Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Анализ произведения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве» – тема История написания вечернее размышление о божием величестве

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Пароды там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносова

Произведение «Вечернее размышление» Михаила Васильевича Ломоносова было создано в период, когда автор находился под стражей из-за щекотливой конфликтной ситуации с иностранным профессором.

Стихотворение написано в 1743 году. Его автору исполнилось 32 года, жажду к получению знаний он удовлетворяет в двух гимназиях и стольких же университетах (один из которых заграничный). Углубленно занимается физикой, химией, спустя пару лет станет профессором химии. Женат, отец маленькой дочери. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 8 строф. Поэт размышляет о Божием величии, наблюдая северное сияние. Само явление видел он много раз, еще на малой родине. В ткань стихотворения вплетены самые передовые на тот момент теории о возникновении северного сияния (в предпоследней строфе – его собственная гипотеза об электрической природе явления: волны бьют в эфир). Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор, призывающий в свидетели читателя.

Олицетворения: день скрывает лице, тучных гор, пар рождал пожар. Эпитеты: мрачна ночь, тонкий пламень, полночных стран (это еще и метонимия), жирна мгла, быстрый зрак. Афористическими строками этой оды стали слова о бездне, полной звезд. Вся вторая строфа – череда сравнений. «Уста премудрых»: имеются в виду ученые. Далее перечисляются основные гипотезы: о множестве населенных планет (это его собственная), версии Х. Вольфа и натуралистов из города Бреславля. Начиная с 4 строфы, строки пестрят вопросительными знаками. Пытливый ум поэта ищет объяснения. В финальной строфе он заключает: сомнений полон ваш ответ. Своеобразная полемика с учеными разных стран. Он даже почти задиристо задает им вопросы, на которые, пожалуй, и до сих пор наука не ответила: коль пространен свет? Несведом (неведом) тварей вам конец? И завершает выводом: кто ж знает! Он вопрошает, кажется, и представителей иных миров, и саму природу. Величие Бога беспредельно и не поддается оценке. Перед человеком стоит неизмеримость бездны познания. Инверсия: зыблет луч, взошла тень, открылась бездна. Зефир – ветер, эфир – распространенная в XVIII веке теория о разлитом в пространстве эфире, являющемся обменной средой для всего существующего.

Свое «Вечернее размышление» М. Ломоносов многократно переделывал, чтобы оно соответствовало самым актуальным открытиям науки в области физических явлений.

М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

Цель урока. Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.

Задачи.

Образовательные : познакомить учащихся с поэзией эпохи классицизма,с жанровыми особенностями оды; подготовить учеников к восприятию и анализу оды «Вечернее размышление о Божием величестве...»

Воспитательные: формировать у учащихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию.

Развивающие: развивать устную речь учащихся, логическое и образное мышление.

Ход урока.

Слово учителя. В русской литературе XVIII века есть имя, известное всем нашим соотечественникам без исключения, - Михаил Васильевич Ломоносов. Он достоин почтения и как учёный, и как человек, из самых низов общества дошедший до вершин образования и славы, и как поэт. Теория «трех штилей» Ломоносова имела важное значение для развития русской литературы: она положила начало формированию национального русского языка. Эта теория была связана с основным требованием классицизма -строгим делением жанров на высокие, средние и низкие. Ломоносов решил важную задачу: он сблизил книжную речь и разговорную.

Как поэт, Михаил Васильевич создал произведения всех трех стилей, но особенно большую роль в литературе сыграли его оды.

Дайте определение оды.

(Ода - это торжественное произведение, воспевающее важнейшие события внешней и внутренней жизни государства. Стиль оды высокий. Ода состоит из трех частей: введения, рассуждения, заключения, - что сближает классическую оду с ораторской речью).

Выразительное чтение оды «Вечернее размышление о Божием величестве».

Беседа с учащимися.

Учитель. Перечитайте оду, рассмотрите её отдельные части и ответьте на вопросы: соответствует ли ода «Вечернее размышление о Божием величестве» требованиям классицизма?

С какой картины начинает свою оду Ломоносов?

Какова роль пейзажа в оде?

Чем восхищается поэт: красотой природы или приносимой ею пользой?

