Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Киево-Печерская Лавра: музей-заповедник, монастырь, пещеры. Практическая информация, фото. Мощи Киево-Печерской Лавры. Ближние пещеры Подземная пещера киево печерской лавры

Прп. Антоний Печерский (умер I073 г.) — основатель Лавры. Мощи пребывают под спудом. Причину, по которой они не обретены, указал в своем дневнике 1594 г. немецкий посол Эрих Лясота: «Там, где стоит задний алтарь [самый дальний от входа в пещеры подземный храм ], земля к св. Антонию провалилась. Об этом рассказывают так: св. Антоний, который, как они говорят, был монахом этого монастыря, однажды, созвав всех своих собратий, и напомнивши им некоторые события, и в особенности преподав увещание к братскому единению, простился с ними; когда же прибыл на то место, где стоит этот алтарь, то земля будто бы провалилась между ним и его собратьями и разъединила их. После сего они начали отрывать это место и хотели искать Антония, но вырвался из земли огонь и отогнал их. Когда же они после этого отошли к левой стороне и там начали рыть, то прорвался ток воды столь сильный, что залил бы их, если бы они не остановились. И по сегодняшний день ясно видно, как действовала вода и с какою силою вытекала». Экспликация плана 1638 г. гласит: «Гроб святого отца нашего Антония. И когда отсюда, в годину опустошения, московит хотел взять его святые реликвии, благословенные Божией милостью, то сначала огнем, как и теперь видно, потом водой, от которой доныне остались следы, святой отогнал его». Предисловие печатного издания «Патерика» 1661 г.: «Есть бесчисленное множество святых, мощи которых не явлены. Так и честное тело преподобного отца нашего Антония, который под спудом в земле пребывать изволил... При гробе его происходят различные чудеса, в первую очередь в изгнании бесов. Знаем: не только светом, но и палящим огнем и скорой смертью наказаны были те, кто покушался раскопать гроб его». Но саму кончину прп. Антония «Патерик» 1661 г. изображает иначе, чем Э. Лясота: в книге напечатана гравюрная икона подвижника с клеймами, одно из которых названо «Преставление преподобного отца нашего Антония Печерского Киевского». Старец показан лежащим на одре, окруженном братией. Ныне ход к месту покоя мощей прп. Антония перегорожен кенотафом (символической ракой) с иконой подвижника. Ученые свидетельствуют: «Следы воды и огня видны в ходе за иконой прп. Антония по сей день».

Прп. Агапит врач (умер 1094 г.) имел от Бога дар исцелений и однажды помог избавиться от смертного недуга черниговскому князю Владимиру Мономаху — позже одному из достойнейших обладателей киевского престола.

Прп. Алипий (умер ХI-ХII вв.) был отдан родителями в обучение иконописцам, которые прибыли из Византии в начале 1080-х гг. расписывать Успенский собор Лавры. Когда храм расписали, молодой иконописец принял в Лавре постриг. Подлинный мастер, он стал первым в истории Руси иконописцем, известным по имени. За добродетельную жизнь подвижник был возведен в священнический сан. Однажды у прп. Алипия попросил помощи некий прокаженный. Угодник Божий помазал струпья больного красками для иконописи и преподал ему Святое Причастие, после чего проказа исчезла. Когда два инока утаили от прп. Алипия посланный через них заказ одного мирянина на иконы и присвоили данную наперед плату, а позже солгали заказчику, будто иконописец не хочет исполнить работу, то Сам Господь чудесно изобразил священные лики на чистых иконных досках в келье подвижника. В другой раз, взявшись писать икону для некоего иного мирянина, прп. Алипий неожиданно заболел и не мог продолжать свой труд, но Ангел Божий, явившись в келье иконописца, написал образ в срок. После этого подвижник мирно почил.

Прп. Арефа (умер - рубеж ХII-XIII вв.) упоминается в рассказе «Патерика» о том, как Господь иногда попускает ограбление, дабы избавить человека от сребролюбия. Было время, когда прп. Арефа хранил у себя большое богатство, и при этом отличался такой скупостью, что не хотел тратить средств даже на собственное пропитание и голодал. Однажды келью инока ограбили. Он начал тяжбу со многими из братии, без оснований подозревая их в краже, а также помыслил о самоубийстве. Затем сребролюбца поразила тяжелая болезнь. Будучи при смерти, он увидел, как о его душе спорят Ангелы и демоны. Ангелы молвили: «Когда кто-нибудь дает милостыню, это дорого перед Богом, но сделано по своей воле. А отобранное насильно, если прославишь Господа, становится выше милостыни. Ибо дьявол, совершая подобное, стремится вовлечь человека в хулу, но тот все жертвует Богу, благодаря Его». Услышав это, прп. Арефа прославил Бога, раскаялся в сребролюбии, обрел исцеление и полностью преобразил свою жизнь.

Прп. Афанасий (умер ХII в.) , с погребением которого после кончины вышла задержка, ожил в келье на третий день и молвил братии: «Имейте во всем послушание игумену, и каждый час приносите раскаяние, и молитесь, чтобы преставиться здесь и удостоиться погребения со святыми отцами в пещере». После чего, «удалившись в пещеру, замуровал за собою дверь, и пребывал там двенадцать лет, не говоря никому ничего».

Прп. Варлаам (умер не позже 1074 г.) — один из первых сподвижников прп. Антония и первый настоятель Лавры в сане игумена с момента ухода старца в отдельную пещеру, позже настоятель монастыря св. вмч. Димитрия Солунского в Киеве. Перед кончиной прп. Варлаам завещал, чтобы его тело погребли в Лавре.


