Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Османские палачи: окутанные мраком тайны. Братоубийство в османской империи Традиции братоубийства в османской империи

Османская или как ее чаще называли в Европе Оттоманская империя, на протяжении многих веков оставалась страной – загадкой, полной самых необычных и, порой, страшных тайн.

При этом средоточием самых «темных» секретов, которые ни в коем случае не раскрывали перед гостями и «деловыми» партнерами, был дворец султана. Именно здесь за внешней роскошью и великолепием прятались самые кровавые драмы и события.

Закон, легализующий братоубийство, содержание наследников престола в жестких условиях, массовые убийства и бег наперегонки с палачом, как способ избежать казни — все это в свое время практиковалось на территории империи. И обо всем этом впоследствии попытались забыть, но…


Братоубийство как закон (Закон Фатиха)

Междоусобная борьба наследников престола характерна была для многих стран. Но в Порте ситуация усложнялась тем, что здесь не существовало узаконенных правил престолонаследия – стать новым султаном мог каждый из сыновей умершего правителя.

Впервые, ради укрепления своей власти, кровь братьев решился пролить внук основателя Османской империи Мурад I. Позднее его опыт избавления от соперников использовал и Баязид I по прозвищу Молниеносный.

Намного дальше своих предшественников пошел султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель. Он возвел братоубийство на уровень закона. Данный закон предписывал правителю, вступившему на престол, в обязательном порядке лишать жизни своих братьев.

Закон был принят с молчаливого согласия духовенства и просуществовал около 2 столетий (до середины XVII в).

Шимширлик или клетка для шехзаде

После принятия решения об отказе от Закона о братоубийстве, османские султаны изобрели другой способ борьбы с потенциальными претендентами на престол – всех шехзаде стали заключать в Kafes («клетки») – специальные помещения, расположенные в главном дворце империи — Топкапы.

Другое название «клетки» — шимширлик. Здесь принцы постоянно находились под надежной охраной. Как и положено наследнику престола, они были окружены роскошью и всевозможными удобствами. Но все это великолепие было со всех сторон окружено высокими стенами. А ворота в шимширлик закрывались на тяжелые цепи.

Шехзаде были лишены возможности выходить за двери своей «золотой клетки» и общаться с кем бы то ни было, что негативно сказывалось на психике юных принцев.

Лишь во второй половине XVIII в. наследники престола получили некоторые послабления – стены клетки стали немного ниже, в самом помещении появилось больше окон, а самим шехзаде было разрешено иногда выходить для того, чтобы сопроводить султана в другой дворец.

Сводящая с ума тишина и бесконечные интриги

Несмотря на безграничную власть, султану во дворце жилось ненамного лучше, чем шехзаде в шимширлике.

Согласно существовавшим на тот момент правилам, султану не полагалось много разговаривать – свое время он должен был проводить в раздумьях и размышлениях о благе страны.

Для того, чтобы султаны разговаривали как можно меньше была даже разработана специальная система жестов.

Султан Мустафа I, взойдя на престол, попытался было воспротивиться системе и установить запрет на данное правило. Однако визири не поддержали своего правителя и тому пришлось смириться. В итоге султан вскоре сошел с ума.

Одним из любимых занятий Мустафы были прогулки по берегу моря. Во время променада он бросал в воду монеты, чтобы «хоть рыбы могли потратить их куда-нибудь».

Наряду с данным порядком поведения, напряженности дворцовой атмосфере добавляли многочисленные интриги. Они не прекращались никогда – борьба за власть и влияние шла круглосуточно, 365 дней в году. В ней принимали участие все – от визирей до евнухов.


Послы во дворце Топкапы.

Художник Jean Baptiste Vanmour

Совмещение должностей

Примерно до XV века при дворах османских султанов не было палачей. Однако это вовсе не значит, что отсутствовали и казни. Обязанности палачей исполняли обычные садовники.

Самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако визирей и родственников султана казнили путем удушения. Неудивительно, что в садовники в те времена отбирали тех, кто не только владел искусством ухода за цветами и растениями, но и обладал значительной физической силой.

Примечательно, что казни провинившихся и тех, кого посчитали таковыми, совершались прямо во дворце. В главном дворцовом комплексе империи были специально установлены две колонны, на которых размещались отрубленные головы. Рядом был предусмотрен фонтан, предназначенный исключительно для садовников-палачей, которые мыли в нем руки.

Впоследствии должности дворцового садовника и палача разделили. Причем на должность последнего стали отбирать людей, лишенных слуха – чтобы не могли слышать стенания своих жертв.

Убежать от казни

Единственным способом избежать смерти для высокопоставленных чиновников Порты, начиная с конца XVIII века, было научиться быстро бегать. Спасти свою жизнь они могли лишь убежав от главного садовника султана по дворцовым садам.

Все начиналось с приглашения визиря во дворец, где его уже ждали с кубком замороженного щербета. Если цвет предлагаемого напитка был белым, то чиновник получал временную отсрочку и мог попытаться исправить ситуацию.

Если же в кубке была красная жидкость, означавшая смертный приговор, то визирю не оставалось ничего, как только бежать без оглядки до ворот на противоположной стороны сада. Успевший добежать до них раньше садовника, мог считать себя спасенным.

Трудность заключалась в том, что садовник обычно был намного моложе своего соперника, и более подготовленным для такого рода физических упражнений.

Однако нескольким визирям все же удалось выйти победителями из смертельной гонки. Одним из счастливчиков оказался Гаджи Салих-паша – последний, кому выпало подобное испытание.

Впоследствии удачливый и быстробегающий визирь стал губернатором Дамаска.

Визирь – причина всех бед

Визири в Османской империи занимали особое положение. Их власть была практически безграничной и уступала разве что султанской власти.

Однако иногда приближение к правителю и обладание властью играли с визирями злую шутку – нередко высокопоставленных чиновников делали «козлами отпущения». На них «вешали» ответственность буквально за все – за неудачную военную кампанию, голод, обнищание народа и т.д.

Никто не был застрахован от этого, и никто заранее не мог знать в чем и когда его обвинял. Дошло до того, что многие визири стали постоянно носить с собой собственные завещания.

Немалую опасность для чиновников представляла и обязанность усмирять толпу – именно визири вели переговоры с недовольным народом, который нередко приходил к султанскому дворцу с требованиями или недовольством.

Дела любовные или султанский гарем

Одним из самых экзотических и в то же время «секретных» мест дворца Топкапы был султанский гарем. В годы расцвета империи он представлял собой целое государство в государстве – здесь жили одновременно до 2 тыс. женщин, большая часть из которых были рабынями, купленными на невольничьих рынках или похищенных с подконтрольных султану территорий.

