Прогулка в зимний лес. «Прогулка в зимний лес»Физкультурно-оздоровительный досуг в средней группе Какая бывает зима
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 101
Л. Н. Саврасова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.
Прогулка в зимний лес (средняя группа)
Цели:
1 .Расширять и обогащать знания детей о том, как проводят зиму звери, чем они питаются в зимнее время года.
2 .Познакомить детей с правилами поведения в природе.
3 .Формировать у детей основы экологической культуры.
4 .Воспитывать заботливое отношение к животным.
Воспитатель: -Сегодня я хочу пригласить вас в зимний лес. Давайте закроем глаза и скажем: -1,2,3-в зимнем лесу очутись. Открывайте глаза. (звучит музыка «Звуки леса»)
Слайд1 .Посмотрите какой лес. Все покрыто снегом. Кругом так тихо, спокойно.
Ребята, а вы знаете как нужно себя вести в лесу?
Дети: не шуметь, нельзя ломать деревья, рвать траву, тревожить зверей и птиц, нельзя оставлять мусор после себя.
Воспитатель: -Давайте запомним эти правила поведения в лесу и постараемся не нарушать, будем вести себя тихо и осторожно.
Ребята,послушайте как в лесу тихо, может быть никого нет?
Слайд2 .Что я вижу, на снегу кто-то оставил следы? Как вы думаете, какой зверь оставил этот след?
Ответы детей.
Слайд3.
Воспитатель: -Ребята, посмотрите, это лиса. Это она оставила след на снегу. -Ребята расскажите о лисе, какая она?
Ответы детей .
Посмотрите,какой у нее пушистый хвост. А для чего лисе такой хвост?
Ответы детей.
Ребята, а какого цвета у нее шерсть зимой? Почему лиса меняет ее?
Ответы детей.
Ребята, посмотрите, какие у нее уши и лапы?А кто знает, чем питается лиса зимой?
Ответы детей.
Слайд4.
Ребята,а вот еще чьи-то следы, посмотрите? Как вы думаете, кто их оставил?
Ответы детей .
Этот след оставил заяц. А вот и он сам.
Слайд5.
Наверно, он от кого-то прячется? Как вы думаете зайцу холодно зимой? Как зайцу защитится зимой? Ответы детей.
Ребята,а чем питается заяц зимой? Ответы детей.
Воспитатель: -Давайте представим, что все мы зайцы, немного погреемся на поляне.
Физминутка:
Зайка беленький сидит,и ушами шевелит(показываем руками уши зайца)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть(гладим и трем руки )
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать(прыгаем на месте)
Зайку волк испугал, зайка тут же убежал(убегаем на место).
Воспитатель:- Ребята,посмотрите что я нашла на дереве?
Слайд6.
Как вы думаете что это такое? Кто его оставил?
Ответы детей.
Слайд7.
А вот и сама белка. Посмотрите какая она красивая, пушистая. Ребята,говорят, белка рыжая,а здесь она серая? Почему? Посмотрите какие у нее необычные ушки?А какой пушистый хвост? А для чего белки такой большой хвост? Чем белки питаются зимой?
Ответы детей.
Ребята, а можем мы зимой увидеть медведя?
Ответы детей.
Слайд8.
Зимой медведь впадает в спячку в берлоге. А что такое берлога? Почему медведь всю зиму спит? Чем медведь питается летом?
Ответы детей.
Слайд9.
Воспитатель: -Вот мы и побывали в зимнем лесу. Посмотрели как живут и зимуют звери, чем они питаются зимой. Давайте послушаем: в лесу опять стало тихо и только снег идет и покрывает землю пушистой пеленой.
Мы с вами старались и не нарушили правила поведения в лесу, за это нам звери благодарны. Нам пора в детский сад.
Давайте встанем и скажем:1,2.3-вокруг себя повернись и снова в группе окажись. Мы снова в группе.
Ребята вам понравилось в лесу? Что нового и интересного вы узнали? В какое путешествие вы бы отправились в следующий раз?
Ответы детей.
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе на тему:
«ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»
Направление: познавательно-речевое развитие.
Образовательная область: познание.
Цели:
Образовательные : сформировать обобщенное представление детей о зиме как времени года, особенностях живой и неживой природы, особенностях деятельности детей зимой. Расширять представления о том, как зимуют звери и птицы.
Развивающие: развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую форму речи.
