Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Биологическое образование. Биолог образование Биологическое образование

Биологическое образование , система подготовки специалистов ср. и высш. квалификации в области биологии. В Башкортостане как самостоятельная отрасль спец. образования начала формироваться после революции 1917. Преподавание биологии было введено в 1920 в Ин-те нар. образования (см. Учительский институт). В 1929 в Педагогическом институте им. К.А.Тимирязева, образованном на базе этого ин-та, создано отделение естествознания, на к-ром в 1930 были организованы каф. ботаники, зоологии и др.; в 1933 подготовка биологов осуществлялась на хим.-биол. отделении, с 1934 — на ф-те естествознания. Вклад в становление Б.о. в респ. в 1920—40-е гг. внесли преподаватели Пед. ин-та им. К.А.Тимирязева (С.А.Баранов, М.Я.Соколов, А.И.Чанышев, Г.Г.Штехер), БСХИ (А.Н.Богданов, К.С.Никифорук, П.А.Положенцев). В РБ сложилась система Б.о., которая включает общее, дополнительное, специальное и вспомогательное образование. Общее Б.о. даётся в школе: в нач. кл. преподают природоведение, в старших — ботанику, зоологию, анатомию, физиологию и гигиену человека, общую биологию. Дополнительное Б.о. осуществляется в эколого-биол. центрах и станциях юных натуралистов, к-рые функционируют во всех р-нах и городах республики. Учащиеся осваивают дополнит. знания по биологии в кружках, секциях, а во время каникул в экол. лагерях и на туристич. базах; занятия посещают по выбору. В РБ первые кружки биол. профиля начали функционировать в 1936 в Доме пионеров (см. Дворец детского творчества им. В. М. Комарова). Значит. вклад в развитие дополнит. Б.о. вносит Респ. детский эколого-биол. центр (Уфа), созданный в 1992. Специальное Б.о., включающее анатомию и морфологию р-ний, биохимию, генетику, зоологию беспозвоночных и позвоночных, микробиологию, систематику р-ний, физиологию человека и ж-ных, экологию и др. отраслевые дисциплины, получают в Башкирском государственном университете-, Бирской социально-педагогической академии, Педагогическом университете, Сибайском институте БГУ, Стерлитамакской педагогической академии. В качестве регионального компонента Б.о. в вузах изучаются дисциплины: природа РБ, лекарственные растения РБ, фауна РБ и др. Вспомогательное Б.о. осуществляется в ср. спец. (Аксёновский сельскохозяйственный техникум, Белебеевский педагогический колледж, Бирский медико-фармацевтический колледж, Медицинский колледж, Профессионально-педагогический колледж и др.) и высш. (Авиационный технический университет, Аграрный университет, Медицинский университет, Нефтяной технический университет и др.) уч. заведениях. В БГАУ биол. дисциплины изучаются на ф-тах агрономич. (ботаника, фитопатология, энтомология и др.), вет. медицины (вет. радиобиология, вирусология, эмбриология и др.), лесохоз. (биология зверей и птиц, дендрология и др.), природообустройства (геоботаника, лесоведение). В БГМУ анатомию человека, микробиологию, цитологию и др. изучают на всех ф-тах. В УГНТУ общую биологию и микробиологию, общую биотехнологию и др. преподают на технол. ф-те; в УГАТУ биоэкология, основы биохимии, урбо-экология и др. входят в программу подготовки инж. по специальностям безопасность жизнедеятельности в техносфере, защита в чрезвычайных ситуациях, а также бакалавров по направлению защита окружающей среды. Общая биология и почвоведение преподаются на геогр. ф-те БГУ; биология с основами экологии либо естествознание — на др. ф-тах БГУ и в пед. вузах республики. Обучение в вузах осуществляется по очной форме в течение 5, по заочной — 6 лет. На биол. ф-те БГУ (открыт в 1957) функционирует 6 каф.: биохимии и биотехнологии, ботаники, зоологии, физиологии р-ний, морфологии и физиологии человека и ж-ных, экологии; на естеств.-техн. ф-те Сибайского ин-та БГУ (1998) — 4 каф.: ботаники, общетехн. дисциплин, физиологии человека и ж-ных, экологии. В пед. вузах Б.о. является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по 2 специальностям: биологии и химии, географии и биологии, биологии и физической культуре (см. Педагогическое образование). Ф-т биологии и химии Бирской соц.-пед. академии (1960) готовит преподавателей биологии и химии, биологии и физ. культуры; имеется 4 кафедры. На естеств.-геогр. ф-те БГПУ (1973) готовят биологов-химиков и географов-биологов; функционирует 6 кафедр. В биол.-хим. отделении Стерлитамакской пед. академии (1997) имеется 4 кафедры. В 1922 — 2003 в респ. подготовлено ок. 11 тыс. специалистов-биологов с высш. образованием. Пост. курсы повышения квалификации учителей биологии функционируют с 30-х гг. в Институте развития образования, где разрабатывается методика преподавания биологии в средней школе (Л.Г.Наумова, Б.Х.Юнусбаев). Подготовка специалистов для науч. и пед. работы осуществляется в аспирантуре Биологии института, Биохимии и генетики института, Ботанического сада-института, БГУ и БГПУ по специальностям: биотехнология, биохимия, ботаника, генетика, микробиология, молекулярная микробиология, почвоведение, физиология и биохимия р-ний. В БГУ в 1970—75 работал специализированный совет по защите диссертаций на соискание учёной степени канд. биол. наук по специальности биология; в 1995—97 — по ботанике; в 1997—2003 — по 2 специальностям: физиология р-ний (с 2001 физиология и биохимия р-ний) и ботаника. С 2003 функционирует совет по защите докторских диссертаций по специальностям: физиология и биохимия р-ний, ботаника. За время работы совета канд. диссертации защитило св. 100 человек. В развитие Б.о. внесли вклад Р.Р.Ахметов, М.Г.Баянов, А.Н.Богданов, В.А.Вахитов, А.С.Дмитриев, Л.В.Калимуллина, Ф.Х.Камилов, Р.Г.Минибаев, Б.М.Миркин, Положенцев, Д.И.Смирнов, Т.А.Эмих и др.

