Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Даниэль дефо ударение в фамилии. Дефо, Даниэль – краткая биография. Творческая биография Дефо

ДЕФО, Даниель (Defoe, Daniel - 1660 или 1661, Лондон - 26.04. 1731, там же) - английский писатель и публицист.

Дефо - основоположник европейского реалистического романа нового времени. Будучи первым звеном в истории просветительского романа XVIII века, он подготовил и социальный реалистический роман XIX в. Традиции Дефо продолжили Г. Філдінґ, Т. Д. Смоллет, Ч. Диккенс. Творчество Дефо составила целую эпоху в развитии английской прозы. Его главное произведение - роман «Робинзон Крузо» - получил мировое признание.

Дефо стал зачинателем таких раВНОвидностей жанра романа, как приключенческий, биографический, психологический, криминальный романы, роман воспитания и роман-путешествие. В его творчестве эти раВНОвидности предстают еще в недостаточно расчлененном виде, но именно Дефо с присущей ему широтой и удалью начал их разрабатывать, наметив важнейшие линии в развитии романному жанру.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая подвергается воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

Важную роль Дефо сыграл и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохе становления буржуаВНОго общества, - Д. находился в центре политической, идейной и религиоВНОй борьбы. Его энергичная и многогранная натура сочетала черты дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Д. родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, который жил в Лондоне. К отцовскую фамилию Фо долю «Где» присоединил сам Даниэль в 1703 г., когда он уже стал известным как автор памфлетов и мог рассчитывать на свои силы в литературной деятельности. Семья Дефо была пуританской и разделяла взгляды дисинтерів (противников господствующей англиканской церкви). Даниэль учился в пуританской духовной академии, но религиозным проповедником он не стал. Его влекло жизнь со всеми ее превратностями, риском в коммерции, бурной предприимчивостью в самых раВНОобразных сферах. Несколько раз он вынужден был объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интерес Дефо не ограничивались предпринимательством, его бурная энергия проявлялась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавленном герцогом Монмаутом восстании против короля Якова II, который пытался восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Д. вынужден был долго скрываться, чтобы избежать суровой кары. Революцию 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами лучшей организации жизни общества, выступал с различными проектами совершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он и писал в своих трактатах и памфлетах. Его беспокоили просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования, проблема сословных привилегий и судьба обделенных природой людей - слепых, глухих, умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и занимался вопросами этики коммерсанта, выступал против англиканской церкви, отрицая ее догматы. Народ благосклонно относился к произведениям Дефо, а самого автора неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму.

Начало литературной деятельности Дефо приходится на 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» («An Essau upon Projects»).

Дефо выступил здесь с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; он писал о создании академии, которая могла бы заниматься вопросами норм литературного языка, говорил о необходимости женского образования. Через год появился памфлет «Ходатайство бедняка» («A Poor man"s Plea», 1698), где говорится о несправедливости законов, карающих бедняков и защищают богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-born Englishman. A Satyr», 1701), где утверждается право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не избранными предками, а благородными поступками и деяниями. Дефо осуждает и высмеивает аристократическую спесь дворян. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которому сторонники правящих в 1688 г. Стюартов упрекали за то, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо считает, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации - это история смешения разных народов. Обращаясь к генеалогии, он доказывает неправомерность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами». Сатира Дефо была популярной среди народа.

После смерти Вильгельма III (1702) английская церковь сняла новую волну преследований дисинтерів. В этой обстановке Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с дисинтерами». («The Shortest Way with the Dissenters», 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с дисинтерами, автор, по сути, выступил их приверженцем. Раскрытие сути авторского замысла повлекло преследование Дефо. Его присудили к заключению и стояния у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни среди людей распространился «Гимн позорному столбу» («A Hymn to the Pillory», 1703), Дефо написал в Ньюгейтській тюрьмы. «Гимн» создан в форме народной песни, и того дня, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа, сошелся на площадь, пел эту песню, приветствуя ее автора.

Тематика памфлетов и трактатов Дефо раВНОобразна: он писал о событиях и фактах общественно-политической и повседневной жизни англичан, дает советы дельцам и коммерсантам, делится собственным опытом ведения раВНОобразных дел и одновременно фантазирует, придумывает, привлекая внимание необычностью, сенсационностью «новостей». Но о явно вымышленные события он пишет так же деловито, как и о явлениях вполне достоверные и реальные. О появлении призрака он сообщает с использованием таких будничных подробностей, все кажется вполне привычным, а о путешествии на Луну пишет так, как будто лично принимал в ней участие. Творческое воображение писателя подкрепляет смелость его мысли. Реальность и вымысел сливаются воедино и подаются как жизненный факт.

