.)

Слайд 14.

Вернемся к первому предложению. Добавьте в него имена прилагательные, чтобы оно стало образным и выразительным.

Проверьте себя:

Герою волшебной сказки надо помнить о жестоких врагах: об огнедышащем Змее Горыныче, о беспощадном Кощее и злой Мачехе

Зачем в своей речи мы должны употреблять прилагательные?
(Чтобы говорить и писать выразительно.)

1) В научной литературе прилагательные используются в прямом значении, т.к. описание предмета должно быть точным, конкретным. Это необходимо для получения самых полных представлений о предмете.

2) В художественном тексте (литературной речи) описание имеет обычно образный характер, поэтому прилагательные имеют переносное значение. Хотя и в прямом значении в художественных текстах их также используют. В литературе это называется эпитетами.

Слайд 15.

Рефлексия;

V. Итог урока. (Оценивание учащихся на уроке.)

VI. Домашнее задание.

Описать снежинку.

Открытый урок по русскому языку

«Роль прилагательного в речи»

Подготовила и провела

классный руководитель

4 «Б» класса Тельжанской средней школы

Уалихановского района

Северо-Казахстанской области

Гизатова Валентина Дмитриевна

Тельжанская средняя школа

2014-2015 учебный год

Тема : Роль прилагательного в речи

Цель урока : дать представление о роли прилагательных в речи.

Задачи:

Воспитательные : создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Обучающие : актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи, дать представление о том, какую роль выполняют имена прилагательные в русском языке.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

оборудование : карточки с заданиями, таблица «Правила составления синквейна», презентация.

Ход урока:

I . Подготовка к уроку. Создание доброжелательной атмосферы.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.(Слайд 1)

II . Стадия вызова.

Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- С какой частью речи будем продолжать работать сегодня на уроке?

Д.: С именами прилагательными.

Перед началом урока давайте подкрепимся конфетами, которые я для вас подготовила. Но конфеты не простые вам нужно, разделиться на две группы - найдите все способы деления (пока дети делятся учитель прикрепляет стикеры на стулья капитанам команд)

- Ребята, мы уже не один урок проходим по данной теме, я предлагаю 1 команде заполнить кластер,а 2 команде заполнить постер, которые лежат у вас на столе. Для капитанов тоже задание: на протяжении всего урока вы должны следить за работой ваших товарищей. По итогам данного урока вы самостоятельно выставите всем оценки за урок.

Групповая работа – заполнить кластер и постер

Имя прилагательное

является отвечает обозначает изменяется

самосто- на вопросы признаки по числам

ятельной Какой? предметов и по родам

частью Какая?

речи Какое?

Какие?


(В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что затрудняются ответить на вопрос, для чего служат имена прилагательные).

III. Постановка проблемы. Определение темы урока.

Кто догадался, на какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке.

Какая тема нашего урока? (предположения детей)

Учитель: Правильно, мы должны ответить на вопрос (слайд темы)

Какова роль прилагательного в речи?

IV . Осмысление


Давайте, поиграем. Игра « Отгадай кто это?»

1 команде задание – к прилагательным подобрать существительные

2 команде задание – к существительным подобрать прилагательные дайте точное описание предмета

    Бурый, мохнатый, косолапый. …

Рыжая, хитрая, ловкая ….

Серый, хищный, жадный …..

Белый, пушистый …..

Круглое, сладкое, сочное…..

II. Цветок …

Дерево …

Карандаш …

молоко …..

книга ……

вопрос 1 команде - С помощью чего вы определили, о чём или о ком идёт речь?

Дети: С помощью имён прилагательных

вопрос 2 команде - Какую роль играют имена прилагательные?

Вывод: имена прилагательные помогают описывать предмет.

На протяжении всего урока мы будем заполнять данную таблицу (На что похоже?) «Рыбий скелет», а в конце урока мы ответим на самый главный интересующий нас вопрос

Какую роль играют

имена прилагательные

в речи?

Описывают предметы

V . . Сейчас мы побываем в гостях у сказки. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

Задание 1 команде – подберите прилагательные для описания характера героев сказки

Задание 2 команде – составить 3 предложения сущ+прилаг для описания характера

Старик золотая справедливая грубая

Старуха робкий несмелый всемогущая

Рыбка жадная жестокая вежливый

- Какую роль играют прилагательные в этих предложениях?

Дети: Называют цвета, признаки предмета

VI .У каждой команде на столе рисунок животного

Задание 1 и 2 команде – двое разрисовывают иллюстрацию, а один из команды составляет предложение с прилагательными

Капитаны команд не забывайте оценивать своих подчиненных

Вывод: прилагательные называют признаки предмета:цвет, форму, качество

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

называют свойства предметов

VII . Командам дается по одному тексту. Прочитайте свой текст.

Наступила весна. Наступила ранняя весна.

