Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

История профессии – кузнец Искусство кузнечного дела. Введение зарождение и становление кузнечного дела Кузнечное ремесло как народный художественный промысел


Ковка - Живой металл, закованный в вечность!

И не сравнить с богатством Креза,
Стихии пламени огня,
Когда невзрачное железо
Вдруг, превращается в коня.
Или ажуром парапета,
На наковальне выбит звон…
И опирается Джульетта,
Рукой на кованый балкон.

(Ева Скрипник)

Кузнечное ремесло Давным-давно...кузнечное ремесло можно назвать первым ремеслом, требующим профессиональных навыков и мастерства. Для обывателей кузнечное ремесло было сродни волшебству и бородатые кузнецы были почти богами, как Гефест. А как иначе - под низкими сводами кузниц происходили таинственные действия, похожие на обряды: огонь укрощали, управляясь ловко, жидкий металл пугал и завораживал взгляд, руда бесформенными кусками наваленная за пределами кузни перерождалась в необычайно искусные вещи. Стать подмастерьем - вот мечта всех подростков, наблюдавших через открытые двери, как кузнецы ловко управляются с горячим металлом, как молотобойцы выбивают снопы искр из полос металла. Инквизиция, полагающая, что все в кузне не без дьявольщины, не трогала кузнецов, потому как кто еще сделает кандалы для узников, подкует лошадей, сварит цепи. Кузнечная ковка ценилась всеми слоями населения. Быть мастеровитым кузнецом было очень выгодно - богатейшие дворяне обращались за доспехами, стоимость которых достигала стоимости целой деревни а то и нескольких, священники украшали храмы коваными решетками и заборчиками, цари и короли нуждались в оружии для своей свиты. Кузнечное ремесло находило применение во всех отраслях хозяйства, во всех сферах жизни. Оружие, доспехи, мечи и копья защищали ратников; купцы и священники украшали свои дома и храмы переплетами кованых полос для защиты богатств; пахари правили косы и плуги, укрепляли обода колес телег и подковывали лошадей; купцы приходили за сейфами того времени - тяжелыми коваными сундуками из массивного дерева, окованными толстыми полосами железа с массивными замками; фрейлины любовались собой в зеркала с коваными оправами; мастеровые, строящие дома, обращались за гвоздями и скобяными изделиями

Средние века, когда кузнечное ремесло достигло наивысшего расцвета, кованое железо можно было встретить повсеместно, причем самого высокого уровня художественности - на окнах и воротах, оградах и калитках, в интерьере замков и храмов. Долговечность железа, защищенного краской, позволяет нам видеть эти произведения кузнечного искусства тех времен, сохранившихся в старых городах.
С наступлением века промышленности, когда конвейерные технологии, новые методы обработки материалов произвели техническую революцию, кузнечное ремесло стало терять свои традиции. Автоматизация труда привела к удешевлению большинства товаров, появились механические кузнечные молота, сумевшие исключить труд молотобойца, автоматизированные горны с поддувалом. Кузнецом стало быть невыгодно, подмастерья уходили на заводы и традиции кузнечных ремесел стали забываться. Забыта тайна изготовления старинного булата, легенды дамасских сталей остались в литературе да в музеях. Однако пресыщенность изделиями массово производства в наше время всколыхнуло спрос на кузнечные произведения и появилась новая волна кузнецов, уделяющих время поиску новых рецептов изготовления сталей с рисунком, новых булатов и новых способов обработки художественного металла.

Кузнечное ремесло. Новая волна.

Кузнечное ремесло, возродившееся из пепла промышленных предприятий, можно поделить по уровням кузнечного мастерства и способам обработки металла. Низкий уровень мастерства. Маленькие фирмы, организованные с целью заработать на спросе на ковку, появившемся последнее время, арендуют гаражи и ангары с текущими потолками и не стремятся поддерживать уровень качества на должном уровне, ведь мода на ковку может пройти, зачем вкладываться. Средний уровень качества. Это самый рациональный вариант - фирмы с устоявшимся коллективом кузнецов и сварщиков, с хорошими цехами борются за доброе имя компании и поддерживают нужный уровень качества, приемлемый для клиента. Высший уровень качества обеспечивают лишь кузнецы, работающие в одиночку, кузнецы с именем, самостоятельно отвечающие за свой труд, гордящиеся своим именем и выполняющие самые сложные виды ковки. Разумеется за имя берутся и самые большие деньги.