Какой пейзаж рисует Ломоносов - конкретный или обобщённый (масштабный)?

Как проявляется в изображении пейзажа приверженность Ломоносова классицизму?

Ответ. Поэт изобразил пейзаж масштабный и обобщённый. В оде Ломоносов не столько восхищается красотой природы, сколько этот пейзаж интересен ему как средство в раскрытии основной идеи. Воспроизведение конкретных картин природы не входило в задачи поэта-классициста, так как излишняя детализация помешала бы ясному изложению основной идеи оды.

Учитель. Какие основные средства выразительности использует автор в этой картине?

Ответ: Основным художественным средством изображения является олицетворение:

Учитель. К какой основной мысли подводит поэт в первой части оды? Как художественные средства и приёмы помогают поэту в её раскрытии?

Ответ. Ломоносов, рисуя картины тайн природы, был уверен, что они являются тайнами Божиими, раскрыть которые до конца человеческому уму невозможно. Использовать олицетворение при изображении природы Михаилу Васильевичу было необходимо для того, чтобы донести до читателя мысль: природа - одушевлённое проявление Божиего могущества.

Учитель. С какой строфы начинается вторая часть оды?

Ответ. С третьей строфы.

Учитель. В оде «Вечернее размышление...» сразу ощутим могучий дух автора-ученого. Он обращается к ученым, полемизируя с ними, и сам ищет ответы на бесконечные вопросы:

Что зыблет ясной ночью луг?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рожал пожар?

Последние две строчки этой строфы обращены к X . Вольфу, который считал причиной северного сеяния «тонкие испарения», образующиеся в недрах земли. С теорией «тонкого испарения» Вольфа и ведет полемику Ломоносов в этой строфе.

А в следующей строфе Михаил Васильевич говорит о другой гипотезе, согласно которой северное сияние - это отражение огня исландского вулкана Геклы в северных движущихся льдах:

Иль тучных гор верхи горят,

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир...

В этих строках излагается уже собственная теория Ломоносова, указавшего на электрическую природу северных сияний.

Дается великолепная картина северного сияния - явления, которое поэт помнил с детства: оно - своего рода символ его родного Севера. Но это и картина творческого сознания, ненасытной любознательности. Предложения, входящие в эти строфы, - рассуждения вопросительные. Но ответов на эти вопросы нет - есть только предложения и сомнения. Но они присущи человеку, истинному ученому, ставящему многое под сомнение, выдвигающему свои догадки и предположения. Так, ода «Вечернее размышление...» заканчивается вопросами, которые ведут от северного сияния к тайнам мироздания:

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Неведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик Творец?

В науке поэт видел помощницу и союзницу богословия в познании Божией премудрости.

А чем отличается ода от ораторской речи, ведь обе они сходны по композиции, логичности изложения, стилю?

Ответ. Ода выражает лирические чувства героя.

Учитель. Как вы определите чувства лирического героя?

Ответ. Это чувства восторга, во-первых, перед Божием величием и, во-вторых, лирический герой восторгается красотой природы, в которой видит одушевленное проявление Божиего могущества. И хотя автор употребляет в оде местоимение «я», но он передает только те переживания, которые могли вызвать всеобщий интерес.

Учитель. С помощью каких художественных средств, стилистических приемов автору удается передать состояние восторга лирического героя?

Ответ. В описании пейзажа автор употребляет большое количество эпитетов: черная тень, ясный луч, мерзлый пар, тонкий пламень, риторических вопросов и восклицаний.

Учитель. Значит, поэт описывает природу?

Ответ. Нет, поэт не описывает, а перечисляет явления природы: наступление вечера, северное сияние. Но Ломоносов называет отдельные элементы пейзажа, а используемые им художественные средства и приемы не характеризуют природу в момент описания, а воссоздают образ идеальной природы, в которой проявляется Божественное величие.

Учитель . Итак, мы видим, что лирическое содержание занимает важное место в оде. Главной в стихотворении остается личность поэта с его философскими раздумьями, размышлениями о сущности бытия. Адресат его оды, Творец, стоит на недосягаемой высоте, что и подчеркивается торжественностью, возвышенностью звучания стихотворения. А при помощи чего создается высокий стиль оды?

