Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Дистанционное образование: плюсы и минусы. Методическая разработка " Обучение на дому. Плюсы и минусы дистанционного обучения" Плюсы и минусы дистанционного обучения в школе

Доступность


Обучение на расстоянии - отличная возможность повысить свой уровень знаний и получить диплом, где бы вы ни находились: хоть в столице, хоть в глубинке России, хоть за рубежом. Поэтому такая форма обучения будет очень удобна для лиц с ограниченными возможностями, молодым мамам, домохозяйкам и даже военнослужащим. В большинстве учебных заведений за все время дистанционного обучения личное присутствие студента в университете требуется только для сдачи государственного экзамена и защиты дипломной работы.


Приемлемая стоимость


Как правило, образование через интернет, по сравнению с очной и заочной формой обучения, является более бюджетным вариантом. А некоторые вузы даже предоставляют возможность получить бесплатное на конкурсной основе. Также такой способ обучения помогает избежать расходов, без которых обычные студенты не могут обойтись, например, на учебники и канцелярские принадлежности.


Широкие возможности и спокойствие


Интернет вмещает в себя огромное количество информации, и студенты имеют возможность не только переписываться с преподавателем, но и проводить видеоконференции. Кроме того, в виртуальном мире, как и в стенах института, пишутся рефераты и контрольные, сдаются зачеты и экзамены, но уже без того характерного студенческого страха и нервного напряжения.


Государственный диплом


Если вы в государственном вузе, прошедшим аккредитацию, можете не беспокоиться, что впоследствии диплом не будет котироваться на рынке труда. Вам выдадут такой же диплом государственного образца, как если бы вы учились на очном или заочном отделении, причем в документе об образовании форма обучения не указывается. Тем более всем известно, что работодатели ценят специалистов-практиков, которые не прерывают трудовой стаж на время учебы.


Доступно для лиц с разным уровнем образования


Большим плюсом является то, что с помощью этой формы обучения можно получить как основное высшее, так и дополнительное или второе высшее образование. Палитра программ, сроков обучения и квалификаций также довольно богата.


Не для всех специальностей


Это основной минус - ведь нельзя без практики выучиться, например, на врача. Поэтому если вы имеете медицинское образование, освоить такую важную и ответственную профессию не получится. Это касается и творческих специальностей, например, актерского мастерства, музыкального образования, балета.


Личная мотивация


Студенты на дистанционном обучении должны хотеть учиться. При обучении по интернету преподаватели не смогут вас контролировать. Поэтому такой формой обучения обычно пользуются взрослые и самостоятельные люди, понимающие, зачем им и диплом.


Недостаточно развита система


Дистанционное образование в России из-за технических и законодательных пробелов еще не так сильно развито, как за границей, его качество иногда может уступать традиционным формам обучения.

Учиться можно где угодно. Не обязательно ехать в Москву, Санкт-Петербург или другой крупный город, чтобы получить образование. И не нужно тратить два часа в день на то, чтобы добраться до ВУЗа;

Чаще всего студент сам определяет удобное для него время учебы;

Можно полностью сменить профессию не уходя при этом с основной работы;

Дистанционное образование обычно значительно дешевле очного или очно-заочного;

Ваши знания оценивают более объективно, так как преподаватель не знает вас лично и поэтому относится к вам непредвзято;

Программа занятий обычно составляется индивидуально, вы можете сокращать или расширять ее в зависимости от ваших возможностей и потребностей;

Для обучения используются новейшие технологии, вы получает самую свежую информацию по вашей специальности. Никаких устаревших учебников.

Нет личного контакта с преподавателем. Как уже было сказано, с одной стороны, это плюс, потому что отсутствие личного контакта гарантирует непредвзятость при оценке ваших знаний. С другой стороны, это и минус, так как обучение получается «безликим»: преподаватель не может «заразить» вас своим интересом к предмету через Интернет.

Обучаясь дистанционно, сложнее развить практические навыки. В некоторых ВУЗах предусматривается, что при дистанционном обучении вы будете приезжать на практические занятия, однако, для того, чтобы закрепить какой-то навык, все же нужна регулярная практика.

