Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как связаны между собой классификации религий. Классификация главных религий мира. Типы и классификации религий

Религии мира различаются между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.

И, тем не менее, все религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия, безусловно, лучше, чем другая.

В истории религии нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы: 1) Эволюционный; 2)Морфологический; 3) По характеру происхождения, распространения и влияния; 4) По характеру отношения; 5) Статистический; 6)Генеалогический.

1. Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, существование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX века существует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему мировому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем.

Эволюционная классификация Ф.Гегеля: I. Естественная религия.

  • 1. Непосредственная религия (колдовство).
  • 2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.
  • 2.1. Религия меры (Китай).
  • 2.2. Религия фантазии (брахманизм).
  • 2.3. Религия "в-себе-бытия" (буддизм).
  • 3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъективности.
  • 3.1. Религия добра или света (Персия).
  • 3.2. Религия страдания (Сирия).
  • 3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

  • 1. Религия величия (иудаизм).
  • 2. Религия прекрасного (Греция).
  • 3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Здесь просматривается поверхностное образное определение той или иной религии, а затем необоснованное деление по неясному основанию, в добавок классификация носит на себе печать пан-христианства. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис о том, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему.

Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям, т.к. можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале времени, однако применение этой классификации по отношению ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития.

2. Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматическиерелигии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на: монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм ("однобожие", т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм или "надбожие" (монизм Шанкары, эллинистический космизм);

Несомненно, что и эта классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы к единобожию, И.А.Крывелев считает монолатрией и это верно в каком-то смысле, т.к. в раннем иудаизме фигура Яхве не выделялась как запредельный надмирный бог.

Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буддизме индивид индифферентен к существованию бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму богоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать "богом", в целом же роль бога в управлении миром и индивидом там не акцентируется.

  • 3. По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религииоткровения, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалектически, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.
  • 4. По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания).
  • 5. Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве основания деления берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространенность.
  • 6. Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные исторические и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусульманство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейскиерелигии т.п. Несомненно, и эта классификация не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхождение религий и вывить общее культурное пространство.

Известны и другие классификации, например, выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.

1. Родоплеменные языческие религии сложились в условиях первобытнообщинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родоплеменные религии формировались под влиянием условий жизни рода и племени, срастались с развивавшимися типами этносов и одухотворяли (сакрализовывали) их. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культово-обрядовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из многих духов мог возвышаться образ одного духа - покровителя, который приобретал черты племенного языческого бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга. Власть этих языческих богов не переходила за границы их этнической области, вне которой правили другие боги.

В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и связаны с общественными структурами, в силу каких-либо их особенностей застывших в своем историческом развитии.

  • 2. Народностно-национальные религии впитали в себя некоторые историко-культурные черты родоплеменных, но в отличие от последних складывались и развивались в период становления классового общества. Носителями народных и национальных религий являются в основном представители соответствующего этноса, хотя лица иной этнической принадлежности могут, при определенных условиях, стать их последователями. Этим религиям свойственно законничество - детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.
  • 3. Мировые религии - буддизм, христианство, ислам - связаны в той или иной мере с родоплеменными и народностно-национальными религиями, заимствовали некоторые их внешние этнокультурные элементы, но в то же время есть существенные отличия от них. Имеются также определенные духовно-исторические связи между мировыми религиями. Мировые религии появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. Поэтому в появлявшихся вероучениях и религиях находили отражение образы жизни многих социальных структур.

Мировым религиям в той или иной степени свойственны миссионерство и проповедническая активность, имеющие межэтнический и космополитический характер, обращенные к различным социально-демографическим группам. В этих религиях проповедуется идея равенства людей (понятие "ближний") по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей. В сатанизме понятие "ближний" отвергается вообще.

Мы убедились в том, что религий бесчисленное множество.

В современном мире насчитывается более пяти тысяч религий. За время существования религиоведческой науки было предложено множество вариантов религиозной типологии. Предлагаемые варианты опираются на тот или иной критерий , представленный как наиболее предпочтительный и продуктивный. Критерий заключает в себе тот вопрос , с которым подходят к исследованию религиозной жизни; в зависимости от того «ответа», который дают различные религии, они могут быть «выстроены» (взаимно размещены) в некотором систематическом порядке.

Основные подходы для классификации религий:

1.Нормативный. Религии делятся по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Нормативная классификация - старейшая в религиоведении и небезупречна из-за пристрастности и необъективности. Уже к V в. в христианской литературе было выделены три основные религии: христианство - истинная религия и две ложные - иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви - учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви - направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные). Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: сатья санатану дхарму - истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и уподхармы - временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, - все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги: христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические).

2.Эволюционный подход. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение в человеческом обществе, существование и угасание. С XIX в. бытует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Так, история религии, по Г. Гегелю, - процесс, посредством которого Дух (реальность истории) приходит к полному самоосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа. Г. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа. Соответственно, религии распределены на три класса:

а) естественная религия (куда он включил магические культы, китайские религии, индуизм, буддизм, а также зороастризм и религию древнего Египта);

б) религия духовной индивидуальности (иудаизм, религии древней Греции и древнего Рима);

в) абсолютная религия (христианство).

Гегелевская классификация христиано-центрична, в ней нет места исламу, сложно квалифицировать последующее религиозное развитие, так как в ней нет места появлению новых форм религии. Но это построение систематично, внутренне логично и целостно, пронизано духом историзма. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему (ср. современные концепции инклюзивности)

3.Географический подход.

По наличию общего ареала происхождения религии разделяются на западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

Иное деление:

Религии Ближнего Востока: иудаизм, христианство, ислам.

Религии Индии: индуизм, буддизм, джайнизм, сикхизм.

Религии Африки: племенные культы Черной Африки.

Религии Америки: верования индейцев.

Религии Океании: народов островов Тихого Океана, Новой Зеландии и Австралии.

Классические религии древней Греции и древнего Рима.

4. Морфологический подход. Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа и пр. Так, религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний иудаизм, сатанизм, саентология), супратеизм, или «надбожие» (монистческий индуизм Шанкары, эллинистический космизм)

5.Генетический подход. Учитывает характер происхождения религий, при котором они подразделяются на естественные (народные) религии и религии откровения (личностные религии). Первые появились не вследствие деятельности пророков, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм. Религии откровения связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения.

6.Исторический подход. Тип религии увязан со стадией развития общества и этноса. Выделяют национальные, мировые (наднациональные), родоплеменные религии. Родоплеменные религии в виде культа предков, примитивной магии, фетишизма и др. сохранились у некоторых народов Африки, Америки и Океании. Национальные религии имеют особую этническую окраску, возникли из родоплеменных и отражали процесс формирования конкретных этносов (индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др.). Мировые (наднациональные) религии, не признают земных границ и претендуют на глобальный статус (христианство, ислам, буддизм). Эти религии, имея конкретный исторический ареал возникновения (буддизм - север Индии, христианство- область древней Палестины, ислам- Аравийский полуостров), в определенный момент времени разорвали связи с исторической родиной и обрели мировой характер распространения. Представляясь наиболее простой, очевидной и удобной, данная классификация несет некоторые ограничения: она ничего не сообщает о «качестве» религии, о её сущности и главных принципах.

7. Хронологический подход. Разделение религий на мертвые и живые (современные). Мертвые религии - это те, которые существовали в прошедшие исторические периоды. Судить о них мы можем по оставшимся святыням - архитектурным объектам, а также религиозной литературе, легендам, мифам и т.д. Живые религии - это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей. В последнее время среди современных религий выделяют новые религиозные, движения (НРД). Возникшие совсем недавно, они часто даже в названии содержат корень «нео»: неохристианство, необуддизм, неоиндуизм, неоориентализм.