Дефо освободили из тюрьмы, когда он дал согласие стать тайным агентом правительства. Жизненный опыт убедил его в лицемерии политиков, и теперь он уже не делал разницы между тори и вігами, служа и тем, и другим.

Нескрываемое выражение демократических симпатий изменилось стойкой умеренностью взглядов. В период с 1704 по 1713 гг. Дефо регулярно выступал со статьями на страницах газеты «Ревью» («The Review»), обращаясь к самым разным проблемам: коммерция, мораль, образование, политика. Он сделал существенный вклад в развитие журналистики и становление жанра эссе. Однако в историю мировой литературы он вошел как романист, и прежде всего как создатель знаменитого «Робинзона Крузо».

Дефо было пятьдесят девять лет, когда появилась первая часть романа о Робинзоне Крузо. Его полное название - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, морехода иВНОрка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» («The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe...», 1719). Создавая эту книжку, Дефо не думал продолжать ее. Однако успех первой части побудил его написать вторую, а вслед за ней и третью: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» («The Батьки Adventures of Robinson», 1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720). Мировое признание получила первая часть, которая осталась жить в веках. После «Робинзона Крузо» Дефо написал: приключенческие романы «Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flandres», 1722), «Роксана» («Lady Roxana», 1724), «Полковник Джек»(«Colonel Jacque», 1722); морской роман «Капитан Сінґлтон» («Captain Single-ton», 1720); исторические романы «Дневник чумного года» («A. Journal of the Plague Year», 1722) и «Мемуары кавалера» («Memoirs of a Cavalier», 1720). Все эти жанровые модификации представлены в творчестве Дефо на ранней стадии их развития.

С присущей ему склонностью к мистификации Дефо издал свой первый роман за мемуары самого Робинзона, тем самым репрезентувавши своего героя читателям как личность вполне реальную.

Именно так сначала Робинзона и воспринимали современники. Впрочем, для этого были определенные основания, поскольку толчком, а во многом и основой для создания романа стал очерк «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем говорилось о реальный случай: матрос Селькирк поссорился с капитаном корабля и его высадили на острове Хуан Фернандес, где тот провел в полном одиночестве четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кременеву ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок, носильний костюм и постель, несколько книг духовного содержания, книги про навигацию и некоторые математические приборы. Сначала Селькирк удался в отчаяние и тяжело переживал одиночество, но со временем, обжившись на острове, он окреп духом и жизнь «стало для него настолько удивительно приятным, что никакие минуты не считал он за груз». Он ел мясо черепах, казатину; когда одежда его иВНОсилась, он одевался в одежду из козьих шкур. Он молился Богу, вполне смирился со своей судьбой, и «жизнь для него стало таким же радостным, как раньше было печальным». Возвращение на большую землю не сделало Селькирка счастливее. Очерк заканчивается поучительным выводом: «Счастливый тот, кто ограничивает свои желания лишь естественными потребностями; у того же, кто підохочує свои прихоти, потребности растут вместе с богатством».

Представленный в очерке Стила факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, что привлекала не только интересной фабулой, но и философским смыслом. История Робинзона перерастает в аллегорическое изображение человеческой жизни как такового. В определенном смысле герой Дефо близок каждому. И очевидно, именно поэтому, заканчивая свой роман, и сам Дефо приходит к мысли о том, что все, изображенное в его книге, он пережил лично. Об этом он рассказывает в заключительной части «Робинзона Крузо», сопоставляя свою жизнь с судьбой Робинзона: «Приключения Робинзона Крузо - схема истинного жизни двадцати восьми лет, проведенных в наиболее блукацьких, одиноких и печальных обстоятельствах, которые когда-либо выпадали человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов... Я потерпел всяческих насилий и пригноблень, несправедливых упреков, человеческого пренебрежения, нападения дьяволов, небесных кар и земной вражды; изведай бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже, чем турецкое, спасся с помощью такого же удачного плана, как тот, что изображен в истории Ксурі.., попадал в море бедствий, снова вирятовувався и снова погибал... Одно слово, нет в воображаемой истории ни одного обстоятельства, которое не было бы законным намеком на настоящую историю». Роман Дефо - это история человеческой личности. Просветительская концепция человека, вера в его возможности, обращение к теме труда, увлекательность и простота рассказа, удивительная сила воздействия всей атмосферы произведения - все это привлекает к нему людей разных эпох, раВНОго возраста и разных интересов.

Рассказ в романе ведется от имени Робинзона. Его простота и бесхитростность, доверчивость тона создают иллюзию абсолютной достоверности того, что происходит. Классически простой зачин произведения: «Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье...» В этом стиле рассказ продлится до самого конца. Сила воздействия романа - в правдоподобности.