Доступ в гарем имели лишь немногие – те, кто охранял женщин. Посторонних людей, посмевших взглянуть на наложниц и жен султана, казнили без суда и следствия.

Большинство обитательниц гарема могли даже никогда не увидеться со своим повелителем, но были и такие, что не просто часто посещали покои султана, но и имели на него довольно сильное влияние.

Первой женщиной, сумевшей заставить правителя империи прислушиваться к своему мнению, была простая девушка из Украины Александра Лисовская, более известная как Роксолана или Хюррем султан. Попав в гарем Сулеймана I, она пленила его настолько, что он сделал ее законной женой и своей советницей.

По стопам Хюррем пошла и венецианская красавица Сесилия Веньер-Баффо — наложница султана Селима II. В империи она носила имя Нурбану султан и была любимой женой правителя.

Именно с Нурбану султан, по мнению историков – экспертов в Османской империи, начался период, вошедший в историю, как «женский султанат». В этот период практически все дела государства находились в женских руках.

На смену Нурбану пришла ее землячка София Баффо или Сафие султан.

Дальше всех пошла наложница, а затем и жена Ахмеда I Махпейкер или Кесем султан. После смерти правителя, сделавшего Кесем своей законной супругой, она почти 30 лет правила империей в роли регента сначала сыновей, а затем и внука.

Последняя представительница «женского султаната» Турхан султан, устранившая свою предшественницу и свекровь Кесем. Она, как и Роксолана, была с Украины, и до того, как попала в султанский гарем звалась Надеждой.


Кровный налог

Третий правитель Османской империи Мурад I вошел в историю не только как султан, узаконивший братоубийство, но и как «изобретатель» девширме или кровной дани.

Девширме облагались жители империи, не исповедующие ислам. Суть налога заключалась в том, что из христианских семей периодически отбирали мальчиков возрасте 12-14 лет для службы султану. Большинство отобранных становились янычарами или отправлялись работать на фермы, другие попадали во дворец и могли «дослужиться» до весьма высоких государственных должностей.

Однако прежде чем отправить юношей на работу или службу, их насильно обращали в исламскую веру.

Причиной появления девширме стало недоверие султана к своему тюркскому окружению. Султан Мурад и многие его последователи считали, что обращенные христиане, лишенные родителей и дома, будут служить намного ревностнее и будут вернее своему повелителю.

Стоит отметить, что корпус янычар действительно был самым верным и действенным в армии султана.

Рабство

Широкое распространение в Оттоманской империи с первых дней ее создания получило рабство. Причем просуществовала система вплоть до конца XIX в.

Большую часть рабов составляли невольники, привезенные из Африки и с Кавказа. Также среди них было немало русских, украинцев и поляков, взятых в плен во время набегов.

Примечательно, что согласно существующим законам, мусульманин не мог стать рабом – это была «прерогатива» исключительно людей не мусульманской веры.

Рабство в Порте значительно отличалось от своего европейского аналога. Османским рабам было легче получить свободу и даже достичь определенного влияния. Но при этом обращение с рабами было намного более жестоким – невольники погибали миллионами от тяжелой непосильной работы и ужасных условий труда.

Свидетельством большой смертности среди рабов многие исследователи считают то, что после отмены рабства в стране практически не было выходцев из Африки или Кавказа. И это несмотря на то, что их завозили в империю миллионами!


Геноцид по-османски

В целом, османы достаточно лояльно относились к представителям других вероисповеданий и народностей. Однако в некоторых случаях, они изменяли своей обычной демократичности.

Так, при Селиме Грозном была организована массовая резня шиитов, которые посмели не признать султана защитником ислама. В результате «чистки» погибли более 40 тыс. шиитов и членов их семей. Населенные пункты, где они проживали, были стерты с лица земли.


Шествие Султана в Стамбуле

Художник Жан Батист ван Мур.

Чем больше снижалось влияние империи, тем меньше становилась и терпимость султанов по отношению к другим народам, проживающим на территории империи.

К XIX в. массовые убийства стали практически нормой жизни Порты. Своего пика система достигла в 1915 г., когда было уничтожено более 75% армянского населения страны (в результате геноцида погибло свыше 1,5 миллиона человек).

Похожие материалы

1. Склонялся ли Фатих к христианству?

После завоевания Стамбула Фатих позволил остаться христианам, жившим тут, и прилагал усилия для возвращения покинувших город. Много Византийских греков, независимо от того, обратились они в ислам или нет, были приняты на государственную службу Османской Империи. Фатих вступает в полемику о христианстве с Патриархом Геннадием II Схоларием (в миру — Георгий) в монастыре Богородицы Паммакаристы (мечеть Фетхие) и желает, чтобы эта полемика была задокументирована. Эти события породили на Западе некие кривотолки, и выдвигалось мнение, что Фатих склонялся к христианству.

Мехмед II Завоеватель (Фатих) вручает Геннадию II патриаршие грамоты

Папа Пий II лично написал письмо Фатиху (в 1461-1464 годах), приглашая его перейти в христианство и пройти обряд крещения парой капель святой воды. И письмо, и ответ на него были отпечатаны в Тревизо ещё при жизни Фатиха в 1475 году. Однако, что интересно, это письмо не было отправлено Фатиху. И конечно же, какой может быть ответ на «неотправленное письмо»! Папа, написавший письмо, от имени Фатиха выдумал на него ответ!

«Хорошее отношение» Фатиха к православным после завоевания Стамбула зиждется на его снисходительности и желании подсобить расколу христианского мира. Султан обладал очень широким кругозором, и именно это породило его интерес к христианству. Считается, что он испытывал интерес к этой религий, поскольку его мать был христианкой. Одна из жён Мурада II была дочерью короля Сербии Георгия Бранковича — Мара Деспина. Она вышла замуж за Мурада II в 1435 году, но веру не меняла и до конца своих дней оставалась христианкой. Слова Фатиха “Величайшая из христианок моя мать Деспина Хатун”, которые он сказал, передавая в распоряжение христиан земельный участок и монастырь “Маленькая Айя-София” в Салониках, объясняют лишь тем, что это была его родная мать. Однако, это ошибочная трактовка. Потому что родная мать Мехмеда Завоевателя — Хюма Хатун, которая умерла в 1449 году в Бурсе, то есть ещё до того, как сын взошёл на престол.

2. Настоящий ли “Закон Фатиха”?

