Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Красна речь поговоркой ситуация для применения. Пословицы и поговорки: значение и смысл. Пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл

Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда» . Автором их, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое… Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг… Но значение пословиц в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Итак. что же такое пословица?

Методическая разработка внеклассного занятия

«Красна речь пословицами»

Иванова Наталья Валерьевна

Воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ СОШ №77 Санкт-Петербурга

Цели и задачи:

Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.

Развивать устную речь.

Развивать память.

Развивать внимание.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная работа с учащимися.

Пословицы о книгах.

Пословицы о труде.

Пословицы о дружбе.

Пословицы о счастье.

Физминутка.

Чтение и обсуждение произведения.

Пословицы о Родине.

Викторина.

3. Итог занятия.

Оборудование:

Плакаты с пословицами.

Карточки для игры «Ромашка».

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная работа с учащимися.

В. В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Найдите в данных высказываниях (на плакатах): «Красна речь пословицей», «Пословица недаром молвится», на ваш взгляд, главные ключевые слова.

В. Это слово - пословица.

В. Правильно.

Пословица - это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое - то поучение.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

«Чтение - лучшее учение».

В. Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.

В. «Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».

«Книга поможет в труде, выручит в беде».

«Кто много читает, тот много знает».

«Грамоте учиться - всегда пригодится».

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

В. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик - о том, как успешнее собрать урожай, врач - о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель - о том, как учить и воспитывать своих учеников. Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их нужно не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должно бережно относиться к книгам.

Появляется Незнайка.

Н. Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ребята, помогите ответить на вопросы:

Что означает слово «библиотека»?

Что такое «читательский формуляр»?

На чём была написана первая книга?

Игра «Ромашка» (на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких - их авторы, нужно правильно совместить лепестки):

«Волшебник изумрудного города» А.Волков

«Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Толстой

«Дети капитана Гранта» Ж. Верн

«Остров сокровищ» Р. Стивенсон

«Конёк - Горбунок» П. Ершов

Какие пословицы о чтении вы знаете?

«Дерево сильно корнями, а человек - трудом».

Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме.

В. «Без труда мечта мертва».

«Без труда не вынешь рыбку из пруда».

«Без труда ничего не даётся».

«Землю красит солнце, а человека - труд».

«Птица крепнет в полёте, а человек в труде».

«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах».

В. Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. (Объяснение учащихся).

В. Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом

И каждый ломтик хлеба -

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

В. Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - учёба, хорошие крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.

Его работа в глубине, на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его не лёгок и не прост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз).

Мастер, мастер, помоги -

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди -

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник).

«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».

В. Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.

В. «Человек без друга - что земля без воды».

«Человек без друзей, что дерево без корней».

«Друга ищи, а найдёшь - береги».

«Друзья познаются в беде».

«Старый друг лучше новых двух».

«Не тот друг, кто медком мажет, а тот кто правду в глаза скажет».

В. Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга, что земля без воды».

А какие песни о дружбе вы знаете?

Так каким должен быть настоящий друг?

Физминутка.

«Счастье не ищут, а делают».

В. Укажите из представленных пословиц, те которые соответствуют теме.

В. «Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся».

«Счастье без ума - дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь».

В. Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье - в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Чтение и обсуждение.

«Одна у человека родная мать, одна у него Родина».

В. «Родина - мать, умей за неё постоять».

«На чужой сторонушке рад своей воронушке».

«Своя земля и в горести мила».

«Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит».

Викторина пословиц. (Проводит Незнайка).

  1. Итог занятия.

Сегодня мы с вами говорили о пословицах.

Для чего нужны пословицы?

Будете ли вы их использовать?

А теперь попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.

Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!