Биологии предусматривается при подготовке специалистов с медицинским, с.-х., педагогическим и другим естественнонаучным специальным образованием. Как обязательный учебный предмет биология изучается в общеобразовательной школе. . . имеет мировоззренческое значение , способствует формированию материалистических представлений о живой природе и борьбе с религиозными предрассудками. В СССР подготовка специалистов с высшим Б. о. осуществляется на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов и на факультетах естествознания, биолого-химических, биолого-географических отделениях педагогических институтов, в медицинских, с.-х., зооветеринарных, рыбных и некоторых других вузах. В России преподавание биологии началось в середине 18 . на медицинском факультете Московского университета, а затем в начале 19 в. на медицинских факультетах университетов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове. С 40-х гг. биологические дисциплины были включены в учебные планы с.-х. институтов, которые стали создаваться в это время . В течение 19 в. в Московском, Петербургском и других университетах возникли крупные научные биологические школы и направления, некоторые из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Б. о. как самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923-27 во многих университетах открылись самостоятельные биологические факультеты или отделения, расширилась сеть педагогических институтов, имеющих биологические отделения. За годы Советской власти создана государственная система подготовки специалистов с высшим общебиологическим (университетским и педагогическим) и специальным биологическим (медицинским и с.-х.) образованием. Биологические и биолого-почвенные факультеты университетов (в некоторых университетах - химико-биологические, биолого-географические, естественных наук факультеты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным отраслям биологической науки (ботаника, зоология , физиология растений, микробиология , цитология , биофизика , биохимия , вирусология , генетика и др.), а также специалистов в области смежных наук (цитохимии, биохимической генетики, экологической физиологии, бионики и т.п.), почвоведов и агрохимиков. Б. о. складывается из изучения общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС , научный коммунизм , политэкономия, философия и т.д.) и биологических дисциплин. Биологические дисциплины делятся на общие (изучаемые всеми студентами) и специальные (по свободному выбору для углубленной подготовки в определенной отрасли биологии) курсы . Общими являются: ботаника , зоология, микробиология, биохимия, цитология, гистология и эмбриология , физиология растений, физиология животных и человека, генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов по общим биологическим дисциплинам, существует специализация в таких отраслях биологической науки, как экология животных и растений, ботаническая география , генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология, витаминология, протистология и т.д. Кроме того, в университетах готовятся почвоведы и агрохимики, которые также получают глубокие знания в области биологии. Срок обучения на биологических факультетах университетов от 5 до 6 лет (в зависимости от формы обучения - дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологические факультеты (специальности) имелись в 42 университетах (свыше 40 тыс. студентов; ежегодный выпуск - свыше 5 тыс. чел.). В педагогических институтах Б. о., как правило , является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям: учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. производства, географии и биологии. Студенты педагогических институтов изучают общенаучные и биологические дисциплины, спецкурсы по выбору, а также предметы педагогического цикла, в том числе методику преподавания биологии. В программу подготовки учителей биологии и основ сельского хозяйства, кроме того, включен широкий круг агрономических дисциплин (см. Педагогическое образование). Срок обучения в педагогических институтах 4-5 лет (в зависимости от формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили 125 педагогических институтов (свыше 104 тыс. студентов, в том числе 57 тыс. с двумя специальностями); ежегодный выпуск - около 15 тыс., в том числе 9,3 тыс. с двумя специальностями. Вспомогательное Б. о. получают выпускники медицинских и с.-х. вузов. В учебных планах медицинских вузов имеются обязательные курсы биологии и паразитологии, биохимии, микробиологии, нормальной анатомии, гистологии с цитологией и эмбриологией и др., в планах с.-х. вузов - общие и специальные курсы по биологии, зоологии, микробиологии, анатомии и физиологии с.-х. животных, физиологии растений, ботанике с геоботаникой, биохимии и др. (см. Медицинское образование, Сельскохозяйственное образование). В связи с бурным развитием биологической науки и все возрастающими потребностями народного хозяйства в специалистах с Б. о. существенно увеличился выпуск биологов, специализирующихся в таких областях науки, как биохимия, биофизика, генетика, вирусология, радиобиология, молекулярная биология и др. Создаются отделения и кафедры биофизики и биохимии на биологических, физико-математических и химических факультетах университетов и других вузов. В Новосибирском университете имеется медико-биологическое отделение , которое выпускает теоретических работников в области медицины, 2-й Московский медицинский готовит врачей биофизиков и биохимиков. Подготовка специалистов биологов для научной и педагогической работы осуществляется в аспирантуре, в том числе и во многих научно-исследовательских институтах. Через систему аспирантуры в область биологии приходят специалисты и с физическим, химическим и математическим образованием. Решающее значение для совершенствования системы Б. о. имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связи с практикой» (1963), в котором предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию биологического, медицинского и с.-х. образования. Широкое развитие Б. о. получило и за рубежом. Среди крупнейших центров Б. о. - Калифорнийский (США), Оксфордский (Великобритания), Парижский, Варшавский, Карлов (ЧССР), Берлинский (ГДР) университеты . . . Медведев.