Фатих Султан Мехмед Хан глазами миниатюриста Левни (из Kebir Musavver Silsilename)

Первый свод законов Османской Империи был написан во времена Фатиха. Но существуют мнения, что этот кодекс не был написан во времена Фатиха, что важные его части были добавлены позже и полный текст закона не принадлежит перу Фатиха. Утверждается, что, поскольку некоторые характеристики государственного строя появились только спустя какое-то время, закон не был написан в эпоху Фатиха. Полагающие, что Фатих не мог написать закон о братоубийстве, утверждают, будто этот закон составили представители Западного мира. В доказательство этим версиям демонстрируется единственный экземпляр Закона, хранящийся в Венском Архиве. Однако в процессе исследований в Османской истории были найдены и другие экземпляры. Изыскания таких историков-османистов, как Халиль Иналджик или Абдулькадир Озджан, подтверждают, что утверждения выше безосновательны, и текст Закона, за исключением небольшой части, принадлежит Фатиху. А текст, который доступен нам в наши дни, включает ещё и дополнения, сделанные сыном и преемником Фатиха Баезидом II.

3. В какую страну был последний поход Фатиха?

В свои последние годы Фатих отправил две армии — одну на завоевание Родоса, вторую – на взятие Италии. Вторая потерпела поражение, а первая взяла крепость Отранто, чем открыла путь для завоевания Италии. В этих условиях Фатих в марте 1481 года отправляется в новый поход, но умирает в Хюнкяр Чайыры в Гебзе. Поскольку цель армии осталась загадкой, вопрос “Куда направлялся Фатих?” стал предметом споров, полагали, что армия шла или на Родос, или в Италию. Однако нахождение военных сил в Анатолии отчётливо свидетельствует о том, что Италия целью не была.

Проблема, возникшая перед смертью Фатиха, изменила приоритеты Османского государства. Между Османской Империей и государством Мемлюков сложились натянутые отношения из-за того, что Фатих для удобства паломников в Мекку желал отремонтировать акведуки по маршруту для хаджа. Но мемлюки не позволили этого, посчитав это попранием их пгосподства на данных землях. Главной причиной столкновений был вопрос, к какому государству будут относится земли Дулькадирского царства, лежащего поблизости Мараша и Эльбистана. По этой причине Фатих перед смертью направлял свои войска на Мемлюкское царство. Но окончательную точку в этом вопросе поставит внук Фатиха – Султан Явуз Селим.

4. Смерть Фатиха была по ествественным причинам или его отравили?

Известный астроном Али Кушчу на приёме у Фатиха Султана Мехмеда

Фатих умер в Гебзе в месте под названием Хюнкяр Чайыры в мае 1481 года, когда отправлялся в очередной поход. Эта смерть послужила причиной дискуссий как в академических кругах, так и среди историков-аматоров. Раньше было распространено мнение, что причиной его смерти являлась подагра. Симптомами этой болезни являются боли в пальцах, пятках и суставах. Но немецкий историк Франц Бабингер в одной из своих статей, опираясь на отрывок из “Истории Ашикпашазаде” и документ, хранящийся в Венецианском архиве, пришёл к выводу, что Султан был отравлен. Другие авторы, утверждающие, что Фатиха отравили, ссылались на эту статью Бабингера. Существует две версии относительно личности отравителя. Первая: наместник в Амасье Шехзаде Баезид отравил отца руками главного лекаря иранца Аджем Ляри, узнав о поползновениях Великого Визиря Карамани Мехмеда Паши в пользу его младшего брата Джем Султана. Вторая: Якуп Паша (Маэстро Лакоппо), бывший главный лекарь, перешедший в ислам еврей. Он служил Фатиху более 30 лет, заслужил его доверие и занимал важные должности в чине Визиря. Венецианцы, которые совершили на Фатиха более десятка неудавшихся покушений, перекупили Якупа Пашу и с его помощь отравили Султана.

В турецких источниках, помимо стихотворных строк в “Истории Ашикпашазаде”, больше нигде нет даже намёка на отравление больного Фатиха, который смог добраться до Хюнкяр Чайыры только на карете. Нет подобного упоминания и в арабских или итальянских источниках того времени.

Стихотворных строки, из которых некоторые историки делают вывод об отравлении Фатиха, следующие:

Кто же вручил Хану этот врачебный сироп,
Что испил его вдоволь Хан.

Шербет этот измотал Хану душу,
Всё его тело терзала боль.

И молвил он: «Зачем же вы так со мной, врачеватели,
Нутро моё залито кровью»

Не помог лечебный настой,
Вред лишь принёс.

Лекари навредили Султану,
И это чистая правда, ничего не попишешь.

Хоть в этих стоках и проскальзывает намёк на то, что Падишаху дали подозрительное лекарство, более вероятной версией кажутся жалобы Фатиха на испытываемые мучения из-за не приносящего облегчения лечения.

Когда Фатих слёг от подагры, которой страдали практически все Османские Султаны, к лечению приступил главный врачеватель Ляри, однако справиться с недугом он не смог, поэтому обязанность лечения Падишаха была передана бывшему главному врачевателю Якупу Паше. Якуп Паша не одобрил лекарство, используемое Ляри, поэтому приступить к лечению отказался. Однако, когда другие врачеватели остались бессильны перед болезнью, он поил Султана болеутоляющим снадобьем, которым они пользовались, стараясь лишь унять резкие боли. Но лекарство не подействовало, и Фатих после непродолжительной комы умер после полудня в четверг 31 мая 1481 года.

5. Действительно ли во время взятия Стамбула Фатих приказал тащить галеры по суше?

Самая яркая сцена при взятии Стамбула — это перетаскивание кораблей по суше и спуск их на воду в Золотом Роге. Считается, что Османы, которые проиграли в морском сражении 20 апреля, ночью 22 апреля перетащили по суше около 70 кораблей из Топхане или Бешикташа и спустили их к Касымпаша. Но, насколько бы блестящими они ни выглядели, случились ли в действительности эти окутанные легендой события? На самом ли деле галеры перетащили по суше, чтобы спустить на воды Золотого Рога?

