Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История возникновения столярного дела. История развития обработки древесины, начиная с древних времен до настоящего времени. В наше время

СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.

(Толковый словарь С.И. Ожегова)

На сегодняшний день практически невозможно представить себе современное жилище без изделий из дерева. В большей или меньшей степени, как основной материал интерьера или отдельные, не сразу заметные элементы – древесина присутствует в каждом доме. Красивые оконные рамы, двери, шкафы и столы, вешалки и резные статуэтки – всё это результат работы столяра.

В чём суть профессии столяра?

Столяр – профессия, имеющая достаточно много профилей. К примеру, столяр-мебельщик занимается изготовлением новой, либо реставрацией старой мебели; судовой столяр – делает мебель для судов; строительный – занимается отделкой домов; столяр музыкальных инструментов занимается их изготовлением и ремонтом, выпиливает мелкие детали, контуры и т.п.

Также столяра имеют различные степени квалификации. От элементарных работ, связанных с отбором, заготовкой и сортировкой материалов, которыми занимаются рабочие 1-3-го разрядов, до работ со сложными фигурными изделиями, которые выполняют мастера 6-го разряда.

Для создания изделия высококвалифицированный мастер разрабатывает эскиз либо чертёж самостоятельно, либо изучает предоставленный заказчиком. Затем он подбирает подходящий материал и, с помощью специальных инструментов, превращает его в заготовки для деталей. Из полученных в дальнейшем деталей столяр создаёт готовое изделие.

История столярного дела

Обработка дерева является одним из первых ремесел, которыми овладел человек, а профессия столяра уходит своими корнями глубоко в историю. Зародившись ещё в древнем Египте, столярное мастерство прошло долгий путь развития и совершенствования, запечатлев своими работами стили различных эпох и культур.

Плюсы и минусы профессии столяр

Помимо творческой реализации столяров некоторых направлений, прежде всего, к плюсам хотелось бы отнести прибыльность данной профессии. Так как столярное дело требует определённого навыка, способностей и вложений физического труда, она довольно хорошо оплачивается. По статистике средняя заработная плата столяра на 2013 год составляет от 625 до 1562 у.е. в месяц.

Из минусов, конечно же, стоит выделить условия труда. Высокий уровень шума на производстве, вдыхание деревянной стружки и ядовитых лакокрасочных испарений – далеко не полный список вредных факторов, с которыми придется столкнуться мастеру. Всё это негативно сказывается на здоровье. Однако, такова цена за создание красоты, которая, возможно, сохранится на века.

Что нужно для того, чтобы стать хорошим столяром?

Начать карьеру можно, поступив в профтехучилище или колледж на соответствующую специальность, либо устроившись учеником на предприятие.

Однако, чтобы добиться успеха прежде всего нужно иметь желание «работать руками». Также необходимы: хороший глазомер, пространственное воображение, художественных вкус, чёткая координация движений. Терпение. Умение читать и составлять чертежи. Знать многое о древесине: её свойствах, способах обработки, изготовлении изделий и деталей. И, естественно, желание. Истинное стремление стать лучшим в своём деле, помогут стать высокооплачиваемым и востребованным специалистом.

Эта статья поможет подготовить сочинение, доклад или презентацию о профессии столяра.

Деревообрабатывающие ремесла (ДР) - наиболее древние, возникли в начале человеческой истории вместе с изготовлением примитивных орудий труда. В богатой лесом Беларуси каждую археологическую эпоху дерево, наряду с камнем, костью, позже – железом, было важнейшим материалом для изготовления предметов домашнего обихода, оружия, разнообразных устройств, мебели, транспортных средств.

Целенаправленная деревообработка (выдалбливание, точение, сверление, выжигание, плетение, отсекание, раскалывание, затачивание) известно со времен палеолита. С появлением железных орудий существенно усовершенствовалась технология деревообработки. Во время археологических раскопок на детинца Гродно найдено много деревянных изделий: клепки разной величины от ведер, кадок, бочек, ушатов, маслабоек; днища различных диаметров, резной ковш, точеные миски, чашки, детали кросен, обувные колодки. Вскрыты жилые хозяйственные постройки, 2 уличные мостовые, частоколовые ограждения, деревянные срубы из брусьев и т.д. В зависимости от особенностей ремесленной техники и номенклатуры изделий среди ДР можно выделить плотничество, столярничество, бондарство, искусство изготовления телег, саней, токарное ремесло, изготовление выдолбленной посуды, резьбу по дереву, производство кровельных материалов, изготовление лубяных и плетеных емкостей.

