Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Cемейная политика Франции пригодится России. Примеры реализации демографической политики в различных зарубежных государствах Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекст

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

В «Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи», принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений - социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие - государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность этих мер». В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн. до 468 млн. человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.).

В докладе указывается, что демографический спад может иметь серьезные последствия для уровня жизни и отношений между поколениями.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн. человек, 1901 год - 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция - государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы - еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

  • - пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;
  • - пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;
  • - пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;
  • - семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

Особенно активная демографическая политика до конца 80-х годов проводилась в странах Восточной Европы. Среди ее мер применялись: ссуды молодоженам (разовые), пособия по рождению каждого ребенка, ежемесячные детские пособия, предоставление длительных отпусков по беременности и родам, преимущественных прав на приобретение жилья, а также мест в детских садах и школах.

В западноевропейских странах сформирована схожая система демографической политики, но размеры различных рода выплат и других льгот варьируются по отдельным странам.

Единовременное пособие при рождении ребенка в начале 90-х годов:

  • ФРГ -100 марок
  • Великобритания - 25 фунтов стерлингов
  • Франция - 2600 франков
  • Испания - 3000 песет.

Политика стимулирования рождаемости и естественного прироста населения наиболее активно проводится во Франции и в Швеции.

Демографическая политика во Франции

Замечание 1

Активизация политики стимулирования рождаемости в начале 20-х годов ХХ века была обусловлена депопуляцией населения.

Так, до 1967 г. в этой стране было запрещено продавать контрацептивы, до 1975 года под запретом были аборты.

С 1946 года во Франции стали практиковаться денежные выплаты и налоговые льготы семьям, с целью поощрения рождаемости.

В итоге среди западноевропейских стран к середине 80-х г.г. во Франции был один из наиболее высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9 на одну женщину в среднем. Ежегодный прирост населения составлял 0,3 - 0,4%.

За период с 1946 по1974 годы численность населения этой страны выросла на 12,1 миллионов человек, в том числе на 8,5 миллионов человек - благодаря естественному приросту населения, на 2,4 миллионов человек - благодаря иммиграции и на 1,2 миллионов человек - благодаря репатриации французов, проживающих в бывших колониях.

Комплекс современных мер демографической политики пронаталистского типа во Франции существенно влияет на материальное благосостояние семей, имеющих детей.

Так, все лица, проживающие во Франции и имеющие не менее двух детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране получают базовое пособие на ребенка.

Демографическая политика в Швеции

Замечание 2

Рост населения в последнее время стимулируется активной демографической политикой; всем, включая иммигрантов, выплачиваются семейные пособия.

Правительство Швеции также стремится создавать условия для того, чтобы замужние женщины были экономически самостоятельны - иметь реальные возможности зарабатывать.

С 60-х годов ХХ века, с началом сексуальной революции, со школьниками обсуждаются такие вопросы, как контрацепция, сознательное родительство, планирование семьи, а также ответственность мальчиков за аборты и за гомосексуальные связи.

Демографическая политика Евросоюза

Страны Евросоюза достигли определенного консенсуса в подходах к осуществлению государственной поддержки семей с детьми.

  1. Семейные пособия.
  2. Налоговые льготы в тех странах, где пособия применяются меньше.

Пример 1

В Исландии предоставляется базовое пособие на ребенка в форме налогового вычета и управление им осуществляет налоговая служба.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям с детьми выплачиваются из бюджетных средств и не связаны с системой социального страхования. Условие предоставления детского пособия - проживание ребенка и родителей на территории страны. А в Германии, чтобы получать пособие на ребенка, достаточно того, чтобы один из родителей был налогоплательщиком в данной стране.

Вопрос.

Вопрос.

Проведение переписей в мире: этапы. Особенности проведения первых переписей.

Все научные переписи делятся на этапы:
1)конец 18 века – 1 пол.19 века.
Переписи проводятся в таких странах как: Франция, Австрия, США, Швеция, Великобритания. На этом этапе закладываются основы переписей. Перепись содержит мало вопросов.
2)2 пол.19 века – 1 пол.20 века.
Переписи теперь и в: странах Европы, Латинской Америке, Азии.
На этом этапе усложняется структура переписи.
3)2 пол.20века – до настоящего времени.
Переписью охвачен весь мир.
Формируются международные правила переписи. Социологи и демографы изучают детально определенные группы населения.