Биологии предусматривается при подготовке специалистов с медицинским, с.-х., педагогическим и другим естественнонаучным специальным образованием. Как обязательный учебный предмет биология изучается в общеобразовательной школе. Б. о. имеет мировоззренческое значение, способствует формированию материалистических представлений о живой природе и борьбе с религиозными предрассудками. В СССР подготовка специалистов с высшим Б. о. осуществляется на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов и на факультетах естествознания, биолого-химических, биолого-географических отделениях педагогических институтов, в медицинских, с.-х., зооветеринарных, рыбных и некоторых других вузах.
В России преподавание биологии началось в середине 18 в. на медицинском факультете Московского университета, а затем в начале 19 в. на медицинских факультетах университетов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове . С 40-х гг. биологические дисциплины были включены в учебные планы с.-х. институтов, которые стали создаваться в это время.
В течение 19 в. в Московском, Петербургском и других университетах возникли крупные научные биологические школы и направления, некоторые из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Б. о. как самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923-27 во многих университетах открылись самостоятельные биологические факультеты или отделения, расширилась сеть педагогических институтов, имеющих биологические отделения. За годы Советской власти создана государственная система подготовки специалистов с высшим общебиологическим (университетским и педагогическим) и специальным биологическим (медицинским и с.-х.) образованием.
Биологические и биолого-почвенные факультеты университетов (в некоторых университетах — химико-биологические, биолого-географические, естественных наук факультеты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным отраслям биологической науки (ботаника, зоология, физиология растений, микробиология, цитология, биофизика, биохимия, вирусология, генетика и др.), а специалистов в области смежных наук (цитохимии, биохимической генетики, экологической физиологии, бионики и т.п.), почвоведов и агрохимиков. Б. о. складывается из изучения общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС, научный коммунизм, политэкономия, философия и т.д.) и биологических дисциплин.
Биологические дисциплины делятся на общие (изучаемые всеми студентами) и специальные (по свободному выбору для углублённой подготовки в определённой отрасли биологии) курсы . Общими являются: ботаника, зоология, микробиология, биохимия, цитология, гистология и эмбриология, физиология растений, физиология животных и человека, генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов по общим биологическим дисциплинам, существует специализация в таких отраслях биологической науки, как экология животных и растений, ботаническая география, генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология, витаминология, протистология и т.д. Кроме того, в университетах готовятся почвоведы и агрохимики, которые также получают глубокие знания в области биологии. Срок обучения на биологических факультетах университетов от 5 до 6 лет (в зависимости от формы обучения — дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологические факультеты (специальности) имелись в 42 университетах (свыше 40 тыс. студентов. ежегодный выпуск — свыше 5 тыс. чел.).
В педагогических институтах Б. о., как правило, является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям: учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. производства, географии и биологии. Студенты педагогических институтов изучают общенаучные и биологические дисциплины, спецкурсы по выбору, а также предметы педагогического цикла, в том числе методику преподавания биологии. В программу подготовки учителей биологии и основ сельского хозяйства, кроме того, включен широкий круг агрономических дисциплин (см. Педагогическое образование). Срок обучения в педагогических институтах 4-5 лет (в зависимости от формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили 125 педагогических институтов (свыше 104 тыс. студентов, в том числе 57 тыс. с двумя специальностями). ежегодный выпуск — около 15 тыс., в том числе 9,3 тыс. с двумя специальностями.
Вспомогательное Б. о. получают выпускники медицинских и с.-х. вузов. В учебных планах медицинских вузов имеются обязательные курсы биологии и паразитологии, биохимии, микробиологии, нормальной анатомии, гистологии с цитологией и эмбриологией и др., в планах с.-х. вузов — общие и специальные курсы по биологии, зоологии, микробиологии, анатомии и физиологии с.-х. животных, физиологии растений, ботанике с геоботаникой, биохимии и др. (см. Медицинское образование, Сельскохозяйственное образование).
В связи с бурным развитием биологической науки и всё возрастающими потребностями народного хозяйства в специалистах с Б. о.

Статья:

" ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ "

Содержание

Введение_______________________________________________________3-5

1. Основные проблемы биологического образования на современном этапе_______________________________________________________6-12

2.Перспективы развития биологического образования______________13-15

3. Анализ опыта раскрытия проблем биологического образования учеными – биологами и методистами____________________________________ ___ 16-21

Заключение________________________________________________ 2 2- 2 3

Список литературы__________________________________________24-25

ВВЕДЕНИЕ

Образование - одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития. Именно поэтому во всех развитых странах образование является одной из главных государственных функций, на реализацию которой ежегодно тратятся огромные материальные и человеческие ресурсы.

Биологическое образование – важный компонент системы образования, который находится на стыке естественнонаучной и гуманитарной областей знания, занимает особое место в естественнонаучном образовании. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности - основу гуманистического мировоззрения. Изучение биологии способствует осознанию того, что сохранность биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества…Биология становится лидером естествознания. Резко возрастает значение биологического образования в подготовке школьников к жизни и к труду (Н.Д. Никандров, В.Н. Ярыгин).

Анализ разных этапов развития методики обучения биологии подтверждает положение о том, что содержание биологического образования соответствует целям и задачам конкретной эпохи, отражает уровень и структуру общественного сознания, зависит от социальной и политической обстановки в стране. Примером может служить ситуация, сложившаяся в связи переходом на новые образовательные стандарты, когда традиционная система обучения, главный принцип которой «учить всех всему», приходит в противоречие с потребностями информационного общества. Ориентируясь на социальный заказ общества, необходимо учитывать вклад каждого учебного предмета в достижение новых целей, стоящих перед образованием.

Одна из важнейших задач биологического образования - это разработка методического обеспечения реализации идей ФГОС. Стандарт второго поколения ставит перед курсом биологии две стратегические цели: социализация и приобщение к познавательной культуре.

Давайте познакомимся с целями биологического образования, провозглашенными образовательным стандартом. Они таковы:

1.Освоение системы биологических знаний.
2.Ознакомление с методами познания живой природы.
3. Овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности.
4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
5. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
6. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Как мы видим, содержание стандартов по биологии в наибольшей мере способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, универсальных учебных умений и действий, как основы культуры школьника.

Объект исследования - биологическое образование в школе.

Предмет исследования - проблемы биологического образования.

Цель исследования - выявление наиболее актуальных проблем биологического образования.

Задачами исследования являются:

- изучение состояния современного биологического образования;

Определение проблем биологического образования на современном этапе;

Изучение опыта педагогов и анализ путей решения проблем биологического образования;

В процессе работы над курсовой были использованы следующие методы исследования: изучение научно-педагогической литературы по проблемам исследования, изучение теоретических материалов; ознакомление с опытом преподавателей биологии.

1.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

На сегодняшний день в системе среднего образования, в том числе и биологического, на первое место выходят проблемы, связанные с обновлением структуры и содержания общего образования, обеспечивающие достижение нового его качества. Эти проблемы требуют изменения приоритетов в биологическом образовании, переосмысление целей и приведения его содержания в соответствие с новыми потребностями общества, мировыми тенденциями, достижениями науки о жизни на современном этапе.