Прмчч. Василий и Феодор (умерли - вторая половина 1090-х гг.) почивают мощами в одной раке. Прп. Феодор принял в Лавре монашество после того, как раздал в миру свое богатство нуждающимся. Он жил в Варяжской пещере. Однажды прп. Феодор подумал, что в старости не сможет довольствоваться одной монастырской пищей, и начал жалеть о розданной милостыне. Другой инок, прп. Василий, убедил его не поддаваться подобным помыслам, внушаемым демонами. Когда настоятель отправил прп. Василия из Лавры по какому-то делу, демон, являясь прп. Феодору то наяву в облике друга, то во сне и виде Ангела, показал иноку скрытый к пещере варягами клад и внушил уйти из обители. Но вернувшийся прп. Василий раскрыл обман, и подвижники спрятали сокровище. Молитвой и телесным трудом прп. Феодор одержал победу над демонами, и если они причиняли ему вред в работе, то налагал на них заклятие, заставляя исправить и довершить начатый труд. Затем прп. Феодор, по старости, переселился на поверхность, а прп. Василий стал жить в Варяжской пещере.
Вскоре демон в виде прп. Василия явился Мстиславу, сыну Киевского князя Святополка Изяславича, который был в отъезде, и сказал, что прп. Феодор скрывает от властей найденный клад. Князь велел привести прп. Феодора, но тот, за давностью лет и отсутствием всякого влечения к богатству, не смог вспомнить, где зарыто сокровище. Князь не поверил и начал пытать инока, а позже затребовал к себе прп. Василия. Прп. Василий возразил, что князь обманут демоном, и тоже оказался под пыткой. Во время пытки Мстислав, приняв слишком много вина, пустил в прп. Василия стрелу, а подвижник вынул ее и предрек князю смерть от этой же стрелы. Оба святых почили в темнице и были погребены в Варяжской пещере. Слова прп. Василия сбылись: под 1097 г. Ипатьевская летопись упоминает гибель Мстислава в ходе междоусобиц, от стрелы на стене города Владимира-Волынского. По словам «Патерика», князь, умирая, узнал стрелу. С 1638 г. планы Лавры указывают мощи обоих святых в Ближних пещерах.

Прп. Григорий чудотворец (умер 1093 г.) не раз обращал людей, сделавшихся ворами, к покаянию. Так, однажды, имея в своей келье книги и провидя, что его ухода в храм ждут снаружи грабители, подвижник молился: «Боже мой! Даруй рабам Твоим сон, поскольку устали, служа врагу». Непрошеные гости уснули. На пятый день прп. Григорий разбудил, накормил и отпустил их. Но власти города, узнав о случившемся, схватили воров. Тогда прп. Григорий отдал часть книг в обмен на свободу задержанных, а остальные продал для раздачи милостыни. Воры раскаялись и поступили в число монастырских работников. Когда другие воры обокрали сад при келье прп. Григория, подвижник связал их молитвой, и они простояли на месте два дня, а после стали трудиться при Лавре. В третий раз к прп. Григорию пришли двое и попросили дать что-ни- будь для выкупа их товарища, якобы приговоренного к казни. Провидя, что они лгут, подвижник прослезился и молвил: «Я дам, но все-таки он умрет». Получив в руки последние книги прп. Григория, воры ушли, а ночью вернулись втроем, привалили вход в келью подвижника и начали обкрадывать сад возле нее. Один из грабителей, якобы приговоренный к смерти, влез на дерево и схватился за ветку. Та обломилась. Падая, он зацепился воротом за следующую ветку и задохнулся. Потрясенные, два другие вора остались служить при Лавре. Когда в 1093 г. сын киевского князя Всеволода Ростислав собирался в поход на половцев и решил посетить Лавру, а бывшие при нем слуги стали смеяться над прп. Григорием, вышедшим к Днепру за водой, подвижник призвал их к усердной молитве и объяснил, что во время боя они утонут вместе с князем. Ростислав оскорбился и велел утопить самого прп. Григория, но слово подвижника сбылось.

Прп. Дамиан целебник (умер 1074 г.) имел от Бога дар врачевания, а перед кончиной молился о том, чтобы, как и в земной жизни, не расставаться с любимым наставником — прп. Феодосием. И Ангел Божий в образе прп. Феодосия, явившись у одра прп. Дамиана, обещал, что это желание исполнится. Вскоре к прп. Дамиану пришел сам прп. Феодосий. На просьбу ученика подтвердить все, сказанное прежде, прп. Феодосий, который не знал о видении, но понял, что прп. Дамиан созерцал Ангела, заверил сподвижника в истинности слов, посланных свыше.

Прпп. двенадцать зодчих и иконописцев, воздвигшие и украсившие Успенский собор (умерли на рубеже XII- XIII вв. ) , почивают мощами в одной оштукатуренной крипте. Согласно «Патерику», в 1073 г. из Византии в Лавру прибыли четверо зодчих и поведали, что на родине их собрала в район Влахерны в Константинополе Сама Царица и велела выстроить на Руси храм Пресвятой Богородицы в обители, управляемой прпп. Антонием и Феодосием. Выслушав зодчих, прп. Антоний объяснил, что они видели Саму Пречистую, и вместе с прп. Феодосием благословил начало постройки первой в Лавре каменной церкви. Вскоре после закладки оба подвижника почили. Через десять лет в обитель из Византии прибыли иконописцы. Они рассказали, что в Константинополе их наняли два инока Лавры и что в дороге, узнав нечто новое о размерах храма и сочтя их более крупными, чем казалось при найме, мастера решили вернуться назад, но неведомая сила привела ладью в Киев против течения Днепра. Когда настоятель вынес икону прпп. Антония и Феодосия, гости узнали в ней образ тех, с кем говорили в Константинополе, и поняли, что имели дома видели с почивших подвижников. Расписав Великую церковь Успения, иконописцы, как и воздвигшие ее зодчие, стали иноками Лавры и окончили здесь свои земные дни. Мощи двенадцати зодчих и иконописцев упоминаются в описаниях Ближних пещер с конца XVI в.

Прмч. Евстратий (умер 1097 г.) был пленен при нападении на Лавру половцев в 1096 г. и продан ими в рабство одному крымскому иудею, который за отказ подвижника принять иудаизм распял его на Пасху следующего года, а затем бросил тело мученика и море. С 1638 г. мощи прп. Евстратия отмечены на планах Ближних пещер. Возможно, святыню отыскали благодаря какому-нибудь знамению.

Прп. Еразм (умер ХII в.) пожертвовал большое богатство, которым прежде обладал, на оклады для икон Великой церкви. Однажды, приняв внушаемую демонами мысль, что Господь не именит этой жертвы ему во спасение, прп. Еразм впал в отчаяние и стал жить нерадиво. Но инока постигла тяжелая болезнь, и он имел видение Пресвятой Богородицы, молвившей: «Поскольку ты украсил и возвеличил иконами Мою церковь, то Я прославлю тебя в Царстве Моего Сына... Встань же, любящий покайся и прими постриг в схиму, и через три дня приму тебя чистым к Себе». Больной исцелился, исповедался перед братией, принял схиму и через три дня почил.