В статье использованы рисунки и фотографии из материалов фирмы «Королёвская ковка ». Запрещается перепечатывание и цитирование в любых изданиях и на любых сайтах.

Дата публикации: 2008-04-15 (8553 Прочтено)

Остальные материалы раздела

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском - молотки, овальные плоские массивные камни - наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками. За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечный инструмент


А - ручник - основной инструмент кузнеца. Б, В - боевой молот (кувалда) - инструмент молотобойца.


Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Основные инструменты кузнеца - молоток, клещи, наковальня, тиски и горн. Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен. Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо - шпандырь. Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками - для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками - для захвата заготовок сложной формы.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями. Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12-15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края - без заминов и сколов.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок. Тиски изготовляются из стали (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором - дляпродольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла - подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями - гвоздильни.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Горн - наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы. Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант - расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Приемы работы

Кованый металл требует лаконичного, законченного рисунка. Поэтому необходимо тщательно подойти к отбору композиции, проработать ее в эскизах или вылепить из пластилина. Желательно изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и только после того, как вас удовлетворит общий замысел и композиция изделия, начинать ковать.

Рассмотрим технологию работы на примере небольших декоративных решеток (см. рис.), которыми прикрывают батареи, окна, которые устанавливают на дачных и садовых участках и т. д.


Решетка состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (завитка). Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или при помощи подсечки требуемую заготовку, а затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону фигуру заданной формы. Квадратную рамку делают из полосы, концы соединяют заклепками или кузнечной сваркой. Отверстия в тонкой (1-2 мм) полосе можно пробить пробойником без нагрева, а в толстой - с нагревом. Заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему боевым молотом, в отверстия вставляют заклепки и расклепывают.

Для соединения концов рамки кузнечной сваркой металл нагревают под слоем флюса (кварцевый песок, бура или поваренная соль) до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и ударами молота сваривают их.

В готовую рамку вставляют волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок или перехватов (тонких скоб). Чтобы вещь выглядела «под старину», концы волют заканчивают плотным шариком или лапкой, а места соединения закрывают перехватами.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Здесь также необходимо вначале изготовить шаблоны, по ним выгнуть завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку.

Несколько сложнее изготовить подсвечники, подставки для цветов - здесь требуется совместить несколько технологических операций. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо отковать 3 гнутых кронштейна для основания, 2 кронштейна для свечей, 3 тарелочки и центральный стержень. Для центрального стержня берут заготовку квадратного сечения. Один из ее концов зажимают в стуловых тисках, на второй надевают вороток или газовый ключ и скручивают в продольном направлении. У холодного металла получается больший шаг, у горячего - меньший. Если нужно скручивать большое число одинаковых заготовок на один и тот же угол, на заготовку надевают ограничительную трубу и закручивают до тех пор, пока вороток не упрется в трубу. Чтобы получить переменный шаг, нагретый металл охлаждают мокрой тряпочкой по мере его закручивания или дают заготовке неравномерный нагрев по длине. В заключение на стержне оттягивают небольшой цилиндрический кончик для крепления центральной тарелочки.

Для изготовления тарелочек для свечей, цветов, розеток нужно раскроить металл и фасонными зубильцами вырубить по контуру. После этого с помощью оправок, молотков и зубильцев придают изделию задуманную форму и пробивают центральное отверстие для крепления. Большое число одинаковых розеток можно изготовить штамповкой эластичным инструментом (этот метод был известен еще древним скифам в VII веке до нашей эры). На штамп с каким-либо рельефом накладывают заготовку из тонкого мягкого металла, на нее устанавливают эластичную прокладку (листовой свинец или толстая резина) и по прокладке наносят сильный удар. Для предохранения свинца от растрескивания края его схватывают бандажом из стального кольца. На заготовке получается обратная копия рельефа. Таким способом можно отштамповать цветки, розетки и т. п. Штамп изготавливают из металла, камня и даже из твердых пород дерева. Окончательную сборку подсвечника производят с помощью заклепок или кузнечной сварки.