Одна из прелестей очного обучения - студенческая жизнь, общение с сокурсниками, посещение лекций. При дистанционном обучении вы варитесь в своем собственном соку. Конечно, есть интернет-общение с преподавателем, а иногда и с другими студентами, но оно вряд ли сможет заменить живое.

На данный момент список специальностей, которым можно обучаться дистанционно, сравнительно мал. В основном, это компьютерные или бизнес-специальности.

Не всегда дистанционное образование подразумевает постоянный жесткий контроль, так что вам понадобится вся ваша сила воли, чтобы заниматься, несмотря на то, что вас никто не «подгоняет».

На сегодняшний день дистанционные программы еще недостаточно хорошо проработаны, потому что это сравнительно новое направление в образовании. Сам по себе этот способ обучения имеет ряд особенностей, и при составлении учебных пособий они должны учитываться, а на практике часто используются те же материалы, что и для очного обучения.

Если это ваше первое высшее образование то могут возникнуть проблемы при поиске работы, так как работодатели все же предпочитают очников. Правда, в дипломе или сертификате может и не указываться форма обучения.

Не все ВУЗы выдают дипломы государственного образца.

Кому подходит дистанционное обучение:

Тем, кто уже работает по какой-то специальности и хочет получить соответствующий диплом, продолжая при этом работать;

Тем, кто хочет получить второе высшее образование, но при этом не имеет возможности посещать лекции;

Женщинам, находящимся в декретном отпуске, так как это позволит совмещать уход за ребенком и учебу;

Тем, кто хочет повысить уровень квалификации;

Тем, кто не имеет возможности переехать в мегаполис для учебы.

Куда пойти учиться?

Если вы хотите получить полноценное дистанционное образование, то к выбору ВУЗа стоит подходить очень тщательно. Не стоит записываться на первую попавшуюся программу только потому, что она, например, бесплатна.

Сейчас многие крупные ВУЗы Москвы предлагают дистанционное обучение, поэтому лучше все же ориентироваться на имя ВУЗа, хотя и цены там, конечно, будут соответствующие.

При выборе дистанционного образования, обратите внимание на следующие моменты:

Название ВУЗа. Если оно вам незнакомо, то проверьте наличие у учебного заведения государственной лицензии;

Какой документ выдается по окончании обучения;

Как проходит обучение: какие технологии используются и в какой форме проходит проверка знаний;

Как часто нужно приезжать в ВУЗ и как сдаются выпускные экзамены.

Также обязательно почитайте отзывы о выбранном вами учебном заведении и, в частности, об интересующем вас курсе.

Конечно, лучше всего получать дистанционное образование в известных и хорошо зарекомендовавших себя ВУЗах. И сегодня уже во многих крупных российских учебных заведениях предусмотрена такая возможность.

Список некоторых российских и зарубежных ВУЗов, где можно получить дистанционное образование.

Российские

1. Московский государственный университет - www.distance.msu.ru
2. Российский университет дружбы народов - www.imp.rudn.ru (не все программы дистанционные)
3. Московский авиационный институт - www.diomen.ru
4. Московская финансово-юридическая академия - www.do.mfua.ru
5. Московский городской психолого-педагогический университет - www.do.mgppu.ru

6. Московский технологический институт - www.mti.edu.ru
7. Московский государственный университет пищевых производств -

Также оно очень удобно для мам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком - это отличный шанс после выхода на работу получить дополнительные возможности для карьерного роста. И, конечно, дистанционное образование хорошо для тех, кто просто любит учиться и получать новые знания.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая : проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая : это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья : проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

В статье мы разбирали вопрос, насколько сегодня актуально иметь диплом о высшем образовании, и пришли к выводу, что у людей с дипломом шансов на более успешную жизнь несколько больше, чем у людей без диплома. Ситуации бывают разные, и если раньше многое упиралось в географический фактор, финансы и время, то сегодня получение высшего образования стало гораздо ближе и доступнее для всех слоев населения. Давайте поговорим о дистанционном образовании, а так же рассмотрим возможные плюсы и минусы дистанционного обучения .