Свт. Ефрем, епископ Переяславский (умер на рубеже ХI-ХII вв.) — один из первых сподвижников прп. Антония, еще позже инок одного из монастырей в столице Византии Константинополе, и наконец, епископ города Переяслава на юге Руси (ныне Переяслав - Хмельницкий).

Прп. Иеремия Прозорливый (умер конец XI в.) «помнил Крещение Русской земли» 988 г. По данному от Бога дару прозорливости, прп. Иеремия точно предрекал грядущие события, а если замечал в ком-нибудь греховные помыслы, то втайне обличал боримого ими и призывал к духовному трезвению.

Прпп. Иоанн и Феофил (умер на рубеже ХI-ХII вв.) почивают мощами в одной раке. Как «духовные братья, с юности связанные сердечной любовью, имевшие единомыслие и одинаковые стремления», они попросили прп. Марка, который копал в пещере могилы для усопшей братии, чтобы приготовил им общее место, где позже погребли бы обоих. Спустя время прп. Феофил отлучился по какому-то делу, а его побратим, заболев, почил и был погребен. Вернувшись и увидев, что тело младшего брата лежит выше, чем следует по старшинству, прп. Феофил возроптал на прп. Марка. Тогда прп. Марк молвил усопшему: «Брат! Поднимись и дай место живому собрату, а сам ложись на одре пониже». Покойный встал и лег на нижнее место. Чудо потрясло прп. Феофила, и он до конца земной жизни оплакивал прежнюю гордыню, а перед кончиной был утешен видением Ангела. С конца XVI в. описания Ближних пещер не раз упоминают о пребывании рядом друг с другом мощей двух братьев, имевших желание быть погребенными в одной могиле. «Патерик» называет имя лишь одного из них, прп. Феофила. Имя второго, прп. Иоанна, впервые указано в «Правиле молебном» святым Киево-Печерским 1643 г.

Прп. Иоанн Многострадальный (умер ХI-ХII вв.) , еще проживая в миру, боролся с чувством плотской похоти: налагал на себя строгий пост, бодрствовал по ночам, носил вериги. Не обретя покоя, подвижник отправился к месту пребывания мощей прп. Антония и услышал повеление угодника Божия остаться в пещере. Поселившись здесь, прп. Иоанн прибавил к прежним подвигам воздержания еще и то, что, сняв одежду, укрощал телесные страсти холодом, а однажды в Великий пост выкопал яму себе по плечи, спустился в нее и засыпал себя землей, оставив свободными только руки и голову. Демоны попытались устрашить подвижника видениями, но в самый трудный миг прп. Иоанн, как очищенное в горниле золото, удостоился особого посещения Божия и ощутил свободу от вожделений плоти. Описания Ближних пещер XVI — начала XX вв. отмечают, что мощи прп. Иоанна пребывают в положении стоя и наполовину вкопанными в землю. После революции, в 1919 г., несколько красноармейцев, осматривая пещеры, усомнились в том, что мощи прп. Иоанна хранят устойчивость с древнего времени и едва-не подняли руку на поругание святыни. Вероятно, во избежание подобного впредь, братия Лавры поместила мощи в деревянную раку и установила ее там же, где святыня находилась и ранее.
Прп. Исаакий затворник (умер на рубеже ХI-ХII вв.) провел семь лет в тесном затворе «на четыре локтя» в Ближних пещерах (1062-1069). В конце этого времени инок подвергся нападению демонов, которые явились под видом Христа и Ангелов, а затем поглумились над подвижником. Прп. Исаакий тяжело заболел, был вынесен из затвора и выхожен прпп. Антонием и Феодосием, после чего первым в церковной истории Руси принял на себя подвиг юродства. Достигнув новых духовных высот, подвижник между 1078 и 1088 гг. вернулся в Ближние пещеры. Здесь ему опять явились демоны, теперь уже в безобразном и устрашающем виде, но не могли причинить зла. После 1088 г. прп. Исаакий «разболеся в печере» и был отнесен в наземную усадьбу Лавры, где и почил.

Св. сщмч. Кукша (умер ХII-XIII вв.) прославляется в «Патерике» так: «Всем известно, как он изгонял бесов, и крестил вятичей, и низводил дождь, иссушил озеро, и совершил много чудес. Подвергнув долгому истязанию, его убили вместе с учеником».

Прп. Лаврентий затворник (умер на рубеже ХI-ХII вв.) , перешел из Печерской обители в киевский монастырь св. вмч. Димитрия Солунского и удалился в затвор, от которого в Лавре подвижника отговаривали, помня то, как прп. Исаакий, еще не имея достаточного опыта, подвергся первому нападению демонов в пещерном затворе. Однако, неся подвиг затворничества в обители св. Димитрия, прп. Лаврентий избежал духовного срыва и обрел от Бога дар исцелений. Однажды к затворнику привели бесноватого, которого подвижник, ввиду сильной одержимости больного, не смог исцелить и велел отвести в Лавру, на что устами бесноватого, никогда не бывшего в Печерской обители, демон заговорил: «К кому посылаешь меня? К пещере не смею даже приблизиться из-за положенных в ней святых, а в монастыре опасаюсь лишь тридцати, борясь с остальными». При входе в Лавру больной исцелился.

Прп. Марк Пещерник и Гробокопатель (умер на рубеже ХI-ХII вв.) обитал в одной из пещер Лавры и копал там могилы для усопшей братии. Еще при земной жизни он стяжал дар чудо- творений, и слову подвижника повиновались тела почивших. Был случай, когда прп. Марк, утомившись, оставил одну могилу узкой. В тот же день в Лавре почил инок, которого, за отсутствием другой могилы, погребли в оставленной прп. Марком, но из-за ее тесноты не смогли возлить на тело усопшего елей и возроптали на пещерника. Подвижник попросил прощения и сказал покойному, чтобы тот все исполнил сам. Усопший протянул руку за сосудом С елеем, совершил крестообразное возлияние, отдал сосуд и вновь стал неподвижен. В другой раз, копая могилу и узнав о кончине одного из иноков, прп. Марк велел вслух сказать перед телом, чтобы почивший не уходил в мир иной еще день, ибо место для погребения не готово. Едва но сделали, усопший открыл глаза п прожил, ни с кем не говоря, до тех пор, пока от прп. Марка не пришла весть о готовности могилы. Третье чудо прп. Марка связано с прпп. Феофилом и Иоанном, которые, будучи связаны крепкой духовной дружбой, попросили пещерника приготовить им общую могилу. Когда прп. Феофилу пришлось отлучиться из Лавры, прп. Иоанн почил. Вернувшись и увидев, что тело младшего побратима лежит в могиле на месте старшего, прп. Феофил укорил прп. Марка, а тот попросил усопшего перелечь пониже. Покойный встал и занял другое место.