Большого искусства требует изготовление светцов. В XVIII-XIX веках светец был одним из самых распространенных предметов быта, его старались всячески украсить. Кузнец, ковавший светец, вкладывал в работу всю душу и мастерство. При ковке светцов используют многие приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имеет, как правило, осевую завивку, снизу он разрубается зубилом обычно на четыре части и крепится и массивному кольцу-основанию. Часто стержень украшают завитками или змейками, которые приклепывают или приваривают. Наибольшее внимание уделяют «голове» светца. Для лучин делают расщепы продольной разрубкой вертикальных стержней, а для свечей выковывают втулку.

По такой же примерно технологии можно изготовить и современную настольную лампу или торшер. Красивые кованые стойки получаются из двух или четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стержней. После разрубки ветви расширяют, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол (см. рис.). Интересную скрутку можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержни вдоль оси.


Над абажуром нередко делают шишку из витого металла. Завить ее тоже дело непростое. Вначале оттягивают пруток, а затем сворачивают в три-четыре витка одну часть заготовки. Противоположный конец стержня закрепляют в тисках и сворачивают аналогичным образом. После чего две свитые фигуры помещают одну над другой и после очередного нагрева всю шишку, с помощью оправок, молотка и зубила растягивают на определенную длину. Основу абажура можно сделать из просечного металла. На Руси из просечного металла делали подзоры, которыми завершали свесы крыш, гребни фронтонов и водосливных труб. Работа эта не очень сложная, хотя и кропотливая. На листовую заготовку наносят рисунок, а затем с помощью зубильцев на наковальне делают просечку. Чтобы не испортить лица наковальни, под заготовку подкладывают лист из мягкого металла. Для пробивки большого числа фасонных отверстий обычно изготовляют специальные пуансоны и матрицы.

Для создания одинаковых орнаментов по листовому металлу можно применять также тиснение с помощью матричных досок, изготовленных литьем с последующей гравировкой. Этот вид обработки называется басма. На матричную доску накладывают лист металла толщиной 0,2-0,3 мм, затем кладут подушку из свинца или листовой резины, и по ней наносят удары деревянным молотком или же зажимают в тисках или в прессе.

Кованые фонари или светильники часто украшают акантовыми листьями и завитками. Их изготовляют из листового материала. Вначале делают развертку изделия, затем вырубают по контуру. Заданную форму придают с помощью специальных молотков и оправок. Соединяют листья с изделием заклепками или кузнечной сваркой.

Кованым металлом можно интересно оформить двери, калитки и ворота. Основным декоративным элементом дверей и ворот на Руси были жиковины (особый вид петель), дверные ручки, накладные секирные замки и личины.

Жиковины выковывали из толстого листового материала. На одном конце сгибали втулку для оси, а на другом - делали декоративное завершение в виде червонок или завитков (см. рис.). Для изготовления завитков основную полосу разрубали на продольные полосы, которые затем расковывали иоформляли в завитки. Поверхность жиковин украшали насечкой, точками, кружками и другими элементами орнамента. На кованых поверхностях часто делали «набивку» - гладилками и молотком придавали им граненую поверхность.


Дверное кольцо, или стукало, изготовляется методом гибки из круглого прутка, а бусина посередине кольца - высадкой и последующей проковкой на обжимках. Накладку под стукало вырубают из листового материала и украшают орнаментом.

На деревянных воротах очень выразительно выглядят секирные замки. Центральная часть секирных накладок имеет красивую просечку, под которую подкладывают цветные материалы,- это украшает ворота. С такими же декоративными просечными накладками делали прежде шкатулки, сундучки и подголовники.

В заключение отметим, что кованый и просечной металл очень хорошо смотрится как самостоятельно, так и в сочетании с цветным стеклом, поделочным камнем, тонированным деревом и гладкими тканями.

Еще 150 лет назад кузнечное дело было на пике своей популярности. Практически в каждом селе была мастерская, где изготавливали и чинили различные вещи. К примеру, в Москве в середине 19 века насчитывалось около 300 кузниц. А в таких центрах, как Киев или Донецк присутствовали школы по , где были разработаны целые направления в кузнечестве.

С появлением и развитием машинной металлообработки развитие такого ремесла пошло на спад. Однако, в промышленности многие комплектующие и заготовки до сих пор проходят обработку ковкой. В 21 веке мелкосерийные поковки чаще всего носят художественный характер.