Оглавление [Показать]

«Красна речь пословицей!» — говорит нам народная мудрость поговорки. Издавна, с незапамятных времён, в русском языке слово «красный» воспринималось как «красивый». Возможно, это произошло из-за любви к красному цвету. На Руси считали, что красный цвет – символ жизни, красоты, здоровья, солнца, любви, энергии, жизненной силы, цвет солнца, символ огня. Считалось — огонь обладает очищающими свойствами. Вот и пошло издревле: «Красна!» Значит красивая. Сейчас «Красна» в значении «красоты» мало употребляется. Но и в нашей жизни мы можем найти такие редкие слова. Например в пословицах, в поговорках… К примеру: «Красная девушка». Это не означает ведь, что она красная, а значит он красивая. Также как пример можно разобрать самую известную площади в России – «Красная площадь». Обозначает «Красивая, богатая.» Ну а теперь к поставленной задаче -«Красна речь пословицей!». Значит красива речь пословицей. Богата речь на пословицы.

  • Красен обед пирогами, река - берегами, сходка - головами.
  • Красен посул, да голоден.
  • Красна баба повоем, а корова удоем.
  • Красна весна, да голодна.
  • Красна весна цветами, осень - снопами.
  • Красна девка до замужества,
  • Красна дорога ездоками, а обед - едоками.
  • Красна пава пером, а жена - нравом.
  • Красна пава перьем, а жена - мужем.
  • Красна птица пением, а человек - умением.
  • Красна птица пером, а человек - умом.
  • Красна река берегами, а обед - пирогами.
  • Красна речь поговоркою.
  • Красна речь с пословицей.
  • Красна речь слушаньем.
  • Красна ягодка, да на вкус горька.
  • Красная девка в хороводе, что маков цвет в огороде.
  • Красненькая ложечка охлебается, и под лавкой наваляется.
  • Красно бранье отдачею.
  • Красно говорит, а слушать нечего.
  • Красно гумно стогами, а стол - пирогами.
  • Красно, да полиняло; умно, да поветшало.
  • Красно лето - зеленый покос.
  • Красно лето - никому не докучило.
  • Красно поле пшеном, а беседа-умом.
  • Красно поле снопами, а гумно - скирдами.
  • Красному яблоку червоточинка не укор.
  • Красны боярские палаты, а у мужиков избы на боку.
  • Красны займы отдачею, а наймы - уплатою.
  • Красны похороны плачем, свадьба - песнями.
  • Красный гроб не для покойника хорош.
  • Красен разговор, да не спор.
  • Красна речь поговоркой.
  • Красна речь пословицей.
  • Красна речь притчею (пословицей).
  • Красна речь умом.
  • Красна речь слушанием.
  • Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
  • Красна сказка складом, а песня - ладом.
  • Красно поле зерном, а беседа - умом.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Красно поле рожью, а речь ложью.
  • Красное дерево редко, красное слово метко.
  • Красное слово всегда впору.
  • Красное слово не ложь.
  • Красное словцо всегда бывает остро.
  • Красное словцо не ложь.
  • Красную речь красно и слушать.
  • Красному утру не верь!
  • Красный день познается утром.
  • Красна ложечка с похлебочкой.
  • Красна ложка едоком, лошадь ездоком.
  • Красна милость и в правде.
  • Красна пава пером, а жена нравом.
  • Краснее красна не нарядишься.
  • Красен человек статью.
  • Красен, как маков цвет, а глуп, как горелый пень.
  • Для красного словца не пощадит (не пожалеет) ни матери, ни отца.

средняя общеобразовательная школа № 000

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

учитель начальных классов

Волгоград 2010

« Красна речь пословицей ».

Цели:

· Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

· Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

· Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

· Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

1 конкурс

Всему свое время

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Маленькое дело











– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то… (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле… (не воин)

— Дело мастера… (боится)

3 конкурс

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

· Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

· Когда … на горе свистнет. (Рак. )

· … рубят – щепки летят. (Лес. )

· Не …, так и не мычи. (Корова. )

· Не плюй в… – пригодится воды напиться. (Колодец. )

· Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс


Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва. Введенская и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г. Хлысталова развитие мл. школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68. Волина играя. – М.: Новая школа, 1994г. Морозова в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г. , Пословицы и поговорки народов Востока.
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г Шорыгина Т. Пословицы и поговорки. Книголюб, 2008

Проекты по теме:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №100

Кировского района г. Волгограда

Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2-4 классов

« Красна речь пословицей».

