Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лики святых в русской. Иконы всех Святых: фото и их значение. Лик подобных Господу

В церковной литературе, в частности, в житиях святых часто упоминаются лики святости. Это категории, на которые Православная Церковь распределяет святых во время прославления и почитания. Основывается эта типология на особенностях, которыми прославились святые при жизни. Мы подготовили перечень ликов святости, в алфавитном порядке и привели примеры афонских святых.

Икона всех святых

Апостолы (ап., с греч. «посланники») – это ученики Иисуса Христа, которые были свидетелями Его проповедей, так как сопровождали Его. Изначально их было 12, потом – еще 70. После сошествия на них Святого Духа они начали проповедовать христианство по всей земле. На Святой Горе, к примеру, в честь одного из 12 апостолов – Андрея, назван Андреевский скит.

Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными за их особо значимую роль в деле проповеди Христовой веры. На Афоне 12 июля отмечает панигир монастырь Каракал, главный собор которого возведен в честь святых апостолов Петра и Павла.

Четырех апостолов: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, называют Евангелистами, так как они написали Евангелие.

Бессребренники (бесср.) - святые, которые прославились своим бескорыстием, часто, полным отказом от богатства во имя веры. Многие из них исцеляли больных бесплатно. Например, бессребреником также был святой великомученик Пантелеимон, глава которого хранится на Святой Горе Афон в монастыре, названном в его честь.

Благоверные (блгв.) – монархи и князья, которые канонизированы за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры. Свято-Пантелеимонов монастырь отмечает особый праздник – Собор всех святых русских государей, 28 июля, в который входят святые благоверные князья и княгини.

Блаженные (юродивые) (блж., блаж.) – святые, которые под образом безумных, терпя поношения от окружающих, обличали пороки людей, утешали отчаявшихся, вразумляли правителей.

Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, которые умерли за веру Христову после тяжелых страданий, которым их подвергали мучители. Например, вышеупомянутый великомученик Пантелеимон.

Исповедники (исп., испов.) – мученики, которые перенесли мучения, однако умерли мирно. Например, афонский святой Максим Исповедник.

Мученики (мч.) – святые, которые за веру христову приняли жестокие мучения и смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Например, афонские святые мученик Константин Афонский, мученик Константин Родосский, мученик Георгий Афонский и другие.

Первыми мучениками были архидиакон Стефан и святая Фекла. Они называются первомучениками. На Святой Горе монастырь Констамонит освящен в честь святого первомученика Стефана.

Начертанные - исповедники, которым мучители писали на лицах хульные слова.

Новомученики (новмч., новомуч.) – мученики, которые пострадали за Христа относительно недавно, в период богоборческого времени. Например, афонский новомученик Иларион (Громов).

Праведные (прав.) – святые, которые достигли святости, живя в миру, имели семьи. Например, святые праведные Иоаким и Анна. На Святой Горе есть действующий Скит Святой Анны, названный в честь матери Богородицы – праведной Анны.

Первых праведников принято называть родоначальниками или патриархи человеческого рода, Такими являются Адам, Ной, Авраам и другие.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) – исповедники, которые были монахами.

Преподобные (прп.) – праведники, которые удалялись от мирской суеты и посвящали свою жизнь Богу, пребывая в девстве. Например, преподобные: Нил Сорский, Максим Грек, Феофил Мироточивый, Евдоким Ватопедский и другие.

Преподобномученики (прмч.) - преподобные, которые пострадали за Христа. К примеру, преподобномученики: Иларион Зографский, Иоасаф Афонский, Дионисий Дохиарский и другие.

Пророки (прор.) – святые, которым Господь открывал будущее. Они жили до пришествия Христа на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которых приравнивают за их труды на благо Церкви, распространение веры в разных странах, к апостолам. Например, равноапостольный Косма, афонский святой, который был известным миссионером. Он проповедовал в Фессалониках, Македонии, на греческих островах.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, которые угодили Богу своей праведной жизнью. Например, афонские святые святители: Нифонт II Патриарх Константинопольский, Феофан Митрополит Солунский, Григорий Палама, архиепископ Солунский и другие. Вселенскими учителями - учителями всей Церкви называют: Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Священноисповедники (сщисп.) – исповедники, которые имели сан священников.

Священномученики (сщмч.) – мученики, которые пострадали за Христа, будучи священниками. Например, священномученик Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон.

Столпники (столпн.) – подвижники, которые подвизались на так называемом столпе – башне или высокой площадке скалы, куда не имели возможность попасть посторонние. В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится часть мощей преподобного Симеона Столпника.

Страстотерпцы (страстот.) – те, кто принял мученическую смерть от гонителей на веру.

Чудотворцы (чудотв.) – так называют святых, которые прославились даром чудотворения.

Как учит Церковь, каждый человек сотворен по образу и подобию Божиему.
Вследствие грехопадения образ Божий в человеке был искажен.

