Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Авторы русской литературы 18 века. Художественная литература. На пороге Золотого века русской литературы

Литература 18-го века.

Одной из основных задач при изучении литературы 18 века явлется раскрытие характерных особенностей динамики историко-литературного процеса в России того времени. Поэтому основное внимание на уроке уделяется анализу идейно-эстетического содержания, формированию, взаимопроникновению, борьбе и смене литературных направлений, а также деятельности тех писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

Известно, что определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в 18 веке оказался период петровских преобразованиий, когда перед лицом европейских стран появилась "новая Россия"

Рост интереса русских писателей 18 века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в искусстве. А просветительская снова русской литературы 18 века влекла за собой утверждение ценности человека.

С 60-х годов 18-го столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций, неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатирической линии. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу, объясняя характер как результат воздействия на него среды, внешних обстоятельств. Анализируя с учащимися произведения художественной литературы 18 века, обращаем пристальное внимание именно на "результат воздействия" на личность окружающей среды и внешних обстоятельств. А именно: в определённую идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились, но формирование реализма (как и романтизма) начинается в 18 веке. С этого времени начинает увеличиваться интенсивность одного из основных процессов развития русской литературы- её неуклонная демократизация.Таким образом, школьники получают представление о том, что к концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода "К милости" Карамзина, ряд произведений Радищева). И, наконец, в одном из важнейших произведений русской литературы 18 века- "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев придёт к твёрдому выводу о необходимости и неизбежности народного востания.

При изучении литературы 18 века следует ознакомить учащихся с периодизацией в истории русской литературы данной эпохи. Это позволит ученикам понять важнейшие процессы в развитии литературы той эпохи, её мирового значения. Здесь можно наметить 4-е периода:

1-й период- литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.

Вот почему в истории русского народа, его культуры и литературы "осьмнадцатое столетие не может быть "забвенно""(Радищев).

Периодизация:

1. 1700-1720 гг. - Литература петровской эпохи (предклассицистический период) - переход от традиций древнерусской книжности к литературе общеевропейской (от церковной к светской). Нет единых опорных направлений, норм, традиций. "Стихийность, беспомощность".

Общая тенденция - панегирический стиль. Складывается понятие авторства, но произведения преимущественно безавторские.

Смешение всех "лингвистических моментов" того времени (кальки, церковно-славянский язык...).

В жанровом плане:

2. 1730-1750 (60) гг. - формирование классицизма - новые жанры, система стихосложения... (Антиох Дмитриевич, Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков).

Ключевое слово периода - классицизм.

Классицизм - художественное направление в европейском искусстве 17-18 вв., опирающееся на философию рационализма и предполагающее разрабоку строгого эстетического канона.

Строгая система образов.

Каждый герой - воплощение какой-то мысли (скупой только скуп...). Строгий конфликт (как правило между долгом и чувством).

"Триединство" - место, время, действие. В центре повествования одна сюжетная линия. Вся пьеса (все действие) совершается за сутки в одном месте.

3. 1760-1780 - утверждение кризиса классицизма. (Не все исследователи выделяют этот период).

В этот период начинается рассвет массовой низовой литературы. Появляется демократичесая беллетристика.

Новаторы: Эмин, Чулков.

В лироэпическом жанре: Майков, Богданович.

В сатирической публицистике 1769-1774 гг. - влияние Новикова + Фонвизин и Державин.

4. 1790... - постклассичесский или сентементалистический.

Сентементализм - художественное направление в искуссве второй половины 18 века. Опирается на философскую систему сенсуализма Дж. Локка.

Точно так же, как классицизм, ориентирован на воспитание хорошего человека на основе философии Ж.-Ж. Руссо: человека стоит воспитывать на лоне природы, воспитывать его чувства.

Наиболее важные понятия в сентементализме: природа, естественность, чувства. Человек должен "соразмерять свои движения души с движениями природы".

Сентементализм - полная противоположность классицизма.

Элегии, идиллии, пасторали, лирические стихотворения, послания...

В центре внимания не выдающийся политический деятель (как в классицизме), а обычный средний человек.



В этот период уже обнаруживаются начала Романтизма.

Идейное и художественное значение литературы 18 века:

Каждое литературное направление 18 века внесло свой вклад в идейное и художественное развитие русской литературы.

Классицизм сблизил русское искусство с античным (в подчеркивании могущества и стройности, величия и гармоничности, в строгости соблюдения правил). Русский классицизм не просто наследовал античность, а усложнял ее мир, превращая строгую торжественность в пышную величавость, наделяя божественными достоинствами грешных смертных правителей. Так они создавали идеал монарха, которому тот должен был следовть (прославление Екатерины Второй). Русский классицизм проникнут не только монархической идеей, но и общенациональной гражданской направленностью (прославление России). Классицисты много сделали для русского просвещения. Державин, например, соединил оду с сатирой и заговорил о подчиненности царей и рабов одному закону природы (Ода властителям и судиям). Главной его заслугой было создание "забавного" русского слога.

