Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Территориальная структура расселения хозяйства. Территориальные структуры и их типы

Познать закономерности обусловленные экономическими законами значит не только определить их объективную направленность и характер, но и уметь применять эти закономерности на конкретном этапе социально-экономического развития государства в конкретных условиях каждого района.

В практической деятельности для научно-обоснованного управления хозяйством познание закономерностей приводит к выработке основных правил государственной политики.

В отличии от закономерностей принципы динамичны и меняются с изменением экономической и социально политической ситуации в стране.

Факторы отражают объективнее процессы, оказывающие решающее воздействие на размещение хозяйства.

1. Технико-экономические факторы – связаны с НТП. Оказывают влияние на изменение в технологии, технике и в условиях размещения производства.

2. Природные факторы – связано с открытием новых месторождений новых ресурсов, особенностями природных условий и с охраной окружающей среды и влиянием этой среды на человека и наоборот.

3. Исторический фактор – отражает труд населения в динамике. Формы расселения, структуру населения и т.д.

4. Социальный фактор

Отличие факторов от принципов в том что действие факторов меняется эволюционным путем. Принципы же – носят политический характер. Со сменой власти меняются и принципы.

Отраслевая структура народного хозяйства. Основные ее сферы.

Является не только показателем уровня экономического развития государства но и определяет характер и ориентацию страны в мировой экономике.

На территории регионов отраслевая структура представлена конкретными уровнями производств удовлетворяющие не только собственные потребности но и потребности других районов страны и в отдельных случаях экспортирующие продукцию в другие страны.

2. Отрасли доставляющие материальные ценности потребителям. Транспорт и связь. 4%

3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Торговля, материально техническое снабжение и сбыт, информационно вычислительное обслуживание, питание, заготовки и т.д. 10%

Материальная структура 64%.

Непроизводственная сфера:

1. Транспорт и связь по обслуживанию населения и др.

2. Отрасли социального обслуживания включают в себя образование 8%, здравоохранение 6%, наука и научное обслуживание 4%, культура и искусство 1,5%, финансы и кредит и пенсионное обеспечение 8%,

3. Управление и обороны 2,5%

Территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Теория опорного каркаса. Типы территориальной структуры хозяйства и расселения.

Территориальная структура – это отображение отраслевой структуры каждой конкретной территории.

Представлена территориальная структура двумя элементами:

· Линиями транспортных путей

· Населенные пункты

Каждая территория в своей основе имеет «скелет» на который накладываются все остальные элементы. Поэтому каждый опорный каркас формирует свой рисунок территории и Г.М. Лаппо обосновывает несколько опорных каркасов свойственный каждой конкретной территории

· Кольцевой (похож на схему московского метро)

· Полурадиально-кольцевой тип (Схема Санкт-Петербургского метро)

· Решетчатый (курская, тульская, тамбовская.воронежская области)

· Цепочечный (Кемеровская область)

· Приморский тип

· Треугольный тип. (Кавказ)

Это есть деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям, зонам, районам, промышленным узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Характеризуется структура стоимостью основных фондов, степенью освоенности территории, территориальная концентрация производства и населения, локализация всего производства.

Экономическая оценка отраслевой и территориальной структур

Современная наука разработала множество количественных показателей, которые позволяют в обобщенном виде охарактеризовать ту или иную территорию. Сравнение этих показателейи их совокупности дают возможности изучить территориальные различия всех явлений и процессов присущих данной территории.

Последние годы большое количество индексных (полученных с помощью математических формул) показателей были отобраны и объединены в две группы:

1. Показатели определения отраслевой структуры хозяйства

2. Показатели определения территориальной структуры хозяйства.

Показатели изучения отраслевой структуры.

Определение показателя специализации района

Представляет собой отношение удельного веса района в отрасли к удельному весу района по данному региону. Данный показатель определяется при условии когда коэффициент специализации Су>=1.

Коэффициент локализации данного производства на территории данного района

Предсавляет собой отношение удельного веса отрасли в структуре производства рпайона к удельному весу той же отрасли но в стране.

П – производственный персонал и численность промышленного персонала и в стране

О – Валовая товарная продукция

Показатель общего уровня специализации района

Представляет отношение совокупного общественного продукта произведенного в районе и вывезенного из района (в стоимостном выражении). К совокупному общественному продукту только произведенному в районе (в стоимостном выражении).

Чем выше показатель общего уровня специализации района, тем более специализированный район в общероссийском разделении труда.

Коэффициент территориальной концентрации

В – валовая продукция района или страны

О – основные поизводственные фонды района или страны

П – Численность занятых в материальном производстве персонала в районе или стране

Коэффициент концентрации по районам будет тем пропорциональнее чем меньше различие между территориями.

Все показатели данного коэффициента расчитываются на 1 км 2

Природно ресурсный потенциал (ПРП).

1. ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность. Понятие, сущность, принципы.

4. Экономическая оценка природных ресурсов.

ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

ПРП – есть совокупность всех видов природных ресурсов которые к настоящему времени известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Россия занимает одно из первых мест по общегеологическим и разведанным запасам большинства природных ресурсов. В первую очередь это касается энергоносителей:нефть, газ и уголь. По отдельным видам металлургического сырья: железные руды, кобальтовые руды, никель, олово. Горно-химического сырья: апатиты.

Комплексное исследование тенденций народнохозяйственного развития, активно влияющих на расселение, позволило установить, что долгосрочная градостроительная политика развития сети населенных мест должна опираться на перспективную программу развития и размещения производительных сил. Последняя предусматривала:


  • рост капиталовложений, направляемых на промышленное освоение северных районов Сибири, Дальнего Востока, а также севера европейской части страны;

  • создание мощных топливно-энергетических баз в районах Сибири на месторождениях дешевых углей открытой добычи, а также на базе богатейших ресурсов гидроэнергии Ангары и Енисея;

  • активное освоение зоны Байкало-Амурской магистрали (БАМ);

  • превращение Средней Азии и Казахстана в важнейший район размещения энергоемких производств на базе использования ресурсов газа и гидроэлектроэнергии;

  • создание новых мощных металлургических баз в основных районах страны;

  • организацию крупных комплексов химической промышленности в районах месторож-дений дешевого природного газа, а также нефтеперерабатывающей промышленности, прежде всего в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Средней Азии;

  • создание в районах, расположенных восточнее Урала, мощных машиностроительных баз, позволяющих в основном обеспечить потребности районов в машинах и оборудовании;

  • переброску больших масс воды из северных районов в районы, ощущающие недостаток воды - строительство регулирующих водохранилищ, развитие в больших масштабах ирригационного и мелиоративного земледелия, осуществление крупного гидротехнического строительства;

  • интенсификацию сельского хозяйства, в том числе в Нечерноземной зоне России.
Указанные основные направления определяли дальнейшее развитие структуры расселе-ния. Концентрация расселения и увеличение масштаба населенных мест рассматривались как важный фактор стимулирования прогрессивных структурно-отраслевых сдвигов в народном хозяйстве страны. Этот принцип подтверждался соответствием отраслевой структуры про-мышленности и структуры городской сети.