8. Социальный подход. Выражает отношение религии к миру, человеку. Религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение к миру, например гностическое (познавательное), мистическое (магия), или, наоборот, прагматическое (религии процветания, сайентология). Выделяют также религии спасения: христианство, иудаизм, ислам, зороастризм и др., т.е. религии, где сильно развита сотериология - учение о спасении и искуплении. Эти религии обещают спасение человека после смерти на определенных условиях, и земной мир для их адептов - лишь преддверие к вечной жизни.

9. Феноменологический подход. Классификация религий в данном аспекте представляет собой попытку рассмотрения религий, представляющих собой целостный феномен человеческой жизни. Наиболее известна феноменологическая классификация религий голландского ученого Г. ван дер Леува, приведенная в его груде «Феноменология религии». Г. ван дер Леув выделил типы религий:

Религии борьбы(зороастризм) – религии уединенности(др.Китай и деизм ХУШ в.)

Религия силы и формы(античность)- религия бесконечности и аскетизма(др. Индия)

Религия величия и унижения(ислам) – религия любви(христианство)

Религия пустоты и сострадания(буддизм) - религия воли и послушания(иудаизм)

Религия покоя (проявляется во всех религиях в форме мистицизма) – религия беспокойства иди теизм (проявляется во всех религиях)

13. Статистический подход.Критерий здесь – эмпирический: количество верующих, степень распространенности.

Так, по данным 2009 г.

Христиане – 2215 млн.

Ислам – 1571 млн.

Индуизм – 1020 млн. и т.д.

14. Государственно-провавой подход.По государственному статусу существуют религии, имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплен государственными документами.

По правовому статусу выделяют: религии, которые поддерживаются государством; религии. не поддерживаемые государством; религии, к которым государство относится нейтрально. В царской России все религиозные организации по признаку отношения к ним государства делились на три основные группы: “государственная” (православие), “терпимые” (католицизм, лютеранство, ислам, иудаизм, язычество и др.) и “нетерпимые” (сектанты - “люди божьи”, молокане, старообрядцы-беспоповцы и др.).

15. Организационный подход. По уровню организации религии подразделяются на жестко централизованные, слабо централизованные и децентрализованные. По степени зрелости религиозные организации подразделяются на церкви, секты и культы.

Для церкви характерны централизованное иерархическое правление, единая догматика и культовая практика. Секта – организация, отколовшаяся от церкви, претендующая на исключительность исповедания, склонна к изоляционизму.

Культ – организация объединяющая людей вокруг какой-то харизматической личности; не имеет разработанной доктрины, основная идея – вера в божественность лидера и избранность членов.

С.С. Аванесов предложил оригинальную классификацию религий, она христианоцентрична, при этом богата и содержательна, вовлекает для анализа широкий круг верований. Автор поместить в основание типологии религий вопрос о том, как представлено «сверхъестественное» (то есть вне-человеческая сторона религиозной коммуникации) в той или иной религии. В зависимости от степени сложности ответа на указанный вопрос можно выделить основные религиозные типы и на этом основании расположить все религии по принципу «возрастания». Особенностью данной классификации является следующая логическая последовательность семи типов религии (или семи религиозных форм).

1. Простейшая форма религии, которая известна в светской литературе как «первобытная» или «элементарные религии» или «элементарные формы религиозной жизни». Этот тип религии в образном смысле может быть назван «религией родства»: действительно, «та» сторона религиозной коммуникации представлена здесь как мир духов, то есть конечных существ, родственных человеку, чрезвычайно близких к нему. Граница между человеческим миром и миром духов либо отсутствует, либо достаточно легко проходима с обеих сторон; более того, люди и духи обращаются друг в друга. Можно сказать, что место сверхъестественного в данном типе религии занимает «потустороннее» - область всего не человеческого, иного, но в то же время близкого человеку и включённого в общий (телесно-психический) порядок природы. Элементарные формы религии сохраняются у аборигенных народов Африки, Америки, Австралии, Океании, Северной Азии.

2. Политеизм - вторая по сложности форма религии. Этот термин происходит от греческих слов πολύς («многочисленный») и θεός («бог») и означает, таким образом, «многобожие». Для религий этого типа характерно представление о наличии особого мира более могущественных, чем люди и духи, существ; эти существа (боги) значительно превосходят человека по своему статусу в космосе, по своим возможностям, по длительности существования и т.д. Боги играют главную роль в образовании и обустройстве видимого мира (являются его «демиургами», устроителями), имеют самое непосредственное отношение к происхождению человека и его судьбе. Боги являются постоянными свидетелями всего происходящего в человеческом мире, поэтому политеизм может быть назван религией присутствия. В классическом политеизме отсутствует чётко выраженная идея божественной иерархии; все боги располагаются как бы «по горизонтали», распределив между собой власть, функции и сферы влияния. Как правило, политеистические боги связаны с космическими (природными) стихиями, они выступают как олицетворения этих стихий. В отличие от элементарной религии, политеизм характеризуется чёткой определённостью культа: ритуальные действия совершаются в строго установленное время и в особом месте (как правило, в храме). Священнослужители (жрецы) составляют в политеизме отдельное замкнутое сословие. Для политеизма характерны попытки мифологически объяснить происхождение и историю мира (в том числе богов и людей). Наблюдается здесь и наличие морали (правда, зачастую лишь в самом элементарном виде). К чистому политеизму могут быть отнесены «мёртвые» религии древней Месопотамии и древнего Египта, а также (может быть, с некоторыми оговорками) ныне существующая национальная религия Японии синто.

3. Религиозный дуализм (от латинского dualis - «двойственный») - это религия, включающая более усложнённое представление о божественной сфере. Религиозный дуализм признаёт существование многочисленных «специализированных» богов и духов, однако, в отличие от политеизма, эти существа представляются собранными в две группы, организованные по иерархическому принципу. Во главе двух иерархий (одна из которых признаётся «светлой», «доброй», а другая - «тёмной», «злой») стоят два главных, примерно равносильных божества. Видимый мир, как правило, представляется результатом противоборствующих творческих действий обеих этих иерархий. Человек в такой системе мировоззрения оказывается призванным совершить выбор между двумя божественными силами и включиться в борьбу на той или другой стороне. Как видим, божественный мир в религиозном дуализме упорядочен. Тем не менее, в нём присутствует и негативный элемент конфликтности. Образное наименование для религиозного дуализма - «религия борьбы». Типичная дуалистическая религия - зороастризм. К дуалистическим религиозным традициям можно отнести также секту йезидов и религию манихейства (под влиянием манихейства, в свою очередь, образовались многочисленные дуалистические ереси в средневековом христианстве: богомилы, павликиане, катары).

