Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства. «Демографическая политика» в разных странах и её цели Какие страны проводят политику на сокращение рождаемости

Снижение рождаемости в странах Юга: политика вокруг политики

Казалось бы, что может быть дальше от интересов России, относящей себя то ли к разрушенному Второму миру, то ли к вожделенному Первому, чем хлопоты по снижению рождаемости в Третьем? Между тем эта деятельность во многих смыслах релевантна для нас. Демографический взрыв затихает, но быстрый рост населения продолжается во многих странах Юга, поддерживая давно известные напряжения и подпитывая новые. Игнорировать эти вызовы означает подрывать геополитические интересы страны. Различные политические силы Севера вряд ли были бы серьезно заинтересованы в целях и методах демографической политики на Юге, если бы это были вздорные или маргинальные вопросы. Почти все развивающиеся страны приняли и выполняют программы планирования семьи не только затем, чтобы понравиться донорам помощи. Их собственный опыт показал, что демографический взрыв осложняет социально-экономическое развитие. Конечно, у этого вопроса есть и другая сторона - достижение демографических целей государства путем подавления свободы личности. В последние десятилетия в нескольких странах накоплен солидный опыт в этой области. Но такой подход - аберрация, ибо в абсолютном большинстве развивающихся стран политика снижения рождаемости проводится в форме программ планирования семьи.

Демографический взрыв и его последствия

Начиная с Мальтуса пессимисты считали, что человечество обречено на нищету и голод вследствие перенаселенности и сверхпотребления , в то время как оптимисты убеждали, что технический прогресс поднимет уровень жизни, а рост населения является незначительным фактором . Преобладавшая не только в марксизме-ленинизме, но длительное время и в западной общественной мысли антимальтузианская идеология не нуждалась в доказательствах, в то время как прагматический анализ уже в 1950-е годы убедительно выявлял отрицательные последствия быстрого роста населения.

В 60-х годах XX в. вследствие быстрого снижения смертности при постоянной или медленно снижающейся рождаемости в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки возросли и до того высокие темпы роста населения (рис. 1). Поскольку большинство мирового населения было сосредоточено в этих регионах, убыстрение их демографического роста выразилось в глобальном демографическом взрыве (рис. 2). В период с 1950 по 1980 гг. население мира увеличивалось как минимум на 20% каждые 10 лет, причем абсолютные приросты возросли с 500 млн человек в 1950-е годы до 658 млн в 1960-е и 757 млн в 1970-е годы .

Рисунок 1. Естественный прирост населения в крупных регионах развивающегося мира, 1950-2010 гг., промилле в год

Источник http://esa.un.org/unpd/wpp/unpp/panel_indicators.htm)

Рисунок 2. Численность населения мира, 1950-2100, млрд человек

На рубеже 1950-х и 1960-х годов демографический взрыв стал одной из самых идеологизированных тем во взаимоотношениях Запада и Востока с Югом, где были популярны лозунги об империалистическом вмешательстве и навязывании демографического неоколониализма. Даже Индия, с начала 1950-х годов проводившая политику сдерживания роста населения, на международной арене проявляла солидарность с господствовавшей идеологией Движения неприсоединения и Группы 77. Американское правительство и крупные частные фонды были активными пропагандистами планирования семьи и главными источниками помощи, в то время как правительства западных европейских стран избегали полемики, не желая антагонизировать развивающиеся страны по вопросу, который они считали слишком противоречивым и не поддающимся решению.

Вместе с тем в растущем числе стран Запада и Юга уже с начала 1970-х годов начал распространяться прагматический подход. Становилось все более ясно, что на национальном уровне быстрый рост населения ограничивает накопления, усиливает аграрное перенаселение, увеличивает давление на государственный бюджет, вызывает отрицательные экологические последствия. В последние десятилетия XX в. широкое внимание привлекли глобальные аспекты демографической динамики. Красной нитью популярной книги «Пределы роста» и последующих докладов Римскому клубу была предпосылка о разрушительном влиянии роста населения и промышленного производства (на душу населения) на глобальную экологическую систему. В полемике используются три группы аргументов.

Как бы ни были убедительны приведенные выше аргументы, они подчас вытесняются другими мотивами. На первых порах в странах Юга преобладало господствовавшее в Европе XVIII-XIX вв. отношение к росту населения как имманентному благу, особенно в контекстах взаимоотношений с соседними государствами или межэтнических напряжений. Такой подход отличается стойкостью и в настоящее время порой проявляется в мировоззрении некоторых африканских лидеров. Но он более не блокирует демографическую политику, способствующую снижению рождаемости.

Компонентов демографического роста любой страны всего три: рождения, смерти и миграции. Понятно, что неприемлемо подтягивать смертность вверх для обуздания демографического взрыва. Нет оснований сомневаться, что ни одна страна никогда не практиковала такого целеполагания. Некоторые государственные деятели Юга полагают, что эмиграция должна стать действенным предохранительным клапаном закипающего социального котла. Эмиграция таким клапаном, действительно, является, но его пропускная способность сопоставима с естественным приростом населения только малых стран. Кроме того, правительства развивающихся стран могут ограничивать эмиграцию, но у них мало рычагов для ее решительного увеличения: на этом рынке господствуют страны-импортеры, а не страны-экспортеры мигрантов.

Остается политика в области рождаемости, т.е. действия, направленные на модификацию репродуктивного поведения. Репродуктивное поведение определяется репродуктивными установками, т.е. стремлением к определенному числу детей, рождающихся через определенные интервалы времени. Чтобы реализовать свои репродуктивные установки, супруги должны иметь доступ к соответствующим методам и уметь пользоваться ими.

Репродуктивные установки являются функцией модернизации, причем важнейшие компоненты модернизации (снижение детской смертности, урбанизация, рост образовательного уровня, эмансипация женщин) сами по себе сокращают желаемое число детей. С другой стороны, эффективные и социально-приемлемые средства реализации репродуктивных установок сами по себе не возникают. Абстиненция не бывает массовой практикой. Традиционные средства контрацепции неэффективны. В большинстве обществ культурные императивы и законодательство запрещают аборты как средство регулирования размера семьи. Эффективным и приемлемым способом планирования семьи является современная контрацепция.

Программы планирования семьи (внутрисемейного регулирования рождаемости) способствуют распространению современной контрацепции с целью добровольного ограничения числа детей в семье и управления интервалами между рождениями. Они являются организованной, как правило, государственной деятельностью, направленной на распространение информации, предоставление услуг и снабжение приспособлениями и медикаментами.

Начиная с конца 1960-х годов одна развивающаяся страна за другой принимали программы планирования семьи, адаптируя чужой опыт к своим национальным условиям. В этом большую помощь оказывал Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА) и Международная ассоциация планируемого родительства. Практическая деятельность зачастую обгоняла полемику по вопросу допустимости и возможности демографической политики. Конфликты практики с идеологией становились неизбежными. В их предотвращении и разрешении существенным достижением стало достижение, на высшем уровне Объединенных Наций, консенсуса по демографической политике в странах с быстрым ростом населения. Не менее важной является эволюция официальной позиции США.