Ответ. Высокий стиль оды создается обильным употреблением старославянизмов: гласят, мещут, огнь, зрак, зыблет, твердь, зефир- божок легких ветерков, несведом...

Учитель. Каков стихотворный размер данного стихотворения?

Ответ. Автор использует четырехстопный ямб, который считался наиболее приемлемым для классицистической оды.

Учитель. В чем ценность поэзии М.В. Ломоносова? Для ответа на этот вопрос обратимся к высказываниям людей последующего поколения. А.С. Пушкин в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова» пишет о Михаиле Васильевиче так: «Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным.

Вот почему переложения псалмов и другие сильные и близкие подражанья высокой поэзии священных книг суть лучшие его произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности...» А.П. Вяземский говорил, что «Ломоносов в хороших строфах своих плывет величаем лебедем», однако он «в стихах своих более оратор».

Нас, современных читателей, Ломоносов интересует прежде всего как поэт, реформатор русского языка и поэтического стиля, один из основоположников классицизма. Заслуга его перед Отечеством и российской культурой велика.

Домашнее задание. Письменный анализ оды М.В.Ломоносова «Утреннее размышление о Божием величестве» (1751 г.).

Соединение в одном лице поэта и ученого заметно в его стихах «Утреннее» (см. его полный текст и анализ) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (см. его полный текст и анализ). Они относятся к числу его духовных од .

Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Чтение оды

«Размышления» Ломоносова – и это, быть может, самое удивительное – принадлежат к числу ранних его произведений. Они написаны в 1743 году, через четыре года после «Оды на взятие Хотина », которой Ломоносов дебютировал на поэтическом поприще. В его активе к этому времени было только пять од и переложение 143-го псалма. Ни каждое порознь, ни все вместе они не предсказывали как будто грандиозных идей и гениальной лапидарности «Размышлений». Между тем оказывается, что Ломоносов изложил в них свои устоявшиеся научные взгляды, по сей день изумляющие глубиной прозрения и смелостью полета мысли.

«Божие величество», поставленное в заглавие стихотворений представляет для Ломоносова синоним необъятности природы, величия материального и духовного мира. Ломоносов рассуждает как ученый-естествоиспытатель, но рассказывает о результатах своих наблюдений языком поэта. Он настойчиво желает разрешить загадки космоса, еще недоступные опытному познанию, и выдвигает в этих стихах научные гипотезы, на которые потом будет ссылаться в ученых трудах.

В «Слове о явлениях воздушных» Ломоносов замечает: «Франклинова догадка о северном сиянии от моей теории весьма разнится. Сие мое слово было уже почти готово, когда я о Франклиновой догадке уведал. Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747-м году в «Риторике» напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может».

Северные сияния занимали Ломоносова всю жизнь. Они поразили его воображение в ранней юности, и, став ученым, он принялся изучать их, желая постичь природу этого необыкновенного феерического явления. Ломоносов зарисовывал сияния, которые ему удавалось наблюдать в Петербурге, и эти рисунки сохранились.

Ломоносов. Утреннее размышление о божием величестве. Чтение оды

В 1753 году он высказал предположение об электрической природе северных сияний, а в последние годы жизни приступил к написанию капитального, в трех томах, труда «Испытание причины северного сияния и подобных явлений». Он остался неоконченным.

Михаил Ломоносов - это Леонардо да Винчи русской истории. Человек, за свою жизнь успевший внести вклад в развитие многих наук, поспособствовавший появлению высшего образования в России, писавший научные труды по химии и физике, литературе и лингвистике, истории и географии. Оставивший после себя чертежи вертолета и теории о строении русского языка. В этой статье даются: краткое содержание оды, которую написал в 1743 году Ломоносов, "Вечернее размышление о Божием величестве", анализ данной оды и история написания.

Ломоносов как поэт

Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был ещё и поэт, и по признанию многих едва ли не лучший поэт своей эпохи. Очень много сделавший для развития русского языка и литературы, он писал замечательно. Многие стихи Ломоносова сейчас входят в программу по изучению литературы того периода.