Робинзон воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческого труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливает лодка, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая множество трудностей, он осваивает различные ремесла. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабным вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона. Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиоВНОсть и набожность сочетается с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды. Он «с полной безсторонністю, словно кредитор», все сопоставляет и оценивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет специальное внимание подведению «баланса» позитивных и негативных сторон своего положения:

«...словно кредитор и должник, я разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось: Плохо

Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды освободиться.

Я изолирован от всего человечества; я отшельник, изгнанный из человеческого общества.

Но я остался жив, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте...»

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его проиВНОсить, - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от «смиренной благодарности», «безграничной преданности и покорности» Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, его замечательные описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, вдягнутого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном чувство страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и за художественными достоинствами уступают первой. В них говорится о жизни и делах Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговые путешествия в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колоний поселенцев на том острове, где когда-то он жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать много препятствий, однако теперь это уже не столько приключения, сколько деловые авантюры, торговые сделки и спекуляции, да и сам Робинзон изображен как ловкий предприниматель и делец. Третья часть романа содержит дидактические размышления о жизни Робинзона.

«Робинзон Крузо «повлиял на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы отразились в творчестве писателей и мыслителей многих поколений. Они нашли отклик в «Кандіді» Вольтера, в трудах о воспитании Же. Ж. Руссо, в «Фаусте» И. В. Гете. Известно, как восхищался романом Дефо юный Л. Толстой. Существует много подражаний и переделок романа Дефо. Самые раВНОобразные «Новые Робинзоны» стали появляться во многих странах сразу после публикации «Робинзона Крузо» Дефо в Англии, в частности и на украинском языке - Бы. Гринченко (1891), А. Павецького (1900), В. Отамановского (1917), Г. Орловны (1927) и др. Т. Шевченко вспомнил это произведение в автобиографической повести «Художник» и создал рисунок «Робинзон Крузо» (1856). «Робинзонада» быстро разрасталась, а сам термин утвердился и распространился в литературоведении он означает произведения, в которых описываются жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; вне литературным контекстом термин «робинзонада» используется во многих случаях, связанных с ситуацией - человек в единоборстве с природой, во взаимоотношениях с природой.

За свою жизнь Дефо написал более трехсот пятидесяти произведений самых разных жанров. Помимо знаменитого «Робинзона Крузо», в историю литературы вошли романы «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана», а также некоторые другие произведения, которые стали прообразом исторического романа нового времени («Дневник чумного года», «Мемуары кавалера» и др.). Традиции европейского плутовского романа связан роман Дефо «Радости и тяготы знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтській тюрьме и в течение шести десятков лет своей раВНОобраВНОм жизни (не считая детского возраста) была двенадцать раз содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать раз воровкой, восемь лет сосланной в Вирджинию, но в конце концов разбогатела, стала честную жизнь и умерла в раскаянии. Написано по ее собственными заметками». События этого романа происходят в Англии. Героиня - дочь каторжанина, которая родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Она знает жизнь трущоб и ежедневную борьбу за существование. Молль Флендерс умная, энергичная, красивая, но жизненные обстоятельства вынуждают ее стать воровкой и авантюристкой. В «Робінзоні Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он рассказал о судьбе одинокой женщины в обществе. На путь греха ее толкают нищета, голод, жестокость людей. Молль хотела бы другой судьбы, она пытается побороть свою собственную «жестокость и бесчеловечность», но ей это не удается. «Нищета... - настоящий яд добродетели».

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или биографий. В них передана история жизни героя и становление его личности. Дефо раскрывает влияние условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Его герои сталкиваются с жестоким и бездушным миром. Обычно, это люди без прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, вынуждены действовать согласно жестоких законов и общественных установок. Каждый борется в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, изобретательность и ловкость. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный» полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкою и воришкой, потерпев всевозможных жизненных невзгод, становится работорговцем. Принятая при дворе очаровательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

В историю литературы Дефо вошел как автор «Робинзона Крузо», как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с величайшими произведениями мировой литературы.

Известно, что писатель родился в 1660 году в Лондоне в семье мясоторговца. Отец хотел видеть его пастором (семья была присвиторианская), и будущий писатель даже обучался в духовной семинарии, но, по непонятным причинам, от духовной карьеры пришлось отказаться и Даниэль, как и его отец, занялся торговлей.

С 1681 года он начинает писать стихи на религиозные темы. В 1685 году принял участие в восстании Монмута против Якова II Стюарта, потом поступил в Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латынь, а после ее окончания опять занялся торговлей и много путешествовал по Европе, изучая языки, впитывая быт и нравы людей.

Торговец, писатель, шпион

В 1697 он написал свое первое крупное литературное произведение и научный трактат, потом опубликовал несколько сатирических произведений, в которых высмеивал ксенофобию. За одно из них даже был приговорен к позорном столбу и тюремному заключению. Через некоторое время он был выпущен на свободу и продолжил заниматься предпринимательством.