Позиция США

Соединенные Штаты Америки стали наиболее последовательным и влиятельным сторонником подхода, в соответствии с которым быстрый рост населения тормозит экономическое развитие и дестабилизирует развивающиеся страны, а потому противоречит геополитическим интересам Америки. Впервые этот вопрос на высшем уровне исполнительной власти рассматривался республиканским Президентским комитетом по военному сотрудничеству (1959 г.) и демократическим военным Комитетом по усилению безопасности свободного мира (1963 г.) Почти идентичные неомальтузианские рекомендации обоих комитетов были отклонены президентами Эйзенхауэром и Кеннеди, опасавшимися обвинений в расовом империализме. В конце 1960-х годов положение изменилось.

Подготовленный в 1970 г. для президента Р. Никсона меморандум вновь рекомендовал придать международной деятельности в области народонаселения приоритетный статус. Впоследствии проблематика демографического взрыва, действительно, оказалась в фокусе внимания ведомств, отвечающих за разработку внешней политики Соединенных Штатов. При этом первоначально наряду с отрицательными рассматривались и положительные последствия этого явления. Утверждалось, что быстрый демографический рост вызывает рост спроса на продовольствие, на рынке которого США занимали почти монопольное положение. В сочетании с предполагавшимся потеплением климата в северном полушарии это будет способствовать еще большему укреплению доминирующей роли Соединенных Штатов, чем факторы, действовавшие в первые годы после окончания Второй мировой войны.

Однако в тот период уже возобладало мнение, что быстрый рост населения в развивающихся странах в целом противоречит национальным интересам США. Наиболее значимым документом в этой области стал обширный (более 200 страниц) доклад «Последствия роста мирового населения для безопасности и зарубежных интересов Соединенных Штатов» , представленный президенту Дж. Форду. Доклад был подготовлен Национальным советом безопасности под руководством Г. Киссинджера с участием ЦРУ, госдепартамента, Агентства международного развития, министерств обороны и сельского хозяйства . Логика этого доклада состояла в том, что быстрый рост населения, высокая доля молодежи, интенсивные внутренние миграции и растущее стремление эмигрировать тормозят экономический рост и подрывают политическую стабильность в странах, в чьем развитии заинтересованы Соединенные Штаты. Рост демографического давления особенно опасен в крупных странах-произво- дителях минерального сырья, а также в государствах - стратегических союзниках. В докладе перечисляются приоритетные страны: Бангладеш, Бразилия, Египет, Индия, Индонезия, Колумбия, Мексика, Нигерия, Пакистан, Таиланд, Турция, Эфиопия, Филиппины; в то время эти страны обеспечивали половину глобального прироста населения. По мнению авторов доклада, рост населения создает угрозу мировым экономическим, политическим и экологическим системам.

Американская позиция стала мотором ширившейся в конце 1960-х-1970-е годы международной деятельности по распространению в развивающихся странах демографической политики, в особенности программ планирования семьи. Наряду с обширными двусторонними проектами Агентства международного развития и долгосрочными программами частных фондов, США на протяжении десятилетий были главным донором международных межправительственных организаций, оказывающих содействие развивающимся странам в разработке и реализации демографической политики.

Можно по-разному относиться к целям США в этом вопросе, можно искать и находить истинные эгоистические геополитические мотивы. Но трудно опровергнуть ряд достижений американского государства в этой области. Раз договорившись между собой о приоритетном значении проблемы и стратегии ее разрешения, правящие круги разработали стройную систему мер по реализации этой стратегии. Крупное финансирование в сочетании с преемственностью подхода в длительном функционировании механизма технического содействия развивающимся странам создали условия для преемственности и стабильности системы. Это, в свою очередь, обусловило высокую результативность соответствующих программ.

Здесь надо сделать одну существенную оговорку. Американский механизм содействия развивающимся странам в области демографической политики был приостановлен почти на 10 лет. Рональд Рейган выиграл президентские выборы 1982 г. во многом благодаря поддержке консервативного межпартийного движения защитников «права на жизнь» (right-to-lifers ), чьей главной, если не единственной, целью был запрет абортов. Придя к власти, Рейган повел лобовую атаку в Конгрессе с целью отмены решения Верховного суда 1973 г., легализовавшего аборты в стране. Это не удалось и в 1984 г., скорее всего для компенсации этого внутриполитического поражения администрации изменила на 180 о свою позицию по двум направлениям одновременно. В противоположность прежней доктрине было заявлено, что рост населения нейтрален для экономического роста , причем, как это ни забавно, новый дискурс стал идентичен позиции СССР и его сателлитов. Вторым направлением была жесткая критика абортов и, на этой основе, практически всех программ демографической политики в развивающихся странах под ложным предлогом, что они способствуют распространению абортов . Это позволило обосновать резкое сокращение финансирования программ демографической политики в развивающихся странах. При этом сокращение не ограничивалось государственным бюджетом. С помощью политического нажима и принятых Конгрессом законодательных актов удалось заставить частные фонды и неправительственные организации встать в фарватер нового курса. Это решение, противоречившее международным интересам США, было без широкой огласки отменено в начале 1990-х годов администрацией Билла Клинтона. Затянувшийся эпизод показывает, как вмешательство твердых идеологических установок способно нанести большой ущерб полезным практическим программам.

Международный консенсус

Внутриполитические препятствия и, особенно, дефицит ресурсов делали все более необходимым достижение широкого международного консенсуса по этим вопросам. Строительство глобального консенсуса - всегда трудная задача. По отношению к демографической политике она заключалась не только в примирении глубоких идеологических разногласий по существу вопроса (хорош или плох демографический рост), но и в том, чтобы санкционировать программы планирования семьи, которые в 1960-е годы осуществлялись в немногих развивающихся странах почти исключительно благодаря содействию Запада. При этом у Запада не было общей платформы. Франция, обладавшая большим влиянием в Африке и части Азии, прохладно отнеслась к демографическому целеполаганию и долгое время никак не помогала политике снижения рождаемости во франкоязычной Африке (из-за чего там задержался демографический переход); позиция Франции имела немалое влияние на другие страны. Гневные антимальтузианские инвективы, при любой возможности произносившиеся официальными представителями советского блока, оказывали воздействие на аудиторию Юга, в особенности на африканские страны. Вместе с тем объективные отрицательные последствия развернувшегося демографического взрыва давали себя знать, и правящие круги развивающихся стран начинали их осознавать.

Организация Объединенных Наций сыграла немалую роль как в достижении международного консенсуса, так и в строительстве системы технического содействия программам планирования семьи. Достижение консенсуса обладало несколькими взаимосвязанными особенностями, которые предопределили зигзаги переговорного процесса, занявшего несколько десятилетий. Щепетильность вопроса об отношении к чрезмерному росту населения постоянно подрывала попытки договориться о чем бы то ни было. Едва прорвавшись через эту принципиальную преграду, переговоры увязали в количественных целях. В результате удалось нащупать результативный путь, на котором спорные философские вопросы выводятся за скобки, а в скобках остаются программы планирования семьи как часть бесспорной политики укрепления репродуктивного здоровья. Правда, то, что получилось с репродуктивным здоровьем, не вышло с правами человека, потому что тема эта сама по себе принципиально дискуссионна (что важнее - интересы государства или права человека), а отношение к планированию семьи как к фундаментальному праву женщины - тем более.