Тает снег. Тает последний снег.

Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.

Светит солнце. Светит ласковое солнце.

Учитель: О чем первый текст?

Дети: О весне.

Учитель: А второй текст о чём?

Дети: О весне.

Докажите, что же отличает первый текст от второго? Как вы думаете?

Дети: Наличие прилагательных.

Учитель: А какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте?

Дети: Они сделали текст более красивым, интересным.

Учитель: Какую роль играют имена прилагательные в русском языке?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной .


Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

Учитель: А теперь обратите внимание на второе предложение. Назовите прилагательное, которое там используется?

Дети: Последний

Учитель: Я думаю, что это прилагательное не такое уж красивое.Попробуем вставить в это предложение такие красивые имена прилагательные, как пушистый, серебристый, искристый?

Какой вывод можно сделать?

Дети: Эти прилагательные не подходят для описания последнего снега.

Дети: Оно более точно описывает снег.

Учитель: Сделайте вывод. Для чего нам в речи ещё нужны имена прилагательные?

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет

ФИЗМИНУТКА.

VII . Задание по группам

1 вариант : из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.

2 вариант : из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.

Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

Проверка. Коллективное обсуждение .

Учитель: Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

Дети: Имена существительные

Какую роль играют

имена прилагательные

в русском языке?

описывают предметы называют цвет, форму, размер предмета

называют свойства предметов делают речь яркой, красивой

помогают точно описать предмет уточняют имена существительные

Какая? Образности

Какое? яркости,

Какие? выразительности

Учитель: Заканчивая разговор об имени прилагательном, я предлагаю вам выполнить Приём «Верные, неверные утверждения»

IX . «Верно, неверно».

    Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? Обозначает признаки предмета?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека?

    Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные?

    Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными?

Ответы (слайд)

Учитель : Послушайте стихотворение об имени прилагательном.

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Рефлексия: С каким настроением вы его заканчиваете урок? «Просигнальте » мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика).

Мне удалось …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу поблагодарить … за …

Я могу похвалить себя за …

Капитаны команд выставляют оценки за урок

Учитель: Как вы думаете, ребята, мы всё узнали об имени прилагательном? (Ответы детей). На следующем уроке мы продолжим узнавать новое об этой части речи.

Учитель: Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Тема: РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.

Цель:1. В результате выполнения работ творческого характера определить роль прилагательных в речи;

2. Развивать мышление, внимание, речь учащихся;

3. Прививать любовь к родному краю.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: тесты, карточки с заданиями, кластер,коллаж, алгоритмы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1.Запись даты.

2.Объявление темы урока и целевая установка.

Тема высказываний - красота родной природы.

3.Психологический настрой.

Сейчас посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу на уроке.

2.Синтаксическая пятиминутка. «Лови ошибку»

Ветер срывает с деревьев последние листья, и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. (Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц).

Листья летят кружатся падают,и устилают землю пестрым ковром.

(Листья летят, кружатся, падают и устилают землю пестрым ковром).

3.Беседа по вопросам.

Весной на березе висит дымка, вьются кудри, колеблется туман.

О чем я вам сообщила? Можете ли вы представить себе березу? Какая она? Нет. Нет точности и выразительности.

А какие слова вы бы добавили. чтобы более образнее представить березку? Весной на березе висит нежно-зеленая дымка, вьются легким облаком темно-зеленые кудри, колеблется прозрачно-зеленый туман из

полусвернутых листьев.

- Какие слова вы добавили? (нежно-зеленая, темно-зеленые кудри и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова? К имени прилагательному.

4. «Снежный ком» По типу снежного кома дать определение имени прилагательному.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Например: вода (какая?) прохладная.

5. Блиц-опрос: (вспомним морфологические признаки имени прилагательного)

Назовите способы образования имен прилагательных.

Как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов?

Когда не с прилагательным пишется раздельно?

Когда не пишется слитно?

Как напишем суффиксы ин, ан, ян?

Назови слова-исключения.

Назовите разряды имен прилагательных.

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Итак, какую проблему мы должны решить?

- для чего мы используем в речи имена прилагательные ?

Выполняя различные задания, мы сможем ответить на этот вопрос и составить алгоритм.

6.Сравнительный анализ.

Задание: Давайте, ребята, прочитаем и сравним два текста " Осенняя картина" (прочитали)

Осенняя картина.

Красив осенью лес. Стоят березы, осины, рябины, клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их вершины резко выделяются на фоне деревьев. Это настоящая осень.

Осенняя картина.

Красив осенью лиственный лес. Стоят золотисто-желтые березы, пурпурно-красные и бледно-желтые осины, пунцовые рябины, ярко-желтые и румяные клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их темно-зеленые острые вершины резко выделяются на светло- пестром фоне лиственных деревьев. Это настоящая золотая осень.

О каком времени года говорится в тексте?

