Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Краткая характеристика великобритании в 20 веке. Великобритания конце XIX-начале XX в. Великобритания в хх веке

Тема: Великобритания в конце XX-XXI века

1 Социально-экономическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

2 Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

3 Внешняя политика Великобритании на рубеже XX-XXI века

I Социально-экономическое развитие Великобритании

На рубеже XX-XXI века

В 1990 г. М.Тэтчер ушла в отставку с поста лидера консервативной партии и премьер-министра. На смену ей пришел Джон Мейджор, занимавший пост министра финансов.

Оставаясь на позициях неоконсерватизма, он и его правительство продолжали курс на приватизацию государственных компаний, на увеличение налоговых льгот для предпринимателей, на укрепление права собственности. Вместе с тем Мейджор отменил подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев».

После спада производства в 1990 – 1992 г. вновь начался подъем экономики. В 1993 г. темпы прироста ВВП к предыдущему году составили 2%, а в 1994 – 3,8%. В целом консервативная стратегия экономического развития увенчалась успехом. Обеспечено стабильное финансовое положение страны. Внутренние и внешние долги не растут. Уровень инфляции заметно снизился. Платежный баланс положителен, однако, торговый баланс отрицателен. В первую очередь это касается отраслей машиностроения. В настоящее время Великобритания ввозит больше промышленной продукции, чем вывозит. Положительное же сальдо платежного баланса обеспечивается за счет экспорта нефти, «невидимых статей», таких, как туризм, фрахт судов и приток финансовых средств в одну из столиц финансового мира.

1 мая 1997 г. в Великобритании прошли парламентские выборы. Премьер-министром стал лидер лейбористской партии Тони Блэр, который пришел к власти под лозунгом третьего пути.

«Третий путь» отвергает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе социализма.

Предлагается «новая смешанная экономика», в рамках которой государство способствует развитию частной инициативы, активно действует в тех случая, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль.

В начале XXI века Великобритания, как и другие ведущие страны Западной Европы, добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии. В стране сложилась исключительно благоприятная конъюнктура. В последние годы показатели экономического роста составили 2,75% в год. Безработица была самая низкая за последнее десятилетие – 5–6%.

Инфляция считалась до 2% в год, это значительно лучше, чем у большинства стран ЕС.

Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так же, как и ВВП.

Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования, которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С помощью созданной лейбористами системы «национальной службы здравоохранения» удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи – заработала программа расширения сети бесплатных школ.

Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г. были проведены выборы в эти новые представительские органы.

Премьер-министр впервые посягнул на «святая святых» – Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган, представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а другая – назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной оставалась лишь пропорция.

7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42% избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.

Социально-экономическая политика правительства нашла отклик у избирателей и принесла успех лейбористам на выборах 2001 года и 2005г.

Первые недели премьерства Брауна ознаменовались рядом инициатив, которые были восприняты позитивно:

¾ строительство нового дешёвого и экологичного жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах,

¾ новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом,

¾ предложения по реформированию международных институтов, более сдержанные и деловые отношения Лондона и Вашингтона.

¾ Браун лично контролировал борьбу с наводнениями и вспышкой ящура летом 2007 года, а только что созданное им правительство четко и слаженно отреагировало на попытки терактов в Лондоне и Глазго.

Решительные действия правительства осенью 2008 года, в условиях развития мирового экономического кризиса, способствовали осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.

Мероприятия в годы кризиса:

¾ Национализация ряда английских банков

Основной мерой борьбы с кризисом стали масштабные вливания государственных средств в национальную экономику, что плохо сказывается на бюджете. В течение последующих лет национальный долг Великобритании значительно вырастет.

¾ Налогово-бюджетное стимулирование. С 17 до 15% снижен налог на добавленную стоимость

¾ Поддержка жилого сектора, набор мер, направленных на смягчение ипотечного кризиса. Речь идет о 3-х месячной отсрочке по выплатам основной суммы.

¾ В мае 2010 года Г.Браун подает в отставку, пост премьер-министра занял Дэвид Кэмерон – лидер Консервативной партии, которая набрала больше всего голосов на недавних парламентских выборах.

Кэмерон выступает за скорейшее сворачивание антикризисных мер государства по восстановлению экономики, чтобы вернуть бизнесу ту необходимую свободу, которая является приоритетом его партии. Кэмерон также планирует упростить налоговую систему, а также сократить базовую ставку налога на корпорации и малые предприятия.

Сам Д.Кэмерон называет себя "современным сочувствующим консерватором" и выступает за новый стиль в политике.

Среди громких инициатив Д.Кэмерона на посту премьер-министра Великобритании – самая масштабная за последние 60 лет реформа здравоохранения и первый за последние 12 лет пересмотр военной доктрины Соединенного королевства, предусматривающий значительное сокращение расходов на оборону страны и увольнение 7 тыс. военнослужащих.

Т.о. экономическое развитие США во II половине XX-XXI в. характеризуется постепенной сменой периодов либеральной экономической политики на консервативую.

II Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

Великобритания - конституционная монархия.

Глава государства - королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952.

В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право:

¾ созывать и распускать парламент, если парламент выразил недоверие правительству,

¾ назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство.

¾ утверждает законы, принятые парламентом.

¾ является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников.

¾ назначает судей, а как глава Англиканской церкви - епископов.

¾ имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

Высший орган законодательной власти - парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин.

Парламент занимается законотворческой деятельностью.

Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 650 членов - по 1 представителю от каждого из 650 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Верхняя палата - палата лордов - состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин.

Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса.

Глава исполнительной власти - монарх. Глава правительства - премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте.

Английский парламент является не только специфическим, но в своем роде уникальным политическим явлением. Это объясняется прежде всего тем, что Великобритания - одна из немногих стран, не имеющих до сих пор письменной конституции.