Работу выполнила:

Шлыкова Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

Волгоград 2010

«Красна речь пословицей».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование. Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО. У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске: Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится. Пословица — всем делам помощница. – Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения? Дети. Пословицы. У. Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится». Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному … в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда … на горе свистнет. (Рак. )

    … рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не …, так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому … – большое плавание. (Кораблю. )

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень . Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова. Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

Список использованной литературы

    Читаем, учимся, играем. 4.2000. Журнал-сборник. Москва.

    Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Москва. Учпедгиз. 1972г.

    Хлысталова А.Н. Литературное развитие мл.школьников средствами фольклора//Начальная школа №1, 1996г.

    Вавилова Н.С. Ещё раз о пословице//Начальная школа №3, 1994г., с.68.

    Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994г.

    Морозова Л.А. Антитеза в пословицах: фольклор как искусство слова. — Выпуск 3,-1975г.

    Г. Л. Пермяков, Пословицы и поговорки народов Востока.
    Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1979 г

    Шорыгина Т. Пословицы и поговорки.Книголюб, 2008

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10 г. Вольска Саратовской области»

Название проекта:

«Красна речь пословицей».

Номинация: Русский язык, литература и жизнь.

Работу выполнили :

учащиеся 6 класса

Малышева Ксения, Туртаева Ольга,

Демчук Анастасия, Чайкина Виктория

Руководитель проекта: Краснопольская

Татьяна Михайловна

2015 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Название проекта : Красна речь пословицей!
  2. Руководитель проекта : Краснопольская Татьяна

Михайловна

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится

Работа по проекту: русский язык, литература,

воспитательная работа.

  1. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта :

Обществознание, история.

  1. Возраст учащихся, на который рассчитан проект : 7- 12 лет.
  2. Тип проекта : информационно-исследовательский
  3. Цели проекта: пополнение активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками; создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся; пополнение знаний о русских пословицах.

8. Задачи проекта : - расширение знаний детей о пословице как фольклорном жанре, о художественных особенностях пословиц;

Развитие творческих способностей учащихся;

Провести иследование «Пословицы в речи учащихся,учителей, родителей», проанализировать, как используются пословицы в современной речи;

Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников.

9. Вопросы проекта:

1) Введение.

2) Основная часть:

  • Из истории пословиц.
  • Тематика и художественные особенности пословиц.
  • Источники пословиц.
  • Исследовательская часть «Пословицы в современной речи».

3) Заключение.

10. Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование.

11. Актуальность проекта : Внимательное, вдумчивое отношение учеников к своей речи должно формироваться, прежде всего, в школе – независимо от среды общения каждого ребенка. Деятельность в рамках проекта поможет пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.

12. Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап . Выбор темы проекта.

2. Организационный этап . Формирование инициативных групп.
Разработка методического, дидактического материала по теме проекта.

3 . Поисково-исследовательский этап . Сбор информации.

4. Аналитический этап . Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности.
Представление продукта: презентация проекта – результатов исследований в рамках проекта на школьном мероприятии к году литературы.

13 . Список использованных информационных ресурсов :

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007.

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина).

4. http://www.poskart.ru/ о пословице.

5. материал о пословицах.

6. http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах и поговорках.

1. Паспорт проекта……………………………………….2-3

2. Краткая аннотация……………………………………...5

3. Введение…………………………………………………..6

4. Основная часть.

  • Раздел 1. Из истории пословиц….……………………..7
  • Раздел 2 . Что же такое пословица? ………………….8
  • Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр.

Тематика и особенности пословиц ………8-9

  • Раздел 4 . Каковы же художественные особенности

Пословицы?.........................................................................9

  • Раздел 5 . Источники пословиц………………………………….9-11
  • Раздел 6 . Пословица в современной речи……………………..11-12

5. Заключение………………………………………………..13

6. Список используемых источников и литературы………………………….………………………..13

7. Приложение…………….………………………………….14

  1. Краткая аннотация.