4. Супремотеизм - следующая по сложности форма религии. Супремотеизм (от латинского supremus - «высший», «превосходящий» и греческого θεός - «бог») - это почитание многих богов при приоритете одного из них. Сверхъестественное понимается здесь как мир множества богов, но, в отличие от политеизма, этот мир иерархически упорядочен, причём, в отличие от дуализма, эта упорядоченность предстаёт как единая иерархия духовных существ. Во главе этой иерархии стоит один из богов, отличающийся от прочих лишь своим статусом, но не превосходящий их ни своей природой, ни каким-то исключительным происхождением, ни особым совершенством. Свой статус этот высший бог приобретает не в силу особенных заслуг или выдающегося совершенства, но благодаря прирождённым способностям, буйному темпераменту, случайному стечению обстоятельств, в общем - благодаря судьбе. Единая вертикаль (некая божественная ось) в супремотеизме пронизывает собой и организует весь мир сверхчеловеческих существ от верховного бога до полубогов и демонов. При этом боги высшего слоя, особо приближённые к главе иерархии, являются ещё и его родственниками; так что всю пирамиду (или, по крайней мере, её верхнюю часть) можно рассматривать как классическую монархию (или мафию) во главе с наиболее активным членом семьи, узурпатором власти. Классический супремотеизм - это религия древней Греции и религия древнего Рима. Образно можно назвать супремотеизм «религией порядка» или «религией гармонии» (в Греции эта гармония воспринималась преимущественно как красота, в Риме - как разумная целесообразность). Этот религиозный тип включает в себя те представления о множестве богов и духов, которые характерны и для элементарных религий, и для политеизма; но здесь эти представления имеют подчинённый характер, будучи включёнными в более сложный, иерархически «простроенный» божественный мир.

5. Пантеизм (от греческих слов παν - «всё» и θεός - «бог») - это представление о единосущности мира и божества, об их субстанциальном (или сущностном) единстве. Вместо супремотеистической иерархии разных богов мы видим здесь одно универсальное божество. Пантеистическая религия может включать в себя (и действительно включает) поклонение многочисленным богам и духам; но за всеми этими богами и за всяческими их иерархиями и генеалогиями здесь просматривается некая единая божественность, некая общая божественная сущность, являющая себя в бесконечном многообразии отдельных существ; а поскольку мир (следовательно, и всякий человек) по сути един с этим божеством, постольку указанная божественная сущность оказывается универсальной, всеобъемлющей, тотальной. Иначе говоря, кроме этой сущности ничто поистине не существует. Тотальная «божественность» не имеет характера личности; это, скорее, некая невидимая божественная «природа», скрывающаяся за природой видимой.

Видимая природа (космос) в пантеизме есть нечто определённое и конечное, из божества исходящее, затем существующее в неразрывной сущностной связи с ним (даже, можно сказать, в нём) и в конце концов возвращающееся в божество и в нём исчезающее. Такое «истечение» мира из божества (эманация) происходит неоднократно и всегда завершается обратным растворением мира в божестве. Мир, таким образом, не отличается уникальностью: позади и впереди всегда бесконечное число повторяющихся миров.

В пантеистических религиях обязательно присутствует культ многочисленных богов и духов; однако высшей религиозной целью в пантеизме считается растворение индивидуального существа во всеобщей божественной природе; способы такого растворения различаются в зависимости от того, как представляется сама эта божественность. Учитывая различия этих представлений в границах пантеизма, последний можно условно поделить на три вида.

а) Натуралистический пантеизм признаёт в качестве божества универсальный закон (или главный принцип) природы. К этому виду пантеизма можно отнести традиционные религии Китая: конфуцианство и даосизм.

б) Спиритуалистический пантеизм в качестве божества почитает не закон природы, а тот универсальный «дух», который в себе самом порождает и содержит указанный закон. Таков характер индуизма - национальной пантеистической религии Индии.

в) Нигилистический пантеизм полагает «на месте» универсального божества ничто или пустоту в качестве всеобщей природы сущего. При этом он имеет все внешние признаки религии (доктрину, этику, культ, «жреческую» иерархию). К нигилистическому пантеизму можно отнести буддизм.

Несмотря на различие видов пантеизма, во всех этих видах в основе бытия полагается самодостаточное, себе довлеющее единство (божество-субстанция-принцип), включающее в себя мир и человека. Можно образно поименовать их «религиями отвлечения», ибо все они ориентируют человека в конечном счёте на отвлечение (абстрагирование) от конкретной реальности с целью слияния адептов с тем универсальным «божественным» принципом (будь то закон природы, всеобщее сознание или пустота), который может быть выявлен «за» этой реальностью.

6. Монотеизм (от греч. μόνος - «один», «единственный» и θεός - «Бог») - это религия единобожия. В такой религии почитается лишь один Бог, кроме Которого нет никого и ничего божественного. Этот Бог представляется как абсолютное личное существо, бесконечно превосходящее всё, что только может существовать в мире человеческого опыта, а также и сам этот мир. Бог монотеизма является творцом мира из ничего, совершая это творение совершенно свободно, по собственному желанию и рассуждению. Бог творит и человека (по Своему образу и подобию), наделяя его высочайшим статусом среди всех живых существ. В монотеизме Бог выступает не только Создателем духовного и физического миров, но и источником нравственного закона (Законодателем) и высшей моральной инстанцией (Судьёй). Закон Бога лежит в центре всей религиозной жизни монотеизма, поэтому данный тип религии можно наименовать «религией закона» (или «религией послушания»). Обычно к разряду монотеистических религий относят иудаизм, христианство и ислам.

С.С. Аванесов сближает иудаизм и ислам как монотеистические религии и противопоставляет им христианство как религию теизма. Каковы основания такого построения?

1.Ислам и иудаизм (классические монотеистические религии) полагают, что Бог не только один, но и един в Себе Самом; Бог есть в Самом Себе единство и только единство; в этом - Его высшее совершенство (непротиворечивость). Однако, отрицая «противоречивость» в Боге, монотеизм вынужден сохранять противоречие в собственной доктрине: с одной стороны, это провозглашение Бога абсолютным существом, с другой, - наложение явного ограничения на эту Его абсолютность (ограничение Бога одним только единством при отрицании Его возможности быть ещё и множественным). Христианство преодолевает это доктринальное противоречие, исповедуя в Боге (как Троице) и единство сущности, и множественность Лиц, чем и утверждает действительно абсолютный (сверхъестественный и сверхрациональный) характер Бога.

2.Монотеистические религии представляют Бога совершенно противоположным видимому миру по сущности (Бог есть Дух); это же положение принимает и христианство. Однако такая запредельность (трансцендентность) Бога в монотеизме принимает характер ограничения: Бог не может мыслиться присутствующим в мире (имманентным), не может Сам войти в мир, но общается с ним через пророчества, знамения и служебных духов (то есть через посредников). Бог монотеизма только трансцендентен миру, тогда как бог пантеизма только имманентен ему; видимо, это два возможных варианта решения вопроса о соотношении абсолютного и конечного, пока он ставится как вопрос о природе; при различении же сущности и энергии (как в христианстве) появляется возможность иного решения этого вопроса. Согласно христианству, Бог и трансцендентен всему тварному (по Своей сущности), и имманентен ему (по Своим энергиям, или действиям). Эта же христианская позиция даёт возможность различить в познании сферу компетенции собственно «теологии» (отрицательного, апофатического познания человеком Бога Самого по Себе) и «икономии» (положительного, катафатического познания человеком Бога в Его отношении к миру), иными словами, антиномически уравновесить непознаваемость и познаваемость Бога (молчание и слово). В монотеизме же Бог как таковой совершенно непознаваем, а в пантеизме - познаваем до степени полного неразличения познающего и познаваемого, до взаимного растворения их друг в друге.

3.Из трансцендентности Бога в монотеизме следует невозможность Его собственного вхождения в конкретную историю; поэтому историческим основателем монотеистической религии может быть только пророк (патриархи и Моисей в иудаизме, Мухаммад в исламе), хотя «инициатива» исходит, разумеется, от Самого Бога. Христианство полагает всё своё начало и основание в Самом Боге, способном преодолеть разрыв между Собой и миром (здесь исповедуется идея «истощания», кенозиса Бога как парадоксального свидетельства о Божественном всемогуществе). Основателем христианской религии признаётся Сам вочеловечившийся Бог, Иисус Христос, который с точки зрения монотеизма может быть признан в лучшем случае великим пророком (как в исламе), в худшем случае - ложным Мессией, самозванцем (в иудаизме), но в любом случае - только человеком. Христианство же заявляет (в христологическом догмате Халкидонского собора) о неслитном соприсутствии в личности (ипостаси) Христа как вполне человеческой, так и вполне Божественной природы. Идея вочеловечения Бога неприемлема для монотеизма.

