Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Деепричастия несовершенного вида. Все о деепричастии Образование деепричастий несовершенного вида


Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а- (я): говорят: говор + я = говоря, учат: уч + а = уча, радуются: раду + я + сь = радуясь.
Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие глаголы:
  1. если основа состоит из одних согласных: трут, жмут, ткут, лгут, шьют, пьют, льют (исключение мчатся - мчась);
  2. если основа оканчивается на заднеязычные г, к: бегут, берегут, стригут, пекут, секут и т. д.;
  3. если основа настоящего времени оканчивается на шипящий, а неопределенная форма на з, с, cm, х: вяжут - вязать, мажут - мазать, тешут - тесать, пишут - писать, пляшут - плясать, хлещут - хлестать, свищут - свистать, пашут - пахать;
  4. если основа с суффиксом -ну-: пахнут, мерзнут, сохнут;
  5. не образуются деепричастия и от глаголов ехать, драть, лезть, петь, хотеть.
Глагол быть образует деепричастие с помощью суффикса -учи-: будучи.
Деепричастия совершенного вида обычно образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в- (после гласного), -вши- (после гласного), -ши- (после согласного): прочитать: прочита + в = прочитав; исчезнуть: исчезну + вши = исчезнувши.
Возвратные формы деепричастий образуются только с помощью суффиксов -вши-, -ши-: обнявшись, побоявшись, погнавшись, запершись. Суффикс -в- не используется.
От небольшой группы глаголов с основой на согласные и на -ить деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а- (-я-), который присоединяется к основе простого будущего времени: прочтут - прочтя (сов. в.), увидят - увидя (сов. в.), простятся - простясь (сов. в.).
У таких деепричастий, как правило, имеются параллельные образования с типичными суффиксами деепричастий совершенного вида: -в-, -вши-, -ши-: увидят - увидя, увидев; простятся - простясь, простившись. Эти деепричастия называются двувидовыми.
Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я– ). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в , –вши–, ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши (съ) и –ши (сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь ) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь - истекши, принести - принесши, влезть - влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я– ) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в , –вши– , –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я– ) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

Балова ться - балу ясь. Клевета ть - клевеща . Нача ть - начав . Отня ть - отняв . Ржаве ть - ржавея . Отречь ся - отрёкши сь. Поня ть - поняв . Приня ть - приняв . Щебета ть - щебеча . Щекота ть - щекоча . Черпа ть - черпая . Подня ть - подняв .

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида «.

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: «Образование деепричастий

совершенного и несовершенного вида».

Цель урока : ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи.

Методические приемы : беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками.

Задачи урока:

Образовательные : формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов; знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием; формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

развивающие : способствовать развитию у учащихся поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием (познавательные УУД); способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта;

воспитательные : способствовать развитию у учащихся нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах; способствовать развитию у учащихся ценностного отношения к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения : частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности : парная, групповая, индивидуальная.

Знать : деепричастие сохраняет вид глагола, от которого оно образовано; деепричастие как неизменяемая часть речи не имеет окончания.

Уметь : распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида; образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида от соответствующих глагольных форм; правильно употреблять деепричастия в речи.

Оборудование : таблица «Словообразование деепричастий», сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Постановка целей и задач.

Сегодня нам предстоит научиться создавать новые слова и правильно использовать их в речи. Этими словами будут уже известные вам деепричастия. Мы узнаем, какими способами и с помощью каких морфем можно образовать деепричастия, одинаково ли образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Но изучение нового строится на уже имеющихся знаниях, поэтому сначала займёмся повторением сведений о деепричастии, полученных вами на предыдущих уроках.

2. Повторение.

Игра «Закончи фразу».

- Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … (добавочное действие)

- Деепричастия отвечают на вопросы … (что делая? что сделав? как? каким образом? почему?

когда?)