Кроме того, в 18 веке развивается драматургия. Фонвизин, в основном следуя законам классицизма, вносит черты реализма в свои комедии (более сложные сложные...).

Сентемантализм проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, к естественной природе, к быту. Это приводит к демократизации литературы. Развиваются новые жанры: дневники, путевые заметки, письма, мемуары, элегические послания, повести и романы. Литературное произведение часто пишется от первого лица и это придает прозе лиризм и поэтичность (Карамзин, молодой Жуковский...).



Так же в 18 веке были заложениы традиции "бунтарской" литературы (Радищев).

Карамзин обновил русский язык.

Литературная критика XVIII века. Литература XVIII века в оценке А.С. Пушкина и В.Г. Белинского.

Самыми известными критиками 18 века являются Пушкин, Белинский и Добролюбов. В своих критических статьях они оценивают произведения своих современников. Белинский в своих "Литературных мечтаниях"пишет о своем отношении к русским поэтам и писателям,к политическим и научным деятелям, к русской литературе и истории. Он делит всю русскую литературу на 5 периодов:!1)ломоносовский2)карамзинский 3)пушкинский4)прозаическо-народный 5)смирдинский("Библиотека для чтения"). он говорит, что литература - это символ внутренней жизни народа.ее цель- воспроизводить в слове идею всеобщей жизни природы.народные обычаи крайне важны,они опора бытия. О петре великом он высказывает двоякое отношение:1)он уничтожил русскую самобытность 2)сделал нашу страну передовой державой (создал флот, развил промышленность и торговлю и др.)Вывод:нужна постепенность просвящения.КАНТЕМИР-иностранец(это не комплемент),забыт из-за отсутствия таланта. ТРЕДИАКОВСКИЙ "не имел ни ума, ни чувства, ни таланта". смешон и уродлив. Был рожден для топора, а не для пера. ЛОМОНОСОВ- с него начинается русская литература."Перт нашей литературы". не народен, т.к. подражает иноземному.из-за подражательности забыт. Его стихи - хорошие, но оратор из него плохой. в его литературе разум преобладает над чувствами-это плохо. "Петриада" просто ужасна. СУМАРОКОВ- все его творчество-"жалкая и смешная натяжка". бездарный хвастун.ДЕРЖАВИН- его песни-символ могущества и славы России.пел дифирамбы екатерининскому времени. его творчество разнообразно как природа.в его сатирах и одах отражается философия русского ума.Народен по своей необразованности.

ФОНВИЗИН-его комедии не сарказм, а просто плод веселости. был лучше остальных. его слог похож на карамзинский. БОГДАНОВИЧ- приобрел популярность из-за душеньки, т.к. она была написана легким и плавным слогом. ХЕРАСКОВ-хороший человек,но не поэт. "Россияда" и "Владимир"- очень скучные поэмы. КНИЖНИН- трудолюбивый писатель, имел талант к языку форме, особенно в комедиях. много заимствовал у фр. писателей. КАРАМЗИН- великий. Ознаменовал собой целый период. но устарел из-за своей неискренности и неестественности.плаксивость все портит. сделал меньше чем мог. "Письма русского путешественника" ужасны. жива только "история государства российского",написана хорошим слогом, но слишком пристрастно. ДМИТРИЕВ- остроумный. прекрасные басни и сказки. но не достаточно народен. КАПНИСТ- забыт. "Ябеда"- фарс, написанный варварским языком.СМИРИДИН- двигатель литературы но его журнал "Библиотека для чтения"- продажный. КРЫЛОВ- писал совершенные басни. НАРОДЕН.

ПУшкин писал, что лучший в прозе - карамзин. франция сильно повлияла на русскую литературу(манерность, робость, бледность). автор без иностранного влияния - только крылов(державин, богданович). В "Путешествии из Москвы в Петербург" порицает ломоносова и сумарокова.но привозносит тредиаковского.

3. Статья Н.А. Добролюбова «Русская сатира в век Екатерины» и ее значение в оценке литературы XVIII века.

