Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Наглядные пособия по биологии, их виды и классификация. Изготовление наглядных пособий по биологии «Растение в стеклянной коробке на подвеске»

Задания для учащихся по теме «Пищеварение» Карточка №1: Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. 1. Какие функции выполняют органы пищеварения? Перечислите органы пищеварительного канала и укажите связанные с ними пищеварительные железы. 2. В чем суть пищеварения и почему оно необходимо? Дайте определение пищеварению. 3. Перечислите продукты питания и питательные вещества. Почему в нашем рационе должны присутствовать продукты питания как растительного, так и животного происхождения? 4. Перечислите продукты, богатые белками, жирами и углеводами, минеральными солями и витаминами. Каково значение этих веществ в рационе человека? Карточка №2: Пищеварение в ротовой полости. 1. Как подразделяются зубы по строению и функции? Почему происходит смена зубов? Каково строение зуба? 2. Что такое кариес? Каковы причины возникновения кариеса? Расскажите о правилах ухода за зубами. 3. Какие железы находятся в ротовой полости, и каковы их функции? Назовите функции слюны и ее состав. 4. При каком условии осуществляется глотательное движение, какова роль надгортанного хряща? 5. Какова роль языка в процессе пищеварения? Карточка №3.Пищеварение в желудке и кишечнике. 1. Как устроен желудок? Из каких слоев состоит стенка желудка, и какую функцию они выполняют? 2. Какой состав имеет желудочный сок? Какие вещества расщепляют ферменты в желудке, и до какого уровня? Каково значение соляной кислоты? 3. Какое строение и функции имеет тонкий кишечник? Какие вещества подвергаются расщеплению ферментами поджелудочного сока и кишечного? 4. В чем заключается роль печени? Куда впадает желчный проток и каково значение желчи? 5. В чем заключается значение толстой кишки? Какое значение имеет клетчатка в перистальтике кишечника? Карточка №4.Регуляция пищеварения. 1. Какие системы регулируют пищеварение? Почему оно осуществляется в разных отделах пищеварительного тракта согласованно? 2. Приведите примеры рефлекторной и гуморальной регуляций органов пищеварения. 3. Как объяснить физиологию пищеварения с позиций учения ПАВЛОВА И.П.? 4. Разберите по схеме (рис. 68, Драгомилов А. Г., Маш Р. Д.) дуги а) пищевого безусловного рефлекса; б) условного слюноотделительного рефлекса; в)безусловного ориентировочного рефлекса на свет лампочки; г)уже выработанного условно-рефлекторного слюноотделительного рефлекса; д.) угасания условного рефлекса при неподкреплении этого рефлекса пищей; е) безусловного торможения. Карточка №5.Заболевания органов пищеварения. 1. Перечислите современные методы исследования пищеварительного тракта и охарактеризуйте их. 2. Назовите признаки отравления. Что следует предпринимать при их появлении? 3. Назовите причины и методы профилактики глистных и инфекционных заболеваний. 4. Как предупредить нарушение обмена веществ (дистрофия, ожирение, истощение)? Назовите правила правильного питания. 5. Как влияет алкоголизм на работу пищеварительной системы? Карточка №6. Тест (выполняется по вариантам). Тест рассчитан на 5-7 минут. Поэтому количество вопросов в тесте не должно быть большим. 1 вариант. Выберите правильный вариант. 1)Белки перевариваются…     в ротовой полости; только в желудке; в желудке и 12перстной кишке; только в 12перстной кишке. 2)Какие вещества расщепляются ферментом птиалином?    белки; жиры; углеводы. 3)В каком отделе пищеварительного тракта всасывается основная масса воды?     желудок; тонкий кишечник; толстый кишечник; прямая кишка. 4)В какой среде наиболее активен фермент липаза?    в нейтральной; в кислой; в щелочной. 5) Какие органические вещества синтезируются в эпителии кишечника и всасываются в лимфатическую систему?   глюкоза; аминокислоты;  жиры. 6)Где вырабатывается желчь?     в тонком кишечнике; в поджелудочной железе; в желудке; в печени. 2 вариант. Дополните утверждения. 1. Хлеб, молоко, овощи, фрукты относятся к …, а белки, жиры, углеводы - к … 2. Пищевые белки, жиры, углеводы не могут быть сразу усвоенными организмом изза … реакции. 3. Крахмал ферментами слюны разлагается до … Белок ферментами желудочного сока (пепсином) и поджелудочной железы разлагается до… 4. Коронка зуба покрыта …, под ней расположен …, а внутри зуба находится … 5. Печень в 12перстную кишку выделяет …, ее избыток запасается в … 6. В плохо переваренном и прожаренном мясе могут оказаться живыми …, если мясо не проходило досмотр ветеринарной службы.

Раздаточный материал

Биология греч. bios жизнь + logos слово, учение

(от био... и ...логия ), совокупность наук о живой природе, учение об организации и жизнедеятельности животных и растений.-Биологические науки: зоология, ботаника, анатомия, гистология, эмбриология, физиология и др

Предмет изучения Б. - все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

Задачи Б. состоят в изучении всех биологических закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин "Б." предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом. По другим данным термин "биология" в 1800 г. ввёл немецкий анатом и физиолог Карл Фридрих Бурдах (Burdach Karl Friedrich, 1776-1847

В первой трети 19 в. в русском языке чаще использовалось слово "жизнесловие" (буквальный перевод - калька - термина Ламарка), хотя спорадически употреблялись слова, производные от "биология" (например, "биологический" в 1812 г.). Окончательно слово "биология" вошло в русский язык к 1834.