4.В монотеистическом представлении о Божественном промысле обнаруживается явный акцент на законодательной и судебной функциях Бога, Который как бы «связан» собственной справедливостью (законом). В христианстве Бог тоже выступает как Законодатель и Судья, но здесь акцентирована Его роль как любящего и милующего Отца (любовь ставится выше закона). Поэтому христианство есть религия любви и милости, превышающей справедливость, религия безумствующей надежды на Божественную несправедливость. Любовь при этом должна распространяться не только на единоверцев, но и на всякого человека (даже врага); с точки зрения христианства, все люди становятся друг другу «ближними».

Таким образом, монотеистическими религиями в классическом (точном) смысле можно считать иудаизм и ислам. В отличие от них христианство является теистической религией.

7. Теизм (от греческого θεός - «Бог») есть такая религия, в которой Бог понимается как абсолютная Личность (уникальность, совершенство. Полнота и тайна). Эта Личность способна сочетать в Себе как единство, так и множественность, поскольку для Бога нет никаких ограничений: Он имеет такую природу, какую хочет Сам. Бог трансцендентен всякой твари по Своей сущности, однако при этом Его всемогущество простирается до возможности быть имманентным тварному миру в Своём действии. Бог входит в мир и в человеческую историю, принимая непосредственное участие в деле спасения человечества. Это участие не отменяет и не ограничивает человеческую свободу: высочайший статус человека в теизме выражен в идее синергии (то есть содействия, сотрудничества) человека и Бога в деле спасения человека и мира. Только в христианстве Бог понимается и исповедуется прежде всего как Любовь; это же отношение любви (к Богу и ближнему) считается нормой для всякого христианина. Теистическая религия, таким образом, может быть названа «религией любви». В любви, с одной стороны, преодолевается отчуждение между людьми (даже враги должны быть любимы как «ближние»), с другой стороны, - достигается личная встреча с Богом. В результате этой встречи человек становится способным при помощи Божественной благодати добиться превосходства над своими грехами, преодолеть ограниченность несовершенного земного бытия и достичь высшей степени личного совершенства - святости или «обожения». При этом онтологическая (сущностная) разница между человеком и Богом сохраняется (человек никогда не «сливается» с Богом, не «растворяется» в Нём), но в парадоксальном, необъяснимом, сверх-законном акте взаимно желаемой сопричастности конечного существа и Абсолютного Бога смертный человек становится бессмертным. В этом возвышении личности от ущербности к полноте, от данного (наличного) к заданному (должному, идеальному) и заключается главная цель и основной ориентир теистической религии.

Структура религии

В религиозном отношении между человеком и сверхъестественным (и мы вновь опираемся на построения С. Аванесова) различимы следующие элементы:

1.Субъективное условие коммуникации (вера ). Это особая настроенность внутреннего мира человека, способность и готовность открыться для общения со сверхъестественным миром; она выражается как иррациональная уверенность в сверхчувственном и осуществляется как такое содержание личного опыта, которое не обосновывается и не подтверждается рациональными средствами.

2.Теоретическая «объективация» веры, иначе говоря, закреплённое в формулах и символах содержание веры (вероучение , или доктрина ). Как правило, вероучение разных религий включает в себя примерно одни и те же разделы; перечислим их:

а) теология (часто включающая и теогонию) - учение о Боге или богах, их происхождении (или не-происхождении) и устройстве божественного мира;

б) космогония и космология - учение о происхождении и устройстве космоса (эмпирического мира);

в) антропология - учение о происхождении, «устройстве» и онтологическом (бытийном) статусе человека;

г) эсхатология - учение о конце чувственного мира.

3. Практическая «объективация» веры путём индивидуального и коллективного общения со сверхъестественным миром; иначе говоря, практическое осуществление «вертикальной» коммуникации (культ ).

4.«Горизонтальная» коммуникация как посюстороннее «продолжение» коммуникации «вертикальной» (система морали , или этика ).

5.Организация верующих, обеспечивающая, упорядочивающая и регламентирующая все способы взаимоотношений со сверхъестественным миром (часто - при содействии самого этого мира). Самые известные типы религиозных организаций - это община , церковь , секта .

Первый из перечисленных элементов мы можем лишь констатировать, указав на его необходимость, но мы не в силах подвергнуть его религиоведческому анализу: вера является предметом либо теологии (если она понимается в религиозном смысле, как основание полноты жизни), либо психологии религии (если она понимается чисто психологически). На долю религиоведения остаются последующие четыре элемента религии: вероучение, культ, этика и религиозная организация.

Литература

1. Аванесов С.С. Проблема типологии религий //С.С. Аванесов. Лекции по философии религии. // http://ido.tsu.ru/other_res/hischool/filreliggii/index.htm

2. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 – 432 с.

3. Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. - В 7 т. - М.: Слово/Slovo. 1991-1992.

4. Токарев С.А. Принципы морфологической классификации религий // Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

В науке существует несколько десятков классификаций религий, но самой известной и наиболее универсальной является классификация Э. Тайлора, которая делит религии по эволюционному принципу.

Культ предков

Низшую ступень в данной классификации занимает культ предков. Несмотря на то, что этот тип религий является древнейшим из всех, у него много последователей по всему миру. Народы Юго-Восточной Азии (жители Индии, Китая, Индонезии и Таиланда) делают ежедневные приношения духам предков в виде еды, питья и цветов. Кроме того, культ предков очень распространен в Японии и в странах Центральной и Южной Америки.

Фетишизм

Фетишизм или поклонение особым сакральным вещам и символам, стал распространяться с развитием общественного строя. Объектом поклонения такого плана были магические предметы и амулеты. Так или иначе, даже мировые религии включают в себя отголоски фетишизма (как пример можно привести символическое ношение нательных крестов , статуи Будды, Христа или камень Кааба).

Идолопоклонство

Идолопоклонство – то есть поклонение божества появилось с развитием художественных и технических навыков у людей. Идолы вырезались из камня или дерева и были распространены по всему миру. Частично, идолопоклонство сочеталось с шаманизмом и анимизмом (в случае деревянных изображений индейских тотемов или камней островов Пасхи). Идолопоклонство в дальнейшем развилось в многобожие.

Политеизм

Многобожие или политезм – самый объемный вид по количеству религий. В него можно включить поклонение любому пантеону божеств, начиная от древнеегипетских и древнешумерских верований, у которых давно не осталось поклонников и заканчивая одной из крупнейших мировых религий – индуизмом. К политеизму также относятся такие распространенные в современном мире религии как синтоизм, даосизм, джайнизм, частично буддизм (в котором исторически принято признавать не только существование Будды, но и различных богов, и дэвов), вика (неоязычество). На территории России политеизм распространен в восточной Сибири, на территории Алтайских гор, в Удмуртии, Чувашии, частично Башкирии.

Монотеизм

Монотеистическими считаются современные мировые религии – христианство (и все его многочисленные ответвления), ислам, иудаизм. В монотеизме, или единобожии, развивается идея существования единственного Творца либо одного божественного начала в нескольких фигурах. Из менее известных, но крупных монотеистических учений можно выделить сикхизм и зороастризм.

В связи с многообразием религиозных направлений встает проблема их классификации. В этом вопросе выделяют несколько подходов, ни один из которых не является общепризнанным.