В источниках, описывающих завоевание Стамбула, эти события детально не описываются. В особенности турецкие историки не дают достаточно сведений о перетаскивании кораблей по суше. Разнообразные исследователи, которые время от времени обращались к этой теме разные исторические периоды, утверждают, что события не могли развиваться так, как в сказаниях. Перебросить корабли по суше к Золотому Рогу за ночь не кажется возможным. Для того, чтобы это сделать, нужна была длительная подготовка. Определение маршрута, по которому будут двигаться корабли, подготовка участка, устранение препятствий и подготовка механизмов, которые будут помогать двигать галеры, — это всё требует не одного дня подготовки. Кроме того, места, на которые указывают как на точки, в которых корабли вытащили на сушу — Топхане и Бешикташ — неподходящие для этого. Потому что с лёгкостью просматриваются Византийцами. Встречаются и те, кто утверждает, что корабли вытаскивали на сушу у Румели Хисары. Но если учесть в этом случае длительность маршрута, который должны были преодолеть корабли, будет предельно ясно, что в условиях того времени это было невозможно.

Мехмед бин Мехмед, Эвлия Челеби и Мюнеджибаши, написавшие свои работы парой столетий позднее, после завоевания Стамбула, привносят иной взгляд на данные события: корабли были построены на Окмейдан и спущены на воду прямо отсюда. Такая трактовка событий выглядит более стройной по сравнению с теорией перетаскивания кораблей по суше.

6. Действительно ли Стамбул удалось взять лишь благодаря воротам, которые забыли запереть?

Портрет Фатиха Султана Мехмеда кисти Беллини

Многие западные историки и литераторы, начиная от Хаммера и заканчивая Стефаном Цвейгом, описывают последний этап взятия Стамбула таким образом: «Несколько турецких воинов, прогуливавшихся вдоль защитных стен Константинополя, заметили между Эдирнекапы и Эгрикапы оставленную открытой по чьей-то невообразимой забывчивости калитку, именуемую «Керкопорта». Они немедленно сообщили другим, и турки взяли Стамбул, зайдя в город через эту отворённую калитку. Таким образом, из-за небольшой случайности – открытой двери – изменился ход всей мировой истории.

Таким образом события описал только Византийский историк Дука, и это не подтверждается никакими иными источниками обозначенного периода. Если же наряду с турецкими источниками исследовать сочинения Франдзи и Барбаро, становится понятно, что последний этап завоевания происходил совершенно иначе.В упомянутых сочинения нет и речи об открытой двери. Осамнское войско, осаждавшее город, вошло в город недалеко от современного Топкапы. Этот район после взятия стал называться “Махалле пушечных развалин”.

7. Был ли первым вошедшим в Стамбул Улубатлы Хасан?

Считается, что первым, кто водрузил Османское знамя на Византийские крепостные стены, был Улубатлы Хасан. То, как он взбирался на стены и устанавливал там флаг описывается в исторических книгах как героический эпос. Источником для этого события послужил Византийский историк Франдзи, ставший непосредственным свидетелем падения Константинополя.

Франдзи описывает это событие так:
“И тогда янычар по имени Хасан (он родом из Улубата (окресности Бурсы), сам крепкого телосложения)” левой рукой держал щит над головой, в правой выхватил меч, наши в замешательстве отступили, а от запрыгнул на стену. За ним ринулось ещё с тридцаток других, желающих проявить такое же мужество.

Те из наших, кто ещё оставался на крепостных стенах, забрасывали его камнями. Но Хасану с одному ещё присущей силой удалось взобраться на стены и заставить наших бежать. Этот успех вдохновил и остальных, они тоже не упустили шанс взобраться на стены. Наши по причине малочисленности не смогли другим помешать взбираться на стены, силы врага были слишком велики. Несмотря на это наши атаковали взобравшихся и многих из них убили.

Во время этого сражения один из камней попал в Хасана и сбил его на землю. Увидев его на земле, наши со всех сторон стали забрасывать его камнями. Но он встал на колени и пытался отбиваться. Но от множества ран правая рука у него отнялась, а сам он весь был покрыт стрелами. Тогда погибло ещё множество людей…» («Город пал!», пер. Критон Динчмен, Стамбул, 1992, стр. 95-96).

Больше никаких сведений об Улубатлы Хасане в других источниках нет. О нём не упоминают ни турецкие источники, ни работы иностранных историков, присутствовавших при завоевании Стамбула. В турецких источниках есть множество легенд о том, кто вошёл первым в захваченный Стамбул. Например, Бихишти утверждает, что это был его отец – Карышдыран Сулейман-бей.

8. Был ли Стамбул разграблен после завоевания?

Согласно исламскому праву, всё добро, находящееся в захваченном городе, является добычей военных, поэтому город позволяется разграбить. После завоевания Стамбула это правило также претворили в жизнь.

Город грабили три дня, населения было взято в плен. Фатих не только позволил поселить в городе византийским грекам, которые выкупили себя из рабства, или вернулись оттуда, куда бежали, но также за собственные средства выкупил часть греков из рабства и даровал им свободу.

9. Получал ли Великий Визирь Чандарлы Халиль Паша взятки от Византийской Империи?

После взятия города Фатих приказал казнить Великого Визиря Чандарлы Халиля Пашу. Халиль Паша, который с самого начала был против осады Стамбула, был сторонником поддержания хороших отношений с Византией. Другие визири посчитали, что источником такой политики Чандары являются получаемые им от Византийском Империи взятки. Однако на самом деле, причиной его позиция была вероятность наступления на Осанов сил крестоносцев. Поэтому он желал продолжать мирную политику Мурада II. Кроме этого, он также осознавал, что, по причине его с Фатихом разногласий, завоевание Стамбула принесёт Фатиху неограниченную власть, но для него лично это будет конец. Именно поэтому он выступал против.И утверждения о взятках от Византии беспочвенны.

Во время первого прихода к власти Фатиха (1555-1446) у него с Чандарлы Халиль Пашой возникло трение, Фатих из-за Халиля Паши был вынужден оставить трон отцу. Кроме того, окружавшие Фатиха визири-капыкулу по происхождению настраивали Султана против Халиля Паши. Фатих видел в Чандарлы угрозу своей власти, поэтому сразу же после взятия Стамбула он устранил его под предлогом взяток, получаемых от Византии.

10. Ознаменовало ли завоевание Стамбула начало новой исторической эпохи?

Практически все слышали клише, что завоевание Стамбула ознаменовало конец средневековья и начало Нового времени. На самом ли деле произошла смена эпох или это лишь условность для упрощения классификации?
Шок, в который повергло завоевание Стамбула весь христианский мир и вера в то, что сбежавшие в Европу после падения Константинополя Византийские учёные стали причиной Ренессанса, и является причиной, по которой Взятие Стамбула считают началом Нового времени. Падение Константинополя — важное события как для исламского, так и для христианского мира. Однако начало Ренессанса никак не связано с Византийскими учёными. В книгах по истории, написанных в 19 и 20 веках действительно писали, что Ренессанс случился благодаря Византийским учёным, сбежавшим в Европу. Но более поздние исследования доказали, что это не так.
Нет общепринятой даты, которую бы считали началом Новой Эры. На сегодня количество тех, кто, помимо турецких историков, считает началом Новой Эры завоевание Стамбула, ничтожно мало. Обычно началом Нового времени считается открытие Америки в 1492 году. Есть и те, кто такой датой считает изобретение книгопечатания в 1440 году.