¾ Поэтому законы, принимаемые парламентом и особенно важные, носящие в той или иной степени конституционный характер являются, более весомыми, чем в других странах, имеющих закрепленные конституции. История Великобритании показала, что отсутствие в стране такой конституций может быть определенным преимуществом как бы это ни казалось парадоксальным. За последние 300 лет многие страны европейского континента пережили революцию, смену форм правления, не раз поменяли свои конституции. А Великобритания в основном избегала подобных потрясений, оставаясь оплотом относительной стабильности, несмотря на отсутствие формальной конституции.

¾ Другой важной специфической чертой английского парламента является его удивительная способность к саморазвитию. Лишь реформа 1832 г, явилась результатом ожесточенной борьбы. Последующие аналогичные действия в 1867, 1884 и 1918 годах осуществлялись в более спокойной обстановке и были в какой-то степени результатом доброй воли правительств и парламента. Разумеется, каждая из этих реформ с необходимостью отвечала накопившимся в стране потребностям. Но с другой стороны, все они работали в какой-то степени и на опережение. Каждая из трех перечисленных реформ избирательного права увеличивала электорат примерно вдвое (реформа 1832 г. - втрое) . Это обеспечило сравнительную плавность, многоступенчатость эволюции всей политической системы страны. Такая способность парламента к саморазвитию удачно сочетала в себе обеспечивающий стабильность здоровый консерватизм и необходимый динамизм. Эти качества английского парламента способствовали тому, что граждане до сих пор сохранили веру в исключительную роль своего высшего представительного учреждения.

¾ Наконец, важным свидетельством настроения британцев является тот факт, что за последние 70 лет во всеобщих парламентских выборах участвовало в среднем три четверти, имевших право голоса и ни разу меньше 71%(т.е. низкий процент абсентеизма). Это весьма высокие и стабильные показатели в особенности по сравнения с некоторыми странам европейского континента. Все это свидетельствует, что граждане Великобритании до сих пор очень серьезно относятся к парламентским выборам и к самому парламенту, видя в нем главную опору и гарантии стабильности и порядка в стране и одновременно залог ее прогрессивного развития.

Стержнем политической структуры Великобритании является двухпартийная система, две основные партии состоят в особых отношениях с государством, как основой всей политической системы.

Существующая столетиями в Соединенном Королевстве политическая система призвана в первую очередь обеспечивать сильное правительство. Достигается это за счет особой избирательной системы, когда побеждает тот депутат, который набрал больше голосов избирателей.

Только руководство двух этих партий участвует в формировании правительства, лишь ему принадлежит определяющая роль в парламенте, только оно находится (хотя и в ограниченной степени) в непосредственных отношениях с аппаратом профессиональных чиновников в министерствах и центральных ведомствах.

Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических и социальных изменений.

Лейбористская партия (Labour Party)

Лейбористская партия была образована в начале ХХ века при активном участии представителей рабочего движения левой направленности ("labour" в переводе с английского означает "труд", "рабочая сила").

Лейбористы выступают за сохранение необходимой роли государства в экономике, ликвидацию общественного неравенства и поддержку социальных программ в области образования, здравоохранения и борьбы с безработицей, наличие ограниченной экономическими нуждами иммиграции, защиту прав меньшинств и активную европейскую интеграцию.

Лейбористы традиционно пользуются популярностью избирателей в индустриальных районах северной и северо-западной Англии, в Лондоне, а также в Шотландии и Уэльсе.

Премьер-министры Тони Блэр 1997-2005гг., Гордон Браун 2005-2007гг.

Консервативная партия (Conservative Party), в политическом и разговорном обиходе также известная как "тори" (по названию старинной партии, из которой выросли современные консерваторы).

Главными пунктами программы консерваторов является сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, защиту традиционных семейных ценностей, принятие закона об обязательном вынесении на референдум любого решения о передаче властных полномочий от Великобритании к Евросоюзу.

Консерваторы традиционно пользуются популярностью избирателей в богатых сельских районах в центральной, южной и юго-восточной Англии, а также в зажиточных районах.

Премьер-министр Дж.Мэейджор(1990-1997гг.), Дэвид Кэмерон с 2010г.

Существование двухпартийной системы с ее специфическим связями между государством и руководством двух парий создает неблагоприятную для остальных партий политическую ситуацию, ибо их отношения с государством носит гораздо более ограниченный характер. Члены этих партий, правда, принимают участие в деятельности выборных органов государства, но фракции третьих партий, как правило, играют там второстепенную роль.

Две основные партии меняют друг друга, действуя по принципу маятника. Это придает парламенту большую устойчивость и обеспечивает преемственность его деятельности. Правда, такой “маятник” не действует чисто механически. Иногда он надолго “застревает” в одном положении. Примером могут служить несколько побед подряд на выборах консервативной партии в 1979-1997гг., лейбористов в 1997-2010гг.

В 90-х годах на политическую арену выходит третья партия, которая укрепляет свои позиции.

Либерал - демократическая партия (Liberal Democrats) - третья по величине и влиянию политическая партия Великобритании. Название часто сокращается до слова "либдемы". Лидер (с 2007 года) - Ник Клегг.

Либерал-демократическая партия была образована в 1988 году в результате объединения Либеральной и Социал-демократической партий. В британском политическом спектре "либдемы" занимают наиболее центристскую позицию с небольшим уклоном влево.

Партия либеральных демократов выступает за широкое снижение налогов, за увеличение рабочих мест за улучшение качества школьного образования и увеличение инвестиций в школы, за ликвидацию коррупции среди членов парламента, защиту гражданских прав, за защиту окружающей среды, развитие «зеленых» технологий в производстве, за борьбу с глобальным потеплением, а также за развитие общественного транспорта и увеличения контроля за эмиграцией.