Прп. Матфей Прозорливый (умер на рубеже ХI-ХII вв.) не раз имел видения о том, как ежечасно и незримо демоны пытаются склонить того или иного из иноков к духовному нерадению, и открывал это братии, дабы все были бдительнее. Так, однажды прп. Матфей видел в церкви во время богослужения демона в облике человека, одетого по-польски и бросающего в иноков цветок. У кого цветок прилипал к одежде, тот терял внимание к молитве и находил предлог уйти их храма, а у кого не прилипал, тот оставался до конца богослужения.

Прп. Моисей Угрин (умер XI в.) до монашества служил у св. князя Бориса (умер 1015 г.), сына св. Владимира, а после мученической кончины своего господина укрылся в Киеве. Когда город временно заняли поляки, втянутые в междоусобицу, в ходе кото-рой был убит св. Борис, юношу увели в плен. В Польше св. Моисея выкупила и склоняла к браку с собой некая знатная молодая вдова, но пленник желал монашества и тайно принял его от одного странствующего инока. Предпринятые вдовой уговоры и пытки не заставили прп. Моисея нарушить иноческие обеты. Тогда по приказу вдовы подвижника оскопили и выбросили из дома. Оправившись от ран, угодник Божий вернулся на Русь и впоследствии стал насельником Лавры.

Прп. Нестор Летописец (умер в начале XII в.) почитается «отцом русской истории» как составитель одной из главных летописей Древней Руси — «Повести временных лет». Его перу принадлежат также «Чтение» о свв. князьях Борисе и Глебе и «Житие» прп. Феодосия Печерского, ставшее литературным шедевром и вошедшее в «Киево-Печерский Патерик». Над мощами при. Нестора укреплена медная позолоченная доска с именем подвижника — дар 1826 г. из Москвы от Общества истории и древностей российских. В тыльной стене аркасолии, где почивают мощи прп. Нестора, есть окно, в раму которого, со стеклом, вставлен лист с молитвой угоднику Божию. За этим окном начинается закрытая для посещения «улица прп. Нестора», где над устьем одной из древних крипт ученые обнаружили в 1978-1979 гг. искусно выполненное граффити: «Въ лето 6658 ископахомъ мест(о) се на поло(жен)ие... и м(ир праху его)».

Прп. Никодим просфорник (умер XII в.) почивает мощами напротив прп. Спиридона, которому был соработником в печении просфор.

Прп. Николай Святоша (умер в 1142 г.) , в миру Святослав Давидович, сын черниговского князя, приняв в 1106 г. постриг в Лавре, первым из князей Руси стал иноком. Подвижник вел строгую жизнь и обрел от Бога дары исцелений и прозорливости.

Прп. Никон игумен (умер в 1088 г.) был одним из первых сподвижников прп. Антония, придя к нему уже «пресвитером и опытным черноризцем», а с 1078 г. и до самой кончины являлся настоятелем Лавры.

Прп. Никон Сухой (умер на рубеже XI-XII вв.) попал в плен к половцам при разорении ими Лавры в 1096 г. Благодаря Бога за свою участь, научающую терпению, подвижник отказался от помощи людей, предлагавших половцам выкуп. Не получи к денег, половцы три года подвергали прп. Никона разным истязаниям, но он продолжал за все славить Бога. По молитвам подвижника, его соузники, заболевшие от голода и других лишений, исцелились, стали невидимы и бежали из плена. Молитвами прп. Никона избавился от тяжелой болезни и его хозяин, чье будущее покаяние было открыто подвижнику свыше. Однажды прп. Никон сказал половцам, что Господь освободит его без выкупа. Решив, что инок готовит побег, хозяин подрезал прп. Никону сухожилия на ногах, но на третий день подвижник исчез на глазах у стражи и появился среди лаврской братии на богослужении в Великой церкви. Во время мира между Русью и половцами бывший хозяин прп. Никона посетил Киев и узнал спасенного узника в Лавре, и принял крещение, и стал иноком и слугою подвижника, прозванного Сухим за иссушенное ранами тело.

Свт. Нифонт, епископ Новгородский (умер 1156 г.) постриженник Лавры, почил в ней во время одного из приездов в Киев. Перед кончиной подвижник удостоился видения прп. Феодосия в алтаре Успенского собора. Погребали архипастыря в Дальних пещерах, но с XVIII в. его мощи отмечаются в Ближних.

Прп. Онисифор (умер XII в.) был «совершенный во всех добродетелях муж», имел от Бога дар прозорливости и принял молитвенное участие в посмертной судьбе одного тяжко грешившего инока, тело которого сначала исторгало нестерпимое зловоние, но затем молитвами братии Лавры, стало благоухать в знак прощения усопшего.

Прп. Пимен Многоболезненный (умер 1110 г.) родился и вырос лежачим больным. Он просил родителей, чтобы ему разрешили стать иноком. Те отказывали, но потом отнесли сына в Лавру, чтобы он исцелился по молитвам братии или принял постриг. Пока братия возносила молитвы о больном, родители, надеясь на его исцеление, не давали постригать сына и постоянно были при нем, а тот, желая остаться в обители, молил Бога об усилении недуга. В одну из ночей к одру больного явились Ангелы под видом настоятеля Лавры с братией и совершили остриг. Прп. Пимен удостоился от Бога дара совершать исцеление других больных, а перед самой кончиной поднялся с одра.

Прп. Пимен Постник (умер XII-XIII вв.) упоминается в «Патерике» после слов о мученической кончине прп. Кукши с учеником: «В один с ними день скончался и Пимен, блаженный постник, предрекший свое преставление за два года, и предвидевший много другого, и исцелявший больных. Он воскликнул посреди церкви: “Кукша, наш брат, был убит на рассвете!” Промолвив это, он почил в один час с упомянутыми святыми». Мощи прп. Пимена почивают напротив мощей прп. Кукши.

Прп. Спиридон просфорник (умер XII в.) богобоязненно пек просфоры и ежедневно прочитывал наизусть всю Псалтирь, а однажды, при пожаре в пекарне, чудесным образом принес для тушения воду из колодца в свернутой рубахе.