© Эрхан Афйонджу, 2002

Закон Фатиха - закон Османской империи, позволяющий одному из наследников трона убить остальных ради предотвращения войн и смут.

Закон братоубийства

Формулировка

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī ) Канун-наме Мехмеда II . Два варианта формулировки закона, сохранившиеся в источниках, имеют лишь незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Эрифом-беем в 1912 году:

Оригинальный текст (перс.)

و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اولهلر

Оригинальный текст (тур.)

Ve her kimseye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar

Тексты

Так называемый закон Фатиха о братоубийстве можно найти в Канун-наме Мехмеда II во второй части, излагающей нормы суда и государственной организации. Текст Канун-наме не дошел до нас на языке оригинала, сохранились только копии XVII века. В течение долгого периода высказывалось мнение, что Мехмед не мог легализовать братоубийство. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Неопровержимым, якобы, доказательством этого, с их точки зрения, являлось то, что закон долгое время существовал в единственном списке Канун-наме в архиве Вены. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры, датируемые временами Османской Империи. Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме, кроме небольшой его части, создан Фатихом, однако дошедшие до наших дней списки содержат включения, относящиеся ко временам правления сына Фатиха и его преемника Баязида II.

Две совпадающие по тексту рукописи в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547). Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была опубликована в 1815 году Йозефом Хаммером под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» и была переведена на немецкий с пропусками. Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). Другие копии кроме этих двух были неизвестны до обнаружения второго тома незавершенной хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā"i , «Времена основания». Коджа Хуссейн, по его собственным словам, использовал записи и тексты, хранившиеся в архивах.

Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus , размеры листа 18 x 28,5 см, 25 строк на страницу) был куплен из частной коллекции в 1862 году Санкт-Петербурга и попал в Ленинградское отделение Академии наук СССР , где он и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году.

Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Тельшию л-бекан-фа-āavānīn-i āl-i’Os̠mān», «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом б. Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и) в трех разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477-1481).

Одним из первых османских летописцев, комментировавших Канун-наме и цитировавших его, был Мустафа Али-эфенди (1541-1600).

Престолонаследование и династические убийства

До введения закона Фатиха

Длительное время после образования Османского государства в правящей династии отсутствовала передача власти от одного правителя к последующеиму напрямую. На востоке, в частности, в странах дар аль ислама, как наследие кочевых времён сохранялась система, при которой все члены семьи, происходившие от основателя династии по мужской линии, имели равные права (Ekber-i-Nesebi ). Султан не назначал преемника; считалось, что правитель не вправе определить заранее, кто из всех претендентов и наследников получит власть. Как сказал об этом Мехмед II: «Султана называет Всевышний». Назначение наследника трактовалось, как вмешательство в божественное предопределение. Трон занимал тот из претендентов, чья кандидатура получала поддержку знати и улемов . В османских источниках сохранились указания на то, что брат Эртогрула, Дундар-бей, тоже претендовал на лидерство и титул вождя, но племя предпочло ему Османа .

В этой системе все сыновья султана теоретически имели равные права на престол. Не имело значения, кто был старше, а кто младше, был это сын от жены или наложницы. С самого раннего времени, следуя традициям народов Центральной Азии, была установлена система, при которой все сыновья правящего султана отправлялись в санджаки, чтобы обрести опыт управления государством и армией под руководством лалы. (При Османе ещё не было санджаков, но все его родственники мужского пола (братья, сыновья, тесть) управляли различными городами. Помимо административного, до 1537 года османские принцы получали и военный опыт, принимая участие в битвах, командуя войсками. Когда султан умирал, новым султаном становился тот, кто раньше успевал прибыть в столицу после смерти отца и принять присягу от чиновников, улемов и войск. Этот метод способствовал тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики, сумевшие выстроить хорошие отношения с элитой государства и получить её поддержку . Например, после смерти Мехмеда II обоим его сыновьям были посланы письма с сообщением об этом. Санджак Джема был ближе; существовало мнение, что Мехмед более благоволил к нему; Джема поддерживал великий визирь. Однако партия Баязида была сильнее. Занимая ключевые посты (бейлербей Румелии, санджакбеи в Анталии), сторонники Баязида перехватили гонцов, ехавших к Джему, блокировали все пути, и Джем не смог прибыть в Стамбул.

До Мехмеда II случаи убийства близких родственников в династии происходили не один раз. Так, Осман поспособствовал смерти своего дяди, Дундара-бея, не простив ему того, что Дундар претендовал на роль вождя . Савджи , сын Мурада, с помощью византийцев поднял восстание против отца, был схвачен и казнён в 1385 . Якуб , по легендам, был убит по приказу брата, Баязида, на Косовом поле после смерти Мурада. Сыновья Баязида долго воевали друг против друга, в итоге были казнены Мустафа-челеби в 1422 году (если он не погиб в 1402 году ), Сулейман-челеби в 1411 году , вероятно , Муса-челеби в 1413 году . Кроме того, Мехмед, оказавшийся победителем в этой братоубийственной войне, приказал ослепить племянника Орхана за участие в заговоре и связи с Византией. Сын Мехмеда, Мурад, казнил только одного из своих братьев - Мустафу «Кючюка» в 1423 году. Других братьев - Ахмеда, Махмуда, Юсуфа - он приказал ослепить . Любимый сын Мурада, Алаеддин Али (1430-1442 /1443) по традиционная версии, изложенной Бабингером, был казнён вместе с сыновьями по неизвестной причине по приказу отца .

До Мурада во всех случаях казнь или ослепление родственника была спровоцирована самим казнённым: казнили бунтовщиков и заговорщиков, казнили противников в вооружённой борьбе. Мурад первым велел ослепить несовершеннолетних братьев. Его сын, Мехмед II, пошёл дальше. Сразу после джулюса (вступления во власть), вдовы Мурада пришли поздравить Мехмеда с воцарением. Одна из них, Хатидже Халиме-хатун , представительница династии Джандарогуллары , недавно родила сына, Кючюк Ахмеда. Пока женщина беседовала с Мехмедом, по его приказу Али-бей Эвреносоглу , сын Эвренос-бея , утопил младенца . Дука придавал особое значение этому сыну, называя его «порфиророждённым » (рождённым после того, как его отец стал султаном). В Византийской империи такие дети имели приоритет в наследовании престола. Кроме того, в отличие от Мехмеда, матерью которого была рабыня, Ахмед был рождён от династического союза. Всё это делало трехмесячного младенца опасным соперником и заставило Мехмеда избавиться от него . Убийство (казнь) при воцарении невиновного брата-младенца только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» .

