Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Почитание святителя феодорита. Феодорит архиепископ рязанский феодорит архиепископ рязанский

феодорит архиепископ рязанский

Архиепископ Рязанский и Муромский.

Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что был близким родственником боярину Шереметьеву.

Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля).

С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.

В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа.

8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.

После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского.

10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского (†

1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор.

В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.

Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии.

Литература:

Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820.

Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36.

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23.

Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371.

Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407.

Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.

Большая биографическая энциклопедия

Православная Церковь отпраздновала память святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского. 23 сентября исполнилось 400 лет со дня его преставления. Святитель Феодорит, управлявший Рязанской епархией в 1605-1617 годах, явился одним из самых видных и активных иерархов Русской Церкви того времени.

Родился будущий архипастырь в середине XVI века и происходил из знатного боярского рода Шереметевых. Монашеский постриг Феодор Васильевич, так звали его в миру, принял в 1590-х годах с наречением имени Феодорит. Тогда же по благословению Патриарха Иова он был посвящен в священнический сан. Архиерейское служение владыки Феодорита на Рязанской кафедре началось в 1605 году, в самый тяжелый период в истории Русской Церкви и государства, который известен под названием Смутного времени. Святителю Феодориту сразу после архиерейской хиротонии довелось принять активное участие в церковных и гражданских событиях столицы. После свержения самозванца Лжедмитрия I в 1606 году он принял участие в венчании на царство Василия Шуйского, в перенесении мощей царевича Димитрия из Углича в Москву, в возведении святителя Гермогена на Патриарший престол.

Впервые мысль о перезахоронении Первосвятителя Василия Рязанского появилась у архиепископа Феодорита Рязанского 3 июня 1606 года, когда он участвовал в торжественной встрече и перенесении святых мощей царевича Димитрия Угличского в Архангельский собор Московского кремля.

Во время лихолетья Смутного времени, когда разорялись города и села, монастыри и храмы, владыка Феодорит, желая уберечь святые мощи от поругания, окончательно решил перенести их в более защищенное и надежное место - в Рязанский кремль. Для этого необходимо было завершить ремонтные работы и устроить новую гробницу в Успенском (с 1753 г. Христорождественский) соборе. Готовясь к столь важному событию, архиепископ Феодорит составил жизнеописание святителя Василия, благословил написать его икону и «сложил в честь него хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках».

Когда всё было готово, 10 июня 1609 года после Божественной литургии состоялось большое церковное торжество - гроб с мощами святителя Василия был перенесен из Борисоглебского храма в Успенский собор. Торжественное шествие возглавил владыка Феодорит, который нес в руках икону святого Василия. Святые мощи были положены под спудом на левом клиросе рядом с иконостасом, а часть их в серебряном ковчеге была вложена вверху гробницы для благоговейного поклонения верующих. Таким образом, в лице святителя Василия земля Рязанская обрела своего покровителя и ходатая пред Богом.

Это деяние архиепископа Феодорита оказалось своевременным и оправданным. В июле 1618 года, уже по преставлении владыки Феодорита, большой отряд «черкас» под предводительством гетмана Сагайдачного напал на Переяславль-Рязанский. После неудачной попытки взятия кремля они опустошили и разрушили храмы и весь город. От пожара и разорения Борисоглебский храм так сильно пострадал, что спустя некоторое время рухнул. Но кремль нападавшие захватить не смогли. Таким образом, все хранившиеся в нем рязанские святыни сохранились.

После гибели Лжедмитрия II смута в русской земле продолжилась. Казацкий атаман Иван Заруцкий, воспользовавшись нестроениями, решил поставить на Московский престол сына вдовы обоих самозванцев Марины Мнишек. Узнав об этом, священномученик Патриарх Гермоген сумел из заключения передать свою грамоту в Нижний Новгород, в которой просил нижегородцев, чтобы они писали Казанскому митрополиту Ефрему и властям Вологды «не принимать Маринкиного сына на царство». Он также просил писать и к Рязанскому владыке Феодориту: «пусть пошлет в полки учительную грамоту боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили». Из этого видно, что Патриарх Гермоген надеялся, что архиепископ Феодорит своей святительской властью, молитвами и авторитетом среди бояр и народа будет вдохновителем патриотического освободительного движения в своей епархии. Рязанский владыка своей деятельностью оправдал чаяния своего Первосвятителя.