План действий, принятый Всемирной конференцией по народонаселению (Бухарест, 1974 г.), не признал программы планирования семьи фактором ускорения развития, но вместе с тем не отрицал ценность демографической политики и обосновал программы планирования семьи гуманитарными соображениями, утверждая полный суверенитет государств в этих вопросах . К 1974 г. около 30 развивающихся стран (в том числе Индия и Египет) уже осуществляли программы планирования семьи, причем проводили их с целью сдерживания роста населения. СССР и Китай выступили с жесткой критикой программ планирования семьи как ложного подхода, уводящего от социально-экономических преобразований и истинных целей преодоления социально-экономической отсталости. Странам, полагавшим, что быстрый рост населения наносит ущерб их развитию, Всемирный план действий предлагал определить количественные цели и разработать меры по их достижению. По существу, это положение было единственным из главных тезисов проекта Плана, сохранившимся в принятом Конференцией Всемирном плане действий в области народонаселения.

Килиманджарская декларация , принятая Африканской конференцией по народонаселению, провозгласила неотъемлемые права государств и семей свободно выбирать демографическую политику и репродуктивное поведение. Это было вдвойне важно. Декларацию приняли государства континента с самой высокой рождаемостью и наиболее амбивалентным отношением к политике сдерживания демографического роста. Килиманджарская декларация приобрела глобальный характер, так как была положена в основу итоговых документов Международной конференции ООН по народонаселению (Мехико, 1984 г.), а именно Декларации по народонаселению и развитию и Рекомендаций по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения . На этой конференции Китай заявил об изменении своей позиции на 180 о и выразил поддержку мерам по сдерживанию роста населения. Программы планирования семьи были впервые открыгго поддержаны такими крупными развивающимися странами, как Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Кения, Мексика, Нигерия и Пакистан.

Третья всемирная межправительственная Конференция по народонаселению и развитию (Каир, 1994 г.) приняла Программу действий с горизонтом в 20 лет . Программа превратила улучшение положения женщин из способа достижения демографических целей в самостоятельную и приоритетную задачу. Доступ к услугам программ планирования семьи был переформулирован в репродуктивные права. Правительства договорились переформулировать политику народонаселения в целом, поставив в ее центр снижение материнской смертности, профилактику и лечение передающихся половым путем заболеваний, включая ВИЧ/СПИД, предупреждение и лечение последствий опасных абортов, а также более широкую задачу улучшения положения женщин (empowerment).

Расширение объекта демографической политики само по себе положительно, ибо интегрирует ее с сопредельными программами. Принятие и реализация программ планирования семьи облегчаются тем, что конкретные компоненты соответствующей политики могут быть обоснованы бесспорными аргументами, например улучшением репродуктивного здоровья и положения женщин в семье и обществе. Нередко именно так и происходит, а снижение рождаемости воспринимается как дополнительный бонус соответствующих социальный: программ. Это не увертка, не обман общественного мнения, поскольку такая политика всегда однонаправленна с прогрессивными социальными, экономическими и культурными преобразованиями, не борется с их результатами, а использует их и, в случае успеха, им способствует.

Оборотной стороной медали стало сокращение международной поддержки планирования семьи, в то время как финансирование других программ в сопредельных областях (репродуктивное здоровье и ВИЧ/СПИД) многократно выросло. Ситуация частично выправлена принятыми ООН Целями тысячелетия, которые являются главным документом, ставящим конкретные задачи развивающимся странам и международному сообществу . В частности, Цель 5.б ставит задачу сократить неудовлетворенный спрос на контрацептивы.

Более трети века назад число правительств развивающихся стран, оценивающих уровень рождаемости как слишком высокой и проводящих политику, направленную на ее снижение, уже было значительным (55). Казалось бы, с тех пор увеличение этого числа всего на 7 говорит о незначительном росте популярности этой позиции. Однако структура этой динамики говорит о другом. В 32 развивающихся странах (включая Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Иран и Нигерию) правительства продолжают считать, что население растет слишком быстро, хотя рост значительно замедлился по сравнению с серединой 1970-х годов. В 30 странах официальная позиция, признававшая темп роста населения удовлетворительным, трансформировалась в озабоченность чрезмерно быстрым ростом. Иными словами, за треть века в 85 развивающихся странах из 102, по которым имеются временные ряды, рождаемость на том или ином этапе официально оценивалась как слишком высокая .

Озабоченность быстрым ростом населения является непременным обоснованием программ планирования семьи, но это не единственная причина разработки таких программ. В настоящее время (2009 г.) только 9 из 136 развивающихся государств не оказывают прямой государственной поддержки программам планирования семьи . Половина государств, оказывающих такую поддержку, заявляют об их демографической цели, а в публичных обоснованиях программ планирования семьи, осуществляемых другой половиной государств, превалируют соображения репродуктивного здоровья.

Наконец, есть серьезный, хотя и редко используемый, ресурсный аргумент в пользу программ планирования семьи. Он заключается в дешевизне этих программ. По некоторым оценкам, программы планирования семьи вдвое снизили темпы роста населения многих стран Юга. Это было сделано ценой всего нескольких миллиардов долларов ежегодных затрат, включая 1 млрд долл. в год западной помощи.

Реализация политики снижения рождаемости

Основными ингредиентами любой программы планирования семьи являются (а) система распространения, включающая клиники низшего административно-территориального уровня и систему консультаций в клиниках более высокого уровня в случае осложнений, побочных эффектов, стерилизаций и абортов (там, где они разрешены); (б) набор контрацептивных методов временного и постоянного действия, в который нередко включают традиционные и «естественные» методы; (в) консультационные услуги, гарантирующие информированное согласие пациентки использовать данный метод, осведомленность о возможных побочных эффектах и альтернативах. Принципиальными характеристиками программ планирования семьи является бесплатность услуг или их предоставление по субсидируемым ценам и стремление охватить программами все население, в том числе сельское и бедное городское. Технологической основой программ планирования семьи стало изобретение в 1960-е годы противозачаточных таблеток и внутриматочных устройств. Современные контрацептивные технологии с их относительной дешевизной и простотой использования позволили обеспечить высокий уровень управляемости деторождением.

Планирование семьи, несомненно, является инструментом улучшения репродуктивного здоровья. Именно в таком формате программы планирования семьи разрабатываются и осуществляются в ряде развивающихся стран. Независимо от заявленной цели программы планирования семьи способствуют снижению рождаемости. Но все же, когда государство прямо декларирует цель снижения рождаемости, масштабы этого снижения больше, чем в случае исключительно недемографического целеполагания программ планирования семьи. Так, в странах, декларировавших цель снижения рождаемости, коэффициент суммарной рождаемости снизился в среднем за 1976-2009 гг. на 3,1 ребенка на женщину, в то время как невмешательство было связано с сокращением рождаемости на 2,2 ребенка на женщину, а в дюжине стран, заявлявших о своем стремлении повысить рождаемость, она сократилась на 1,6 ребенка на женщину (табл. 1). Хотя прямые данные по этому вопросу отсутствуют, можно предположить, что решимость снизить рождаемость проявляется в больших ассигнованиях на программы планирования семьи и их большей поддержке другими способами.