- Деепричастие объединяет признаки … (глагола и наречия)

- Наречные признаки – это … (неизменяемость; зависимость в предложении от

глагола- сказуемого; выступает в роли обстоятельства в предложении)

- Глагольные признаки деепричастия – это … (возвратность-невозвратность; вид;

могут распространяться, как глаголы)

- Деепричастие, объединяя признаки наречия и глагола, показывает … (каким

образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым)

- Из морфем в составе деепричастия отсутствует … (окончание)

- В предложении деепричастие зависит от … (глагола-сказуемого)

- Деепричастный оборот – это … (деепричастие с зависимыми словами)

- Деепричастный оборот на письме …(всегда выделяется запятыми)

- Между однородными деепричастиями, соединёнными союзом и , запятая …(не ставится)

- Не с деепричастиями пишется … (раздельно)

3.Проверка домашнего задания (упр.169 повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба»).

4.Индивидуальный опрос по карточкам у доски.

Расставить знаки препинания, выделить деепричастные обороты, построить схему предложения:

А.)Мать выпустила Прохора (1) и (2) горько заплакав (3) ушла.

Б.) Белые гуси (1) с металлически-звонкими криками (2) распустив крылья (3) и (4) шумно бороздя воду

(5) тяжело шарахнулись в тростники.

В.)Секретарь (1) стараясь не проронить (2) ни слова (3) быстро чертил на пергаменте слова.

Г.)Сухой степной ветер все усиливался (1) разгоняя (2) в ярком весеннем небе (3) белые облака (4) делая даль бесконечной.

5.Объяснение нового материала.

Мы видим, что деепричастия совершенного и несовершенного вида имеют разные суффиксы, а сейчас нам предстоит выяснить, от каких глагольных форм они образуются: одинаковых или разных. Каково ваше мнение? (Учащиеся высказывают своё мнение, приводят доказательства).

- Сейчас, работая с таблицей, мы узнаем, кто из вас был прав, а кто ошибался.

1) Работа с таблицей .

Словообразование деепричастий

Что дела[й’-а]?

Что сдела-в?

Основа глагола настоящего времени несовершенного вида

Основа инфинитива совершенного вида

работа [й’-у]т, сид ’-ат

поработа -ть, посиде -ть

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия совершенного вида

работа[й’ - а ], сид ’- а

поработа - в , посиде - в

Деепричастия несовершенного вида не обрадуются от глаголов:

    с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут;

    с основой на Г, К: бег-ут, тек-ут;

    с основой настоящего времени на шипящий: маж-ут

2) Вывод: деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени несовершенного вида и суффикса – а (я), деепричастия совершенного вида – от основы инфинитива совершенного вида и суффикса – в.

6. Тренировочные упражнения.

    Пользуясь таблицей, запишите глагольные формы, от которых образовались деепричастия, выписанные из повести Гоголя. Только ли суффиксы – а (-я) и – в есть у этих деепричастий?

У деепричастий бывают суффиксы, которые называют непродуктивными, т.к. в настоящее время они крайне редко или вовсе не участвуют в образовании новых слов. Это суффиксы –в, -вши, -ши, -учи, -ючи. Находим мы их лишь в устаревших или диалектных словах. Приведите примеры известных вам деепричастий с такими непродуктивными суффиксами, определите пласт лексики, к которому они относятся: устаревшие или диалектные.

    Коллективная работа.

Задание . Распределите глаголы по рубрикам таблицы, образуйте от них деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Закончив работу, сформулируйте правило написания гласной перед суффиксами деепричастий.

Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Проверка выполнения задания, вывод о написании гласных перед суффиксами деепричастий.

Повторение : какие способы образования видовых пар глагола представлены в нашем задании?

    Употребление деепричастий в речи.

Деепричастия в устной речи используются редко, чего не скажешь о письменной. И не всегда, к сожалению, их употребление бывает безошибочным. Следующие наши упражнения будут развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.

Задание 1. О бразуйте от глагола причастия и деепричастия с зависимыми словами, обозначьте суффиксы, определите вид.

    Беспокоиться (о чём?)………

    тревожиться (за кого?)……..

    уверить (в чём?)…………….

    управлять (чем?)…………..