В Великобритании существуют и национальные партии, но они имеют узкую социальную базу и не играют существенной роли:

¾ Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925);

¾ Шотландская национальная партия (основана в 1937,

¾ Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в.,

¾ Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА)

В 1997г. впервые за длительный период времени на парламентских выборах победили лейбористы.

Консервативная партия вела малоактивную кампанию. Было очевидно, что популярность консерваторов очень невысока.

¾ Длительный экономический рост при Маргарет Тэтчер сменился начавшейся рецессией при Мейджоре,

¾ Некоторые члены партии во время предвыборной кампании публично заявили о своём несогласии с проводимой правительством политикой (в частности, в вопросе об отношении к единой европейской валюте), что ещё более усугубило положение консерваторов.

Лейбористская партия под руководством Тони Блэра вела предвыборную кампанию, используя новые центральные положения программы лейбористов («новый лейборизм»). Так, лейбористы отказались от крупномасштабной национализации, а также согласились с тем, что частная инициатива является наилучшим средством для достижения экономического роста. Также лейбористы умело использовали разногласия и трудности, возникшие у консерваторов, в своих интересах.

Отличительной особенностью парламентских выборов 1997 г. было то, что консерваторы проиграли выборы при хорошем экономическом положении. Лейбористам досталось широкое наследство. ВВП Великобритании составил к концу ХХ в. более 1 трлн. 150 млрд. долларов, а на душу населения в год приходилось около 20 тыс. долларов.

Значительным событием общественно-политической жизни страны стала победа Шотландской национальной партии на выборах в Парламент Шотландии 5 мая 2007 г. Националисты завоевали 49 мест из 127, на одно место больше, чем Лейбористская партия, которая в прежние времена пользовалась здесь неизменным доверием избирателей. С тревогой была встречена в верхних эшелонах власти декларация руководства ШНП о том, что через три года оно намерено провести референдум по вопросу о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства.

Этот факт, чреватый распадом страны и потерей контроля Британии над добычей североморской нефти, привел к падению авторитета премьер-министра. Еще большее недовольство вызывала зависимость внешней политики страны, включая войну в Ираке, от планов американского президента Дж. Буша. Критике подвергался и стиль руководства Блэра. Его упрекали в том, что он «превратился в национального лидера, затмевающего собой другие центры власти», т.е. кабинет и Парламент.

В 2007 году премьер-министр Тони Блэр подает в отставку, из-за негативного восприятия общественностью ситуации с введением английских войск в Ирак в 2003году около 46 тысяч военнослужащих.

Решение об участии в совместной с США военной кампании в Ираке было принято кабинетом министров Великобритании во главе с Тони Блэром 17 марта 2003 года. Поводом для этого стало обвинение руководства Ирака в разработке оружия массового поражения. За все шесть лет присутствия американских и британских солдат в Ираке это оружие так и не было найдено.

Пришло время для передачи власти ждущему своего часа Г. Брауну.

Курс правительства, направленный на жесткое уменьшение государственных расходов, в том числе и за счет сокращения затрат на высокопоставленных чиновников и их аппарата, объявленный в конце 2009 г., мало что изменил в финансовом положении Великобритании. Заметно падала популярность лейбористов и их лидера среди избирателей.

По итогам парламентских выборов 2010 года ни одна из партий не обладает большинством в Палате общин и не имеет возможности сформировать однопартийное правительство.

Возникла ситуация «подвешенного» парламента - может ознаменовать переход к новому периоду политической истории, когда самую активную роль в определении будущего страны сможет играть третья политическая сила - Либеральные демократы.

306 мест в парламенте получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном, 258 мест - лейбористы (лидер - премьер-министр Гордон Браун), 57 мест - либерал-демократы во главе с Ником Клеггом. Еще 28 мест разделят между собой остальные партии.

Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства.

Такую возможность Гордон Браун не использовал, он подал в отставку, премьер-министром стал лидер Консервативной партии.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон провел переговоры с либерально-демократической партией. Руководитель последней принял предложение занять пост заместителя премьер-министра. 12 мая 2010 года, впервые в послевоенной истории Британии, было сформировано, коалиционное правительство.

Одной из острых проблем политической жизни Великобритании является Ольстерский кризис.

ОЛЬСТЕРСКИЙ КРИЗИС - политический конфликт, вызванный противостоянием двух религиозных общин (протестантов и католиков) в Северо-Восточной Ирландии (Ольстере). По англо-ирландскому договору 1921 г., предоставившему католической Ирландии независимость от Англии, Ольстер остался в составе Великобритании (Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии). Основные ирландские националистические движения: партия «Шин фейн» («Мы сами») и Ирландская республиканская армия (ИРА) повели борьбу за воссоединение этой территории с остальной Ирландией. Дискриминация католического меньшинства населения, массовые беспорядки и террористические акты привели к резкому обострению положения в Ольстере в 1956-1958 гг., а затем вновь с 1968 г. В 70-90-х гг. XX в. британскому правительству, использовавшему одновременно военные и политические средства, не раз удавалось приблизиться к урегулированию ольстерского кризиса.

Лишь в мае 1998г. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании выборных органов самоуправления.

(Белфастское соглашение или Соглашение Страстной пятницы - соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии, предусматривавшее создание автономных органов власти, также был предложен ряд других мер, касающихся политических и конституционных аспектов североирландского конфликта. Соглашение предусматривало:

· Избрание Североирландской Ассамблеи, обладающей законодательными полномочиями.

· Формирование Исполнительного комитета в составе 12 министров обеих главных конфессий для исполнения функции правительства Северной Ирландии.

· Создание министерства межирландского совета в рамках сотрудничества между Северной Ирландией и Ирландской Республикой.

· Создание межправительственного Совета британских островов, включающего представителей Великобритании, Ирландии, Ольстера, Шотландии и Уэльса.