Как развивалось кузнечное ремесло на протяжении истории человечества и насколько изменились технологии?

Первыми металлами, которые стал обрабатывать человек, были золото, серебро и медь. Позже появился более прочный сплав - бронза. Однако, длительное время основным способом металлообработки оставалось литье. Это было связано со свойствами материалов, проще было отлить нужный предмет в форме. Да и закалить такой металл было невозможно, так как при нагреве и быстром остывании происходил процесс опускания. Изделие становилось слишком мягким. Единственные похожие по технологии на ковку приемы применяли после отливки. Когда для придания однородности изделие проковывали, удаляя таким способом пустоты и раковины в металле.

В Древнем Китае были осуществлены первые попытки . Для этого изначально изготавливали стержень из более мягкого материала, а по кромкам ковали режущие части из более прочного, но хрупкого металла. Однако, дальнейшего развития эта технология не получила ввиду своей сложности.

Но, наряду с этим, появился и такой прием как холодная ковка. Когда куску самородной меди придавали форму без предварительного нагревания.

Яркий образец холодной ковки - кинжал, найденный в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Задолго до своего распространения он был изготовлен из метеоритного железа. Клинок выкован холодным способом без разогрева заготовки.

Настоящим прорывом в кузнечном деле стало появление железа. Стало понятно, что такой материал требует других способов обработки, чем бронза и медь.

Изначально использовали так называемое метеоритное железо, потом стали выплавлять его из руды. Как и первые металлы, железо изначально начали использовать для изготовления ножей и оружия. Однако и здесь попытки ковать такой металл не увенчались особым успехом.

Настоящим толчком в развитии кузнечного дела стало изобретение стали и ее приспособление под изготовление оружия и сельскохозяйственных орудий. Со стали и железа начали ковать различные предметы: цепи, кольца, доспехи и прочие.

Ковать сталь начали в различных точках мира. Например, часто кельтским мастерам приписывают изобретение «харлужной» стали. Когда несколько прутов различной по составу углерода стали скручивали и ковали, получая довольно прочные мечи. Такой же способ послойной сварки и проковки использовали и японские оружейные мастера.

В эпоху Средневековья на Европейском континенте были открыты залежи железа в Галлии (современная Франция) что привело к изобретению фосфоритной стали, как более дешевого аналога тигельной привозной. Стали появляться центры кузнечного ремесла, где в первую очередь производили оружие и доспехи.

В античные времена и Ранние Средние века кузница представляла собой простую хижину или даже землянку, построенную, как правило, на берегу водоема. Все работы проводились вручную молотами и на наковальне.

В 16 веке средневековая кузница получила первые механизмы для упрощения работы - рычажные молоты, приводимые в движение силой воды.

На период позднего Средневековья кузнецы изготавливали практически все изделия из стали, начиная со сложных закрытых доспехов до обычных лошадиных подков. Появилось такое понятие как кузнечный цех, когда в процессе изготовления принимало участие множество подмастерьев. Производство стало более массовым.

Пика своего развития кузнечное дело достигло в 18 веке, многие образцы изделий мастеров того времени дожили до нашего времени. Кузнечная мастерская стала превращаться в фабрику.

В 19 веке с появлением паровых двигателей устройство кузницы стало еще более сложным. Появилось оборудование, работающее на силе пара, гидравлические молоты, прокатные станы. Изготовление вещей и оружия было поставлено на массовый поток.

В начале 20 века появились технологии сварки и машинного производства и ручная ковка отошла на задний план. Однако, кузнечные приемы нашли широкое применение в промышленности и современной металлургии.

Русское кузнечество

На Руси, как и в Западной Европе, кузнечество занимало почетное место. Мало того, кузнечное искусство получило свои направления и стили, отличимые от заграничных образцов.

Вследствие особенностей добычи железа, металлургия отделилась от металлообработки еще в раннее Средневековье. Раньше, чем в Европе, русские кузнецы стали обрабатывать и углеродистую сталь. Все режущие кромки инструментов и оружия производили с использованием этого материала.

Кузнечное мастерство ремесленников давало все предметы обихода, от серпов и кос до иголок и рыболовных крючков. Отдельную обособленную группу на Руси занимали оружейники, производящие высококачественное оружие.