Цель жизни христианина - восстановление в себе образа Божиего, уподобление Богу.

В Новом Завете святыми называются все христиане, соединившиеся с Богом благодатью Святого Духа. Церковь с первых веков своего существования почитает святых. В настоящее время для прославления и почитания почившего человека как святого -причисления к лику святых -требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого - решение Архиерейского собора.

Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей.
Формально можно выделить 10 ликов, т. е. типов святости.

Апостолы

12 учеников Христа, призванных Им лично, около 70-ти Его ближайших последователей и апостол Павел,таинственным образом избранный Спасителем уже после Его Вознесения.Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными.Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета, основателями первых Церквей. Главное свидетельство жизни Христа - Евангелие,было записано апостолами-евангелистами - Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном. Евангелистов часто изображают со свитком или книгой - Новым Заветом.

Бессребреники

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Обычно к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд. Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Цари и князья прославляются в чине благоверных за благочестивую жизнь,дела милосердия,укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах - хитонах.

Мученики

Святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев - святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг - в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам.ХХ векдал Церкви новый сонм святых - новомучеников. Святые,открыто исповедовавшие свою веру и пострадавшие за это во время гонений, но оставшиеся в живых, называются исповедниками. Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик - монахом. Мученик скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Праведные

Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь. К этому лику также причисляют ветхозаветных патриархов - праотцев. Родители и супруг Богородицы, праведный Иосиф Обручник, тоже относятся к праотцам, но именуются они Богоотцами. К Богоотцам относят и святого пророка и царя Давида. В иконографии нет характерной особенности изображения этого лика.

Преподобные

Монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу».
Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
ликов святости

Пророки

Пророки сообщали Израилю волю Божию, возвещали избранному народу о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного - Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Равноапостольные

Святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов.
В изображении этого лика святых часто присутствует Крест - символ крещения.

Святители

Епископы, прославившиеся своей праведной жизнью и пастырским попечением о своей пастве,хранением Православия от ересей и расколов.
Святителей изображают в полном богослужебном епископском облачении.

Юродивые, блаженные

От старослав.«оуродъ» - «дурак». Добровольно принявшие на себя образ безумных.Христа ради юродивые на словах и своим примером обличали стяжательство. Блаженными также по традиции называют некоторых святых, например, Иеронима Стридонского, Августина, Матрону и других. Блаженные чаще всего изображаются в ветхих одеждах.

Чудотворцы

Формально чудотворцы не являются особым ликом, поскольку даром чудотворения обладали многие святые, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием для канонизации.

В церкви Святого Варфоломея Армянского (San Bartolomeo degli Armeni – букв. Святого Бартоломео Армян) в Генуе в серебряном позолоченном окладе хранится тысячелетняя реликвия – ее считают единственным прижизненным портретом Спасителя.

Предание гласит, что на Святом Плате отпечатался Лик Христа, но речь идет именно о портрете, написанном темперой – краской приготовленной на основе яйца, которую умели готовить и в Древнем Египте, и гораздо позднее, в Древнем Риме. Портрет написан на льняной материи – последние исследования позволили датировать ее эпохой Римской империи.

Поколения генуэзцев из века в век передавали знаменитое предание о посланце Абгара, царя города Эдессы в Армении, доставившем Лик Христа на свою родину. (Хотя, по «Ашхарацуйцу», Эдесса/Урха находилась за пределами Великой Армении, армянская роль в управлении городом и областью, армянский элемент в составе населения были весьма значительны. В эпоху Крестовых походов многочисленные армянские воины из местного населения плечом к плечу с крестоносцами, в том числе выходцами из Италии, обороняли город и графство Эдесское. Падение Эдессы в 1144 году привело ко Второму Крестовому походу. Все это отразилось в генуэзском предании. – Прим. ред.)

Первым о Святом Лике, хранящемся в Эдессе, написал Евсевий Кесарийский (IV век), впоследствии о нем писали Мовсес Хоренаци (V век), Евагрий и Святой Иоанн из Дайнашено (VI век). Папа Адриан I подтвердил Карлу Великому существование Святого Льна в Армении.

Спасение города при осаде войском персидского шаха Хосрова в 544 году Прокопий Кесарийский приписывает письму Христа, адресованному Абгару, но хронист Евагрий уже в 593 г. связывает это чудо с «сотворенным Богом образом», к которому не прикасались человеческие руки.

Реликвия оставалась в Эдессе до 944 года – после побед византийского полководца армянского происхождения Иоанна Куркуаса император договорился с городским эмиром о ее переносе в Константинополь, передав взамен арабам 12 000 монет серебром и 200 пленных. Нередко называется имя Константина VII Багрянородного. Он действительно номинально был императором с 913 года, с восьмилетнего возраста, однако реально до декабря 944 года (а Лик был торжественно доставлен в столицу в августе того года) империей правил другой монарх, армянин Роман Лакапен. Став командиром гвардии, он сразу же выдал за четырнадцатилетнего Константина свою дочь Елену, стал его опекуном, а в декабре 919 года взошел на престол, не лишая своего зятя формальных прав. В конце 944 года император Роман I был свергнут и сослан в монастырь в результате заговора своих сыновей, и только в следующем году Константин Багрянородный обрел всю полноту власти.