Нормативный подход. Данный аспект отражается в делении религий по принципу истинности на истинные (правоверные) и ложные. Нормативная классификация - старейшая в религиоведении и во многом наиболее неудовлетворительная из-за пристрастности и необъективности. Уже к V в. в христианской литературе было выделено три основные религии: христианство - истинная религия и две ложные - иудаизм и язычество (под последним термином объединялись все остальные верования). С течением времени, по мере знакомства европейцев с традиционными формами религиозности Востока, список ложных религий стал пополняться - сначала к нему был добавлен ислам, потом буддизм. В христианской традиции также существуют понятия еретические церкви - учения, отклоняющиеся от официальной доктрины церкви (например, с точки зрения католиков, еретиками являются протестанты), и схизматические церкви - направления, образовавшиеся при расколе материнской церкви, но не отказавшиеся от главных ее догматов (например, с точки зрения католиков, схизматиками являются православные).

Подобный подход к классификации религий существует и в других религиях. Так, в индуизме все религии подразделяются на две категории: сатья санатану дхарму - истинный и вечный закон Бога, т.е. собственно индуизм, и уподхармы - временные человеческие учения о Боге, не обладающие всей полнотой истины, - все остальные религии мира. В исламской литературе выделяются три группы религий: полностью истинная (ислам), частично истинные (так называемые религии книги : христианство, иудаизм и зороастризм), полностью ложные (все остальные религии, особенно политеистические).

Эволюционный подход. Религия сравнивается с объектом или процессом, который имеет зарождение в человеческом обществе, существование и угасание. С XIX века бытует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Так, история религии, по Г. Гегелю, - процесс, посредством которого Дух (реальность истории) приходит к полному самоосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа. Г. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем, какую роль они сыграли в самореализации Духа.

  • 1. Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные религии (чародейство), религии Китая (религии меры) и Индии (религии фантазии), древние религии Персии (религии добра и света), Сирии (религии страдания) и Египта (религии тайны), а также буддизм (религия «в-себе-бытия»),
  • 2. Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм (религия возвышенного), древнегреческая религия (религия красоты), древнеримская религия (религия целесообразности и рассудка).
  • 3. Абсолютная религия, или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) - христианство. В ней идея и реальность совпадают.

Недостатками гегелевской классификации является ее христиано- центричность, в ней также нет места исламу. Исходя из его классификации непонятно, как быть с последующим историческим развитием, так как в ней нет места появлению новых форм религии. Подобную классификацию предлагает богослов А. Мень, выдвигая тезис, что все религии - это предыстория христианства, подготовка к нему.

На основе идей Г. Гегеля было создано еще несколько видов классификаций религий.

Классификация религий по Э. Кэрду. Религии соответствуют ступеням сознания человека:

  • 1) религии сознания мира;
  • 2) религии самосознания;
  • 3) религии сознания Бога.

Классификация религий по Э. фон Гартману (1882)

I. Натурализм.

  • 1. Натуралистический генотеизм.
  • 2. Человекоподобное одухотворение генотеизма:
    • - эстетическое облагораживание (греки);
    • - утилитарная секуляризация (римляне);
    • - трагико-этическое углубление (германцы).
  • 3. Теологическая систематизация генотеизма:
    • - натуралистический монизм (египтяне);
    • - половинный натурализм (персы).

II. Супранатурализм.

  • 1. Отвлеченный монизм, или идеалистическая религия спасения:
    • - акосмизм (индийцы);
    • - абсолютный иллюзионизм (буддисты).
  • 2. Теизм:
    • - первоначальный монотеизм (пророки);
    • - религия закона, или религия гетерономии (иудаизм и попытки его реформ, в том числе ислам);
    • - реалистическая религия спасения (христианство).

Классификация религий по К. Тиле (1876)

I. Религии природы.

  • 1. Полизоический натурализм (гипотетический).
  • 2. Полидемонически-магические религии с господством анимизма (религии дикарей).
  • 3. Организованные магические религии. Политеизм с обожествлением людей и животных:
    • - неорганизованные (религии японцев, дравидов, финнов, древних арабов, италийских племен, этрусков, древних славян);
    • - организованные (религии инков, майя и ацтеков, древняя китайская религия, религия египтян).
  • 4. Поклонение существам, имеющим человеческие формы, но сверхчеловеческое могущество. Антропоморфический политеизм (религии ведических индусов, древних персов, вавилонян и ассирийцев, культурных семитских народов, кельтов, германцев, греков и римлян).

II.Этические религии (спиритуалистически-этические религии откровения).

  • 1. Национальные номистические (номотетические) религии и общества (даосизм и конфуцианство, индуизм и иудаизм).
  • 2. Всемирные религии (буддизм, христианство, ислам).

Классификация религий по Г. Зибеку (1893)

  • 1. Религии природы (религии народов, не дошедших до культурного состояния).
  • 2. Религия нравственности, представляющая много степеней (инки, ацтеки, древние народы Месопотамии, китайцы, египтяне, индусы, персы, римляне; высшую степень образует в этой группе греческая религия).
  • 3. Переход от религии нравственности к религии спасения (иудаизм).
  • 4. Религия спасения, отрицающая мир (буддизм).
  • 5. Положительная религия спасения (христианство).
  • 6. Возврат к религии нравственности (ислам).

Эволюционная классификация применима к отдельно взятым

религиям, так как можно рассмотреть рост их влияния и угасание в разные периоды времени, однако применение этой классификации ко всем религиям несет опасность упрощения мирового развития.

Географический подход. Учитываются реальные исторические и генетические связи между религиями. Выделяют:

  • 1) религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство и мусульманство);
  • 2) религии Индии (индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм);
  • 3) религии Африки, или племенные культы Черной Африки;
  • 4) религии Америки (верования индейцев);
  • 5) религии Океании (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
  • 6) классические религии Древней Греции и Древнего Рима (эллинистические религии).

По наличию общего ареала происхождения религии разделяются на западные (христианство, ислам, иудаизм) и восточные (буддизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

Морфологический подход. Религии разделяются по составу, внутреннему содержанию (мифологические/догматические религии), идейному содержанию, форме вероучения, характеру культа, идеалу, отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на монотеизм (единобожие), политеизм (многобожие), генотеизм (однобожие, т.е. религии с иерархией богов и верховным Богом), атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология), супратеизм , или «надбожие» (монистический индуизм Шанкары, эллинистический космизм).

Родоначальником морфологических классификаций религий является английский этнограф, исследователь первобытной культуры

Э. Тайлор, выделивший последовательные ступени развития религии (мы о них говорили выше, здесь приводится несколько иное понимание данных явлений):

  • 1) культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших;
  • 2) фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая, сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами;
  • 3) идолопоклонство - поклонение образам (идолам), рассматриваемым как символ божества;
  • 4) тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями;
  • 5) политеизм - возникает тогда, когда исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют «специализированные» божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей;
  • 6) монотеизм - вера в высшее и единое божество.

Генетический подход. Учитывает характер происхождения религий, при котором они подразделяются на естественные (народные) религии и религии откровения (личностные религии).

Под естественными религиями понимаются те из них, которые возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе. Эти религии появились не вследствие деятельности пророков, их учение не основывалось на каких-либо письменных источниках - откровениях или священных писаниях. Верования передавались из поколения в поколение в рассказах, обычаях и обрядах. В таких религиях религиозная группа отождествлялась с человеческим коллективом, поэтому каждый человек в силу своего рождения и воспитания исповедовал эту религию. Первобытные коллективы, такие как семья, род, клан, племя, опирались на кровную связь и укреплялись благодаря общей религии, включая совместный культ. С развитием общественных отношений группы, связанные кровным родством, превращались в более крупные объединения по территориальному признаку, вследствие чего естественные религии расширяли свой ареал. К естественным религиям относятся первобытные и родоплеменные религии и значительная часть религий национальных, таких как синтоизм или индуизм.