В настоящее время актуальны многие проблемы естественно - научного, в том числе биологического образования. Одной из основных является проблема профессионализма учителей-естественников . Биология - одна из самых быстроразвивающихся наук, а учителя сами учились либо много лет назад, либо по очень старым учебникам. В итоге они часто не знают новейших достижений, а иногда сами плохо понимают биологические закономерности. При преподавании биологии в школе имеют место многочисленные нарушения, недоработки, несоблюдение основных теоретических принципов формирования содержания образования, рассматривающихся как основополагающие для современной системы образования. Для достижения требуемого уровня подготовки выпускников педагогических вузов и преподавания биологии в школе не достаточно формально-документальной перестройки на основе образовательных стандартов. Педагогические кадры не в полной мере готовы к развитию новых навыков и способностей, а также к реализации новых идей и трансляции достижений биологии: среди них много условных специалистов и неспециалистов, обучение которых должно осуществляться чаще и по другим программам. Б удущий учитель должен осознать роль образования как главного института воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества . Он также должен понять, что образование, в проводимых госуд арством реформах , оказалось перед необходимостью радикального пересмотра собственных ценностных оснований, принципов орга низации в условиях социо культурных трансформаций.

Методическая подготовка учителей биологии в современных условиях реформирования школьного биологического образования требует значительных изменений. К таким изменениям необходимо отнести пересмотр программы по методике обучения биологии и содержания учебников, разработку спецкурсов и т.д. Все это будет способствовать эффективной подготовке педагогических кадров в области методики обучения биологии .

В базах данных фонда «Современное естествознание» накоплена информация о более чем 35 тысяч школ и вузов РФ, сведения о десятках тысяч учителей, преподающих естественно - научные дисциплины. Все учителя в базе данных были условно распределены по группам: «элитные учителя», «сильные творческие учителя», «опытные квалифицированные учителя», «молодые учителя». При этом использовано несколько критериев: суммарное количество учеников, поступивших в лучшие вузы страны; наличие выпускников, ставших известными учеными; уровень базового образования; качество и признанность методических разработок; прошлый или настоящий опыт научной работы. Несмотря на то, что результаты вычислений имеют статистические погрешности, а сами процедуры подсчета не идеальны в методическом плане, можно с высокой степенью уверенности констатировать, что сегодня к категории «элитные учителя» по всей стране может быть отнесено не более 100-200 человек (еще 15-20 лет назад их было в несколько раз больше). К категории «сильные творческие учителя» - не более 2000-2500 учителей. При этом от 50 до 80% этих учителей работают в школах Москвы и Санкт-Петербурга. Количество учителей в каждой из этих групп год от года снижается, так как серьезно нарушен естественный ход процессов творческого роста и развития учительского потенциала .

Одной из серьезнейших проблем в настоящее время является проблема учебных программ и учебников. В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки России к использованию только в 2012/13 учебном году включено 68 учебников биологии для 5-9 классов. Учебники биологии различаются подходами к формированию содержания (системно-структурной и функциональной) и структурой (концентрической и линейной) . В связи с этим в учебных программах и учебниках разных предметных линий имеются коренные различия в последовательности изложения не только учебных тем, но и целых разделов. Например, раздел «Человек и его здоровье» согласно разным авторским программам может изучаться либо в 8-ом, либо в 9-м классе. Это означает, что в зависимости от выбранной предметной линии учебников школьники могут изучать один и тот же раздел дважды или не изучать его вовсе, с чем реально учащиеся сталкиваются при переходе из одной школы в другую .

Любой школьный предмет – некая копия соответствующей области научного знания, поэтому должен включать по возможности все разделы данной науки, знакомить учащихся с основными теориями, законами, понятиями и фактами этой науки уже к окончанию основной школы. Вот только никто не может точно объяснить, какие же знания надо считать основными, а какие – необязательными. Поэтому, если открыть федеральный компонент государственного стандарта по биологии, то основной объем составляют знания по анатомии, физиологии и гигиене человека. По крайней мере, именно эти разделы содержат наиболее подробное описание вопросов, подлежащих усвоению. Если рассматривать существующие учебники, то почти половина содержащегося в них материала посвящается ботанике, зоологии и в целом многообразию живого мира.

Другой проблемой современного естественно - научного образования является проблема форм обучения. На занятиях по биологии в школе недостаточно времени отводится на практическую часть – экскурсии, лабораторные работы, опыты и наблюдения, что сказывается на падении интереса школьников к биологии. Из школьной практики почти полностью исчезли экскурсии в природу, не проводятся занятия на учебно-опытных участках связи с их отсутствием в реальной жизни. Изучение биологии все больше проводится не на натуральных природных объектах, а с привлечением только их изображений. Никакие новейшие средства обучения (информационные, в том числе мультимедийные) не могут заменить растений, животных и их изучение в природном окружении. Относительно редко в массовой школе проводятся необходимые лабораторные работы и применяются натуральные средства обучения. Все чаще живую природу в школе изучают с помощью виртуальных экскурсий и виртуальных лабораторных работ .Поэтому в настоящее время весьма актуальным является создание широкой сети биологических кружков и секций на базе средних школ, домов детского творчества, а также других детских учреждений.

Доктор педагогических наук Н.Д.Андреева задается вопросом: «Эффективно ли используется в российских школах время на уроке?» Трудно найти исследование, которое могло бы дать однозначный ответ на этот вопрос. Некоторые косвенные суждения можно высказать по результатам международных исследований. В рамках исследования TIMSS - R были выделены некоторые особенности организации учебного процесса. Анализ результатов опроса учителей подтвердил, что большинство уроков естествознания (биологии, химии, физики, географии) имеют традиционную структуру: контроль, изучение нового материала, закрепление материала и др. Редко проводятся экспериментальные или практические работы, зато письменный контроль знаний осуществляется почти на каждом уроке. На вопросы о том, что происходит на уроках естественно - научных предметов, 75% российских восьмиклассников ответили, что они почти на каждом уроке выполняют самостоятельные или контрольные работы; 88% учащихся сказали, что они почти на каждом уроке переписывают в тетради записи, сделанные учителем на доске. Однако в последнее десятилетие в практике школьного естественно – научного образования имеют место позитивные тенденции, свидетельствующие об активизации учебной деятельности на уроках предметов естественно – научного цикла .