Таблица 1. Среднее снижение рождаемости в развивающихся странах в зависимости от политики в области рождаемости (детей на женщину за десятилетие)

Источники : United Nations. World Population Policies On-line Database. N.Y.: United Nations, 2009. (http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2009/WPP2009%20web/Countries/WP P2009%20Frame.htm); United Nations. World Population Prospects, the 2010 Revision cn-line database. N.Y.: United Nations, 2011. (http://esa.un.org/unpd/wpp/unpp/panel_indicators.htm)

Расходы на программы планирования семьи много меньше, чем затраты на другие направления социальной политики. Однако их финансирование сокращается. Происходит это по двум причинам. С одной стороны, сама успешность программ снижает относительную приоритетность этой деятельности. С другой стороны, иные смежные направления становятся столь важными, что оттягивают на себя финансовые потоки.

Этому способствует официальное расширение объекта политики народонаселения, в которую Каирская конференция 1994 г. включила репродуктивное здоровье и профилактику ВИЧ/СПИДа. В результате «пирог» финансирования политики народонаселения значительно расширился, но произошло перераспределение кусков этого пирога. В 2010 г. международная помощь для деятельности в области народонаселения составила 10 млрд долл.; лишь 5% помощи пошло на планирование семьи, в то время как 18% - на репродуктивное здоровье и 71% - на профилактику ВИЧ/СПИДа .

Между тем вряд ли есть социальные программы с большей результативностью. Показатель использования противозачаточных средств, измеряемый как доля женщин в возрасте 15-49 лет, состоящих в официальном браке или консенсуальном союзе и использующих какой-либо метод контрацепции, составлял в 2009 г. 61% в среднем по развивающимся странам - втрое больше, чем 40 лет назад, и больше, чем средний показатель по развитым странам . Конечно, как везде и во всем, за общими цифрами скрываются различия. В Китае достигнут самый высокий в мире уровень применения противозачаточных средств (84%), в то время как в 19 африканских странах к югу от Сахары контрацепцию применяют менее 20% женщин. Различия распространенности контрацепции прямо отражаются в уровнях рождаемости. Можно привести обширные статистические выкладки по этому вопросу, но они мало что добавят к простому наблюдению: в Китае суммарная рождаемость составляет не более (потому что есть более низкие оценки) 1,8 ребенка на женщину, а в этих 19 африканских странах - 5,8 ребенка на женщину. Аргумент о причинно-следственной связи между использованием контрацепции и уровнем рождаемости иногда оспаривается на том основании, что снижение рождаемости является сложной функцией социальных преобразований. Это, несомненно, так, но противоречия здесь нет, ибо потребность в детях имеет социальную природу, а реализуется эта потребность через контрацептивное поведение и аборты.

Ускоренный демографический переход

Демографический переход есть функция изменений репродуктивных предпочтений и условий их реализации. Репродуктивные предпочтения задаются, главным образом, социальными условиями, а модернизация в целом уменьшает потребность в детях. Реализация изменившейся потребности в детях тоже зависит от социальных условий, но в меньшей степени. Это предопределяет возможность ускорить демографический переход, обеспечив массовый доступ к эффективным средствам планирования семьи.

В 1970-х-2010 гг. рождаемость сократилась во всех регионах мира и во всех группах стран (рис. 3) . При этом не случайно, что за это время относительно благополучные развивающиеся страны прошли большую часть демографического перехода, в то время как в наименее развитых странах (33 страны в Африке к югу от Сахары, 14 стран Азии и Гаити) глубокая отсталость, бедность и неразвитость социальных институтов в сочетании с относительной слабостью демографической политики обусловили более медленное сокращение рождаемости. Более того, по некоторым данным, снижение рождаемости в Африке к югу от Сахары приостановилось .

Рисунок 3. Коэффициент суммарной рождаемости в странах Юга, 1950-2010 гг.

Источник : United Nations. World Population Prospects, the 2010 Revision cn-line database. N.Y.: United Nations, 2011. (http://esa.un.org/unpd/wpp/unpp/panel_indicators.htm)

Программы планирования семьи зарекомендовали себя как эффективный инструмент гашения демографического взрыва и средство улучшения здоровья женщин, младенцев и маленьких детей. По одному расчету, программы планирования семьи на 43% обеспечили снижение рождаемости в развивающихся странах с шести детей на женщину в 1960-1965 гг. до четырех детей на женщину в 1985-1990 гг. . Эта оценка справедлива на глобальном уровне, хотя она может и завышать эффективность программ планирования семьи на национальном уровне, поскольку взвешена по численности населения и потому смещает оценку в сторону Китая, Индии и Бангладеш. Однако другие методы приводят к столь же, если не еще более высокой, оценке эффективности программ для снижения рождаемости. Так, каждые 15 процентных пунктов прироста доли женщин, применяющих противозачаточные средства, в общем числе замужних женщин репродуктивного возраста приводят к снижению рождаемости на одного ребенка в расчете на женщину .

В процессе демографического перехода программы планирования семьи всегда способствуют снижению рождаемости (в постпереходных обществах эта связь исчезает). Насколько способствуют - это зависит от их силы, продолжительности функционирования и восприимчивости среды, где программы осуществляются. Даже сильная программа, если она начата недавно, может еще не успеть воздействовать на рождаемость (Мадагаскар). Бывает, что социальные условия настолько сильно поддерживают многодетность, что даже сильная и долгодействующая программа бессильна им противостоять (Афганистан, Уганда). И наоборот, модернизация может настолько эффективно перестраивать репродуктивное поведение, что рождаемость снижается, несмотря на слабость программы планирования семьи. Эта множественность сочетаний занижает тесноту связи между программами планирования семьи и уровнем рождаемости. Коэффициент корреляции между индексом интенсивности программ планирования семьи в 2009 г. и коэффициентами суммарной рождаемости в 2010 г. составляет внушительную величину (-0,34), но он, вероятно, был бы существенно выше, если бы учитывал другие указанные факторы, что, однако, сделать непросто, ибо небольшое число наблюдений ограничивает возможности использовать множественную регрессию.

В этом плане можно выделить три типа сочетаний социальных условий и долговременной политики снижения рождаемости, породивших сходные демографические результаты. Демографическая политика, открыто преследующая цель снижения рождаемости добровольно участвующих в ней субъектов, осуществляется в социально отсталой бедной Бангладеш и в модернизирующемся Иране; в Китае принудительная политика снижения рождаемости осуществляется в бедной, но модернизирующейся среде.

Пример успешной программы планирования семьи в экстремально плохих экономических условиях дает Бангладеш. В 1970-х годах в сельском районе Матлаб был начат эксперимент по комплексному предоставлению услуг планирования семьи и репродуктивного здоровья. Женщинам предлагался широкий выбор методов, консультации высококвалифицированных специалистов и современная акушерская и гинекологическая помощь. В зоне действия эксперимента использование контрацепции резко возросло, а рождаемость снизилась, чего не наблюдалось в контрольной зоне. Правительство приняло решение распространить матлабский эксперимент на всю страну и добилось немалых успехов.