На уроках русского языка и литературы ученики часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:

Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?

Какая пословица вам больше нравится и почему?

Объясните смысл этого выражения…

Придумайте рассказ по пословице.

Узнайте пословицу по её началу…

Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.

Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.

В сегодняшние времена глобализации и высоких скоростей, больших потоков информации и малого количества времени для принятия решений нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? Сколько пословиц – этих сгустков народной мудрости – знает наизусть каждый из нас?

Мы, ученицы 6 класса, провели исследование по теме «Красна речь пословицей» . Работа стала познавательной и увлекательной для нас самих. Нами был подобран интересный материал о пословицах, их происхождении и значении. В работе проведено исследование: узнать любимые пословицы родителей, друзей, учителей школы. В ходе работы над исследовательским проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня, их необходимо знать и изучать, использовать в своей речи.

Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.

« Что за роскошь,

Что за смысл, какой толк

в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»

А.С.Пушкин

  1. Введение.

Народная мудрость - это опыт, накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, речи, ума. И у каждого народа есть своя сокровищница мудрости. Именно пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости.

Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах.

Что такое пословица? Как зародилась пословица на Руси? Какова её история? В чём особенности русской пословицы? На эти вопросы мы постарались найти ответы.

Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы употребляются чаще? Нужны ли пословицы в нашей жизни?

Все мы - для кого русский язык дорог - несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык - да горами качает!» - говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.

  1. Основная часть.

Раздел 1. Из истории пословиц.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XIIвеков: «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может быть, и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII векам. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.

Раздел 2. Что же такое пословица?

Ответ на этот вопрос можно найти у самого В.И. Даля, который дает чёткое определение этому понятию: «Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Пословица - это обиняк, с приложением к делу, понятый и принятый всеми».

Произведения В.И. Даля пестрят пословицами, поговорками. Собранный Далем обширный материал заставил его сгруппировать пословицы в сборнике по рубрикам, разделам. Эти рубрики нередко объединяют противоположные явления жизни, например: «добро – зло», «радость – горе», «труд – лень»; причем всему дается в пословицах оценка.

Существует немало пословиц о самих пословицах:

«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,

«Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», « Пень не околица, глупая речь не пословица», « Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится».

Как видим, народ высоко ценит пословицу. Ведь пословицы дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях. Пословицы никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.

Раздел 3. Пословица как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц.

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа. Они отражают представление народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, дружбе и т.д.

Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. «Без пословицы не проживешь», - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места.

Например: «Куй железо, пока горячо» - эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время - ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе - ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.

Конечно, многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл , но некоторые потеряли свой прямой смысл и употребляются в переносном значении. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле.

О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Тематика пословиц разнообразна: многие связаны с годичным земледельческим циклом (зимние или осенние пословицы), о семье, о труде, о Родине, о матери, о дружбе, об учении, очень много пословиц о человеческих качествах: есть пословицы про лентяев, про глупцов, про невежд.

Раздел 4 . Каковы же художественные особенности пословицы?

Во-первых, пословицы кратки, в них нет ничего лишнего. Во-вторых, по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения: в них прослеживается правильное чередование ударных и безударных слогов. Почти в каждой пословице есть ритм и рифма, поэтому они легко запоминаются, например:

«Стрелял в журавля, а попал в воробья»,

«Грибов ищут - по лесу рыщут»,

«Красна изба углами, а обед пирогами»,

«Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь».

В-третьих, как уже было сказано, пословица – это образное отражение действительности.

Раздел 5 . Источники пословиц.

Пословицы и поговорки - это жанры народного творчества, восходящие, по мнению ученых, к временам первобытного строя. Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У пословиц и поговорок нет автора. Мы никогда не узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них не обходится ни профессиональная литература, ни публицистика, ни живая разговорная речь. Пословицы и поговорки вобрали в себя мудрость, накопленную веками; опыт десятков поколений. За пословицами и поговорками нужно идти в народ.

Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. "В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».

Вот пример одного поучения солдатам: "Благодарю, ребята! С нами Бог! Ура, ребята, ура! Пуля дура - штык молодец! Береги пулю в дуле на два, на три дня, на целую кампанию! Стреляй редко, да метко! А штыком коли крепко!»

Многие пословицы возникли из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов . Например: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» и многие другие. Некоторые пословицы возникли из церковных книг . Например, изречение из Библии «Господь даде, господь и отья» было переведено на русский: « Бог дал, Бог и взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Многие выражения из произведений наших писателей по краткости и меткости своей стали пословицами. Они перешли в устную речь, например из сказок А.С. Пушкина:

Я там был, мёд, пиво пил -
И усы лишь обмочил.

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Или «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов),

из басен И. А. Крылова:

«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей . Например, выражение «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х.Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков еще не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня.

Раздел 6 . Пословица в современной речи.

Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.

Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?

Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.

Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.

Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?

Учащимся нашего 6 класса была предложена анкета с вопросами:

Ребята наблюдали за речью своих знакомых и близких людей. Полученные данные были нами обработаны, и вот результат.

  1. Моя любимая пословица. Среди любимых пословиц были названы следующие:

«Семь раз отмерь – один раз отрежь»,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» ,

« Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Мы выяснили, что у учеников любимые пословицы и поговорки оказались разными. По тематике чаще других встречались пословицы о труде, о дружбе.

  1. Пословицы в речи моих родителей.

Ученики назвали пословицы, которые звучат в семье: в речи пап, мам, бабушек, дедушек. Как оказалось, чаще всего звучат пословицы о труде:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».

Получается, что и у родителей преобладают пословицы о труде. Самой употребительной в речи родителей была пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

  1. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников.

Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:

Об отношениях между собой: «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;

Для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела»;

Дающие совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

  1. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?

Наблюдения показали, что наши учителя знают много пословиц о пользе учения, чтения, про лентяев и глупцов, про правду и ложь. Самыми частыми являются пословицы об учении и учёбе:

«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,

«Ученье – свет, а неученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».

Почти все учителя произносят народную мудрость: «Повторенье – мать ученья». Эта пословица по частоте употребления – на первом месте

Мы увидели, что родители, учителя знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как пришлось вспоминать те пословицы, что слышали от родителей и на уроках в школе.

Пословицы украшают нашу речь, делают её меткой, яркой, выразительной. Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь: «Тише едешь…», «Не имей сто рублей…»

  1. Заключение .

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. Интересно беседовать с тем, кто выражается метко, мудро, приятно слушать такую богатую речь. Пословицы и поговорки переходили из века в век и, несомненно, ещё пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Такие пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям других столетий. Долгий век пословиц продолжается.

  1. Список используемых источников и литературы.

1. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007

2. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»

3. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Коровина)

4. http://www.poskart.ru/ о пословице

5. http://lubki.net/index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=26 материал о пословицах

6. http://www.coolreferat.com/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8 материал о пословицах

  1. Приложение.


Цели исследования: Что такое пословица? Происхождение русских пословиц. Известные собиратели русских пословиц. Тематика и художественные особенности пословицы. Пословица в современной речи. Нужны ли нам сегодня пословицы? Способы, путиисследования: Работа с теоретическим материалом (учебник, словари, материалы Интернета). Анкета для учащихся 5 в класса (вопросы и задания). Анализ анкетирования, выбор интересного материала. Создание презентации « Красна речь пословицей ». Итоги: ответ на вопрос « Нужны ли нам сегодня пословицы?» Выступление на классной конференции.


Что такое пословица? Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: « без труда не выловишь и рыбку из пруда ». Автором их, как правило, является народ. Кто - то когда - то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что - то свое … Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять « авторские » пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг … Но значение пословиц в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать. Итак. что же такое пословица?