Основные методы Б .: наблюдение , позволяющее описать биологическое явление; сравнение , дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений (например, особей одного вида, разных видов или для всех живых существ); эксперимент , или опыт , в ходе которого исследователь искусственно создаёт ситуацию, помогающую выявить глубже лежащие свойства биологических объектов; наконец, исторический метод, позволяющий на основе данных о современном органическом мире и его прошлом познавать процессы развития живой природы. В современной Б. между этими основными методами исследования нельзя провести строгой границы; когда-то оправданное разделение Б. на описательный и экспериментальный разделы теперь утратило своё значение.

Б. тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека.

Некоторые разделы БИОЛОГИИ

Система биологических наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяет условность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных - зоология и растениях - ботаника , а также анатомия и физиология человека - основа медицины . Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, - микробиология - наука о микроорганизмах, гидробиология - наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б. сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии - изучающие млекопитающих - териология , птиц - орнитология , пресмыкающихся и земноводных - герпетология , рыб и рыбообразных - ихтиология , насекомых - энтомология , клещей - акарология , моллюсков - малакология , простейших - протозоология ;внутри ботаники - изучающие водоросли - альгология, грибы - микология , лишайники - лихенология, мхи - бриология, деревья и кустарники - дендрология и т.д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выясните что изучает…

Ботаника

Зоология

Орнитология

Ихтиология

Энтомология

Дендрология….

Средства обучения биологии


Основные Вспомогательные


Реальные Знаковые Вербальные ТСО ЛО

Живые Объемные Слово, учебник Статичные Реактивы

Неживые Рисованные Тесты, инструкции Динамичные Инструменты

Натуральные пособия. Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные, принесенные со школьного участка или с экскурсии),животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела.

Демонстрации живых растений и животных требует заблаговременной их подготовки. Выбор этих объектов определяется программой, местными условиями и требованиями по охране природы. Кроме сбора объектов в природе, растения можно специально высеять на участке.

Влажные препараты часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Микропрепараты не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также микроскопически малых природных объектов. Микропрепараты есть постоянные (фабричные) и временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками. Учитель при работе с микропрепаратами должен предупредить детей о том, цвет не является естественным (микропрепараты окрашиваются).

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой (коллекция плодов и семян, представители отрядов насекомых). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов. Для изучения роль живых организмов в природе существуют другие учебные коллекции: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Насекомые – опылители луговых растений». Также есть общебиологические коллекции, например, «Развитие тутового шелкопряда», «Развитие майского жука», «Защитные приспособления у животных». Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, «Каменный уголь и продукты его переработки», «Зерновые культуры и крупы, получаемые из них».

Очень важно соблюдать правила хранения натуральных средств обучения. Чучела животных необходимо содержать в особых коробках или застекленных шкафах (практика использования чучел животных для украшения кабинетов не считается удачной). Влажные препараты хранятся в закрытых шкафах и систематически проверяются на герметичность. Коллекции и микропрепараты хранятся в специальных коробках.

Изобразительные пособия. К ним относятся объемные – муляжи и модели; рисованные – таблицы, географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи – это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов (набор плодов гибридных и полиплоидных растений; плодовые тела шляпочных грибов).

Модели являются изображениями натуральных объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде. Модели могут быть плоскостные (модель работы клапанов сердца) и объемные (модель сердца), статические (модель строения цветка) и динамические (магнитные модели «Биосинтез белков», «Цикл размножения мха»).

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными. Рельефные таблицы представляют барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. Такие таблицы долговечны, легко моются, но для их хранения нужно значительно больше места.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используют дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии.

Отчет по теме

Тема: «Применение наглядности на уроках биологии»

Учитель биологии Томских Н.П.

План работы по теме самообразования:

«Применение наглядности на уроках биологии»

2015-2016 учебный год

Проблема исследования: определить влияние наглядности на качество усвоения знаний учащихся по биологии.

Цель: изучение основных видов наглядных пособий, используемых на уроках биологии, выяснение влияния наглядности на уровень знаний учащихся и изучение комплексного применения наглядных материалов на всех этапах урока.

Объект исследования : учебный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: наглядность, как дидактический принцип обучения.

Гипотеза исследования : если применять большого количества наглядности на уроках, то это может привести к лучшему усвоению учебного материала на уроках биологии и повысит уровень знаний учащихся.

Основные вопросы:

    изучение теоретического материала по теме исследования, раскрытие сущности понятия "наглядность";

    организация исследовательской работы, подготовка оборудования и материалов для успешного проведения эксперимента;

    анализ результатов по проделанной работе и выявления влияния наглядности на уровень знаний учебного материала учениками.

Источники самообразования:

    Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

    Интернет

    Видео, аудио информация на различных носителях

Методы самообразования:

    Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

    Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

    Посещение уроков коллег;

    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

    Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

    Изучение информационно-компьютерных технологий;

    Общение с коллегами в школе, районе.