В Иране провозглашенная в 1979 г. Исламская Республика сначала свернула начатые при монархическом строе программы планирования семьи на том основании, что исламу и стране нужно большое население. Минимальный возраст вступления в брак был снижен до 9 лет для мальчиков и 12 лет для девочек. В атмосфере прона- тализма, царившего в ирано-иракскую войну 1980-1989 гг., и при поддержке государственного экономического стимулирования рождаемость выросла на одного ребенка на женщину. После смерти айятоллы Хомейни в 1989 г. правительство Хаменеи-Рафсаджани круто изменило курс, осознав, что стремительный рост населения быстро исчерпает возможности обеспечения его продовольствием, образованием, жильем и рабочими местами. Было провозглашено, что ислам благословляет только двухдетные семьи. Министерство здравоохранения развернуло общенациональную программу планирования семьи, предлагавшую широкий выбор контрацептивных методов. В 1993 г. парламент принял законы, лишившие третьих детей и детей более высоких порядков рождения продовольственных талонов и социальных субсидий, а их матерей - декретных отпусков. Прохождение учебного курса планирования семьи стало условием заключения брака. В результате уровень использования современной контрацепции поднялся с 26% в 1975 г. до 59% в 2002 г., вслед за чем суммарная рождаемость снизилась с 6,2-6,5 ребенка на женщину в начале 1970-х годов до 2 детей на женщину в 2002 г.

В Индии обсуждение вопросов роста населения и демографической политики началось еще до завоевания страной независимости, когда в 1938 г. Переходное правительство образовало при Национальном плановом комитете подкомитет по населению. Двумя годами позднее плановый комитет официально заявил, что планирование семьи и ограничение числа детей необходимы в интересах социальной экономики, семейного счастья и национального планирования. Уже в 1952 г. государство начало реализацию политики снижения рождаемости. Через некоторое время была введена вертикальная система государственной отчетности о достижениях в этой области, которая сразу же породила массовые приписки. Неудачи программы подтолкнули правительство Индиры Ганди сначала ввести денежные поощрения стерилизации, а затем принять решение о насильственной стерилизации двухдетных мужчин. Кампания проводилась на протяжении нескольких лет в условиях особого положения и стала одной из главных причин отставки правительства в 1978 г. Впоследствии индийская национальная программа планирования семьи, переименованная в программу семейного благополучия, с огромной сетью центров и финансируемая из федерального бюджета, развивалась на основе добровольности. Однако ее успехи по-прежнему скромнее, чем во многих развивающихся странах.

В Китае политика контроля над рождаемостью включает как добровольные программы планирования семьи, так и меры принуждения, первоначально (1960-е годы) введенные в городах. Политика одного ребенка была запущена в 1978 г. и продолжается по настоящее время. Ни изменение демографической ситуации, ни жесткая международная критика не изменили позиции Правительства КНР.

Политика одного ребенка включает меры контроля, поощрения и наказания. После рождения первого ребенка женщина обязана использовать внутриматочные устройства (ВМУ). Если брачная пара уже имеет двух детей, женщина (или, реже, мужчина) должна подвергнуться стерилизации. Любая беременность без предварительного официального разрешения должна быть прекращена абортом. Принудительные кампании достигли кульминации в 1983 г., когда было проведено 21 миллион стерилизаций, 14 миллионов абортов и установлено 18 миллионов ВМУ. Поощрительный пакет включает регулярные пособия на единственного ребенка, приоритетный доступ к услугам здравоохранения и образования, преимущества родителям в получении хорошей работы и воспевание в трудовом коллективе. Превышение разрешенного числа детей влечет карательные санкции, включая крупные штрафы, вычеты из зарплаты или лишение работы, конфискацию или разрушение семейного дома или имущества, политические преследования. Широкая сеть специализированных учреждений здравоохранения, т.е. собственно программа планирования семьи, лишь обслуживала систему принудительного государственного управления рождаемостью.

В городах суммарная рождаемость снизилась до 1,4 ребенка на женщину. С 1984 г. правительство начало видоизменять политику одного ребенка в сельской местности. В 18 провинциях женщинам было разрешено рожать второго ребенка, если первой родилась девочка. В пяти провинциях всем сельским супружеским парам было разрешено иметь двух детей. В других пяти провинциях с преобладанием этнических меньшинств был установлен трехдетный предел. В двух провинциях и четырех районах со статусом провинции оставлена однодетная норма. Точное значение коэффициента суммарной рождаемости в сельской местности неизвестно, но по оценкам он составляет два ребенка на женщину.

По официальным заявлениям китайских властей, политика одного ребенка с 1979 г. предотвратила 200 млн или более трети всех рождений. Иногда выдвигается убедительный контраргумент, в соответствии с которым рождаемость снизилась бы и без принудительной политики одного ребенка, так как к моменту ее начала коэффициент суммарной рождаемости составлял всего 2,9 ребенка на женщину по сравнению с 6,5 в 1950 г. Впоследствии этот показатель снизился на 1,1-1,3 ребенка на женщину. По-видимому, большую часть этого снижения дала политика одного ребенка. Позитивные макроэкономические последствия ускоренного завершения демографического перехода миллиардным населением страны бесспорны, но достигнуто это было ценой страданий сотен миллионов людей. Вряд ли в этом вопросе можно напрямую сопоставить достижения и издержки. Вместе с тем моральный ущерб от политики одного ребенка следует оценивать в контексте массовых человеческих жертв, принесенных на алтарь коммунизации и культурной революции. Однозначно оценить объем этих жертв вряд ли возможно. Зато можно с достаточной уверенностью заключить, что голод 1958-1962 гг. унес не менее 30 млн жизней . Этот фон позволяет более взвешенно оценить объективные масштабы негативных последствий политики одного ребенка и лучше понять отношение к ней ее субъектов.

Ценность программ планирования семьи можно измерить экономическим выигрышем от снижения рождаемости. Было показано, что один доллар, инвестированный в программу планирования семьи, сберегает 2-6 долларов вложений в образование и здравоохранение. Поскольку женщины затрачивают меньше времени на уход за детьми, они могут выйти на рынок труда. Программы планирования семьи сокращают внутринациональные различия уровней рождаемости и через это - неравенство доходов. В более общем смысле, снижение рождаемости ускоряет экономический рост. Ценность программ планирования семьи шире их роли катализатора снижения рождаемости. Удовлетворение всего совокупного спроса на контрацепцию позволило бы предотвратить 23 млн нежеланных рождений, 22 млн абортов, 7 млн выкидышей, 1,4 млн смертей младенцев, 142 тыс. смертей, связанных с беременностью, превращение 505 тыс. детей в сирот по матери .

Рисунок 4. Коэффициент суммарной рождаемости в Китае, Бангладеш и Иране,
1950-2010 гг.

Источник : United Nations. World Population Prospects, the 2010 Revision cn-line database. N.Y.: United Nations, 2011. (http://esa.un.org/unpd/wpp/unpp/panel_indicators.htm)

Конечно, программы планирования семьи не обладают магической силой. Их не надо воспринимать как замену дорогостоящим социальным преобразованиям. Результативность программ не всегда одинакова. Но это относится к любым социальным программам. Вместе с тем почти полвека развития планирования семьи доказало его большую роль и потенциал. Программы планирования семьи всегда полезны - даже если они слабы. Они являются одним из самых эффективных видов социальных затрат.