Какой текст больше понравился?

Скажите, чем они различаются?

АНАЛИЗ текстов проводит сильный ученик.

ВЫВОД : прилагательные более полно, ярко описывают осень, состояние природы:

7. Составление коллажа по теме " Осень", используя новую лексику, которая нам встретилась в тексте «Осенняя картина» (в группах)

8. Кто быстрей?

Подберите к данным прилагательным антонимы:

Смелый- трусливый

грустный - веселый

жадный - щедрый

интересный - скучный

грубый - нежный

ранний - поздний

короткий - длинный

сухой - мокрый

Вывод: обогащают словарный запас, делают нашу речь богаче.

9.КТО ЭТО?

По прилагательным определить кто это? что это?

Голубое. ясное, безоблачное- НЕБО

Яркое, весеннее, жаркое - СОЛНЦЕ

Отцовский, строгий, дедовский - НАКАЗ

Горячая, нежная, материнская - ЛЮБОВЬ

Старенька, седая, добрая- БАБУШКА

Родная, ласковая, заботливая - МАМА

Вывод: используется при описании человека.

10. Дайте с помощью прилагательных определение-оценку следующим предметам: (в группах)

Дерево- высокое, крепкое, зеленое, стройное, любимое...

Река - чистая, широкая, родная, узкая,глубокая...

11. Редактирование текста. (в группах)

Березка.

Я вышел на солнечн… … поляну и чуть не ахнул. На середине поляны возвышалась могуч… …, величав… … ель. Ее широк… … , мохнаты … … лапы опускались к земле. А над этими ветками образовался

вместительн… … , зелен… … шатер.

Весна.

Весна наступила в этом году ранн… … , дружн… …, неожидан… … . Побежали по деревенск… … улицам бурлив… … , коричнев… … ручейки. В огромн… … лужах отразилось голуб… … небо с белы… …. облаками.

Снег сошел. Из-под него выглянула мокр… … , тепл… … земля, полная свеж… … соков. Над черны … … нивами вился легк… … парок. Он наполнял воздух ароматн… … запахом земли.

Вывод: используем прилагательные для описания природы.

12. Какие черты характера человека вы считаете отрицательными?

Вывод: определяют черты характера человека.

13.Творческая работа (в группах)

Используя данные прилагательные, опишите свою маму.

Глаза – голубые, большие, добрые, злые, карие.

Нос – прямой, с горбинкой, крупный, курносый.

Губы – полные, тонкие, улыбчивые, выразительные.

Рот – большой, маленький, красивый.

Лицо –круглое, вытянутое, продолговатое, длинное.

Волосы – темные, вьющиеся, светлые, заплетенные в косы.

Вывод: используем для описания внешности человека.

14..Занимательная минутка.

Отгадайте загадки-шутки.

Ответ - имя прилагательное.

В какую бочку нельзя налить воды?

Каких камней не найдешь в море?

Какой болезнью никто не болеет на земле?

На какое дерево садится ворона во время дождя?

Из какого крана нельзя напиться?

Каким гребнем не причешешься?

Какой год продолжается всего один день?

15. Синквейн (в группах)

1 группа - ИНЕЙ.

2 группа - МОРОЗ

Вывод: помогают ярче выражать мысли, более точно описать состояние природы.

Обращение к проблеме, составление алгоритма.:

Для чего используем прилагательные в речи?

Чтение алгоритма у чащимися.

Имена прилагательные делают речь: яркой, выразительной, богатой, образной, полной.

Исследования ученых (сообщение учителя)

- Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов.

Выполняя различные задания творческого характера, я думаю, вы убедились, что прилагательные помогают полнее точно раскрыть свойства предмета, более точно передать настроение.

придают предмету ему образность, яркость.

- Похвальное слово прилагательному. Чтение стихотворения .

16. Д.ЗАДАНИЕ ЭССЕ " Река зимой"

17. ИТОГ УРОКА. Самооценка своей работы.

Другие части речи могут переходить в прилагательные. Этот процесс называется адъективацией (от лат. adjectivum – прилагательное).

Наиболее многочисленная группа слов, перешедших в прилагательные, – это бывшие причастия: "выдающееся произведение" (неординарное, исключительное), "блестящий ум" (незаурядный), "взволнованное лицо" (беспокойное), "ведущий специалист" (главный), "изысканная речь" (совершенная, изящная) и т.д.

Адъективация – процесс древний; в русском языке немало тиких слов, которые давно уже перешли в разряд прилагательных: зрелый, спелый, вялый, горючий ("горючие слезы"),колючий, везучий и т.д. Результат сравнительно недавней адъективации – прилагательныебреющий (полет),ведущий (специалист) и пр.