Формы самообразования:

    индивидуальная – через индивидуальный план;

    групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей биологии и географии, а также через участие в жизни школы.

Предполагаемый результат:

    Повышение качества преподавания предмета.

    Разработать и провести открытые уроки с использованием новых технологий, наглядных пособий (таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование) с последующей их реализацией.

    Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

    Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно ориентированному подходу в изучении предмета.

Индивидуальный план работы над темой

«Применение наглядности на уроках биологии»

Направление деятельности

Отметка о выполнении

Определение этапов работы

2015-2016 г.г.

Составление плана работы над темой

авггуст-сентябрь 2015 г.

Составление списка литературы по теме

Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных образовательных технологий

в теч.учеб. года

Мониторинг педагогической деятельности

Подготовка выступлений на заседания МО

Систематизация материалов по теме «Применение наглядности на уроках биологии»

Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию за год.

Создать полный паспорт кабинета биологии

декабрь 2015 г.

Совершенствование учебно-материальной базы общеобразовательной школы - одно из главных условий повышения уровня учебно-воспитательного процесса. Учебное оборудование стало неотъемлемой частью урока, так как работа с ним для учащихся - это и источник новых знаний, и средство для усвоения, обобщения, повторения изученного материала. В методике преподавания биологии разработаны различные приемы использования учебного оборудования на уроках.

Учебно-материальной базой преподавания биологии является рационально организованный и оборудованный кабинет, в котором созданы условия для размещения, хранения и использования учебного оборудования. В настоящее время промышленность производит большое количество учебных пособий, их номенклатура, необходимая для оснащения кабинета биологии, определена нормативным документом "Типовые перечни учебного оборудования и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных школ". Перечни учебного оборудования по биологии включают около 500 наименований.

Курс биологии в школе призван вооружить учащихся элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Ведущими методами работы в области биологии являются методы естественных наук: наблюдение в природе, наблюдения в классе, экскурсии, опыты, практические работы.

Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование.

На уроках биологии эти наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Однако будущий учитель биологии должен дифференцированно подходить к пониманию термина "наглядность" так как его используют для выражения разных педагогических понятий.

Наглядность как средство обучения предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. Понятие "средство наглядности" (наглядное средство) очень близко по содержанию с понятием "наглядное пособие", но значительно шире по объему. Так, например, опыт по испарению, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями.

Наглядные пособия - это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений - основные средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование вспомогательные.

Наглядность как дидактический принцип обучения

Наглядное пособие одно из средств умственного развития. Они занимают определенное место в обучении ученика и не определяют всего хода учения. Современный учитель имеет большой выбор наглядных пособий. Причем наглядные средства обучения совершенствуются и становятся все более удобными и эффективными для выполнения поставленных учителем задач. Современные условия обучения вынуждают учителя не только применять наглядные пособия, но и думать насколько они способствуют выполнению поставленных задач. Наглядные средства могут способствовать лучшему усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимания теоретического материала.

Успех обучения также зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Общие правила применения средств наглядности: прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

При обобщении, повторении изученного материала источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает слово учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию. Наглядные средства могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. В этом случае учитель лишь определяет задание и направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала. Средства обучения применяются не только на уроке, но и при других форма обучения биологии.

Классификация наглядных пособий по биологии

Основным методом изучения биологии в школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения.

Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы: основные и вспомогательные. Среди основных различают реальные (натуральные), знаковые (изобразительные) и вербальные (словесные) средства, а среди вспомогательных - технические средства обучения (ТСО) и лабораторное оборудование (ЛО).

В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят на плоскостные (рисованные) и объемные.

Натуральные пособия

Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы.

К натуральным препарированным пособиям относятся гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, скелеты позвоночных животных и отдельные их части, чучела, раздаточный материал для практических работ и др.

При работе с гербариями и коллекциями следует учитывать, что этот материал дает неполное представление о живых организмах. Поэтому его следует использовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов.

Кроме высушенных натуральных объектов - гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) - в курсе 5-6 класса и коллекций насекомых, отдельных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) - в курсе 8 класса используют влажные биологические препараты, влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них можно назвать следующие препараты: "Корни бобового растения с клубеньками", "Развитие лягушки", "Развитие насекомого", "Аскарида", "Внутреннее строение речного рака" и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы развития насекомых и др. Объекты, опущенные в фиксирующую жидкость, часто теряют естественную окраску и в таком случае их используют на уроке в сочетании с другими пособиями, отображающими естественную окраску этих объектов и их местоположение в целостном организме.

Одним из важнейших видов натуральных учебных пособий являются микропрепараты. Они не заменимы в познании клеточного строения организмов, а также других микроскопически малых природных объектов (бактерии, плесневые грибы, споры грибов, мхов и папоротников, пыльца растений, клетки крови и пр.) Особенно часто эти объекты используются в курсе ботаники 5-7 кл.

Микропрепараты делятся на:

постоянные, изготовленные фабричным путем специально для обучения,

временные, приготовленные учителем для урока или на уроке самими школьниками.