Воспитательные : воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам зимой, позитивное отношение к зиме.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Оборудование:
Картинки с изображениями зимующих птиц, диких животных, зимних развлечений, изображение дерева.
1.Организационный момент.
Стук в дверь, входит Незнайка с корзинкой в руке.
Незнайка. – Здравствуйте! Ребята, вы узнали меня? (Да). Ребята, я хочу пригласить вас на прогулку в лес. Будем грибы, ягоды собирать.
Воспитатель. – Ребята, хотите пойти в лес с Незнайкой? (Да). А сможем ли мы сейчас найти грибы и ягоды? (Нет). А почему? (Потому что сейчас зима).
Наверное, Незнайка ничего не знает о зиме.
Ребята, давайте отправимся вместе с Незнайкой в зимний лес и расскажем ему о зиме. Но на чём же мы поедем?
Незнайка. – А у меня есть волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в лес неси!
2.Беседа о зиме.
Воспитатель. – Ну, вот мы и попали в лес. Посмотрите, как тут красиво!
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Воспитатель
Как вы узнали, что сейчас зима?
Какие приметы зимы вы ещё знаете?
А почему зимой холодно? (Солнце плохо греет, дает мало света и тепла, потому что день короткий, а ночь длинная.)
Чем покрыта земля зимой? (Землю покрывает снег.)
Чем покрыты реки и озёра? (льдом).
Какой ветер бывает зимой? (холодный)
Правильно, зимой часто бывают метели. Все покрыто снегом, очень холодно, мало светит солнце, вода замерзла, деревья стоят голые.
Незнайка. – А почему деревья без листьев, они что погибли?
Воспитатель. – Давайте объясним Незнайке, так ли это? (Деревья зимой спят).
А когда на деревьях появятся листья? (Когда наступит весна)
Незнайка. – Как тихо зимой в лесу. Все птицы улетели на юг.
Воспитатель. - Ребята, разве все птицы улетели? (нет) - Каких зимующих птиц вы знаете?
(Воспитатель сажает зимующих птиц на дерево.)
Незнайка. – Наверное, птицы голодают?
Воспитатель. – Ребята, чем же питаются птицы в лесу? (ягодами, семенами растений, шишек). – Как люди помогают птицам перенести сильные морозы? (Подкармливают птиц, вешают кормушки.)
Правильно. Мало корма находят птицы зимой, поэтому они летят ближе к людям. А люди их подкармливают.
Незнайка. - Про птиц я все понял. А давайте поиграем!
Физкультминутка:
Мы на лыжах в лес идем,
Мы взбираемся на холм.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
3.Беседа о диких животных.
Незнайка. – А звери все, наверное, убегают в Африку?
Воспитатель. – Ребята, давайте расскажем Незнайке, как животные приспосабливаются к зиме.
Каких животных можно увидеть в зимнем лесу?
Воспитатель. – Ребята, расскажите Незнайке про белку.
Где живет белка? (В дупле)
Ей совсем не холодно, почему? (Она в теплой шубке.)
Белка не голодная. Чем она питается? (Орешками, грибами.)
Как она спасается от опасности? (Быстро перепрыгивает с дерева на дерево, с ветки на ветку.)
Воспитатель.
Ребята, расскажите Незнайке про зайца.
Как заяц зимует? (к зиме у него вырастает теплая белая шерсть)
Чем заяц питается? (Корой деревьев, ветками.)
– Есть ли у зайца враги? Как он от них спасается? (Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти.)
Незнайка . В зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу их не достать. Кто бы это мог быть? (Лось)
Воспитатель - А люди помогают лосю перенести тяготы зимы? (Ставят кормушки с сеном, солью.) - Какой у лося враг? (Волк.) - Как он спасается от него? (Либо убегает, либо защищается передними копытами.)
Незнайка. – Ребята, расскажите про волка.
Воспитатель. - Как волк добывает себе пищу? (У него сильные ноги, бегает на большие расстояния в погоне за добычей. Обычно попадаются ему слабые и больные животные. Волк является «санитаром леса».)
Воспитатель. – Лес зимой красивый, сугробы высокие.
Почему из сугроба иногда идет пар? Кто бы это мог быть? (Медведь. Он впадает в спячку.)
Как медведь зимует? (спит в берлоге всю зиму) - Ему холодно?
Незнайка. – А мне нравится лиса. Расскажите мне еще про нее.