Огромный толчок развитию кузнечного дела дали реформы Петра Великого, который быстрыми темпами начал развивать промышленность в стране. Мастерские превращались в целые фабрики, использующие технологии ковки металла. От обычных ремесел кузницы перешли на массовое производство.

В начале 20 века в российской империи кузница была практически в каждом населенном пункте. Центрами стали Москва, Петербург, Киев и другие.

Индустриализация в СССР практически уничтожила отдельные кузнечные мастерские, но зато ковка получила новый виток своего развития.

Ковка в современном производстве

Ковка на металлообрабатывающих предприятиях и в машиностроении сегодня остается одним из основных процессов технологической цепочки. Именно с помощью мощного обрабатывают многотонные детали и их элементы. Также одна из разновидностей ковки (штамповка) позволила сделать выпуск многих вещей массовым и дешевым.

Современное кузнечное производство использует следующие технологии.

  • Горячая и холодная штамповка.
  • Прессование и обжимка.
  • Волочение.
  • Прокатка.

Горячая и холодная штамповка

Это процесс придания формы заготовкам по готовому стандартному образцу. То есть все те операции, какие раньше выполнял кузнец по приданию нужной конфигурации и объему детали, сегодня на предприятиях выполняют штамповочные станки.

Различают следующие виды промышленного штампования - листовую и .

В первом случае, например, пробивают отверстия в листах металла, получая перфорированные поверхности.

Во втором варианте - выпуск любых объемных деталей и элементов как холодным, так и горячим способом.

Использование такой технологии позволило сократить расходы материалов и затраты времени на изготовление.

Прессование и обжимка

Прессование также происходит от кузнечной технологии, хотя сегодня и отделилось от этого процесса полностью.

Ранее, до появления механизации, кузнец проводил уплотнение и изменение формы детали вручную путем так называемого приема обжимки. Когда вся поверхность металла проковывалась.

Пример работы гидравлического пресса можно посмотреть на видео:

Сегодня на металлообрабатывающих предприятиях это делают многотонные прессы, которые способны за короткий отрезок времени отформовать и уплотнить многотонный элемент.

В небольших кузнечных мастерских также применяют технологию прессования с использованием механического или гидравлического оборудования.

Волочение

Технология, которая также произошла от кузнечных способов металлообработки. Она позволяет способом протягивания деталей круглого сечения через отверстие сделать ее диаметр меньшим.

Также формовка круглых элементов происходит и ковочным способом. Для этого используют различные машины (ротационные), где процесс практически автоматизирован.

С помощью такой техники получают различные трубы и прокат круглой или фасонной формы. А также заготовки для дальнейшего изготовления валов.

Прокатка

Этот способ позволяет изготавливать так называемый металлопрокат, список наименований которого довольно большой, начиная от арматуры и заканчивая стальными трубами.

То, что ранее выполнял кузнец, сегодня делает прокатный стан, производя стандартизированную продукцию, поступающую в дальнейшую обработку и строительство.

Технологически это делается путем протаскивания разогретых металлических заготовок сквозь валы прокатного оборудования.

Как и при ковке, такой способ металлообработки позволяет получить требуемую форму и нужную структуру материала.

Ковка

Ковка в промышленности происходит с использованием различного оборудования и ковочных машин.

При этом габариты обрабатываемых деталей порой достигают значительных размеров и веса.

Современная ручная ковка

Несмотря на появление различных современных способов изготовления металлических элементов, ручная ковка не утратила своей актуальности и популярности. Особенным спросом пользуются , которые использую в интерьере и ландшафтном дизайне.

Современная ручная ковка использует как старые технологические приемы, так и новые, с использованием машин.

В частных кузницах устанавливают гидравлические молоты, ускоряющие процесс обработки, а также оборудование для нарезки, сверления и прессования деталей.

Ярким примером современной ручной ковки служат изделия, установленные в Донецком парке кованых фигур. Здесь установлено более 200 фигур, сделанных кузнечным способом.

Обучиться современному искусству ковки можно тремя основными способами.

  • Поступить в специализированное учебное заведение.
  • Устроиться учеником к мастеру.
  • Обучиться самостоятельно.

Учебные заведения есть во многих городах России: Москве, Коврове, Чебаркуле, Красноярске, Санкт-Петербурге, Барнауле и других. В Украине центрами кузнечества остались традиционно: Киев, Донецк и Львов. Также неплохим вариантом обучения станет работа с мастером. Самостоятельно можно довольно неплохо изучить основы кузнечного дела, информации сегодня очень много, но главное - это постоянная практика.