Прп. Тит священник (умер на рубеже XII—XIII вв.) упоминается в рассказе «Патерика» о том, как важно помнить Слово Божие: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Прп. Тит имел крепкую дружбу с иеродиаконом Евагрием, но однажды, по козням лукавого, та обернулась сильной вражой, невзирая на которую оба инока дерзали принимать участие в священнодействиях во время богослужений. Когда прп. Тит тяжело заболел, то послал к Евагрию гонцов с мольбой о прощении, но иеродиакон отказал. Видя, что прп. Тит может умереть, братия силой привела Евагрия к больному и требовала примирения. Иеродиакон ответил, что даже в будущей жизни не простит собрата, и вдруг пал бездыханен. В тот же миг прп. Тит исцелился, а затем поведал братии, что во время болезни увидел скорбящих Ангелов и ликующих демонов, и отправил к Евагрию просить прощения, а когда тот был приведен и решительно отказался примириться, явился грозный Ангел с огненным копьем и поразил иеродиакона.

Сведения об отдельных святых, почивающих мощами в Ближних пещерах, но не упомянутых в древних редакциях «Патерика», содержат другие письменные источники, относящие земную кончину этих угодников Божиих к Х-ХII вв.

Св. Илия Муромец — самый известный герой народных былин Руси о богатырях, защищавших родную землю от врагов. В 1594 г. немецкий посол Эрих Лясота, осмотрев в храме Святой Софии в Киеве саркофаг князя Ярослава, отметил: «В другом приделе, с внешней стороны церкви, была гробница Ильи Моровлина; он был знатный герой или, как говорят, богатырь, рассказывают о нем много басен; гробница эта ныне разрушена». Тот же Лясота записал о Ближних пещерах Лавры: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка; говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, от чего и получил такое про¬звище». Описание Ближних пещер в лаврской «Тератургиме» 1638 г. гласит: «Святой монах Илия, которого напрасно люд простой Чобитьком называет». В другом разделе книги читаем о св. Илии: «Про его, однако, рост басня силу свою взяла, так как лежит он в своей пещере, в месте так выработанном узко, что у пего только голову с одной стороны видеть можно, а ноги, пройдя немного земляной стены, которая поперек подалась, ниже осматриваем... Лет пол пяти сотен тому, как святой тот жил». Во второй половине XVII в. Лавра напечатала гравюру с подписью: «Пр(епо)д(о)б. Илия Муромский, иже вселися в пещеру пр(епо) д. Антония в Киеве, идеже доныне нетленен пребывает». В 1701 г. старообрядческий священник Иоанн Лукьянов из Москвы видел в Ближних пещерах «храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая рука изображена крестное знамние». В 1990 г. ученые исследовали мощи св. Илии и констатировали: «Он имел исключительно хорошо развитую мышечную систему, но при этом в детстве страдал заболеванием позвоночника, что даже привело к некоторой функциональной перестройке организма [как тут не вспомнить слова былин о том, что богатырь, начиная с рождения, много лет не мог ходить, пока не был чудесно исцелен? ]. Это выразилось в утолщении костей черепа и увеличении размеров конечностей... Имел несколько регенерированных переломов ребер и правой ключицы, что явно свидетельствовало о его былой ратной славе. Умер преподобный от ранения в область сердца».

Св. мч. Иоанн - согласно «Повести временных лет», был малолетним сыном одного жившего в Киеве варяга (скандинава), исповедовавшего христианство, и пострадал вместе с отцом от язычников, которые хотели принести мальчика в жертву перед идолами, но после отказа роди-теля, открыто объявившего свою веру, в порыве гнева убили обоих. Не называя имен мучеников, «Повесть» завершает рассказ о них словами: «И не свесть никтоже где положиша я». В житийных сборниках рубежа XV- XVI вв. под 12 (25) июля отец и сын названы Феодором и Иоанном. Планы Ближних пещер отмечают мощи св. Иоанна с XVIII в. Историк Евгений Голубинский (1903) полагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям».

Св. праведная княжна Иулиания Ольшанская , чье забытое погребение нашли при копании близ Успенского собора на стыке ХVI-XVII вв. могилы для другой знатной особы, была, согласно оказавшейся на гробе табличке, дочерью князя Георгия Ольшанского и почила шестнадцатилетней девушкой. Князья Ольшанские составляли один из самых известных родов Литвы, бла

Существует несколько мнений о том, когда именно преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер, но большинство ученых относят это событие к 1051 г. И именно эту дату принято считать датой основания Киево-Печерского монастыря.

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 иноков, были устроены новые келии, началась перестройка нынешних Дальних пещер.

При игуменстве преподобного Феодосия в 1060-1062 гг. над Дальними пещерами был построен деревянный монастырь, куда братия и перешла из пещер. Численность ее составляла около 100 человек, что было весьма много даже для греческих монастырей.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х гг. XI в. центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 г., а в Дальних - преподобного Феодосия в 1074 г.

Сейчас древние Антониевы и Феодосиевы пещеры открыты ежедневно с 9.00 утра до 16.00 вечера для всех желающих поклониться святым нетленным мощам преподобных отцов Печерских.

Глубина залегания - 15-20 метров.

Длина лабиринта без примыкающих с юга Варяжских пещер - 293 метра.

На юго-западе пещер устроен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, на северо-востоке - храмы Рождества Христова и прп. Феодосия Печерского, первый южнее второго.

А. Подземная церковь Рождества Христова

Б. Подземная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

В. Подземная церковь преп. Феодосия, игумена Печерского

Г. Место, обозначенное как келья преп. Феодосия на карте 1638 г.

Д. Место, обозначаемое как келья преп. Феодосия с XIX в.

Мощи 49 святых, сопровождаемые табличками с именами и, в большинстве своем, иконами, почивают в 34 деревянных и 2 металлических раках, а также в 13 "затворах" - древних погребальных нишах. Большинство икон - середины XIX в. Мощи в раках покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении.

Протяженность Дальних пещер (без Варяжских) составляет около 300 метров. На территории Дальних пещер находится подземный храм Рождества Христова, подземный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, подземный храм преподобного Феодосия, игумена Печерского.