Постоянные микропрепараты представляют собой тончайшие срезы тканей организмов, их органов. Клетки в большинстве своем не имеют окраски и потому, даже при большом увеличении микроскопа, бывает трудно рассмотреть внутриклеточные структуры, в том числе ядро

Временные препараты так называются потому, что не сохраняются долго. После ознакомления с микрообъектом временный препарат смывается с предметного стекла. Приготовление микропрепарата - один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии, начиная с 6 класса.

На уроках биологии часто используют коллекции, которые представляют монтаж натуральных объектов, объединенных определенной тематикой. Например, коллекции могут быть использованы при изучении внешнего строения организмов или их частей ("Коллекция плодов и семян", "Представители отрядов насекомых" и др.). Такие коллекции называются морфологическими. Их используют для сравнения объектов, выявления черт схожести и различия. Для изучения роли животных в природе существуют другие учебные коллекции: "Насекомые - опылители луговых растений", "Насекомые - вредители хлебных культур", "Повреждения хвойных деревьев короедами" и т.п. Выяснять взаимосвязи в органическом мире, рассматривать онтогенетическое развитие организмов, прослеживать общебиологические закономерности помогают общебиологические коллекции. Например, "Развитие тутового шелкопряда". "Развитие майского жука", "Защитные приспособления у животных" и др. Технологические коллекции демонстрируют продукты, получаемые из природных материалов, например, "Каменный уголь и продукты его переработки", "Зерновые культуры и крупы, получаемые из них" и др.

Для изучения строения позвоночных животных на уроках используют препарированные скелеты (рыбы, лягушки, ящерицы, змеи, курицы и кошки) и их отдельные кости. Используются также чучела животных (голубь, кролик, суслик и др

Многие натуральные материалы необходимы для проведения лабораторно-практических работ во всех курсах биологии с 6 по 11 классы. Это растения, отдельные их части, ткани, клетки, культуры бактерий, грибы шляпочные и плесневые, водоросли, одноклеточные животные, мелкие домашние животные (хомячки, мыши, рыбки, моллюски, дафнии и др.).

Изобразительные пособия

Обеспечить все уроки натуральными объектами не представляется возможным не только потому, что надо бережно относиться к природным ресурсам, но и в связи с тем, что не все можно принести в класс и не все можно увидеть на живых объектах. Раскрытие процессов, закономерностей живой природы требует включения в учебный процесс специально разработанных изобразительных пособий. Они выполняют большую и очень важную роль.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), географические карты, репродукции картин, портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов" и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.

Модели могут быть плоскостные и объемные, статические и динамические, например плоскостная модель, демонстрирующая работу клапанов сердца, или аппликативная модель внутреннего строения жука. Объемная модель сердца фабричного изготовления дает возможность детально ознакомиться с особенностями его внешнего и внутреннего строения. Многие статические модели разбираются. Это позволяет изучать внешнее и внутреннее строение органа (например, модели строения цветка, глаза, уха, почки человека и др.). Динамические модели, как правило, знакомят с процессами, протекающими в организме. К ним относятся магнитные модели "Биосинтез белков", "Законы Менделя", "Цикл размножения мха", "Модель биогеоценоза" и др.

Наиболее часто в обучении биологии используются таблицы. Они могут быть рельефными и печатными

Рельефные таблицы - красочные изображения предметов, представляющие барельефы из пластика. Неглубоким рельефом выделены контуры организма, системы органов, части органа. .

На уроках биологии используют карты: зоогеографические, карты растительности, охраняемых территорий Забайкальского края, экологические карты региона, специальные атласы и др. Их я применяю для ознакомления учащихся с районами распространения определенных объектов, при изучении вопросов охраны природы.

В целях эстетического воспитания учащихся на уроках биологии необходимо использовать репродукции картин, например картин Айвазовского, Левитана. Этот вид оборудования, к сожалению, применяю не часто. На уроках используются портреты выдающихся ученых-биологов. Нередко такие портреты украшают кабинет биологии.

Из вербальных средств на уроках биологии часто используется дидактический материал. Этот вид учебного оборудования представляет собой печатное пособие, по которому учащиеся самостоятельно выполняют задания преподавателя. Многие издательства выпускают специальные пособия, содержащие разного рода карточки-задания для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома, например дидактические карточки по курсу биологии 7 класса, их материал полностью соответствует содержанию программы и учебника. Карточки-задания, различные тесты, рабочие тетради помогают учителю осуществить дифференцированный подход в обучении на уроках биологии, пользование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышению интереса к биологии и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Лабораторное оборудование

Важными для уроков биологии являются вспомогательные средства обучения, в том числе различные приборы. Изучать микропрепараты невозможно без микроскопа. Приборы используют для ознакомления с методами биологических исследований, для проведения опытов по физиологии организмов

По ряду тем бывают нужны определенные химические вещества, например йод - для окрашивания микропрепаратов и постановки опытов; свежая известковая вода - для демонстрации опытов по изучению газообмена; пероксида водорода - для выявления фермента каталазы в живых клетках растений и животных удобрительные смеси - для подкормки растений уголка живой природы некоторые ферменты - для опытов по пищеварению в курсе "Человек". Нужны также: физиологический раствор, марганцовокислый калий, глюкоза, крахмал, растительное масло, едкий натр, раствор медного купороса, соль поваренная, мука - для проведения опытов и лабораторных работ. Многое из этого перечня я приношу из дома.