Определенным эталоном демографической политики является Франция , первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек.

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.
Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.
В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%.
Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний. Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

Демографическая политика в разных странах реализуется по-разному.

В государствах первого типа воспроизводства, характеризующихся относительно невысокими показателями естественного прироста населения, активно проводится демографическая политика, цель которой - повысить рождаемость и естественный прирост. К таким странам относятся Франция, Чехия, Венг­рия, Австрия, Дания. В основном используются экономические рычаги (пособия по уходу за детьми, выделение льготных кре­дитов молодоженам, увеличение оплачиваемого послеродового периода и т.д.).

В странах, где преобладает второй тип воспроизводства, с высокими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста, стремятся снизить рождаемость, сократить естественный прирост. Больше всего озабочены ростом населения правительства Китая, Индии, Бангладеш, Нигерии, Вьетнама. Ими проводится жесткая политика планирования семьи.

Направленность демографической политики в зарубежных странах чрезвычайно многообразна. Возможность направленного воздействия общества на демографические процессы подтверждает опыт некоторых стран Европы (Болгария, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии), где в последние десятилетия активно проводилась демографическая политика, направленная на увеличение рождаемости. Эти меры способствовали ослаблению тенденций падения рождаемости и росту числа вторых и, в меньшей степени, третьих детей в семьях, повышению престижа материнства в этих странах, снижению заболеваемости и смертности, росту материального благополучия семей с детьми.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.



Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия и льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачиваются пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Ростом населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семьи. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и т.д. Пособие увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции , где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семьи: пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран . В условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина их населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай , самая крупная развивающаяся страна с более чем миллиардным населением. Основными составляющими демографической политики были: ограничение числа детей в семье и повышение возраста вступления в брак. В 60-70-е гг. в ходу был лозунг: «Один ребенок - отличная семья, двое детей - хорошо, трое - слишком много, четверо детей - ошибка». Позднее этот лозунг был скор­ректирован. В 1979 г. руководство КНР начало активное осуществление политики однодетной семьи.

В декабре 1973 г. состоялось первое всекитайское совещание по проблемам планирования рождаемости, где впервые было принято решение о планировании численности населения. С 1974 г. показатели прироста населения стали включаться в народнохо­зяйственный план. Гузватый Я.Н. Демографо-экономические проблемы Азии. – М.1980. – С.219 (Бутов 379)

В 1985 г. был завершен первый этап демографической поли­тики - снижение темпов прироста населения до 1%, на рубеже второго этапа (к 2000 г.) планировалось довести аналогичный показатель практически до нулевых значений.

Правительством была определена и конкретная численность населения - 1,2 млрд человек. В 1980 г. было создано Всекитайское общество по планированию рождаемости. Руководящая группа по планированию рождаемости при Госсовете КНР разработала новый законопроект, которым предусматривались административные, моральные и экономические меры.

Какие конкретно предполагались стимулы к тому, чтоб молодые семьи ограничивались рождением одного ребенка?

Женщинам, взявшим обязательство иметь одного ребенка, вручались удостоверения «отличника планирования рождаемости», что давало право преимущества при устройстве в детские учреждения, в медицинском обслуживании, предоставлении жилья. Ребенок имел преимущества при поступлении в вуз, распределении на работу. Родители с одним ребенком до достижения им 14 лет ежемесячно получают денежное пособие в раз­мере 10% зарплаты, они освобождаются от уплаты налогов на воспитание и образование и т.д.

К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся:

  • возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
  • выплата "налога" за второго ребенка;
  • более высокая плата за питание для второго ребенка;
  • отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка.

Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 к началу 90-х.

Но осуществление политики «одной семьи» столкнулось с рядом серьезных трудностей, особенно в сельской местности, что не позволило осуществить ее в полном объеме: уже в 1995 г. численность населения КНР превысила 1221 млн человек. В 1999 г. численность населения КНР (без Сангана и Аомыня) составляла 1267 млн человек, а в 2002 г. превысила 1,3 млрд" человек. Ежегодный прирост населения сохраняется последнее десятилетие на уровне 0,9-1,0%.