В Дальних пещерах почивают мощи 49 канонизированных святых (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер). О большинстве из них сведения крайне скудны, иногда известны только имена, писавшиеся на досках, которыми закрывали погребальные локулы. Мощи некоторых преподобных в разное время были перенесены в Ближние пещеры и другие места. Так, в г. в Успенский собор были перенесены мощи первого киевского митрополита Михаила ; мощи преподобной Евфросинии Полоцкой 737 лет пролежавшие в Дальних пещерах, в г. были перенесены в Полоцк . В году из Крестовоздвиженского храма в Благовещенский перенесены мощи священномученика Владимира (Богоявленского) , митрополита Киевского и Галицкого, расстрелянного в году у стен Лавры. В этом же храме с года почивают мощи святителя Павла, митрополита Тобольского , обретенные при восстановлении Успенского собора. Также в Дальних пещерах с 23 октября года - мощи святителя Киевского Филарета (Амфитеатрова), в схиме Феодосия .

В настоящее время Дальние пещеры имеют два входа. Один из них был прорублен около г. из Аннозачатьевского храма: длинная и крутая лестница из притвора спускается к развилке подземной галереи. Налево от нее идет так называемая улица Затворников, а справа расположен вход в Варяжскую пещеру. Есть другой, более пологий спуск в Дальние пещеры - через деревянную галерею с каменной башней над входом, построенную по проекту архитектора Александра Якушкина (в г. он принял в Лавре монашество с именем Арсений и был блюстителем Дальних пещер). По этому спуску можно сразу попасть на центральную подземную улицу Дальних пещер, от которой ответвляются другие ходы. Она ведет от одного входа к другому (из Аннозачатьевского храма), затем поворачивает к улице Затворников, которая выходит к Благовещенской церкви - самому древнему в Печерском монастыре храму.

Подземный Благовещенский храм

Архитектура Благовещенской церкви, основанной около г., в течение последующих столетий неоднократно претерпевала изменения. В первой половине XVIII в. все пещерные храмы были реконструированы. Существующий ныне иконостас византийского стиля с мозаичными иконами сооружен в начале 1990-х годов.

Подземный Рождественский храм

От входа, на север от центральной улицы, идет коридор к другой древней церкви - Рождества Христова, основанной между и гг. Когда увеличилось число братии древнего пещерного монастыря и иноки стали селиться на холме над пещерами, в этой церкви, находящейся ближе к входу, совершалась братская служба. Тогда же более глубокая часть пещер с Благовещенской церковью стала местом захоронения усопших. До наших дней в храме Рождества Христова сохранился чеканный медный иконостас в стиле позднего барокко (конец XIX в).

Подземный храм преподобного Феодосия

В том же участке пещер, несколько далее церкви Рождества Христова, находится храм преподобного Феодосия Печерского. После реконструкции, проведенной в начале XVIII в., он стал самым просторным из пещерных храмов Лавры (высота ок. 3 м). в церкви преподобного Феодосия сохранился барочный иконостас из чеканной меди.

Реставрация Дальних пещер

Первая существенная реставрация Дальних пещер была проведена, вероятно, после землетрясения

– одна из главных и древних святынь Киевской Руси, а сейчас визитная карточка , культурная ценность, включенная в список всемирного наследия Юнеско. Я не буду вдаваться в подробности истории Киево-Печерской Лавры и рассказывать про эту святыню с точки зрения верующих, я расскажу со стороны обычного туриста, который в церкви заходит в основном в экскурсионных целях. В этой статье вы найдете практическую информацию по посещению Киево-Печерской Лавры и ее пещер: краткое описание, стоимость посещения, время работы, как добраться.

Киево-Печерская Лавра: музей заповедник и монастырь

Начну с того, что Киево-Печерская Лавра поделена на две части: музей заповедник и действующий монастырь с пещерами.

Свою историю Лавра начала в 1051 году при Ярославе Мудром. Монастырь был основан монахом Антонием. На данный момент на территории Лавры находится несколько православных действующих храмов, музеи, мужской монастырь.

Верхняя часть Лавры это музей-заповедник. Тут расположены музеи и выставки, многие из которых не имеют никакого отношения к Киево-Печерской Лавре (например, музей микро миниатюр), а так же главный храм Печерской Лавры – Успенский собор, а рядом с ним высокая колокольня.

Нижнюю часть Лавры занимает действующий мужской монастырь и пещеры.

Киево-Печерская Лавра: стоимость посещения

Стоимость посещения нижней части Киево-Печерской Лавры, мужского монастыря, храмов на его территории и пещер бесплатное.

Посещение верхней части Киево-Печерской Лавры, т.е. музея-заповедника платное – 20 грн. Стоимость одинаковая как для взрослых, так и для детей.

Вход на территорию музея заповедника и самостоятельное посещение временных выставок – 40 грн для взрослых и 20 грн для детей.

Подъем на колокольню Успенского собора – 40 грн.

Посещение выставки микро миниатюр – 40 грн для взрослых и 20 грн для детей.

Так же на месте можно купить экскурсию по Киево-Печерской Лавре, продолжительность экскурсии 3 часа.

Стоимость экскурсии на украинском языке в группе – 80 грн с человека.

Стоимость экскурсии на иностранном языке в группе – 100 грн с человека.

Важно: в большие религиозные праздники вход на территорию верхней Лавры бесплатный.

Киевео-Печерская лавра. Время работы

Время работы музея-заповедника Киево-Печерская Лавра: с 9:00 до 19:00

Подъем на колокольню Успенского собора: с 10:00 до 18:30

Посещение пещер с 9:00 до 16:30

Правила посещения, дресскод

На территории монастыря Киево-Печерской лавры следует находиться в подобающей для таких случаев одежде: женщины должны быть в юбках или платьях, которые прикрывают колени и с покрытой головой. Платки и юбки можно взять рядом с входом в пещеры.

В музее-заповеднике Киево-Печерской Лавры для посетителей дресскода нет — можно ходить в любой одежде. При вход в Собор желательно накинуть на голову платок.

Киево-Печерская Лавра. Пещеры

Пещеры находятся на территории монастыря в нижней части Лавры. Когда речь заходит о пещерах многие люди (и я в том числе) представляют себе что-то такое грандиозное, наподобие самых крупных пещер во Вьетнаме или хотя бы таких пещер, как во Таиланде 🙂 На самом деле пещеры Киево-Печерской Лавры это не те пещеры по которым мы привыкли лазить в Азии, или, например, в Крыму.

