Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Особенности милетской школы. Философия милетской школы: кратко. Материализм в Милетской школе

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – главные мыслители ионийской школы – могут считаться основоположниками всей вообще древнегреческой философии. Их теории развивались в малоазиатской (а не европейской и не островной) Ионии. Основной центр школы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – Милет – находился на берегу Анатолии. Греки, жившие в этих местах, были теснее связаны с азиатским Востоком, имели больше возможности заимствовать культурные элементы и учения семитской и египетской цивилизаций, более древних, чем эллинская, и уже приходивших в упадок. Не исключено, что зачатки идей Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена идут именно от восточных народов. Фалесу некоторые источники приписывают даже не греческое, а финикийское происхождение.

Милетская школа... А была ли такая? Не есть ли это просто последовательность ученых, первым среди которых был по преданию Фалес, а его учеником и преемником Анаксимандр, а учеником его Анаксимен? Видимо, дело к этому не сводится, поскольку в Древней Греции уже были школы или корпорации, объединявшие врачей (Асклепиады, затем Косская и Книдская школы, соперничающие между собою), школы певцов, школы художников и т. д., объединяющиеся по принципу родства или места, где работают представители школы. Аналогичная традиция представлена, видимо, и Милетской школой философов, Пифагорейским союзом, Элейской школой ... Правда, это было еще не то, что появилось в IV в. до н. э., когда возникают Академия – школа Платона, и Ликей – школа Аристотеля. И все же налицо некоторая общность взглядов, традиции, методики. В Милетской школе эта общность представлена единством вырабатываемой установки – изучение «природы», «фисиология» занимает интересы этих мыслителей.

Фалес – кратко

Фалес Милетский (624–546 до Р. Х.) был не только астроном и философ, но и государственный человек, пользовавшейся большим уважением. Его причисляли к Семи Мудрецам. Он считался основателем ионийской философии. Существеннейшею мыслью системы Фалеса было то, что мир постепенно сформировался из первобытного вещества, которое было вода, – т. е. из вещества, находившаяся в капельно-жидком состоянии. Принимая за основное вещество воду, Фалес следовал народному верованию, полагавшему, что Океан и Тефида произвели все на земле. Это верование подкреплялось в Фалесе тем впечатлением, какое делает природа его отечества на внимательного наблюдателя. В устье Меандра, воды которого несут много ила, образуется суша из влаги, земля из воды; это происходило на глазах у жителей Милета. Многому научился Фалес и от египетских жрецов, прожив довольно долго в Египте . Ознакомившись с астрономией вавилонян и египтян, он первый из греков предсказал солнечное затмение; это было или затмение, происходившее 30-го сентября 610 года до нашей эры, или затмение 28 мая 585 г.. Это предсказание свидетельствует, что Фалес знал, что луна получает свет от солнца и что при солнечном затмении она проходит между солнцем и землею. Он определил длину солнечного года в 365 дней. Небесные и земные божества, о которых так много рассказывали поэты и народ, были признаны Фалесом за существа баснословные. Он находил, что вселенная проникнута божественною силою, что эта божественная сила – движение; он называл ее в противоположность веществу душою, но считал ее безличною. Божественное существо у Фалеса было только жизненным принципом вселенной, не имеющим отдельного от него существования.

Фалес Милетский

Анаксимандр – кратко

Анаксимандр, ученик Фалеса и учитель Анаксимена, видоизменил его систему. По мнению Анаксимандра (ок. 611–546 до Р. Х.), первобытное вещество не какое-нибудь из тех веществ, который мы можем наблюдать в нынешней вселенной, оно – нечто не имеющее никаких определенных качеств; и по своему протяжению в пространстве оно безгранично (по-гречески – апейрон ). Фалес еще не ставил вопроса о том, беспредельно или нет первобытное вещество, имеет ли или нет границы произошедшая из него вселенная. Подобно Фалесу, Анаксимандр занимался не только философией, а также деятельно трудился над расширеньем астрономических и географических знаний. Посредством гномона, изобретенного вавилонянами, он определил времена равноденствия и вычислял географические широты разных стран. Анаксимандр полагал, что земля имеет форму цилиндра и находится в центре вселенной. Он первый составил карту Земли; она была вырезана им на медной доске. Анаксимандр вычислил величину солнца и луны и расстояние их от земли. Он находил, что небесные светила движутся собственной силой, и потому называл их богами.