Важной проблемой на сегодняшний день является и проблема качества биологического образования , которую можно рассматривать как общую относительно выше перечисленных проблем . В настоящее время определился принципиально новый подход в определении понятия «качество образования». Оно рассматривается с гуманистических позиций как базис обеспечения и повышения качества жизни, а также как духовно – нравственное, социальное качество жизни, которое осуществляет раскрытие духовного, нравственного потенциала личности, реализацию ее творчества. В связи с этим особое внимание уделяют использованию активных форм организации учебного процесса, применению развивающих технологий, комплексному использованию целесообразных средств, методов и приемов обучения, активизирующих деятельность и самореализацию творческих способностей учащихся. Залогом успешного решения такой сложной и важной задачи служат деятельность учителя, его способность по – новому взглянуть на свою профессионально – педагогическую и методическую деятельность, необходимость учесть новые концептуальные задачи, поставленные обществом перед современной отечественной школой в виде требований к личности выпускника .

Вопросы образования находятся в центре внимания не только в России, но и во многих других странах. Знаковым событием в ряду других стала прошедшая в 1997 г. на биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова Международная конференция "Биология, гуманитарные науки и образование" Международного союза биологических наук при ЮНЕСКО (CBE- IUBS). Конференция показала, что наряду с особенностями, характерными для отдельных стран, существуют и общие проблемы как в школьном, так и университетском биологическом образовании. Главная среди них - всеобщая биологическая неграмотность большинства населения , которая привела к угрозе глобального антропогенного кризиса, истощению природных богатств, снижению видового разнообразия биосферы и т.д.

Результаты исследований PISA (2000, 2003, 2006, 2009) и TIMSS (1999, 2003,2007) свидетельствуют, что по всем главным направлениям формирования функциональной грамотности российские учащиеся 15-летнего возраста значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран. Был сделан общий итог исследования естественно - научной грамотности: российские учащиеся по-прежнему не умеют или умеют плохо:

    осуществлять поиск информации по ключевым словам;

    анализировать процессы проведения исследований;

    составлять прогнозы на основе имеющихся данных;

    интерпретировать научные факты и данные исследований;

    выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов;

    интерпретировать графическую информацию;

В связи с данными недостатками было рекомендовано усилить личностную и практическую ориентированность содержания и процесса обучения, повысить его развивающий характер .

Системное реформирование биологического образования позволит заложить основы для ликвидации биологической неграмотности. Мировоззренческая основа системного реформирования в нашей стране была сформулирована ранее биологами МГУ. Суть ее заключается в необходимости перехода от антропоцентрического принципа построения биолого-экологических образовательных программ к биоцентрическому .

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Во , особенно в поворотные моменты истории, общество смотрит не только вперёд, но и пристально изучает своё прошлое, пытаясь оградить себя от старых ошибок и надеясь найти прогрессивные пути решения возникших противоречий. Многие исторические подходы к решению той или иной проблемы в своё время не могли быть успешно реализованы лишь по тому, что не соответствовали уровню развития общества, но в настоящее время на более высокой ступени общественного развития эти подходы могут оказаться результативными.

Сегодня в мире существует много проблем, но нужно начинать их решать именно с воспитания и образования, но мало кто точно знает все основные проблемы современного образования и пути их решения. Но если не решить данные проблемы, то нет смысла начинать решать другие, так как все они вернуться обратно. Ум человека, его мысли и чувства – это самое важное и часто на это влияет наша система образования .

Актуальной остается проблема определения места биологии как учебного предмета в учебном плане школы. Сокращение числа часов на изучение биологии приводит к перезагрузке, интенсификации, уплотнению содержания обучения. При определении часов на учебный предмет необходимо учитывать периоды его изучения, объем принятого «ядра» содержания обучения, роль курса в становлении мировоззрения школьника и другие критерии .

Требует специального исследования проблема соотношения эмпирических и теоретических знаний в школьном курсе и снятие противоречия: обилие фактологических знаний в основной школе и преобладание теоретических обобщений в старшей без подкрепления конкретным материалом. Не случайно по естественно – научной и, в частности биологической грамотности, в международных исследованиях наши учащиеся лучше выполняют задания на воспроизведение фактических знаний и их применение в типовых учебных ситуациях и хуже справляются с заданиями, требующими применения теоретических знаний в новых нестандартных ситуациях, для объяснения, обоснования биологических явлений.

В процессе изучения биологии необходимо усиливать интеграционные связи с другими предметами. Без опоры и использования знаний из физики и химии невозможно понимание общебиологических закономерностей, сущности физиологических процессов, взаимосвязи биологических систем и окружающей среды, единства картины мира. В частности, связи с химией служат основой понимания происхождения жизни и процессов жизнедеятельности живых организмов; с физикой – для объяснения закономерностей потоков энергии в клетках, организмах, экосистемах и биосфере, понимания сущности обмена веществ и др.; с географией – использование знаний о факторах окружающей среды, погоде, климате, почве, природных зонах, географической оболочке и пр.

В содержание обучения биологии необходимо разработать этапность достижения личностных и метапредметных результатов, номенклатуру универсальных учебных действий. Особое внимание следует уделить проблеме реализации проектной деятельности, использование которой способствует не только освоению системы биологических понятий, закономерностей, теорий, законов, научных фактов, но и формирует такие ключевые навыки, как самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничество и взаимопомощь, самоорганизация, оценочные суждения и аргументация своей точки зрения, своей позиции. А это, в свою очередь обеспечивает реализацию результатов освоения основных образовательных программ, заложенных в ФГОС .