Высшее образование дистанционно — это современные реалии, дающие многим шанс получить заветный документ, необходимый для успешного карьерного роста и продвижения. Плюсы и минусы дистанционного обучения — это не аксиомы, это лишь мнения большинства экспертов, но возможно какие-то минусы покажутся вам плюсами и наоборот.

К плюсам можно отнести:

  1. Расширение доступа к образованию для тех людей, кто не имеет никаких других возможностей в связи с работой, семьей или физическими ограничениями.
  2. Обеспечивает такой метод обучения, который лучше подходит для определенного типа учеников.
  3. Большая гибкость при планировании обучения: студенты могут определить время и место своих уроков.
  4. Большая гибкость в плане привязки к месту: студенты могут заниматься на работе, дома, в парке, отпуске и по сути везде, где есть электричество и сеть.
  5. Дистанционное образование делает студентов более самостоятельными и дисциплинированными.
  6. Облегчает взаимодействие студент-преподаватель.
  7. Возможность познакомиться с новыми людьми из разных городов во время онлайн лекций.
  8. Экономия времени и других ресурсов, в том числе бумаги. Большая часть материалов в электронном виде.
  9. Более доступная стоимость обучения, чем при очном обучении.
  10. Демократичность и возможность получить образование независимо от место проживания, физических способностей и других критериев. Такой тип образования имеет важное социальное значение.

Студенты приходят в ВУЗ по разным причинам. Они могут быть заинтересованы в улучшении своей карьеры, или же просто хотят расширить свой кругозор. кто-то хочет выучить новый язык, или получить ученую степень, которая была отложена в связи с потребностями семьи или других причин. И основной причиной выбора именно дистанционного образования является то, что студенты могут учиться в своем собственном темпе или в определенное время и место, которые удобны для них.

К плюсам и минусам дистанционного обучения нужно обязательно добавлять свои собственные критерии, которые известны лишь вам. Есть люди, для которых такое образование, никак не укладывается в голове, как равное очному.


Что же, минусы у такой системы образования тоже есть:

  1. Отсутствие социального взаимодействия. Если вы любитель пообщаться в живую с людьми, то вам явно будет недоставать разговоров и контактов с обществом. Будут электронные переписки, чаты, письма. Это немного другое общение.
  2. Формат не является идеальным для всех учащихся. Если вы знаете, что у вас есть проблемы с мотивацией, дисциплиной и другими похожими моментами, то подумайте сможете ли вы быть собранными и все делать вовремя. Онлайн обучение, это тоже обучение с жестким графиком.
  3. Некоторые работодатели не принимают всерьез дипломы, полученные путем дистанционного образования. Безусловно, это временный фактор. Все идет к цифровым технологиям.
  4. Требует адаптации к новым технологиям. Если Вы никогда не были тем, кто любит работать с новыми технологиями, вероятно, вы получите намного меньше из ваших онлайн-курсов, чем ваши более технически подкованные коллеги. Убедитесь, что вы чувствуете себя комфортно работая с компьютерами и с онлайн-программами, прежде чем поступать на такой вид обучения.
  5. Не все специальности могут быть предложены в Интернете. Логично, что более практические специальности, например, медицинские профессии не могут преподаваться заочно. Но список доступных профессий все же большой.

Получение образования – один из важных этапов жизни человека, помогающий ему не только всесторонне развиваться, но и выбрать определенную узкую специализацию, наиболее приходящуюся по нраву, чтобы в дальнейшем, применяя опыт, зарабатывать деньги.

Но как бы это ни было важно для человека, на этом этапе не обойтись без трудностей. Многие сталкиваются с такими проблемами, как нехватка денег, времени и отсутствие приличных учебных заведений, где можно было бы получить качественное образование. Последнее связано с тем, что наибольшая часть населения сосредоточена в европейской части России, а это Москва и Санкт-Петербург – две главных столицы, в университетах которых работают высококвалифицированные преподаватели, дающие реальные знания и базу, которые можно применить в дальнейшем. Но, например, люди, проживающие в Ямало-Ненецком Автономном округе, просто не имеют возможности приехать в эти или другие крупные города России. Что им делать, если они жаждут получить хорошие знания? А если еще прибавляется плохое материальное обеспечение и абсолютное отсутствие свободного времени?