Добролюбов был недоволен состоянием современной ему сатиры. Он это высказал в статье «Русская сатира в век Екатерины» (1859). Внешним поводом для рассмотрения вопроса послужила книга А. Афанасьева «Русские сатирические журналы 1769-1774 годов». Книга Афанасьева была откликом на период «гласности» и славословила либеральную концепцию развития сатиры в русской литературе. Добролюбов с похвалой отмечал в статье «Русская сатира в век Екатерины» такие произведения XVIII века, как «Путешествие в ***», и ныне приписываемое то Новикову, то Радищеву, знаменитый «Опыт российского сословника» Фонвизина, вызвавший резкий окрик царицы.

Свои суждения о литературе XVIII века Добролюбов развернул в более зрелой статье «Русская сатира в век Екатерины» (1859), где с еще большей силой и остротой поставлен вопрос о слабости сатирических изданий того времени. Правда, обратившись снова к историческому материалу, Добролюбов прямо предупреждал читателей «Современника», что перед ними не только научное исследование, но и злободневное выступление, направленное против мелкого либерального обличительства, столь распространенного в литературе конца 50-х годов. Действительно, в этой статье, как и во многих других, Добролюбов умело сочетал серьезность научного исследования, разработку мало изученного историко-литературного материала с разрешением актуальных литературно-политических задач, стоявших перед «Современником», и прежде всего задач борьбы против либерализма.

Добролюбов был прав, повышая критерии оценки сатиры вообще. Но он явно недооценивал сатиру XVIII века. Он слишком утилитарно, не исторически к ней подошел. Добролюбоз исходил из схемы, которая не закрепилась в науке: «...сатира явилась у нас, как привозной плод, а вовсе не как продукт, выработанный самой народной жизнью». Если Белинский допускал подобное утверждение применительно к русской литературе с ее одами, мадригалами, то во всяком случае сатирическое направление даже в той форме, в какой оно началось с Кантемира, он всегда считал самородным, безыскусственным.

Неисторично было и такое обобщение Добролюбова: «...характер всей сатиры екатерининского времени отличается самым искренним уважением к существующим постановлениям и преследованием исключительно одних только злоупотреблений». Здесь явно XVIII век судится по критериям 60-х годов XIX века. Во времена Новикова надо было еще научиться нападать хотя бы на злоупотребления; была еще екатерининская «безличная» сатира на пороки вообще.

В целом вывод Добролюбова о сатире был такой: «Но слабая ее сторона заключалась в том, что она не хотела видеть коренной дрянности того механизма, который старалась исправить».

Понятно, что суровые разборы и приговоры Добролюбова относительно сатиры XVIII века имели свою цель. Он хотел сатиры не мелочной, а боевой, направленной против общественного эксплуататорского строя. Он этим выражал свои революционно-демократические чаяния, стремление повысить критерии современной сатиры, противопоставить ее либеральному обличительству. Но Добролюбов слишком дидактически решал сложный вопрос.

В основе статьи Добролюбова лежит мысль о том, что «наша сатира не то и не так обличает» . Привлекая обширный фактический материал, автор доказывал, что сатирики прошлого критиковали мелкие, частные недостатки, но «никогда почти не добирались... до главного, существенного зла, не разражались грозным обличением против того, от чего происходят и развиваются общие народные недостатки и бедствия». Иные из них нападали на «необразованность, взяточничество и ханжество, отсутствие законности, спесь и жестокость в обращении с низшими», но «весьма редко в подобных обличениях проглядывала мысль, что все эти частные явления суть не что иное, как неизбежные следствия ненормальности всего общественного устройства... Никогда в сатирах наших вопрос о взятках не переходил в рассмотрение общего вреда бюрократии и тех обстоятельств, которыми сама бюрократия порождена и развита»

Такова была революционная постановка вопроса о сатире, которая, по мнению критика, должна была обличать не частные недостатки, а коренные основы крепостнического государства.

XVIII век — век окончательного падения феодализма в Западной Европе, формирования великих европейских колониальных держав, сложения мирового рынка. На авансцену исторического процесса вышли Англия, самая передовая страна победившей буржуазной революции, и Франция, которая готовилась к эпохальной революции 1789-1793 годов; в католических — Испании и Италии — феодальные пережитки были еще достаточно стойки, а Германия с ее феодальной раздробленностью и крепостным правом была самой отсталой из стран Запада, только к концу XVIII века оправившейся от последствий Тридцатилетней войны.

В культуру XVIII век вошел под названием "век Просвещения", или "век Разума". "Просвещение" — такое же обозначение культурной эпохи, как "античность", "средневековье" или "Возрождение", то есть у этого термина самый широкий смысл. Просвещение создало свою особую картину мира, особую идеологию, на основе которой возник новый этап в искусствах.