Анаксимен – кратко

Милетский земляк и ученик Анаксимандра Анаксимен (ок. 585–525 до Р. Х.) сосредоточил свое внимание на деятельности присущего вселенной принципа движений. В отличие от Фалеса и Анаксимандра, Анаксимен находил, что этот принцип – воздух и что первобытное состояние вещества должно считать воздухообразным. Таким образом, и первобытным веществом и основною силою вещества был у него воздух, являющийся в веянии ветра коренною силою движения, в дыхании – причиною жизни. Как, первобытное вещество, воздух Анаксимена безграничен и не имеет определенных качеств; предметы, одаренные определенными качествами, возникают тогда, когда частицы воздуха входят в сочетание между собою. Это превращение неопределенного вещества в предметы с неопределенными качествами совершается посредством сгущения и разжижения; по законам тяжести, сгустившиеся части движутся к центру вселенной, а разжиженные части поднимаются к окружности её; небесные светила, которые называет Анаксимен богами – это воспламененный части воздуха, а земля сгустившийся воздух.

Последователи Милетской школы

Милетская школа Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена имела последователей и в других частях Греции. Из них Диоген Аполлонийский (ок. 499-428 гг.) согласен в главных чертах своего учения с Анаксименом. Первобытное вещество, оживляющее вселенную, хотя и называется у Диогена тоже воздухом, но имеет у него иной характер: это не просто жизненная сила природы, а всемогущий, премудрый, сознательный дух, правящий природою.

Ферекид Сиросский (ок. 583-498) находил два основных начала: деятельное начало – эфир, и пассивное начало, которое он называл землею. Эти два принципа соединяет друг с другом время; все существующие предметы возникли во времени.

, Анаксимандра и Анаксимена . Сложилась в Милете (на западном берегу Малой Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в 7–6 вв. до н.э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» (περὶ φύσεως ἱστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Апейрон ), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203b13).

Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх–низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270а5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander , fr. В 1; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформаішей и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, – представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.

Литература:

1. Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки, пер. с франц. СПб., 1902;

2. Гомперц Т. Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1. СПб., 1911;

3. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

4. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. Л., 1985;

5. Guthrie W.К.S. A history of Greek philosophy, v. l. Cambr., 1971;

6. Ventant J.-P. Les origines de la pensée grecque. P., 1975;

7. Kirk G.S. , Raven J.E. , Schofield M. The presocratic philosophers. Cambr., 1983.

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики.

Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περ φσεως Ιστορα), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное “божество” .

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

Выступали с материалистических позиций;

Занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

Пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

Искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

Первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

Представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

Считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

Допускал наличие множества богов;

Считал центром вселенной Землю;

Точно определил продолжительность года — 365 дней;

Сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

Первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;


Вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

Первопричиной всего сущего считал воздух;

Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

Проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

Первоначалом всего сущего считал огонь;

Вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

Признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

Выступал за материальность человеческой и мировой души;

Был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

Движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

Первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

Выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

Считали единицу мельчайшей частицей всего;

Пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты :

Изучали проблемы познания;

Жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

Были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит , Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

Весь материальный мир состоит из атомов;

Атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

Атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

Между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

Атомы находятся в вечном движении;

Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

Атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

Фалес

Фалес (640/624 — 548/545 до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список "семи мудрецов", заложивших основы греческой культуры и государственности.

Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в его время.

Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем.

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие — что был женат, имел сына Кибиста; третьи — что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752-749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640-624 по 548-545 до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет.

Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, — 585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. — по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал , захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

· пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

· искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

· первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года – 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

· первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;

· вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

· первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего сущего считал воздух;

· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);

· проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

· отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

· изучали проблемы познания;

· жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;


· были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Основателем элейской школы является Парменид (ок. 540-470 до н. э.). Гераклит утверждал, что все изменяется. Парменид возразил, что ничего не изменяется». Парменид учил, что мир един неизменен ; никакого движения не существуе т. Чувства обманывают нас. Познать истину можно только разумом. (Парменид, как считает Рассел, продолжает линию Пифагора). Учение Парменида развивал его ученик Зенон. Он известен как автор доказательств того, что если допускается существование движения, то возникают неразрешимые противоречия. Эти доказательства известны как апории Зенона (от греч. aporia - затруднение, недоумение). Первая из апорий называется дихотомия (от греч. dicha и tome - рассечение на две части). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т. е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Предмет, который движется к цели, должен сначала пройти половину пути между местом нахождения и местом цели. Однако чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину намеченной половины пути. Это повторяется до бесконечности. Поэтому тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы «пройти» за конечное время бесконечное множество точек.