При архиепископе Феодорите Рязанская земля стала одним из оплотов освободительного движения русского народа против иноземных и иноверных захватчиков и изменников, помогавших им. По благословению святителя Феодорита первое Рязанское ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым и зарайским воеводой Димитрием Пожарским в 1611 году вышло на освобождение Москвы от поляков. Но предательство казаков помешало освобождению столицы. Ляпунов был коварно убит казаками, а князь Пожарский тяжело ранен в бою с поляками на московских улицах. Благодаря своему архипастырю Рязань в Смутное время не признала власти самозванца и польского короля.

После изгнания врагов из Москвы вторым Нижегородским ополчением Земский собор именно архиепископу Феодориту поручил обратиться к народу в феврале 1613 года об избрании на царство Михаила Романова и возглавить Великое посольство к юному царю, чтобы просить его «стать на царство». Архиепископ Рязанский и Муромский успешно справился с поручением собора. Шестнадцатилетний будущий царь находился вместе с матерью, инокиней Марфой, в Костромском Ипатьевском монастыре.

В марте 1613 года посольство, прибыв в Кострому, объявляет Михаилу Романову о волеизъявлении народа. На отказ Михаила Федоровича архиепископ Рязанский Феодорит, стоявший перед ним с иконой Феодоровской Божией Матери, сказал: «Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея». После этого он добился от Михаила согласия стать царем, благословил его Богородичной иконой и вручил ему посох. 11 июля 1613 года в Московском кремле владыка Феодорит принимал участие в венчании на царство Михаила Романова. По благословению владыки Феодорита в Костроме была написана копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери для рязанского Троицкого монастыря.

После этих событий святитель Феодорит в конце лета 1613 года прибыл, наконец, в свою епархию. Главной заботой архипастыря стало приведение в порядок церковной жизни, восстановление разоренных храмов и святых обителей, оказание помощи нуждающимся клирикам и пасомым. Также его приглашали на Земский собор для решения церковных и государственных дел.

10/23 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно почил о Господе и был погребен в Архангельском соборе. 30 лет назад, в 1987 году, по благословению Святейшего Патриарха Пимена он был прославлен в лике Рязанских святых. 18 июня 1998 года мощи святителя Феодорита были обретены. В настоящее время они пребывают в Борисоглебском соборе г. Рязани. Святитель Феодорит и ныне молится за свою Рязанскую паству у Престола Господня на небесах.

Протоиерей Анатолий Лазарев

Святитель Феодорит (1551-1617) св. архиепископ Рязанский и Муромский в 1605-1617. Происходил из знатной семьи. Принял монашество по благословению св. Патриарха Иова. В 1604 стал архимандритом рязанского Спасского монастыря. В 1605 рукоположен сщмуч. Гермогеном (будущим св. Патриархом, в то время Митрополитом Казанским) во Епископы Рязанские и Муромские. Возведен в сан Архиепископа. 8/21 мая 1605 принимал участие в браковенчании самозванца Лжедимитрия I с Мариной Мнишек. После разоблачения и низвержения самозванца участвовал в венчании на царство Царя Василия Шуйского. При помощи и покровительстве Царя воздвиг Успенский собор. В 1609 открыл мощи святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новопостроенный Успенский собор. Особо чтил Феодотьевский образ Божией Матери и повелел сделать с него списки. Участник Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года. Именно св. архиепископ Феодорит в Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос – «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Возглавил посольство Великого Собора, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову известие о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей блаженной кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Почил 10 сентября ст.ст. 1617 и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. Ныне мощи почивают в рязанском Троицком соборе. Общецерковно почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых. В Рязанской епархии, кроме того, установлено его особое местное почитание.