Совсем другой характер имеют религии откровения. Они связаны с личностью основателя и фактом сверхъестественного откровения, или озарения. История знает многих таких основателей. Среди религий откровения наиболее известны зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Когда говорят об основателях религии, не подразумевают, что конкретный человек основал ту или иную религию. Считают, что он сыграл определяющую роль в консолидации уже существовавших в данной группе верований и культа. Во всех религиях откровения можно выделить этапы, схожие между собой. Сначала появляется сам вдохновленный свыше будущий основоположник. Он, путешествуя, учит и ничего не записывает. С течением времени он собирает вокруг себя группу учеников. Жизнь такой группы связана простыми отношениями и религиозными практиками.

Следующим этапом становится смерть учителя. Никто из учеников не в состоянии заменить умершего учителя. Происходит реорганизация группы, и умерший учитель становится объектом почитания. Этот момент является новой стадией, группа перестает быть группой учеников, становится первой религиозной общиной. Развитие религиозной организации выдвигает на первый план харизматичность не персональную, а уже групповую. Объединительным элементом в этот период является скорее культ, нежели учение. С момента установления организационной дисциплины первая община переходит в новую формацию - церковь. Теперь главное внимание уделяется развитию вероучения, формулируются основные положения веры и культа, устная традиция становится письменной, появляется канон Священного Писания, и с ним вырабатываются принципы правоверия, ереси, раскола. Этот процесс связан с различением священнослужителей и обычных верующих. Становление церковной организации не всегда происходит так гладко - часто процесс, довольно сложный, наталкивается на сопротивление и не лишен попыток возвращения к первичным формам, но в основном все соответствует описанной схеме.

Исторический подход. Тип религии увязан со стадией развития общества и этноса. Выделяют национальные, мировые (наднациональтле), родоплеменные (табл. 1.1) религии. Мировым религиям свойствен прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитичный характер. Мировые религии, как считал К. Маркс, возникают в эпоху формирования мировых экономических отношений как «потребность дополнить мировую империю мировой религией». Мировые религии широко распространены по всему земному шару и не связаны с каким-либо конкретным этносом, в то время как национальные религии имеют особую этническую окраску. Национальные религии возникли из родоплеменных в период формирования классового общества и отражали процесс формирования конкретных этносов. Родоплеменные религии в виде культа предков, примитивной магии, фетишизма и др. сохранились у некоторых народов Азии, Африки, Америки и Океании.

Выделяют также синкретические религии, возникшие в результате смешения, неорганического слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам. Как правило, синкретические религиозные направления проповедуют следование догматике и основам вероучения исходных течений, однако на самом деле практически всегда искажают вероучение, догматику и культ, по- своему интерпретируют основные термины и понятия, выполняют самостоятельные переводы первоисточников. К синкретическим направлениям относятся многочисленные афрохристианские и афроамериканские церкви.

Таблица 1.1

Историческая классификация религий

Основное

направление

Время появления

Краткая характеристика

Родоплеменные

Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы

Тотемизм

В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э.

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана

Фетишизм

В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э.

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов

В эпоху верхнего палеолита XXXV - X тыс. до н.э.

Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей

Основное

направление

Время появления

Краткая характеристика

Национальные

Индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство, зороастризм, даосизм и др.

III-I тыс. до н.э.

Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными

ваджраяна

дзен-буддизм

VI-V вв. до н.э. VI-V вв. до н.э. I в. н.э.

Религия спасения, отрицающая мир

Христианство:

католицизм,

православие,

протестантизм

I-III вв. н.э. Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г., образование протестантизма в XVI в.

Положительная религия спасения

Религия нравственности

Синкретические

Кибангизм

сантерия

каодаизм

растафари

Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

К середине XX в. ученые-религиоведы среди всех религий выделили три главные, получившие статус мировых: христианство, ислам и буддизм. Эти религии были выделены из-за большой численности их адептов, широкого распространения по всему миру, высокой степени изученности.

В наш век, век глобализации, многие ученые мира называют уже 12 мировых религий: христианство, ислам, буддизм, индуизм, иудаизм, зороастризм, сикхизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и бахаизм. Они выделены из множества религий мира по признакам:

  • 1) возраст не менее 100 лет;
  • 2) распространенность во многих странах мира;
  • 3) наличие центральной организации и(или) унифицированных писаний и культа;
  • 4) устойчивое название, с которым связана самоидентификация адептов;
  • 5) культовая, догматическая и организационная независимость от других религий;
  • 6) степень изученности и роль в истории человечества.

Число приверженцев этих 12 религий составляет более 95% всех верующих и около 80% населения Земли. Несмотря на ряд общих признаков, мировые религии сильно отличаются друг от друга. Так, самой древней из них, индуизму, более 5 тыс. лет, самой молодой, бахаизму, всего 150 лет. Самая многочисленная мировая религия, христианство, насчитывает около 2 млрд адептов, зороастрийцев - лишь 300 тыс. (имеются и другие данные).

Ни одна из мировых религий за время своего существования не смогла сохранить внутреннего единства. Они претерпевали многочисленные расколы и состоят из различных ветвей, имеющих единый исторически фундамент. Поэтому 12 мировых религий - это не единые монолитные универсальные организации, а скорее семейства церквей, связанных единством происхождения .

Необходимо понимать генетический и исторический подходы к классификации религий диалектически, так как одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная, и как мировая или родоплеменная.

Хронологический подход. Разделение религий на мертвые и живые (современные ). Мертвые религии - это те, которые существовали в прошедшие исторические периоды. Судить о них мы можем по оставшимся святыням - архитектурным объектам, а также религиозной литературе, легендам, мифам и т.д. Живые религии - это ныне существующие религии, оказывающие влияние на сознание и поведение определенных групп людей. В последнее время среди современных религий выделяют новые религиозные движения (НРД). Возникшие совсем недавно, они часто даже в названии содержат корень «нео»: неохристианство, необуддизм, неоиндуизм, неоориентализм.

Новые религиозные движения имеют ряд общих черт, которые позволяют объединять столь разнородные группы верований. Российские религиовед А.С. Тимощук выделяет особенности новых религиозных движений:

  • 1) особый социальный состав первого поколения верующих. Как правило, это молодые люди в возрасте от 17 до 27 лет, которым «нечего терять». В тех группах, которые сохраняют свой статус НРД, первое поколение верующих все время обновляется, в то время как группы, которые проходят «акклиматизацию» на новом месте, имеют тенденцию к расширению своего социального состава. Здесь же следует отметить и социально-экономический статус. И для западных стран и для России характерно, что этот уровень в целом не ниже среднего, а то и выше, т.е. костяк таких групп составляют обеспеченные люди, которые в жизни ищут чего-то большего, нежели материальный достаток.
  • 2. Наличие харизматического лидера свойственно самому раннему этапу НРД. В принципе, это некоторый тест развития, по которому можно судить о дальнейших тенденциях. Если группа продолжает развиваться на принципах, установленных лидером, то это говорит о том, что группа перешла в разряд народных религий.
  • 3. Большинство НРД объединяют своих адептов не только вокруг идеи индивидуального спасения, но и спасения коллективного. Для этого последователи активно занимаются проповедью и распространением учения. Спасение, о котором говорят в НРД, достигается за счет более интенсивного получения религиозного опыта. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где зачастую человек соприкасается с общиной раз в неделю, а вся практика сводится к проведению одного-двух обрядов в течение жизни.