Огромную роль в решении проблем нашего образования играет развитие региональной системы биологического образования, обеспечивающей его непрерывность и высокое качество. Поднимается вопрос о необходимости создания условий для реализации потребности в непрерывном биологическом образовании, в том числе и самообразовании через сферу системы дополнительного и неформального образования; освещаются перспективы развития непрерывного биологического образования на основе взаимосвязи высшего учебного заведения в регионе с образовательными учреждениями, предоставляющими услуги в области биологического образования. Представленные положения ориентируют региональную систему естественнонаучного образования на использование внутренних резервов ее образовательного, научного и инновационного потенциала, на поиск новых, более эффективных форм деятельности для повышения качества биологического образования в регионе.

В России в настоящее время особое внимание придается развитию образовательной среды школ, что проявляется в следующем:

    в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьное образование в условиях расширенного изучения дисциплин естественно – научного цикла;

    в обновлении предметно – образовательной среды школ современными средствами информационных технологий;

    в создании ресурсных центров естественно – научного школьного образования с банком ИКТ ресурсов для всех ступеней и уровней.

В последнее время российское образование становится более индивидуализированным и интенсивным. Одной из важных задач становится раскрытие потенциала обучающихся, усиление их творческой и самостоятельной активности. Изменение соотношения урочной, внеурочной и внеклассной в обучении естественно – научным предметам происходит благодаря организации самостоятельной работы, проведению исследований, выполнению проектов и практических заданий и др. .

3.АНАЛИЗ ОПЫТА РАСКРЫТИЯ ПРОБЛЕМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНЫМИ-БИОЛОГАМИ И МЕТОДИСТАМИ.

Развитие биологического образования требует учета исторического опыта и национальных традиций отечественной школы, использования вклада ученых-биологов и методистов. Обращение к истории предупреждает повторение ошибок, позволяет понять настоящее, прогнозировать будущее, использовать достижения прошлого для решения проблем современного преподавания биологии в школе .

Анализ опыта раскрытия проблем биологического образования

1.Л. Н. Орлова

доцент

Омский государственный педагогический университет

Состояние биологического образования и методической подготовки учителей биологии в России.

На основании результатов анкетирования учителей из разных регионов дана попытка анализа состояния биологического образования и методической подготовки учителей биологии. Автор приходит к выводу, что методическая подготовка учителей требует значительных изменений.

2.С.К.Останина

учитель биологии

МБОУ «Сясьстройская СОШ №1»

Проблемы и пути их решения в преподавании биологии при переходе на стандарты второго поколения в основной школе.

Автор приходит к выводу, что новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых и дей и новых творческих находок, не ограничивает учи теля в выборе средств и методов преподавания.

3.Н.Д.Андреева

доктор педагогических наук

РГПУ им. Герцена

Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства.

Автор рассматривает современные проблемы, недостатки и достоинства отечественного биологического образования школьников с привлечением результатов анализа данных международных и российских исследований естественно - научного образования.

4.Г.А.Воронина

кандидат педагогических наук

УРАО Институт содержания и методов обучения

Биологическое образование в школах США.

5.И.Н.

Пономарева

доктор педагогических наук

РГПУ им. Герцена

Современный взгляд на качество образования в российской школе.

Автор отмечает, что основной задачей в российской школе в настоящее время выступает необходимость улучшения всех аспектов качества образования, так, чтобы все учащиеся достигали принимаемых и измеримых результатов образования.

6.Г.С.Калинова

кандидат педагогических наук

ФГНУ ИСМО РАО

Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы.

В статье анализируется современное состояние современного школьного образования, тенденции его развития; обосновываются приоритетные направления формирования содержания биологического образования исходя из требований ФГОС.

7.Г.С.Калинова кандидат педагогических наук

ФГНУ ИСМО РАО

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии.

В соответствии с Законом об образовании – единственным нормативным документом, которым должны руководствоваться школы, является государственный образовательный стандарт. Стандарт выполняет две взаимоисключающие функции:1) обеспечивает механизм регулирования, стабилизации;

2)вариативность, предоставление региону, школе права выбора приоритетов, стратегии и направлений деятельности, форм и методов работы.

8.В.П.

Александрова кандидат биологических наук

МИОО

Проблемы оценки качества эколого-биологического образования в условиях реализации ФГОС

9.Л.А.Беседина

кандидат педагогических наук

Курский институт непрерывного профессионального образования специалистов отрасли образования

Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования

В современных условиях формирование ключевых компетенций может выступать в качестве деятельностного основания, обеспечивающего успешную подготовку школьников к дальнейшей жизни.

10.Т.В.Уткина старший преподаватель

ГБОУ ДПО ЧИППКРО г.Челябинск

В Челябинской области обсудили проблемы биологического образования

Автор пишет, что данное мероприятие была посвящена обсуждению актуальных вопросов современного биологического образования. «Во время семинара были определены пути решения таких проблем, как: интеграция содержания естественно - научного образования; инновационная деятельность педагога; системный подход в работе с одаренными детьми…»

11.С.В.

Суматохин

доктор педагогических наук

МГПУ

Учебники биологии сегодня: проблема выбора

В статье анализируются федеральные перечни учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в 2012/13 учебном году. Особое внимание уделено предметным линиям учебников биологии в 5-9 классов.

12.С.Т.

Сатбалдина

кандидат биологических наук

БГПУ им. М.Акмуллы

г. Уфа

Место биологии в системе учебных дисциплин

Сегодня для школьной практики особенно актуально обновление содержания образования на основе идеи интеграции различных областей человеческого познания. При таком подходе четко просматривается как единство и целостность реального мира, так и местоположение каждой предметной области в иерархической системе учебных дисциплин. В этой системе особое положение занимает биология, которая, по мнению автора, венчает естествознание.

13.А.С.Ермаков

кандидат биологических наук

Д.С.Ермаков

кандидат химических наук

Эдинбургский университет, Шотландия;

Университет Российской академии образования, Новомосковск

Школьное биологическое образование в Великобритании

«… в Великобритании, в отличие от России, нет унифицированной системы образования. Биология как отдельный предмет в обязательном порядке не изучается, но школьники изучают предмет «наука», включающий биологию…»

14.О.Г.Петрова учитель биологии

Псковская область

Каким должен быть современный урок биологии?

