Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что мы знаем о тексте и предл ожении. Урок Вводный урок. Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предл ожении Меня частенько просят ждут

- Отгадайте загадки, напишите отгадки, найдите орфограммы.

Бело покрывало На земле лежало,

Лето пришло,

Оно все сошло. (Снег.)

Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь,

То прятаться начнут. (Дождь.)

В новой стене,

В круглом окне

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь.)

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

Весной цвету,

Летом плод приношу,

* Осенью не увядаю?

Зимой не умираю. (Сосна.)

- Разберите предложение по частям речи.

Родник бьет из земли у старой большой березы.

VIII. Итог урока

- Как проверить парный согласный в корне слова? Подберите свои примеры на эти правила.

Домашнее задание Упр. 380.

Урок 163. Контрольное списывание

Цель: проверить умение аккуратно снисывать текст без грам-матических ошибок и н арушения правил каллиграфического письма.

Ход урока


  1. Сообщение темы и цели урока
(Учащиеся читают текст.)

Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом чистые и пу­шистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.

Нашли проказники болыиую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из тр убы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в речке.

О чем текст?

Озаглавьте его.

Грамматическое задание

1. Подчеркните слова, которые по-разному называют утят


  1. Найдите в тексте два слова с безударной проверяемой глас­ной в корне слова, выпишите. Придумайте на это правило еще два слова, запишите их.

  2. Найдите два слова с мягким знаком - показателем мягко­сти, выпишите. Подбери те еще три слова на это правило, запи­шите их.

  3. Выпишите первое предложение. Выделите в нем главные члены. Определите части речи в этом предложении.
5. Разделите слова для переноса.
Пушистые, речка, утята, корм, гуськом.

6. Сделайте звуко-буквенный анализ слова утята.
III . Итог урока

Домашнее задание Упр. 383.

Урок 164. Урок-путешествие по океану Орфографических Знаний

Цель: сопоставить правила правописания безударных гласных, парных глухих и зво нких согласных в корне слова.
Ход урока

Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по ост­ровам океана Орфографич еских Знаний. Во время нашего путе­шествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов. Итак, в добрый путь!

II. Работа по теме урока

1. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.


  • Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе ово щами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

  • Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. (Помидор.)

  • Название этого овоща произошло от латинского слова ка­пут, что значит «голова». (Капуста.)

  • Огородное растение с крупными семенами - горошинами. (Горох.)

  • Этот овощ получил свое название агурос за то, что, в отли­чие от других овощей, его едят неспелым. (Огурец.)

  • Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки бр али, косы срывали». (Морковь.)

  • (По ходу отгадывания загадок дети записывают названия каж­дого овоща, обознача ют ударение, подчеркивают буквы, написа­ние которых надо запомнить.)

  • Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.

  • Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить без­ударную гласную О.

  • Какую гласную надо запомнить в слове капуста?

  • Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? (Врусском языке есть слова , в которых безудар­ную гласную нельзя проверить ударением, п оэтому их надо запомнить.)
Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные и безветренные дни. А такие дни раньше называли словом погода. Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода, ненастье. Сейчас словом погода называется состоя ние-атмосферы.

(На доске открывается запись: погода - непогода. Детям пред­лагается исследовать: можно ли проверить безударную гласную в каждом из слов. Попытка проверить написание безударной гласной в корне не приводит к положительным результатам. По­этому делае тся вывод, что безударную гласную О в словах погода и непогода надо запомнить.)

2. На острове Безударных Гласных.

Мы плывем по океану Орфографических Знаний, прибли­жаемся к острову Безударных Гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Как вы думаете, почему?

(На доске дети видят остров, его королеву, под островом - со­четания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами.)

- Освободить эти слова от злых медуз можно только в том случае, если подоб рать проверочные слова.

Каменистое дно -м..рской к..нек-п.л.хатый краб -м.л.. дая чайка -к..товая-акула -в. лнуется море -вд..леке от остро­ва -вьются рыбы-прил..палы -п..тнистый осьминог -к.лючий ерш -с.леные брызги - скалистый берег -з..л..неют водорос­ли - удивител ьная рыба - послился рак - ....

Комментарий. Работа проводится индивидуально. У доски работают три ученика - капитаны корабля, каждый со своим столбиком слов. Класс работает с сочетаниями слов, написанных в строчку. Задание для всех одинаково: убрать медузу и вставить нужную безударную гласную.

После осуществляется проверка выполненного задания: ка­питаны называют каждое слово в словосочетании, доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. Класс оценивает правильность ответов. Задание, предложенное классу, проверяется с помощью сигнальных карточек.

3. На острове Парных Согласных.


  • Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных Согласных по глухости/звонкости. Здесь еще утро, некото­рые звуки еще не проснулись. Произнесите звуки парами , и спящие тут же проснутся.

  • Правят этим островом господин Гласный и его помощни­ки-добрые волшебники - звонкие согласные [Р], [Л], [М], [Н]. Кто догадался, почему?

