Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Основные направления и перспективы создания лекарственных средств. Краткий исторический очерк о развитии фармацевтической химии

  • Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
  • Ананьев Б.Г. Формирование характера школьника. Л., 1941.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  • Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  • Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1994.
  • Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  • Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  • Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом. М., 1997. С. 284-314.
  • Гейманс Г. О некоторых психических соотношениях // Вестник психологии. 1908. № 4.
  • Добряков С.А. Психобиография политического лидера. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1996.
  • Загайнов Р.М. К поиску практических путей преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности) // Психология с человеческим лицом. М., 1997. С. 274-283.
  • Карцев В.П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984.
  • Конюхов Н.И. Психологические проблемы биографического исследования курсантов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  • Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.
  • Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия. М., 2003.
  • Логинова Н.А. Биографический метод в психологии и смежных науках. Дис. канд. психол. наук. Л., 1975.
  • Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы, 2001.
  • Мерлин В.С. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии. Труды Института им. В.М. Бехтерева. Т. ХХХVIII. 1966.
  • Мясищев В.Н., Феоктистова Е.П. Характер и прошлое (К вопросу о методике анамнеза) // Педологические исследования. М.-Л., 1930. С. 142-169.
  • Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. 2-е изд. Тбилиси, 1991.
  • Психология. Словарь. М., 1990.
  • Рыбников Н.А. Биографический метод в психологии // Психология и дети. 1917. № 6-7.
  • Рыбников Н.А. Биографический институт. М., 1918.
  • Рыбников Н.А. К вопросу о возрастной психологии // Психология. 1928. № 1.
  • Рыбников Н.А. Юношеские дневники и их изучение // Психология. 1928а. Т. 1. Вып. 2.
  • Рыбников Н.А. Автобиографии как психологические документы // Психология. 1930. Т. 3. Вып. 4.
  • Саблина Л.С. Автобиография как метод изучения личности преступника // Психологическое изучение личности преступника. М., 1976. С. 186-211.
  • Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени // Актуальные методы в работе школьного психолога. М., 1991. С. 62-73.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  • Человек науки. М., 1974.
  • Шаккум М.Л. Принципы и особенности реализации психобиографического метода изучения личности в деятельности руководителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  • Allport G.W. The use of personal documents in psychological science // Soc. Sci. Res. Coun. Bull. 1942. № 49.
  • Allport G.W., Bruner J.S., Jandorf E.M. Personality under social catastrophe. Ninety Life Histories of the Nazi Revolution // Personality in Nature, Society and Culture. N.Y., 1967.
  • Baldwin A. Personal structure analysis. A statistical method for investigating the single personality // J. Abnorm. Soc. Psycol. 1942. № 37.
  • Beres D. The Contribution of psychoanalysis to the biography of the artist. A commentary on methodology // International J. of Psychoanalysis. (L.). 1959. Vol. 40. P. 1-4.
  • Buhler Ch. Das Seelenleben des Jungendlichen im Tagebuch. Jena, 1927.
  • Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches probleme. Leipzig, 1933.
  • Buhler Ch. Psychologie im Leben unsere Zeit. Munchen – Zurich, 1962.
  • Cartwright D., French J.R.P. The reliability of life-history studies // Character and Personality. 1939. Vol. VIII. № 2.
  • Chambers J.A. Personality and Biographical Factors to Scientific Creativity // Psychological Monographs. 1964. Vol. 78. № 7.
  • Dennis W. Age and productivity among scientists // Science. 1956. Vol. 123 (3200).
  • Eiduson B. Scientists: Their psychological world. N.Y., 1962.
  • Evans R.J. Dialogue with Erich Fromm. N.Y., 1981.
  • Garraty J.A. The Nature of Biography. N.Y., 1957.
  • Handbook of Psychobiography. Oxford University Press, 2005.
  • Lehman H.C. The creative years: medicine, surgery and certain related fields // Scientific Monthly. 1941. Vol. 52.
  • Lehman H.C. Age and Achievement. Princeton, N.J., 1953.
  • Levinson D. Exploration in biography: evolution of the individual life structure in adulthood // Further explorations in personality. N.Y., 1981. P. 44-79.
  • Madge J. The tools of Social Science. N.Y., 1965.
  • Plummer K. Documents of Life 2. An Invitation to a Critical Humanism. L., 2002.
  • Polansky N.A. How shall a Life History be Written // Character and Personality. 1941. № 9.
  • Stern W. Anfange der Reifezeit. Ein Knabentagebuch in psychologischer Bearbeitung. Leipzig, 1925.
  • Szszepansky J. Die biographische Methode // Handbuch der empirischen Socialforschung. Band I. Stuttgart, 1962.
  • The Turn to Biographical Methods in Social Science // Comparative issues and Exemples / Ed. P. Chamberlayne, J. Bornat, T. Wengraf. L.-N.Y., 2000.
  • Thomae H. Das Individuum und seine Welt. Gottingen – Toronto – Zurich, 1988.
  • Visher S.S. Environmental Background of Leading American Scientist // Amer. Soc. Rev. 1948. Vol. 13. № 1.
  • White R.W. Lives in Progress. 2-nd ed. N.Y., 1966.