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) - философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (в связи с этим правильнее говорить о ее “натурализме”); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку “о природе”, или “естественную историю” (περί φύσεως Ιστορία), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему “от веку”, мир порождается из него спонтанно (должна быть, посредством космогонического вихря). “Боги” народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или “бесчисленными мирами” (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само мыслится как высшее и абсолютное “божество” .

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

‣‣‣ выступали с материалистических позиций;

‣‣‣ занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

‣‣‣ пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

‣‣‣ искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гᴦ. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

‣‣‣ первоначалом всœего сущего считал воду ("архэ");

‣‣‣ представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

‣‣‣ считал, что неживая природа, всœе вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всœе сущее);

‣‣‣ допускал наличие множества богов;

‣‣‣ считал центром всœелœенной Землю;

‣‣‣ точно определил продолжительность года - 365 дней;

‣‣‣ сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гᴦ. до н. э.), ученик Фалеса:

‣‣‣ первоначалом всœего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всœе возникло, всœе состоит и в которую всœе превратится;

‣‣‣ вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всœе живое, всœе вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

‣‣‣ первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гᴦ. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

‣‣‣ первопричиной всœего сущего считал воздух;

‣‣‣ выдвинул идею о том, что всœе вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

‣‣‣ проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

‣‣‣ отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

‣‣‣ первоначалом всœего сущего считал огонь;

‣‣‣ вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

‣‣‣ считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

‣‣‣ был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

‣‣‣ признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека должна быть и хорошим, и плохим);

‣‣‣ всœеобъемлющим, всœепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;

‣‣‣ выступал за материальность человеческой и мировой души;

‣‣‣ был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

‣‣‣ движущей силой всœех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всœему и мать всœему".

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

‣‣‣ первопричиной всœего сущего считали число (всю окружающую действительность, всœе происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

‣‣‣ выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

‣‣‣ считали единицу мельчайшей частицей всœего;

‣‣‣ пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).

Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

‣‣‣ изучали проблемы познания;

‣‣‣ жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

‣‣‣ были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

‣‣‣ считали всœе сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всœего сущего считали микроскопические частицы - "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" - противоположность "линии Платона" - идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

‣‣‣ весь материальный мир состоит из атомов;

‣‣‣ атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всœего сущего;

‣‣‣ атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

‣‣‣ атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

‣‣‣ между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

‣‣‣ атомы находятся в вечном движении;

‣‣‣ существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

‣‣‣ атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

Фалес (Сафонова)

Фале́с

Фале́с (640/624 - 548/545 до н. э.) - древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) - он неизменно открывал список "семи мудрецов", заложивших основы греческой культуры и государственности.

Имя Фалеса уже в V век до н. э. стало нарицательным для мудреца. ʼʼОтцом философииʼʼ Фалеса называли уже в его время.

Фалес был знатного рода и получил на родинœе хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем.

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он ʼʼпривезʼʼ геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователœей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу, и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен.

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также ʼʼтонким дипломатом и мудрым политикомʼʼ; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие - что был женат, имел сына Кибиста; третьи - что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду, а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э.. Некоторые источники сообщают [источник не указан 724 дня] , что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752-749 до н. э.); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640-624 по 548-545 до н. э., т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всœего, давки. Считается, что есть одна точная дата͵ связанная с его жизнью, -585 до н. э., когда в Милете было солнечное затмение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией).

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы, зачастую носят анекдотичный характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. - по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; по крайней мере сообщается, что именно после этого события Фалес стал известен и знаменит.

Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от ᴦ. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

Свои деловые качества Фалес доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в биографии Фалеса данный факт имеет эпизодический и, скорее всœего, ʼʼдидактическийʼʼ характер.

Фалес был сторонником некоего объединœения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира(царя Персии).

Милетская школа - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Милетская школа" 2017, 2018.

© 2024 Helperlife - Строительный портал