15 августа, на праздник Успения Богоматери, обоим императорам-соправителям, из которых реальной властью обладал именно Роман Лакапен, во Влахернской церкви Богоматери в присутствии всего двора были вручены две реликвии – Святой Лик на плате и Образ на чрепии, его отпечаток. Затем оба императора торжественно объехали на корабле столицу с двумя реликвиями, как «со вторым ковчегом Ветхого Завета», и с триумфом вернулись через Золотые ворота. После богослужения в церкви Св. Софии Лику на императорском троне поклонился весь двор. Лишь после этого его перенесли в дворцовую Фаросскую часовню у маяка, где он обрел свое место «в правой части на восток». Плат с Ликом и Образ на чрепии хранились в двух золотых ларцах, подвешенных в центре часовни на толстых серебряных цепях. Вскоре был установлен ежегодный праздник, отмечаемый 16 августа в честь перенесения реликвий в Константинополь. По свидетельству очевидцев, Лик был украшен «видимым теперь золотым окладом» и имел следующую надпись от царя Абгара: «Христе Боже, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен». В 1032 году Эдесса была освобождена византийцами, и переписку между царем Абгаром и Христом также доставили в столицу империи – она была утрачена во время смуты 1195 года.

Святой Лик на плате, как архетип всех последующих образов Христа, занял особое положение среди реликвий земной жизни Иисуса, хранившихся в дворцовой часовне. В самое ближайшее время Константин VII составил первое дошедшее до нашего времени описание реликвии. Возможно, поэтому ее перенос в столицу чаще всего связывался именно с этим императором. Например, считается, что на знаменитой иконе из монастыря Св. Екатерины на Синае царь Абгар, принимающий плат с Ликом, наделен чертами лица Константина VII.

Образ множество раз повторялся на фресках и иконах. В русской православной традиции он назывался Спасом Нерукотворным, его изображали в том числе на боевых знаменах и хоругвях. В то время как большинство икон, как правило, имеют портретную схему полуфигуры, Нерукотворный Образ изображается по сокращенной схеме – отпечаток Лика и волос на фоне, символизирующем плат.

После трех веков пребывания в Константинополе Святой Лик был помещен в драгоценный оклад из золота и серебра с филигранью – десять медальонов оклада иллюстрируют историю Лика до его триумфального прибытия в византийскую столицу. Сцены начинаются слева вверху с поручения больного Абгара привезти портрет, а заканчиваются чудом исцеления, которое сотворила реликвия в Константинополе.

Изображения в медальонах соответствуют преданию о Святом Лике. Посланнику Абгара не удается нарисовать Христа. Христос умывает лицо, чтобы запечатлеть его потом на плате. Получив послание и образ, Абгар исцеляется. Когда Лик водружают на колонну, с другой колонны низвергается языческий идол. Впадение в идолопоклонство правнука Абгара побуждает епископа по велению явившегося ему Христа снять Лик с городских ворот и заложить кирпичом в стене, замуровав его в нише из страха поругания. Когда плат снова открывают спустя множество лет при осаде города персами, обнаруживается, что лампада, зажженная епископом, не погасла, а Лик оставил на кирпиче точный отпечаток или «Образ на чрепии». В предпоследней картине повествования епископ истребляет персов на костре, в который он налил масло, источаемое образом.

К середине XIV века турецкая агрессия вынудила императора Иоанна V Палеолога просить военной помощи у Республики Генуя – отсюда в Константинополь отправился отряд под командованием капитана Леонардо Монтальдо. Не совсем ясно, каким образом был получен Святой Лик – в качестве дара от византийского монарха или компенсации, затребованной за помощь. В 1362 году реликвия была перевезена в Геную. Монтальдо подарил собору Святого Лаврентия другие реликвии, но Лик хранил в тайнике своего замка. Лишь на смертном одре Монтальдо, ставший к тому времени Дожем, раскрыл секрет его существования и подарил церкви Святого Варфоломея Армянского.

В 1507 году Лик был похищен французскими войсками, но генуэзские послы и банкиры при дворе Людовика XII смогли за несколько месяцев договориться о его возврате. Вскоре после этого копия Лика была установлена на верхней части городских ворот как святыня, призванная охранять город и его жителей. Сама реликвия была заключена в прекрасный защитный футляр XVII века из серебра с семью ключами, вверенными наиболее благочестивым людям. В начале следующего, XVIII века футляр был украшен драгоценными камнями. Только раз в году он открывался в присутствии нотариуса и представителей народа, и Лик выставлялся на всеобщее обозрение.