Пещеры Киево-Печерской Лавры это рукотворные пещеры , представляют собой длинный туннель с кельями, в которых раньше жили монахи. Первым здесь поселился основатель монастыря Антоний. Выкопаны пещеры Киево-Печерской Лавры были почти 1000 лет назад на глубине от 5 до 15 м в холмах на склонах Днепра.

На территории монастыря два пещерных комплекса:

  • Ближние пещеры

Называются они так из-за своего расположения относительно главного храма Киево-Печерской Лавры – Успенского собора. Ближние пещеры, понятное дело ближе к нему, а дальние — дальше 🙂 Между пещерами идет обустроенная дорожка: можно идти по улице вдоль зеленого сада, а можно под навесом.

При входе в пещеры можно купить свечку, что бы освещать себе путь. На самом деле сейчас внутри пещер Киево-Печерской лавры светло (похоже, что на так давно сделали реконструкцию и хорошее освещение), так что вполне можно обойтись без свечей.

Внутри пещер фотографировать запрещено. Идешь себе по длинному коридору, а по бокам в кельях лежат мумии монахов. Мне, не разбирающейся во всех этих делах, ничего не было понятно. Но люди шли и целовали гробики, молились перед иконами.

Важно: летом внутри пещер очень жарко и душно. Я ели дошла, чуть в обморок не упала от духоты …

Рядом с дальними пещерами Храм Рождества Божий Матери. Возле храма много лавочек, где приятно поседеть в тени деревьев и полюбоваться на великолепные киевские пейзажи. Тут же есть Трапезная, где можно пообедать недорого и довольно вкусно.

Киево-Печерская Лавра как добраться

На общественном транспорте

Ближайшая к Лавре станция метро «Арсенальная». Выход в город один. От м. Арсенальная до Лавры можно дойти пешком или подъехать на автобусе №24, маршрутках 470 или 520. Ехать совсем близко. Можно выйти на остановке «Лавра» и осмотреть сперва территорию музея-заповедника Лавра, а потом спуститься к пещерам или выйти на следующей останове «Музей истории Великой отечественной войны» (кстати, там рядом Певческое поле, где часто проходят ).

Я предпочитаю от метро до Лавры пройтись пешком, расстояние всего около километра. При выходе из метро Арсенальная повернуть налево и идти все время прямо до площади Славы, перейти по подземному переходу и по скверу мимо вечного огня дойти до Печерской Лавры.

Так же до Киево-Печерской Лавры доехать можно на троллейбусе №38 от метро «Выдубичи».

Для тех, кто на машине

Нормальной платной организованной парковки возле Лавры нет! Это огромный минус Киева, с парковками у нас беда-беда…Все паркуются на тротуарах или занимают один ряд дороги. Я обычно нахожу место примерно тут: 50.432122, 30.555586, там что-то мини парковки возле административного здания. В выходные дни места есть, в будние – не знаю…

Адрес Киево-Печерской Лавры: ул. Лаврская 9

Официальный сайт Киево-Печерской Лавры: www.kplavra.kiev.ua

Официальный сайт монастыря: www.lavra.ua

Вход в Киево-Печерскую лавру

В Лавру можно попасть через три входа (обозначены на схеме на фото):

  1. Вход в заповедник через Святые врата и Троицкую надвратную церковь (платный)
  2. Верхний вход в монастырь (бесплатный)
  3. Нижний вход в монастырь (бесплатный), придется подниматься в гору

Почти тысячу лет назад днепровскому Вифлеему уготовано было стать духовным началом, из которого выросла Печерская лавра, третий удел Богородицы.

Именно из нее поднялось мощное древо монашества Руси. Здесь, начиная с первых веков после Крещения, покоятся нетленные мощи более сотни святых, стяжавших в этих местах подвигами и трудами небесные венцы. По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.

Люди и пещеры

Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения. Длина Ближних пещер, доступных сегодня для паломничества - 383 м, Дальних - 293 м. В обоих комплексах есть по три подземные церкви с позолоченными иконостасами. Впервые пещеры упоминаются в летописи под 1051 годом.

Со временем маленькие пещерки первых монахов-отшельников были объединены между собой и превратились в составляющую часть огромного комплекса, который сейчас известен как Дальние или Феодосиевы пещеры. А та часть, которую заложил преподобный Антоний, уйдя от братии на другой холм, называется Ближние или Антониевы пещеры. За почти тысячелетнюю историю монастыря в нем подвизались тысячи монахов, но прославлены церковью как святые, прежде всего те, чьи подвиги описаны в древних редакциях Киево-Печерского патерика и чьи мощи остаются нетленными сотни лет. К собору Печерских святых причислены также подвижники, которые при жизни не были насельниками Лавры, но чьи мощи в полном или почти полном виде перенесены из других мест. Иконы и таблички с именами помещены у 122 раки и затвора, из них 73 - в Ближних и 49 - в Дальних пещерах.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу. Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

То, что в Лавре жили не просто монахи, а выдающиеся подвижники, очевидно. Это был духовный институт, где монахи только по обличью, рясе и клобуку - не задерживались. Святые люди Лавры обладали при жизни уникальными способностями, дарами прозорливости, исцеления и многих чудотворений. Те, к мощам которых мы сейчас прикладываемся, были настоящими воинами Христовыми, победителями в схватке с ордой тьмы, в ежедневном подвиге, превышающем человеческие силы и даже понимание. Годами они жили в темноте сырых пещер на одной просфоре и воде, носили на утружденных телах вериги и мечом молитвы отгоняли искушения лукавого. Сама природа тела, грубые «кожаные ризы» полученные при изгнании из рая настолько утончались от таких подвигов, что по милости Божьей они могли духовными очами созерцать своего Творца. Потому и зовутся они богоносные и духоносные отцы.

Печерские хроники

В «Повести временных лет» Нестор Летописец, участвовавший в перезахоронении мощей преподобного Феодосия, описал, как проходил этот обряд. После монастырского совета к Нестору пришел игумен и позвал его в пещеру Феодосия, предупредив, чтоб он не рассказывал братии о том, какая работа им предстоит. Тайно от всех они (предположительно вместе с ними был Марк Гробокопатель) пришли в пещеру и, пропев псалмы, стали копать. И когда уже ударили в било, увидели, как три столба, будто сияющие дуги, передвигаясь, стояли над церковью, где лежал Феодосий. Раскопав мощи преподобного, монахи с удивлением увидели, что суставы в них не распались, а волосы на голове слиплись.