Констатировалось, что если добывающая промышленность размещается в основном в малых и средних городах, а первичные отрасли обрабатывающей промышленности, кроме того, в больших городах, то конечные отрасли обрабатывающей промышленности сосредоточиваются в основном в крупных и крупнейших городских центрах. В структуре экономической базы городов с числом жителей свыше 1 млн. человек конечные отрасли промышленности занимали свыше 90%. Крупные города с числом жителей свыше 500 тыс., на которые прихо-дилось 28% городского населения, сосредоточивали около 50% занятых в транспортном маши-ностроении, станкостроении.

Концентрация расселения обеспечивала также более интенсивное использование трудовых ресурсов. Доля населения, занятого в народном хозяйст-ве, тем выше, чем больше масштаб города, достигая в крупнейших городах 54,8% по сравне-нию с 50,3% в малых и средних городах.

Распределение занятого населения, имеющего высшее образование, показало его тяготе-ние к крупным городам. Районы с относительно низкой долей городского населе-ния, с преобладанием малых и средних городов имеют соответственно более низкий потенциал интенсификации народного хозяйства.

Относительно невысокий уровень образования населения малых городских и особенно сельских поселений во многом определяет замедленные темпы интенсификации сельскохозяйственного производства, недостаточные темпы внедрения достижений научно-технического прогресса и повышения качества продукции на предприятиях таких населенных пунктов. Вследствие этого важное значение придавалось включению малых городских и сельских посе-лений в орбиту непосредственного влияния крупных центров образования и культуры.

Серьезное внимание было уделено анализу достигнутого уровня социально-культурного потенциала крупных городов, в значительной мере характеризующего социальное качество городской среды и свидетельствующего о степени подготовки таких городов к выполнению центральных функций в организации взаимосвязанного расселения. Количественным выражением социально-культурного потенциала были приняты показатели уникальности и разно-образия учреждений фундаментальной науки, высших учебных заведений, театров и музеев, расположенных в том или ином городе.

Был проведен корреляционный анализ характеристик социально-культурного потенциала и одной из важнейших характеристик качественного уровня развития производственной сферы городов - показателя насыщенности этой сферы лицами с высшим образованием. Результаты анализа свидетельствовали о наличии определенной связи между качеством социаль-но-культурной и производственной сферы города. Была выявлена общая закономерность зависимости социально-культурного потенциала от величины городов. Среди крупнейших городов подавляющее большинство (96% городов с населением 501 - 999 тыс. человек и все города с населением свыше 1 млн. человек) имели социально-культурный потенциал выше минимально необходимого для того, чтобы играть центральную роль во взаимосвязанном расселении.

Значительная часть больших городов с численностью населения от 100 до 500 тыс. чело-век (72%) не обладала социально-культурным потенциалом, достаточным для выполнения «узловых» центральных функций в системе расселения. В связи с этим Генеральная схема расселения СССР предусматривала существенное повышение социально-культурного потенциала указанных городов.

К числу важных задач совершенствования расселения относится создание благоприятных условий для жизни и здоровья всего населения во всех районах страны , несмотря на существен-ные контрасты в их природных и экономических условиях. В связи с этим в Генеральной схеме расселения на макротерриториальном уровне был выполнен анализ региональных различий в условиях формирования перспективного расселения по ряду имеющих эколого-градострои-тельное значение факторов. К ним были отнесены условия местообитания людей, транспорт-ного обеспечения, водообеспечения, организации массового

кратковременного отдыха населе-ния, охраны воздушного и водного бассейнов.

Анализ природных предпосылок, характеризующих каждый фактор в отдельности и весь их комплекс, дал основание для выделения на территории страны районов, существенно различающихся по условиям формирования перспективного расселения. Эколого-градостроительная оценка районов была произведена по качественному или ресурсному признакам, а также по ориентировочным удорожаниям в результате воздействия неблагоприятных факторов (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Районирование территории СССР по природным условиям для целей городского строительства (Владимиров, 19862)

Примерно 28% территории СССР было отнесено к категории, благоприятной для формирования перспективного расселения. Остальная территория страны находилась под воздей-ствием неблагоприятных факторов, и ее освоение было сопряжено со значительными сложнос-тями по преодолению неблагоприятных природно-климатических условий, что, в свою очередь, ведет к удорожанию строительства.

В зависимости от вышеуказанных факторов эколого-градостроительный анализ позволил выявить на территории страны макрозоны, наиболее благоприятные для формирования перспективного расселения. Одновременно с этим установлены макрозоны, в которых перечисленные факторы являлись лимитирующими, что затрудняло формирование групповых систем населенных мест, особенно крупных. Степень комплексного воздействия указанных факторов на условия формирования групповых систем в известной мере проявляется в удо-рожании городского, транспортного и рекреационного строительства, что позволяло сделать предварительные выводы о предпочтительности освоения тех или иных районов стра-ны, об очередности их освоения и о масштабах строительства с точки зрения эколого-градо-строительных условий.

3.5. Территориальная структура сети расселения

В различных частях Советского Союза территориальная структура сети городских поселений была представлена редкой равномерной сетью преимущественно малых городских поселений (до 50 тыс. человек); неравномерной (очаговой) сетью с преобладанием малых и средних го-родов (до 100 тыс. человек); групповыми формами; развитыми групповыми формами, сложив-шимися в зонах влияния крупных городов. Среди последних, в свою очередь, выделялись тер-ритории с уплотненными складывающимися и сложившимися агломерационными формами, когда при наличии в пределах расчетной территории одного крупного или двух больших го-родов среднее кратчайшее расстояние между всеми городскими поселениями составляет 8 - 10 и даже 5 - 6 км, что нередко свидетельствует об их фактическом территориальном слиянии.


Рис. 3.4. Структура населения Крыма (Багров Н.В., Багрова Л.А., 2002)
В Генеральной схеме отмечалось, что общее направление развития территориальной структуры сети городских поселений СССР отличается проявлением весьма устойчивых тен-денций, прослеживаемых на протяжении достаточно длительного периода времени. Эти тен-денции указывают на закономерность последовательного перехода в различных частях страны от редкой равномерной сети, свойственной слабо урбанизированным территориям, сначала к мелким очагам и группам небольших городов и поселков, а затем к развитым групповым формам территориальной структуры сети городских поселений, включая агломерационные формы.

Особенности распространения развитых групповых форм , прослеженные во времени, позволяли представить картину последовательного расширения урбанизированных террито-рий СССР.