Собирание пословиц началось давно, но рукописные их сборники дошли до нас лишь от XVII в. Первый такой сборник « Повести, или пословицы всенароднейшие по алфавиту ». В него входит около двух тысяч восьмисот текстов из более ранних сборников. Петр I читал рукописные сборники пословиц в начале XVIII в. С середины XVIII в. пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники. Н. Курганов в 1769 г. выпустил книгу « Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие », где поместил около тысячи пословиц.




В 1862 году вышел сборник В. И. Даля « Пословицы русского народа », включавший уже пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике. 4- томный « Толковый словарь живого великорусского языка » (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.


Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В. И. Даля и А. С. Пушкина. В этом немалую роль сыграли работа Даля над словарем и собирание им пословиц. Даль и позднее вспоминал о том, с каким энтузиазмом Пушкин говорил о богатстве русских пословиц. По свидетельствам современников, великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка. Александр Сергеевич и Владимир Иванович не раз делили тяготы нелегких путешествий по дорогам России, ездили по местам пугачевских походов.


ПОСЛОВИЦЫ О ПОСЛОВИЦАХ «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится», «Красна речь пословицей», «Не всякое слово – пословица», «Пень не околица, глупая речь не пословица», «Поговорка - цветочек, пословица – ягодка», «Пословица не на ветер молвится», «Пословица век не сломится» «Пословица да присказка беседу красят»


Пословица как фольклорный жанр Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка. « Без пословицы не проживешь », - сказано народом, и, как всегда, точно и справедливо. Действительно, чем долго рассуждать, лучше сказать меткое словцо, и все сразу становится на свои места. Многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл.




Эта пословица говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время ничего не выйдет. Но с другой стороны, в этой пословице есть и переносный смысл: в ней говорится не столько о самом физическом процессе ковке железа, сколько о всяком деле, которое не терпит отлагательства.


О труде Землю красит солнце, а человека труд. Труд человека кормит, а лень портит. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. О Родине Своя земля и в горсти мила. Всякому мила своя сторона. Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха. О семье При солнышке тепло, при матушке добро. Нет такого дружка, как родная матушка. О дружбе Крепкую дружбу топором не разрубишь. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Старый друг лучше новых двух. О природе и человеке Лето собирает, а зима поедает. Снег на полях – хлеб в закромах. Солнце пригреет, и все поспеет. Мороз не велик, стоять не велит.






Из сказок, преданий, анекдотов: « Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает », « По усам текло, да в рот не попало » Из церковных книг: « Бог дал, Бог и взял » Пословицы литературного происхождения: Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Я там был, мёд, пиво пил - И усы лишь обмочил. « А ларчик просто открывался », « А Васька слушает да ест », « А (да только) воз и ныне там », « У сильного всегда бессильный виноват ». И. А. Крылов А. С. Пушкин


Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи? АНКЕТА 1. Моя любимая пословица. 2. Пословицы в речи моих родителей. 3. Пословицы в речи моих друзей, одноклассников. 4. Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?




Переносное значение 1: Если ничего не предпринимать, ничего не изменится, дело не сдвинется с места. Используется как осуждение бездействия, пассивного образа жизни либо как призыв к активной деятельности. Переносное значение 2: Если вам что - то очень нужно, значит он должно прийти в вашу жизнь. Чтобы оно туда поместилось, нужно свободное пространство. Чтобы появилось пространство, нужно его создать. Чтобы создать пространство, нужны определенные действия. Если вы будете бездействовать (лежать, как камень) пространство не появится. И вы никогда не получите того, что хотите. Под лежачий камень вода не течёт


Н. В. Гоголь: « В них всё есть издевка, насмешка, попрек, словом всё шевелящее и задирающее за живое » А. С. Пушкин: « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Л. Н. Толстой: «… свод глубокой житейской мудрости, которой живет народ » М. Горький: « Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги »



© 2024 Helperlife - Строительный портал