Известно, что Дефо не просто занимался торговлей, но и шпионил для английского короля; некоторые даже считают, что какое-то время он был главой «разведслжбы» Британии (не состоял официально на государственно службе, но имел огромное влияние на короля и правительство, к его мнению прислушивались; вероятнее всего, его выпустили из тюрьмы только потому, что взяли с него обещания начать активно шпионить в пользу государства).

В 1719 году Дефо написал и издал свой лучший роман «Робинзон Крузо». За основу он взял реальные события, произошедшие в 1704 году. Этот роман не только о простом выживание человека в дикой природе, этот роман – гимн цивилизации и своеобразная ретроспектива пути, проделанного человечеством: от варварства (собирательства и охоты) к прогресс (земледелию, скотоводству, ремеслу).

Другие варианты биографии

  • В 1724 году писатель под псевдонимом Чарльз Джонсон опубликовал произведение под названием «Всеобщая история пиратства» (впервые опубликована в России в 1999 году). Это невероятно интересное произведение, основанное на документах, которые хранились в Министерстве колонии Британии. В этой книге содержится максимально достоверное описание жизни и приключений таких пиратов, как Бартоломью Робертса, Черной Бороды, Стида Боннета, Джона Рэкхема.
  • Мало кому известно, что Даниэль Дефо написал продолжение приключений капитана Крузо. Причем действия романа-продолжения происходят в так называемой Великой Татарии (современная Россия, Монголия и Татарстан). Автор не только описывает природу Великой Татарии, но и пытается раскрыть в своем произведении историю, быт, нравы народов, ее населяющих (русских, сибирских казаков, татар, монголов, китайцев).
  • Краткую биографию Даниэля Дефо изучают обычно в 5 классе, когда на уроках литературы знакомятся с таким произведением, как «Робинзон Крузо».
  • Дефо, известный большинству читателей как автор романа «Робинзон Крузо», написал большое количество самых разнообразных произведений (некоторые специалисты насчитывают более 500): памфлеты и научные эссе, романы до сатирические рассказы, поэмы и эссе от первого лица. Писатель считается основателем такого направления как экономическая журналистика.
  • Известно, что в своих публицистических работах Дефо пропагандировал веротерпимость, свободу слова и буржуазное здравомыслие, что было крайне необычно для того времени.

Даниель Дефо(Defoe) – английский политик и знаменитый писатель. Он родился в 1660 или 1661 в Лондоне и умер там же 26 апреля 1731. Сын мясника Фо, он, как и его отец, был ревностным диссидентом-пресвитерианином .

В молодости Даниэль отказался от духовной карьеры, к которой его предназначали, и занялся торговлей в Лондоне, путешествовал по делам во Франции и Испании, но вследствие увлечения политикой и литературой потерпел банкротство (ок. 1692). Свой опыт он применил в «Опыте о прожектерстве» (напечатанном только 1698). В этом сочинении исследуются экономические и политические недуги того времени, и вместе с тем представлен подробный план улучшения социального порядка. Тут присутствуют рассуждения и проекты о финансовых вопросах, о пауперизме, начавшем возникать именно в ту пору, о необходимости умножения элементарных школ, о недостатках женского воспитания в Англии – вкупе с энергичным призывом в пользу умственной эмансипации. «Это сочинение, полное светлых мыслей и новых и справедливых взглядов, – писал Бенджамин Франклин , – сильно повлияло на мой ум; вся моя система философий и морали изменилась. Главные события моей жизни и участие, которое я принял в революции моей страны , были в очень значительной степени результатами этого чтения».

Портрет Даниэля Дефо

Другое эссе Дефо: «Милостыня не есть благотворительность, а обеспечение работой неимущих – пагуба для нации» – политико-экономический трактат с глубоким смыслом, где автор старается понять социальные причины нищеты. Вообще сочинениями этого рода Дефо в области реформ предшествовал всему, что имела Англия XVIII века блистательного между своими реформаторами. Он бросил свет на многие вопросы политической экономии, высшей администрации, религиозные, исторические, эстетические.

В 1701 он написал для короля Вильгельма III , к которому примкнул волонтером тотчас по его высадке (см. Славная революция), сатирическое стихотворение «Чистокровный англичанин» (1701), где отражал нападки на короля, как на иностранца, доказывая, что англичане сами смешанная раса и обязаны этому обстоятельству многими преимуществами.

Когда после смерти Вильгельма возобновились преследования диссидентов, Дефо написал иронический памфлет на приверженцев «высокой церкви» «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702), где издевательски «рекомендовал» им, как самое удобное разрешение вопроса, истребить диссидентов поголовно, как французский король истребил протестантов . Автор едкой сатиры был скоро узнан и приговорен к позорному столбу и заключению в тюрьму. Но позорное наказание обратилось в триумф (Дефо забросали цветами), а заключение было коротким.