Во время наполеоновских завоеваний Лик был спрятан в частных апартаментах, так как многие церкви в городе подверглись поруганию.

Изучать Святой Лик начали достаточно давно, можно вспомнить, в частности, А. Калканьино (начало XVII века). Первые действительно научные исследования были проведены по пожеланию Кардинала Сирии в 1968 году профессором Колет Дуфо из Университета Генуи при технической поддержке профессора Пико Челлини (Рим) с использованием радиографии и томографии.

Под слоем темперы обнаружилась льняная ткань, закрепленная на основе из кедра, четко просматриваются края ткани. Возможно, это тот самый лен, на котором Христос, согласно преданию, запечатлел Свой Лик. Со временем понадобилось ретуширование, чтобы лучше выявить черты, стершиеся с течением времени.

Исследования позволили отделить изначальные черты лица от последующих реставрационных дополнений. Кроме этого, Пико Челлини удалось установить соответствие между Ликом из Генуи и Туринской Плащаницей.

Изначальная кедровая основа хранит следы прежнего украшения вокруг Лика Христа: это был ряд мелких жемчужин, от которых еще остаются отверстия. Во время исследований был выявлен еще один бесценный элемент – фрагменты древних персидских (эпохи Сасанидов) и арабских (эпохи Фатимидов) тканей. Речь идет о так называемых «Брандомах» – «реликвиях через контакт», в эти ткани, видимо, и был завернут Лик. В XV веке в Генуе была приклеена и другая бесценная ткань – лигурийская с изображением гранатов серебряными нитями.

По сей день реликвия находится в церкви Святого Варфоломея Армянского, основанной в 1308 году двумя монахами-базиликанцами с Черной Горы (знаменитая гора Сев Лер. – Прим. ред. ) в Киликийской Армении. И монахи-базиликанцы (их еще называли варфоломитами), и армянские колонии в Генуе были тесно связаны с культом Святого Варфоломея, до сих пор существуют шесть церквей, посвященных этому апостолу-мученику, одному из двух апостолов, которые благовествовали Веру Христову в Армении.

Сегодня не так просто найти старинную церковь, с двух сторон закрытую зданием дворца конца XIX века. Как ни странно, многие современные генуэзцы даже не предполагают о существовании реликвии, тесно связанной с историей города, реликвии, которая в XV веке была почитаема наравне со Святой Плащаницей. До середины прошлого века генуэзцы притекали сюда на праздник Святого Варфоломея Армянского с верой, что Святой Лик имеет силу защищать город от напастей, подобно тому, как он защищал древнюю Эдессу.

Итак, в 1307 году Мартино Ди Сегаризи и Гульельмо, два армянских монаха-базиликанца (Нас не должны удивлять эти отнюдь не армянские имена. В силу непривычности и трудности произношения армянские имена часто переиначивались за границей на местный лад. – Прим. ред. ) из ордена Святого Василия, спасшиеся при разрушении их монастыря в горах Антитавра, достигли Генуи и обосновались на возвышенности, где сейчас находится район Кастелло. Банкир Оберто Пурпурейро, имевший владения в тех местах, подарил им надел земли для строительства церкви и монастыря, добавив еще 100 лир и, по свидетельству стелы внутри здания, попросил взамен служить мессу за свою душу.

Возведение церкви было невозможно без папского соизволения. Климент V был осведомлен о ситуации в Киликийской Армении – в 1306 году в Рим прибыло посольство нового армянского царя. В своем послании католикосу и царю Левону III (IV) от 2 июля 1306 года папа выражает солидарность армянскому народу в трудную пору его страданий. В 1307 году на Сисском соборе был принят ряд постановлений (впоследствии отмененных) о сближении с доктриной католицизма. В том же году в своей булле от 20 февраля папа уполномочивает Мартина и его товарищей на строительство церкви Сан Бартоломео.

Первоначальный стиль был типично армянским – с центральным куполом и двумя боковыми капеллами в передней части здания. В 1595 году храм был удлинен пристройкой к абсидной части широкого нефа.

Здание было заново отреставрировано в 1775 году. От первоначальной структуры сейчас осталась абсидная часть с куполом, в котором в позднейшее время был открыт фонарь (речь об архитектурном термине, который обозначает возвышающуюся часть покрытия с проемами для освещения. – Прим. ред. ) и левая капелла в передней части. Правая, посвященная Святому Панталео, была разрушена в 1883 году при постройке дворца, который сейчас закрывает церковь с фасада и правой стороны.

В левой части нефа находится капелла Святого Лика, возведенная в конце XVI века, с возвышающейся лоджией, где в свое время выставлялась Святая Реликвия для показа верующим. За лоджией находится часовня из мрамора, где хранится Святой Лик.