Заниматься поэзией, как сообщают источники, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него осталось очень много произведений в совершенно различных жанрах: это и оды, и лирические стихотворения, и басни, и трагедии, и стихотворения, наполненные патриотическим пафосом. Но всё же, как и многие поэты той эпохи, предпочтения свои Ломоносов отдавал такому жанру, как ода. Давайте поподробнее разберём данный жанр стихосложения.

Что такое ода

Данный вид лирических стихотворений зародился ещё в античной Греции. Суть оды - это высказать восторг, вызванный каким-либо предметом или явлением, и передать этот восторг исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление какого-либо императора на трон, обращенные к Богу, навеянные грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого "ода" - это "песнь". В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые знаменитые оды той эпохи, был Пиндар. Одна из главных тем, вдохновлявших его на новые песни, - это победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение "воспевать героев". В Древнем Риме самым значимым поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ, мы с вами выясним, далеко ли Ломоносов "ушёл от канонов".

Оды в Российской Империи

Расцвет данного жанра в России пришёлся на восемнадцатый век. Первым творить в таком жанре стал один из известнейших русских поэтов "допушкинской эпохи" В. К. Тредиаковский. Главная идея оды в России, как и Античности, - это прославление, часто очень напыщенное, а потому излишне пафосное. Следом за Тредиаковским в данном жанре стал писать Михаил Ломоносов, а в конце восемнадцатого века - Г. Державин. Влияние данных поэтов и жанра сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение девятнадцатого века жанр оды как одного из главнейших в творчестве русских поэтов угас. Хотя в начале двадцатого века поэт Владимир Маяковский написал произведение "Ода революции". Но это всё же исключение, ибо поэзия нашла себя в иных формах.

"Вечернее размышление о Божием величестве": история создания

В 1743 году, в мае-месяце, Ломоносова из-за конфликта с иностранными профессорами, работающими в Санкт-Петербургской академии наук и художеств, взяли под стражу. Пробыл в камере Михаил Ломоносов ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно находясь в заключении, Михаил Ломоносов пишет стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.

Вообще внесение в заглавие Бога - это попытка угодить царской цензуре. Не станем обвинять в этом прославленного русского ученого и поэта, ибо в сложных ситуациях к такому методу прибегали многие - и Александр Пушкин, и Державин, и Достоевский, писавшие какие-либо восхваления и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. Так поступил и Ломоносов с целью достигнуть скорейшего освобождения.

А вот в самом произведении Михаил Ломоносов провёл несколько мыслей, которые вызвали сильное негодование церковных властей. Но содержание оды "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов), анализ данного произведения, основная мысль - в последующих разделах. Давайте начнем.

"Вечернее размышление о Божием величестве": краткое содержание

За что же так церковные власти невзлюбили оду? Давайте разберемся. В данном произведении Ломоносов, называя человека "песчинкой перед величественным и бездонным мирозданием", совершенно не преуменьшает значимость человека и его возможности.

На землю опускается ночь, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезд полна. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в бесконечной Вселенной. И перед открывшейся бездонной бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. "Утопая" в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто знает решительно все. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиск. И в оде "Вечернее размышление о Божием величестве", главная мысль - это показать человека именно таким: никогда не отступающим перед нехваткой знаний или ответов, постоянно ищущим, постоянно сомневающимся.

Пожалуй, именно это не понравилось церковным властям. Человек, по их разумению, должен быть робок, смиренен и податлив, а тут - совершенно иной образ.

Анализ произведения

Данное стихотворение - это не просто ода. Это стихотворные размышления Ломоносова о науке. Действительно, в стихотворении говорится о "множестве светов", а ведь Ломоносов утверждал о множестве населенных миров, пусть и за многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть произведения посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.

Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму для изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в "Риторике" в 1748 году. Позже переиздано дважды - в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи творчества Ломоносова, в окончательном варианте поэту удалось достигнуть максимально качественной "смеси" Ломоносова-поэта и Ломоносова-ученого.

Критика и оценка

В 1765 году впервые стихотворение было опубликовано во Франции. В 1766 и 1778 годах вышли два других перевода, которые были очень благосклонно приняты французскими читателями. В 1802 году в городе Ревель (сейчас Таллинн) оду выпустили на немецком языке.