Из книги: Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1978. С. 156-166.

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой - социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности. Жизненный путь начинается позже онтогенеза, подобно тому как человек становится личностью позже, чем начинает существовать в форме индивида. В изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

· возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

· индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

Жизненный путь - история индивидуального развития. Человек развивается, подвергаясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую, культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи.

Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути. Жизнь в единой макросреде создает некоторую психологическую общность современников-сограждан. Характеристикой общества, т. е. макросреды, является образ жизни, который складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятельность людей по преобразованию этих условий и самой этой основы. <...>

Образ жизни определяется комплексом взаимодействующих обстоятельств. Это экономическое и политическое положение в стране, тип и уровень культуры, психологический климат в обществе. <...>

Логинова Наталья Анатольевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Сфера научных интересов: история Петербургской психологической школы, теория индивидуального психического развития; личность как субъект жизненного пути.

В 2001 г. Кембриджский Биографический центр за научные достижения отметил Н.А.Логинову в номинации «Женщина года». В 2007 г. награждена премией факультета психологии СПбГУ им. Б.Г. Ананьева за научные публикации по истории отечественной психологии, Петербургской психологической школы, творчества Б.Г. Ананьева. В 2008 г. удостоена премии им. С.Л. Рубинштейна Российской академии науки за цикл научных исследований по истории и методологии отечественной психологии.

Публикации

  1. + - Биографический метод в свете идей Б.Г. АНАНЬЕВА

    Каждый научный метод обладает своеобразными достоинствами, но вместе с тем и ограничениями. Методы не конкурируют, а дополняют друг друга. Такие содружественные, координационные отношения методов отражены в классификации Б.Г. Ананьева. Среди эмпирических методов, в одном ряду с хорошо развитыми и общепризнанными, такими, как экспериментальные, обсервационные, Б.Г. Ананьев поместил биографический метод, почти забытый в науке. Б.Г. Ананьев первым на современном этапе развития психологии уделил этому методу специальное внимание в связи с разработкой теории индивидуальности, и индивидуального психического развития, в связи с проектированием комплексных исследований человека. Благодаря ему биографический метод ныне, как нам видится, переживает второе рождение. Б.Г. Ананьев определял суть биографического метода, указывая на его специфический предмет - жизненный путь. "Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)"

    Http://www.voppsy.ru/issues/1986/865/865104.htm

  2. + - Жизненный путь человека как проблема в психологии

    Жизненный путь - «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» . Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения. «Положение о том, что развитие - основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» . Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.- вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути. Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер

    // Вопросы психологии 1985

    Http://www.socd.univ.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/LOGINOVA/index.htm http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851103.htm