В тюрьме Дефо начал писать «Review», составлявшийся якобы из материалов «клуба скандалов». Успех этого журнала вызвал вскоре появление других еженедельных изданий с моралистической направленностью. Лишившись из-за тюремного заключения заработка, которым он содержал себя и многочисленное семейство, Дефо был вынужден в своих политических сочинениях лавировать между своей совестью и поддержкой министерства. Во время переговоров об унии между Англией и Шотландией, правительство воспользовалось услугами Дефо, как посредника, и он разрешил свою задачу весьма умело.

Жизнь и Удивительные Приключения Робинзона Крузо. Фильм 1972 г.

Бессмертным Дефо сделало сочинение «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка » (1719). Эта книга, которую поборник «естественного человека» Руссо хвалил как первоклассное и увлекательное произведения для юношества, есть род «философии истории», представляющей собою картину перехода из первобытного грубого состояния к цивилизованному. Главное значение этого сочинения заключается в основной мысли его, которая однако вполне объективно подкрепляется фактами: человек, перенесенный на пустынный остров, должен как бы сам собою снова воссоздать всю культуру со всеми ступенями её развития. Что до чисто литературного достоинства «Робинзона», то здесь автор с блестящим успехом применил на деле тот «реализм фантазии», умеющий сделать правдоподобным самое невероятное, который составляет его отличительное качество, как беллетриста, являющегося в Англии новатором на этом пути.

Странные приключения своего героя он излагает как истинный художник. «Под его рукой романическое перестает быть романом; оно становится действительной, несомненно истинной историей, за которой мы следим шаг за шагом с полным участием. Удивительное искусство, с которым автор достиг этой неотразимой вероятности рассказа, заключается в тонкости и естественности психологического изображения характеров и в крайне одушевленной живописи подробностей». Хотя по сюжету «Робинзон» воспроизводит действительную историю А. Селькирка на острове Хуан Фернандес, в идее его лежит и автобиографический элемент: будучи тайным агентом того правительства, на которое он недавно нападал, Дефо чувствовал себя в глубоком одиночестве и в постоянной опасности. «Робинзон» был переведен на все европейские и многие невропейские языки и еще в XIX веке вызывал много подражаний (Робинзонад ).

Другие романы Даниэля Дефо, с ужасами и приключениями, написанные частью после невероятного успеха «Робинзона» (например, «Капитан Синглтон»), почти совершенно забыты. Свою публицистическую деятельность Дефо продолжал до 1726 под собственным именем, прекрасно описывая жизнь тогдашних средних и низших классов. Позже он прибег к псевдониму и впал в странную боязнь, по-видимому, в манию преследования. Последние дни жизни Дефо провел в жалкой избе на постоялом дворе, вследствие того, что сын обманул его доверие и дотла разорил его самого и всю семью.

Биография и эпизоды жизни Даниэля Дефо . Когда родился и умер Даниэль Дефо, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, изображения и видео.

Годы жизни Даниэля Дефо:

родился в 1660, умер 24 апреля 1731

Эпитафия

Биография

Жизнь знаменитого писателя и великого авантюриста Даниэля Дефо представляется современникам чередой настоящих загадок. Его величают основоположником современного жанра повествования и отцом экономической журналистики, подозревают в международном шпионаже и политических интригах средневековой Англии. Моральные устои Дефо расцениваются весьма неоднозначно: он словно балансировал между двумя крайностями, олицетворяя собой пуританскую набожность и буржуазное могущество одновременно. Но беспрецедентный талант Даниэля Дефо не вызывает сомнений, ведь главное его детище - история о Робинзоне Крузо - стало культовым романом мирового значения. И, вероятно, в цивилизованном мире едва ли найдется человек, не слыхавший о приключениях одинокого моряка.

Даниэль Дефо родился в Лондоне в семье английских протестантов. С детства готовился в пасторы и получил соответствующее духовное образование в одной из самых элитных столичных академий. Но вопреки настроениям родителей будущий писатель выбрал мирскую жизнь, при чем самую что ни на есть авантюрную. Едва ли Даниэлю перевалило за двадцать, как он открыл свое собственное дело, вложив в него практически все имеющиеся деньги. В бизнесе Дефо не любил размениваться по мелочам, предпочитая только крупные и по-настоящему рискованные сделки. Более того, писатель отлично разбирался в вопросах экономики и политики, что помогло ему завоевать доверие в высших кругах. И речь идет не столько о буржуазии, сколько о самой королевской семье. Известно, что Дефо всячески способствовал возведению на престол короля Гийома Оранского, а во время его правления, соответственно, «ходил в любимчиках».