    победить (кого?)…………..

    страдать (от чего?)………….

Несов.в. несов.в.

Образец: верить (во что?) – вер-ящ-ий в победу, вер-я в победу

Задание 2 . Работаем корректорами.

Исправьте ошибки в предложениях (предложения записаны на доске или выдаются каждому ученику на карточке).

Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа.
Рассевшись по машинам, заревел мотор.
Подходя к воротам фабрики, прозвучал первый гудок.
Катаясь на лодке, луна навевала грусть.
Расчесав лошадям гривы, экипажи тронулись в путь.

Очень важно, работая над сочинением, изложением, следить за употреблением в тексте деепричастий, чтоб не было подобных ошибок.

(Выполненные задания проверяет либо учитель, либо консультанты).

6. Подведение итогов урока.

- Что вы сегодня узнали нового на уроке?

- От каких глаголов можно образовать деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?

- При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Несовершенного вида?

7. Домашнее задание .

§ 29-30, упр. 174,180.

Упр 5. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения. Упр 6. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упр 8 . Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания . 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос. Упр 9 (В. Песков) (Д. Лихачев) (Р. Казакова) (Б. Пастернак) (И. Павлов) (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел. 9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства. 10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.


От основы глаголов н. ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи)
1) замирать- замирев- замирая(суф- ать, -в, -я,)

чувствовать - почувствовав- чувствуя (-ать, -в, -я)

безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя (-ать, -вши, -я)

наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)

расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)

Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.

Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону

Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.

Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.

Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.

2) Построить- построив, услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.

3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев) 3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак) 6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими признаками. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы.
Деепричастие сохраняет глагольный признак - переходность.

Примечание.
Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным.

Деепричастие, как и глагол, может определяться наречием.
В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Примечание.
Некоторые ученые считают деепричастия самостоятельной частью речи, так как они не имеют многих грамматических признаков, свойственных глаголу.

Деепричастия несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие , которое происходит одновременно с действием, выражаемым глаголом - сказуемым.
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а (-я) .
После шипящих употребляется суффикс , а в остальных случаях - -я.
От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи .

Примечания.

  1. От глаголов несовершенного вида, имеющих суффикс -ва- в неопределенной форме (давать, узнавать, вставать, и др.), деепричастие образуется от основы неопределенной формы: выдавать (выдают) - выдавая.
  2. От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
    • от глаголов, корни которых состоят из одних согласных:
      бить ― бьют, рвать - рвут, шить - шьют, жечь - жгут и др.
      Исключение:
      мчаться - мчатся - мчась;
    • от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь - берегут, мочь - могут и др.;
    • от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать - пишут, хлестать - хлещут и др.;
    • от глаголов с суффиксом -ну-: блёкнуть - блёкнут, мокнуть - мокнуть, тянуть - тянут, гаснуть - гаснут и др.

Деепричастия совершенного вида.

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое, как правило, совершается до начала действия. выраженного глаголом - сказуемым.
Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые, как правило, совпадают) при помощи суффиксов -в, -вши, -ши. От возвратных глаголов деепричастия совершенного вида образуются с суффиксом -вши(сь), -ши(сь). Деепричастия с основой на согласный образуются с суффиксом -ши.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм: от основы неопределенной формы и от основы прошедшего времени (когда они не совпадают).
  2. К суффиксу -в возвратный суффикс -ся не присоединяется.
    У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса -а (-я) от основы будущего времени.

Примечания.

  1. От некоторых глаголов сохранились формы с суффиксами -в, -вши, -ши (возвратившись, настроившись, пришедши, приведши, принёсши, простившись, приобретши, увидев, увидевши, услышав, услышавши). если существуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом -а (-я) как менее громоздкие.
  2. Иногда деепричастия с суффиксами -в, -вши образуются о глаголов несовершенного вида, но они употребляются редко (бывши, евши, не имев).

Морфологический разбор деепричастия.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма глагола)
2. Вид.
3. Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.

© 2024 Helperlife - Строительный портал