Воспитатель. – Где живет лиса? (В норе.) – На кого она охотится? (Лиса охотится за зайцами и мышами, еще она крадет кур.)
Воспитатель: Незнайка, ты понял теперь как зимуют дикие животные?
Незнайка. – Про животных я все понял: они приспособились зимовать в лесу.
Воспитатель. – Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад.
Незнайка. – Вот моя волшебная палочка! Раз, два, три – палочка нас в детский сад неси!
4.Беседа о зимних развлечениях.
Воспитатель. – Ребята, а вы любите зиму?
Воспитатель. – А во что мы любим играть зимой?
Дидактическая игра «Зимние игры».
Давайте поиграем:
Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И снегурку лепим мы,
Гостью-Зиму любим мы!
Незнайка.- Как хорошо зимой! Мне так понравилась наша зимняя прогулка.
5.Итог:
– Где мы с вами были?
–Что нового мы узнали?
– Незнайка, теперь ты понял, что такое зима.
Незнайка : Спасибо, ребята! Я всё понял: грибы и ягоды зимой в лесу не найти. Лучше я возьму лыжи и пойду кататься. До свидания.
Конспект занятия
по образовательной области: Ребёнок и природа
для детей 4-5 лет
«Прогулка в зимний лес»
Программное содержание:
Расширять представления детей о диких животных, сезонных изменениях в жизни животных; развивать желание заботиться о них;
Закреплять представления о правильном поведении в лесу;
Развивать внимание, память, мышление, речь;
Воспитывать бережное отношение к природе, живым существам, к их среде обитания.
Материал и оборудование:
Игрушки большие по 1 штуке каждого животного (заяц белый, медведь, белка), игрушки-силуэты бельчонка, зайчонка, медвежонка, лисёнка.
Продукты (имитация) мёд, морковь, орехи, мясо; картинки (малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, морковь, капуста, ветки).
Декорации: берлога, дерево, дупло, куст.
Шапочка волка.
TCO:
Магнитофон, кассета (диск) с записью воя волка.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением диких животных,
- чтение произведений о животных,
- беседы о зиме.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, какое сейчас время года? (зима) (стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и засыпал всю землю) Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки, наблюдали, как старшие дети катаются на лыжах. Весело детворе в городе. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?
- Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
- Почему плохо? Почему хорошо?
- Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник. Лесники заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время и отправимся в зимний лес, но сначала давайте выберем те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей.
Игра «Кто что ест»
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением пищи животных и «угостить» диких животных. Что ест медведь? (Рыбу, малину, мёд.) Что ест заяц? (морковь, капусту, кору с веток кустарников) Что ест волк? (Зайца, мышей, диких кабанов) Что ест белка? (грибы, орехи, шишки).
Воспитатель: Ну, что ребята отправляемся в путешествие в зимний лес, но сначала я хочу выяснить, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Игра «Можно - нельзя»
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно ее высказывания. Если воспитатель говорит правильно, дети должны кивать головой и отвечать «да-да-да», если допускает ошибку - топать и говорить «нет-нет-нет».
Можно дышать лесным воздухом? (да)
Можно кричать в лесу? (нет)
Можно бросать мусор? (нет)
Можно жечь костёр? (нет)
Можно любоваться деревьями? (да)
Можно ломать деревья? (нет)
Воспитатель: -Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в дорогу.
Друг за другом поскорее становитесь, детвора
На прогулку в лес сегодня отправляться нам пора.
Воспитатель включает музыку. Дети шагают, имитируя движения
Мы шагаем, мы шагаем,
Кверху руки поднимаем
В стороны их разведём,
Вниз опустим и пойдём.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимай повыше ногу-
Проложи себе дорогу.
На лыжах мы заскользим,
Друг за другом побежим.
Эй, дружок, не зевай
Да от нас не отставай.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и очутились в лесу. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Тихо, беспробудно.
Воспитатель: -Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом - серый, зимой белый. (Заяц)
- Ой, действительно заяц, а почему он белый? Что случилось с ним?
Воспитатель: Ребята,
- А почему заяц белую шубку надел?
- А где зимой прячется зайчик? Почему?
- Что делает зайчик днем?
- А вечером?
- Чем питается зайчик зимой?
Давайте мы зайчика угостим морковкой и пойдем дальше.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а здесь чей то домик? (все подходят к дереву, на дереве дети видят дупло)
-Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек,
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей,
Все проворней и быстрей. (Белка)
Воспитатель:
- Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?