Социальный подход. Выражает отношение религии к миру, человеку. Религии делят на миротерпимые, мироотрицающие и мироут- верждающие. В религии может преобладать неутилитарное отношение к миру, например гностическое (познавательное), мистическое (магия), или, наоборот, прагматическое (религии процветания, сайентология). Выделяют также религии спасения: христианство, иудаизм, ислам, зороастризм и др., т.е. религии, где сильно развита сотериология - учение о спасении и искуплении. Эти религии обещают спасение человека после смерти на определенных условиях, и земной мир для их адептов - лишь преддверие к вечной жизни.

По способу и направлению спасительного исхода религии спасения делятся на религии аскетизма, религии эскапизма и религии гетерономии. Религии аскетизма (например, христианство) видят спасение в потустороннем мире. Религии эскапизма - в особом состоянии свободы от какого бы то ни было бытия. Религии гетерономии - в правильном образе жизни.

Религии аскетизма - это учения, согласно которым мироздание разделяется на две принципиально различные части: земной, мир человеческой жизни, данный в непосредственном и повседневном опыте, и потусторонний мир, который находится за пределами непосредственного и повседневного опыта, неподвластен законам и силам материального мира и в котором человеку может быть доступно то, что недоступно в земном мире: неисчерпаемое блаженство или абсолютный покой. Для того чтобы выйти за пределы непосредственного и повседневного опыта, человек должен преодолеть власть сил и законов, изначально определяющих его жизнь в мире земном. Путь этого и есть аскеза (греч. «аскесис» - упражнение, подвиг). Согласно религиозным представлениям, аскеза - это отказ от жизненных благ и удовольствий, подавление в себе материальных желаний и побуждений. Конкретное содержание аскезы зависит от того, какие силы наделяются верховной властью в двух мирах.

Религии эскапизма (например, буддизм) - это учения, согласно которым материальный мир принципиально не может принести человеку ничего хорошего, а иного бытия нет. Если человеку, таким образом, не к чему стремиться, его целью становится лишь сама свобода от каких бы то ни было стремлений. Эта свобода в разных религиях получала разные характеристики и имена - нирвана, апатия, атараксия и т.п. Путь к освобождению от стремлений также зависит от конкретных условий бытия, полагаемых тем или иным вероучением.

Религии гетерономии, или закона (например, иудаизм и ислам) - это учения, согласно которым Бог обладает в мире всей полнотой власти и для достижения спасения от человека требуется скрупулезное соблюдение установленных для него Богом законов и норм поведения.

Феноменологический подход. Классификация религий в данном аспекте представляет собой попытку рассмотрения религий, представляющих собой целостный феномен человеческой жизни. Наиболее известна феноменологическая классификация религий голландского ученого Г. ван дер Леува, приведенная в его труде «Феноменология религии». Содержание религиозной жизни, по Г. ван дер Леуву, состоит из составляющих:

  • 1) объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;
  • 2) субъект религии объединяет священнослужителей, общину (церковь) и священное в человеке (душа);
  • 3) субъект и объект в их взаимодействиях, направленных вовне и внутрь;
  • 4) мир, пути в мир и цели мира;
  • 5) формы религии.

Г. ван дер Леув выделил типы религий:

  • 1) религии уединенности и полета (Древний Китай и деизм XVIII в.);
  • 2) религии борьбы (зороастризм);
  • 3) религия покоя, не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;
  • 4) религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях;
  • 5) религия силы и формы (Древняя Греция);
  • 6) религии бесконечности и аскетизма (религии Индии);
  • 7) религия пустоты и сострадания (буддизм);
  • 8) религия воли и послушания (иудаизм);
  • 9) религия величия и унижения (ислам);
  • 10) религия любви (христианство).

Не существует ни одной классификации религий, которая бы одновременно соответствовала бы всем целям, которые ставит перед собой религиоведение. Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множества разнообразных классификаций одновременно.

Этнолингвистический подход. Автором является основоположник научного религиоведения немецко-английский филолог, антрополог М. Мюллер, который полагал наличие связи «между языком, религией и национальностью». Согласно теории М. Мюллера, в Европе и Азии проживают три крупные расы, которым соответствуют три крупные языковые семьи: туранцы (народы алтайской и уральской семьи), семиты и арийцы (народы индоевропейской семьи). Поэтому религии славян, германцев, кельтов, персов, греков и римлян вместе с религиями Индии и эллинистическими религиям М. Мюллер относит к арийским (индоевропейским) религиям. Религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство и ислам), основывающиеся на авторитете Библии, получили название семитских (аврамических) религий.

Данная классификация позволяет проследить происхождение религий и выявить общее культурное пространство.

Статистический подход. Самый позитивный подход, так как здесь в качестве основания классификации берутся эмпирически фиксируемые данные - количество верующих, их удельный вес в общей численности населения, возрастной и половой состав, географическая распространенность религии (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Численность верующих некоторых религий (по данным 2013 г.)

Численность адептов, млн

Важнейшие регион и страна распространения

Православие и восточное христианство

Россия, Украина, Румыния, Греция, Сербия, Болгария, США, Эфиопия, Индия

Англиканство

Великобритания, Нигерия, США, ЮАР, Канада, Австралия

Сунниты

Ближний Восток, Северная Африка, Южная Азия, Индонезия

Шииты

Иран, Ирак, Азербайджан, Индия, Пакистан

Вайшнавизм

Шиваизм

Индия, Шри-Ланка, Непал, Бангладеш, США, Великобритания, Канада, Южная Африка, Малайзия, Фиджи, Маврикий

Неоиндуизм

Вирашайвизм

(лингаята)

Индия (штат Карнатака)

Китайская народная религия (Сань-цзяо)

КНР, Юго-Восточная Азия

Индокитай, Шри-Ланка, Китай, Монголия, Япония, Россия, Индия, Корея, США

Махаяна

Корея, Китай, Вьетнам, Япония, США

Тхеравада

Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Шри-Ланка

Ваджраяна (тибето-монгольский буддизм)

Монголия, Россия, КНР (Тибет), Бутан, Непал

Необуддизм

Индия (штат Махараштра)

Индия, Пакистан, США, Канада, Великобритания

Китай, Тайвань

США, Израиль, Россия и СНГ, Европа

Синтоизм**

Иран, Индия, США, Израиль

Конфуцианство

Республика Корея

Джайнизм

Каодаизм

  • * В Китае и Японии развит поликонфессионализм, и наряду с буддизмом местное население исповедует конфуцианство и даосизм (китайская национальная рели- гая) или синтоизм (Япония); если принимать в расчет буддистов Китая и Японии, то численность буддистов будет превышать 600 млн.
  • * * 14 млн - численность японцев, исповедующих исключительно синтоизм, еще более 50 млн - поликонфессиональны (исповедуют и синтоизм и буддизм).
  • *** Численность зороастрийцев, традиционно исповедующих данную религию (парсы и гебры), не превышает 120-150 тыс. человек. Они живут в основном в Индии, Пакистане и Иране.

Однако статистический подход таит в себе одну существенную проблему - необходимость выбрать критерий религиозности, тем более, что во многих странах мира нет статистического учета верующего населения. Отечественный религиовед С.Б. Филатов считает наиболее целесообразным выделить три критерия при определении религиозности - этнический (отнесение определенного народа целиком к одной преобладающей в его среде религии), культурологической (самоидентификация, когда человек сам относит себя к определенной традиции) и поведенческий (учитывающий реально практикующих или воцерковленных людей). Различия в критериях часто приводят к серьезным разночтениям в определении численности адептов религий, что видно из сравнения различных критериев в определении численности религиозности населения РФ.