15.Н.Д.

Андреева

доктор педагогических наук

И.Ю.Азизова, кандидат педагогических наук

РГПУ им. А.И. Герцена,

С.-Петербург

Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования

Авторы приходят к выводу, что: «…последовательное освещение и анализ многомерных отношений науки и культуры позволят продемонстрировать учащимся, что наука, в том числе биологическая, оказывает все возрастающее воздействие на формирование новых норм, установок, идеалов и ориентаций культуры…»

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что многие ученые – биологи и методисты раскрывают в своих статьях проблемы биологического образования на современном этапе . С.К.Останина, Г.С.Калинова, В.П.Александрова и др. отмечают, что проблемы биологического образования связаны с реализацией нового стандарта, который обозначил новые требования к образовательным результатам. Но кроме этого, стандарты второго поколения предоставляют «почву» для новых идей и новых творческих находок, не ограничивают учителя в выборе средств и методов преподавания. Но пока стандарты апробируются, не стоит отбрасывать прежние методы работы и находить им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Стандарты второго поколения – одна из важных образовательных тем сегодня, которая вызывает, и будет вызывать еще множество вопросов, а чтобы работа по внедрению ФГОС прошла плодотворно, необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению уже сложившейся образовательной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблем в учительской профессии всегда очень много, особенно в периоды неустойчивого развития, политической и экономической нестабильности, в том числе и по причине частой смены государственных образовательных стандартов.

Некоторые из выделенных проблем уже решаются, но большинство таковых всё ещё остаются перспективой развития общего образования. Однако остаются нерешёнными такие задачи, как рационализация досуга, насколько известно, каждый определяет свой досуг самостоятельно, в том числе и во время каникул, однако некоторые школы, зачастую благодаря инициативе преподавателя всё же выезжают на экскурсии в другие города. На мой взгляд, не должно откладываться решение проблемы, связанной с низкой заработной платой учителей, её решение позволит не только качественно улучшить положение учителей, будет стимулировать их деятельность, но также возможно повысит спрос на профессию данного вида. Нельзя отрицать, что материальный фактор в России чаще всего играет первостепенную роль. Поэтому многое ещё в России предстоит довести до ума или хотя бы сдвинуть с мёртвой точки.

Очевидно и то, что нам не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей и учителей требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры и достояния. Энтузиасты - именно они в условиях кризиса не позволили совсем обмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться на благоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие. При этом, необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. А как подсказывает нам опыт, не всегда выделенные средства идут в правильное русло. К сожалению, помимо развития образования, в первую очередь в нашем обществе необходимо развивать нравственную и моральную ответственность и правопорядок, чувство долга и ответственности.

Подают надежду и последние документы, определяющие стратегию развития общего образования в России («Новая школа», нацпроект «Образование»), поскольку намеченные цели соответствуют потребностям нашего общества.

Хочется надеяться на то, что модернизация образования, в нашем случае общего образования не пройдёт даром и в скором времени все, кто работает в этой сфере, почувствуют эти обновления на себе.

Но уверенно можно сказать, что если решить проблемы современного образования, улучшить систему образования, изменить качество информации и воспитания, мир измениться до неузнаваемости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Александрова В.П. Проблемы оценки качества эколого – биологического образования в условиях реализации ФГОС//Биология в школе, 2013.-№8-с.41.

2.Андреева Н.Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства//Биология в школе, 2013.-№6-с.13.

3.Андреева Н.Д., Азизова И.Ю. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования//Биология в школе, 2010.-№1-с.37.

4.Беседина Л.А. Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования//Биология в школе,

2013.-№2-с.9.

5.Воронина Г.А. Биологическое образование в школах США//Биологи в школе, 2009.-№9-с.32.

6.Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник МГУ,

Сер 7, 1992.-№5.

7.Ермаков А.С., Ермаков Д.С. Школьное биологическое образование в Великобритании//Биология в школе, 2010.-№1-с.43.

8.Калинова Г.С. Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы//Биология в школе, 2013.-№5-с.26.

9.Калинова Г.С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии//Биология в школе, 2012.-№5-с.29.

10.Нирова Л.В. Проблемы и перспективы биологического образования//Вестник Кузбасской государственной педагогической академии, 2012.-№1.

11.Орлова Л.Н. Состояние биологического образования и методической подготовки учителей биологии в России//Интеграция образования, 2005.-№4.

12.Пасечник В.В. Методика преподавания биологии: традиции и инновации//Биология в школе, 2011.-№9.

13.Петрова О.Г. Каким должен быть современный урок биологии?//Биология в школе, 2010.-№7-с.27.

14.Пискунова Е.В. Исследование социально – культурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы – СПб.,2008.

15.Пономарева И.Н. Современный взгляд на качество образования в Российской школе//Биология в школе, 2009.-№8- c .19.

16.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.-с.454.

17.Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2011.-с.54.

18.Сатбалдина С.Т. Место биологии в системе учебных дисциплин, 2010.-№3-с.22.

19.Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора//Биология в школе, 2012.-№4-с.26.

20.Суматохин С.В. О разработке содержания школьного биологического образования//Биология в школе, 2012.-№9.

21.Уткина Т.В. В Челябинской области обсудили проблемы биологического образования//Биология в школе, 2012.-№6-с.79.

22.Федеральный государственный стандарт Основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.-с.5.

23. http :// postnauka . ru / talks /30749

24. http :// psyx - dog . ru

25. http://studmed.ru

Биологическое образование

система подготовки биологов для научно-исследовательских учреждений и преподавателей биологических дисциплин. Знание биологии (См. Биология) предусматривается при подготовке специалистов с медицинским, с.-х., педагогическим и другим естественнонаучным специальным образованием. Как обязательный учебный предмет биология изучается в общеобразовательной школе. Б. о. имеет мировоззренческое значение, способствует формированию материалистических представлений о живой природе и борьбе с религиозными предрассудками. В СССР подготовка специалистов с высшим Б. о. осуществляется на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов и на факультетах естествознания, биолого-химических, биолого-географических отделениях педагогических институтов, в медицинских, с.-х., зооветеринарных, рыбных и некоторых других вузах.