Богатое декоративное убранство церкви большей части связано со Святой Реликвией. Можно упомянуть фрески Паджи (XVI век) «Иисус дарует Анании отпечаток своего Лика» у входа, «Истории Святого Лика» Орацио Де Феррари, Паджи и Джулио Бендзо на контрфасаде и правой боковой стене, «Мученичество Святого Варфоломея» Ладзаро Тавароне (1596 г.). Среди картин выделяются «Благовещение» Паджи, «Чудо слепого из Джерико» Орацио Де Феррари и портрет «Блаженного Алессандро Саули» Джакомо Бони (1745 г.). На главном алтаре представлен великолепный триптих Турино Вани «Мадонна со святыми» и «Истории Святого Варфоломея» (1415 г.), на стенах пресвитерия – работы Луки Камбассо «Воскресение» (1559 г.) и «Вознесение» (1561 г.), а также «Ангелы» Доменико Пиола. Полотно А. Кассони представляет дарение реликвии Дожем Монтальдо, четыре полотна Грегорио де Феррари – ангелов с гимнами во славу Святого Лика, написанными на бумажных лентах.

Учитывая тесные коммерческие связи между Генуей и Киликией, не стоит удивляться тому, что одним из пунктов назначения, выбранным монахами, бежавшими от нападений мамелюков, стал именно лигурийский порт. Мартино Ди Сегаризи и Гульельмо не были в этом отношении первопроходцами.

В свете последних исследований, касающихся присутствия цистерцианцев в Генуе и на Лигурии, выясняется, что патриарх Антиохии Опиццо Фиески, который с 1288 года по 1292 год был апостольским представителем Генуэзской Архиепископии, способствовал переносу в Геную цистерцианского монастыря Санта Мария Дель Джубино из окрестностей Антиохии на Черной Горе (Сев Лер). Ранее, в 1214-м или в 1215-м, этот монастырь отошел к Цистерцианскому Ордену при содействии патриарха Антиохии Петра II, первого аббата цистерцианского аббатства Санта Мария Ди Ривальта Скривия. Возможно, присутствие цистерцианцев из Ривальта Скривия благоприятствовало тому, что армяне обосновались в Понтекуроне, на бывшей римской Постумской дороге, посредине между Тортоной и Вогерой. Монахи, бежавшие от нашествия султана Бейбарса, нашли себе первое убежище в Никосии на Кипре, откуда окончательно перебрались на северо-восточную окраину г. Генуи.

О создании госпиталя Понтекуроне нам известно только благодаря эрудиту XIX века Джакомо Карневале, который упоминает Эусторджио Курионе – «очень ученого мужа из района Понтекуроне», В своем завещании, составленном нотариусом Весконтиусом 8 ноября 1210 года тот написал: «...достопочтенным священникам Святого Петра из Ордена Святого Василия в обязательном порядке построить приют в том же районе для больных и для путников и каждый год назначать двух верующих для обслуживания и управления этим учреждением». Выбор Эусторджио Курионе передать свои средства армянским монахам мог быть каким-то образом связан с назначением патриархатом Антиохии аббата Петра из Ривальта Скривия и его добрыми отношениями с монахами с Черной Горы. Возможно, сыграло роль предоставление в марте 1201 года царем Киликийской Армении Левоном I торговых привилегий Коммуне Генуи.

Однако первый известный документ, косвенно касающийся монастыря Санта Мария Дель Джубино в Генуе, восходит только к 6 мая 1308 года, когда архиепископ Поркетто Спинола заложил первый камень церкви Святого Варфоломея Армянского в землю, подаренную 13 марта предыдущего года двум монахам-базиликанцам с Черной Горы. Можно проследить связи между двумя близлежащими приходами – Санта Мария Дель Джубино, уже расположенным в Генуе, и новым – Святого Варфоломея Армянского.

Интерес, проявленный со стороны некоторых семейных союзов района Дертонензе (господа из Баньяры и Понтекуроне), их родственные отношения с Фиески, Конти Ди Лаванья, а также дипломатические отношения между патриархом Антиохии Опиццо Фиески (1247-1292) и Армянским царством Киликии могли благоприятствовать переезду в Геную монахов из Санта Мария ди Джубино и Сан Бартоломео (Святого Варфоломея). Связи между дарителем земли, на которой и был воздвигнут этот последний монастырь, банкиром из Генуи Оберто Пурпурейро, одним из основных представителей господ Баньяра – Джованни, архидьяконом из Генуи, а также родственные связи кардинала Луки Фиески с царским домом Армении (сестра короля Хетума II была женой Михаила Х Палеолога, брат которого был супругом племянницы кардинала) могут облегчить нам понимание того, на какую территориальную, политическую и дипломатическую сеть могла опираться и рассчитывать армянская диаспора в период с 1210 по 1307 год.