Государственно-правовой подход. По правовому статусу выделяют:

  • 1) религии, которые поддерживаются государством;
  • 2) религии, которые не поддерживаются государством;
  • 3) религии, к которым государство относится нейтрально.

По государственному статусу существуют религии, имеющие статус государственных, и религии, статус которых не закреплен государственными документами.

Организационный подход. По уровню организации религии подразделяются на жестко централизованные, слабоцентрализованные и децентрализованные.

По степени зрелости религиозные организации подразделяются на церкви, секты и культы.

Церкви - наиболее зрелый (высший) тип религиозной организации, социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся авторитарным централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов. Церковь обладает четко определенной системой норм религиозной морали, канонического права, ценностей и санкций. Для церкви характерно наличие профессиональных священнослужителей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивидуума, а традицией, т.е. сам факт рождения в определенной религиозной среде приводит к членству в церкви. В ряде случаев церковь тесно связана с государственной властью (государственная церковь).

Секта - религиозная организация с самобытным вероучением, которая откололась от церкви и характеризуется замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность исповедуемых ее приверженцами взглядов. Принадлежность к секте определяется путем обращения в веру на основании убеждений.

Культ (харизматический культ) - религиозная организация, возникшая путем объединения приверженцев какой-либо конкретной харизматической личности. Культ не имеет разработанной религиозной доктрины, и основой его вероучения является убеждение в божественности лидера культа и избранности его членов.

Бывают случаи, когда религиозная организация в процессе своего становления последовательно проходит все три типа. Так, в эпоху Иисуса Христа христианство можно было назвать харизматическим культом, в апостольскую эпоху оно представляло собой секту иудаизма и только с победой сторонников апостола Павла и обретением государственного статуса христианство приобрело черты церкви.

Иерархический подход. Данный подход положен в основу классификации религий П.И. Пучковым. При этом религиозные общности первого (высшего) уровня, следуя сложившейся традиции, П.И. Пучков называет религиями (в узком значении этого слова) или конкретными религиями (например, христианство, ислам, индуизм и т.д.).

Для наименования религиозных общностей следующего, второго иерархического уровня можно использовать термин направления. Как правило, это крупные, достаточно давно сложившиеся, существенно отличающиеся друг от друга по догматике и культу ветви конкрет- ных религий (например, протестантизм, православие, католицизм, шиизм.)

Религиозные общности третьего иерархического уровня обозначаются термином течения, подчеркивая, что для них характерна большая внутренняя близость, чем для направлений (например, баптизм, алавизм, пятидесятничество).

Четвертый, последний иерархический уровень - деноминации, объединяющие религиозные общины, практически не отличающиеся друг от друга по догматике и культу и часто имеющие общие руководящие органы (например, Южная баптистская конвенция, Римско-католическая церковь, Русская православная церковь).

Догматический (вероучительный) подход. Приведем несколько классификаций религий, основанных на догматическом аспекте.

  • 1. Классификация религий по отношению Высшего Существа (Бога) к человеку. Например, в буддизме Бог потенциально существует, но не взаимодействует с человеком, не контролирует его, не наказывает и не поощряет. В католицизме и православии Бог существует, может потенциально взаимодействовать с человеком, контролирует его и в неопределенном будущем может оценивать, наказывать и поощрять. В баптизме Бог находится в единстве с человеческой душой и представляет единое целое с ним. В исламе Бог находится постоянно рядом с человеком и властвует над ним, человек существует под постоянным контролем Бога и ежеминутной оценкой всех его действий.
  • 2. Классификация религий по наличию в вероучении возможности разделения светского и духовного начал (по С. Хантингтону ). Так, в католицизме и протестантизме Бог и кесарь, церковное и светское, духовное и материальное разделены. Дуализм западной цивилизации во многом определил развитие демократии в этих странах. В индуизме также существует разделение светской и духовной власти. Однако светская власть не является независимой, и ее компетенция ограничена защитой религии. В исламе, ламаизме, конфуцианстве и синтоизме нет разделения духовной и светской власти. Хотя в понимании источника власти существуют различия. По выражению С. Хантингтона, «в исламе Бог - это кесарь, а в Китае и Японии кесарь - это Бог».
  • 3. По наличию или отсутствию идеи Бога - творца религии подразделяются на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях утверждается, что Бог-творец создал наш мир, в том числе человека. К ним относят христианство, иудаизм, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма. В эмпирических религиях наличие Бога-творца или отрицается, или он не играет большой роли. К этой категории относятся буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, конфуцианство, некоторые течения индуизма.
  • 4. Исходя из постулата, что каждое вероучение должно раскрывать человеку смысл его жизни, опираясь на указание сил, которые властвуют над миром и человеком, и на указание целей, которых человек должен стремиться достичь, религии традиционно разделяются на два лагеря - языческие и теистические.

Теизм - это религиозные учения о безраздельной власти над миром одного живого существа - Бога. Теистические религии возникли как религии откровения. Согласно теизму, Бог одновременно имманентен природе и трансцендентен по отношении к ней. Теизм утверждает, что трансцендентность Бога заключается в том, что Он выше созданной им природы, недоступен своим тварям (творениям), непостижим разумом человека. Имманентность Бога теизм понимает в том смысле, что Бог не удален от человека, находится рядом с ним и всегда слышит наши обращения к Нему, всегда готов прийти к нам на помощь.

В рамках теизма объяснение судьбы человека также может варьироваться: одни религии признают, что Бог властвует над миром и человеком совершенно произвольно, другие же - что Его власть опосредована специальным договором между Богом и людьми и этот договор может иметь разные формы. Соответственно первые призывают человека быть угодным Богу любой ценой, вторые требуют соблюдения закрепленных в договоре Божьих заповедей. К теизму относят христианство, ислам, иудаизм.

Язычество (или паганизм) - это религиозные учения, возникшие в процессе многовековой истории человечества (естественные религии), признающие верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости, согласно которому все награды и наказания, постигающие человека, так или иначе заслужены им. Поэтому, чтобы нечто получить, человек должен стать достойным награды. Справедливость может осуществляться самыми разными способами. Во-первых, она может осуществляться благодаря всемирному закону справедливости, или закону этической причинности. Может с помощью воли властвующих в мире богов, которые могут быть организованы по-разному - иерархически и беспорядочно, с верховным богом и без него, дуалистически (с добрыми богами и злыми), монистически (с одним божественным началом) или плюралистически (с многими взаимодействующими факторами). В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов (политеизм), но может признаваться и единоличный бог (монотеизм), однако в этом случае его власть не может быть безраздельной и она ограничивается, во-первых, властью принципа справедливости, во-вторых, какими-либо иными мировыми силами (например, непреодолимым пассивным сопротивлением материи). Принцип справедливости может осуществляться как в группе людей, когда каждый отвечает за всю группу, так и в процессе перерождений, когда в каждой последующей жизни человек отвечает за предыдущую, и в загробной жизни, когда человек отвечает за все свои поступки.

Содержание статьи

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии ; систематическую – догматика, апологетика ; практическую – гомилетика , катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени. См. БЕК, ЛЕО; БАРТ, КАРЛ; КОНГАР, ИВ; ВЕЛЬТЕ, БЕРНХАРД; ЛОНЕРГАН, БЕРНАРД; РАНЕР, КАРЛ; БЕНЕДИКТ XVI.

Происхождение религии.

К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный , Ансельм Кентерберийский , Фома Аквинский , философы Р.Декарт , Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К теистическим религиям относятся иудаизм , христианство , ислам . Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм , христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете : «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.

В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми . К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Елена Казарина

© 2024 Helperlife - Строительный портал