· Внесение поправок в Конституцию Республики Ирландия относительно территориальных претензий на Северную Ирландию.

· Разоружение военизированных группировок Северной Ирландии в течение ближайших двух лет после проведения референдума, за которым должно последовать исполнение обещания об освобождении североирландских заключенных из тюрем.

· Реформа ольстерской полиции

План реформы предусматривал уравнение в количестве протестантов и католиков, служащих в полиции, создание комиссии для контроля над соблюдением прав человека, а также исключения из официального названия полиции слова «Королевская», что имело значительную символическую окраску, подчеркивающую деволюционный статус Северной Ирландии. Но, несмотря на основательный и достаточно хорошо разработанный план, он был одобрен только Североирландским парламентом, а основные политические партии высказали некоторое недовольство, по различным пунктам)

Т.О. Общая демократизация общественной жизни, перемены в социальной структуре Великобритании видоизменение облика Британской империи привели в Новейшее время к существенному видоизменению традиционной системы политических партий.


Похожая информация.


Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики.

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году.

Внутренняя политика

В 1900 году была основана Лейбористская партия Великобритании.

В 1906 году прошли парламентские выборы. На этих выборах в первый и последний раз в истории Великобритании к власти пришла Либеральная партия, а также недавно основанная Лейбористская партия впервые приняла участие в выборах.

Демократизация государственного строя:

1. Реформа палаты общин – срок нахождения в парламенте сократился с 7ми до 5ти лет. Реформа была осуществлена в 1911 году.

2. В том же году была проведена реформа палаты лордов – их полномочия в финансовых вопросах были значительно сокращены и переданы в палату общин. Произошло это следующим образом: в 1911 году случился парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил данный кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

В конце первого десятилетия XX века обострилась проблема Ирландии. В 1912 году было принято т.н. “home rule”, по которому Ирландия делится на две части – Северная остается в составе Великобритании, остальные же графства получают статус доминиона (владения – независимого государства в составе Британской империи). Данный законопроект вступил в силу в 1914 году после Первой мировой войны.

Внешняя политика

В 1904 ᴦ. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 ᴦ. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

Основные направления внешней политики:

1. конец политики ʼʼблестящей изоляцииʼʼ - заключен военно-политический договор с Японией в 1902 ᴦ., предусматривавший следующее:

Нейтралитет в случае нападения одного противника, при 2х и более противниках – оказание военной помощи

Разделœение сфер влияния в Китае

Признание особых интересов Японии в Корее

Договор был направлен против Германии, США и России.

2. В 1904 году – англо-французское соглашение, т.н. ʼʼСердечное согласиеʼʼ (Антанта). Были поделœены сферы влияния: Франция получила Марокко, Восточный Сиам, Мадагаскар.
Размещено на реф.рф
Великобритания получила Египет, Западный Сиам, Ньюфаундленд.

3. 1907 год – англо-русское соглашение о разделœе Ирана и Афганистана (под протекторатом ВБ). Таким образом три страны оказались объединœены мирными соглашениями (франко-русское соглашение было заключено еще в 1892 году).

4. англо-бурская война в Африке 1899-1902 гᴦ. Англичане одержали победу, территории были взяты под контроль.

5. 1900-1901 гᴦ. Интервенция в Китае – подавление национально-освободительного движения. Англия принимала также участие в подавлении революции в Иране (1905-1911).

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной.

Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, в связи с этим она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, в связи с этим уже в 1916 году была объявлена всœеобщая военная мобилизация.

Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале 1920-х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Кое-что еще по этой теме (внешняя политика) можно почитать здесь: http://www.referat.ru/referats/view/22920

Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Великобритания в начале 20 в.: основные направления внутренней и внешней политики." 2017, 2018.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

Экономическое развитие

В 50-70-х гг. экономические позиции Англии в мире были прочны, как никогда. В последующие десятилетия рост промышленного производства продолжался, но значительно медленнее. По темпам развития английская промышленность отстала от американской и германской. Причина этого отставания заключалась в том, что фабричное оборудование, установленное еще в середине XIX в., устарело. Для его обновления требовались крупные капиталы, но банкам было выгоднее вкладывать деньги в другие страны, чем в национальную экономику. В результате Англия перестала быть «фабрикой мира» и в начале XX в. по объему промышленного производства оказалась на третьем месте - после США и Германии.

Как и в других европейских странах, к началу XX в. в Англии возник ряд крупных монополий: трест Виккерса и Армстронга в военном производстве, табачный и соляной тресты и др. Всего их насчитывалось около 60.

Сельское хозяйство в конце XIX в. переживало кризис, вызванный ввозом дешевого американского зерна и падением цен на местную сельскохозяйственную продукцию. Землевладельцам пришлось сократить посевные площади, а многие фермеры вообще разорились.

Несмотря на утрату промышленного первенства и сельскохозяйственный кризис, Англия оставалась одной из богатейших стран мира. Она владела громадными капиталами, имела самый большой флот, господствовала на морских путях, оставалась крупнейшей колониальной державой.

Политический строй

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809-1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Внутренняя политика либералов и консерваторов

Правящие круги ощущали сильное давление со стороны рабочего класса и мелкой буржуазии, которые добивались улучшения экономического положения и расширения политических прав. Чтобы не допустить больших потрясений и сохранить власть, либералы и консерваторы вынуждены были провести ряд реформ.

В результате их осуществления намного увеличилось число избирателей, хотя права голоса не получили женщины и бедняки-мужчины (до 1918 г.). Было подтверждено право трудящихся на забастовки. С 1911 г. рабочим стали выплачивать пособия по болезни, инвалидности и безработице.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Внешняя и колониальная политика

Лидеры и консерваторы и либералы стремились к расширению Британской империи (так с 70-х гг. XIX в. называлась Великобритания вместе с колониями).