Приборы, химические реактивы, технические средства обучения обеспечивают более эффективную демонстрацию изучаемых предметов и процессов, но сами они, исключая микроскоп и лупу, не являются предметом изучения, так как выполняют вспомогательную роль в обучении биологии. Такие средства обучения можно назвать вспомогательными.

Технические средства обучения

На уроках биология используют различные экранно-звуковые средства обучения, среди которых ведущее место принадлежит учебным кинофильмам.

Учебные кинофильмы по биологии состоят из одной-двух частей.

По методической направленности кинофильмы по биологии можно разделить на две группы: фильмы, предназначенные для использования в качестве источника новой информации при изучении нового материала, и кинофильмы, носящие обобщающий характер и предназначенные для демонстрации на обобщающих, заключительных уроках темы. Такие фильмы есть по курсу анатомии человека, зоологии, ботаники, общей биологии.

Методика использования экранных пособий на уроках биологии имеет свою специфику. Она состоит в том, что экранные пособия используются в комплексе с коллекциями, гербариями, таблицами, чучелами животных и другими средствами наглядности. Такое комплексное использование средств обучения значительно повышает эффективность урока. Применение экранных средств на уроке требует определенной организации этого этапа урока. Перед показом нужно поставить 2-3 узловых вопроса, на которые дети должны будут ответить, просмотрев фильм. После демонстрации проводиться беседа, в ходе которой учитель выясняет на сколько учащиеся усвоили материал, либо дается какое - либо задание, тест.

В настоящее время на пороге новые мультимедийные средства наглядности, весьма перспективные для обучения биологии в школе.

Для удобства использования всеми учебно-наглядными пособиями необходимо иметь картотеку по предметам, которую составляет учитель, следуя тематическому принципу, паспорт кабинета.

Методика применения наглядности на уроках биологии в современной школе

Рассмотрим методику использования наглядных пособий применительно к конкретным учебным разделам и темам программы по зоологии-8 кл.

Тема "Тип Членистоногие. Класс Насекомые". В данном разделе учащиеся приступают к изучению нового типа животных - насекомых. На основе новых знаний у учащихся расширяются понятия о многообразии животного мира. Выяснение черт сходства и различия насекомых и кольчатых червей дает установить более высокую степень развития насекомых.

Урок по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые" достаточно полно обеспечен различным оборудованием. В процессе преподавания этой темы могут быть использованы натуральные объекты, таблицы, экранно-звуковые средства обучения и др. Задачами этого урока является ознакомление учащихся с особенностями внешнего строения насекомого, приспособленностью насекомого в наземно-воздушной среде и установление усложнения во внешнем строении животного.

Изучение внешнего строения насекомого начинается с демонстрации таблицы и вводного слова учителя указывая, что именно необходимо усвоить и увидеть учащимся.

При самостоятельном получении знаний учащимися, например на лабораторной работе, могут быть использованы различные коллекции насекомых. В данном случае могут демонстрироваться коллекции различных отрядов насекомых: класс Жесткокрылые, класс Чешуекрылые и др. В этом случае учащимся дается задание и указания к работе, которое направляет мысль и действие учеников. Задание заранее пишется на доске, либо на раздаточных карточках.

При проверке знаний можно провести работу по "немым" дидактическим карточкам, тестам.

Знакомство с внутренним строением насекомого целесообразно начинать с пищеварительной системы, сравнивая ее с ранее изученными системами, используя таблицы. Затем изучаются другие системы в сравнительном плане, подчеркиваются прогрессивные черты строения. В качестве закрепления нового материала можно использовать дидактические карточки. На заключительном этапе проводится работа с натуральными объектами - влажным препаратом "внутреннее строение майского жука". Учащиеся получают задание рассмотреть их, обратить внимание на взаиморасположение органов, найти отдельные органы.

Многообразие видов насекомых и их значение в природе можно рассмотреть с помощью видеофильма.

Цикл развития животного на уроке проследить невозможно. Поэтому источником новых знаний могут быть динамические средства обучения. На уроке "Размножение и развитие насекомых" могут использоваться следующие наглядные материалы: кинофрагмент "Развитие насекомых с полным превращением", таблицы "Представители главнейших отрядов насекомых", коллекции. На этапе закрепления материала могут быть использованы модели для работы на магнитной доске. Модель может состоять из следующих компонентов: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое.

Применение комплексов учебного оборудования на уроках способствует лучшей организации работы учителя, выработке навыков работы учащихся с различными видами учебно-наглядных пособий, что повышает эффективность преподавания биологии.

1. Наиболее сложное строение имеет:

А. дождевой червь;

Б. пресноводная гидра;

В. белая планария;

Г. луковая нематода.

2. Имеются доказательства происхождения кольчатых червей от:

А. кишечнополостных

Б. плоских червей;

В. круглых червей

Г. простейших.

3. В какой тип объединяют животных, имеющих удлиненное тело, разделенное на сходные членики, кровеносную систему, брюшную нервную цепочку и окологлоточное нервное кольцо?