XVIII век — ключевой период Нового времени, когда рухнуло традиционалистское сознание. Современное сознание начинается, по словам М. Вебера, с разделения самодостаточного смысла, который содержался в религии и метафизике, на три автономных сферы: науку, мораль, искусство. Они выделились, когда рухнуло единое мировоззрение, предлагавшееся религией и метафизикой. Проблематика, унаследованная от этих старых подходов к миру, начала выстраиваться на основе новых критериев: истины, права, подлинности или красоты. Каждой сфере культуры отныне соответствовала определенная профессия, и все возникавшие в ней проблемы отдавались на рассмотрение специалистам. Так возник зазор между культурой специалистов и культурным уровнем широкой публики. Ю. Хабермас так характеризует место XVIII века в истории культуры: "В восемнадцатом веке философы-просветители сформулировали проект модернизации путем развития объективной науки, всеобщей морали и закона, автономного искусства. Каждая из этих сфер должна была развиваться согласно собственным внутренним законам. Одновременно этот проект был призван высвободить познавательный потенциал каждой из этих сфер. Просветители собирались применить достижения специализации в культуре на пользу повседневности, иными словами, для более рационального устройства повседневной жизни общества.

Просветители со складом ума, подобным Кондорсе, все еще питали иллюзии относительно того, что искусства и науки не только помогут обрести власть над силами природы, но дадут людям понимание мира и места личности в нем, будут способствовать моральному прогрессу, справедливости государственных учреждений, а также счастью человека вообще. Двадцатый век покончил с этим оптимизмом".

Просвещение стремилось осветить новым, критическим светом все доселе существовавшие взгляды и теории и особенно радикально было настроено в сферах религии, философии и социальной мысли. Именно в XVIII веке разум одержал победу над верой и превратился из адвоката религии, как это было еще у Р. Декарта, в ее обвинителя. Разъяснительно-обвиняющая функция разума создает тот специфический смысл понятия Просвещения, которым пользовались в XVIII веке.

Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.

Еще сильнее, чем в XVII веке, проступила зависимость человека от социума. Возникла концепция воспитания, согласно которой личность — отражение состояния общества, следовательно, оздоровление общества повлечет за собой совершенствование человека. В человеке основоположники Просвещения видели существо от природы доброе, наделенное врожденными неотчуждаемыми правами на свободу, равенство, счастье, а разум находит путь к осуществлению этих стремлений. Эта идея права человека на счастье на земле, а не в загробном мире, отличает гедонистический, склонный к наслаждениям XVIII век от XVII века с его христианским суровым ригоризмом.

Поэтому из философии и литературы Просвещения изгнано все мистическое, сверхчувственное, иррациональное, поэтому их отличают материалистический, сугубо рационалистический подход к миру и человеку. Но ведь свобода личности и духовная жизнь осуществляются во многом, как нам сегодня представляется, в сфере подсознания, и недооценка этой сферы чревата серьезными искажениями в представлениях о человеке. Все-таки человек не есть "разумное общественное животное", он не объясним исключительно логикой и здравым смыслом; в человеке всегда есть непредсказуемость, несводимость к самым исчерпывающим объяснениям, и это-то и прекрасно, это — основа непохожести людей друг на друга, которую надо ценить и уважать. Просветители же полагали, что в людях куда больше общего, чем различного, и если людям объяснить их заблуждения и показать дорогу ко всеобщему счастью, они, как существа разумные, сразу на эту дорогу встанут. Это утопическое, иллюзорное представление о человеке было исправлено самой историей уже в ходе Французской революции, которая начиналась под лозунгами свободы, равенства, братства, а обернулась разгулом кровавого террора и наполеоновскими войнами, потрясшими всю Европу. Поэтому справедливы слова С. Л. Франка, говорящего о XVIII веке как о веке кризиса автономной личностно-духовной культуры, "когда Ренессанс и Реформация на Западе сменились уже плоским атеистическим просветительством и когда уже вплотную надвинулся грандиозный крах этого движения в лице великой французской революции".

В эпоху Просвещения политико-юридические представления оказались ядром понятия человеческой сущности, и эта специфика просветительской мысли привела к обоснованию в XVIII веке как воплощения этих идей социальных институтов буржуазной демократии, которые призваны были гарантировать невозможность узурпации власти одним лицом или группой лиц.

В последнее время традиционная картина Просвещения как века торжества Разума претерпевает изменения. Новейшие историки подчеркивают важность чувства, чувствительности в философии Просвещения, особенно на позднем его этапе. Английский философ Д. Юм утверждал: "Разум есть раб чувства, и может только служить и повиноваться чувствам". В искусстве позднего Просвещения — сентиментализме — эмоции важнее, чем интеллект, сердце важнее, чем голова; впервые люди стали ощущать чужую боль, как свою. Жалость, сочувствие, отвращение к жестокости стали мерилом гуманности, слезы стали знаком нежного сердца. Эти умонастроения вызвали к жизни сентиментальный роман С. Ричардсона, Л. Стерна, молодого И. В. Гете.