Программы планирования семьи осуществляются повсеместно. В подавляющем большинстве развивающихся стран правительства, раз начав эту деятельность, не сворачивают ее. Эта популярность сама по себе является признаком успеха. Организационный опыт программ планирования семьи может быть использован в других областях. Условиями позитивного опыта социальной политики являются признанная на высшем государственном уровне ее важность; преемственность на протяжении нескольких десятилетий; стабильное финансирование; проведение продуманных пилотных проектов, интеграция с сопредельными направлениями; адекватное материально-техническое и кадровое обеспечение; мониторинг с обратной связью, общественный контроль, использование иностранной финансовой помощи и технического содействия. В этом отношении политика снижения рождаемости (главным образом - программы планирования семьи) дает пример успешности и эффективности в смысле соотношения затрат и результатов.

Демографическая политика - это не что иное, как особая система пропагандистских, экономических, социальных, а также прочих мер и мероприятий, способных так или иначе воздействовать на естественное движение численности населения.

Она является целенаправленной деятельностью различных государственных органов, а также социальных институтов, осуществляемой в сфере регулировки процессов воспроизведения населения. Можно сказать, что демографическая политика государства является политикой, которая направлена на область народонаселения. Главная ее цель - достижение определенного демографического оптимума.

Объектами в данном случае может быть население какой-либо страны, отдельного региона, города, деревни и так далее.

Конечно же, демографическая политика имеет свои цели, а также задачи. Обычно они формируются в различных политических программах, директивных планах и так далее. Вообще же основные направления данной политики следующие:

Снижение уровня смертности, а также заболеваемости;

Помощь семьям, имеющим детей, со стороны государства;

Урбанизация;

Данные направления тесно переплетаются со следующими сферами :

Регулирование доходов;

Развитие сфер услуг;

Жилищное строительство;

Обеспечение нуждающихся граждан;

Здравоохранение;

Можно сказать, что демографическая политика направлена на то, чтобы создать максимально удобные условия для рождаемости.

В некоторых случаях ее цели задаются в целевых требованиях, но могут быть представлены в виде целевых показателей или какой-либо системы показателей. В последнем случае достижение конкретно указанных показателей будет пониматься как достижение целей самой демографической политики.

Конечно же, в каждой стране демографическая политика имеет свои показатели и цели. Глупо было бы сравнивать данную политику Китая и, например, Швеции. Как всем известно, в Китае уже давно перенаселение. Было бы странно, если бы правительство данной страны пыталось его увеличить. Их главная задача - нормализовать прирост населения для того, чтобы условия жизни в стране стали более комфортными.

Демографическая политика имеет множество своих особенностей. Важной особенностью является ее непрямое, а опосредованное воздействие на динамику протекания демографических процессов. Данное воздействие производится через сферы брака, работы и так далее. Демографическая политика формирует демографические потребности, меняет по своему усмотрению их специфику, создает условия, которые необходимы для их реализации.

Меры демографической политики различны. К ним можно отнести меры экономические:

Выплата ссуд, кредитов, предоставление льгот, способных повлиять на рождаемость в стране;

Оценка состояния и возраста семей производится по прогрессивной шкале;

Женщины получают пособия по уходу за маленьким ребенком, им предоставляются определенные оплачиваемые отпуска;

В некоторых странах преимущество имеют малодетные семьи, а в некоторых - многодетные.

Существуют также административно-правовые меры:

Возраст, по достижению которого можно вступать в брак, определен законом;

В законах, как правило, прописываются положения об абортах, разводах и так далее.

Пропагандистские, а также воспитательные меры:

Обязательное половое образование;

Планирование семей;

Создание определенных общественных идеалов и ценностей;

Гласность вопросов, связанных с половыми отношениями и так далее.

Меры демографической политики могут являться не только стимулами, но и своеобразными ограничителями.

Политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры населения и его смертности и является демографической политикой государства. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных преимущественно на стимулирование рождаемости, относятся:

· оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей,

· пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале,

· различные ссуды, кредиты,

· налоговые и жилищные льготы и т. д.

Административно-правовые меры включают:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак,

· разводимость,

· отношение к абортам и применению контрацептивов,

· имущественное положение матери и детей в случае распада семьи,

· режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейного регулирования деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.121

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.123

Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собтвенно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 22,5 млн). Харченко Л. П. Демография: учебное пособие/Л. П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.305

Экономически менее развитые страны с быстро растущим населением в качестве целевого показателя выбирают чаще всего снижение темпов роста численности населения или снижение общего коэффициента рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости).

Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демографической политики рассматривают достижение определенных уровней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.

В более развитых в экономическом отношении странах целями демографической политики являются регулирование миграционной политики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и натурализацию иностранцев.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 1960-х гг. ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире, он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Однако для того, чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления, которые и были изобретены. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50--60-х гг. XX в., когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 1960-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания». Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Как и всякая другая революция, сексуальная вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов. К числу стран-рекордсменов, где на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет приходится более 50 абортов, относятся Вьетнам, Румыния, Куба, Белоруссия, Россия, Украина, Эстония, Болгария. На другом полюсе (менее 10 абортов) находятся Замбия, Индия, ЮАР, Бангладеш, Испания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70 % женщин в репродуктивном возрасте, в развивающихся - 50 %. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Несмотря на некоторую противоречивость подобных сведений, в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой в мире численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85 %). В Таиланде, во Вьетнаме и в Шри-Ланке он достигает 65-75 %, в Малайзии и Индии - 50-60, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75 %. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10 %; в Афганистане она составляет всего 2 %, а в Йемене - 7 %. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В результате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

При этом нужно, однако, иметь в виду, что среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть и десятки очень небольших по численности жителей, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Примером решения демографических проблем стала Франция. В конце ХIХ и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря информационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. - Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г, - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) -- Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и распространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесячных пособий по многодетности определялся как доля от базовой заработной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал по территориальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 гг. 49 %, в 1968 г. - до 4 %. Виды пособий:

* семейные пособия в размере 22 % базовой заработной платы на второго ребенка в возрасте до 10 лет; 31 % - в возрасте от 10 до 15 лет; 38 % - 15 лет и более; 33 % - на третьего и каждого следующего ребенка в возрасте до 10 лет; 42 % - от 10 до 15 лет; 49% - 15 лет и более. На первенца пособие не выплачивалось но если в семье три ребенка, то оно составляло 9 % от базовой заработной платы в возрасте до 10 лет, 16 % - от 15 лет и более;

* пособие на семью с одним кормильцем: 20 % от базовой заработной платы на первого ребенка до пять лет, 40 % - на второго,

50 % - на третьего и каждого последующего ребенка. Выплаты проводились наравне с семейными пособиями (предельный возраст - 16 лет плюс шесть льготных месяцев);

* дородовое пособие с момента официального удостоверения беременности до родов в размере 22 % базовой заработной платы;

* единовременное пособие при рождении ребенка в размере двойной базовой заработной платы при условии: а) если это первенец, а мать не старше 25 лет или состоит в браке менее двух лет; б) если это не первый ребенок, но со времени предыдущих родов прошло не менее трех лет. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

В 1975 г. был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

Вслед за Францией различные меры проведения демографической политики предприняли Бельгия, Дания, Швеция, Чехословакия, Венгрия и другие страны.

В России идет депопуляция, сейчас, как никогда, информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Не будет ошибочным утверждение, что особенно активную демографическую политику до конца 1980-х гг. проводили социалистические страны Восточной Европы.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.127

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил «либералов» и «консерваторов».