А. Круглые черви

Б. Кольчатые черви

В. Плоские черви

Г. Моллюски

4. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

А. Они трехслойные животные

Б. Их тело состоит из члеников

В. По бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела

Г. Передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.

5. Ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый с помощью нервной системы, называется:

А. раздражением;

Б. возбуждением;

В. возбудителем;

Г. рефлексом.

6. К какой группе животных по характеру питания относят дождевого червя:

А. хищников;

В. растительноядных животных;

Г. потребителей разлагающихся растительных остатков.

7. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими:

А. имеют вытянутое тело;

Б. имеют влажную кожу, покрытую слизью;

В. кислород и питательные вещества переносятся кровеносной системы;

Г. Непереваренные остатки пищи вместе с землей удаляются через анальное отверстие.

8. Дождевые черви живут:

А. в сухом песке;

Б. твердой глине;

В. В грунте на дне моря;

Г. богатой перегноем почве.

9. Кожа дождевого червя:

Б. покрыта чешуйками

В. Покрыта ресничками

Г. Покрыта слизью.

10. Какая полость тела дождевых червей?

А. поделена поперечными перегородками

Б. сплошная

В. состоит из нескольких слоев

Г. Содержит слизь.

Оценивание задания проходило по следующим критериям:

10 - 8 правильных ответов - 5;

7 - 5 правильных ответов - 4;

4 - 3 правильных ответов - 3;

2 - 1 правильных ответов - 2.

Как правило, школы испытывают потребность в изобразительных пособиях. В этих случаях учитель привлекает хорошо рисующих школьников для создания пособий по рисункам из книг. В кабинете оформлен стенд "Уровни жизни на Земле" силами учащихся. Также можно изготовить модели и муляжи. В школе имеется некоторый гербарный материал, коллекции собраны и хорошо оформлены учениками. Особенно интересными являются изготовленные учащимися раздаточные материалы к разным урокам.

Все названные виды наглядных пособий широко используются в школе. С их помощью в учебно-воспитательном процессе раскрываются основные понятия биологии. Поэтому такие средства наглядности считаются основными.

Заключение

Успех обучения зависит от правильной организации всей мыслительной деятельности ребенка. Наглядность обучения становиться одним из факторов, влияющих на характер усвоения учебного материала. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого - либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование средств наглядности в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Проводя самостоятельные опыты, ученики убеждаются в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

В результате собственных исследований было выяснено влияние наглядности на качество усвоения учебного материала и повышения уровня знаний у учащихся. С помощью данного исследования были решены поставленные задачи, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.

Таким образом, комплексное применение наглядности и применение наглядности в большом количестве на уроках биологии приводит к повышению уровня знаний учащихся на уроках.

Список литературы:

1. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для студентов / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

2. Биология Животные: Учебник для 7 - 8 классов средней школы / под ред. М.А. Козлова. - М.: Просвещение, 1991.256 с. ISBN 5-09-003868.

3. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы / А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. - М.: Дрофа, 1999. - 668 с. ISBN 5-7107-2546-3.

4. Вельц, Н.Ю. Руководство к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности "Биология": учебно-методическое пособие / Н.Ю. Вельц, И.В. Ерошкина, И.Г. Климова, В.А. Старков. - Орск: Издательство ОГТИ, 2006. - 95 с. ISBN 5-8424-0282-3.

5. Даниленко, О.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований / О.В. Даниленко, Т.Е. Сергеева, Г.Б. Сидалинова и др. - Орск: Издательство ОГТИ, 2005.

6. Использование средств обучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал, И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с. ISBN 5-09-001429-9.

7. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Г.М. Коджаспироа, К.В. Петров. - М.: Академия, 2002. - 256 с. ISBN 5-7695-0628-8.

8. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя / сост.Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002.158. ISBN 5-17-013155-0 ISBN 5-271-03423-2.

9. Оборудование педагогического процесса в начальной школе: пособие для учителя / сост. Г.Ф. Суворова. - М.: Просвещение, 1975. - 208 с.

10. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003. - 272 с. ISBN 5-7695-0948-1.

11. Сонин, Н.И. Биология Многообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: Дрофа, 2000. - 248 с. ISBN 5-7107-3462-4.

12. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф. Суворовой. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с. ISBN 5-09-002891-5.

13. http://gigabaza.ru/doc/101534-p2.html .

Растения, как и животные, имеют клеточное строение. Клетки в растениях не обособлены, они взаимодействуют друг с другом, находятся в определенных частях тела, имеют различное строение и выполняют разные функции.

Группа сходных по происхождению и строению клеток, выполняющая конкретную функцию, называется тканью. Важнейшими тканями растений являются образовательные, основные, покровные, механические, проводящие. Ткани могут быть простыми и сложными, простые ткани состоят только из одного вида клеток (меристема, покровная ткань молодого корня). По мере старения растения совершенствуется и строение его тканей, они становятся сложными, т.е. представляют собой совокупность различных клеток, и наряду с основной начинают выполнять и другие функции.