- Ай да белочка-хлопотунья, приготовила себе на зиму теплое и уютное гнездышко.
- Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
- Куда прячет белка свои припасы?
Давайте мы белочку угостим шишками.
Воспитатель: - А это что за горка?
- Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:
Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)
Воспитатель:
-Правильно, медведь.
Как на горке снег, снег.
И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит медведь-
Тихо, тихо - не шуметь.
- Что делает медведь зимой?
Давайте подставим ладошки: чувствуете - тепло, медведь дышит.
- А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?
- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?
Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.
Идем дальше.
Воспитатель: - Смотрите ребята, какая чудесная поляна, сколько здесь много снега и чьи-то ушки виднеются.
Игра «Чьи ушки и хвостики»
Снегопад засыпал всех животных. Остались видны только ушки и хвостики. Узнайте животных. (Заяц, белка, медведь, лиса, волк)
Игра малой подвижности «Найди свой дом»
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сколько малышей на полянке. Они заблудились и очень расстроены, т.к. не могут попасть в свои дома. Помогите, пожалуйста, малышам попасть в свои домики (маленькие игрушки-силуэты: медвежата, зайчата, бельчата, лисята) детям необходимо разместить малышей около норы, берлоги, куста, дупла на картине-схеме).
- Замечательно, ребята, все правильно сделали. Иногда в помощи человека животные очень нуждаются.
Воспитатель:
Тихо. Кажется, слышу какой-то голос (звучит запись). Кто это?
Это дети воет волк. Волк - крупный, сильный, ловкий, неутомимый хищник. Он обитает в различных условиях и предпочитает открытые пространства, там ему легче преследовать добычу. А воет он, когда голоден, и чаще это бывает зимой, когда мало пищи и холодно. Но такое случается и в другие времена года.
Добычей волка служат различные крупные животные такие, как олени, лоси, кабаны. А давайте, чтобы он стал немного добрее, накормим его. А что он ест? Не он ли потерял шишку? (Нет, белка).
А кто самый смелый? Выберите те продукты, которые может есть волк. (Дети выбирают и кладут рядом с волком).
Ну, теперь он стал сыт и значит добрее.
А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата
".
Ловко прыгают зайчата
Прыг да прыг, скок да скок
Быстро зайцам бегать надо
Чтоб не скушал серый волк.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже очень долго в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы видели в лесу
Игра «Добавь слово»
Побывали мы в лесу, повстречали там … лису
Глубоко дупло - не мелко, в нем в тепле ночует…. белка
Возле этой ёлки бродят злые… волки
Беленький да маленький под кусточком … заинька
Начал громко он реветь узнаёте? Я - …. Медведь.
Как можно их назвать одним словом? (Животные)
А какие это животные? (дикие)
А почему они так называются? (потому, что они живут в лесу, а не с человеком и сами заботятся о своем питании).
Воспитатель:
Нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте, ребята, попрощаемся с зимним лесом и его обитателями. Я предлагаю вам оставить в лесу на пушистой ёлочке волшебные снежинки-пожелания.
Воспитатель раздаёт детям снежинки, дети подходят к ёлочке говорят своё пожелание лесу и его обитателям и оставляют снежинки на ветках ёлки.
Затем дети с воспитателем, имитируя ходьбу на лыжах « возвращаются» в детский сад.
Литература:
1.Учебная программа дошкольного образования. НМУ «Национальный институт образования», 2012
2.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. Н. Казаручик. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с.: ил.
3.Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.- Мн.: УП «Технопринт»,2005.- 228 с.
4. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб,: «Детство-пресс»; 2002. - 160 с.
5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «Асар» - 1999 - 128 с.: ил.
6. Николаева, С.Н, Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 48 с.
7. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.
1часть: Вводная часть
Дети входят в группу. Игровая зона. Воспитатель держит в руках конверт (на конверте изображены снежинки и зимние узоры).
Ребята, что у меня в руках?
А что на нём изображено?
Ребята, здесь на конверте написано – приглашение.
А что такое приглашение, как вы думаете?
Интересно, от кого может быть это приглашение, как вы считаете?
Сейчас я вам загадаю загадку, и мы с вами узнаем, кто же прислал нам такой красивый конверт с приглашением.
Дел у меня немало – я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня…. (Зима).
Ребята, так кто же прислал это приглашение?
Приглашение прислала сама Зимушка – Зима. И приглашает она нас к себе в гости, на прогулку в зимний лес. Отправимся?
