Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Иван Старов. Архитектура - его жизнь. Значение старов иван егорович в краткой биографической энциклопедии Иван егорович старов биография

СТАРОВ ИВАН ЕГОРОВИЧ

Старов (Иван Егорович, 1743 - 1808) - архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт-Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 г. путешествовал за границей в качестве пенсионера академии и долее всего оставался в Риме. По возвращении своем в Санкт-Петербург, за проект здания для кадетского шляхстского корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов. Важнейшие из произведенных им сооружений - собор в Александро-Невской Лавре (1779 - 1791), Таврический дворец в Санкт-Петербурге (окончен в 1782 г.), собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Демидова, Сиворицы и Пелла, Санкт-Петербургской губернии. А. С-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТАРОВ ИВАН ЕГОРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТАРОВ ИВАН ЕГОРОВИЧ
    (1745-1808) российский архитектор. Представитель классицизма. Таврический дворец (1783-89), Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-90) в …
  • СТАРОВ ИВАН ЕГОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Иван Егорович , русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ …
  • ИВАН в Словаре воровского жаргона:
    - псевдоним главаpя пpеступной …
  • ИВАН в Словаре значений Цыганских имен:
    , Иоган(заимств., муж.) - «божья милость» …
  • ИВАН в Большом энциклопедическом словаре:
    V (1666-96) русский царь (с 1682), сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и неспособный к государственной деятельности, провозглашен царем вместе с …
  • СТАРОВ
    (Иван Егорович, 1743 — 1808) — архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники московского университета, через год переведен из …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ИВАН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИВАН в Энциклопедическом словарике:
    I Калита (до 1296 - 1340), князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (1328 - 31, с 1332). Сын …
  • ИВАН в Энциклопедическом словаре:
    -ДА-МАРЬЯ, иван-да-марьи, ж. Травянистое растение с желтыми цветками и фиолетовыми листками. -ЧАЙ, иван-чая, м. Крупное травянистое растение сем. кипрейных с …
  • СТАРОВ
    СТАР́ОВ Ив. Евг. (1745-1808), архитектор, один из основоположников рус. классицизма. Таврический дворец (1783-89), Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-90) в …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЧЁРНЫЙ, писец при дворе Ивана III, религ. вольнодумец, чл. кружка Ф. Курицына. Ок. 1490 бежал за …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ФЁДОРОВ (ок. 1510-83), основатель книгопечатания в России и Украине, просветитель. В 1564 в Москве совм. с Петром Тимофеевичем Мстиславцем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ПОДКОВА (?-1578), молд. господарь, один из рук. запорожских казаков. Объявил себя братом Ивана Лютого, в 1577 захватил Яссы и …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ЛЮТЫЙ (Грозный) (?-1574), молд. господарь с 1571. Проводил политику централизации, возглавил освободит. войну против тур. ига; в результате измены …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ МОЛОДОЙ (1458-90), сын Ивана III, с 1471 соправитель отца. Был одним из рук. рус. войска во время "стояния …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1554-81), старший сын Ивана IV Грозного. Участник Ливонской войны и опричнины. Убит отцом во время ссоры. Это событие …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН ИВАНОВИЧ (1496 - ок. 1534), последний вел. князь рязанский (с 1500, фактически с 1516). В 1520 посажен Василием III …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АСЕНЬ II, болг. царь в 1218-41. Разбил армию эпирского деспота при Клокотнице (1230). Значительно расширил терр. Второго Болг. царства, …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН АЛЕКСАНДР, болг. царь в 1331-71, из династии Шишмановичей. При нём Второе Болг. царство распалось на 3 части (Добруджа, Видинское …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН VI (1740-64), рос. император (1740-41), правнук Ивана V, сын герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. За младенца правили Э.И. Бирон, затем …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН V (1666-96), рус. царь с 1682, сын царя Алексея Михайловича. Болезненный и не способный к гос. деятельности, провозглашён царём …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН IV Грозный (1530-84), вел. князь московский и "всея Руси" с 1533, первый рус. царь с 1547, из династии Рюриковичей. …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН III (1440-1505), вел. князь владимирский и московский с 1462, "государь всея Руси" с 1478. Сын Василия II. Женат на …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН II Красный (1326-59), вел. князь владимирский и московский с 1354. Сын Ивана I Калиты, брат Семёна Гордого. В 1340-53 …
  • ИВАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АН I Калита (до 1296-1340), вел. князь московский с 1325, вел. князь владимирский в 1328-31 и с 1332. Сын Даниила …
  • СТАРОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Иван Егорович, 1743 ? 1808) ? архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники московского университета, через год переведен из …
  • ИВАН
    Царь, меняющий профессию в …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бой-френд …
  • ИВАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Дурак, а в сказках его все на принцессах …
  • ИВАН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ИВАН в Словаре русского языка Лопатина:
    Ив`ан, -а (имя; о русском человеке; Ив`аны, не п`омнящие …
  • ИВАН
    Иван, (Иванович, …
  • ИВАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Иван, -а (имя; о русском человеке; Иваны, не помнящий …
  • ИВАН в Словаре Даля:
    самое обиходное у нас имя (Иванов, что грибов поганых, переиначенное из Иоанна (коих в году 62), по всей азиатской и …
  • СТАРОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Иван Егорович (1745-1808) , российский архитектор. Представитель классицизма. Таврический дворец (1783-89), Троицкий собор Александро-Невской лавры (1776-90) в …
  • ИВАН
  • ИВАН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    Купала и Иван Купало (И и К прописные), Ивана Купалы (Купала), мн. нет, м. У православных - праздник 24 июня …
  • БУЛЫГИН МАКСИМ ЕГОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Булыгин Максим Егорович (1878 - 1930), священник. Родился 11 ноября 1878 года в …
  • АВВАКУМ (СТАРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аввакум (Старов) (1877 — 1964), схиархимандрит. В миру Старов Димитрий, в монашестве - …
  • ЭНГЕЛЬМАН ИВАН ЕГОРОВИЧ
    Энгельман (Иван Егорович) - известный русский цивилист. Родился в 1832 г. в Митаве, где окончил гимназический курс. В Санкт-Петербургском университете …
  • ЭКК ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Экк (Владимир Егорович, 1818 - 1875) - известный терапевт; в 1833 г. поступил вольнослушателем в медико-хирургической академии, которую и окончил …
  • ЭГГИНК ИВАН ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Эггинк (Иван Егорович, Johann Lebrecht Eggink, 1790 - 1867) - исторический живописец и портретист, уроженец Курляндской губернии; в 1813 - …
  • ЭВЕНИУС АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Эвениус (Александр Егорович, 1795 - 1872) - врач; образование получил в Московском университете и московской медико-хирургической академии; в 1818 г. …
  • ШАШИН АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шашин (Алексей Егорович, родился в 1851 г.) - слепец-миссионер, уроженец Нижегородской губернии. Девятнадцати лет Ш. оставил православие и перешел в …
  • ЧЕРНЫШЕВ ИВАН ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чернышев (Иван Егорович, 1833 - 1863) - драматический артист, драматург, беллетрист. Известность приобрел комедией "Испорченная жизнь", обошедшей все русские сцены …
  • ЧЕРНОВ ВАСИЛИЙ ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чернов (Василий Егорович, родился в 1852 г.) - медик, образование получил в воронежской гимназии и в военно-хирургической академии, курс которой …
  • ЦАБЕЛЬ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цабель (Николай Егорович) - ботаник, родился в 1831 г.; окончил курс в главном педагогическом институте. В 1863 г. магистр ботаники …
  • ХАЛКОЛИВАНОВ ИОАНН ЕГОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Халколиванов (Иоанн Егорович, 1814 - 1882) - духовный писатель, кафедральный протоиерей в Самаре. Сын священника саратовской епархии, Х. получил образование …

, Российская империя

Ива́н Его́рович Старо́в (12 (23) февраля (17450223 ) , Санкт-Петербург - 5 (17) апреля , Санкт-Петербург) - русский архитектор.