Дни памяти: 10/23 сентября (день преставления в 1617), 23 января/5 февраля (в Соборе Костромских святых), 10/23 июня (в Соборе Рязанских святых)

10/23 сентября. Иже во святых отца нашего Феодорита, Архиепископа Рязанскаго и Муромскаго

Тропарь, глас 5: Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша

Кондак, глас 5: Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанския, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, святыя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о Земле Российстей творя, на Царство Русское ЦАРЯ МИХАИЛА воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Угодник Божий, святитель Феодорит, родился при царе Иоанне Грозном в 1551 году. О детстве его и родителях достоверных сведений не сохранилось. Существует лишь предание, что он происходил из знатного рода Шереметевых и имел поместья в Рязани.

В 90-е годы ХVI века он принял монашеский постриг в честь священномученика Феодорита Антиохийского, а затем и священнический сан. Благословил его на это патриарх Иов. Угодник Божий Феодорит неустанно трудился, молился и упражнялся в других иноческих подвигах.

Будучи в зрелом возрасте, он был избран на епископское служение, и в 1605 году митрополит Гермоген (будущий патриарх- священномученик) рукоположил священноинока Феодорита во епископа Рязанского и Муромского. В те времена это была обширная епархия. В ее состав входили, кроме Муромских и Рязанских земель, и части нынешних Липецкой, Воронежской, Тульской и Тамбовской епархий. Архипастырское служение святителя Феодорита началось в годину, когда русскому народу были опущены великие испытания: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Тогда же, промыслом Божиим, явились и могучие духом люди. Многие из них принадлежали к духовному сословию. Одним из таких молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит. Он заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя мятежи, готовые вспыхнуть в городе. Благородный облик пастыря, чуждого политических амбиций, радевшего о мире в своем Отечестве, непрестанно заботившегося о своей пастве, вызывал глубокое уважение. С первых дней служения владыке Феодориту нередко приходилось находиться в столице. Важные государственные дела требовали его частого присутствия. Сразу же после свержения Лжедмитрия I святитель Феодорит вместе с другими архипастырями обратился с Лобного места к народу о созыве Земского собора для избрания государя и Патриарха. Вскоре он участвовал в духовном торжестве при венчании Василия Ивановича Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с царем и знатными духовными и светскими лицами, рязанский архиерей встречал честные мощи невинно убиенного царевича Димитирия, перенесенные по царскому повелению из Углича в Москву в 1606 году. Позже святитель Феодорит участвовал в торжествах по возведению на патриарший престол митрополита Гермогена, будущего священномученика, состоявшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Все эти события сблизили святителя Феодорита с государем. Рязанский архипастырь сердно заботился о нуждах духовенства, терпевшего лишения вместе с народом. В ответ на его ходатайство, государь пожаловал милостивую грамоту, наделявшую рязанское духовенство более широкими правами на материальное обеспечение.

Святитель Феодорит также заботился и о благолепии храмов и духовном благополучии своей паствы. Он понимал важность и необходимость перенесения захоронения святителя Василия Рязанского в более защищенное место. Архипастырь посчитал, что мощам святителя подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском Кремле, в Успенском соборе (ныне Христорождественском) соборе. Для этого требовалось завершить его перестройку, начатую восемь лет назад. Но народ тогда терпел большие лишения, и средств у него не было. Рязанский архипастырь снова обратился за помощью к государю Василию Шуйскому, который незамедлительно откликнулся на челобитную владыки и прислал каменщиков «для церковныя поделки… И приказал над ними смотреть, чтоб церковное дело делали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Одновременно обновляли и внутреннее убранство храма, а на левом клиросе возле иконостаса сооружали каменную гробницу. В 1606 году собор был доделан вчерне, и на следующий год архиепископ Феодорит его освятил. Более трехсот лет почивали останки святителя Василия Рязанского в земле. А когда архиепископ Феодорит открыл останки святителя Василия, то люди узрели великое чудо - что тело его за сотни лет тлению не подверглось. 10 (23) июня 1609 года архиепископ Феодорит торжественно перенес святые мощи от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского Кремля. К этому великому событию Рязанской епархии святитель Феодорит готовился должным образом: в честь святителя Василия «сложил хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках, составил жизнеописание и приказал изобразить святителя Василия на иконе».