А покуда Даниэль Дефо развлекался на поприще политики и коммерции, искал себя в литературе и журналистике, блистал в светском обществе, его супруга Мэри Таффли воспитывала кагалу детей практически в одиночестве. Когда дети выросли, никто из них особенного чувства любви к отцу не испытывал. А Дефо к тому времени уже постарел и, изрядно подустав от бурной жизни, стал испытывать потребность в простом семейном счастье. Вероятно, именно здесь в жизни Даниэля Дефо случился некий перелом: он словно осознал, что время его истекает, а главное жизненное счастье безвозвратно утеряно. Тогда же родился новый литературный Дефо - не дерзкий памфлетист-провокатор, а чуткий бесконечно трогательный психолог, описывающий собственную трагедию одиночества. «Я ясно ощущал, насколько моя теперешняя жизнь, со всеми ее страданиями и невзгодами, счастливее той, позорной, исполненной греха, омерзительной жизни, какую я вел прежде. Все во мне изменилось, горе и радость я понимал теперь совершенно иначе, не те были у меня желания, страсти потеряли свою остроту», - устами Робинзона признавался писатель.

Последние годы жизни Дефо прошли в болезни и одиночестве. Порой писателю приходилось скрываться от кредиторов и обманутых издателей, скитаясь по съемным лондонским квартирам. Когда же писатель скончался, о факте смерти Дефо не знали даже его близкие. Считается, что причиной смерти Дефо стал летаргический припадок. Похороны Дефо организовала хозяйка дома, в котором на то время гостил Даниэль. Чтобы возместить затраты на захоронение, ей пришлось распродать часть личных вещей писателя. Смерти Даниэля Дефо посвятили несколько некрологов издевательского толка, а могилу Дефо на лондонском кладбище Банхилл Филдс укрыли простой надгробной плитой, которая вскоре поросла травой и сделалась незаметной. И лишь более сотни лет спустя на месте захоронения писателя открыли гранитный монумент памяти Дефо.

Линия жизни

1660 г. Год рождения Даниэля Дефо.
1673 г. Поступление в нонконформистскую академию в Лондоне.
1683 г. Открытие собственного галантерейного магазина.
1684 г. Свадьба с Мэри Таффли.
1685 г. Участие в мятеже против короля Якова II.
1692 г. Банкротство и временная приостановка коммерческой деятельности.
1701 г. Выход первой сатирической поэмы Дефо. Начало литературной карьеры.
1703 г. Приговор к тюремному заключению за дерзкую критику королевской власти.
1719 г. Выход в печать знаменитейшего романа Даниэля Дефо - «Робинзон Крузо».
24 апреля 1731 г. Дата смерти Даниэля Дефо.

Памятные места

1. Район Криплгейт в Лондоне, где родился Даниэль Дефо.
2. Район Сток-Ньюингтон в Лондоне, где Дефо учился в семинарии.
3. Уэстонзойленд, где писатель участвовал в знаменитой битве при Седжмуре.
4. Район Мурфилдс в Лондоне, где умер Даниэль Дефо.
5. Кладбище на Банхилл Филдс в Лондоне, где похоронен Дефо.
6. Памятник Робинзону Крузо - главному литературному герою Дефо — в Тобольске.
7. Остров Пасхи (Чили), где установлен памятник Робинзону Крузо.

Эпизоды жизни

Публикация романа о Робинзоне Крузо обеспечила Дефо авторитет в литературном мире. Так, на русский язык книгу переводил сам Лев Николаевич Толстой. В современном же мире Даниэля Дефо признают одним из основателей романа как жанра, а его героя - Робинзона - ставят в один ряд с Фаустом и Дон Кихотом.

За памфлет «Кратчайший способ расправы с сектантами» Дефо был приговорен к тюремному сроку и выставлению к позорному столбу. В данном произведении писатель низвел доводы господствующей церкви фактически к абсурду, за что, собственно, и был наказан. Заметим, что «позорное наказание» было крайне оскорбительным, поскольку над прикованным к столбу человеком могли издеваться как угодно. Но в случае Даниэля все случилось наоборот. У столба собралась аристократия, вдохновленная горячей сатирой, и с ног до головы осыпала писателя цветами.

Завет

«Никогда не поздно поумнеть».