В 1926 году территории с развитыми групповыми формами имели весьма ограниченное распространение: в пределах центра европейской части СССР в окружении Москвы, на Урале и в Донбассе, вокруг Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Горького (Нижнего Новгорода), а также в виде локальных пятен в непосредственном окружении других крупных городов ев-ропейской и азиатской частей Советского Союза.

К 1959 году обозначились заметные зоны развитых групповых форм территориальной структуры сети городских поселений в пределах всей европейской части СССР, которые наря-ду с районами Центра включили ряд районов Прибалтики, Украины, Поволжья, Урала.

В 1970 году развитые групповые формы получили дальнейшее развитие и заметное расширение. Они охватили не только значительную часть европейской части СССР, но и значи-тельные ареалы в азиатской части страны.

3.6. Формирование крупных городских агломераций

В проведенных исследованиях и разработках выявилась закономерность опережающих темпов роста территории с агломерационными формами развития сети городских поселений на фоне общего процесса городского освоения территории СССР, отмечалось, что агломерирование населенных мест вызвано в основном процессом концентрации производства, а также возра-стающим тяготением производства к крупным городам - центрам науки, научно-производ-ственного обслуживания и сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это находило отражение в ускоренных темпах роста городов и поселков вблизи крупных городов и в уплотнении их сети.

В числе крупнейших агломераций Советского Союза, занимающих узловое место, в Ге-неральной схеме (положение на 1975 г.) были названы: Московская, объединяющая 81 город-ское поселение с 9,7 млн. жителей; Ленинградская (Санкт-Петербургская) - 55 городских по-селений, 4,3 млн. жителей; Горьковская (Нижегородская) - 28 городских поселений, 1,8 млн. жителей; Донецкая - 61 городское поселение., 1,7 млн. жителей; Свердловская (Екатеринбург-ская) - 32 городских поселения, 1,5 млн. жителей.

На основе проведенного в середине 70-х годов анализа показателей соотношения численности городского населения, проживающего в зоне влияния больших городов, численности городского населения всей зоны, включая центральный город, уровня концентрации городских поселений в зоне влияния больших городов было установлено наличие агломераций с разной степенью развитости в окружении 68 городов с населением свыше 100 тыс. человек в каждом.

Выявленные городские агломерации характеризовались многими несомненно положи-тельными чертами: сосредоточением в их пределах передовых отраслей промышленного про-изводства, административно-хозяйственного управления, научных и проектно-конструктор-ских организаций, наиболее уникальных учреждений культуры и искусства. Был выявлен повышенный образовательный уровень населения агломераций и его более высокая квалификационная подготовка.

Вместе с тем в Генеральной схеме отмечались существенные недостатки агломераций. Проведенный анализ показал, что для многих из них становились характерными застройка ценных природных ландшафтов, несбалансированность расселения и мест приложения труда, нерациональные маятниковые поездки пригородного населения, неэффективное использование рекреационных территорий. Слабое развитие внешних зон агломераций (абсолютный прирост населения в них был в середине 70-х годов почти в три раза меньше, чем в городах -центрах) приводил к недоиспользованию социально-экономического (научно-технического и культурно-образовательного) потенциала их центров - крупных и крупнейших городов и оказывал недостаточное сдерживающее влияние на темпы их роста.

Повышенная степень концентрации городского населения на ограниченной территории вызвала значительное давление на окружающую среду и угрожала рядом серьезных экологических последствий. Из 68 городских агломераций только в 7 условия окружающей среды (по совокупной оценке степени загрязнения воздушного и водного бассейна, наличию открытых пространств и рекреационных ресурсов) были признаны относительно благоприятны-ми (Рижская, Черновицкая, Кировская, Воронежская, Ярославская, Гомельская, Сочинская). В 29 городских агломерациях условия окружающей среды отличались более или менее заметны-ми отклонениями от нормальных характеристик.

Групповые системы населенных мест. Ядро теоретической концепции Генсхемы заключалось в идее формирования на сравнитель-но хорошо освоенной части территории СССР сети групповых систем населенных мест (ГСНМ).

ГСНМ рассматривались по сравнению с традиционными иерархическими построениями системы расселения (сельский населенный пункт - городское поселение - городская агломерация) как более высокий уровень в территориальной организации производства и расселения. Авторы Генеральной схемы в своих представлениях исходили из того, что ГСНМ должны целенаправленно развиваться в плановом порядке прежде всего на основе существующих раз-витых крупных городских агломераций и в районах нового освоения на базе территориальных производственных комплексов. Выделение ГСНМ основывалось, с одной стороны, на опре-делении производственных и иных функций городов, с другой стороны, на совместном ис-пользовании потенциала как крупных городов, так и малых городов и сельских населенных пунктов на основе создания соответствующей развитой транспортной инфраструктуры, при минимизации затрат на передвижение населения между отдельными городскими и сельскими поселениями групповой системы.

На основании проведенных разработок был выполнен альтернативный анализ экстрапо-ляционных и целевых прогнозов перспективного расселения , включивший рассмотрение, с одной стороны, естественно развивающейся территориальной структуры сети городских посе-лений, с другой - целевой модели планово-регулируемого формирования оптимальной струк-туры расселения в рамках развития всего народнохозяйственного комплекса страны.

На основании проведенных разработок на территории СССР было выделено 62 крупные групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 450 тыс. жителей и выше), 169 средних групповых систем расселения (с прогнозируемым населени-ем главного центра от 100 до 450 тыс. жителей), 323 малые групповые системы расселения (с прогнозируемым населением главного центра от 50 до 100 тыс. жителей).

3.7. Системы расселения

на региональном и национальном
(общегосударственном) уровне

Взаимная увязка развития крупных, средних и малых групповых систем населенных мест пред-полагается на основе формирования региональных систем населенных мест (на уровне групп экономических районов и союзных республик)


Рис. 3.5. Система расселения на территории Украины
Принципиальная схема формирования систем населенных мест фиксировала основную полосу формирования на территории СССР крупных, средних и малых групповых систем с выделением контуров крупных и средних групповых систем и зон их интенсивного сопряженного развития (региональных зон концентрированного расселения. Были выявлены структурные основные транспортно-планировочные оси, к которым приурочено развитие перс-пективного расселения. Определялись также зоны распространения рекомендуемых меропри-ятий по регулированию перспективного развития территориальной структуры сети городских поселений. В их состав входили:


  • центральные ядра крупных групповых систем населенных мест, формируемых на базе сложившихся агломераций, нуждающиеся в проведении специальных мероприятий по упорядочению и разуплотнению существующей городской застройки;

  • внутренние зоны крупных групповых систем, в пределах которых только начинается процесс формирования неупорядоченных агломераций и где необходимо проведение ограничительных мероприятий по предотвращению этого процесса;

  • территории крупных и средних групповых систем, формирующихся в пределах курорт-но-рекреационных районов союзного и регионального значения, для которых устанавливается свой особый режим народнохозяйственного освоения;

  • территории групповых систем разного типа, полностью или частично включающие в свой состав природные ландшафты союзного или регионального значения, в пределах которых должен осуществляться комплекс мероприятий по поддержанию экологического равновесия между урбанизированной и природной средой.
Все указанные зоны рассматривались как первоочередные объекты для перспективных научных исследований и проектных разработок на последующих стадиях реализации Генеральной схемы расселения.