Биография

Родился в семье дьякона Московской епархии. В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете , через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту . Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 год путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии художеств , был в Париже , где учился у Ш. де Вайи и в Риме .

По возвращении в Санкт-Петербург за проект здания для кадетского шляхетского корпуса был признан в 1769 году академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен в профессоры. В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. в 1794 году - в адъюнкт-ректоры. В 1772-1774 годах - главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы ».

Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры

  • Жена - Наталья Григорьевна Демидова, дочь Г. А. Демидова ; на её сестре Пульхерии был женат директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов , вместе с «дворянином Никитой Никитичем Демидовым» бывший поручителем на их венчании в церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, «что на Петербургском острову», 30 марта 1771 года.

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре ( -1790 годы), там же надвратная церковь ( -1785 годы);
  • Софийский собор в Софии , близ Царского Села ( -1788 годы , участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище ( -1785 годы)
  • Таврический дворец ( -1788 годы);
  • Князь-Владимирский собор ( -1789 годы , перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785-1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии .

Московская область:

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771-1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Ростов-на-Дону:

церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице , 13 (1786 год)
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе ( -1789 годы)
  • план города Николаева (1790 год)

Беларусь:

  • Дворец Потёмкина в Кричеве (1778-1787)

Память

  • В честь И. Е. Старова названа улица в Николаеве .

Напишите отзыв о статье "Старов, Иван Егорович"

Литература

  • Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л. : Лениздат, 1982. - 191 с.
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1997. - 1021 с. - ISBN 5-289-01585-X .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Воронов В. . - Искусство-Спб, 2008. - 605 с. - ISBN 5210015114 , 9785210015112.

Отрывок, характеризующий Старов, Иван Егорович

Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.

Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов. Знаток истории искусства академик И. Э. Грабарь называл Старова «одним из одареннейших зодчих мира».
Иван Егорович Старов родился 23 февраля 1745 года в Москве в семье дьякона. Для того времени это была весьма культурная среда. Он обучался в школе для детей «духовного чина». Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете. Он стал одним из первых её питомцев.

С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал её директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И. И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.
Впоследствии у Кокоринова и Старова появились родственные связи. Кокоринов женился на старшей дочери богачагорнозаводчика Г. А. Демидова, Пульхерии Григорьевне. Она же была родной сестрой жены Старова, Натальи Григорьевны. Несмотря на значительную разницу в возрасте (восемнадцать лет), отношения зодчих были не только родственными, но и дружескими. После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.
Если даже ограничиться упоминанием только двух имен - Кокоринова и Деламота как архитектурных наставников Старова в Академии художеств, то серьезность его подготовки станет очевидной.

Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу (знак личного дворянства), а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.
По «Уставу Академии художеств», начиная с 1760 года, тех, кто «отлично себя успехами и прилежностью оказали», отправляли на три года «в чужие края». Командированным за границу выплачивали «пенсион»; посланные за рубеж художники и архитекторы назывались пенсионерами. Приказом тогдашнего президента Академии художеств И. И. Шувалова, подписанным 7 января 1762 года, Старова направили во Францию для изучения «славнейших древностей».
Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.

В Париже Старов практиковался у архитектора Шарля де Вайи. Вначале он знакомился с проектами знаменитых зодчих, копируя их. Затем начал проектировать, руководствуясь программой Королевской Академии архитектуры - одного из лучших в Европе высших художественных заведений.
Один из рапортов Старова, относящихся к этому периоду, характеризует его как скромного и требовательного к себе человека, способного критически относиться к собственным произведениям. В 1764 году он сделал по программе академического конкурса проект здания «Коллегии всех наук». Об этой работе он сообщал: «…сии рисунки могут быть лучше моих прежних, однако они гораздо ещё слабы против тех, которые посылаются в Рим на три года от здешней Королевской архитектурной Академии».