Один из наиболее убежденных сторонников расширения империи (они называли себя империалистами) Сесил Роде заявил: «Как жаль, что мы не можем добраться до звезд... Я бы аннексировал (т. е. захватил) планеты, если бы смог».

В Северной Африке Англия оккупировала Египет и захватила Судан. В Южной Африке главной целью англичан был захват республик Трансвааля и Оранжевой, основанных потомками голландских переселенцев - бурами. В результате англо-бурской войны (1899-1902) 250-тысячная армия англичан одержала победу, и бурские республики стали английскими колониями. В Азии Англия оккупировала Верхнюю Бирму, Малайский полуостров, укрепила позиции в Китае. Войны англичан сопровождались безжалостным истреблением местных жителей, оказывавших колонизаторам упорное сопротивление.

Накануне первой мировой войны Британская империя занимала территорию в 35 млн кв. км с населением свыше 400 млн человек, что составляло более пятой части площади земной суши и четвертую часть населения мира. (Вдумайтесь в эти цифры и сделайте выводы.)

Эксплуатация колоний давала Англии огромные прибыли, позволявшие повышать заработную плату рабочим и тем самым смягчать политическую напряженность. С. Роде прямо говорил: «Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».

Колониальные захваты приводили к столкновению Англии с другими странами, тоже стремившимися захватить побольше чужих земель. Самым серьезным противником англичан становилась Германия. Это вынудило английское правительство заключить союзные договоры с Францией и Россией.

Профсоюзы. Образование Лейбористской партии

Экономические возможности предпринимателей и государства позволили повысить материальное благосостояние значительной части населения Англии. Заработная плата за период с 1840 по 1900 г. возросла на 50%, улучшились жилищные условия и питание населения. Но богатства были распределены крайне неравномерно. Сохранилась, хоть и в меньших размерах, чем прежде, нищета, не исчезла безработица. У половины лондонских рабочих не было денег даже на достойные похороны. Сотни тысяч англичан в поисках лучшей жизни уплывали за океан.

Все это создавало почву для рабочего движения, роста численности и влияния профсоюзов. В 1868 г. была основана самая массовая профсоюзная организация - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), существующая до наших дней. В нее входили высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. БКТ мирным путем добивался от предпринимателей повышения оплаты труда и сокращения рабочего времени, а от парламента - принятия законов в пользу рабочих.

В 1900 г. по инициативе БКТ была основана первая (после чартистской) массовая политическая организация рабочих - Лейбористская (т. е. рабочая) партия. В нее вошли не только рабочие, но и представители мелкой буржуазии и интеллигенции, игравшие в партии руководящую роль. Лейбористская партия и сегодня является влиятельной политической силой. Тогда она объявила себя защитницей интересов рабочих и направила главные усилия на завоевание мест в парламенте и проведение мирных реформ. В начале XX в. ее численность достигла 1 млн человек.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

В 1880 г. ирландские арендаторы впервые применили как способ борьбы за улучшение своего положения бойкот (неповиновение, прекращение работы) в отношении управляющего англичанина Бойкота. С тех пор это слово получило широкое распространение.

Английский генерал Реглан погиб от холеры в Крыму во время войны 1853-1856 гг. Его именем назван фасон пальто, в котором рукава составляют одно целое с плечом. Генерал носил именно такое пальто, так как оно не причиняло боли его ране.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Великобритания во второй половине ХХ - начале XXI века

Предыстория

Великобритания как один из важнейших участников антигитлеровской коалиции вышла из Второй мировой войны победителем. При этом в ходе войны она понесла значительные потери - как человеческие, так и материальные. На момент окончания войны Великобритания имела внушительный внешний долг.

События

1947-1948 гг. - начало деколонизации Британской империи. В эти два года независимость получили Индия и Бирма. Независимыми государствами большинство британских колоний в Африке, Карибском бассейне и Океании стало в 1950-80-е годы. Многие из них при этом признают главой государства британского монарха и имеют статус королевств Содружества; такой же статус имеют Канада и Австралия.

1956-1957 гг. - Суэцкий кризис. Суэцкий канал, находившийся на территории Египта, формально не было его собственностью, так как некогда египетская доля была выкуплена Великобританией. Он был крайне важен для британской экономики. В 1956 г. правительство Египта заявило о национализации канала. Великобритания, Франция и Израиль договорились о совместных военных действиях и атаковали Египет. Это вызвало резкую критику со стороны США, традиционного союзника Великобритании, а СССР пригрозил противникам Египта ракетными ударами. В итоге Великобритания была вынуждена отозвать войска. Суэцкий кризис повредил имиджу британских властей и продемонстрировал зависимость Великобритании во внешней политике от позиции США.

1969-1972 гг. - эскалация конфликта в Северной Ирландии). В то время как государство Ирландия с 1949 стала окончательно независимым от Великобритании, выйдя из состава Содружества, Северная Ирландия (также называемая Ольстер) оставалась частью Великобритании. В этноконфессиональном плане население Северное Ирландии является смешанным, там многочисленны и британцы-протестанты, и ирландцы-католики. Конфликты между ними случались и в 1950-60-е годы, но на новый уровень они перешли после того, как Британия перебросила на остров дополнительные войска для устранения беспорядков. Британцам противостояла Ирландская республиканская армия, задачей-максимум которой являлось включение Ольстера в состав Ирландии. Конфликт сопровождался многочисленными террористическими актами, которые организовывали радикалы с обеих сторон. Стороны заключили мир лишь в 1998 году, однако мир этот не является достаточно прочным и по сегодняшний день.

1979-1990 гг. - Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании от Консервативной партии. В периоде ее премьерства:
. в рамках оптимизации государственных расходов сокращалась финансовая поддержка депрессивных регионов, образования, ЖКХ и других социальных сфер;
. государственные предприятия активно приватизировались;
. была ограничена деятельность профсоюзов;
. был введен крайне непопулярный подушный коммунальный налог.