Мышление современного человека пронизано категориями, коренящимися в Просвещении (вера во всемогущество научного прогресса, заместившая веру в Бога, вера в справедливость буржуазно-демократических институтов власти, в общественную значимость искусства). Эти положения выражали исторический оптимизм, энергию молодого тогда класса буржуазии и могут относиться ко всей истории буржуазного периода: идеология Просвещения по сей день воплощена на практике в общественном устройстве западных демократий.

Мы еще слишком близко стоим к этой эпохе, и оценки места и роли Просвещения еще будут уточняться в развернувшихся ныне спорах, но для понимания искусства Просвещения важно еще раз подчеркнуть две вещи: облегченное, чересчур узкое представление о человеке как о сумме внешних воздействий со стороны природы и общества и утопичность надежд на то, что разъяснение человеку его истинных интересов приведет к быстрой реформе общества на основе совершенствования отдельной личности.

Прямолинейное понимание преобразующего воздействия искусства на жизнь привело к доминированию в литературе Просвещения воспитательного начала, к развитию политико-философской литературы, драматургии. У просветителей философия потеснила искусство, и художественная литература XVIII века отличается не просто повышенным рационализмом, но зачастую используется как прямой рупор идейно-философских воззрений автора. От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени — и особенно это характерно для XVIII века — переходит к проблеме "человек и общество".

XVIII век является важнейшим периодом в мировой истории, ведь именно тогда произошло окончательное падение феодализма в Западной Европе и смещение всех традиционных представлений о мире. Начался период Просвещения, когда люди перестали слепо доверять религии, а модернизация общества началась путем формирования общей морали, развития науки, закона и создания автономного искусства. Христианское понимание человека, которое было актуально в 17 веке, было заменено натуралистическим понятием.

Конечно же, все эти переломные моменты не могли не сказаться на литературе 18 века. Классицизм уступил место сентиментализму, а он, в свою очередь, в конце столетия был вытеснен романтизмом. Первое указанное направление в зарубежной литературе описывалось тремя основными моментами, которые придерживались писателями: время, место и действие. Произведения подобного плана были написаны согласно актуальным правилам и нормам того времени.

Сентиментализм все поставил с ног на голову, ведь особое внимание в написанных книгах уделялось чувствам человека, любви и красоте окружающего мира. Романтизм, который начал плавно проявляться уже в середине 18 века, также делал акцент на культе чувств, мире идеала и мечты. Художественные книги указанных направлений считаются наиболее эстетичными в литературном плане.

Русская литература 18 века также ощутила на себе немалое влияние исторических перемен. Русский язык активно пополняется зарубежными словами, которые объясняли понятия, не существовавшие ранее. В середине столетия начинают проявляться «нотки» классицизма и актуальным становится новый литературный герой – сильный и независимый.

Сравнить отечественную и европейскую литературу 18 века может каждый, кого заинтересовала эта тематика, ведь лучшие произведения указанного периода переведены на русский язык и доступны всем желающим на нашем портале. Сайт сайт позволяет читать онлайн или скачать бесплатно без регистрации любое литературное творение. Многие из книг доступны в форматах fb2, txt, epub, rtf и pdf, поэтому наслаждаться прочтением шедевров можно будет, как дома на компьютере, так и в любом другом месте, ведь указанные форматы будут с легкостью воспроизводиться даже на смартфонах и планшетах.

Литература 18 века позволяет определить, как влияли исторические события на сознание людей и их мировоззрение, поэтому каждый уважающий себя книголюб просто обязан ознакомиться с литературными творениями данного периода.

«Челябинский Государственный Педагогический Университет

Реферат

на тему: Особенности литературы 18 века

Выполнила:

студентка 4 курса

факультета подготовки

УНК, гр. 41

Челябинск

1.Особенности зарубежной литературы 18 века……………………3

2.Общая характеристика литературного процесса в России……….5

2.1. ……………………………………….………...9

2.2. …………………………………………………..12

2.3. …………………………………………………..14

2.4. Заключение……………………………………………………….17

2.5. Литература……………………………………………………….18

Оссобенности зарубежной литературы 18 века

Самое значительное культурное явление 18 века, давшее название эпохе, - Просвещение. Этот термин обозначает широкое идеологическое движение. «Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находиться по собственной воле», - писал немецкий философ И. Кант.

Просвещение отличается активностью, критическим отношением к действительности в сочетании с позитивной программой переустройства. Критике подвергались все институты общества.