Плотничество - одно из самых древних ремесел, существующих в синхроничном единстве со столярным ремеслом: оба ремесла были целенаправлены на создание жилищных условий и обустройство жилищной среды, каждый плотник, как правило, был хорошим столяром, оба пользовались почти одинаковыми инструментами, разница была только в частоте их применения и специализации производственного процесса. К плотничеству относятся плотничные работы по установке деревянных фундаментов, стен, пола, перегородок, перекрытий (балок, настилов), вспомогательных конструкций (лесов, помостов) и др. Испытанные народными плотниками-зодчими оптимальные формы и решения успешно используются и в настоящее время в деревянных конструкциях общественного и промышленного строительства.

Столярное ремесло - производство разнообразных изделий из дерева - орудий труда (вилы, цепы, грабли, лопаты, сохи, бороны, ступы, ткацкие станки), предметов домашнего обихода (полки, посудники, вешалки), мебели (сундук, буфет, шкаф, диван, кровать, стул, стол), прикладных элементов жилья и хозяйственных построек (двери, оконные рамы). Сегодня пытается оживить традиции свислочский мастер С. Т. Полуэктов .

Бондарство - изготовление посуды из клепок - трапециевидных или овальных (параболическо-округлых) по краям деревянных плашек, стесанных до необходимой толщины. Бондарные изделия можно объединить в несколько следующие групп: посуда для воды и жидких веществ (бочка для подвоза воды, водянка, ведра, баклага, бочонок, кадочка с крышкой, кружка с ручкой); сосуды для хранения сельскохозяйственных продуктов (бочка для зерна, кадушка или кадка, бочонок с одним днищем для квашеных овощей, моченых яблок и др., бочонок двудонный для напитков, полубочонок, кадка с крышкой или сальник для мясных продуктов); посуда для разнообразных домашних нужд (бочонок или бадья для одежды, бук или тренога для вымачивания белья в зольном растворы, лохань для стирки белья и купания, дежа или квашня, подойник, маслобойки, ушат или шайка, лоханка); меры емкости (осьмина, шеснастка, или пудовка, четверть). Традиции бондарства в Понеманье продолжают , .

Искусство изготовления телег, саней – это несколько разнообразных производственных процессов, которые отличались по технологии и ремесленной технике: термомеханическая обработка (распарка) древесины, изготовление кругов, дуг, санных полозьев, экипажей, грузовых саней, колясок, санок, ярм и др. Декоративные экипажи и колеса производит сегодня .

Долбежное ремесло – одно из самых древних среди деревообрабатывающих. Тесло, резец, пешня, скобла, топор, долото, стамеска позволяли сделать колодный улей, кухонный шкаф, долбленка для зерна, фаску или кадку для меда и кваса, солонку (солоницу), корец, корыто, комягу (колоду, корыто) для водопоя, находившихся обычно рядом колодцем, корыто (корытца) для стирки белья, пыланки (полушки, корытца) для провеивания (пылания) обдирной крупы. Определенные элементы долбежного ремесла просматриваются в творчестве народного мастера С. Н. Лещука .

Токарное ремесло тесно связано с резьбой по дереву, токарь и резчик связаны одинаковыми номенклатурными изделиями: посуда столовая - блюда, чаши, миски, ступки, терки, солонки, ковшики, черпаки, ложки; бытовые предметы и принадлежности - подсвечники, вазы, пепельницы, трубки, табакерки, игрушки и др.; прикладные элементы и детали к мебели, экипажей, карнизы, наличники для украшения жилищ, культовых предметов; производственные устройства - самопрялки, веретена, детали для кросен.

Изготовление и плетение из луба, лозы, соломы и камыша различных предметов хозяйственного пользования: коробки для белья, лукошка, колыбели, кувшины, корзины, ящики, гарнцы и т. п., а также украшения (пауки, звездочки).

Производство кровельных материалов - изготовление доски, щепы, гонт.