В таком случае многие выбирают дистанционное образование. Дистанционное образование представляет собой получение образования на расстоянии. Этот способ стал доступным благодаря развитию Интернет-сети. Теперь преподавателю и ученику не обязательно очно контактировать друг с другом, ведь эту необходимость заменяет Интернет-связь.

Тем, кто заинтересован в получении такого образования, наверняка интересно узнать его преимущества и недостатки.

Плюсы дистанционного обучения

Во-первых, как уже было сказано, дистанционное обучение – это хороший способ получения образования при ограниченных финансах . Сравнивая привычную очную форму обучения и дистанционную, при выборе последней вы экономите достаточно круглую сумму.

Во-вторых, такой способ обучения позволяет вам заниматься в любое время, когда вам это удобно, ведь все материалы в определенное время высылаются вам на почту или выкладываются на сайте, а когда их проходить и практиковать свои знания вы решаете уже сами. Это очень удобно, особенно при наличии основной работы.

В-третьих, вы самостоятельно выбираете место обучения : будь то кафе, работа, парк или просто дом.

Также к плюсам дистанционного обучения можно отнести то, что это дает реальные знания . Обозревая традиционную в России систему обучения, становится ясно, что человек не получит хорошего образования, если он сам этого не захочет. Переходя на тему дистанционного обучения, стоит отметить, что теперь ему самому надо проходить материал, а, как известно, при самостоятельном изучении и поиске необходимой информации вещи, которые надо выучить, сами укладываются в голове, что дает несравнимое преимущество.

Кроме того, у обучающегося никогда не возникнет проблем с недостаточным количеством материала, справочников и учебников, ведь все необходимое он получает в Интернете. Из этого вытекает следующее преимущество – для того чтобы проконсультироваться с тьютором, необязательно назначать очную встречу, ведь все необходимое можно узнать, просто написав ему на электронную почту.

Зачеты и экзамены, проводимые в ВУЗах, заставляют волноваться, ведь принимать их будет строгий преподаватель, которому можно еще и не с первого раза сдать. При обучении на расстоянии эта проблема уходит в прошлое, потому как для того, чтобы педагог понял, усвоили ли вы тему, вам просто нужно пройти онлайн-тест в спокойной домашней обстановке. Разве это не явное преимущество?

И, наконец, преподавателям всегда трудно оценить способности каждого студента в группе, но при дистанционном образовании у него есть все возможности «выжать» из вас максимум, приняв во внимание ваши качества.

Минусы дистанционного обучения

После таких преимуществ недостатки могут показаться несущественными, однако они все же присущи такой форме получения образования.

Например, то же заочное общение преподавателя и студента может совершенно по-другому повлиять на запоминание необходимой информации. В процессе жестикуляций педагога, показа его эмоций и действий мозг обучающегося лучше запоминает предлагающуюся информацию. При дистанционном обучении придется приложить больше усилий для усвоения.

Также такое обучение не подойдет ленивым людям , ведь человек должен обладать самодисциплиной, чтобы после работы сесть за компьютер, учиться и выполнять тестовые задания.

Кроме того, людям, которые прекрасно излагают свои мысли вслух, дистанционная форма обучения может не только не помочь, но и наоборот – усугубить ситуацию, ведь в основном все экзамены проходят в письменной форме. При этом преподаватель не может оценить самостоятельной умственной деятельности человека.

Еще один существенный недостаток – это недостаток научных кадров , которые могли бы развивать такую систему, совершенствовать ее, ведь в большинстве своем россияне придерживаются традиционных методов обучения, соответственно, получение образования на расстоянии развивается медленно, не давая в полной мере тех знаний, которые могли бы быть получены при очной форме обучения в институте.

Выводы

Таким образом, дистанционное обучение – это специфическое средство получения образования. Это не идеальный вариант абсолютно для всех людей, но многие могут вынести пользу из этого опыта на практике.

© 2024 Helperlife - Строительный портал