Образовательные ткани, или меристемы, принимают участие в образовании всех постоянных тканей растения и фактически формируют его тело. Основной особенностью клеток меристемы является способность к длительному делению, а некоторые клетки делятся в течение всей жизни растения. Клетки меристемы тонкостенные, с густой невакуолизированной цитоплазмой, с ядром, расположенным в центре. Они многогранные (до 14 граней), плотно прилегают друг к другу и могут делиться в разных направлениях. Клетки меристемы располагаются в строго определенных частях растения: на верхушках корня и стебля, в основании цветоносного побега (у амариллиса, тюльпана), узлах побега (у злаков), т.е. там, где энергично образуются новые клетки, за счет чего и происходит рост растения.

Ткани , возникшие из меристематических, называются постоянными, так как выполняют определенную функцию в течение какого-то времени и, как правило, не превращаются в другие ткани.

Основная ткань, или паренхима, - это ткань, которая составляет основную и большую часть тела растения. Клетки паренхимы изодиаметричны (длина клетки равна ширине) или имеют таблитчатую форму (длина не более чем в 2 раза превышает ширину). Это одна из немногих тканей, которая в зависимости от положения в теле растения и особенностей его обитания способна выполнять различные Функции. По функциям различают хлорофиллоносную (хлоренхима, или ассимиляционная ткань), запасающую, воздухоносную (аэренхима) паренхиму.

Хлорофиллоносная паренхима образуется в зеленых листьях и ста5лях растений и выполняет функцию фотосинтеза (рис. 8.1). В клетках этой ткани содержатся хлоропласты. В зависимости от формы, размеров и расположения клеток у покрытосеменных растений различают столбчатую (палисадную) и губчатую (рыхлую) хлррофиллоносную паренхиму. ф1фференцировка на столбчатую и губчатую ткани в листьях связана с особенностью освещения. Если нижняя и верхняя стороны листа освещены одинаково, дифференцировка отсутствует. В игловидных листьях голосеменных развивается особый тип хлорофиллоносной паренхимы - складчатая. Так как хлоропласты расположены в постенном слое цитоплазмы, то складчатость клеточной стенки - это приспособление к увеличению числа хлоропласгов, а следовательно, и фотосинтезирующей поверхности.

Запасные питательные вещества

В клетках запасающей паренхимы откладываются запасные питательные вещества (крахмал, жиры, белки) в твердом или растворенном виде, которые впоследствии используются растением в процессе жизнедеятельности. У растений, периодически испытывающих острый недостаток в воде, она накапливается в запасающих тканях стебля (кактусы) или листьев (молодило, очиток, алоэ) накапливается вода. Большое количество запасающей паренхимы имеется в стеблях древесных растений, луковицах, клубнях, корневищах, зерновках злаков, в сочных плодах. Иногда в запасающих тканях накапливаются вещества, которые выводятся из процесса метаболизма (смолы, органические кислоты, оксалат кальция).

У высших растений, обитающих в воде (кувшинки, кубышки), развивается особый тип основной ткани - воздухоносная паренхима. Ее основная функция - обеспечение нормального газообмена в теле растения в условиях пониженной аэрации. Клетки воздухоносной паренхимы могут иметь разнообразную форму (округлую, звездчатую) и расположены рыхло, так как между ними имеются крупные межклетники, по которым циркулируют газообразные вещества, поступающие из атмосферы и образующиеся в растении.

Покровные ткани находятся на поверхности всех ор генов растений. Они выполняют главным образом защитную функцию - предохраняют растения от перегрева и переохлаждения, излишних испарения воды и сухости воздуха, болезнетворных организмов и т.д. Покровная ткань может быть простой и сложной.

Корни и стебли

Молодые корни, стебли травянистых растений, листья покрыты простой однослойной покровной тканью - кожицей (эпидермой, эпидермисом). Клетки кожицы тонкостенные, изодиаметричные или вытянутые, с более или менее извилистыми стенками, плотно прилегают одна к другой, не содержат хлоропластов. Очень часто эпидермис покрыт восковым налетом или волосками, что является дополнительным защитным приспособлением. В листьях и зеленых стеблях между клетками кожицы разбросаны устьица, которые открываются и закрываются автоматически и регулируют водный и воздушный режим растения. Активная работа устьиц связана с процессом фотосинтеза.

У деревьев и кустарников на стебле, а также на корнях со временем кожица заменяется более прочными и сложно устроенными покровными тканями.

К осени стебли кустарников и веточки деревьев начинают буреть. Это свидетельствует о том, что кожица заменяется вторичной, многослойной покровной тканью - перидермой, в которой защитную функцию выполняет пробка

Клетки пробки имеют таблитчатую форму и расположены друг над другом правильными рядами. Оболочки клеток постепенно пропитываются суберином, и клетки опробковевают. Через опробковевшую оболочку не могут поступать ни питательные вещества, ни воздух, поэтому содержимое клетки отмирает и она заполняется воздухом. Связь растения с внешней средой осуществляется через особые прорывы в покровной ткани - чечевички, через которые газообразные вещества свободно проникают в растение и таким же образом выводятся наружу.