С эволюцией общества и совершенствованием ремесленной техники углублялась производственная специализация, что обусловило дифференциацию деревообрабатывающих ремесел на относительно самостоятельные производственные занятия. Так, в плотницком деле выделилось изготовление кровельных материалов, строительство мостов, оборонительных объектов, в столярном - изготовление прикладных элементов жилья (окон, дверей и др.), мебели, сельскохозяйственных орудий, в искусстве изготовления саней, телег - производство рабочих повозок, карет, колесное, санное, дуговое ремесло и др. В 17 в. в Беларуси существовало около 30 ремесленных профессий, связанных с обработкой дерева. Уже в XVI веке в городах ремесленники одной или нескольких смежных специальностей образовывали свои корпоративные объединения - братства, или цеха. Например, в Гродно каретники входили с 1570 г. в цех, объединявший кузнецов, котельщиков, мечников, слесарей, а с 1639 г. были созданы самостоятельные цехи указанных ремесел. В 1593 г. организован объединенный цех домников, кровельщиков, каменщиков, гончаров, плотников. В 1699 г. Август II пожаловал грамоту цехам бондарей и плотников. Среди 15 цехов в 1777 г. были цеха плотницкий, бондарский, столярный, ямщицкий. Наиболее распространены деревообрабатывающие ремесла были в сельской местности. В средневековье почти каждая крестьянская семья строила жилье, изготавливала сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, предметы обихода, посуду, простую мебель. Сельские мастера обычно не имели специального помещения; во дворе под навесом стоял верстак, находились простые производственные приспособления и инструменты. Зимой в доме делали посуду, плели лапти, корзины и др. Часть изделий предназначалась для односельчан, жителей соседних деревень или сбывалось на местных ярмарках. Часть сельских ремесленников несла службу при замках, трактах, фольварках и жила отдельными дворами или поселками. Известны службы плотницкая, зодческая, колесная, бондарная и др. Вторая часть сельских мастеров освобождалась от постоянной службы и платила оброк. С развитием капиталистических отношений и оживлением торгово-экономических связей деревообрабатывающие ремесла приобретали форму отходных промыслов. Некоторые мастера-хозяева имели учеников и подсобных рабочих, которых отправляли в соседние деревни ремонтировать телеги, делать бочки, ушаты, кадки, точить веретена и др. Многие плотники и столяры ходили на заработки в отдаленные места. В первой половине XIX в. значительное количество бревен, досок, дубовой клепки, гонт, брусьев, корабельного леса производилась для внешней торговли. По Неману ежегодно вывозились указанные изделия в Ригу, а оттуда - в Англию, Бельгию, Францию, Голландию и др. страны. Социалистическая реконструкция и развитие крупной промышленности привели к сокращению спроса на деревянные изделия мастеров, работающих своими силами, увеличилось количество металлической и стеклянной посуды. В настоящее время деревообрабатывающие ремесла существуют в форме индивидуальной трудовой деятельности как народное умение и вспомогательный промысел в сельскохозяйственном производстве.

Профессия

Дом мастера

Древесина с давних пор широко используется в строительстве как материал, обладающий многими ценными качествами: высокой механической прочностью, низкой теплопроводностью, небольшим объемным весом, легкой обрабатываемостью и гвоздимостью, химической стойкостью к воздействию кислот, солей и масел.

При нормальной эксплуатации конструкции из древесины сохраняются много лет. Примером этого может служить монастырь, построенный из древесины под г. Новгородом в 1198 г. и простоявший до 1941 г. (во время войны был разрушен немецко-фашистскими захватчиками).

Работы, связанные с использованием древесины, делятся на плотничье и столярные . К плотничным относят устройство стен, перегородок, перекрытий стропил, ферм, балок, обрешеток, полов, опалубки и др., а к столярным - изготовление окон, дверей, панелей, мебели.

Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные породы) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород дерева) работы, в зависимости от пород дерева.

История профессии

Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек.

Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет.

Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, колесничников, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов. Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты. (источник: Вейс Г. История материальной культуры: Глава 1. Египтяне, С. 97. Энциклопедия материальной культуры. Герман Вейс, электронная версия).

На протяжении тысячелетий развивалось столярное мастерство. В работе мебельщиков отражалась материальная культура времени, проявлялись производительные силы общества. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (источник: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»), дает следующие определения профессии:

  • СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
  • БЕЛОДЕРЕВЕЦ и БЕЛОДЕРЕВЩИК, – столяр, специалист по изготовлению простых изделий, без полировки, фанеровки.
  • КРАСНОДЕРЕВЕЦ и КРАСНОДЕРЕВЩИК – столяр, специалист по дорогим, сложным изделиям (первонач. по изготовлению мебели из красного дерева).

Россия издревле славилась мастерами-столярами и декоративным убранством жилищ, как ажурной резьбой на фасадах построек, так и многочисленными украшениями на предметах мебели.

Профессия в современности

Столяр – многопрофильная профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.