В часы скорбей и народных бедствий смутного времени архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился у мощей святителя Василия, возлагая упование на ходатайство новопрославленного угодника Божия и получая утешение.

Благоустройство города Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. А Рязань служила примером возрождения для терпящего бедствия народа, который вселял надежду и укреплял его дух.

Для воспитания в народе веры и благочестия у владыки Феодорита находилось мудрое и властное слово. Проявляя ревность и усердие к православным святыням в этот тяжелый период русской истории, святитель Феодорит тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силы является православная вера и что залог будущего России и процветания ее – утверждение в православии всего русского народа. Когда народная смута достигала пределов Рязанской епархии, то святитель Феодорит умело ее искоренял, действуя твердо и мудро. Только благодаря этому Переяславль Рязанский оставался одним из сохранивших верность московскому царю Василию Ивановичу Шуйскому. Неотразимое влияние святителя Феодорита на своих современников сплотило около него самоотверженных защитников веры и Церкви, горевших желанием бороться за свободу русского народа и, таким образом, Рязанская земля сделалась одним из центров движения по избавлению России от ее врагов. Вскоре Шуйский был лишен царского престола. Святой Феодорит прозорливо видел, что после незаконного свержения Богом данного царя, возникнет еще большее волнение и нужно ждать еще больших опасностей для веры и Церкви Православной.

Когда в России объявился Лжедмитрий II, то рязанцы не признали его царем. Их дружина, возглавляемая Прокопием Ляпуновым, с архипастырского благословения преосвященного Феодорита, отогнала от родного города войска самозванца. А позже очистила от врага рязанские города Пронск, Михайлов, Зарайск. В декабре 1610 года, после убийства Лжедмитрия II, поляки заняли Москву и вскоре стали в ней полноправными хозяевами. Возникла опасность воцарения польского короля Сигизмунда на русском престоле, которое угрожало духовным основам русской государственности – сохранению Православной веры.

Среди русских началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнанию их из Отечества, вдохновителем которого стал святитель Гермоген, патриарх Московский, поддержанный всеми русскими иерархами. Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую. Святитель благословил Прокопия Ляпунова разослать в разные города грамоты, призывавшие идти к Москве, «имея боевой запас и продовольственный запас». «Поспешите к царствующему граду на разорителей веры христианской… Не будем медлить ни часу: каждое мгновение дорого, когда должно спасать Отечество…», – взывали святой Феодорит и Ляпунов к сердцам православных людей. Стремление объединить силы в борьбе с захватчиками нашло горячий отклик во всех русских землях. Враги Православия не могли спокойно взирать на столь кипучую деятельность рязанцев. Они послали отряды казаков разорять «рязанские места». Ляпунов пошел на них, но к грабителям подоспели новые силы… Вновь коленопреклоненно взывал владыка Феодорит к Всесильному Богу и Стене Необоримой рода христианского о победе православного ополчения над иноверцами. Чаяния владыки – молитвенника и миротворца – сбылись. С его архипастырским напутствием на выручку к Прокопию пришел с отрядом Зарайский воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. В его лице Ляпунов приобрел верного союзника для общей борьбы. Враги были разбиты и бежали, Ляпунов же и Пожарский поехали вместе в Рязань, где по приказанию Преосвященного Феодорита «им была оказана торжественная встреча под звон колоколов».