В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим «и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии». Впоследствии этот срок сократился до года. В Риме Старов не только тщательно осматривал, но по возможности обмерял и подробно описывал древние сооружения.
В журнале большого собрания членов Академии художеств от 1 сентября 1768 года записано: «Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным». Это означало, что Старову было предоставлено право выполнить проект на соискание звания академика.

Каждый год жизни архитектора теперь был отмечен какой-либо значительной работой. В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект - Сухопутный шляхетский корпус. В течение первых двух лет после возвращения на родину он занимал должность архитектора «при строении» этого здания. Чертежи корпуса не сохранились. В 1772 году Старова определили в «Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачи Комиссии кроме вопросов, связанных с работами в столицах, входило и регулирование строительства в других городах. Здесь Старов вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решаются вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатываются проекты планировки таких древних русских городов, как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж.

В начале и середине 1770х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А. Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П. Г. Демидовых - своих шуринов - в Тайцах и Сиворицах.
В 1778 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений - Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году. Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.
Троицкий собор удивительно гармоничен, и достигнуто это прежде всего соразмерностью купола и колоколен. Башни колоколен, выдвинутые вперед и включенные в «тело» собора, придают его облику со стороны главного фасада величие. Купол же, более высокий, чем башни, но рассчитанный на восприятие издали, лишь уравновешивает композицию, не подавляя её.

С середины 1770х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г. А. Потемкина.
В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783–1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.
Расположение дворца на окраине города продиктовало принцип объемнопространственного решения здания, включающего главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями. Место дворца в структуре города, его широкая обозримость предопределили его план, масштаб, сочетание объемов и архитектурный облик.
Если мощные аккорды высотных композиций Смольного монастыря и АлександроНевской лавры контрастировали с низкими берегами широкой и полноводной Невы, то Таврический дворец как бы усмирял - уравновешивал - взлеты архитектурных масс плавными разворотами крыльев спокойного невысокого здания.
Архитектура Таврического дворца отмечена удивительной гармонией решения фасадов, объемов и плана - качествами, которые присущи только действительно прекрасным произведениям искусства.

В архитектоническом строе Таврического дворца заложена идея силы и мощи русского государства. Величавой торжественностью овеяны интерьеры главного корпуса - Купольный зал и Большая галерея. Единство ордера Купольного зала и Большой галереи делает переход из него в галерею и органичным и эффектным. Общая стоимость материалов и работ по сооружению Конногвардейского дома составляла около трехсот двенадцати тысяч рублей. 13 апреля 1791 года в Конногвардейском доме устроили грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил.

Одна из самых значительных работ Старова 1784–1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.
Строительство сначала шло исключительно быстро. Здание возводилось из лучших материалов, с привлечением опытнейших мастеров. К 1789 году основные корпуса подвели под крышу. В том же году работы в Пелле приостановили. Екатерина II объясняла это начавшейся войной с Турцией.
Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом. Структура пеллинского Дворцового ансамбля распахнута навстречу речным просторам и вместе с тем гостеприимно открыта со стороны дороги, ведущей из столицы, находящейся от него в тридцати девяти километрах.

Главный фасад ансамбля обращен к Неве. Учитывая эффект восприятия с дальней перспективы, Старов разместил невдалеке от берега трехчастную композицию - центральный парадный трехэтажный корпус и два симметричных двухэтажных, выдвинутых вперед и перекрытых куполами на высоких барабанах. Корпуса связаны с центральной частью галереями.
Идея связи с водным пространством материализована Старовым в ансамбле Пеллы сооружением большой пристани, от которой в сторону дворца поднимались широкие марши каменной лестницы. Северный фасад со стороны Невы впечатляет монументальностью и четкой определенностью объемных соотношений. Одноэтажные галереи подчеркивали ритм всех трех частей дворца, который удачно акцентировался лентами балюстрад.
Двенадцать лет, с 1786 по 1798 год, Старов - главный архитектор руководящего архитектурного органа России - «Конторы строений её императорского величества домов и садов». Он возглавляет работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах и в Шепелевском доме.