Кузнечное дело за тысячелетия прошло огромный путь эволюции от простейших способов формовки холодного металла до сложнейших станков и машин. Однако, до сих пор ручная ковка остается актуальной.

А что вы можете добавить к этому материалу? Поделитесь своим мнением в блоке обсуждений к этой статье.

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер — каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки — отходы металлоплавильного процесса — и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства — наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства — ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, — изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны — вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику — чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении — лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир..

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней — на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей — они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами — их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, — бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности — обогащения одних за счет других — все это формировало новый способ производства — феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Руси.

Ковка металла на Руси

На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла – это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X – XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.. На ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья — мельничьим приводом. Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ. Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название — «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов.

Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла — отходы сыродутного процесса в виде шлаков. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости.

Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца — горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним — набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки почти не менялась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребениях кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности.

Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца — мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

Простые кованые изделия изготавливались с помощью зубила. Применялась также технология использования вкладыша и наваривания стального лезвия. К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, — уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подмастерья.

Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.

Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц.

Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе.

Городские кузнецы были более искусными мастерами, чем деревенские. При раскопках древнерусских городов оказалось, что почти каждый городской дом был жилищем ремесленника. С начала существования Киевского государства они проявляли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов – от тяжелого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружие и бытовой инвентарь из курганов IX-X вв. Помимо кузнечного ремесла они владели слесарным и оружейным делом. Все эти ремесла имеют некоторое сходство в способах обработки железа и стали. Поэтому достаточно часто ремесленники, занимавшиеся одним из этих ремесел, сочетали его с другими. В городах техника варки железа была более совершенна, чем в деревне. Городские кузницы, так же как и домницы, обычно располагались на окраине города. Оборудование городских кузниц отличалось от деревенских — большей сложностью.

Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное – она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок. В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров.

Ассортимент молотков, кузнечных клещей и зубил у городских кузнецов был разнообразнее, чем у их деревенских собратьев: от небольших — до огромных. Начиная с IX-X вв. русские мастера для обработки железа применяли напильники. Древнерусские городские кузницы, слесарные и оружейные мастерские в X-XIII вв. имели: горны, меха, простые наковальни, наковальни с отрогом и вырезом, вставки в наковальню (различного профиля), молотки-кувалды, молотки ручники, молоты-секачи (для перерубания) или зубила, молоты-пробойники (бородки), ручные зубила, ручные пуансоны, клещи простые, клещи с крючьями, клещи малые, тиски (примитивного типа), напильники, точила циркульные. При помощи этого разнообразного инструмента, не отличающегося от оборудования современных кузниц, русские мастера готовили множество различных вещей.

В их числе сельскохозяйственные орудия (массивные плужные лемехи и сошники, плужные ножи, косы, серпы, топоры, медорезки); инструменты для ремесленников (ножи, тесла, долота, пила, скобели, ложкари, пуансоны и фигурные молоточки чеканщиков, ножи к рубанкам, кронциркули для орнаментации кости, ножницы и др.); бытовые предметы (гвозди, ножи, окованные ковчежцы, дверные пробои, скобы, кольца, пряжки, иглы, безмены, гирьки, котлы, очажные цепи, замки и ключи, корабельные заклепки, кресала, дужки и обручи ведер и др.); оружие, доспехи и сбруя (мечи, щиты, стрелы, сабли, копья, боевые топоры, шлемы, кольчуги, удила, шпоры, стремена, плети, подковы, арбалеты). Первоначальная полная замкнутость ремесленников начинает нарушаться.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Хотя и бытовавшие на Руси в IX-X веках мечи – в основном франкские клинки, археологи, тем не менее, в своих раскопках обнаруживают наличие ремесленников-оружейников в составе русских горожан IX-X веков. В ряде погребений были обнаружены связки кованых колец для железных кольчуг, часто встречающихся в русских дружинных курганах с IX века. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Изготовление кольчуг было трудоемким делом.

Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Древнее название кольчуги – броня – часто встречается на страницах летописи. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Те не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится к шлемам. Русские историки считают, что варяжские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос.