3.7. Народнохозяйственное значение

и аспекты реализации Генеральной схемы
расселения на территории СССР

Предполагалось, что реализация мероприятий, предусмотренных Генеральной схемой расселения на территории СССР, будет связана с осуществлением комплексных градостроительных программ развития групповых систем населенных мест. От осуществления таких программ ожидался значительный экономический эффект, имеющий многокомпонентный характер. Он включал эффект, который достигается в сфере как гражданского, так и производственного строительства и обеспечивается в результате мероприятий, охватывающих формирование групповых систем, преодоление региональных диспропорций в уровне урбанизации, укрупнение сети сельских по-селений и интенсификацию использования территории городских и сельских населенных мест.

Формирование крупных групповых систем позволяло, по расчетам авторов Генеральной схемы (Ходжаев и др., 1977), получить экономию до 40% капитальных затрат на освоение тер-ритории под гражданское и производственное строительство за счет преимущественного роста городов, расположенных во внешней зоне таких систем и имеющих благоприятные территори-альные условия для развития. Около 3 - 5% экономии капитальных затрат ожидалось за счет концентрации культурно-бытового и рекреационного строительства в межселенных общест-венных центрах, а также создания централизованной строительной базы, единой для группо-вой системы в целом.

В сфере производства ожидался экономический эффект, связанный с тем, что формиро-вание крупных групповых систем позволит существенно активизировать и ускорить создание территориально-производственных комплексов с центрами - крупнейшими городами, полу-чить экономию до 5% капитальных затрат от создания единой групповой производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

Кроме того, предполагалось, что объединение малых и средних городов в групповые системы с центрами - крупнейшими городами позволит существенно расширить производ-ственно-организационные , научно-технические и профессионально-квалификационные связи предприятий, размещенных в малых, средних и больших городах с головными заводами, на-учными институтами крупнейших городских центров. Это позволило бы, по расчетам, в сред-нем на 7 - 10% поднять производительность труда на значительной части предприятий городов, объединенных в крупные групповые системы.

Формирование средних и малых систем позволяло получить, по расчетам, экономию до 4 - 6% капитальных затрат в результате концентрации гражданского строительства в городах- центрах таких систем, укрупнения жилых массивов, создания централизованной строительной базы. В сфере производства учитывался ожидаемый экономический эффект ускорения от кон-центрации промышленного строительства в городах - центрах средних и малых групповых систем, что создаст условия ускорения темпов формирования городских промышленных узлов. Крупноузловое строительство и реконструкция промышленных предприятий обеспечит, по расчетам, сокращение на 3 - 6% капитальных удельных вложений, до 10% требуемых трудовых ресурсов, сэкономит 15 - 25% территории, позволит организовать высокоэффективное централизованное инженерно-транспортное хозяйство, использовать прогрессивные приемы коопе-рирования и блокировки ряда производственных зданий.

Важный народнохозяйственный эффект повышения уровня концентрации расселения и укрупнения сети населенных мест ожидался от создания условий для сокращения сроков стро-ительства новых предприятий и мощностей, то есть интенсификации использования капиталь-ных вложений.

Таким образом, от формирования групповых систем ожидалось сокращение всей це-почки сопряженных затрат на производственное и непроизводственное строительство. Иск-лючение представляет сфера транспорта, затраты в которую должны были возрасти. Однако развитие транспортной инфраструктуры необходимо при развитии групповых систем и в значительной мере определяет их эффективность.

Преодоление региональных диспропорций в уровне урбанизации с опережающим фор-мированием групповых систем и региональных центров в районах Сибири, Дальнего Востока и ряда других позволяло, по расчетам, получить экономический эффект в сфере производства от сокращения нерациональной миграции населения и закрепления кадров в районах нового освоения.

В Генеральной схеме предусматривалась централизация сети сельских населенных мест. С этим было связано укрупнение центральных усадеб колхозов и совхозов, а также ликвидация так называемых неперспективных сельских населенных пунктов. От укрупнения сельских на-селенных мест ожидалась экономия до 2 - 4% капитальных затрат на основе концентрации ка-питального производственного и гражданского строительства в укрупненных поселках и более эффективного использования территорий.

Предполагалось, что интенсификация использования территории укрупняемых городов, объединяемых в крупные, средние и малые групповые системы, позволит сократить площадь сельскохозяйственных земель, изымаемых под городское строительство, и получить экономию в размере 10 - 12% затрат, необходимых для освоения городских территорий.

В Генеральной схеме расселения определялись условия, обеспечивающие практическую реализацию градостроительных программ формирования групповых систем населенных мест. К ним относились:


  • переход от автономного к взаимосвязанному расселению при выборе основных направ-лений размещения производительных сил и разработке планов развития отраслей производ-ства с обеспечением комплексного единовременного строительства производственных объек-тов, жилых домов и всех необходимых учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания населения;

  • преимущественное размещение промышленных предприятий в городах внешней зоны крупных групповых систем, в городах - центрах средних и малых групповых систем населен-ных мест;

  • ускоренное развитие на основе целевых бюджетных средств единой транспортной ин-фраструктуры групповых систем населенных мест как важнейшего условия их формирования и эффективного функционирования;

  • расширение процессов филиализации и выноса градообразующих объектов из сложившихся крупных городов с их размещением во внешней зоне групповых систем населенных мест;

  • проведение мероприятий по реконструкции и модернизации промышленных предпри-ятий в сложившихся крупнейших городах с сокращением мест приложения труда;

  • ускоренное опережающее развитие социальной и научно-образовательной инфраструктуры центров групповых систем населенных мест в районах нового освоения;

  • создание централизованной строительной базы в групповых системах населенных мест, обеспечивающей потребности как городского , так и сельского строительства;

  • запрещение ведомственных решений по штучному размещению отдельных предприятий, прежде всего в районах с высоким уровнем промышленного развития, а также интенсивно развиваемых районах нового освоения.
На основе данных Генеральной схемы предусматривалась корректировка районных планировок и генеральных планов городов по важнейшим критериям эффективности градостроительных решений, определение конкретных показателей роста городов и расширения их территорий.

В качестве основного условия реализации Генеральной схемы расселения выдвигалось требование активной комплексной координации и взаимодействия народнохозяйственного планирования и градостроительного регулирования развития сети населенных мест.