Интерьеры Зимнего дворца, созданные Ф. Б. Растрелли, к 1780 м годам перестали отвечать изменившимся вкусам. Парадная половина дворца была перестроена в приемах классицизма. К работам привлекли Старова и Кваренги.
Старов работал в Зимнем дворце с 1788 по 1793 год. Он перестраивал северо-западный угловой корпус, обращенный к Неве и в сторону Адмиралтейства. Повидимому, Старову принадлежала новая отделка Портретного и Зеленого залов. Он также переделывал югозападный угловой корпус, где был дворцовый театр.

К Зимнему дворцу примыкал дом обер-гофмаршала Д. А. Шепелева. Он был соединен переходами с Малым и Старым Эрмитажами. В 1795 году Старов создал в Шепелевском доме декоративнохудожественное убранство интерьеров бельэтажа. Отделывал он интерьеры и в Мраморном дворце.

Не однажды Старов выполнял заказы Шереметевых - одной из богатейших аристократических семей. Он исполнил проект дворца Н. П. Шереметева на Никольской улице в Москве (1789–1792) и усадьбы Вознесенское на Неве (1794).
Последние работы Старова - Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.
Несмотря на огромную занятость, Старов всегда тяготел к преподавательской работе. Но отношения с Академией художеств у него были сложными и противоречивыми. Ещё в 1769 году, как написано в постановлении Совета, по собственной инициативе он начал «отправлять в Академии должность адъюнктпрофессора» (помощник профессора). Но вскоре изза большой занятости, а также, как указывают исследователи, в связи с «трениями с академическим руководством» он оставляет преподавательскую деятельность. Лишь в 1785 году, получив звание профессора, Старов возобновляет преподавание в академии. В 1791 году Старов становится членом её Совета. Спустя два года ему пожаловали орден Владимира III степени. В 1794-м его избрали адъюнктректором архитектуры.

О серьезном отношении Старова к преподаванию говорит и его тщательное изучение увражей, рисунков, картин, гравюр, работ старых мастеров и современников. Заметим, что помощником Старова - преподавателя Академии художеств долгие годы был А. Д. Захаров - впоследствии великий зодчий.

Старов был связан с Петербургом не только учением, строительной деятельностью и преподаванием. Он жил во многих частях столицы. Молодой адъюнкт-профессор архитектуры Старов в течение нескольких лет, начиная с 1772 года, вместе с семьей занимал дом на Шестой линии Васильевского острова. Возведенный в 1720–1730х годах дом был двухэтажный, с деревянными службами и небольшим садом. Он принадлежал жене Старова, Наталье Григорьевне Демидовой. С Васильевского острова Старовы переехали на Симеоновскую улицу, в дом, который также входил в приданое Демидовой.

Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке в 1790 и 1791 годах у Старовых родились две дочери - Наталья и Анастасия.
Судьба дочерей Старова обычна для девушек того времени. Они были выданы замуж. Четверо сыновей Старова в какойто степени были причастны к архитектуре, но не унаследовали таланта отца.
В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П. Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.
Скончался архитектор 17 апреля 1808 года.

К северо-востоку от Рузы, близ села Никольское, на одном из живописных холмов расположена чудом уцелевшая жемчужина русской культуры - усадьба князей Гагариных. Из усадьбы открывается взору чрезвычайно живописный вид на Тростенское озеро и прилегающие окрестности. У подножия холма - голубая лента реки Озерны. Просвещенный садовод XVIII века А.Болотов так писал об усадьбе: "... едучи подле большого озера, прилегающего к той горе, на которой был....каменный дом, не мог я положением, всех окружающих оное озеро мест, довольно налюбоваться".