Столяр работает не только с деревом, а и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).

Токарный станок

Условия труда столяра разнообразны в зависимости от вида выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении - в мастерской или цехе. Рабочее место столяра - чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр закрепляет деревянные заготовки, производит разметку и обработку изделия по имеющемуся чертежу. Способы обработки древесины: пиление отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.

Cтолярный верстак

Столяр по изготовлению художественной мебели работает на различных местах, однако их традиционным рабочим местом является столярный верстак, поскольку на многих стадиях процесса изготовления мебели применяется высококвалифицированный ручной труд .

Мебель - особое произведение искусства. Постоянно находясь в жилище человека, она исподволь формирует вкусы людей. Попав в наш дом, мебель остается там десятки, а порой и сотни лет. Но как часто модные новинки в мебели в течение каких-нибудь нескольких лет безнадежно устаревают, в то время, как действительно художественная мебель не стареет совсем. Поэтому в последнее время все больше появляется мебели, выполненной «под старину» и художественной мебели современных форм.

Рубанки, рашпиль, напильники, ножовка…

Для тонкой и тщательной обработки древесины вручную служит столярный инструмент . Несмотря на развитие современных деревообрабатывающих станков, поточных и автоматических линий, он представляет наиболее широкие возможности для обработки древесины, позволяя производить самые различные операции.

Выдающиеся люди данной профессии

Василий Ворносков

Плоскорельефная резьба по дереву существовала в России еще в IX-X веке. Она называется сейчас абрамцево-кудринской по имени села-усадьбы Абрамцево и соседней с ним деревни Кудрине, где она получила новую жизнь в конце XIX века. У истоков современной абрамцево-кудринской резьбы находилась Е. Д. Поленова - сестра известного русского художника В. Д. Поленова. Она возглавила Абрамцевскую столярную мастерскую, где деревенские мальчики обучались бесплатно три года, а потом по образцам Поленовой делали резные по дереву полочки, шкафчики, кресла, шкатулки, рамки, столы. Самым способным из учеников оказался Василий Ворносков, он создал стиль, который теперь называется ворносковским. Он открыл школу-мастерскую для обучения крестьянских детей в Кудрине. А в 1922 году уговорил возвратившихся с фронта мужиков организовать артель «Возрождение». Появились артели и в других деревнях.

Недалеко от платформы Абрамцево по Ярославской железной дороге; она напоминает высокий древнерусский терем, в городке Хотькове, стоят двухэтажные светлые строения Абрамцевского художественно-промышленного училища, из которого уже многие десятки лет по России растекаются мастера-художники кудринской резьбы.

Уникальные стороны профессии

Важный раздел столярного искусства - умение выбирать материал и правильно его отделать, чтобы изделие приносило эстетическое наслаждение людям. Совершенства мастер достигает далеко не сразу, лишь в результате значительной практики человек начинает хорошо чувствовать дерево, соразмерять силу и направление движения инструмента с твердостью древесины и направление ее волокон.

Профессия столяра способствует развитию эстетического вкуса, воображения и мышления. Формирование психологически важных качеств могут затруднить бедность воображения, неразвитость эстетического вкуса, неуравновешенность и нетерпение, недостаточная степень настойчивости и старательности, малый объем двигательной памяти.

Минусом профессии является высокий уровень шума в помещениях, деревянная стружка и пыль, сильные запахи обрабатывающих растворов (лаки, воск, краски, клеи и др.), а также возможность получения травмы.

Степень востребованности в нашем (своем) регионе

Издавна эта профессия пользуется высоким престижем. Дом современного человека трудно представить без окон, дверей и мебели, а значит всегда будет потребность в плотниках и столярах.

Каждый дом, квартира, магазин и муниципальное здание не обходится без предметов интерьера, мебели, лестниц – из дерева. На самом деле, это не простые деревянные изделия, а большой и кропотливый труд, особенно когда работа выполняется вручную, индивидуально и согласно эксклюзивному дизайну.

Столярное производство – считается одной из самых интересных сфер деятельности человека. Именно здесь из обычного бруска дерева может получиться великолепный предмет. Нас много окружает изделий из различных пород дерева, ведь столярное производство это и двери, и шкаф, и, конечно же, мебель для кухни, спальни, ванной, гардеробной.

Наше столярное производство вот уже на протяжении нескольких лет работает для вас и, сегодня, мы постараемся раскрыть всю сложность, суть и историю технологий деревообработки.