На последующих этапах предполагалось создание на базе основных положений Генеральной схемы региональных схем расселения применительно к союзным республикам, более полно учитывающих специфические местные условия и углубляющих технико-экономические обоснования предлагаемых решений. Региональные схемы расселения, в свою очередь, были призваны способствовать реализации системного расселения в областных и внутриобластных схемах и проектах районной планировки и в проектах планировки и застройки отдельных городов.

Основная концепция реализации схемы строилась на взаимодействии градостроительных мероприятий с централизованным планированием в рамках СССР, союзных республик, регионов и даже локальных административных и планировочных образований. Предусматривалась, в частности, разработка схем ряда крупных и средних групповых систем населенных мест
(Горьковской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской ГСНМ и др.).

В конце 80-х годов авторами Генеральной схемы расселения СССР был дан анализ реализации Генсхемы и намечены некоторые методологические пути ее совершенствования с учетом радикальных изменений как в тенденциях расселения, так и во всей общественной жизни
страны (Листенгурт, Васильев, Портянский, 1988). Выполненное авторами настоящей монографии сопоставление прогнозов Генеральной схемы с реальным ростом городов приводится ниже.

Отмечалось, что к 1986 году численность городского населения СССР достигла 183 млн. (66% общего населения страны). Насчитывалось 193 сложившихся или формирующихся городских агломераций, в которых концентрировалось 60% населения СССР и 70% городского
населения. На эти агломерации в течение трех последних десятилетий приходилось 90% прироста городского населения СССР (Листенгурт и др., 1988).

Концепция Единой системы расселения на территории СССР не была реализована в части многих конкретных рекомендаций. Предусматривавшееся Генеральной схемой развитие групповых систем населенных мест как основы перспективной расселенческой структуры также не пошло дальше проектных предложений, выполненных, в частности, в Гипрогоре (например, для Кемеровской средней ГСНМ). Как отмечалось выше, процесс концентрации населения в крупных и крупнейших городах усилился.

Экстенсивная урбанизация привела к накоплению ряда таких серьезных проблем, как слабая управляемость процессами расселения, диспропорции в распределении экономического и социально-культурного потенциала между различными группами поселений, чрезмерная концентрация населения в одних районах и низкая плотность в других и т.п. В научной литературе подчеркивалась также необходимость перехода от экстенсивных форм урбанизации к интенсивным, когда определяющими становятся не количественные, а качественные параметры урбанизации, связанные в первую очередь с развитием современной городской среды и городского образа жизни.

Главными для развития новейших производств являются не количественные (концентрация населения, жилого фонда и городской инфраструктуры), а качественные показатели городской среды, и прежде всего ее научно-информационный и социально-культурный потенциал. Отсюда ясна возрастающая позитивная роль крупных городов и агломераций.

При этом нет оснований рассчитывать, что автоматизация производства повлечет за собой сокращение числа занятых и как бы автоматически снимет остроту проблемы роста крупных городов, Анализ возможных последствий научно-технического прогресса показывает, что в ближайшем будущем в крупных городах ожидается не столько сокращение числа рабочих мест, сколько изменение их качества и состава. Более того, структурные диспропорции в трудовом балансе, вероятность которых увеличивается в перспективе, могут послужить дополнительными катализаторами роста крупных городов, что серьезно осложнит регулирование их развития.

3.8. Генеральная схема планировки территории

в новых социально-экономических условиях

Проблемы территориальной организации страны, как свидетельствует текущая практика, ныне перестали быть областью государственного планирования. Государство, по сути, отстранило от какого-либо бюджетного финансирования развитие расселения , градостроительства, поддержку экономики слаборазвитых районов, зон и городов, оказавшихся в кризисной ситуации. Не ведется разработка прогнозов и проектов регионального, областного масштабов, редкостью стали генеральные планы городов. Эта негативная тенденция должна быть преодолена. Территориальные проекты нуждаются в долгосрочных инвестициях, которых рынок всячески избегает. Без государственного регулирования невозможно решение градостроительных проблем общего характера, совершенствования расселения, развития инфраструктур, реализации природоохранных программ.

Исключение в первые же годы перестройки из компетенции градостроительства вопросов землепользования, имущественных вопросов, архстройконтроля и экспертизы потребовало активизировать работу по правовому регулированию в градостроительстве.

Учет новых факторов при дальнейшей разработке Генеральной схемы расселения означал отказ от жесткой иерархии поселений, основанной преимущественно на их людности и административном статусе. Возрастает роль положения населенных пунктов по отношению к важнейшим центрам технологических и социально-культурных нововведений, их собственный инновационный потенциал.

Перестройка хозяйственного механизма, реорганизация всей системы управления хо-зяйством на основе развития самостоятельности государственных, кооперативных и частных предприятий, децентрализация методов хозяйствования наряду с позитивными изменениями создают определенный риск не комплексного развития социальной сферы, В качестве противо-веса и решающего фактора, препятствующего этому, предлагалось укрепление территориаль-ного управления, повышение действенности градостроительного регулирования.

Анализ реализации Генеральной схемы показал, что наряду с достаточно успешным распространением ее концептуальных идей практическая реализация конкретных рекомендаций Генеральной схемы оказалась недостаточной в связи с:

Слабостью территориального управления;

Отсутствием органов, регулирующих развитие естественно сложившихся поселенческих структур, таких как агломерации или урбанизированные районы.

Вместе с тем отметим, что недостатки системы управления являются не единственной причиной слабой реализуемости конкретных рекомендаций и других материалов схемы. Важнейший резерв улучшения их реализации - повышение научной обоснованности предлагае-мых в схеме решений, отработка лишь таких мероприятий, которые имеют под собой реальное ресурсное обеспечение, усиление конструктивной планировочной направленности выводов Ге-неральной схемы расселения.

При дальнейшей разработке схемы необходима ее переориентация на конкретные реше-ния по территориальной организации расселения. Чтобы быть конкретными, эти решения вовсе не должны касаться каждого административного района или небольшого поселения. Более того, научная обоснованность решений только страдает от излишней детализации, втор-жения на территориальный уровень районной планировки. Генеральная схема расселения призвана определять наиболее крупные территориальные пропорции в развитии расселения . Ее наиболее яркой отличительной чертой должно стать повышенное внимание к территори-альной организации расселения на макрорегиональном уровне.

Распад СССР в конце 1991 года прервал работы по Генеральной схеме расселения на территории Союза. Однако основные ее идеи получили дальнейшее развитие в работах по Генеральной схеме расселения России и Украины.

Специфика генеральной схемы планировки территории на Украине.


  • Проектирование городских и сельских поселений должно основываться на законах Украины,
    имеющих основополагающее значение для градостроительства, и региональных программах по
    решению важнейших социальных, экологических и экономических проблем.

  • Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы единой системы
    расселения Украины с учетом территориально-административного деления, социально-экономического и природного и градостроительного районирования.

  • В качестве основы проектирования, планировки и застройки городских и сельских поселений должна служить предварительно разрабатываемая концепция их социально-экономического развития, обеспечивающая реализацию прав и свобод населения в соответствии с Консти-
    туцией Украины. Концепция должна разрабатываться на альтернативной основе и до утверждения рассматриваться и обсуждаться профессиональными и общественными организациями , жителями населенных
    пунктов.

  • Развитие систем расселения должно опираться на сложившуюся сеть городских и сельских
    поселений, включая существующие и формирующиеся агломерации. Проектирование новых поселений предусматривается в связи с необходимостью размещения новых промышленных предприятий,
    разработки полезных ископаемых и пр., а также в связи с отселением населения из зон происшедших
    или потенциальных катастроф, экологических бедствий и пр.
Примечание . Размещение дачных поселений и садоводческих товариществ в пригородных зонах предусматривается на землях, которые не могут быть использованы для перспективного территориального развития городских и сельских поселений.

  • Для обеспечения территориальных условий развития городов на долгосрочную перспективу,
    а также размещения и строительства сооружений, связанных с функционированием городского
    хозяйства, следует на прилегающих к городу территориях выделять пригородные зоны многофункционального назначения. В их составе необходимо -выделять территории зеленых зон городов, предназначенных для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.
Пригородную зону следует проектировать одновременно с генеральным планом города как хозяйственный единый и планировочный комплекс с разработкой предложений, нацеленных на экономическое и социально-культурное ее развитие и структурно-территориальную организацию.

  • Уровень социально-экономического развития проектируемого поселения определяется с учетом приоритетности социальных и экологических критериев на основе комплексной оценки территории, исходя из полного раскрытия потенциальных ресурсных возможностей и потребностей населения, планов социально-экономического развития данного поселения. При этом следует установить виды деятельности, развитие которых должно быть стимулировано, прекращено или ограничено в проектируемом поселении или в группе взаимосвязанных поселений, а также определить сдвиги в отраслевой структуре сложившегося народнохозяйственного комплекса по числу занятых и изменения в функциональном использовании территории. Развитие социальной инфраструктуры должно быть намечено, исходя из обеспечения целевых показателей жизненных условий

Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:

Макроуровень - экономическая зона, экономичес­кий район;

Мезоуровенъ - область, край, республика;

Микроуровень - административный район, промыш­ленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.

Экономические зоны - обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.

На территории Российской Федерации выделяют За­падную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, вклю­чающую районы Сибири и Дальнего Востока.

Для Западной экономической зоны характерны дефи­цит топливно-энергетических и водных ресурсов, высо­кая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основ­ных производственных фондов страны), в составе про­мышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны на­личие больших запасов топливно-энергетических, ми­нерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселен­ность и хозяйственная освоенность территории, в соста­ве промышленности преобладание добывающих отрас­лей.

Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однород­ными условиями, с характерной направленностью раз­вития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и при­родными ресурсами, достаточными для относительно са­мостоятельного комплексного развития производительных сил.

В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающих­ся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказс­кий, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-админи­стративных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, - на низо­вые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических рай­онов.

Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, ком­пактно размещенных на небольшой территории (несколь­ких промцентров).

Промышленный центр (промцентр) - группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).

Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).


Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специ­альные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наи­более благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инве­сторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свобод­ной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышлен­ные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или техно­полисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.

В основу отбора зональных территорий положены раз­ные принципы: выгодное географическое положение, вы­сокий уровень развития или дешевизна инфраструктур­ного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.

В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990-1992 гг.) было объявлено о создании 12-13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них факти­чески уже распались. Относительно активно развива­ются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.

Все вышеназванные территориальные образования - регионы, районы и т. д., составляют основу территори­альной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появле­ние (происхождение) таких дисциплин, как экономи­ческая география, а позже - региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содер­жания исследуется один и тот же объект - территори­альная организация общественного производства.

Лечебные свойства присущие микронутриентам – жира, белкам, углеводам. Усиленное белковое питание оказывает целебное действие при истощении организма, хронических заболеваниях, сопровождающихся потерей белка – туберкулезе, гнойных процессах, обширных ожогах.

В начале 80-х годов обнаружено свойство некоторых аминокислот повышать иммунитет организма. Группа исследователей санкт-петербургского института экспериментальной медицины установила, что аспарагиновая, глютаминовая кислота, цистеин, треопин, триптофан, аланин, ивалин стимулирует продукцию Т-лимфоцитов и антител.

Лечебная ценность жиров зависит не только от их состава, но исходного состояния организма. Жиры необходимо включать в пищу при истощении организма в результате заболеваний или тяжелой физической работы.

Лечебными свойствами обладают полиненасыщенные жирные кислоты, токоферолы и др. для людей, находящихся в экстремальных условиях (при стрессе, например) целебные фосфолипиды, содержащиеся в горохе, сметане, овсяной крупе и некоторых других продуктах.

Используются в лечебном питании противоокислительные свойства липидов.

Одним из активных антиоксидантов является Витами Е, представляющий собой смесь токоферолов, входящих в состав жиров. Витамин Е стабилизирует клеточные мембраны, гася перекисное окисление лицидов, обеспечивает устойчивость эритроцитов. При гипо- или авитаминозе Е эритроциты разрушаются, возникает гемолитическая анемия, что доказывало в прямых экспериментах на животных.

Высокими целебными свойствами обладает молоко. Белки молока, согласно экспериментальном и наблюдениям над людьми, имеют большую питательную ценность по сравнению с белками мяса и растений. Например, если для нормального роста крыс достаточно 6% молочных белков то компенсировать их могут 9% белков говядины, 10% белков пшеницы, 16-17% белков овса, 18% белков гороха.

Хорошо усваивается нашим организмом и молочный жир, находящийся эмульгированном состоянии.

В состав молока входят витамины, углеводы, микроэлементы, минеральные соли, соли кальция и др. Содержатся в молоке и органические кислоты, которые представлены главным образом цитратами, стабилизирующими молоко как дисперсную систему. Содержащиеся в молоке лактоглобулин и казеиноген. Стимулируют образование в организме человека белка. Способствует молоко усвоению железа, кальция, и др. минеральных веществ.

Белки молока, богатые лизином, повышают биологическую ценность хлеба, бедного аминокислотой. Благодаря присутствию кальция молока.

Территориальные структуры и их типы

Территориальное планирование базируется на выявлении и формировании различных типов территориальных структур (территориальной организации), которые наиболее полно соответствуют устойчивому развитию региона.