Усадебный ансамбль в Никольском - Гагарине (1774 -1776 гг.) создан выдающимся русским архитектором Иваном Егоровичем Старовым. Проект усадьбы - одна из его ранних работ. Затейливость архитектурной выдумки, пронизанной удаляющимся духом барокко, вызывает какое-то мистическое благоговение. Примечательно, что этот архитектурный комплекс - единственное творение на московской земле. А храм в Никольском-Гагарине - это единственный церковный проект Старова.

Сегодня данный факт мало кто вспоминает и знает, особенно молодое поколение. Но тем не менее, 240 лет великолепие и изящество этой старинной дворянской усадьбы пленяет красотой, незримыми чарами манит подойти и взглянуть поближе.



Рядом с усадебным домом Старов тогда же построил Никольскую церковь - усыпальницу владельцев усадьбы. Она украшена колоннами и по стилю принадлежала будущему периоду русского зодчества-классицизму. Отдельно стоявшая колокольня с возвышенной колоннадой была также сооружена в монументальных формах поднего классицизма. Посетителей имения всегда восхищала ее изысканная архитектурная законченность и красота. К сожалению, колокольню во время войны гитлеровцы уничтожили (1941 г.).


Но в настоящее время колокольня восстановлена.


Надо отметить, что здесь везде в стадии формирования предстает классицизм, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки. Иногда эта монументальная строгость даже предвосхищала ампир, как это было в колокольне.

Специалисты, в частности И.Грабарь, так оценивали работу И.Старова: «Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

Иван Егорович Старов родился в в семье дьякона Московской епархии, обучался в гимназии при Московском университете. Видя необыкновенные способности к изобразительному искусству, его в числе "бедных, но способных учеников" отправляют учиться в Петербург в только что образованную Академию художеств. В Петербурге он близко сошелся с В.И.Баженовым, который и зажег в нем любовь к зодчеству.

За выдающиеся успехи по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования он в качестве пенсионера академии был отправлен за границу. В Париже работал в мастерской известного в Европе зодчего Шарля де Вайи. В Риме молодой художник изучал итальянскую архитектуру, в особенности его интересовали памятники эпохи Ренессанса и античности. За шесть лет Старов основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру.

По возвращении в Россию советом академии художеств он за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. В 1772 году И.Е. Старов назначен главным архитектором в "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". Он разрабатывал проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов.

Усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине является наиболее значительным среди его сохранившихся ранних работ. Главный дом, Никольская церковь и другие постройки, в которых еще доминировали криволинейно-барочные структуры планов и объемов, органично вписывались в подмосковный ландшафт. В целом в этой усадьбе композиционно воплотились разнообразные направления и стили русского зодчества.

Умер И.Е.Старов в Петербурге в 1808 году и погребен на Лазоревском кладбище Александро -Невской лавры.

После смерти Ивана Старова в домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и заметок. Его творчество имело глубоко новаторский характер. Им, как и его современниками - великими зодчими В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым, были выдвинуты те художественные идеи и принципы, которые надолго определили пути развития отечественной архитектуры -русского классицизма.

Память о талантливом русском архитекторе Старове хранят длинный ряд построек в различных местах России: Таврический дворец (1782 г.) собор Александро-Невской лавры (1779-1791 гг.); собор в Софии, близ Царского Села, церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова - Скворицы и Пелла, Петербургской губернии.

Для нас, ружан, старинная дворянская усадьба Никольское-Гагарино творения Ивана Старова - особая гордость: Это не просто памятник раннего русского классицизма. Это история дворянской усадебной культуры Рузского края XVIII века.

Старов Иван Егорович (12.02.1745 г., Петербург – 5.04.1808 г., Петербург) – выдающийся русский архитектор.