После введения закона Фатиха

Сулейману не пришлось убивать братьев, мустафа и баязид

5 братьев мурада 3

19 братьев мехмеда 3+сын махмуд

мехмед, брат османа

три брата мурада 4 +хотел ибрагима

мустафа 4

Практика посылать шехзаде в санджаки прекратилась в конце XVI века. Из сыновей султана Селима II (1566-1574) в Манису поехал только его старший сын, будущий Мурад III (1574-1595), в свою очередь Мурад III тоже послал туда только своего старшего сына, будущего Мехмеда III (1595-1603). Мехмет III был последним султаном, прошедшим «школу» управления в санджаке. Ещё в течение полувека старшие сыновья султанов будут носить титул санджакбеев Манисы, проживая в Стамбуле .

Со смертью Мехмеда в декабре 1603 года султаном стал его третий сын, тринадцатилетний Ахмед I , поскольку двух первых сыновей Мехмеда III уже не было в живых (Шехзаде Махмуд был казнен отцом летом 1603 года, Шехзаде Селим скончался ещё ранее от болезни). Поскольку Ахмед ещё не был обрезан и не имел наложниц, у него не было сыновей. Это создавало проблему с наследованием. Поэтому брат Ахмеда, Мустафа , был оставлен в живых, вопреки традиции. После появления сыновей, Ахмед дважды собирался казнить Мустафу, но оба раза по различным причинам отложил казнь. Кроме того, не убивать Мустафу Ахмеда уговаривала Кёсем-султан , имевшая на это свои причины. Когда Ахмед умер 22 ноября 1617 года в возрасте 27 лет, он оставил семь сыновей и брата. Старшим сыном Ахмеда был Осман , родившийся в 1604 году.

кафес

Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes («клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

См. также

Литература

  • «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. - М. , 1990.
  • Кинросс лорд. . - Литрес, 2017.
  • Петросян Ю.А. Османская империя . - Москва: Наука, 1993. - 185 с.
  • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. - Москва: АСТ.
  • Encyclopaedia of Islam / Bosworth C.E. - Brill Archive, 1986. - Vol. V (Khe-Mahi). - 1333 p. - ISBN 9004078193 , 9789004078192. (англ.)
  • Alderson Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty . - Oxford: Clarendon Press, 1956. - 186 p. (англ.)
  • Babinger F. Sawdji / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 2000. - Vol. IX. - С. 93. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 .
  • Colin Imber. The Ottoman Empire, 1300-1650: The Structure of Power . - New York: en:Palgrave Macmillan , 2009. - P. 66-68, 97-99. - 448 p. - ISBN 1137014067 , 9781137014061. (англ.)

Почти 400 лет под Османской империей находилась большая часть территорий Юго-Восточной Европы, Турции и Ближнего Востока. Ее основали отважные тюркские наездники, но империя вскоре потеряла большую часть своей первоначальной мощи и жизнеспособности, находясь в состоянии функциональной дисфункции, которая хранила множество секретов.

✰ ✰ ✰
10

Братоубийство

В ранние периоды у османских султанов не практиковался принцип первородства, когда старший сын является единственным наследником. Поэтому на трон претендовали сразу все имеющиеся братья, а проигравшие потом переходили на сторону вражеских государств и долгое время доставляли множество проблем победившему султану.

Когда Мехмед Завоеватель пытался завоевать Константинополь, со стен города против него воевал его родной дядя. Мехмед решил проблему со свойственной ему беспощадностью. После вступления на престол, он просто приказал убить родственников мужского пола, в том числе не пощадил своего брата-младенца. Позже он издал закон, который лишил жизни не одно поколение: «А тот из моих сыновей кто возглавит Султанат, должен убить своих братьев. Большинство улемов и так это себе позволяют. Так пусть они действуют так и дальше».

С этого момента каждый новый султан занимал трон, убивая всех своих родственников-мужчин. Мехмед III от горя вырвал себе бороду, когда его младший брат просил не убивать его. Но он «не ответил ни на одно слово,» и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. Вид их 19 завернутых тел, провезенных по улицам, как говорили, заставил плакать весь Стамбул.

Даже после первого круга убийств, остальные родственники султана тоже были опасны. Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы, когда его собственного сына душили тетивой; мальчик стал слишком популярен в армии, так что султан не мог чувствовать себя в безопасности.

✰ ✰ ✰
9
На фото: Kafes, Kuruçeşme, İstanbul

Принцип братоубийства никогда не был популярен у народа и у духовенства, так что его тихо упразднили после внезапной смерти султана Ахмеда в 1617 году. Вместо этого потенциальных наследников престола держали в дворце Топкапы в Стамбуле в специальных помещениях, известных как «Kafes» («клетки»).

Можно было провести всю свою жизнь заключенным в тюрьму в Kafes под постоянным контролем охранников. Тюремное заключение, как правило, было роскошным с точки зрения условий, но с очень строгими ограничениями. Многие принцы сходили с ума от скуки, либо уходили в разврат и пьянство. Когда нового султана привозили к Воротам Повелителя, чтобы визири могли засвидетельствовать ему свою верность, это мог быть первый раз, когда он выходил на улицу за несколько десятилетий, что не очень хорошо влияло на способности нового правителя.

Кроме того, угроза ликвидации со стороны правящего родственника была постоянной. В 1621 году великий муфтий отказал Осману II в прошении задушить его брата. Тогда он обратился к главному судье, тот вынес противоположное решение, и принц был задушен. Сам Осман позже был свергнут военными, которые должны были вывести его выжившего брата из Kafes, разобрав крышу и вытянув его на веревке. Бедный человек провел два дня без еды и воды, и, вероятно, слишком обезумел, чтобы заметить, что он стал султаном.

✰ ✰ ✰
8

Молчаливый ад во дворце

Даже для султана жизнь в Топкапы могла быть до крайности скучной и невыносимой. Тогда считалось, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому был введен особый язык жестов, и правитель проводил большую часть времени в полной тишине. Султан Мустафа посчитал это совершенно не выносимым, и пытался отменить такой запрет, но его визири отказались. Мустафа вскоре сошел с ума и бросал с берега монетки рыбам, чтобы те их тратили.