Термин «территориальная организация » утвердился в экономической и социальной географии. Понятие территориальной организации общества в широком смысле охватывает все вопросы, касающиеся территориального разделения труда, размещения производительных сил, региональных различий в производственных отношениях, расселения людей, взаимоотношения общества и природы, а также проблемы региональной социально-экономической политики. В узком - включает такие категории, как административно-территориальная организация государства, региональное управление производством, формирование территориальных организационно-хозяйственных образований, определение территориальных объектов управления, социально-экономическое районирование (Топчиев, 1996). По Б.С.Хореву, территориальная организация общества есть сочетание территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления в целях осуществления воспроизводства жизни общества в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественной формации экономических законов. Э.Б.Алаев (1983) приводит два основных определения территориальной организации – «размещенческое» и «структурное». Территориальная организация общества – это 1) совокутность процессов или действий по размещению предприятий сферы материального производства и непроизводственной сферы, размещению населения, природопользования, с учетом их отношений, связей, соподчиненности и взаимозависимости, осуществляемых в соответствии с целями и на основе действующих в данной общественно-экономической формации экономических законов и их пространственных модификаций; 2) сочетание функционирующих территориальных структур – расселения населения, производства, природопользования, объединяемых структурами управления процессом общественного воспроизводства.

В настоящее время разработан ряд теоретических моделей рациональной территориальной организации хозяйства (техносферы), населения (социосферы), природной среды (ландшафтной сферы), природопользования (системы «природа-хозяйство») (Лаппо, 1978; Родоман, 1971 и др.). Основополагающим выступает принцип рациональной функциональной организации территориального пространства жизнедеятельности человека.

Основные элементы реальной природно-хозяйственной мозаики:

1) ареалы наибольшей концентрации населения, производства, инфраструктуры (территориальная концентрация хозяйства принимает пространственные формы промышленно-городских агломераций, урбанизированных районов, транспортных магистралей. Они образуют ядра, зоны и полосы максимальной хозяйственнй нагрузки на природную среду .) (площадные и линейные геотехсистемы);

2) биоцентры с биокоридорами природные охраняемые территории («природно-географические окна»), призванные сохранить естественную природу на уровне, необходимом для ее воспроизводства и саморазвития. И для индустриально-урбанизированных ареалов, и для природных окон жизненно необходимы соединительные «коридоры» (транспортно-коммуникационные ленты, соединяющие хозяйственные ядра, биокоридоры, соединяющие биоцентры)

Транспортные магистрали служат каналами техногенных геохимических миграций и распространения синантропных видов растений.Все линейные транспортные геосистемы играют роль мощных гидрологических, биогеохимических и экологических барьеров.

Средообразующие комплексы выступают как биоцентры , связанные между собой биокоридорами . Сеть биоцентров разных уровней и биокоридоров формирует каркас экологической стабильности территории (Low, 1982);

3) буферные полосы разделяют территориальные участки с разными несовместимыми функциями. Это охранные зоны (буферные территории, оконтуривающие заповедники с целью нейтрализации антропогенного и техногенного воздействия), санитарно-защитные зеленые зоны (в градостроительном проектировании зеленые зоны имеют установленные нормативы в зависимости от численности населения: а) в городах с населением менее 10 тыс. чел. на 1000 жителей выделяется 50 га лесной площади; б) в городах с населением более 500 тыс. чел. – 130 га на 1000 жителей. В среднем на каждого городского жителя должно приходиться 0,13 га зеленой зоны. Санитарная норма зеленой зоны установлена не менее 25 м 2 зеленых насаждений на одного городского жителя).

Важную роль играет пространственная конфигурация, сочетания (мозаика) на определенных территориях средообразующих и средопотребляющих (промышленных, сельскохозяйственных, селитебных и др.) комплексов, т.е. их территориальная организация .

В теоретических аспектах выделяется несколько типов структур рациональных с определенных точек зрения: плотности использования пространства, геоэкологической целесообразности организации территории (в плане ее устойчивого развития). Рассмотрим некоторых из них.

Закономерности размещения населенных пунктов . Оно подчиняется определенным закономерностям, связанным с законом минимальных усилий, эффектами агломерации (Кристаллер, Леш, Гарнер, Шулер и др.), геометрией ландшафта (см. рис.2.3). В человеческой деятельности проявляется стремление к агломерация для извлечения выгод, которые обеспечивают экономичность укрупнения. Агломерация можно рассматривать как узлы экономического ландшафта, образующиеся благодаря центростремительным силам. Агломерационный эффект действует на разных уровнях: в регионе, внутри города и т.д. Многие виды деятельности оказываются эффективными только тогда, когда они сконцентрированы в дном месте.

Модель поляризованного ландшафта , предложенная Б.Б.Родоманом и детализированная А.Г.Топчиевым. Б.Б.Родоман (1971) разработал принципы построения идеального культурного ландшафта (рис.2.4). По его мнению, он является хорошим способом придать необходимым оздоровляющим воздействиям на среду системный характер - это представит их как построение идеального культурного ландшафта. Такой ландшафт будет весьма различным от места к месту, да и сам идеал полностью не достижим, поскольку он должен постоянно эволюционировать вместе с человеческим обществом.

Рис. 2.3. Модели систем расселения Кристаллера

Большой город и девственная природа - это как бы два полюса современной биосферы, необходимые человеку в равной мере. Чтобы естественный ландшафт не страдал от близости города и не мешал ему расти, надо отодвинуть их друг от друга как можно дальше, и в тоже время соединив их «амортизирующей прокладкой» из промежуточных функциональных зон так, чтобы плотность постоянного населения, степень хозяйственного использования и частота посещения разных мест людьми постоянно убывали от городского центра к пригородному резервату, как убывает плотность земной атмосферы. Эти зоны человек будет пересекать и посещать при маятниковых миграциях. Между естественными и искусственными «полюсами» географической среды разместятся функциональные зоны (см. рис.2.4):

1.Природные заповедники, доступные научным работникам для исследований и экспериментов, студентам для практики, а широкой публики только для кратко временных посещений.

2.Загородные парки для длительного отдыха и туризма, лесные и охотничьи хозяйства.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей промышленности, перемежающиеся с городскими парками и скверами повседневного пользования.

5. Городской центр или прицентральная зона общественного обслуживания.

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города, превращенное в мемориальный комплекс.

1.Природные заповедники

2.Загородные парки

3.Территории, используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности.

4.Постоянные городские жилища и предприятия обрабатывающей

5. Городской центр

6.Историко-архитектурный заповедник - старое ядро города

Рис. 2.4. Сетевой поляризованный ландшафт Б.Б.Родомана

Границы этих функциональных зон не остаются неизменными: у городского полюса они будут подвижнее, а вблизи природных заповедников устойчивее.

Поляризация ландшафта как целостная территориальная система может существовать только благодаря маятниковым миграциям людей. Различная людность его функциональных зон в разные времена года, дни недели и часы суток превращают его в пульсирующее демографическое поле, по которому от полюса к полюсу бегут волны.