Родился в Москве в семье дьякона, первоначально обучался в школе для детей «лиц духовного звания», затем в 1755 г. принят воспитанником в гимназию при Московском университете, через год переведён в гимназию при Петербургской Академии Наук, а в 1758 году поступил в ученики Императорской Академии Художеств, учился у А. Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота. По результатам выпускных экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 г. И. Старов занял первое место по архитектурному классу и удостоен золотой медали, что давало ему право на заграничную поездку для дальнейшего совершенствования и изучения европейской архитектуры.

В качестве пенсионера Академии в 1762-1768 гг. он путешествовал по Европе, в Париже учился у Ш. де Вайи, в Риме изучал античные архитектурные памятники.

По возвращении в Петербург, за первый самостоятельный архитектурный проект – здания для кадетского шляхетского корпуса, И.Е. Старов в 1769 г. удостоен звания академика Академии Художеств, преподавал в Академии.

В 1772–1774 гг. И.Е. Старов назначен главным архитектором «Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы«. Здесь зодчий вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решались вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатывались проекты планировки таких древних русских , как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж. Уже в этот период он проявил себя как архитектор-градорстроитель с ансамблевым мышлением.

В начале 1770-х гг. И.Е. Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. В 1773 гг. он разработал проект одного из лучших своих усадебных ансамблей – Никольское-Гагарино под Москвой.

Апофеозом архитектурной деятельности И.Е. Старова в конце 70-х годов XVIII в стало строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры. Над этим уникальным по своей красоте и величию строением зодчий работал с 1778 по 1790 гг., одновременно ми производилась перепланировка всего ансамбля монастырских сооружений.

В это же время (в 1783–1788 гг.) по заказу Г.А Потемкина архитектор создал свое самое известное творение – Таврический дворец в Петербурге. Это величественное и строгое сооружение стало самым ярким и узнаваемым воплощением архитектурного стиля, созданного И.Е. Старовым и одним из наиболее ярких памятников в истории русской архитектуры. Таврический дворец представлял собой органичное соединение образов городской резиденции и загородной усадьбы. Таврический дворец, на долгие десятилетия стал образцом для подражания. Каждый состоятельный помещик империи старался построить у себя в имении пусть не слишком большой, но утопающий в зелени парка белоснежный дом с колоннами, центр которого отводился под парадные, а флигели – под жилые покои.

С этого времени архитектор много и плодотворно работал для Г.А. Потемкина. И.Е. Старов. Им создано несколько архитектурных усадебных ансамблей в поместьях Г.А. Потемкина. По его поручению в период между 1786–1790 гг. зодчий выполняет масштабные проектно-строительные работы для создававшихся на Юге Российской империи.

Архитектором создан генеральный план застройки Екатеринослава. И.Е. Старов блестяще реализовал идею Г.А. Потемкина построить импозантный столичный город (Потемкин видел Екатеринослав как столицу Новороссии), ничем не уступающий лучшим европейским городам XVIII в. Город распланирован в соответствии с идеологией классицизма – как сеть кварталов правильной геометрической формы. Кроме того, Екатеринослав задумывался как «открытый город». Вместо типичных для средневековья мощных укреплений, город окружала сеть хорошо спланированных бульваров. К сожалению, при жизни архитектора, этот проект так не был реализован.

Особо плодотворной была деятельность И.Е. Старова в Херсоне и Николаеве.

В1881 г. И.Е. Старов создал проект Екатерининского собора для г. Херсона (впоследствии этот храм стал усыпальницей для Г.А. Потемкина), в 1782 г. по его же проекту началось строительство дворца для Г.А. Потемкина. Эти сооружения мыслились архитектором как архитектурная доминанта Херсонской крепости.