Ребята, что нам надо сделать, если мы с вами собираемся пойти зимой в лес?
Конечно, надо тепло одеться.
Физкультминутка
Все на улицу – вперед!
(одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем).
Теплые штаны наденем,
(ладонями проводим по ногам).
Шапку, шубу, валенки
(ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами).
Руки в варежках согреем
(круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)
И завяжем шарфики
(ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи).
Все тепло оделись?
А теперь давайте дружно скажем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши)
В зимний лес пойдем гулять
(ходьба на месте)
Влево, вправо наклонись
(наклон влево, вправо)
Вокруг себя обернись (покружиться)
В лесу зимнем окажись.
2 часть: Основная часть
Ребята, вот мы и в зимнем лесу. Смотрите, какая красивая тропинка (на полу выложена «тропинка» из снежинок). Что в ней необычного?
Давайте по ней пройдём, и назовем признаки зимы, не повторяя друг друга.
(дети, поочередно проходят по снежинкам, называют признаки зимы: зимой много снега; зимой солнце светит, но не греет; на улице мороз; люди тепло одеты; на деревьях нет листьев; и др. и переходят на «полянку с зеленой елочкой»)
Посмотрите, куда мы пришли, что вы здесь видите?
А что вокруг ёлочки, под ёлочкой?
А как про снег можно сказать, какой он?
А давайте проверим, возьмите немного снега, потрогайте его, подержите в ладошках (дети берут в руки снег).
Вы правы, про снег можно сказать, что он пушистый, белый, холодный…
Ребята, как можно играть со снегом?
А мы можем сейчас слепить из снега снежки?
Давайте слепим с вами (дети и воспитатель лепят снежки).
Какие снежки у нас получились? (маленькие и большие, твердые, крепкие)
Попробуйте свои снежки покатать, подбросить и поймать, покатать в ладонях.
Что происходит со снегом в ваших руках?
Почему снег в руках становится водой? Правильно, снег в тепле тает, а руки человека – теплые
Складывайте снежки под елочку, вытирайте ручки (дети складывают снежки и вытирают руки салфетками).
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре…
(дети и воспитатель хлопают в ладоши и проговаривают слова)
Мы с тобой снежок слепили
(ритмично сжимают пальцы)
Круглый, хрупкий
(пальцами «обхватывают» воображаемый снежок)
Очень гладкий
(вращающие движения ладонями)
И совсем – совсем не сладкий
(грозят пальцем)
Раз – подбросим
(«подкидывают» воображаемый снежок )
Два – поймаем
(хлопают в ладоши)
Три – уроним и сломаем
Впереди еще одна тропинка (на полу «тропинка», выложенная из снежинок), давайте по ней пройдем и скажем, какой снег бывает зимой.
Только не будем повторять ответы друг друга (воспитатель первым проходит по тропинке и говорит свой вариант: «Зимой снег хрустящий», затем каждый ребенок проходит по тропинке, называет, какой бывает снег, не повторяя варианты других детей).
Вот мы и оказались на другой полянке.
Что вы здесь видите? Верно, под елочкой стоят 2 сундучка).
Интересно, что же в этих сундучках?
Давайте, посмотрим, что в них. Откроем сначала этот сундучок, а другой пока открывать не будем, пусть постоит под ёлочку.
Воспитатель открывает первый сундучок и достает из него льдинки.
Ребята, что это?
А что такое лед? Правильно, лед – это замерзшая вода
Как можно сказать про лёд, какой он?
Давайте возьмём льдинки в руки. Что вы чувствуете, какой лед на ощупь? Да, лед холодный, твердый, гладкий, скользкий
Ребята, что происходит с льдинками в ваших руках?
Почему?
Правильно.
Давайте положим льдинки под елочку, вытрем руки и посмотрим, что для нас приготовила Зимушка – Зима в другом сундучке (дети складывают льдинки, вытирают салфетками руки и вместе с воспитателем открывают второй сундучок).
Воспитатель достает из второго сундучка льдинки с замороженными внутри игрушками, показывает детям и спрашивает:
Ребята, что это?
А что в них необычного?
В этих льдинках для вас спрятала подарки Зимушка – Зима.
Как нам освободить подарки ото льда? Выслушиваются ответы детей (можно подержать в руках и лед растает, можно лед опустить в воду, можно лед положить на батарею, можно лед разбить).