К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. Традиция сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличается от шлемов IX-X веков. Весь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным.

От мастера-оружейника требовалось еще больше умения. Образцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков является, как полагают, легкий стальной топорик князя Андрея Боголюбского. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. Овальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками.

Особое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. Даже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречается наваренное стальное лезвие. Твердость стали, гибкость, легкая свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римлянам. Но наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. Закалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам Руси. Городское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудования и множеством специальностей, связанных с этим производством. В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.

Список городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. В XII веке развитие ремесла продолжается. В металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных языческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами. В технике ремесла продолжаются усовершенствования, направленные на увеличение массовости продукции. Посадские мастера подражают изделиям придворных мастеров. В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле.

Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII – первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII – XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.

Кузнечное ремесло известно людям с глубокой древности. Ковка является одним из самых старых способов обработки металла. Техника холодной ковки самородного железа и меди была известна еще древним людям. Так кузнецы Месопотамии, Египта и Ирана в 4 тысячелетии до нашей эры для удаления примесей били по холодному губчатому железу колотушками. А у американских индейцев холодная ковка применялась вплоть до XVI века.

Техника ковки неуклонно совершенствовалась. Для того чтобы придать металлу нужную форму его стали нагревать. Горячую ковку использовали в Древнем Египте и Древнем Риме, в Европе, Азии и Африке. Так как потребность в изделиях из металла всегда была высокой, то профессия кузнеца стала одной из самых почитаемых. Поначалу кузнецы сами и плавили и ковали металл. Для выплавки железа и ковочных работ ими использовались горн, кочерга, лом, наковальня, молот и клещи. С помощью этих инструментов кузнец мог в одиночку изготовить рядовые предметы быта, такие как ножи, гвозди, серпы, лопаты, косы и тому подобные вещи, не требующие сложных технологических приемов. Однако для изготовления более сложных изделий (цепи, удила, светцы, железные кольца) требовался помощник, поэтому опытные кузнецы стали работать с подмастерьями.
Первые кованые предметы были примитивны и грубы, но дальнейшее развитие кузнечного ремесла привело к созданию настоящих шедевров, которые до сих пор поражают мастерством изготовления.
Особого развития кузнечное дело достигло в средние века. В Европе и в России мастера вручную изготавливали оружие и броню, сельскохозяйственные орудия, ремесленные инструменты, светильники, решетки, сундуки и множество других изделий из металла. Зачастую кованые изделия украшали сусальным золотом, тончайшей насечкой, просечным или рельефным узором. В XI-XIII веках особенно успешно развивалось изготовление холодного оружия и боевых доспехов для рыцарей и знати. Изготовление оружия требовало от мастера-оружейника особого умения и большой тщательности при обработке металла. Самым трудоемким было изготовление кольчуг: требовалось выковать железную проволоку, соединить, сварить и склепать сотни маленьких колец.
На особом месте стояла закалка стального оружия. Еще древние римляне знали о твердости и гибкости стали, а также о необычайных свойствах, которые она принимала после закалки.
Городское кузнечное ремесло отличалось от деревенского большей сложностью и разнообразием техники ковки. Уже в XIII веке кузнецы в городах работали на массовое производство. В городах были домники, кузнецы по железу, оружейные мастера, бронники, замочники и др.
Средневековое кузнечное ремесло нашло свое отражение в народном искусстве и архитектуре. С XV – XIX веков до наших дней дошли искусные кованые светцы, крюки, подсвечники, фонари. А большинство замков и дворцов украшались замечательными коваными решетками и оградами, образцы которых можно увидеть в Париже, Санкт-Петербурге, Праге, Вене и др. Некоторые города имели узкую специализацию кузнечных цехов. Например, Герат славился домашней утварью, Дамаск и Тула – оружием, а Ноттингем – ножами.
В начале XIX века тульский кузнец Пастухов впервые применил штамповку. А через полвека появились паровые молоты. В начале XX века ручная ковка была практически полностью вытеснена литьем и штамповкой. Однако в последнее время мы наблюдаем возрождение интереса к художественной ковке в связи с бурным развитием индивидуального строительства и новыми тенденциями в архитектуре и дизайне.

Вам могут быть интересны следующие материалы
© 2024 Helperlife - Строительный портал