За сотни лет существования Лавры в ее хрониках разного времени описано множество удивительных историй - исцелений от мощей и изгнания бесов. «Святые гробы» на протяжении веков жаждут увидеть паломники со всего света. В ХVI-ХVII веках о них писали многие путешественники. «Уроженец веронский» Александр Гваньини делился в своих записках впечатлениями об огромных подземельях, где находятся гробницы с телами достойных мужей. С не меньшим удивлением о них рассказывал посланник немецкого императора Эрих Лясота, польский историк Станислав Сарницкий и другие просвещенные люди.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Подземное чудо

Археологическая наука в 70-90 годы минувшего века сделала полезное исследование лаврских подземелий. Например, в 70-е годы, когда в Ближних пещерах проводился ремонт и замена электроосвещения, под чугунными плитами пола обнаружили неизвестное раньше захоронение. Находка ученых подтолкнула к масштабному исследованию пещер, в стенах которых нашли по два-три яруса неизвестных раньше захоронений. Сейчас пещеры каждый день проветривают, а когда идет дождь, закрывают, чтобы туда не попадала вода.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и невоцерковленные. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами. Зерна пшеницы, которые прикладывали к мощам, а затем проращивали, отличались от контрольных повышенной всхожестью и ускоренным развитием до 30%. А зерна, облученные дозой радиации в 10 000 рад, побывавшие возле мощей, дали всходы не хуже, чем не облученные и росли быстрее. При проведении сравнительного анализа проб воздуха подземных церквей и воздуха, взятого непосредственно из саркофага с мощами преподобных Агапита и Варлаама, было обнаружено, что окисляемость воздуха в раках с мощами почти в десять раз меньше! Чашки с осемененными микробами, которые пять минут стояли на мощах, снижали число колоний в 6-7 и даже в 10 раз. Более того, отмечалось полное исчезновение наиболее опасных болезнетворных бактерий.

Московский врач и скульптор, сотрудник Бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин провел пластическую реконструкцию внешности выдающихся подвижников, и в результате была создана галерея скульптурных образов Нестора Летописца, Ильи Муромца, врача безмездного Агапита, иконописца Алипия и других. Например, рост былинного богатыря Ильи Муромца - 177 см, который в то время считался высоким. Медэкспертиза установила, что герой преданий обладал развитой мышечной системой, а в конце жизни долгое время страдал от болезни позвоночника. Кроме того, у преподобного были переломы ключицы и ребер, а умер он от проникающего ранения грудной клетки колющим предметом, вероятно, копьем. Многие монахи хворали разными ревматическими заболеваниями, что было следствием длительного пребывания в пещерах. Тела изучали и на предмет выявления антисептических веществ, использующихся при бальзамировании, и ни в одном случае консервирующие компоненты не нашли. А между тем самые древние мощи в Лавре датируются ХI веком.

В труде соборного монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например. «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу, ты послушав святую литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь...И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился. Тотчас же начал славить Бога и благодарить святого Марка Печерского, молитвами которого исцеление принял». Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа по имени Вольский в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». «Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги да так, что там и сдох. Сам же Вольский весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Ночь в пещере

Потрясающий рассказ о лаврских пещерах оставил в своих «Записках» Николай Мотовилов, «служка Божией Матери и преподобного Серафима Саровского». Он рассказал, как ездил на поклонение мощам в Киев и в ночь с 8 на 9 февраля 1835 года сподобился переночевать в келье преподобного Феодосия по разрешению митрополита. Ибо «много пакостей делают бесы ночующим в пещерах, и многие умирали даже от ужаса; почему лаврское начальство и принуждено было воспретить свободное для всякого невозбранное ночеванье в пещерах, как было некогда в давние прежние времена, кроме особых разрешений». Всю ночь до утра паломник не смыкал глаз в пещере и потом вспоминал: «Чувства, испытанные мною, тут были следующие: кроме необыкновенной тишины внутри и явно, и чувственно с головы до ног осенившей и препоясавшей меня благодати Всесвятого Духа Божиего, все стало ходить во мне, то рассыпая, то сбирая во мне всю кровь, то гоня ее из головы в ноги и из ног опять в голову».

После Святого причастия в пещерной церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы «во мне такое поднялось чиханье, что я не помню, сколько десятков, а может быть, и сто раз пришлось мне чихнуть, и с меня как тяжелая гора свалилась такая тяжесть, и мне стало так легко и весело, что я не могу это никаким словом прилично выразить, ибо все будет слабо». После этого по молитвам Богородицы, Печерских чудотворцев ему было явлено от Господа откровение «дивное и великое».

Мне знаком человек, который в истовых поисках Бога объехал все континенты. Он не раз бывал в Африке, Европе, летал в Северную и Южную Америку, искал в Азии. Десять лет он с упоением, переходящим в остервенение, истово искал следы Творца по джунглям, горам, ашрамам и древним индейским капищам. После всех рискованных практик и поисков он остался цел, хотя и не совсем невредим. Однако сказано: пути Господни неисповедимы. Так и путь этого человека, который живет в четырех километрах от Киево-Печерской лавры, лежал к ее вратам через весь земной шар. Когда в унынии он пришел в пещеры и получил помощь от преподобных, с ним случился шок. Теперь каждый раз, выходя из пещер, он повторяет: «Мощи - это мощь!»

Со временем этот искатель с изумлением обнаружил, что Божьи угодники живы духом. Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали просящих, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Современнику, у которого одно горе - от ума, (точнее его захламленности ненужной информацией), а другое - от маловерия, полезно помнить историю, случившуюся однажды с самим начальником Дальних пещер. На Пасху 1463 года при лаврском архимандрите Николе, Дионисий по прозвищу Щепа спустился в пещеры во время пасхальной утрени покадить преподобным. Когда он дошел до места, называемого община, его так переполнила радость, что окуривая кадильницей святые мощи, он в избытке чувств воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня Великий день! Христос воскресе!» И в ответ ему, разорвав тишину подземелья, из гробов громогласно грянули преподобные: «Воистину воскресе!» Благая весть эхом прокатилась по всем пещерам. В страхе и изумлении затрепетало сердце монаха. Это чудо так потрясло Дионисия, что после случившегося он удалился в затвор до конца своих дней. Сейчас его мощи находятся в Дальних пещерах.

Киево-Печерская Лавра, реж. О. Леонтенко, 2006

© 2024 Helperlife - Строительный портал