Фильм о Даниэле Дефо из цикла передач «Проект Энциклопедия»

Соболезнования

«В лице Даниэля Дефо - талантливого публициста, журналиста, писателя, зачинателя романа нового времени - просвещение в Англии на раннем его этапе обрело одного из самых ярких своих представителей».
Лариса Сидорченко, писатель

«Дефо наделяет Робинзона своими мыслями, вкладывая в его уста просветительские взгляды. Робинзон высказывает идеи веротерпимости, он свободолюбив и гуманен, ненавидит войны, осуждает жестокость истребления туземцев, живущих на землях, захватываемых белыми колонизаторами. Он, наконец, вдохновенно относится к своему труду. Изображая трудовые подвиги Робинзона, Дефо выражает непоколебимую веру в человека, которая была характерна для просветителей».
Елена Корнилова, писатель

«Без чтения хороших книг нельзя обойтись: они помогают нашему воспитанию, развивают наш ум и облагораживают душу и сердце. Есть одна книга, которая, по моему мнению, представляет собою самый лучший трактат о воспитании… Что же это за чудная книга? Ариосто, Плиний или Бюффон? Нет, это - „Робинзон Крузо”!»
Жан Жак Руссо, философ

Родился в семье мясоторговца пресвитерианца , готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу , стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции , где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках.

Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой - тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист , памфлетист и издатель , он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство .

Публицистика

Литературную деятельность Дефо начал политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик -публицист . Писал на разные политические темы. В одном из своих произведений - «Опыт проектов» - он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры -менялы. «Английский банк », один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.

Особенно широкую популярность Дефо приобрёл со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета было обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III . Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию , доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов , а новые - от французских лакеев , парикмахеров и гувернёров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов . После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошелся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами. Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал . Он испробовал профессии торговца, моряка , журналиста , шпиона , политического деятеля, а в возрасте 59 лет стал писателем.

Буржуазия вела борьбу с аристократией на всех фронтах, в частности и в области религии . И Дефо выступил с ехидным памфлетом под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами ». Аристократы и фанатики из духовенства эту сатиру приняли всерьёз, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением, равным Библии . Но когда выяснилось, что Дефо довёл доводы сторонников господствующей церкви до абсурда и тем окончательно их дискредитировал, церковь и аристократия сочли себя скандализованным, добились ареста Дефо и суда над ним, которым он и был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу .

Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». В нём он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.

«Робинзон Крузо»

Первое издание

К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего «Робинзона Крузо». Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается ещё «Капитан Сингльтон».

«Робинзон Крузо» - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра , первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века . Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке , обусловлено развитием английского торгового капитализма.

Некоторые «Путешествия» писались в форме дневника , другие - в форме отчёта или докладной записки, третьи имели повествовательную форму, но выдержанностью изложения не отличались. «Дневник» прерывался повествованием, в повествования включался дневник, в зависимости от требований точности передачи. Если требовалась особенная точность передачи разговора с каким-нибудь лицом, разговор записывался в форме драматического диалога; если требовалась точная передача последовательности ряда событий, они записывались в форме дневника с подразделением на часы и минуты; если требовалось описать что-либо менее детально, прибегали к повествованию.

Но всегда в такого рода произведениях господствовала максимальная точность. Однако документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Но Дефо использует стиль «Путешествий». Его особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приёмом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы .

В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока; они не сравниваются например по белизне и упругости с грудями молодых женщин, а описываются, как в учебниках мореходных школ. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма. Дефо тоже прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит - зло, а в остатке получается все же солидный актив .

В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку - 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.

Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идёт гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.

Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, и на этом «Erziehungsroman’е» построены целые системы воспитания. Ещё Жан Жак Руссо в своём «Эмиле» рекомендует «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество.

Буржуазные писатели охотно подражали «Робинзону Крузо». Из громадной литературы «Робинзонад» можно отметить «Нового Робинзона» Кампе (), в котором развит элемент индивидуализма : Робинзон очутился на острове без всяких запасов и инструментов и должен был все начинать голыми руками. «Швейцарский Робинзон» Висса заострён в сторону коллективизма : Робинзон очутился на острове с четырьмя сыновьями, разными по характеру и индивидуальным наклонностям. В первом «Робинзоне» ставится проблема развития производительных сил, во втором - развития общественных форм, разумеется с точки зрения буржуазии.

Во всей остальной массе переделок центром служит жизнь Робинзона на острове, рассматриваемая с разных точек зрения. Другой характер «Робинзонада» приняла у так называемых продолжателей Дефо. Наиболее видные - Т. Смоллетт и Ф. Марриет . У них резко проявился уклон в сторону морской романтики и проповеди великодержавного британского империализма , обусловленной последующим этапом развития английской буржуазии, её укреплением в колониях, достижением мирового могущества.

Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.).

Многим обязана «Робинзону» и техника западно-европейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, - все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке .

Характерно, что современник Дефо - Свифт - стал известен в России с середины XVIII века , а произведения Байрона и В. Скотта читались почти одновременно в Англии и России. Но зато со времени появления в России не только читателя-аристократа «Робинзон» не перестает переводиться и издаваться в разном объёме.