В целом политика Тэтчер нередко давала положительный экономический эффект, но вызывала ненависть миллионов британцев, в первую очередь рабочих и представителей наименее обеспеченных слоев населения. В 1990 году она была смещена с должности коллегами по партии, опасавшимися, что из-за политики Тэтчер партия консерваторов теряет популярность (см. РИА Новости).

1982 г. - Фолклендская война. Расположенные у побережья Южной Америки Фолклендские острова принадлежали Великобритании. Весной 1982 г. Фолкленды были захвачены Аргентиной, но в результате военной операции возвращены Британией. Война привела к падению военной хунты в Аргентине и укрепила престиж правительства Тэтчер.

2005 г. - террористическая атака в Лондоне. Группа исламистов-смертников одновременно привела в действие четыре взрывных устройства в лондонском общественном транспорте. Взрывы привели к многочисленным жертвам и связаны с антитеррористической политикой Великобритании, проводимой совместно с США.

Заключение

Во второй половине XX века Великобритания утратила статус колониальной империи, и ей пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Тем не менее, такие факторы, как стабильная политическая система, складывавшаяся веками, развитая промышленность и др., позволили Великобритании избежать серьезных потрясений.

Конспект

На первых по окончании Второй мировой войны выборах победил ставленник лейбористской партии - Клемент Эттли . Консерваторы, руководившие страной в период войны, во главе с Уинстоном Черчиллем потерпели тяжелое поражение. Именно Эттли представлял Великобританию на Потсдамской конференции союзников.

В послевоенное время общество Великобритании переживало не лучшие времена. Великобритания из всех государств Европы, развивалась медленнее всех. Роль ведущей державы постепенно уходила из ее рук.

Рис. 1. Британия после Второй мировой войны ()

Послевоенное правительство Эттли провело ряд социальных реформ. Так, было введено всеобщее бесплатное образование, были приняты законы, направленные на поддержание малоимущих и бедных слоев населения, вводились пенсии по старости. Лейбористами было национализировано здравоохранение - медицинская помощь оказывалась за счет государства. В конце 1940-х гг. была национализирована одна из главных отраслей промышленности - сталелитейная. Затем огосударствлению подверглись транспорт, энергетика, угольная и металлургическая промышленность.

1950-е гг. в истории Великобритании характеризуются дальнейшим подъемом и восстановлением промышленности, подорванной войной. Вернувшийся в 1951 году к власти Черчилль денационализировал ряд производств, но сохранил некоторые социальные блага. В Великобритании 1950-е - начало 1960-х гг. характеризуются периодом своеобразного застоя в экономике и политической жизни. Из-за разрушения колониальной системы промышленность Великобритании долгое время не могла приспособиться к новым условиям. Бывшие «свои» рынки стали теперь «чужими» и свободными. Ко всему прочему Великобритания отгораживалась от создаваемого Европейского Экономического Союза , считая, что такая свободная торговая зона нанесет ещё больший вред ее экономике. Только в 1973 году она стала полноправным членом ЕЭС.

В 1964 году к власти пришло лейбористское правительство Гарольда Вильсона , которое снова национализировало ряд отраслей промышленности и заключило «социальный контракт » с профсоюзами - замораживание тарифов и цен в обмен на отказ от забастовок.

В Великобритании, как и во всем западном мире, начался рост «общества потребления ». 1960-е гг. характеризуются появлением массовой культуры, усилением антивоенных, женских, студенческих и прочих массовых организаций. Именно они стали влиять на политику страны и стали тем новым электоратом, за голоса которого боролись политические партии.

1960-е - годы крушения колониальной системы. Практически все колонии Великобритании получили независимость.

1970-е годы отмечены в истории Великобритании несколькими энергетическими кризисами, постепенным сокращением доли производства в экономике и прочими отрицательными явлениями. В тоже время, в стране наблюдается рост т.н. «белых воротничков » - людей, занимающихся инженерно-технической работой, численность которых превысила количество «синих воротничков » - рабочих.

В 1979 году к власти в Великобритании приходят консерваторы во главе с «железной леди» Маргарет Тэтчер . Являясь сторонницей жесткой экономии, Тэтчер повела войну с профсоюзами, приняв законы о запрете забастовок. Она закрыла нерентабельные предприятия, и в первую очередь угольные шахты, что вызвало массовую безработицу. По стране прокатились массовые акции протеста, которые жестоким образом подавлялись. В стране началась приватизация - т. е. передача в частные руки крупных государственных предприятий. Был введен подушный налог, обязывающий каждого британца, достигшего 18-летнего возраста платить налог, что вызвало возмущение малоимущих слоев общества. Тэтчер являлась ярким представителем течения «социал-дарвинизма », суть которого заключается в следующем - «в обществе выживает сильнейший».

Рис. 3. Маргарет Тэтчер ()

Новый премьер-министр Великобритании консерватор и преемник Тэтчер Джон Мейджор немного ослабил политику своей предшественницы. В 1990-х гг. Великобритания переживала экономический и промышленный спад. Разразившийся в Еврозоне финансовый кризис также не способствовал успехам. Но, несмотря на это, Великобритания оставалась одной из главных капиталистических стран Западной Европы.

В 1997 году премьер-министром стал лейборист Тони Блэр . При нем Великобритания стала все больше обращать внимание на решение противоречий между обществом и крупным бизнесом. Такой курс получил название третий путь . Большое внимание правительство Блэра уделяло вопросам образования, здравоохранения и социальной сфере.

На выборах 2010 года победу одержал консерватор .