Вскоре Прокопий Ляпунов назначил сбор ратной силы под Шацком. К нему на Рязанскую землю весь февраль 1611 года стягивались отряды из 25 городов, в их числе подошли калужане во главе с бывшим приверженцем Лжедмитрия I, боярином Димитрием Трубецким и отряд донских казаков атамана Заруцкого. Светлыми, вдохновенными словами, но с внутренней болью напутствовал Рязанский архипастырь это разноликое войско. В марте, во время распутицы, собранное ополчение двинулось к столице. Впереди шла дружина князя Пожарского. Но не зря болело сердце святого. Князь Пожарский, вступив с передовым отрядом в Москву, был тяжело ранен, а Прокопия Ляпунова предательски изрубили восставшие казаки. Не повернулся еще весь русский народ к покаянию, не смягчился еще гнев Господень, не прошла еще Русь отмеренных ей испытаний.

События в России продолжали стремительно развиваться. После смерти одного из лучших воевод – Прокопия Ляпунова, предатель интересов России – атаман казацкого табора Иван Заруцкий – принял под свое покровительство вдову обоих самозванцев Марину и решил искать себе сообщников с целью возведения на престоле сына-младенца. Услышав об этом, священномученик Патриарх Гермоген нашел возможность послать из заключения грамоту в Нижний Новгород, в которой говорил: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко и не принимали Маринкина сына на царство, – я не благословляю. Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке: пусть пошлют в полки учительную грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».

Из этой грамоты видно, что Патриарх возлагал на архиепископа Феодорита Рязанского надежды, что тот святительской властью и молитвами, пользуясь авторитетом как в боярской, так и в народной среде, будет вдохновителем освободительного движения в своей епархии.

В это время нижегородский земский староста Косьма Минин-Сухорукий объявил о троекратном явлении ему преподобного Сергия, велевшего «собирать казну для военных людей и идти для очищения государства Московского от врагов». Среди нижегородцев начались сборы средств на составление ополчения. Возглавить его единодушно было поручено князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, который залечивал раны, полученные в сражении за Москву. Помня пример Священной Истории, когда лишь после строгого поста, укрепившего духовные и телесные силы колен Израилевых, они смогли освободиться от тяжкого ига филистимлян на поле брани, ополченцы «постилися по своему изволению, от недели до субботы…в понедельник, во вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели». Полякам теперь предстояла не разноликая и разноверная толпа ополченцев, а сплоченная Свыше могучая боевая сила. Движение русских людей в защиту Отечества и Православия закончилось полным торжеством. Наступил конец Смутного времени. Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий русские люди решили объединиться для избрания единого царя. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные всей земли.

Присутствовало на нем и рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям собора предшествовали три дня строго поста и молитвы по всей России. 21 февраля 1613 года – в неделю торжества православия – Господь вложил в сердца русского народа единодушную мысль об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Собор поручил святителю Федориту обратиться с Лобного места к народу. Все собравшиеся на Красной площади единодушно поддержали решение Собора. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность богоизбранному царю.

Также Земский собор поручил возглавить посольство к царю Михаилу Романову архиепископу Рязанскому и Муромскому Феодориту. Послы несли грамоту, в которой народ умолял Михаила Федоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; отечество рыдает, что у него нет отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь по сердцу всего народа избранный!».

Только после долгих уговоров святителя Феодорита юный царь согласился принять московский престол, а угодник Божий благословил его Федоровской иконой Божией Матери. Это произошло 14 марта 1613 года. С тех пор все царственные особы из Дома Романовых, имеющие иностранное происхождение и сочетавшиеся браком с великими князьями, получали отчество Федоровна.

Святитель Феодорит оставался в Москве до коронации царя, а в конце июля 1613 года он отбыл в свою епархию. Главной заботой святителя стало восстановление разоренных храмов и монастырей, снабжение их необходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об облегчении участи обедневших в Смутное время простых жителях Рязанской епархии. До конца своей жизни не оставлял он и государственных забот, участвуя в заседаниях Земского собора.