демографическая политика воспроизводство население

Развитие демографической политики в послевоенные (1950 - 60 гг.) годы было во многом предопределено существенным изменением политической карты мира и освобождением от колониальной зависимости десятков развивающихся стран, прежде всего в Африке и Азии. Традиционно высокая рождаемость в них, практически не регулируемая на уровне семьи, в сочетании со снижающейся в результате развития медицины и здравоохранения смертностью породили феномен, получивший название демографический взрыв. Быстрый рост населения оказался серьезной проблемой для развивающихся национальных экономик, постепенно приобретая характер глобальной проблемы.

Бывший президент Международного банка реконструкции и развития Ю.Р. Блек в 1961 г. в обращении к Экономическому и Социальному Совету ООН писал, что "рост населения угрожает свести к нулю все наши усилия по поднятию уровня жизни во многих странах".

В планировании семьи и регулировании рождаемости многие политики, общественные деятели и ученые увидели единственно доступное для нищей экономики бывших колоний и оперативно реализуемое средство торможения роста населения, не отрицая при этом и важности социальных и экономических преобразований. Выступая на открытии III Международной конференции по семейному планированию (Бомбей, 1952), бывший президент Индии С. Радхакришнан призывал к планированию семьи для снижения смертности и сохранения здоровья матерей и детей, подчеркивая, что развитие экономики и изменения социальной системы - "долгосрочные лечебные средства".

В коллективном труде "Кризис народонаселения и использование мировых ресурсов" (Гаага, 1964 г.) для противостояния росту населения и возрастающему давлению населения на имеющиеся ресурсы предлагалось проводить активную демографическую политику, принимать на государственном уровне решения, связанные с регулированием рождаемости.

Концепция ограничения роста населения, основанная на распространении средств контрацепции, получила название неомальтузианство.

Марксистская демография выступала с критикой этой концепции, видя ключ к преодолению экономической отсталости развивающихся стран не в программах контроля над рождаемостью, а выборе социалистического пути развития.

В 1964 году ООН провел опрос правительств, который показал, что многие развивающиеся страны озабочены высокими темпами роста населения, затрудняющими экономическое развитие. Во все большем числе развивающихся стран с 1960-х гг. получает признание и поддержку политика контроля рождаемости. В десятках стран Африки, Азии и Латинской Америки действовали государственные программы, поддерживающие распространение практики планирования семьи и ориентированные на снижение рождаемости и сокращение темпов роста населения.

Низкий культурно-образовательный уровень населения и отсутствие социально-экономических стимулов к внутрисемейному ограничению деторождения существенно ограничивали эффективность осуществляемых программ планирования семьи. Реализация их тормозилась также нехваткой финансовых и технических средств, недостатком квалифицированных специалистов для служб планирования семьи.

Во многих странах, взявших официальный курс на снижение рождаемости, программы планирования семьи являются составной частью национальных планов экономического развития. В 1969 г. XV сессия Комиссии по народонаселению ООН рекомендовала не ограничиваться только финансированием программ контроля над рождаемостью, а использовать эти средства для исследования взаимодействия социально-экономического и демографического развития. В резолюциях региональных конференции по народонаселению (Мехико, 1970 г.; Анкара, 1971 г.; Токио, 1972 г.; Бейрут, 1973 г. и Каир, 1973 г.) было особо подчеркнуто, что политика народонаселения - составная часть политики и планирования развития.

Программы планирования семьи поддерживались и поддерживаются различными специализированными и региональными учреждениями ООН, а также рядом неправительственных организаций: Международной федерацией по планированию семьи, Советом по народонаселению и др. В 1970-х гг. в вопросы регулирования размеров семьи как части проблемы сохранения здоровья матери и ребенка включились Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В 1974 году Комиссия по народонаселению приняла документ "Деятельность ООН в области народонаселения", в котором в число пяти основных направлений оперативной деятельности ООН вошли политика в области народонаселения и программы планирования семьи.

Принятый на Всемирной конференции по народонаселению в Бухаресте (1974 г.) Всемирный план действий в области народонаселения обратил внимание правительств на то, что политика народонаселения не заменяет социально-экономическое развитие, а является частью его. При подведении итогов реализации Плана в Мехико (1984 г.) был обобщен опыт разработки политики в области народонаселения в разных странах.

В Рекомендациях по дальнейшему осуществлению Всемирного плана действий в области народонаселения (Мехико, 1984 г.), в Амстердамской декларации, принятой Международным форумом "Народонаселение в XXI веке" (Амстердам, 1989 г.), в 20-летней Программе действий в области народонаселения и развития, принятой на Всемирной конференции по народонаселению в Каире (1994 г.), и в других международных и региональных документах сформулированы основные принципы проведения национальной демографической политики, изложены рекомендации, поставлены цели и задачи. В них неоднократно подчеркивалось суверенное право каждой страны самостоятельно определять цели и методы их достижения в сфере воспроизводства и развития населения.

Однако реализация политики в ряде стран приходит в противоречие с правами человека, семьи на свободное принятие решений о размерах семьи, о числе детей и времени их рождения. Так, например, правительство Китая с начала 1970-х гг. предпринимает жесткие меры, чтобы обеспечить эффективный контроль за ростом населения. За 15 лет, к середине 1980-х гг., удалось снизить рождаемость в 2 раза, а естественный прирост - почти в 2,5 раза. В статье 25 Конституции КНР (принятой в 1982 г.) говорится: "Государство осуществляет планирование рождаемости, с тем чтобы привести в соответствие рост населения с планами экономического и социального развития". Исходя из этого, при планировании семьи поощряются поздний брак и рождение одного ребенка. Практикуемые в Китае материальные и моральные меры наказания за рождение "лишнего" ребенка трактуются экспертами как нарушение права семьи свободно и ответственно решать вопрос о числе детей.

Для того, чтобы иметь возможность получать и обобщать информацию о национальных политиках, ООН проводит периодические опросы правительств по вопросам политики в области населения. К 2013 г. было проведено 11 таких опросов: 1963, 1972, 1976, 1978, 1982, 1988, 1993, 1998, 2003, 2007, 2012 гг. Специально созданная база данных, описывающая оценки и политику в области населения (Global Population Policy Database) постоянно пополняется и содержит распределение стран по своему отношению к отдельным проблемам демографической политики (см. табл.1). Обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы растет число стран, оценивающих свой рост населения и уровень рождаемости как слишком низкие. Существуют и региональные базы данных. Эксперты Европейской Экономической Комиссии в документах, подготовленных в 1990 г., отмечали необходимость разработки для всех стран единой базы данных, позволяющей осуществлять мониторинг политики населения, важным направлением которой выступает политика в области семьи и рождаемости. Выделялись следующие ее разделы:. Финансовая помощь семьям:

) семейные пособия;

) гранты на образование;

) субсидии на жилье, специальные целевые займы определенным категориям семей; 4) налоговые льготы семьям с детьми.. Политика помощи женщинам в осуществлении их двойственной роли:

) отпуска матерям и отцам в связи с рождением и воспитанием детей;

) специальные льготы женщинам в области занятости (работа на до-

му, неполное рабочее время, гибкий график работы и т.д.);

) развитие системы дошкольного образования.. Политика помощи одиноким родителям:

) особые льготы в обеспечении детскими дошкольными учреждениями;

) финансовая помощь.. Политика повышения стабильности семей:

) регулирование минимального возраста вступления в брак;

) законодательное регулирование разводов.. Политика планирования семьи:

) обеспечение средствами контрацепции;

) политика в области абортов.