По свидетельству «Католической Энциклопедии», вслед за Генуей армянские монахи продолжали прибывать из Киликии в Парму, Сиену, Флоренцию, Болонью, Милан, объединенные под именем Варфоломитов. Они соблюдали монастырский устав Св. Василия (базиликанский) и служили армянскую литургию. Однако очень скоро ситуация изменилась – они уже служили католическую мессу, соблюдали устав Св. Августина и обычаи Доминиканского ордена, что было зафиксировано в 1356 году указом папы Иннокентия VI. Тем же указом он утвердил объединение ранее самостоятельных армянских монастырей Италии в одну конгрегацию. Бонифаций IX (1389–1404) предоставил конгрегации Варфоломитов те же привилегии, что и доминиканцам, но запретил присоединяться к любому другому ордену, кроме картузианского. Сикст IV (1471–1484) постановил, что руководители ордена, ранее избираемые на пожизненный срок, будут избираться только на трехлетний. После двухвекового процветания армянская конгрегация начала приходить в упадок – число монахов сокращалось, многие монастыри пришлось закрыть. Папа Иннокентий X (1644 –1655) потребовал от оставшихся Варфоломитов либо перейти в состав другого ордена, либо снять с себя монашеский сан. В 1650 году он распустил конгрегацию, передав ее имущество для иных нужд. Церковь Св. Варфоломея в Генуе была доверена отцам-барнабитам.

Отсутствие общекатолического культа хранящегося в Генуе Лика можно объяснить тем, что он остался архетипом изображения Христа на Востоке Христианского мира, тогда как на Западе архетипичный статус приобрел другой плат. По легенде, его подала Христу на Крестном пути благочестивая женщина Вероника, сняв плат со своей головы. Спаситель отер им кровавый пот со Своего Лица, запечатлев Свои черты в терновом венце. Считается, что святыня находится в соборе Св. Петра в Ватикане, хотя по некоторым версиям оригинал был утрачен при разграблении Рима в 1527 году. Известные копии «Вероники» (в Испании – в Аликанте и Жаене, в Австрии – во дворце Хофбург в Вене) имеют отчетливое сходство со Святым Ликом из Генуи, но это обстоятельство еще не изучено достаточно детально.

В Православной церкви есть различные категории, если можно так выразиться, которые относятся к одному общему понятию лика святости. Обычному человеку, который только недавно пришел в Церковь, будет немного непонятно, почему один — святой мученик, другой — страстотерпец и т.д. Причисление к Лику Святых происходит при канонизации или в зависимости от трудов при жизни. Помочь разобраться с этим вопросом может существующий сводный список святости.

Христиане почитают своих святых с очень древних времен. Первоначально этот культ распространялся на апостолов и мучеников, святых ветхозаветных пророков и праотцов. В этот же период складывалось почитание как святителей предстоятелей сначала местных церквей, а затем уже образовался общецерковный культ. Историческое развитие в дальнейшем приводит и к образованию других рангов святых, почитание которых вошло органически в общий культ.

Апостолы

Все началось с ближайших учеников Иисуса Христа — апостолов, которых Он послал проповедовать христианскую веру, после того как сошел на них Святой дух. Сначала их было двенадцать, но потом Иисус избрал еще семьдесят. Два апостола Петр и Павел больше других потрудились за веру, и поэтому их стали называть первоверховными. А вот четырех апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна называются Евангелистами, так как они написали Святое Евангелие.

Праотцы

Ветхозаветные Лики Святых, почитающиеся Церковью как исполнители Божьей воли до новозаветной эпохи, называются праотцами. К ним относятся родители Богородицы праведные Боготцы Иоаким и Анна и обручник Богородицы праведный Иосиф.

Пророки

Ветхозаветные Лики Святых, предрекавшие приход Иисуса Христа и провозвестников Божьей воли, называются пророками. К ним относятся ветхозаветные патриарх Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и Иоанн Креститель — последний пророк.

Равноапостольные

Лики Святых, обращавших в истинную веру через благовествование Евангелия, называются равноапостольными. Так обращаются к Марии Магдалине, святому императору Константину и его матери Елене, славянам-просветителям Кириллу и Мефодию, святой княгине Ольге, святому князю Владимиру, крестившему Русь.

Святители

Святые, стяжавшие святость в архиерейском служении, достойно осуществлявшие Промысел Божий в достижении Царства Небесного, прославившиеся беспорочной жизнью и праведной кончиной, называются святителями. В их числе Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и Николай Чудотворец. Первым русским святителем стал третий епископ Ростовский св. Леонтий (1077 г.).

Апостол Павел писал, что с помощью Святого Духа иному дается слово мудрости, иному слово знания, иному вера, иному чудотворения, иному пророчества, иному дары исцелений, иному различение духов, иному разные языки, а иному толкование языков, разделяя каждому свое.

Мученики

В современном мире Лики Святых, которые пролили свою кровь за истинную христианскую веру, называют мучениками. Первым мучеником в высшем понимании этого слова стал Иисус Христос, принесший себя в жертву за человеческие грехи. Вторым мучеником христианской веры стал апостол из 70 архидиакон Стефан (33-36 гг.).