Давайте скорей возвращаться в детский сад и освобождать подарки ото льда.
Дружно скажем волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши).
В лес ходили мы гулять
(ходьба на месте).
Влево, вправо наклонись
(наклон влево, вправо)
Вокруг себя обернись
(покружиться).
В детском садике окажись!
Сундучок ставится на стол, дети размещаются вокруг стола.
Ребята, вы предлагали разные способы, как разморозить лед: лед можно подержать в руках и он растает; лед можно опустить в воду; положить на батарею.
Давайте и мы с вами попробуем разморозить лёд разными способами.
Воспитатель показывает табличку с условным обозначением первого способа разморозки «Капля воды»:
Как вы думаете, какой способ означает эта картинка? Правильно, если лед опустить в воду, то он растает.
Воспитатель показывает табличку с условным обозначением второго способа разморозки льда «Рука»:
Какой способ изображен на этой картинке? Тоже правильно, лед можно
подержать в руках, и он растает.
Пока звучит музыка, размораживайте свой лед выбранным способом, как только музыка закончится, мы все соберемся в круг, и посмотрим, кто какой подарок получил от зимушки – зимы (звучит музыка, дети
проводят опыты, используя выбранный способ разморозки льда, воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
По окончании музыки дети и воспитатель собираются на ковре, встают в круг, рассматривают и называют найденные игрушки.
3 часть: Заключительная
Обобщение воспитателя
Ребята, сегодня мы с вами были на прогулке в лесу.
А кто нас с вами туда пригласил?
Что мы видели в зимнем лесу?
Что интересного было для вас сегодня, что особенно понравилось и запомнилось?
На этом наше путешествие закончилось.
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного
вида №21 «Солнышко»
Конспект ООД
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Средняя группа
Воспитатель Ранцева М. Н
г. Егорьевск Московской области
Цель:
Упражнять детей в изменении слов при помощи суффиксов.
Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения
Закреплять умение разгадывать загадки.
Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
Закрепить геометрические фигуры.
Упражнять детей в ориентировке относительно себя.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: снежинка, игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк,заяц), модули, снежок, картинка лисы из геометрических фигур.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг (дети встают в круг).
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Солнышко»! Мы лесные жители: приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки - рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке
(по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто это? (ответы детей)
Белка: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали? (ответы детей). Как я рада, что вы меня узнали. Я давно уже вас жду! Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови одним словом"
Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, рябина Дети: деревья;
Белочка: синица, снегирь, сова, сорока, воробей, ворона Дети: птицы;
Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик Дети: животные
Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"
Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие Дети: лапищи.
Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой Дети: носище.
Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие Дети: глазищи.
Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!
Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!
Дети: До свидания!
(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).
Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.
Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!
Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.
А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!
Зайчик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: А почему ты прячешься?
Зайчик: Я боюсь.
Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.
Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово, а вы в ответ называть слово ласково!
Дидактическая игра "Назови ласково"
Снег-снежочек, дерево-деревце, дуб-дубочек, шапка-шапочка, ветка - веточка, куст - кустик, елка - елочка, облако- облачко.
Словесная игра "Мама-детеныш."
Лиса - лисёнок, волчица - волчонок, медведица - медвежонок,
белка - бельчонок, ежиха - ежонок, зайчиха - зайчонок, мышь - мышонок.
Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой? (ответы детей)
Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(лиса)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…(белочка)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёж)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…(волк)
Ежик: Молодцы! Много знаете!
Воспитатель: Нам очень понравилось с тобой играть, ежик. Но нам пора идти дальше. До свидания, ежик!
Ежик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Давайте погреемся.
Игра «Лево- право». (Дети показывают названные по ходу слов игры части тела).
Это- левая рука.
Это- правая рука.
Это-левая нога.
Это-правая нога.
Ушко левое у нас.
Ушко правое у нас.
А вот это левый глаз.
А вот это правый глаз.
Ку-ку (прикрыть глаза ладошками).
Ну, что, ребята, вы согрелись? Нам уже пора возвращаться в детский сад.
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Садитесь на стульчики. Скажите, где мы гуляли? А кого мы встретили в лесу? (ответы детей). Догадайтесь, кто это? (показывает картинку, на которой изображена лиса из геометрических фигур) (ответы детей).
Дидактическая игра «Назови фигуры».
Назовите, из каких фигур состоит эта лиса? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами сегодня встретили в лесу разных животных и поиграли с ними.