Русский писатель девятнадцатого века Николай Гоголь писал, что "в подобных произведениях Ломоносова виден скорее натуралист, чем поэт". Ему вторит Плеханов: "По-настоящему чувствующим поэтом Ломоносов становится не тогда, когда пишет о чем-то с точки зрения мифа, а когда смотрит на вещи как естествоиспытатель".

Значение произведения

Оды духовного направления выделяются специалистами из всего стихотворного наследия Ломоносова как наиболее зрелые и совершенные не только по содержанию, но и по форме произведения. Стиль их и манера написания весьма отточены Ломоносовым посредством очень частых переделок. А образы, рисуемые метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.

Тема "Вечернего размышления о Божием величестве" Михаила Ломоносова не однажды найдёт отклик и в будущем - в произведениях поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут волновать наших классиков, ведь где как не в русской литературе такие понятия, как "земное" и "небесное", встречаются повсеместно. Безусловно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушёл в прошлое, уступив свое место поэзии более реалистичной и менее возвышенной, оды как стиль по большей части также изжили себя. Но остался эмоциональный накал, духовные искания, смятения человека "посредине мира", как напишет Арсений Тарковский уже в двадцатом веке. Никуда не исчезнут попытки "наладить контакт" между человеком и Богом посредством не молитв, но поэзии. И никуда не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с "Пророка" Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, стараться говорить от лица Бога или пытаться договориться с ним. Но главное, что они будут творить.

Заключение

Михаил Ломоносов оставил огромный след в русской культуре и науке. Часть его исследований, несмотря на развитие науки, актуальна, его исторические труды поражают глубиной познания, а стихи Ломоносова читают и изучают. Пожалуй, мало можно назвать таких людей, которые успели за свою жизнь столько сделать для Отечества. Историк и географ, лингвист и химик, поэт и физик - перечислять можно долго, но главное - это то, что он был настоящим патриотом своей страны. В данной статье был дан на оду "Вечернее размышление о Божием величестве" (Ломоносов) анализ (довольно подробный), краткое содержание произведения, а также показаны основные темы творчества, рассказано о фактах биографии по-настоящему "большого человека для русской истории".

«Утреннее размышление о Божием величестве»,

«Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния»

Ломоносов

История создания и жанр. В XVIII веке духовными одами назывались стихотворные переложения псалмов — лирических текстов молитвенного характера, составляющих одну из книг Библии — Псалтирь. Для русского читателя XVIII в. Псалтирь была особенной книгой: любой грамотный человек знал Псалтирь наизусть, потому что по текстам этой книги учили читать. Поэтому переложения псалмов (стихотворный русский перевод старославянских текстов) как лирический жанр были весьма популярны.

В творчестве выдающегося ученого, мыслителя, поэта М.В. Ломоносова жанр духовной оды получает распространение не только в своей традиционной форме, но и как особый жанр научно-философской лирики. В этих произведениях он выражает веру в науку и человеческий разум, восхищается природой как Божественным творением.

Хотя духовная тематика не была самой распространенной в литературном творчестве Ломоносова, однако целый ряд его поэтических произведений посвящен именно этим вопросам. К жанру духовной оды в творчестве Ломоносова принято относить следующие произведения: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Утреннее размышление о Божием величестве», а также стихотворные переложения из текстов Священного Писания (фрагменты из книги Иова; переложения псалмов 3,14, 26, 34, 70, 116, 143, 145). Все духовные оды Ломоносова написаны в промежутке между 1743 и 1751 гг. Ученый-энциклопедист в эти годы интенсивно занимается научными изысканиями. Это время, когда Ломоносов стремится всеми силами способствовать развитию отечественной науки, утверждая свои научные взгляды в Петербургской Академии Наук, где большинство ученых и административных постов тогда занимали ученые из европейских стран, главным образом немцы. Его духовные оды стали философской декларацией писателя-ученого, отстаивающего свой взгляд на устройство мироздания, значение науки и определяющего сферу ее приложения в условиях своего отечества.