При адъективации причастий происходит изменение их семантики: причастия перестают обозначать действия и указывают на качество, признак предмета и могут быть заменены синонимами – качественными прилагательными: "застывшее лицо" (оцепенелое), "приподнятое настроение" (хорошее, праздничное), "кричащий цвет" (очень яркий), "вызывающее поведение" (дерзкое). Одновременно они утрачивают глагольные категории (вида, времени, залога), способность управлять существительными. Так, причастиеприподнятый ("приподнятая крышка сундука") выражает грамматические значения глагола (совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог). В значении же прилагательного: "приподнятое настроение" (хорошее, праздничное) этих грамматических категорий слово не имеет. Вместе с тем прилагательноеприподнятый (настроение) приобретает способность изменяться по степеням сравнения: "более приподнятое настроение", "самое приподнятое настроение".

Адъективация может быть полной и частичной. О полной адъективации говорят в том случае, когда причастие окончательно перешло в прилагательное и только как прилагательное и употребляется: "вопиющие факты", "прелые листья", "колючий кустарник", "горючая слеза".

При частичной адъективации слово выступает то в роли причастия, то в роли прилагательного: "изысканные на ремонт средства" – "изысканные манеры"; "опрокинутое ведро" – "опрокинутое лицо"; "знающий тайну человек" – "знающий специалист" и т.д.

Необходимо иметь в виду разные случаи адъективации, связанные с многозначностью глагола. Иногда адъективированное прилагательное восходит к тому же значению глагола, что и соответствующее причастие: "взволнованный человек" – "взволнованный неожиданной новостью человек", "избалованная девочка" – "избалованная родителями девочка".

В других случаях адъективированное слово соотносится не с прямым, а с переносным значением глагола: "кричащий цвет", "блестящий ум", "приподнятое настроение".

Переход прилагательных в существительные

Прилагательные могут переходить в разряд существительных. Этот процесс называется субстантивацией (от лат. substantivum).

Субстантивация – процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными.

В современном языке процесс субстантивации также происходит очень активно. Можно выделить большие тематические группы существительных, которые произошли от прилагательных. К ним относятся, например, многие слова, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, столовая, ванная, буфетная, гардеробная, бильярдная. Бывшие прилагательные – это и названия предприятий торговли и общественного питания, которые есть в каждом городе:булочная-кондитерская, шашлычная, пельменная, бутербродная, закусочная, рюмочная и т.д. Названия многих политических объединений, сторонников того или иного общественно-политического направления – это также нередко субстантивированные прилагательные:левые, правые, красные, белые, зеленые, коричневые. Многие наименования представителей отдельных рас тоже прилагательные, перешедшие в разряд существительных:белый, черный, желтый, краснокожий. (Вспомним В. Маяковского: "Белый ест ананас спелый,черный – гнилью моченый. Белую работу делаетбелый, черную работу –черный ". ) Названия некоторых пород собак:борзая, гончая, легавая тоже результат субстантивации.

При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное);родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: "светлая гостиная ", "кооперативная пельменная ", "первоклассный портной ". В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением ("Закусочная открывается в 10 часов" – "Открыли прекраснуюзакусочную ").

Примечание. Необходимо отметить, что процесс субстантивации охватывает не только прилагательные. В существительные переходят и другие части речи, в первую очередь причастия: будущее, минувшее, настоящее, раненый, возлюбленный и др.

Субстантивация, как и адъективация, бывает полная и частичная. При полной субстантивации слова уже не употребляются как прилагательные:былое, мостовая, прачечная, портной, лесничий, парикмахерская. При частичной субстантивации слово может употребляться то как прилагательное, то как существительное: "дарственная надпись" –дарственная, "ванная комната"–ванная, "нищий старец"–нищий, "закусочная икра"–закусочная и т.д.

Существительные, пережившие как полную, так и частичную субстантивацию, являются фактом языка и зафиксированы толковыми словарями.

Кроме того, можно говорить о так называемой контекстуальной субстантивации. Это переход прилагательного (или причастия) в существительное, действительный только в пределах данного контекста.

Множество примеров контекстуальной субстантивации дала поэзия символистов, в первую очередь А. Блока: "Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле"; "И у светлого дома, тревожно, я остался вдвоем с темнотой.Невозможное было возможно, Новозможное – было мечтой"; "И этот лес, сомкнутый Тесно. И эти горные пути Мешали слиться снеизвестным. Твоей лазурью процвести"; "И мгновенножитейское канет, Словно в темную пропасть без дна, И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина".

Очень часто в поэзии А. Блока контекстуально субстантивированные прилагательные встречаются в функции обращения: "Неверная, лукавая, Коварная – пляши! И будь навек отравою Растраченной души"; "Онежная, о тонкая ! И быстро Ей мысленно приискиваю имя"; "Эта прядь – такая золотая – Разве не от старого огня? –Страстная, безбожная, пустая. Незабвенная, прости меня!"

© 2024 Helperlife - Строительный портал