По мнению китайских демографов и социологов, быстрый рост численности населения оказывает серьезное влияние на развитие страны и вызывает ряд острых проблем. Какие это проблемы? Джан Хэ Лань. Рост численности населения – фактор социального давления в Китае // СОЦИС. 2000. №1.С.75-80

Обострение проблемы занятости. В 1990 г. численность тру­довых ресурсов в КНР составляла 755 млн человек, в 1996г. -850 млн, а в 2000 г. - более 900 млн. Вместе с тем на рынке труда предложение постоянно превышает спрос.

Проблемы образования населения. По данным статистики, 23,5% населения КНР неграмотны и полуграмотны. В то же время возможность получения образования имело ограниченное число людей. Если принять число студентов за единицу, то соотношения между численностью студентов, учащихся средних школ и учащихся начальных школ здесь составляет (соответственно) 1: 50: 128, т. е. доля лиц, поступающих из начальной школы в среднюю, невысокая, а из средней школы в вуз - еще ниже.

Увеличение расходов на содержание пожилых людей. Это проблема связана с быстрым старением населения. В конце 90-х гг. в Китае было около 130 млн человек в возрасте 60 лет и старше более 10% от общей численности. По расчетам, к 2025 г. численность пожилых людей составит 300 млн человек, а в 2050 г. каждый четвертый житель будет пожилым. Из года в год растет коэффициент иждивенческой нагрузки. В 1988 г. коли­чество пенсионеров составляло 18 млн человек, а расходы на пенсию - 18 млрд юаней. К 2000 г. численность пенсионеров возросла до 40 млн человек, а расходы - до 50 млрд юаней.

Недостаток территории для жизнедеятельности, в первую очередь пахотных земель. Известно, что свыше 50% территории КНР непригодны или малопригодны для проживания (пустыни и полупустыни, горы и др.), кроме того, свыше 20% населения КНР уже сейчас проживает в районах, расположенных выше 500 м от уровня моря. Пахотные земли составляют только 10% территории. По расчетам специалистов, максимально допустимая численность населения КНР не должны превышать 1,6 млрд человек.

Недостаток продовольствия. Хотя КНР занимает первое место по общему производству зерна, мяса и рапса, второе-третье места по целому ряду других продуктов, производство и потребление продуктов питания ниже сред немировых показателей.

Проблема, связанная с нехваткой природных ресурсов. Известно, что КНР занимает ведущее место в мире по запасам многих минеральных ресурсов, пятое место в мире по запасам пресноводных ресурсов, третье место в мире по площади лугов и пастбищ, располагает значительными лесными ресурсами. Однако на душу населения показатели ресурсообеспеченности весьма низкие. Так, по количеству воды на человека КНР занимает 110-е место среди других стран мира. Если в 1980 г. расход пресной воды в КНР составлял 440 млрд 3 , то в 2000 г. - уже свыше 700 млрд м 3 .

Разрушение экологии и загрязнение окружающей среды. Растет эрозия почв (площадь такой земли составляет более 1,6 млн км 2). Идет вырубка лесов (более 300 млн человек исполь­зует лес в качестве источника энергии). Рост численности сельского населения приводит к расширению пашни за счет уменьшения площади лесов. В целом по стране за 10 лет площадь лесов уменьшилась на 23%. Растет индустриальное загрязнение. В 80-90 гг. прошлого века свыше 80% промышленной сточной воды без очистки выпускалось в окружающую среду. По оценкам специалистов, за годы существования КНР количество промышленных от­ходов значительно превысило 5 млрд тонн, они занимают 400 км 2 .

Все это оказало существенное влияние на ход экономического развития страны, на улучшение жизненного уровня населения: темпы роста национального дохода на душу населения весьма низки, а показатель ВВП на душу населения существенно отстает от большинства стран.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

· пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

· пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

· пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

· семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка .

По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года - на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах - стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет .

Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины "сексуальные меньшинства" и "нетрадиционная сексуальная ориентация" как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет .

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация - это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов - люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов - выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

· либерального индивидуализма как высшей ценности;

· трудовой этики как базового элемента системы ценностей;

· доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;

· свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;

· распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;

· влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;

· определенное оправдание расизма;

· отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное - это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год - по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

© 2024 Helperlife - Строительный портал