В России преподавание биологии началось в середине 18 в. на медицинском факультете Московского университета, а затем в начале 19 в. на медицинских факультетах университетов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове. С 40-х гг. биологические дисциплины были включены в учебные планы с.-х. институтов, которые стали создаваться в это время.

В течение 19 в. в Московском, Петербургском и других университетах возникли крупные научные биологические школы и направления, некоторые из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Б. о. как самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1923-27 во многих университетах открылись самостоятельные биологические факультеты или отделения, расширилась сеть педагогических институтов, имеющих биологические отделения. За годы Советской власти создана государственная система подготовки специалистов с высшим общебиологическим (университетским и педагогическим) и специальным биологическим (медицинским и с.-х.) образованием.

Биологические и биолого-почвенные факультеты университетов (в некоторых университетах - химико-биологические, биолого-географические, естественных наук факультеты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным отраслям биологической науки (ботаника, зоология, физиология растений, микробиология, цитология, биофизика, биохимия, вирусология, генетика и др.), а также специалистов в области смежных наук (цитохимии, биохимической генетики, экологической физиологии, бионики и т.п.), почвоведов и агрохимиков. Б. о. складывается из изучения общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС, научный коммунизм, политэкономия, философия и т.д.) и биологических дисциплин. Биологические дисциплины делятся на общие (изучаемые всеми студентами) и специальные (по свободному выбору для углублённой подготовки в определённой отрасли биологии) курсы. Общими являются: ботаника, зоология, микробиология, биохимия, цитология, гистология и эмбриология, физиология растений, физиология животных и человека, генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов по общим биологическим дисциплинам, существует специализация в таких отраслях биологической науки, как экология животных и растений, ботаническая география, генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология, витаминология, протистология и т.д. Кроме того, в университетах готовятся почвоведы и агрохимики, которые также получают глубокие знания в области биологии. Срок обучения на биологических факультетах университетов от 5 до 6 лет (в зависимости от формы обучения - дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологические факультеты (специальности) имелись в 42 университетах (свыше 40 тыс. студентов; ежегодный выпуск - свыше 5 тыс. чел.).

В педагогических институтах Б. о., как правило, является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям: учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. производства, географии и биологии. Студенты педагогических институтов изучают общенаучные и биологические дисциплины, спецкурсы по выбору, а также предметы педагогического цикла, в том числе методику преподавания биологии. В программу подготовки учителей биологии и основ сельского хозяйства, кроме того, включен широкий круг агрономических дисциплин (см. Педагогическое образование). Срок обучения в педагогических институтах 4-5 лет (в зависимости от формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили 125 педагогических институтов (свыше 104 тыс. студентов, в том числе 57 тыс. с двумя специальностями); ежегодный выпуск - около 15 тыс., в том числе 9,3 тыс. с двумя специальностями.

В связи с бурным развитием биологической науки и всё возрастающими потребностями народного хозяйства в специалистах с Б. о. существенно увеличился выпуск биологов, специализирующихся в таких областях науки, как биохимия, биофизика, генетика, вирусология, радиобиология, молекулярная биология и др. Создаются отделения и кафедры биофизики и биохимии на биологических, физико-математических и химических факультетах университетов и других вузов. В Новосибирском университете имеется медико-биологическое отделение, которое выпускает теоретических работников в области медицины, 2-й Московский медицинский институт готовит врачей биофизиков и биохимиков. Подготовка специалистов биологов для научной и педагогической работы осуществляется в аспирантуре, в том числе и во многих научно-исследовательских институтах. Через систему аспирантуры в область биологии приходят специалисты и с физическим, химическим и математическим образованием. Решающее значение для совершенствования системы Б. о. имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению её связи с практикой» (1963), в котором предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию биологического, медицинского и с.-х. образования.

Широкое развитие Б. о. получило и за рубежом. Среди крупнейших центров Б. о. - Калифорнийский (США), Оксфордский (Великобритания), Парижский, Варшавский, Карлов (ЧССР), Берлинский (ГДР) университеты.

Ж. А. Медведев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Биологическое образование" в других словарях:

    Постоянное воздействие на биосферу Земли элекгромагнитных и корпускулярных излучений внеземного и земного происхождения, приводящее к биохимич., физиол., генетич. и др. изменениям, возникающим в живых клетках и организмах. Наиболее мощный… … Биологический энциклопедический словарь

    Изменения, вызываемые в жизнедеятельности и структуре живых организмов при воздействии коротковолновых электромагнитных волн (рентгеновского излучения и гамма излучения (См. Гамма излучение)) или потоков заряженных частиц (альфа частиц… …

    Имеет целью подготовку специалистов в области естественных наук биологии, геологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др. Объяснение явлений природы, знание её основных законов способствуют наиболее рациональному … Большая советская энциклопедия

    Одна из форм подготовки и повышения квалификации специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также получения общего среднего образования без отрыва от работы на производстве. В отличие от дневной системы образования, в З.… … Большая советская энциклопедия

    Образование осадка из растворенных в воде веществ путем хим. выпадения или в результате биогенного синтеза минер, частиц осадкообразующими организмами. При О. х. б. происходит выборочное извлечение из раствора определенных веществ в зависимости… … Геологическая энциклопедия

    Государство особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.… … Википедия

    При изучении явления бактериофагии исследователи обратили внимание на то, что иногда встречаются культуры микроорганизмов, которые содержат фаги, хотя на эти культуры фагами и не воздействовали. Явление фагоносительства получило название… … Биологическая энциклопедия

    Отравляющие вещества и средства заражения, предназначенные для ведения войны. Вероятно, ни одна форма ведения войны не вызывала такого неприятия, как эта, даже в античные времена. ХИМИЧЕСКИЕ БОЕВЫЕ СРЕДСТВА Химические боевые средства (ХБ средства … Энциклопедия Кольера

    - (ЗАТО) городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для… … Википедия

© 2024 Helperlife - Строительный портал