Интриги во дворце плелись постоянно и в больших количествах, так как за власть боролись и визири, и придворные, и евнухи. В течение 130 лет большое влияние имели женщины из гарема, этот период стал известен как «женский султанат». Драгоман (главный переводчик) всегда был влиятельной персоной, и всегда это был грек. Евнухи делились по расовому признаку, главный черный евнух и главный белый евнух часто были непримиримыми соперниками.

Находясь в центре этого безумия, султан был под присмотром куда бы он ни пошел. Ахмет III писал великому визирю: «Если я иду из одной комнаты в другую, выстраиваются 40 человек, когда мне нужно надеть штаны, я не чувствую ни малейшего комфорта в этом окружении, поэтому оруженосец должен всех уволить, оставив только три-четыре человека, чтобы я мог быть спокоен». Проводя свои дни в полной тишине под постоянным наблюдением и в такой ядовитой атмосфере, несколько османских султанов последнего периода потеряли рассудок.

✰ ✰ ✰
7

Власть в Османской империи полностью контролировало и жизнь, и смерть своих подданных. Причем смерть была делом вполне обыденным. Первый двор дворца Топкапы, где собирались просители и гости, был ужасным местом. Там стояли две колонны, на которых висели отрубленные головы и специальный фонтан, в котором могли мыть руки только палачи. Во время периодических тотальных «чисток» во дворце, в этом дворе складывали целые курганы отрезанных языков провинившихся, а специальная пушка стреляла каждый раз, когда очередное тело сбрасывалось в море.

Интересно, что турки не создавали специально корпус палачей. Эту работу выполняли дворцовые садовники, которые делили свое время между казнями и выращиванием восхитительных цветов. Большинство своих жертв они обезглавливали. Но проливать кровь членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников было запрещено, их ждало удушение. В результате, главный садовник всегда был огромным, мускулистым мужчиной, который был способен задушить любого визиря в любой момент.

В ранние периоды визири гордились своим послушанием, и любое решение султана принимали безропотно. Знаменитый визирь Кара Мустафа очень уважительно приветствовал своего палача со смиренными словами «Пусть так и будет», стоя на коленях с петлей на шее.

В последующие годы отношение к такому ведению дел изменилось. В XIX веке губернатор Али-паша так боролся с людьми султана, что его пришлось застрелить через половицы в его доме.

✰ ✰ ✰
6

Был один путь для верного визиря избежать гнева султана и остаться в живых. Начиная с конца XVIII века появился обычай, что осужденный великий визирь мог избежать казни, победив главного садовника в гонке по дворцовым садам.

Осужденного приводили на встречу с главным садовником, и после обмена приветствиями визирю вручался кубок замороженного шербета. Если щербет был белый, это означало, что султан предоставил отсрочку. Если красный – то должна состояться казнь. Как только визирь видел красный шербет, он должен был сразу же убегать.

Визири бежали сквозь дворцовые сады между тенистыми кипарисами и рядами тюльпанов, а за ними наблюдали сотни глаз из-за окон гарема. Цель осужденного состояла в том, чтобы добраться до ворот рыбного рынка на другой стороне дворца. Если визирь достигал ворот раньше, чем главный садовник, его просто ссылали. Но садовник всегда был моложе и сильнее, и, как правило, уже ждал свою жертву у ворот с шелковым шнуром.

Тем не менее, нескольким визирям удалось избежать казни таким образом, в том числе Хачи Салих-паше, последнему, кто участвовал в этой смертельной гонке. После бега с садовником он стал губернатором одной из провинций.

✰ ✰ ✰
5

Растерзание визирей

В теории великий визирь был вторым человеком после султана, но именно его казнили или бросали на растерзание в толпу всякий раз, когда дела шли как-то не так. При султане Селиме Грозном было столько великих визирей, что они всегда с собой начали носить свои завещания. Как-то один из них попросил Селима дать ему знать заранее, если он его собираются казнить, на что султан бодро ответил, что уже выстроилась очередь на его замену.

Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который имел привычку приходить ко дворцу и требовать казни при любых неудачах. Надо сказать, что люди не боялись штурмовать дворец, если их требования не удовлетворялись. В 1730 году одетый в лохмотья солдат по имени Патрона Али привел толпу во дворец, и им удалось на несколько месяцев взять империю под свой контроль. Он был зарезан после того, как пытался заставить мясника одолжить ему деньги для правителя Валахии.

✰ ✰ ✰
4

Пожалуй, самым ужасным местом дворца Топкапы был императорский гарем. Он насчитывал до 2000 женщин – жен и наложниц султана, большинство из них были куплены или похищены в качестве рабынь. В гареме их держали взаперти, а для постороннего мужчины один взгляд на них означал немедленную смерть. Сам гарем охранялся и управлялся главным Черным евнухом, чье место было одним из самых влиятельных в империи.

Об условиях жизни в гареме и о событиях, происходящих в его стенах, до нас дошло очень мало информации. Считалось, что там было так много наложниц, что некоторых из них султан даже никогда не видел. А другие были настолько влиятельны, что участвовали в управлении империей. Сулейман Великолепный безумно влюбился в наложницу из Украины, которую звали Роксолана, женился на ней, и сделал ее своим главным советником.

Влияние Роксоланы было настолько велико, что великий визирь приказал похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзагу в надежде, что она сможет завладеть вниманием султана. План был сорван храбрым итальянцем, который ворвался в спальню Джулии и увез ее на лошади как раз перед тем, как прибыли похитители.

Кесем Султан обладала еще большим влиянием, чем Роксолана, она эффективно управляла империей как регент сына и внука. Но невестка Турхан не стала сдавать свои позиции без боя, и Кёсем Султан была задушена занавеской сторонниками Турхан.

✰ ✰ ✰
3

Налог кровью

В раннем османском периоде существовал девширме («налог кровью») – вид налога, при котором мальчиков из христианских подданных империи забирали на службу империи. Большинство мальчиков становились янычарами и рабами-солдатами, которые всегда находились на передовой во всех османских завоеваниях. Налог собирался нерегулярно, только когда в империи не хватало имеющегося количества солдат. Как правило, забирали мальчиков в возрасте 12-14 из Греции и Балкан.

Османские чиновники собирали всех мальчиков в деревне и сверяли имена по крестильным записям из местной церкви. Затем выбирались самые сильные, из расчета один мальчик на каждые 40 домохозяйств. Отобранных детей пешком отправляли в Стамбул, самые слабые оставались умирать на обочинах дорог. Готовилось подробное описание каждого ребенка, чтобы его можно было отследить при побеге.