Крупнейшее событие эпохи – выход во Франции первого тома «Энциклопедии». В ней содержался полный свод знаний и просветительских представлений о природе, обществе, науке и искусстве, который сложился к 18 веку. Во французском Просвещении наиболее отчетливо проявлялись основные тенденции общеевропейской просветительской мысли.

Литература просвещения отражает тенденции, связанные с развитием просветительской философии и науки. Соединение научного мышления и художественного творчества - характерная черта культуры эпохи, присущая Дэфо и Поупу, Монтескье и Вольтеру, Дидро и Руссо, Лессингу и Гете, создавшим целую систему жанров, которые реализовали эту особенность: роман-трактат, философская повесть, философская поэма и т. д.

В первой половине века крупные достижения в искусстве связаны с просветительским классицизмом, прежде всего с жанром трагедии, которой отдали дань Вольтер, Аддисон, Готшед. Новое заключается прежде всего в том, что просветительский классицизм, не отбрасывая антропоцентрического отношения к миру, сосредотачивает внимание не на личности, а на обществе.

Наряду с этим просветители отвергают принцип трагического, ставя на его место оптимистический принцип. В трагедии под влиянием возрождающего интереса к Шекспиру шире используется прямой показ действия, она становится более живописной, действие часто переносится на Восток, полный незнакомых для европейцев красок. Восток привлекает не только своей экзотикой. Картины восточного деспотизма и религиозного фанатизма оттеняют значительность и общественную значимость просветительских идеалов.

Трагедия приобретает все более философский характер. Это проявляется в ее структуре: место и время действия становятся совершенно условными. Главное для авторов новых трагедий - развить определенный философский тезис, а не обрисовывать характер или какую-то конкретную эпоху. Поэтому широко применялся принцип модернизации используемого материала.

Подлинные шедевры были созданы в комедийном жанре
(Гольдони, Гоцци, Бомарше). Получает развитие новый тип комедии – «слезная комедия», что способствовало появлению жанра драмы (Дидро, Лессинг).

Важным культурным событием эпохи стало развитие жанра романа, разорвавшего путы классической эстетики. Самые передовые позиции здесь заняли английские писатели – Дефо, Свифт, Ричардсон, Филдинг.

Установление гармонии в культуре Европы возможно было лишь при существовании параллельно с культом Разума некой альтернативы, который стал культ Чувства. Возникают условия для формирования сентиментализма. Сентименталисты разрабатывали концепцию Чувства, просвещенного Разумом. Чувства в сентиментализме описываются как «естественные чувства» «естественного человека», страсти облагораживаются разумом. (1)

Общая характристика литературного процесса в россии

В отечественной литературе 18 века выделяют следующие периоды:

1-й период - литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

2-й период ()гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций.

Основным беззаконием, с которым боролся «Трутень», был полицейский произвол. Не посягая на основы монархии и самого института крепостнических отношений, Новиков резко выступает против злоупотреблений крепостным правом, открыто заявляя о своем сочувствии крестьянам.

Последние десятилетия 18 века отмечены замечательными художественными достижениями в нашей литературе, в ней стремительно готовились романтизм и реализм. Наибольших успехов добьется Фонвизин, Державин и Радищев. Их творчество является результатом прежде всего дальнейшего развития лучших национальных традиций, и вместе с тем ими будут учтены новые завоевания европейской эстетики (Вольтера, Дидро, Лессинга, Мерсье и др.) (3)

ЛОМОНОСОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ (1711–1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) близ Холмогор Архангельской губ. в семье крестьянина-помора.

В январе 1731 Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам . Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам. В 1739 отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты.

В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В 1742 был назначен адъюнктом Физического класса, а в 1745 – профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания , искусства, литературы.

В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Ломоносов выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. В 1758 ему было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и гимназией при Академии наук.

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения.

Главным сочинением Ломоносова по языку была Российская грамматика , написанная в 1755 и выдержавшая 14 изданий. Это была первая получившая широкую известность грамматика русского языка, созданная в России. Использовав ряд идей старославянской грамматики Мелетия Смотрицкого (ок. 1578–1633), Ломоносов высказал ряд оригинальных идей. Сохраняя некоторые архаичные представления (например, восходящую к латинскому эталону схему частей речи), ко многим вопросам подходил по-новому, в частности, отделяя звуки от букв и рассматривая физиологические и акустические свойства звуков. В Грамматике дается первая классификация основных диалектов (наречий) русского языка. Четко разграничены русский и церковнославянский языки , определены их основные различия на разных уровнях организации звуковой системы.