Рис. 4. Дэвид Кэмерон ()

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Почему Великобритания, бывшая некогда главной державой мира, после Второй мировой войны уступила это первенство США?
  2. Охарактеризуйте понятие «тэтчеризм». Плюсы и минусы.
  3. Каким направлениям внутренней политики уделяется наибольшее внимание в современной Великобритании?
  1. Академик ().
  2. Интернет-портал Durov.com ().
  3. Интернет-портал Regnum.ru ().

конце XIX века. Англия понесла наиболее длительной и тяжелой кризиса с 1873 г охватила промышленность, сельское хозяйство, торговлю, финансы протяжении 1870-1914 гг она утратила мировую промышленную мо онополию. Общее промышленное производство страны за это время удвоилось (но в мире она выросла в четыре раза). Вместо трети мировой индустриальной продукции (как было раньше) на долю. Англии придется ала теперь лишь седьмая часть. В начале 80-х годов ее обогнали. США, в начале XX в -. Германия. Английские товары потеряли конкурентоспособность в соревновании с немецкими и американскими. Однаими.. Однак

Англия еще занимала первое место в мире по объему вывоза капитала, ее торговый флот оставался мировым перевозчиком (половина американских товаров перевозилась английскими судами). Она имела н мощный военно-морской флот. Английский фунт стерлингов оставался мировой расчетной валютноою.

При власти находились. Либеральная (ветви) или. Консервативная (тори) партии, сменяя друг друга. Либеральная партия во главе с. Уильямом. Бенджамином. Гладстоном и. Консервативная партия во главе с. Дизраэли обстоюва али интересы крупного капитала, кроме того, консерваторы также представляли интересы крупных землевладельцев. Пытаясь привлечь на свою сторону массового избирателя, либералы были вынуждены осуществлять социальную и реформы. Консерваторы основное внимание уделялось внешней политике, хотя и прибегали иногда к ограниченному социальных реформння.

По либеральных правительств. Гладстона был увеличен государственное финансирование начального образования, введена экзамены при поступлении на государственную службу, а также парламентскую реформу: парламентские выборы стали тает емкими, а закон 1884 г расширил круг избирателей. Консерваторы в ответ отменили запрет на забастовку пикеты, уравняли в правах рабочих и предпринимателей перед судом, запретили работать детям до 10 лет тощщо.

Как консерваторы, так и либералы осуществляли активную колониальную политику. Консервативное правительство. Солсбери установил контроль над. Суэцким каналом, направил войска на о. Кипр, вел войну против бурских респ публики -. Трансвааля и. Оранжевой свободного государства, в 60-е годы - против. Афганистана, завершил завоевание. Бирмы,. Малаккского полуострова,. Судана. По либерального правительства. Гладстона был оккупирован. Египет, раз начато войну в. Судане, восторженно. Уганданду.

Колониальная экспансия. Англии стала причиной англо-бурской войны (1899-1902). Буры, потомки голландцев, переселившихся в. Южную. Африку, покорили местное население и более двух десятилетий оказывали оп пор англичанам. Открытие там залежей золота подтолкнули. Англию к подготовке агрессии против буров. Последние, убедившись в непосредственной угрозе их независимости, объявили войну. Англии, однако силы были неравны и 1902 г буры подписали мирный договор, по которому. Трансвааль и. Оранжевое. Свободное государство стали английскими колониями. Впоследствии они были объединены с другими английскими колониями в. Юго-Афр иканський. Союз, ставший английским доминиономоном1.

Буры (африканеры) - самоназвание голландских, французских и немецких колонистов в. Южной. Африке. Центром колониализма в

Южной. Африке была. Папская колония, созданная голландцами во второй половине XVII в. Сюда переселялись также французские гугеноты и выходцы из. Германии. Захватив земли местных африканских племен, бу. Ури создавали в районе мыса. Доброй. Надежды фермы, где активно использовалась рабский труд в первой половине XIX в. Папская колония перешла к. Англии, которая ликвидировала местном самоуправлении буров, в водила английский язык и активно переселяли колонистов из. Англии. После принятия закона 1833 об освобождении рабов в английских колониях бури начали покидать. Капской колонии и захватывать соседние земл и зулусов. В сражениях 1838 ("День. Динг-ана") и 1840г бури нанесли окончательное поражение зулусов, однако создать на их территории свое государство не смогли, поскольку были присоединены англичанами в. Папской кол онии. Буры вытеснили племена. Бечуаны и басуто из бассейна рек. Оранжевая и. Вааль и создали там два государственных образования -. Трансвааль (Южно-Африканская республика) и. Оранжевое (Оранжевое. Свободное государство а), независимость которых признала. Англия в середине XIX в. Летом 1867 на берегу реки. Оранжевая случайно нашли алмазы. Для их добычи начали создаваться акционерные общества, однако вскоре моноп олистом стала компания"Де. Бирс", созданная. С. Родсом, мечтавший о создании системы британских колоний в. Африке - от скверного в. Египет. Лондон активизировал политику в регионе и предложил проект федерации британских колоний и бурских республик для совместных колониальных захватов в. Африке. После отклонение бурами. Англия в 1877 захватила. Трансвааль. У1879-1887pp. Англия нанесла поражение. Зул самом и включила. Зулуленд в состав английской колонии. Наталь. Однако буры. Трансвааля отказались подчиняться англичанам и начали против них вооруженную борьбу. Это заставило. Англию снова признать независимость. Т рансваалю. После того как в. Трансваале были открыты залежи золота,. С. Роде, в то время премьер-министр. Папской колонии, начал активно вмешиваться во внутренние дела. Трансвааля. Иностранные золотодобытчики в. Трансваале ("уитлендеры") не допускали буров к участию в политической жизни республики. Тогда те создали собственную"партию реформ"и установили контакты с. С. Родсом и руководителем английской администрации в. Родезии. Джемс-ном. В декабре 1895 г члены"партии реформ"опубликовали ультимативные требования к правительству. Трансвааля следующий день английский отряд из 500 человек выступил с. Родезии в направлении. Йоганнесб. Урга - центра добычи золота в. Трансваале. Однако в январе 1896 г английских солдат разгромили бурские фермеры в битве при. Крюгенсдорфи. Пленных отправили в. Лондон, где они были осуждены за нарушь ения границ независимого государства. Однако"золото"и"алмазы"все больше привлекали колонизаторов, повлекшее англобурську войну 1899-1902p "алмази" все більше приваблювали колонізаторів, що спричинило англобурську війну 1899-1902pp.