Описанная схема поляризованного ландшафта безразмерна и безмасштабна, она осуществима на любой территории. В этом смысле между большими и малыми районами разница заключается в том. что при небольшой длине спектра в качестве зон выступают однородные земельные угодья и участки, а при больших расстояниях - пестрые ареалы не сплошного, но преимущественного распространения того или иного типа земель. Переход от крупных фрагментов поляризованного ландшафта к мелким подобен дроблению магнита, в каждом куске которого сохраняются оба полюса.

Известно, что фактический размер города ограничивается в частности максимальным временем, которое его жители тратят на ежедневное передвижение к местам работы и обслуживания. Заменив множество посещаемых пунктов одним центром, в качестве модели получим моноцентрический ареал, ограниченный изохронной доступности центра, т.е. линией, у которой все точки одинаково отстоят от этого центра по времени, необходимому на его достижение. При достаточно густой сети путей, допускающем движение по всем направлениям с одинаковой скоростью, ареал должен быть круглым и сохранять эту простейшую форму при равномерном росте во все стороны. Если же выделяются радиальные пути, обладающие повышенной скоростью, то у ареалов вдоль этих путей вырастают характерные зубцы или лепестки, а изохорны и ограниченные ими концентрические зоны становятся вогнутыми.

Правильная решетка, показанная на рисунке 2.4а. предполагает однородную равнину без рек, транспортную сеть равномерной густоты без разветвлений, равновеликие поселения без иерархии и т.п., чего в действительности нигде не бывает. Ясно, что эта теоретическая схема - лишь одно из самых первых приближений к реальной действительности - должна быть затем трансформирована применительно к местным условиям. Функциональное зонирование, подобно вышеописанному, может охватывать не только сушу, но и море. На рисунке 2.4.б, показан прибрежный вариант поляризованного ландшафта. Новым доминирующим элементом, по сравнению со схемой. А, здесь стала береговая линия. Из-за ее прямолинейности сеть основных коммуникаций сделалась прямолинейной.

Структура поляризованной организационной агломерации поселений была также предложена Б.М. Эккелем.(рис.2.5). Она разработана так как и у Б.Б. Родомана на основе использования симметрично отраженного графа рационального жизненного цикла населения: отдых-жилье - санитарно-защитная зона-производство, где в качестве оси симметрии выступают «коридоры» инфраструктуры. Б.М. Эккель считал, что в целях улучшения условий жизни населения и организации рационального природопользования целесообразно располагать функциональные районы ежедневных жизненных циклов населения в виде ориентированных графов, где места жительства и основные места обслуживания размешались бы между местами работы и отдыха, причем должно быть предусмотрено сохранение подобной ориентации в процессе роста и развития систем взаимодействия природы, населения и техники. Это позволит оптимизировать городскую среду, улучшить экологическую ситуацию.

Рис. 2.5. Поляризованный ландшафт Б.Н.Эккеля

Предполагается непосредственный контакт мест жительства с рекреациями выходного дня, которые в полосе контакта станут местом повседневного отдыха. Ограничивается контакт рекреационных районов с производственными сооружениями и инфраструктурой.

Появляется реальная возможность управления рекреационными нагрузками на природные ландшафты, Это достигается за счет отделения рекреационных дорог от путей утилитарного назначения. Выделение рекреационных дорог позволяет строить их сеть и формировать потоки рекреантов исходя из определенной программы рекреационного природопользования. За счет сведения в жгуты линейных технических сооружений предотвращается излишнее дробления природных ландшафтов и ухудшение их качества.

Происходит перераспределение контактов производства и населения с природными ландшафтами в пригородной зоне в пользу населения: формируются «селитебные» секторы природных ландшафтов для непосредственного пользования населением, в то время как в производственных целях используются части природной среды, тяготеющие к магистральным путям сообщения.

Создаваемые большими городами интенсивные нагрузки на среду можно нейтрализовать лишь концентрацией функций и применением целенаправленных природоохранных мероприятий. Создание монофункциональных районов позволяет организовать действенную охрану природы.

В дальнейшем модель поляризованного ландшафта детализирована А.Г.Топчиевым. На рис.2.6 представлена моделей территориальной организации природопользования в системе «прирорда-общество».

Рис. 2.6. Теоретическая модель (картоид) рациональной территориальной организации природопользования (системы «природа-общество»)

Типы территориальных структур систем расселения. В зависимости от типа ландшафта и истории формирования хозяйства региона можно выделить некие идеальные модели территориальных структур (рис.2.7).

Рис. 2.7. Основные типы территориальных структур

Концентрический тип территориальной структуры региона складывается на равнинных территориях с явно выраженным доминантным центром (промышленным, административным). Вокруг него в радиально-концентрическом направлении формируются населенные пункты (см. рис.2.7а). Причем, как правило, вторая концентрическая зона имеет более развитые промышленные зоны. Основные транспортные нагрузки происходят как в радиальном направлении, так и по «кольцевым» направлениям.

Полицентрический квадратно-прямоугольный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7б) характерен так же для равнинных территорий с длительной историей развития. Основные экономические центры примерно равномерно распределены, а между ними формируются зоны экономического влияния. Основные магистрали соединяют центры экономического развития.

Линейный тип территориальной структуры (см. рис. 2.7в) формируется благодаря природным условиям (вдоль русел рек, горных массивов). Система расселения в виде основных центров повторяет природный контур, а вокруг них могут формироваться второстепенные центры. Так, основные города Прикарпатского региона – Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, а так же их курортные и промышленные спутники, образуют одну мощную полосу расселения, которая усиливается соответствующими связями и магистралями.

Для приморских регионов характерный полицентрический приморско-фасадный тип региональной структуры (см. рис. 2.7г). Основные экономические центры – портовые и курортные города, расположенные вдоль морского побережья. Вокруг них формируются так называемые хинтерланды – зоны экономического влияния. Транспортные магистрали, идущие от портово-промышленных центров в глубь суши, отличаются значительными грузо- и пассажиропотоками. В то же время «продольные» магистрали, что соединяют приморские центры, как правило менее нагружены. Подобным образом организована территория в прибрежных регионах Одесской области.

Для регионов с развитием горнодобывающей промышленности характерный полицентрический центрально-бассейновый (или бассейновый звездный) тип территориальной структуры хозяйства (см. рис. 2.7д). Сочетание экономических центров и городских агломераций формируется в бассейнах бессистемно вокруг центров горнодобывающей промышленности. Как правило, возникают значительные антропогенные и экологические нагрузки в пределах таких центров. Такая ситуация характерна для Донбасса, Криворожского и Никопольского марганцеворудного бассейнов.

© 2024 Helperlife - Строительный портал