История столярного производства

История возникновения столярного производства уходит в глубокую древность. Изготовление из древесины первоначально было направлено на орудия труда, а затем и предметов домашнего обихода. Данная тенденция возникало повсюду, где развивалась человеческая культура и слагалась оседлая жизнь человеческих общин.

Древесина - материал, который плохо сопротивляется пагубному воздействию времени. Лишь немного памятников этого производства дошло до нас из глубокой древности. Однако, ученым известно о высоком развитии столярного дела еще в древнем Египте, Риме, Греции и Византии. Высокой степени мастерства достигало и столярное ремесло в древней Руси, где оно развивалось параллельно с деревянным зодчеством.

Излюбленным приемом архитектурного оформления мебели у русских мастеров служила резьба и роспись по дереву, часто достигавшие высокой степени технического совершенства и художественной выразительности.

Наряду со столярным ремеслом в России развивались и столярные производства, но и они носили полу-ремесленный характер. Господствовал ручной труд высококвалифицированных столяров. Механизмы находили применение только в операциях, где требовалась сложная механическая обработка деталей и, как правило, занимали они незначительную долю в общем объеме затрачиваемого на изделия труда.

Разделение столярного производства по направлениям

Характерным для прошлых лет являлось разделение столярных работ на белодеревные и краснодеревные.

К первым относили сравнительно грубые, не требующие высокой точности работы по изготовлению окон, дверей и дешевой мебели из хвойных пород древесины. К краснодеревным работам относились работы, где требовалась особая точность и изготовление деталей, ценной мебели из древесины твердых пород. В результате получались разнонаправленные предметы, музыкальные инструменты и другие изделия, требующие значительно более высокой квалификации и мастерства от исполнителей. Соответственно, на столяров-белодеревцев и краснодеревцев они и разделялись.

Глобальная индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства, создание новых отраслей промышленности, рост благосостояния населения города и деревни, а также возросший спрос на предметы мебели, строительные детали и другие изделия создали условия для коренной перестройки столярного производства.

Изменился характер мебельных фабрик, превращенных из полукустарных в современные механизированные предприятия.

Создан новый, неизвестный до революции тип столярно-механических предприятий в виде комплексных деревообрабатывающих комбинатов, позволяющих наиболее полно использовать древесину.

Сильным толчком для развития столярно-механических производств явилось создание в СССР таких новых отраслей промышленности, как автомобилестроение, самолетостроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. Деревообрабатывающие и столярно-сборочные цеха таких предприятий являются высокоразвитыми производствами, оснащенными современным высокопроизводительным оборудованием, и базируются на последних научных достижениях в области механической деревообработки.

Столярное производство превратилось в столярно-механическое направление, являющееся самостоятельной отраслью промышленности.

Отличительными особенностями современного столярно-механического производства являются высокая механизация операций механической обработки древесины и распространение механизации на сборочные и отделочные операции. В организации труда характерны расчленение процесса на ряд мелких операций, планирование производства, включающее новые методы оперативного учета и управления, широкое применение стахановских методов труда и организации рабочих мест.

В целом, достигнутые советской промышленностью успехи в области техники деревообработки вообще и столярно-механического производства, в частности, ставят столярно-механическое производство на высочайшую степень. Здесь были приняты во внимание успешность работы всего предприятия, его качественные и количественные показатели определяются высоким мастерством, как исполнителей, так и правильным построением технологического процесса производства. Немаловажен факт и степени механизации операций, правильностью настройки оборудования, четкой организацией труда и безусловным соблюдением технологической дисциплины.

Промышленный век в столярном производстве

В настоящее время мы способны показать новые способы в деревообработке. Столярное производство компании Массив Плюс это высокотехнологичные цеха, станки, профессионалы краснодеревщики. Мы постоянно развиваемся, изучаем, внедряем, успешно используем новые типы древесины, технологии и способы реализации любых идей нашего клиента. Благодаря богатому опыту и нашим возможностям можно полностью отойти от привычных, банальных и малофункциональных предметов мебели. Наше столярное производство готово пойти на самые смелые идеи в мебельной отрасли, мы разработаем или дополним ваш эксклюзивный дизайн, сделав любой предмет из дерева неповторимым, уникальным, красивым, модным и практичным.

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна . Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Выступление Сергея Клейна на Фестивале Столярного Дела 2018

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов? » совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности » выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность «. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок .

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно? «. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это «, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству . В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!


Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Helperlife - Строительный портал