Тематика и проблематика. Для духовных од Ломоносова характерен широчайший диапазон проблем. Писатель задается разнообразными нравственно-философскими вопросами, размышляет о роли и месте человека и науки в мироздании, о совершенстве природы как Божественного творения. При этом Ломоносов отличается от православных писателей прошлого тем, что он не чуждается «свободного философствования». Будучи глубоко верующим человеком, он отвергает «стеснение сферы науки религией». «Неверно рассуждает математик, — замечает М.В. Ломоносов, — если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтири можно научиться астрономии и химии». Известна ломоносовская формула: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»1. Святость научного знания в понимании Ломоносова обозначала необходимость всецело посвятить себя науке. Универсализм его дарования проявлялся в нерасчленимости для него науки и литературы, религии и науки.

Две рассматриваемые оригинальные оды Ломоносова не имеют библейского источника, как остальные, они навеяны научными занятиями поэта астрономией и физикой. «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» представляют собой опыты создания научной картины мира поэтическими средствами. В «Вечернем размышлении...» поэт-ученый выдвигает научную гипотезу об электрической природе северного сияния. В «Утреннем размышлении...» рисуется научно достоверная, как ее себе представляли в XVIII в., картина солнечной поверхности:

Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

В этих одах появляется образ человека-исследователя, он подобен титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца:

Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И, что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи.
(«Утреннее размышление...»)

Лирический герой этих стихотворений стремится проникнуть в тайны мироздания, познать законы природы:

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

При этом он говорит о смятении человека перед непознаваемостью законов мироздания:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются в этих духовных одах с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца, неизмеримое величие которого являет себя в устройстве мира, картинах грандиозной природы, ее могуществе и силе. Это приводит поэта в благоговейный восторг, подобный духовному состоянию автора библейских псалмов, и облекается в насыщенную мощными образами поэтическую картину;

От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес,
И взору нашему открылись,
Исполнены твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
«Велик Зиждитель наш Господь!»

Идея и пафос. В духовных одах Ломоносова выразились не только его важнейшие идеи, но и нашла отражение творческая индивидуальность писателя. Ломоносов во всю мощь своего энциклопедического научного мышления создает грандиозные космические картины, в описании которых сливаются лирические эмоции человеческого восторга перед стройностью божественного творения, а также ощущение неисповедимого божественного Промысла и непознаваемости глубинных связей, конечных причин, лежащих в основе мироздания.

Поэт выражает в этих духовных одах чувство потерянности и религиозный энтузиазм человека, охватывающие его ум при созерцании величественных картин природы. У человека, выросшего среди сурово-величественной природы. Севера и ставшего ее исследователем и певцом, картина первозданной природы вызывает особое отношение:

Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна!
О, коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжена,
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел!

(«Утреннее размышление о Божием величестве») ,

Именно этот эмоциональный диссонанс — с одной стороны, восторг, вызванный ощущением божественной гармонии и взаимосвязи всех элементов мироздания, с другой — смятение перед непознаваемостью мира — порождает в духовных одах Ломоносова сложную двойную интонацию. Они являются гимном и элегией одновременно.

Значение произведения. Духовные оды Ломоносова по праву признаются наиболее совершенными в художественном отношении поэтическими произведениями писателя. Медная крепость их стиля удивительно гармонирует с грандиозностью рисуемых образов. В дальнейшем не раз русская литература вновь и вновь обращалась к духовным проблемам, создавая высочайшие художественные творения, которые принесли ей мировую славу. В конце XVIII века дело Ломоносова продолжил Державин, а затем в поэзии XIX века натурфилософская поэзия Тютчева наследует традиции ломоносовских духовных од, особенно в создании картин ночного пейзажа. Конечно, классицизм с его строгим делением на стили и жанры безвозвратно ушел в прошлое, оды, столь популярные среди писателей этого литературного направления, сменились другими стихотворными жанрами. Но сам накал духовного искания, выраженный в возвышенных художественных образах, связанных с библейской первоосновой, не мог исчерпать себя. В русской литературе он отразился в той ее пророческой ветви, которая дала нам незабываемых «Пророков» Пушкина и Лермонтова, навсегда связавших воедино в русской литературе имя Поэта с высокой миссией Пророка.

© 2024 Helperlife - Строительный портал