10 (23) сентября святитель мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля – некрополе Рязанских владык. Память святителя Феодорита всегда свято чтилась не только в рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Когда император и члены Дома Романовых бывали в Рязани, они обязательно посещали Архангельский собор, чтобы помолиться на панихиде у места захоронения святителя.

По благословению Приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 12 января 1987 года архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит был прославлен в лике Рязанских святых. В настоящее время мощи святителя Феодорита открыто пребывают в Борисо-Глебском соборе города Рязани для всенародного почитания.

Память его совершается 10 (23) сентября в день преставления, 10 (23) июня в Соборе Рязанских святых,10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, 23 января (5 февраля) в Соборе Костромских святых.

Источники

1. Макарий, мит. Московский. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1995.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русь соборная. СПб, 1993.

3. Святые земли Рязанской. ООО Издательство «Дело», 2010.

4. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов, Евфимия (Воронина), мон. Четыре века святой Задонской обители. Липецк, 2010.

5. Л. А. Морев. Благословением святителя Феодорита // Задонский паломник. Православный альманах Задонского Рождество - Богородицкого монастыря. 2011 – № 84.

6. Иеромонах Серафим (Питерский), Т.М. Панкова. Житие и акафист святителю Феодориту, архиепископу Рязанскому и Муромскому. Рязань, 2001.

Архиепископ Рязанский и Муромский.

Родился в 1551 году (в копии домашних записок А.В. Сергеева - в 1549 году). Есть предположение, что Феодорит был близким родственником боярину Шереметьеву.

Принял монашеский постриг не ранее 1589 года под влиянием патриарха Иова († 1607; память 5/18 апреля, 19 июня/2 июля). С 1604 года - архимандрит Рязанского Спасского монастыря.

В августе 1605 года митрополитом Казанским Ермогеном († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 марта, 5/18 октября) хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан архиепископа. 8 мая 1606 года архиепископ Феодорит присутствовал при браке самозванца Лжедмитрия I с Мариной Мнишек.

После свержения Лжедмитрия I участвовал в духовном торжестве при венчании на царство Василия Ивановича Шуйского. 10 июня 1609 года владыка Феодорит открыл нетленные мощи святителя Василия, епископа Рязанского († 1295; память 10/23 июня, 3/16 июля), и торжественно перенес их из Борисоглебской церкви в Успенский собор. В 1613 году приглашал Михаила Федоровича Романова на царство и благословил иконой Божией Матери.

Много потрудился архиепископ Феодорит над благоустройством своей обширной епархии. 10 сентября 1617 года архиепископ Феодорит мирно отошел ко Господу.

Литература: Титов А. А. Рязанские епископы. - М., 1860. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. - 3-е изд. - СПб., 1911. - Кн. 2, с. 1040,1041-1048,1053. Амвросий (Орнатский), архиепископ.

История Российской иерархии: в 6 т. - М., 1807-1815. - Т. 1, с. 132. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 463, 467. Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. - 3-е изд. - СПб., 1909, с. 210, 211. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1411. Арцыбашев Н. С. Повествование о России: в Зт.-М., 1838-1843.-Т. 3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен... - М., 1820. Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. - 3-е изд. - СПб., 1842-1843. - Т. 12. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 415, 419. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 36. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. - М., 1836. Историческое описание Костромского Ипатьевского монастыря.

Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. - М., 1903-1911,1908, 1916. - Кн. 2, доп., с. 547. Рязанские епархиальные ведомости. - 1870, № 12-23. Рязанские губернские ведомости. - 1846, № 14. Христианское чтение. - СПб., 1859. - Ч. 1, с. 371. Русский архив. - М., 1895. - Кн. 3, № 11, с. 407. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. - М., 1813-1894. - Т. 1. Телескоп. - 1835. Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 25, с. 244-248. Макарий (Булгаков), митрополит.

История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 6, с. 112.

© 2024 Helperlife - Строительный портал