Экспертами Европейского Сообщества в рамках специально созданной организации "Обсерватория семейной политики" осуществляется мониторинг политики в области семьи и рождаемости, готовятся регулярные доклады, отражающие развитие мер семейной политики как в целом, так и по отдельным странам ЕС.

Дискуссионным на Западе остается вопрос о том, какими должны быть размеры семейных пособий и других льгот и компенсаций, чтобы они не ослабляли трудовую мотивацию и не снижали степень участия родителей в общественном производстве, не подрывали экономические функции заработной платы, не перекладывали на общество личную ответственность самих родителей за семью и их детей.

Табл. 1. Оценки и политика правительств в области населения

Оценка и политика200320072012страндоля, %страндоля, %страндоля, %Всего174100190100193100Оценивают рост населения в своей стране как: слишком высокий удовлетворительный слишком низкий 74 76 24 42,5 43,7 13,3 78 90 22 41,1 47,4 11,6 79 85 29 40,9 44,0 15,1Считают необходимым воздействие с целью: увеличить темп роста сохранить темп роста уменьшить темп роста воздействие не планируется 21 18 66 69 12,1 10,3 37,9 39,7 20 25 71 74 10,5 13,2 37,4 38,9 20 16 75 82 10,4 8,3 38,9 42,5Считают уровень смертности и продолжительности жизни: приемлемым неприемлемым 54 120 31,0 69,0 72 118 37,9 62,1 89 104 46,1 53,9Считают уровень рождаемости: слишком низким удовлетворительным слишком высоким 20 74 80 11,5 43,7 46,0 23 80 87 12,1 42,1 45,8 33 75 85 17,1 38,9 44,0Считают необходимым воздействие на рождаемость с целью: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 20 19 70 65 11,5 10,9 40,2 37,4 21 29 83 57 11,1 15,3 43,7 30,0 25 19 85 64 13,0 9,8 44,0 33,2Политика в отношении иммиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 9 77 60 28 5,2 44,3 34,5 16,1 9 56 62 63 4,7 29,5 32,6 33,2 2 65 45 81 1,0 33,7 3,3 42,0Политика в отношении эмиграции: увеличить сохранить уменьшить воздействие не планируется 6 71 43 54 3,4 40,8 24,7 31,0 7 47 36 100 3,7 24,7 18,9 52,6 9 27 39 118 4,7 14,0 20,2 61,1

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70% женщин репродуктивного возраста, в развивающихся - 50%. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Как видим, трудно определить, в какой мере эти сведения соответствуют или противоречат друг другу; но в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах.

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей. В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин.

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение.

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85%). В Таиланде, Вьетнаме и Шри-Ланке он достигает 65-75%, в Малайзии и Индии - 50-60%, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75%. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10%; в Афганистане она составляет всего 2%, а в Йемене - 7%.

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее "старение" брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. Еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, а к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, в Азии же и особенно в Латинской Америке "постарел" еще больше.

Среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Особенно активную демографическую политику до конца 80-х гг. проводили страны Восточной Европы. К числу основных ее мер относились: единовременные ссуды молодоженам, пособия в связи с рождением каждого ребенка - по прогрессивно возрастающей шкале, ежемесячные пособия на детей, длительные отпуска по беременности и родам, преимущественное право на приобретение квартиры, на устройство детей в детские учреждения.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Например, единовременные пособия при рождении ребенка в ФРГ в начале 90-х гг. составляли 100 марок, в Великобритании - 25 фунтов стерлингов, во Франции - 2600 франков, в Испании - 3000 песет. Ежемесячные пособия выплачивали в ФРГ в размере 50 марок на первого ребенка, 100 марок на второго, 200 марок на третьего и каждого последующего, в Нидерландах от 90 гульденов на первого до 215 гульденов на восьмого ребенка. Во Франции подобные ежемесячные пособия возрастают с 500 франков на двух детей до 3000 франков на шестерых детей, причем их выплачивают до достижения детьми 16 лет. В Швеции отпуск по беременности и родам составляет 32 недели и оплачивается из расчета 90% заработной платы.

Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии даже 28 лет. Для женщин во Франции и Швеции он превышает 24, а в Германии, Швейцарии и Дании - 25 лет.

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 60-х годов, особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако "реабилитация" секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещались, то разрешались - в зависимости от соотношения сил либералов и консерваторов.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивавших материальное и моральное стимулирование семьи. В конце 80-х годов, когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. В новой, независимой, России разразился настоящий демографический кризис и началась довольно быстрая убыль населения. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых (3,5-4 млн в год в первой половине, 2,5 млн во второй половине 90-х годов) Россия занимает внеконкурентное первое место в мире. По числу абортов из расчета на 1000 женщин в фертильном возрасте (100) и на каждые 100 рождений (200) она также входит в число первых стран. России необходима более последовательная, четкая и научно обоснованная демографическая политика, которая позволила бы ей хотя бы возвратиться к простому воспроизводству населения. Именно такая Концепция программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса была подготовлена в конце 90-х годов. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

Демографическая политика представляет собой систему государственных мероприятий, направленных на формирование наиболее благоприятного для целей общественного развития типа воспроизводства и расселения населения. Она может включать меры по регулированию внешней и внутренней , упорядочению процессов , достижению более низкого уровня смертности путем совершенствования службы здравоохранения, но одна из основных ее задач — воздействовать на режим (стимулировать и ограничивать ее) с помощью различных экономических, социальных, административно-юридических и пропагандистских средств. Экономические меры: оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи, ссуды и , налоговые и жилищные льготы и т.д. К числу административно-правовых средств относятся законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты, использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию. Большую роль на воспроизводство оказывают пропагандистские и воспитательные меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определяющие демографический в обществе. В конкретной действительности выбор средств воздействия на рождаемость широко варьируется в зависимости от поставленных задач и степени их научной обоснованности, общественных условий и реальных государственных возможностей.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во-второй половине XX столетия, что обусловлено с существенной территориальной дифференциацией естетсвенного прироста в мире. С одной стороны в ряде регионов наблюдается демографический взрыв, вызывающий комплекс социально-экономических, с другой стороны на развитех страны стремительно надвигается демократический кризис, обусловленный депопуляций и старением населения.

В странах западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что наиболее активно политику поощрения рождаемости и естественного прироста проводят и Швеция.

В России, когда она была в составе Советского Союза, демографическая политика сводилась в основном к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование. В конце 1980-ых г.г., когда началось падение рождаемости и естественного прироста, эти меры были усилены и дополнены рядом новых мер по защите семей с детьми в связи с трудностями перехода к рынку. Одной из причин и одновременно одним из следствий этого кризиса стало увеличение числа абортов, по общему количеству которых занимает ныне неконкурентное первое место в мире. В конце 1990-х г.г. была подготовлена программа действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса. Эта концепция рассчитана на срок до 2015 г.

© 2024 Helperlife - Строительный портал