Работая в Новороссии, И.Е. Старов фактически создавал архитектурный образ этого края. Он творчески соединял формы строгого классицизма с традициями молдавской народной архитектуры. В результате сооружения, созданные им в Екатеринославе, Херсоне, Николаеве имеют свой оригинальный и неповторимый облик и композицию. К сожалению, архитекторы, работавшие впоследствии в нашем крае, не смогли в должной мере понять, оценить и дать дальнейшее развитие находкам И.Е. Старова. Это одно из свидетельств того, что этот зодчий во много обогнал свое время и остался одним из непонятых и недооцененных гениев в истории отечественной архитектуры.

Особенно выразительно все эти особенности творчества архитектора проявились в его работах, выполненных для г. Николаева. И.Е. Старов прибыл в строящийся г. Николаев весной 1790 г. по приглашению Г.А. Потемкина. Здесь им разработаны основы генерального плана застройки города. В основе проекта – город с регулярной застройкой, включающей правильные прямоугольные кварталы и широкие прямые улицы с домами, выходящими главными фасадами на «красную линию» улиц. Следует отметить, что из всех градостроительных проектов И.Е. Стасова, вероятно, именно николаевский проект оказался реализованным наиболее успешно и последовательно. Архитектором созданы проекты главных зданий, для главной площади города (Магистратской, позднее Соборной) – здания (гауптвахты) и храма св. Григория (с 1801 г. – Николаевский Адмиралтейский собор). Эти здания стали основой ансамбля Магистратской (Соборной) площади, позднее дополненного зданиями городской управы и портовой конторы. Эта площадь, сформировавшаяся в начале ХІХ в., на протяжении столетия была одним из ярких образцов архитектурного ансамбля в стиле классицизма в южноукраинском регионе.

И.Е. Старов создал план застройки селения Богоявленск. Здесь он применил популярный в начале ХІХ в. принцип лучевой планировки улиц, пересекающихся на главной площади города. По проектам архитектора в Богоявленске построен дворец (фактически загородная усадьба) для Г.А. Потемкина, а также храм Богоявления Господня. Запроектировано также строительство дворца для графини А.В. Браницкой (не осуществлен).

Многие проекты, создававшиеся И.Е. Староввым для Г.А. Потемкина так и не были реализованы в связи со смертью последнего в 1791 г. В 1786–1798 гг. И.Е. Старов – главный архитектор «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавлял архитектурные и дизайнерские работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Архитектору пришлось создавать новые интерьеры в Зимнем дворце после пожара 1837 г. С 1800 г. и до своей смерти И.Е. Старов состоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.С восшествием на престол императора Павла I архитектора отстранили от большинства проектов.

Роль И.Е. Старова в отечественной архитектуре, несмотря на признание его заслуг, все еще недостаточно осознана. В его произведениях нашли выражение высшие достижения современной ему культуры классицизма. Своими творческими находками архитектор закладывал основы для многих новаций, получивших развитие в творчестве зодчих последующих поколений. Весь стиль произведений И.Е. Старова, как отмечал историк искусства И. Э. Грабарь, «опередил Россию на целых полвека и кажется принадлежащим 1820-м годам».

















Источники и литература:

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / Сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. – СПб.: Лениздат, 1997.

Кавун М. Зодчий, начертавший Екатеринослав [Электронный ресурс] / М. Кавун. — Режим доступа:http://realnest.com.ua/information/articles/1791.

Воронов В.Г. Иван Старов – главный архитектор эпохи Екатерины Великой / В.Г. Воронов – СПб: Искусство, 2008.

Вергунов А.П. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов М: «Наука», 1988.

Кухар-Онышко Н.А. Богоявленск – колыбель Николаева / Н.А. Кухар-Онышко – Николаев: Изд. Ирины Гудым. 2013.

Кючарианц Д.А. Иван Старов / Д.А. Кючарианц – СПб. : Стройиздат, 1997.

Шквариков В.А. Очерк истории планировки и застройки русских городов / В.А. Шквариков – М. : Стройиздат, 1954.

© 2024 Helperlife - Строительный портал