Покровная ткань

На старых ветках и стволах деревьев по мере их старения образуется еще более сложная покровная ткань - корка. Она возникает благодаря тому, что вторичная покровная ткань у древесных растений каждый год образуется все дальше от поверхности среди живой паренхимной ткани. Как только участки паренхимы оказываются между двумя слоями пробки, они отмирают. Таким образом, корка - тоже мертвая покровная ткань, но более плотная и толстая. Так как ствол дерева ежегодно нарастает в толщину, а мертвые клетки растягиваться не могут, корка на поверхности лопается и отделяется кусками. Поверхность дерева становится корявой, шероховатой.

На старых корнях образуются только вторичные покровные ткани, корки на них, как правило, не бывает.

Механические ткани придают прочность различным частям растения. В стебле механические ткани находятся главным образом на периферии, а также входят в состав проводящих пучков. В листьях они хорошо развиты в черешках. Форма, строение, физиологическое состояние клеток, образующих механические ткани, различны. В черешках листьев и молодых стеблях возникает живая механическая ткань (колленхима). Ее клетки благодаря неравномерному отложению пектиновых веществ имеют неравномерно утолщенные оболочки. Пектиновые вещества способны легко поглощать воду из окружающих клетки межклетных пространств и отдавать ее. Благодаря этому поддерживается тургорное состояние листа, черешка и других частей растения и осуществляется их ориентация в пространстве (листья у многих растений, соцветия могут поворачиваться вслед за солнцем). Эта ткань не препятствует растяжению клеток, а следовательно, и росту органа. В листе она сохраняется до конца его жизни.

Механическая ткань

В стебле по мере его старения живая механическая ткань заменяется мертвой (склеренхимой). Ее клетки имеют равномерно утолщенные одревесневшие или неодревесневшие оболочки. Длинные механические клетки называются волокнами, округлые клетки с очень толстыми оболочками - каменистыми. Волокна располагаются чаще всего в стеблях, много их в стеблях льна, конопли, липы, канатника. Волокна многих растений используются в текстильной промышленности. Каменистые клетки располагаются группами в незрелых плодах груши или поодиночке в листьях фикуса, чайного куста, камелии.

Чем сильнее развита механическая ткань в стебле, тем более мощную надземную массу может формировать растение.

Проводящие ткани служат для передвижения воды с растворенными в ней минеральными веществами от корней к листьям и другим частям растения, а также для доставки к ним органических веществ, которые синтезировались в органах, содержащих хлорофиллоносную ткань.

В растениях различают два вида проводящей ткани - ксилему (древесину) и флоэму (луб). Ксилема - это водопроводящая система растения. Она представляет собой сложную ткань, в состав которой входят специализированные элементы, проводящие воду, -трахеиты и трахеи (сосуды), а также клетки паренхимных и механических тканей. Трахеиты - узкие, мертвые клетки с заостренными концами и одревесневшими оболочками. Одревеснение оболочек происходило постепенно и способствовало укреплению стенок водопроводящих Элементов, а следовательно, помогало создать непрерывный водоток. У примитивных организмов на тонкостенных оболочках сначала появились кольчатые и спиральные утолщения и возникли кольчатые и спиральные трахеиты.

Тонкостенный поры

В процессе эволюции одревеснение распространилось почти на всю оболочку, но в ней остались тонкостенные участки (поры), расположенные в определенном порядке и имеющие округлую или продолговатую форму. Так образовались разные типы трахеит. Трахеиты входят в состав водопроводящей системы папоротников, плаунов, хвощей, голосеменных. Образуются они и у примитивных покрытосеменных (кувщинковые), но у большинства покрытосеменных растений передвижение воды происходит по трахеям. Трахеи - тоже мертвые элементы проводящей ткани. Они состоят из коротких широких клеток (члеников сосудов), которые расположены одна над другой. У этих клеток исчезли поперечные перегородки, а боковые стенки постепенно одревеснели. Как и трахеиты, трахеи бывают кольчатыми, спиральными, лестничными, пористыми. Они проходят через все тело растения, длина их фактически равна длине растения. Трахеи значительно шире трахеит, поэтому вода, не встречая на своем пути преград в виде поперечных перегородок, передвигается по ним очень быстро.

Флоэма - это ткань, по которой происходит отток ассимилятор. Как и ксилема, она является сложной тканью, в ее состав входят ситовидные трубки с клетками спутницами, а также паренхимные и механические ткани.

Ситовидные трубки образованы живыми клетками, в которых нет ядра, цитоплазма расположена в центральной части и тяжи ее через сквозные отверстия в поперечных перегородках (ситовидные пластинки) проходят в соседние клетки. Благодаря этому клетки сообщаются друг с другом. Ситовидные трубки, как и сосуды, проходят по всей длине растения. Клетки-спутницы прилегают к ситовидным трубкам. Они имеют типичное для растительных клеток строение и, очевидно, играют каталитическую роль, помогая передвижению органических веществ.

Ситовидные трубки у древесных растений функционируют 1 -3 года. Потом они могут выполнять запасающую функцию или разрушаются. Взамен их образуются новые элементы флоэмы.

Ксилема и флоэма обычно находятся во взаимодействии друг с другом и образуют пучки, которые можно видеть невооруженным глазом в листьях в виде жилок. Пучки расположены также в центральной части стебля и корня. Кроме проводящих элементов в пучках есть и элементы основных и механических тканей.

© 2024 Helperlife - Строительный портал