Великомученики

Мученики, претерпевшие особо жестокие пытки и наказания, но проявившие твердость в вере, называются великомучениками. К ним относят Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Дмитрия Солунского и Анастасию Узорешительницу.

Священномученики

Святые мученики, обладающие священным чином, называются священномучениками. Среди них епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, Московский патриарх и всея Руси Ермоген, Кукша Печерский, Димитрий Апанский (Неровецкий).

Преподобномученики

Мученики, принадлежащие к числу монашествующих, носят название преподобномученики, среди которых Лики Русских Святых, например, Григория Печерского, почивающего в Ближних Антониевых пещерах.

Страстотерпцы

Христиане, принявшие мученическую смерть не во имя Господа, а из-за людской злобы и коварства, называются страстотерпцами. Страстотерпцами на Руси считались святые князья Борис и Глеб, а также последний Российский царь Николай II и его семья.

Исповедники

Христиане, которые после мучений и истязаний за открытое прославление веры во Христа во время гонений остались живы, стали называться исповедниками. На Руси это были Максим Исповедник и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Бессребреники

Святой, отказавшийся от своего богатства ради веры, назывался бессребреником. И это прежде всего Косьма и Дамиан, братья по крови, которые пострадали как мученики в III веке.

Благоверные

Князья и цари, прославившиеся праведной и благочестивой жизнью, заботившиеся об укреплении веры во Христа, причислялись к Лику Святых Благоверных. К ним относятся князь Александр Невский и князь Владимир Киевский.

Блаженные

Представители святых подвижников, выбравших особый подвиг юродства — изображения внешнего безумства для того, чтобы достичь внутреннего смирения. В XIX веке в России стали прилагать к святым эпитет «блаженный», синоним слова «юродиевый». В Лике Святых Блаженных прославлен Августин. В Древней Руси был Василий Блаженный.

Преподобные

Христиане, стяжавшие святость в монашеском подвижничестве назывались преподобными.

Этот особый чин имеют основатели лавр и монастырей, это Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В христианской церкви преподобными стали называть Антония Великого и Ефрема Сирина.

Праведные

Люди, достигшие святости в обычной своей жизни семейной и общественной, называются праведными. В Ветхом Завете это были Ной и Иов, В Новом Завете — Иоаким и Анна, Иосиф Обручник, из русских святых — Иоанн Кронштадский.

Столпники

Святые преподобные, которые выбрали для себя особый подвиг — сосредоточение на молитве и стояние на столпе, называются столпниками. К ним относят преподобного Симеона, Никиту Переяславского и Савву Вишерского.

Чудотворцы

Святые, прославившиеся даром творить чудеса, называются чудотворцами. Засвидетельствованные чудеса есть основное условие канонизации того или иного святого.

Среди чудотворцев особенно почитаются святитель Мир Ликийских Николай и преподобный Антоний Римлянин.

Юродивые

Подвижники, принимающие на себя подвиг безумства, называются юродивыми. Такой вид аскезы есть радикальное средство для уничтожения в себе гордыни. Самые известные юродивые — это Прокопий Устюжский и Василий Блаженный.

Кто причислен к Лику Святых

Сегодня лик святости имеют все праведные, преподобные, исповедники, мученики, благоверные князья, юродивые ради Христа, пророки, святители, апостолы и евагелисты.

А также люди, причисленные к Лику Святых, которые, не удостоившись мученической смерти, прославились своими благочестивыми трудами (пустынники и монахи). Процесс образования новых форм святости до сих пор продолжается.

В любом православном храме есть Лики Святых. Иконы с их образами дают возможность человеку сосредоточиться на божественной молитве, которая помогает ему обрести полную гармонию не только с самим собою, но и с внешним миром.

лик святого в храме

Альтернативные описания

Древнейшая русская чудотворная... «Знамение» слыла главной святыней Великого Новгорода

Живописное изображение Бога и святых, являющееся предметом религиозного поклонения в христианстве

Живописное изображение бога, святого или святых, образ

Изображение лика святого

Молитва в красках

На нее молятся православные

Образ действий при выполнении чего-либо

Образ, живописное произведение, символически и в соответствии с особыми канонами изображавшее религиозные сюжеты для совершения перед ним молитв и обрядов

Предмет поклонения верующих в православии и католицизме

Предмет религиозного поклонения

Произведение живописи, уважаемое независимо от его художественной ценности

Священное живописное изображение

Синоним Образ (религиозное)

Портрет небожителя

Портрет кисти Диониса

Образок

Троеручница

Творение Рублева

Слушательница молитв

Живописное изображение Бога, святых

Окладистый портрет угодника

. «из одного дерева... и лопата» (посл.)

По старинным приметам - если она упадет, то к покойнику

Какое слово в «Католической энциклопедии» Иоанн Дамаскин объяснял как «видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего»?

Что такое панагия?

Что висит в красном углу?