  • Сейчас вы должны доказать, что умеете обозначить на пись­ме буквами парные согласные звуки в опасных местах. А за­дание для вас следующее: я буду читать предложения, а вы найдете в них слова с парными согласными, требующими проверки, и напишете их в тетрадь.
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селед­ка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Упал из своего домика ерш, уползла его соседка улитка.

(После проверки задания учитель предлагает детям восстано­вить (устно) записанные предложения по опорным словам и оза­главить текст.)

- Как же проверить на письме буквы, обозначающие парный согласный по глухости/звонкости на конце слов и в сере­дине перед другими согласными?

4. На острове пиратов.

Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотри­те, кто нас встречает. Это же пираты! Их остров называется Без-грамотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров.

- Докажем, что все мы хорошо знаем правила орфографии, и запишем предложе ния.

Морские жители - известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов.

III . Итог урока

- Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические во рота, задают вам вопрос: какие два правила учат правильно писать буквы в корне слова?

(Дети еще раз вспоминают эти правила и приводят примеры на эти правила.)

Домашнее задание Продолжить текст про морских жителей.
Урок 165. Правописание слов с орфограммами в корне

Цель:

Ход урока


  1. Сообщение темы и цели урока

  2. Проверка домашнего задания
Учитель просит зачитать свои рассказы о морских животных. Дети отмечают наиболее п онравившиеся из них. Учитель обра­щает внимание на построение предложений, на прилагательные, которые ученики 4 использовали при описании морских животных.

III . Чистописание

IV. Работа по теме урока

- Спишите. Перед каждым словом напишите проверочное слово.

Котенок, глазок, конек, зверек, лесок, столовая, солонка, больница, часовщик.

- Выпишите группы однокоренных слов. Поставьте над сло­вами знак ударения.

Сторона, голова, сторонка, головка, сторож, молодой, борозда, сто­рожка, молодость, молоденький, бороздка, холод, говорить, колоски, дорогой, говор, разговор, холодный, ко лосья, дорого.


  • Подчеркните букву, обозначающую безударный гласный в корне.

  • Запишите существительные в единственном числе.
Рельсы, провода, колосья, братья, пешеходы, отряды, рыболовы, геологи, паруса.

(Письмо с комментированием.)

На обед был грибной суп. Под крышей воркует голубь. Поет дрозд.


  1. Физкультминутка

  2. Словарно-орфографическая работа
1. Работа со словарными словами.

- Вставьте пропущенные буквы

К..рова, м..локо, с.бака, п..тух, за..ц, в..рона, в..робей, м.дведь, л.хица.

2. Работа с фразеологическим оборотом.

В старину очень уважительно относились к бороде и усам, ведь они подчеркивали с амостоятельность и зрелость человека. В Древ­ней Руси право ношения усов и бороды даже охранялось законом. За вырванный ус устанавливалось строгое наказание. Оборот сами с усами возник как часть шутливого ответа человека, подчеркиваю­щего свою самостоятельность. Сейчас этот оборот означает, что че­ловек сам знает, как поступать, не нуждается в чьих-то указаниях, считает себя нисколько не хуже и не глу пее других.

Говорила пгука сому:

«Что сидишь ты в своем дому?

Я же плаваю всюду - и вот

Даже видела теплоход!»

Сом ответил: «Мы сами с усами,

Лодку видели под парусами!»

- Спишите пословицы, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.


  • Незнайка л. .жит, а Знайка далеко б. .жит.

  • О дер..ве судят по пл..дам, а о человеке - по его д..лам.
- Подберите две пословицы на эту же тему. (Предлагаем ис­пользовать школьный словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)

Отгадайте загадки, запишите отгадки. Найдите в словах ор­фограмму, подберите про верочные слова.

Кафтан на мне зеленый, А сердце - как кумач, На вкус, как сахар, сладок, На вид похож на мяч. (Арбуз.)

Живет - лежит.

Умрет - побежит. (Снег.)

Под землею он живет, Червяков, жуков жует. (Крот.)

VIII. Итог урока



  • Как проверить безударную гласную в корне?
Домашнее задание Упр. 384.

Урок 166. Повторение и закрепление

Цель: закрепить изученный материал.

Ход урока


  1. Сообщение темы и цели урока

  2. П роверка домашнего задания

  • О ком говорится в тексте? Какие буквы вы вставили? Объ­ясните написание слов.

  • Какие орфограммы выделены в слрвах? Объясните их на­писание.
- Что вы можете рассказать о землеройке и мышонке? (Предлагаем использовать школьный словарик «Животные России».)

III . Чистописание

IV. Работа по теме урока

- Разделите слова на три группы

Утро, прилетели, рисует, солнечный, веселая, грусть, пушистый, подарок, прочи тали.


  • На какие группы вы разделили слова? По какому признаку объединили их в группы? Прочитайте слова каждой группы..

  • Что такое имя существительное? имя прилагательное? глагол?

  • Допишите по два слова в каждую группу.

  • Прочитайте.
На цветах гудят жуки,
Пахнет клевер сладко.
Ребятишки у реки

Встали на зарядку.


  • Назовите слова с безударными гласными. Подберите к ним проверочные слова.