См. также

Библиография

  • The True Relation of the Apparition of one Mrs. Veal, ;
  • Robinson Crusoe, ;
  • Captain Singleton, ;
  • Moll Flanders, ;
  • Colonel Jack, ;
  • Journal of the Plague Year, ;
  • A Tour through Great Britain, - ;
  • A New Voyage round the World, ;
  • The Complete English Tradesman (апология наживы), - ;
  • The Political History of the Devil, ;
  • System of Magic, ;
  • Essay on the Reality of Apparitions, . Изд. Д.: Scott, ; Hazlitt, 1840; Bohn, - - ; Aitken, 16 vv, ;
  • G. H. Moynadier, 16 vv. ;
  • Boston, Constable’s sumptuous reprints, - ;
  • «Abbey Classics» series. Переводы и издания в России: Робинзон Крузо, в двух частях, перев. с франц., СПб., ;
  • Робинзон Крузо, в двух тт. 200 рисунков Гранвилля, гравированных на камне и отпечатанных в два тона, новый перев. с франц., М., ;
  • Робинзон Крузо, перев. П. Кончаловского, М., ;
  • перев. М. Шишмаревой и З. Журавской, СПб., ;
  • перев. Л. Мурахиной, изд. Сытина, М., , изд. 4-е, и мн. др.
  • Радости и горе знаменитой Молл Флэндерс, перев. П. Кончаловского, «Русское богатство», ЇЇ 1-4, отд. изд., М., , со ст. В. Лесевича, Г. Геттнера, Тэна, П. С. Когана, В. М. Фриче;
  • Всеобщ. история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова;
  • Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПб., (в биографич. серии Павленкова);
  • Залшупин А., Англ. публицист XVII в., «Наблюдатель», , Ї 6;
  • Лесевич В., Даниель Дефо как человек, писатель и общественный деятель, «Русск. богатство», , ЇЇ 5, 7, 8;
  • Его же, По поводу «Молл Флэндерс» Д. Дефо, «Русск. богатство», , Ї 1;
  • Алферов А. и др., «Десять чтений по литературе», М., , изд. 2-е, М., . Биографии Д. (англ.): Chambers, ; Lee, ; Morley H., ; Wright, ; Whitten, 1900.
  • Lamb, Hazlitt, Forster, Leslie Stephen, Minto, Masefield, W. P. Trent (Cambridge History of English Literature). На франц. яз.: Dottin, 3 vv., . На немец. яз.: Horten F., Studien über die Sprache Defoe’s, Bonn, ;
  • Schmidt R., Der Volkswille als realer Faktor des Verfassungslebens und D. Defoe, ;
  • Dibelius, Der englische Roman. На англ. яз.: Secord A. W., Studies in the narrative method of Defoe, . Разыскания в области текста - Lannert G. L., . Об источниках «Робинзона Крузо»: Nicholson W., ; Lucius L. Hubbard, ;
  • Lloyd’s Catalogue of edition of Robinson Crusoe and other books by and ref. to Defoe, L., .

О нём

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Демонизм
  • Джатаки

Смотреть что такое "Дефо, Даниэль" в других словарях:

    Дефо Даниэль

    Дефо Даниэль - (Defoe) знаменитый англ. писатель, род. в 1659 г. Отец его, по профессии мясник, был диссидентом; носил он фамилию Фо, измененную впоследствии Даниэлем в Д. Образование Д. получил в диссидентском учебном заведении, носившем громкое название… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Даниэль - (ивр. דָּנִיֵּאל‏‏‎, англ. Daniel дословно с иврита «Бог мой судья» или «судил меня Бог», и ассоциируется с милосердием и справедливостью Бога) исходно библейское мужское имя (сейчас и как женское Даниэла). Пророк… … Википедия

    Дефо - Дефо фамилия. Известные носители: Дефо, Даниэль писатель, автор романов о Робинзоне Крузо. Дефо, Уиллем американский актёр. Дефо, Джермейн футболист. Дефо, Франсис канадская фигуристка … Википедия

    Дефо - (Даниэль Defoe) знаменитый англ. писатель, род. в 1659 г. Отецего, по профессии мясник, был диссидентом; носил он фамилию Фо,измененную впоследствии Даниэлем в Д. Образование Д. получил вдиссидентском учебном заведении, носившем громкое название… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Даниэль Дефо - Daniel Defoe Дата рождения: около 1660 Место рождения: Криплгейт Дата смерти: 26 апреля 1731 Место смерти: Мурфилдс Род деятельности … Википедия

    Даниэль Дэфо - Даниэль Дефо Daniel Defoe Дата рождения: около 1660 Место рождения: Криплгейт Дата смерти: 26 апреля 1731 Место смерти: Мурфилдс Род деятельности … Википедия

© 2024 Helperlife - Строительный портал