Содержимое киота

Портрет кисти Дионисия

Немая слушательница молитвы

Почитаемый образ

Божья картинка

Образ в храме

Рукописная святыня

Образ святого

. «троица» Рублева

Лик святого в окладе

Образ в соборе

Изображение Христа

Святая картина

Изображение святого

Лик Божьей Матери

Святой лик

Рукотворный лик святого

Она покрыта окладом

Религиозный складень

. «троеручица» как она есть

Религиозная картинка

Облаченная в ризу

Портрет Троицы

Что можно найти в киоте?

Вратарница

Портрет Бога

Текущая миром

Шедевр от богомаза

Живопись в церкви

Споручница

Святая картина для бития поклонов

Картина богомаза

Лик в свете лампады

Творение богомаза

Изображение Бога

Стоит в божнице

. «картинка» на аналое

Изделие от Андрея Рублева

Святой лик на святой картине

Чудотворный образ

Церковный прообраз значка на мониторе

Образ над лампадой

Что стоит в красном углу?

Стиля

Святая картина в церкви

Портрет святого

Святой церковный лик

. «портрет» с окладом

Картина от Андрея Рублева

Святая церковная картина

Сакральное изображение Христа

Образ в окладе

Изображение Богородицы

Образ, которому молятся

. «троица» кисти Андрея Рублева

Портрет Девы Марии

Живописное изображение Бога

Религиозный портрет

Религиозная картина

Портрет в церкви

Образ верующего

Портрет над лампадой

Церковный «экспонат»

Портрет кисти Андрея Рублева

Предмет в киоте

Предмет поклонения верующих

. «портрет» в киоте

Религиозный предмет

Полотно А. Рублева

Предмет поклонения

Картина Феофана Грека

Картина в сиянии лампады

Изображение в киоте

Лицо с Окладом

Святой портрет в углу избы

Подушка безопасности в жигулях

Портрет пророка Николая

. «картинка» за лампадой

Чудотворная...

Объект молений православного

Вставлены в киот

Изображение Троицы

Портрет кисти Рублева

Святая картина для битья поклонов

Живописное изображение святых

Изображение святых на Руси

Священное живописное изображение, предмет поклонения верующих

Божья картинка

. "Картинка" за лампадой

. "Картинка" на аналое

. "Портрет" в киоте

. "Портрет" с окладом

. "Слушательница" молитв

. "Троеручица" как она есть

. "Троица" кисти Андрея Рублева

. "из одного дерева... и лопата" (посл.)

. "троица" Рублева

Древнейшая русская чудотворная... "Знамение" слыла главной святыней Великого Новгорода

Ж. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают). Икона упадет-к покойнику. Из одного дерева икона и лопата. торговле, иконы бывают, по величине: полкомерные, маломерки, десятерик, девятерик, осьмерик, листоушки вершка); по работе: живописные, цветные, чеканные, подстаринные, красные, подризные; полуборные, подфолежные; по числу ликов: одиночка или розница; людница; в четвертях (клетках); трерядница (три полосы) и пр. Иконный, к иконе относящ. Иконник, иконщик м. кто пишет, меняет иконы (торгует ими); иконник также полочка, полица для постановки икон: киот, кивот. Иконоборец м. -рица ж. раскольник, не чествующий икон. Иконоборщима ж. иконоборный, икноборческий толк, к которому принадлежат духоборцы и молоканы, и вообще так называющиеся духовные христиане. Иконоборство ср. действ., состояние и верование иконоборца, того, кто иконоборствует, отвергает чествованье икон. Иконология ж. греч. знание или ученье о живописных и начертательных памятниках древности вообще; иконография, описание их. Иконолюбец н. иконолюбивый человек, чтитель нкон. Икономаз м. плохой иконописец; прозвище суздальцев. Иконопасанье ср. иконопись ж. писанье нкон; живопись иконная, как искусство; род или школа этой живописи называется пошибом. Мелкая, по золоту, иконопись, Строгановского пошиба, школы. Иконописный, к иконописанью относящ. Иконописная ж. заведение, мастерская, покой, где пишут иконы. Иконописец м. -сица ж. кто пишет иконы. Икоколоклоненье ср. чествованье икон. Иконочествованье, -чтенье, то же. Иконочт-итель, -поклонник и. -ница ж. кто чтить иконы или покланяется им. Иконостас м. переиначенное и в иконостас, преграда, отдел между трапезой и алтарем церкви; посреди иконостаса царския двери, по сторонам местные образа и двери северные и южные. Иконостасный, к иконостасу относящ. Иконостасник, иконостасный мастер, резчик по дереву и позолотчик, золотильщик

Какое слово в "Католической энциклопедии" Иоанн Дамаскин объяснял как "видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего"

Церковная святая картина

Церковный "экспонат"

Что висит в красном углу

Что можно найти в киоте

Что стоит в красном углу

Что такое панагия

Облачённая в ризу

Стоит в киоте

Портрет кисти Андрея Рублёва

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Helperlife - Строительный портал