  3. + - Шарлотта Бюлер - представитель гуманистической психологии

    Психологическая наука в капиталистических странах отличается разнородностью направлений, одной из причин которой является отсутствие единой методологической основы. В качестве таковой в большинстве случаев выступают Позитивизм и прагматизм, а в послевоенный период также и экзистенциализм. Своеобразная переработка экзистенциалистского мировоззрения произошла в определенных кругах психологов ряда капиталистических стран, особенно США и ФРГ. Психологи-персонологи, тяготеющие к персонализму В. Штерна и «понимающей» психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, осознали себя как определенное течение на почве философии экзистенциализма. Как отмечает один из ведущих психологов этого направления А. Маслоу, экзистенциализм выступил интегратором многих персонологических теорий, возникших в психологии самостоятельно. Одно из вновь образовавшихся направлений - так называемая гуманистическая психология находится в самом близком родстве с экзистенциальной психологией (нередко две эти ветви психологической персонологии не различаются даже их представителями). В центре гуманистической и экзистенциальной психологии находится проблема индивидуальности человека, которая понимается как нечто духовное, первично заданное. Психологи экзистенциалистской ориентации концентрируют внимание на этических темах выбора и ответственности, устремленности человека в будущее, на явлениях аутентичности и творческих потенциалов личности . В отличие от философского экзистенциализма и его прямых наследников в психологии гуманистические психологи имеют по-своему оптимистический взгляд на человека и его судьбу. Они верят в альтруизм и творческие силы человека, в возможность счастливой жизни, жизни со смыслом на путях самоактуализации. Основной исследовательский пафос гуманистической психологии состоит в том, чтобы изучать целостную личность, а не отдельные подструктуры, чтобы найти специфически человеческие формы жизнедеятельности и мотивы поведения. Гуманистические психологи высоко ценят методы, основанные на самонаблюдении, которые, по их мнению, дают возможность непосредственно проникнуть в субъективный мир индивидуальности. Они провозглашают изучение жизненного пути человека, т. е. биографический метод, основным в гуманистической психологии

Логинова Наталья Анатольевна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Родилась в семье служащих в г. Алма-Ате Казахской ССР. Окончила факультет психологии Ленинградского госуниверситета в 1971 г. Защитила на «отлично» дипломную работу по психологии эвристического мышления (науч. рук. Б.Г. Ананьев и М.Д. Дворяшина). Училась в аспирантуре того же факультета. Защитила в 1975 г. кандидатскую диссертации по специальности «общая психология» на тему «Биографический метод в психологии и смежных науках» (научный рук. Б.Г. Ананьев). Защитила докторскую диссертацию «Становление комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г.Ананьева» Специальность 19.00.01- Общая психология, история психологии. 1991 г.

С 1975 по 1993 г. работала преподавателем по государственному распределению в Алма-Ате в Казахском институте физической культуры. В 1993-1997 г.г. работала в системе государственной службы Республики Казахстан, была заместителем председателя Госкомитета по национальной политике Казахстана. В 1997 г. вернулась на преподавательскую работу в Казахский национальный университете им. аль-Фараби. Была заведующей кафедрой психологии и деканом факультета философии и политологии, заведующей кафедрой общей психологии и профессором той же кафедры. С 2007 г. работает на кафедре психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета в должности профессора. Под научным руководством Н.А. Логиновой защищено 3 кандидатские диссертации.

В 2001 г. Кембриджский Биографический центр за научные достижения отметил Н.А.Логинову в номинации «Женщина года». В 2007 г. награждена премией факультета психологии СПбГУ им. Б.Г. Ананьева за научные публикации по истории отечественной психологии, Петербургской психологической школы, творчества Б.Г. Ананьева. В 2008 г. удостоена премии им. С.Л. Рубинштейна Российской академии науки за цикл научных исследований по истории и методологии отечественной психологии.

Книги (2)

Опыт человекознания

В книге раскрывается логика и история комплексного подхода в области психологического познания человека и его развития; представлены новые факты из истории научной деятельности В.М.Бехтерева и созданных им научных учреждений - Психоневрологического института и Института мозга.

Освещается история становления и развития психологической школы Б.Г.Ананьева на основе его концептуальной системы; доказывается, что оригинальность и плодотворность психологического человекознания в школе Б.Г.Ананьева обусловлена антропологизмом его психологической теории.

Психобиографический метод исследования и коррекции личности

Впервые в отечественной психологии учебное пособие посвящается психобиографическому (биографическому) методу психологии, направленному на изучение личности как субъекта жизнедеятельности на жизненном пути, а также на выявление общих закономерностей развития личности в процессе жизни.

Рассматриваются вопросы истории и теории биографического метода, биографической психологии, структура жизненного пути. Обсуждаются механизмы развития личности в масштабе времени жизни и микроцикле жизненного выбора.

Представлены конкретные методы сбора, обработки и интерпретации биографического материала о личности-индивидуальности. Специальное внимание уделено практическому приложению психобиографического метода, техникам биографического тренинга, нацеленного на повышение культуры жизни личности.

© 2024 Helperlife - Строительный портал