В Стамбуле им делали обрезание и насильственно обращали в ислам. Самые красивые или умные отправлялись во дворец, где их обучали, чтобы они могли присоединиться к элитной части подданных султана. Эти ребята могли со временем достичь очень высоких чинов, и многие из них стали пашами или визирями, как знаменитый великий визирь из Хорватии Соколлу Мехмед.

Остальные мальчики присоединялись к янычарам. Сначала они направлялись на работы на фермах на восемь лет, где они учили турецкий и росли. В 20 лет они официально становились янычарами — элитными солдатами империи и железной дисциплиной и идеологией.

Из этого налога были исключения. Запрещено было забирать из семьи единственного ребенка или детей от мужчин, служивших в армии. По каким-то причинам не брали сирот и венгров. Жители Стамбула также попадали в исключения на том основании, что они «не имеют чувство стыда.» Система такой дани перестала существовать в начале XVIII века, когда детям янычар было позволено становиться янычарами

✰ ✰ ✰
2

Рабство оставалось главной особенностью Османской империи вплоть до конца 19 века. Большинство рабов были выходцами Африки или с Кавказа (особенно ценились адыги), а крымские татары обеспечивали постоянный поток русских, украинцев и даже поляков. Считалось, что мусульмане юридически не могут быть порабощены, но это правило было тихо забыто, когда прекратилось пополнение немусульман.

Известный ученый Бернард Льюис утверждал, что исламское рабство появилось независимо от западного рабства, а, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам было легче получить свободу или занять высокие должности. Но нет никаких сомнений в том, что Османское рабство было невероятно жестоким. Миллионы людей погибли от набегов или от

изнурительной работы в полях. Это даже не говоря о процессе кастрации, используемом для получения евнухов. Как указывал Льюис, османы привозили миллионы рабов из Африки, но сейчас в современной Турции очень мало людей африканского происхождения. Это говорит само за себя.

✰ ✰ ✰
1

В целом, Османская империя была довольно толерантной. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в ислам своих немусульманских подданных и радушно приняли евреев, когда тех изгнали из Испании. Подданные никогда не подвергались дискриминации, и империя была практически в управлении албанцев и греков. Но когда сами турки чувствовали угрозу, они могли поступать очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень озабочен тем, что шииты, отрицавшие его авторитет в качестве защитника ислама, могли быть двойными агентами Персии. В результате, он прошел по востоку своей империи, уничтожив скот и убив, по меньшей мере, 40000 шиитов.

По мере того как империя слабела, она теряла свою прежнюю терпимость, и меньшинствам приходилось несладко. К XIX веку массовые убийства стали все более и более распространенным явлением. В ужасном 1915 году, всего за два года до распада империи, было организовано массовое убийство 75 процентов армянского населения. Тогда погибли около 1,5 миллиона человек, но эти зверства полностью признать геноцидом армян Турция до сих пор отказывается.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья Секреты Османской империи. ТОП-10 интересных фактов . Спасибо за внимание!

Османская империя за шесть столетий своего существования знавала и величайшие триумфы, и унизительные поражения. Она неоспоримо играла одну из ключевых ролей в мировой истории, будучи тесно связанной как и с христианским миром, так и с миром востока. В османских императорах европейские амбиции переплетались со строгостью восточного деспотизма, заставляя держать при дворе целый штат палачей, казнивших нарушителей закона великой восточной империи.

В книгах об истории Османской империи казням нередко уделяется отдельная глава — столько традиций и особенностей накопилось в работе палачей за почти 6 столетий! Для каждого сословия в империи существовали свои методы казни: так, простолюдины, которые могли не совершить тяжких преступлений, нередко подвергались самым мучительным казням, таким как подвешивание на крюк за ребро, сажание на кол или четвертование. Государственным служащим обычно отрубали голову мечом, а вот для высшего сословия, в том числе для служащих султанского двора и его приближенных, избирались исключительно бескровные методы казни: например, удушение тетивой лука или шелковым платком. Но для различных сословий полагались не только определенные методы казни, но и определенные палачи. Так, низшие сословия казнили палачи, которые выбирались из дворцовой стражи султанского двора. Преимущественно, они были глухими, чтобы их рука не дрогнула, услышав страшные крики приговоренных во время экзекуции. Элиту же мог казнить только глава дворцовой стражи, который старался закончить свое дело максимально быстро и безболезненного для приговоренного.

Каждое дело в отдельности рассматривал верховный суд, а в это время осужденный дожидался приговора во Дворце Топкапы. Решение суда он узнавал весьма своеобразным образом: охранник приносил ему чашу с шербетом. Каждый обвиняемый желал, чтобы ему досталась чаша с напитком белого цвета — это означало бы снятие всех обвинений. Если же шербет был красным — это означало смертную казнь. Тогда осужденный выпивал напиток и в течение трех дней смертный приговор приводился в исполнение. Для всех сословий данная процедура была одинаковой.

Но для некоторых людей, которые занимали в государстве особо высокое положение, надежда на избежание казни оставалась даже после того, как им подносили красный шербет. Глава дворцовой стражи предлагал осужденному пройти испытание: выиграть у него забег через дворец до места казни — вся дистанция занимала около 300 метров. Если первым на место казни прибегал заключенный — его наказание тут же смягчали, заменяя смертную казнь изгнанием из государства. Если же побеждает глава стражи — он тут же казнил осужденного через удушение.

Несмотря на кажущуюся простоту соревнования, шансы узника на благоприятный исход были крайне малы: во дворцовой страже служили исключительно атлеты, победить которых было крайне сложно. Кроме того, стражники отлично знали все хитрости и ловушки пути, по которому они побегут. За всю историю существования традиции лишь нескольким заключенным удалось избежать смерти, опередив главу дворцовой стражи. Один из счастливчиков — Хаджы Салих-паша, осужденный в ноябре 1822 года, смог выиграть соревнование. Ему повезло вдвойне: султан не только заменил его смертную казнь на изгнание, но ещё и предложил пост генерал-губернатора Дамаска. Однако такие случаи были скорее исключением из правил: глава стражи обычно легко побеждал в забеге.

Как именно появилась данная традиция — неизвестно. Первые упоминания о ней относятся к концу 18 века, а заканчивается она приблизительно ближе к середине 19 века.

Иллюстрация: «Великий визирь даёт аудиенцию в Куббеалты», Jean Baptiste Vanmour

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

© 2024 Helperlife - Строительный портал