  • Назовите слова с парными согласными. Подберите к ним проверочные слова.

  • Подготовьтесь к письму по памяти.
- Напишите. (Взаимопроверка.)

  1. Физкультминутка

  2. Словарно-орфографическая работа
1. Работа с фразеологическим оборотом.

(Предлагаем использовать школьный фразеологический сло­варик.)

Как по щучьему веленью - значит как по волшебству, как бы само собой. Сказочная щука, которую отпустил Емеля, готова была выполнить любое его желание. Нужно было только произ нести слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью...».

2. Работа со словарными словами.

- Вставьте пропущенные буквы.

М..пшна, скор.., весло, р..бота, п..нал, р..бята, в..р..на, к..пуста.

VII. Закрепление изученного материала

- Спишите предложения. Продолжите рассказ.

Скоро лето

Заканчивается учебный год. Мы хорошо учились. Нас ждет летний! отдых.

Я поеду...

VIII. Итог урока


  • Как проверить парный согласный в корне слова?

  • Как проверить безударную гласную в корне?

Урок 167. Проверочная работа

Цель: проверить навыки правописания гласных после шипя­щих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, раздели­тельного Ь, смягчающего Ь, заглавной буквы в именах со бствен­ных, раздельного написания предлогов со словами.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы проведем проверочную работу по материалу , ко­торый изучали на протяж ении всего года и повторяли на каждом уроке. Давайте повторим основные орфограммы, которые мы из­учили в этом году.

II . Pa бота по теме урока

1. Распределите однокоренные слова по группам.

Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветет, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

2. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках
пишите проверочные слова.

Пришла (...) в..сна. На (...) р..ке растаял лед. (...) В..да (...) зат.лгила (...) б..рега.

В (...) с.сновом (...) б..ру (...) з..мля еще покрыта (...) сн..гом. Но ско­ро (...) заз.ленеют (...) д..ревья. На лугах (...) зап.хтреют (...) цв.лы.

3. Подберите клички животным и названия понятиям и запишите.

Собака корова кот река улица город село....

4. Разделите слова на две группы: в первую выпишите слова
с разделительным мягким знаком, во вторую - со смягчающим
мягким знаком.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льет, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

5. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы. Устно под-
берите проверочные слова.

Зима началась ле..кими морс.цами. Принарядила она дере..ца и ку­сты в белые шу..ки. На каждый сугро.. надела ша..ку. Под сне., на ночь спрятала ря..чика. А медве..ь уже с осе ни зале., в дом.

6. Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы.
Ш. ла в мешке не утаишь.


  • Ч..жая душа - потемки.

  • Сам погибай, а товарищ.. выруч..й.

Загадок
найдено:
14

Загадки с ответом
"дождь, дождик"

Поглядите, поглядите – Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить Землю с небом хочет сшить? Не ответишь - подождем, Отгадаешь под...


Он поплачет над садами - Сад наполнится плодами. Даже пыльный подорожник Рад умыться в летний...


Слезки капают из тучи – Плачет мастер невезучий. Хмурой осени художник, Хлюпает по лужам...


Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это -...


Словно гость постылый, Не подаст с улыбкой руку, Он стучит в окно уныло И наводит скуку! Только жалобы и вздохи, Только слезы льет наш гость. Кто роняет эти "охи" За окном осенний…


И тонок, И долог, А сядет - В траве не видать.


Все зовут меня, дожидаются, Долго не приду – ох и ругаются! А только я пришел – И сразу в землю ушел.


Шел долговяз, в сыру землю увяз.


Меня частенько просят, ждут, А только покажусь, как прятаться начнут.


Он всюду: в поле и в саду, А в дом не попадет. И никуда я не иду, Покуда он идет.


Это кто такой садовник Полил клубнику и крыжовник, Полил грядки и кусты, Вымыл травы и листы. А как сумерки настали, Нам по радио сказали, Что и завтра он придет И польет наш огород.


Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка?


Один льет-поливает, Другой пьет-попивает, А третий, знай себе, Растет-подрастает.

С точки зрения большинства детей, дождь – это очень скучно. Небо хмурое, на улице слякоть, не погуляешь, не покатаешься на велосипеде, не искупаешься в речке.

И всё же стоит научить ребёнка и в плохой погоде находить что-то хорошее. Дождь поит цветы и деревья водой, очищает воздух. Во время дождя хорошо рисовать, читать сказки или слушать музыку. А после него в небе бывает радуга.

А ещё в дождливый день можно отгадывать загадки, например, предложенные на этой страничке. Рифмованные загадки про дождь непременно понравятся детям лёгкостью слога, интересными сравнениями и скрасят минуты досуга.

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил.
***

Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут.
***

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
***

Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
***

Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
***

Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
***

Меня ждут, не дождутся,
А как увидят - разбегутся.
***

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
***


Из серых кораблей капает.
А цветы моются.
***
И тонок, и долог, а сядет - в траве не видать.
***
С неба пришел, в землю ушел.
***
Ждали, звали, а показался - все прочь побежали.

© 2024 Helperlife - Строительный портал