Большое значение имело произведенное Ломоносовым стилистическое нормирование русского языка. Идеи о стилях русского языка Ломоносов впервые высказал в Кратком руководстве к красноречию... (1748); позднее писал об этом в Российской грамматике и более детально в сочинении О пользе книг церковных в российском языке (1758). Здесь Ломоносов создает получившую широкую известность концепцию «трех штилей» русского языка, призванную обосновать возможность и необходимость и при этом кодифицировать использование русского языка во всех функциональных стилях языкового общения.

Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль» «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний – для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий – для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел». «Штили» упорядочивались прежде всего в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. «Высокий штиль» характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, «средний штиль» строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, «низкий штиль» комбинирует нейтральные и просторечные слова. Такая программа давала возможность преодолеть русско-церковнославянскую диглоссию, еще заметную в первой половине 18 в., создать единый стилистически дифференцированный литературный язык. Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до деятельности школы (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления Утреннее размышление о Божием величестве (1743) и Вечернее размышление о Божием величестве (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751), дидактическое Письмо о пользе стекла (1752), незаконченную героическую поэму Петр Великий (1756–1761), сатирические стихотворения (Гимн бороде , 1756–1757 и др.), философский Разговор с Анакреоном (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757–1761), героическую идиллию Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» – в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями , риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны (1747) он написал: «Науки юношей питают, / Отраду старым подают, / В счастливой жизни украшают, / В несчастной случай берегут». Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый: «великое северное сияние», «пользу стекла», «превосходство новоизобретенной артиллерии пред старою» и т. п. Вместе с тем он не превращал своих стихи в рифмованные трактаты. Они полны величественных образов – например, солнце поэт назвал «Горящий вечно Океан», о ночном небе сказал: «Открылась бездна звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна». Особенность поэтического мировоззрения Ломоносова подметил впоследствии Гоголь: «Сила восторга превратила натуралиста в поэта».

ФОНВИЗИН, ДЕНИС ИВАНОВИЧ

ФОНВИЗИН, (1745–1792) – драматург, публицист, переводчик.

Родился 3(14) апреля 1745 в Москве. Происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иоанне IV, затем стал служить русскому царю). С 1755 Денис Фонвизин числился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком языках . В 1760 в числе лучших учеников Фонвизина возили в С.-Петербург для представления куратору университета и «произвели в студенты». На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга Басни нравоучительные (1761). Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761–1762 (в т. ч. в журнале «Полезное увеселение», где печатались и стихотворения старшего брата Фонвизина – Павла); перевод трагедии Вольтера Альзира (1762) в свое время опубликован не был, но получил широкое распространение в списках (опубл. 1894). Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая (1762–1768).

В 1762 Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в коллегию иностранных дел.

Вполне самобытным и новаторским произведением стала его комедия Бригадир (1768–1769, пост. 1772, опубл. 1786). Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки («скупость», «бахвальство» и т. п.). В Бригадире пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью «словесных масок». За вычетом речевой характеристики не остается иных, индивидуальных человеческих черт» (). «Говорение» в комедии преобладает над «действием»: на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания, и т. п.

В 1760-х, в эпоху Комиссии для составления Нового Уложения (1767), Фонвизин высказывался и по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства.

Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет Иосиф (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой. Позднее Фонвизин с гордостью писал, что эта повесть «послужила мне самому к извлечению слез у людей чувствительных. Ибо я знаю многих, кои, читая Иосифа, мною переведенного, проливали слезы».

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия Недоросль (1779–1781, пост. в сентябре 1782, опубл. 1783). О необыкновенном успехе пьесы при ее первой постановке на придворной сцене на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драмматического словаря» (1787): «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Это «комедия нравов», живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Простакова уверена, что может делать что хочет, ибо на это дан указ о «вольности дворянской». Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания. В финале приходит возмездие: Простакова отрешена от своего имения и брошена собственным сыном (тема жестокого, предающегося своим страстям и губящего подданных тирана сближает комедию Фонвизина с трагедиями).

В последние годы здоровье Фонвизина сильно ухудшилось (в 1784–1785 он выезжал с женой для лечения в Италию) и вместе с тем возросли его религиозные и покаянные настроения. Они отразились в автобиографическом сочинении, написанном «по стопам» Исповеди Ж.-Ж. Руссо, – Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1791). Сохранившаяся неполностью последняя его комедия Выбор гувернера (между 1790 и 1792), посвящена, как во многом и Недоросль, вопросам воспитания, однако сильно уступает последней в художественном отношении.

Скончался Фонвизин 1 (12) декабря 1792 в С.-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. (5)

ДЕРЖАВИН, ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ

Его произведения – величественные, энергичные и совершенно неожиданные для второй половины восемнадцатого века – оказали и до сегодняшнего дня продолжают оказывать влияние на развитие русской поэзии.