Среди внутренних проблем острой была ирландская. В 60-80-е pp в. Ирландии усилилось национально-освободительное движение. Ирландская буржуазия выдвинула программу самоуправления (гом-рулю) для. Ирландии в предел ах. Британской империи. В. Ирландии началось движение неповиновения. Ирландская фракция в палате общин осуществляла обструкцию деятельности английского парламента. В начале 1886 г либеральный кабинет. Гладстона р озробив умеренный план гомрулю: в. Ирландии создавался местный парламент, но важнейшие вопросы внутренней политики должен решать. Лондон. Однако и такая умеренная уступка натолкнулась в. Англ ее на решительное сопротивление. Даже среди либералов произошел раскол. Правительство. Гладстона ушел в отставку відставку.

Монополизация производства в. Англии приводила к усилению эксплуатации рабочих и обострение социальных проблем. Организатором движения рабочих за улучшение их положения были тред д-юнионы, объединяющие высококвалифицированных рабочих. Усилилась также борьба неорганизованных рабочих (митинги и демонстрации безработных, забастовки рабочих спичечных фабрик, газовых заводе в. Лондон, лондонских докеров). В стране формировался"новый юнионизм"- тред-юнионы низкооплачиваемых, неквалифицированных рабочих 1893 г возникла независимая от тред-юнионов. Рабочая партия, боровшаяся я за избрание в палату общин представителей рабочего классабітничого класу.

Предприниматели решили ослабить влияние тред-юнионов 1900 г во время забастовки на железной дороге долины. Таффи железнодорожная компания подала в суд на железнодорожников, требуя выплаты убытков, которые компания получила от забастовки. Другие компании последовали примеру железнодорожной компании. Тогда по решению. Конгресса тред-юнионов на конференции был учрежден. Комитет рабочего представительства для проведения в парламе. НТУ рабочих депутатов для того, чтобы повлиять на законодательство страны и остановить наступление предпринимателей 1906 г. Комитет был переименован в. Лейбористскую партиипартію.

С целью ослабления социальной напряженности министр экономики. Ллойд. Джордж (правительство либералов) внес в 1909 г законопроект о максимальный возраст выхода на пенсию - 70 лет, введение материальной подт римкы бирж труда безработных, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности. Законопроект был утвержден. Однако социальное маневрирование. Ллойд. Джорджа не дало заметных результатов. Конфликты р обитникив с предпринимателями продолжались: в 1911-1912 гг бастовали шахтеры, докеры, моряки, железнодорожники, которые требовали повышения заработной платы, признания профсоюзов, 8-часового рабочего дно дня.

Не было успокоение и в мятежную. Ирландию. Либеральное правительство, который зависел от голосов ирландских депутатов в палате общин принял законопроект о гомруль. Ирландии, передавал все местные дела п под контроль ирландского парламента (при условии руководства. Лондоном внешней политикой, армией, полицией, финансами, налогами). Противники проекта требовали, чтобы в состав будущей ирландской гос. Авы не входил. Ольстер - северная часть острова, где концентрировались наиболее развитые промышленные центры их сторонники создали в. Ольстере вооруженные отряды, которые поддержала английский реакция. Однако официального ры английских военных частей, которые получили в начале 1914 г приказ отправиться в. Ольстер для наведения там порядка, отказались выполнить приказ. Либеральное правительство пошло на уступки мятежным офицераіцерам.

Первая мировая война фактически стала поводом для отсрочки закона о гомруль

В начале XX века международные позиции. Англии ухудшились. В условиях обострения борьбы империалистов за рынки и колонии был поставлен вопрос об их передел, что грозило прежде всего. Англии как самый йбильший колониальной государстве. Резко ухудшились англо-германские отношения, усилились военно-морское соперничество обоих государств, торговая конкуренция, борьба за колонненії.

К концу XIX. Англия осуществляла политику"блестящей изоляции": руководство страны считало, что противоречия между континентальными государствами острее, чем между. Англией и ее соперниками из. Континентальной ной. Европы. В связи с этим в случае конфликта с. Россией или. Францией. Англия могла рассчитывать на поддержку. Германии или. Австро-Венгрии, а потому она не испытывала нужды связывать себя союзными обязательство занных, которые могут втянуть ее в войну за чужие интересужі інтереси.

Разжигая противоречия между великими державами,. Англия обеспечивала себе свободу действий. Островное положение и мощный морской флот оберег ее территорию от нападения со стороны любого. Необходимость борьбы против своего главного конкурента -. Германии - заставила. Англию отказаться от прежней политики и формировать блоки с другими государствами 1904 г. Англия и. Франция достигли соглашения по основным колониальным х проблем. Франция прекращала противодействие. Англии в колониях, в частности в. Египте, а. Англия признавала за. Францией право на захват. Марокко 1907 г было подписано англо-французское соглашение, получившей название. Ант анти. Англия и. Россия поделили сферы влияния в. Иране,. Афганистане и. Тибете. Это сделало возможным англо-российское сотрудничество против. Германийімеччини.

При наличии франко-английского соглашения, соглашений между. Англией и. Россией завершалось создание англо-франко-русского союза -. Антанты целом. Антанта как военный союз сформировалась лишь во время. Первой св. Витово войни.

© 2024 Helperlife - Строительный портал