Державин происходил из небогатого, но старинного рода, который вел свое происхождение от татарской мурзы Багрима. У него были брат Андрей и сестра Анна, умершая в младенческом возрасте.

Державин родился настолько хилым и слабым, что по народному обычаю его запекали в хлебе, т. е. держали в своеобразном инкубаторе. Старинное народное средство помогло. Ребенок выжил. И не только выжил, но и прожил долгую, насыщенную жизнь.

К концу 70-х гг. Державин был уже довольно хорошо известен в литературных кругах как поэт. Однако настоящая слава пришла к нему лишь после выхода в свет в 1783 г. его оды «Фелица», посвященной Екатерине 2.

Первый сборник стихотворений вышел в свет в 1776г. под названием «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае». Во всех этих произведениях чувствуется сильное влияние, хотя уже и здесь проявилась свойственная зрелому Державину сатирическая смелость, резкость выражений, афористическая четкость и законченность отдельных стихов. Таково, например, знаменитое четверостишие из оды «На знатность»

Но уже скоро Державин начинает освобождаться от влияния Ломоносова, вырабатывать свой «почерк». Он отказывается в некоторых произведениях от обычного жанра хвалебной оды четырехстопного ямба. Так для своей оды «На рождение в Севере порфирородного отрока» выбирает стихотворный размер – четырехстопный хорей.(2)

Произведения, сделавшие Державина знаменитым, такие, как Ода на смерть князя Мещерского , Ода к Фелице , Бог , Водопад были написаны непривычным для того времени языком.

Державинский язык удивительно звучен. Так, Ода на смерть кн. Мещерского с первых же строк поражает гулкими и звенящими строками, как будто воспроизводящими звон маятника, отмеряющего безвозвратно уходящее время: Глагол времен! Металла звон!.. Твой страшный глас меня смущает…

Создаваемые поэтом образы непривычно страстны и эмоциональны для спокойной и рациональоной эпохи классицизма, например: Уже зубами смерть скрежещет…И дни мои, как злак, сечет .

Не менее неожиданна и концовка оды. Традиционная классицистская система ценностей всегда ставила общественные, государственные интересы выше личных. Сам жанр торжественной оды, казалось бы, не предполагал никаких интимных откровений. Державин, однако, заканчивает свои возвышенные размышления о бренности земной жизни, удивительно личными, идущими из глубины души строками:

Жизнь есть небес мгновенный дар;

Устрой ее себе к покою,

И с чистою твоей душою

Благославляй судеб удар .

В оде Бог , с возвышенными и торжественными строфами, воспевающими божественное величие, соседствует описание личных переживаний и размышлений автора:

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей ты телесных,

Где начал ты духов небесных,

И цепь существ связал всех мной .

Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70–80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII – начале XIX вв. – дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Искренним и скорбным чувством проникнуто его стихотворение Ласточка , посвященное памяти рано умершей первой жены:

О домовитая Ласточка !

О милосизая птичка !

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литератуный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже – литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Заключение

За столетие русская литература прошла большой и сложный путь развития. Отражая основные этапы неуклонного процесса становления русской нации и государственности, непосредственно вмешиваясь в решения актуальных политических, социальных и нравственных вопросов своего времени, русская литература, сбросив с себя религиозную оболочку, стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания, важнейшим фактором идеологического воздействия на общество.

Больших успехов достигла она к середине 18 века, ко времени завершения формирования классицизма. Эти успехи были результатом органического синтеза творчески переработанных достижений зарубежной эстетики с лучшими завоеваниями отечественной литературы. Литература русского классицизма в своей сатирической и антиклерикальной направленности опиралась в значительной степени на предшествующую традицию.

Литература классицизма стала новым этапом в развитии отечественной литературы. Отвечая требованиям эпохи, она создала образ нового человека – гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться»

Мажорный настрой, сложившийся в поэзии к середине века, был связан со стремлением писателей дать своему читателю пример служения отечеству, достойный подражания.

Большим завоеванием литературы 18 века явились утверждения внесословной ценности человека, решительная борьба с злоупотреблением крепостным правом, защита интересов широких масс. (3)

Литература

1. Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Владимир Андреевич Луков. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.

2. Русские писатели, 19 век: Биобиблиогр. Слов. / , и др.; Сост. . - М. : Просвещение, 2002. – 224 с., 2л. Ил.

3. История русской литературы 19 века: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 000 «Рус. яз. и лит.» - М.: Просвещение, 1982. – 335с.\

4. http://www. *****

http://www. *****/id/russian/18vek/

© 2024 Helperlife - Строительный портал